Подписаться на обновления
23 августаСреда

usd цб 59.0396

eur цб 69.5900

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
  вторник, 26 апреля 2011 года, 09:00

Елена Попова: «Нужно любить и беречь друг друга»
Одна из ведущих актрис БДТ о Товстоногове и театре, о себе и о молодёжи в театре


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Актёры — это особый род людей. Не в обиду будет сказано, но ведь часто невозможно разобраться, где сам человек, а где его роли. Актёр скрывает свою подлинность, это постоянная мимикрия, метаморфозы. Может быть, только самые близкие видят актёра таким, какой он на самом деле…

Важный для петербургского Большого драматического театра нынешний год — начало масштабной реконструкции здания на Фонтанке, переезд, перенос спектаклей на временные площадки — оказался богат на юбилеи. В апреле принимает поздравления Елена Попова, народная артистка России, лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит» и других престижных актёрских наград.

Он возглавляет Молодёжный театр на Фонтанке двадцать лет. За это время театр стал популярен не только в Петербурге, но и в Москве, часто гастролирует в Европе. О том, как он начинал путь режиссёра, отношениях с актёрами и почему он не против званий, Семён Спивак рассказал нашему корреспонденту Андрею Морозову.

Её героини покоряют сочетанием внешней хрупкости и внутренней силы, очарованием женственности при рациональном уме. Эмили в «Нашем городке», Луизу в «Коварстве и любви», Марину Мнишек в «Годунове», Морин Фолан в «Королеве красоты» и многих других счастливых и страдающих женщин она наделила умением любить и прощать, дарить надежду и жертвовать собой.

Надеюсь, это интервью станет свидетельством ещё одного редкого качества актрисы — умения быть откровенной.

— Елена Кимовна, что для вас значит юбилей? Понятно, что это повод для поиска нового образа, переосмысления себя в театре, перехода от одного типа ролей к другому. Насколько болезненным стал для вас этот переход? Или всё идёт естественным путём?
— Как бы успешно или неуспешно ни складывалась актёрская карьера, ты всегда оказываешься голый перед этой ситуацией. Такова эмоциональная природа человека.

Сказать, что я переживаю её безболезненно, конечно, нельзя. Но дух и воля на то и даны, чтобы принимать устройство жизни как неизбежность. Поэтому я всей душой борюсь с тем состоянием упадка, к которому приводят мысли о возрасте.

Думаю, это самая главная задача человека: научиться принимать жизнь и её предлагаемые обстоятельства стойко. А принять эти обстоятельства оказалось не так-то просто для людей моего поколения.

Мы, чья юность пришлась на семидесятые годы, были абсолютно не подготовлены к социальным переменам девяностых. При этом мы ждали перемен, верили, что вот-вот с нами и со всей страной произойдёт что-то хорошее, прекрасное, светлое. Но кто мог предвидеть, чем всё это обернётся?

Не все смогли пережить эти перемены. Сколько моих ровесников ушли из жизни, так и не успев ничего сказать, заявить о себе… Поэтому я считаю, что найти себя во времени — это самая сложная задача. Вызов, на который ты должен ответить.

— Вы нашили себя во времени? Сегодняшний образ артистки Елены Поповой, собранный из ролей в театре и кино, — насколько он воплотил надежды и чаяния школьницы, поступавшей в театральный вуз?
— Ничего не могу сказать о своём образе, о своём месте, о положении… Не позволяю себе рассуждать о себе на фоне истории — это неловко. А уж жаловаться я не имею никакого права.

Сколько одарённых, поцелованных Богом людей моего поколения не состоялись в творчестве в силу множества причин. Кого-то просто затёрла жизнь, кто-то не смог пережить ударов судьбы.

Мне грех жаловаться — я до сих пор много работаю, выхожу на сцену, у меня есть сын, который состоялся в своей профессии. Думаю, я счастливый человек.

А мечты и желания — конечно, не все они сбылись, но это может сказать о себе каждый. Главное — смотреть на вещи трезво. И, как часто повторял Георгий Александрович Товстоногов, относиться с юмором к собственной персоне.

— Каким вы застали Товстоногова? Какую сохранили память о нём?
— Знаете, с годами его образ становится всё ярче и весомее. Потому что тот священный трепет, который вызывал в нас, молодых артистах, главный режиссёр — даже не сам Георгий Александрович, а его авторитет, легенда, которая создавалась о нём ещё при жизни, — всё это уходит. Высветляется человек.

При всём его таланте, огромной эрудиции, воле, он был ранимым человеком, с живой душой. Он готов был услышать чужую боль — это очень важно для художника. И, конечно, он очень любил своих артистов, относился к ним бережно. Хотя методы его работы нередко были жёсткими, сейчас уже понимаешь, что по-другому было нельзя. Тянуть такую махину — новаторский театр в советском государстве — это был огромный труд.

— Как вас встретили в БДТ, когда вы пришли? Вы ощущали отеческую опеку или встретились с «дедовщиной»?
— В БДТ не принято было кого-то опекать, это был профессиональный театр, где люди работали и требовали того же от молодых. Не было и дедовщины.

Хотя, нужно сказать, в любом театре молодому артисту приходится доказывать своё право на роли. Когда говорят «мы так любим молодых артистов, они такие хорошие» — это просто слова. Всегда, когда в театр приходит новое поколение, «дышит в затылок» (пользуясь театральной терминологией), их принимают насторожённо.

И в этом нет катастрофы. Нужно отвоёвывать своё место на сцене, своё право работать в этом коллективе. Не личным обаянием и связями, а своим профессионализмом и талантом. Воля и стремление к победе помогает не обращать внимания на мелкие покусы недоброжелателей.

— Марсель Пруст где-то заметил, что с возрастом женщина превращается либо в Мадонну, либо в солдата. К какому типу вы себя относите? Вы волевая женщина?
— Нет, даже напротив. Но я стремлюсь воспитывать в себе волю. Думаю, пока человек к этому стремится, он будет побеждать.

Актрису Ксению Раппопорт сопровождает успех. Ещё позавчера она удивляла своих первых зрителей блестящими ролями в спектаклях Льва Додина на сцене Малого драматического театра — Театра Европы, а вот она уже снимается в Италии у знаменитого режиссёра Джузеппе Торнаторе. Ещё вчера не увлекающаяся театром и не добравшаяся посмотреть «Юрьев день» Серебренникова часть страны узнала, что русская актриса будет вести церемонию открытия Венецианского кинофестиваля, так вот, пожалуйста, она уже получает награду за лучшую женскую роль в итальянском фильме.

Конечно, есть ещё природа. То, что в человека заложено Творцом, всегда в нём проявляется, несмотря на возраст или положение. Когда я встречаюсь с друзьями юности, которых не видела много лет, — а многие из них стали знамениты, — я вижу в них детские черты.

Взрослея, человек пытается спрятать в себе ребёнка, придумывает для себя маску, которая наиболее выигрышна для его сегодняшнего успеха, паблисити.

Но за маской прячется настоящее лицо. И если тебе дано быть женщиной-воином — украсим солдата до воительницы, — в тебе не будут видеть Мадонну, как бы ты ни стремилась к этому.

— Судьба? Может быть, от этого тоже многое зависит? Я вижу всё же основания для этого сравнения… В нашем пантеоне есть, например, лиричная и женственная Светлана Крючкова, а есть Алла Демидова, в героинях которой всегда ощущается некий железный стержень.
— Даже те примеры, которые вы привели, — для меня они совсем не однозначны.

Во-первых, актёры — это особый род людей. Не в обиду будет сказано, но ведь часто невозможно разобраться, где сам человек, а где его роли. Актёр скрывает свою подлинность, это постоянная мимикрия, метаморфозы. Может быть, только самые близкие видят актёра таким, какой он на самом деле…

А во-вторых, вспомните Аллу Демидову в фильме «Отец Сергий». Меня она просто потрясла в роли Пашеньки, я плакала. Это такое пронзительное, несчастное, светлое существо, человек такой огромной веры, что перед ней невозможно не упасть на колени. Изумительная роль! Одним словом, всё это неоднозначно.

— Сегодняшний БДТ — уже не тот театр, что был при Товстоногове, уже не может быть прежним. Какой вы видите перспективу его развития? Мы понимаем, что сохранение великих традиций какое-то время может давать ресурс для существования, но наступает момент, когда ресурс исчерпывается и нужно где-то брать новые силы. Последнее десятилетие театр находится в поиске своего нового образа, комплекса художественных идей. Куда, по-вашему, должен привести этот поиск?
— Во-первых, давайте договоримся — что такое традиция? Каждый понимает это по-своему. Для меня традиция БДТ связана прежде всего с задачей исследования жизни человеческого духа.

Это традиция всех лучших российских театров ХХ века. Хотелось бы сохранить эту задачу и в веке нынешнем, потому что это великое завоевание русского театра. А уж как это применяется и реализуется сегодня, в новых условиях, с новым темпом жизни, — тут и правда возникает много вопросов.

А меняется всё очень быстро. Вот у меня висит на стене фотография — тридцатилетие творческой деятельности Товстоногова, весь наш большой коллектив, шестьдесят человек.

Я смотрю на эту фотографию… хорошо, если шесть-семь человек до сих пор работают в театре. Значит, остальные — это новые люди. С новым взглядом на мир, с другими пристрастиями и интересами, с другой школой.

Есть расхожее мнение, что театр может полноценно существовать семь лет, кто-то говорит — десять, двадцать, больше никто не даёт. Но ведь пока у театра есть зритель — он востребован, он нужен. А у нашего театра есть свой зритель. Как мы будем развиваться — покажет время.

— Я убеждена, что главную роль в формировании нового театра как художественного явления всегда играет репертуар. Мы не случайно отмеряем историю театра этими отрезками — Шекспир, Островский, Чехов, Брехт и так далее. Это отработанный сценарий: драматургия несёт некий эмоциональный заряд, ожидание и требование перемен, театр подхватывает волну, поднимается на ней. Мне кажется, что без освоения новой драматургии невозможно говорить о новом мироощущении, о переменах в нас и вокруг нас. Вы согласны с этим? Или, может быть, авторитетному академическому театру это не нужно? Может, он и правда должен превратиться в некую закрытую капсулу, где должно храниться утраченное время?
— Трудно ответить однозначно. Вот, например, Малый театр в Москве формирует свою репертуарную политику именно так — только классика, проверенная временем.

И ничего в этом нет плохого. Но мне кажется, что ограничивать художественное пространство театра какой-то одной эпохой, только несколькими именами нельзя. Нужно осваивать новое.

Недавняя премьера БДТ, спектакль по пьесе современного драматурга Игоря Шприца «Мерси», вызвала бурю разноречивых откликов. И это хорошо. Хорошо прежде всего для театра.

Молодые артисты много сил отдали тому, чтобы построить жизнь в этой системе координат, им нравится играть в пьесе о наших современниках. Нравится осваивать новый язык...

— А насколько это интересно вам? Ваша палитра достаточно богата, вы много играли и в классическом репертуаре, и в современных западных пьесах — от Уайлдера до Макдонаха. Какую пьесу для себя вы хотели бы выбрать? Возможно, даже написанную специально для вас?
— В нашем театре это не принято. Ещё со времён Георгия Александровича было так заведено — режиссёр выбирает пьесу, которая ему интересна, и затем подбирает ансамбль. К сожалению, делать это становится всё труднее…

Нет той плеяды звёзд, которой блистал когда-то БДТ. Когда одновременно в одном пространстве собралось столько великих.

— Как профессионал вы можете оценить уровень сегодняшних артистов? Чего им недостаёт? Может быть, горения, самоотверженности? Навыков? Эрудиции? Мы же не можем говорить о том, что сегодняшние артисты менее талантливы, чем актёры прошлого. Видимо, им чего-то не хватает, чтобы вырастить, огранить свой талант?
— Да, есть вопросы к школе обучения. К нам приходят выпускники актёрских вузов, которые не знают, что такое сквозное действие, что такое внутренний монолог. Они обучены совершенно по-разному — кто как умеет. И соединить их в одном спектакле невероятно сложно. Может быть, это часто накладывает ощущение отсутствия ансамбля, антиансамбля БДТ, о котором часто пишут критики…

Мне бы очень не хотелось, чтобы мои слова прозвучали как нападки на новое поколение. Я не обличитель нравов. Я вижу, что в молодых артистах есть горение, они талантливы, большинство из них — добрые, отзывчивые ребята.

Но настораживает их равнодушие к самому процессу жизни. К литературе, к политике, к истории страны, к истории искусства. Они не жадные до знаний.

Они самодостаточны — и тем самым обирают себя, ограничивают свои возможности. Может, это беда времени? Когда интернет заменил книгу, заменил музей…

Я знаю стольких людей, получивших дипломы в художественных вузах, уже по многу лет работающих в театре, которые за всё это время, дай бог, один раз побывали в Эрмитаже или в Русском музее. Для меня это непредставимо.

Мне кажется, творческому человеку обязательно нужны художественные впечатления. Музыка, живопись, литература — они обогащают нас образами. Отсюда приходит вдохновение, потрясение, эмоциональный взрыв, из которого затем может вырасти понимание и смысл роли. Художник мыслит образами. Если он не прикасается к образам, не созерцает мир, он не растёт.

— Что радует, а что тревожит вас сегодня?
— Всех нас, весь творческий коллектив БДТ, сегодня тревожит закрытие здания на Фонтанке на капитальный ремонт и переезд. Хотя, честно сказать, мы уже начали свыкаться с этой неизбежностью. И постараемся сделать всё от нас зависящее, чтобы театр продолжал работать, показывал спектакли и создавал новые. Ведь театр жив, пока выпускает новые постановки.

Пока мы планируем работать в «Мюзик-холле», в ДК им. Горького. Очень хотелось бы максимально использовать возможности второй сцены на Каменном острове — это недавно отремонтированное здание, с прекрасным залом, в прекрасном месте. Мне кажется, у него большое и светлое будущее. Надеюсь, уже в будущем сезоне эта площадка начнёт работу.

— Хочется пожелать, чтобы эти надежды как можно скорее сбылись. И, конечно, новых ролей в новых спектаклях.
— Спасибо, это главное для артиста. Роли как дети. Если мать признается, что любит кого-то больше, это будет неправильно. Есть, конечно, очень дорогие роли…

Для меня это роль Эмили в пьесе Уайлдера «Наш городок». В этой пьесе говорится об очень простых и таких важных вещах. О том, какое это счастье — жить, сколько радости в жизни, как часто мы не замечаем этого…

Об этом нужно говорить. Нужно любить и беречь друг друга, уметь прощать…

Ведь даже если ты уже долго живёшь на свете, тебе всё равно кажется, что ты ещё ничего не понял и не испытал. Что ты ещё ребёнок, лежишь утром в постели и сейчас войдёт мама и скажет: «Надо вставать». За окном питерский снежок, хмурая погода, а нужно идти в школу…

Какое это счастье! И как нелегко научиться его ценить.

Беседовала Ольга Погодина-Кузмина




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Милитаристская история нелюбви

Под занавес уходящего сезона театр «Геликон-опера» порадовал публику премьерой: классическая опера «Трубадур» Верди предстала притчей о войнах. О смертельных битвах – начиная с семейных драм и заканчивая современными мировыми военными конфликтами.

06.07.2017 18:00, Лилия Ященко


Оральный секс и эпоха деконструкции

«Мужья и жены» В. Аллена в МХТ, реж. Константин Богомолов

Решил перед спектаклем освежить в памяти фильм Вуди Аллена - точно помня, что смотрел его, но когда-то давно. Включил и понял, что сравнительно недавно, может, невольно и частично, случайно попав на него по ТВ (а Вуди Аллена время от времени там крутят), уже пересматривал, кажется... - или это был другой его фильм?

03.07.2017 16:00, Вячеслав Шадронов


Соглашение по климату

«Снегурочка» Н. Римского-Корсакова в Большом, реж. Александр Титель, дир. Туган Сохиев

Сказочный сюжет, знакомая музыка — а к числу репертуарных хитов «Снегурочку» по состоянию текущей афиши не отнести, и вряд ли это случайно: «Сказку сегодня ставить трудно», — веско заметил Александр Титель перед пресс-показом. Самые продвинутые будут сравнивать премьеру Большого с парижским спектаклем Чернякова, а мне и сравнить не с чем — на чужие впечатления опираться нелепо, а стал перебирать собственные и, похоже, последней московской «Снегурочкой» на моей памяти была постановка в «Новой опере».

17.06.2017 18:00, Вячеслав Шадронов


Рыба мечты в грозовом бассейне

Премьера Евгения Марчелли в Театре Наций

Уходящий театральный сезон был богат на «Грозы». Громче всего, конечно, прогремела постановка БДТ – лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа режиссера» (Андрей Могучий). Но и спектакль Евгения Марчелли в Театре Наций не прошел незамеченным.

13.06.2017 20:00, Татьяна Ратькина


Сказки зачарованного леса

Метаморфозы классики в Школе драматического искусства

«Традиционный», «социальный», «критический» – эти характеристики чаще всего сопутствуют пьесам А.Н. Островского и, пожалуй, больше всего им соответствуют. Театральные постановки, конечно, допускают вольности и тяготеют к новизне. Но избавиться от власти всех трех определений Островскому редко удается даже на сцене – хоть одно из них да нарушит классическим привкусом чистоту художественного эксперимента.

30.05.2017 19:00, Татьяна Ратькина


«Фоменки» в зазеркалье

Шарм и смыслы «Амфитриона» Кристофа Рока

«Амфитрион» Кристофа Рока – первый опыт сотрудничества Мастерской Петра Фоменко с приглашенным режиссером-иностранцем. В отличие от многих коллег по цеху, руководитель лилльского Théâtre du Nord не пытается сказать новое слово о русской культуре. На московской сцене он поставил пьесу «самого французского драматурга». С истинно французским шармом.

30.04.2017 15:00, Татьяна Ратькина


О границах искусства и безграничности мастерства

«Все мои сыновья» в Театре имени Маяковского. Заметки на полях

«Все мои сыновья» в Театре имени Маяковского – хороший спектакль. По одноименной пьесе лауреата Пулитцеровской премии и мужа Мэрилин Монро Артура Миллера. С профессиональной актерской игрой, добротной сценографией, уместным музыкальным оформлением.

07.04.2017 16:00, Татьяна Ратькина


На пути к театру будущего

Об истории возникновения фестиваля школьных театров, его идее и пользе для детей

В московском Еврейском культурном центре на Большой Никитской 31 марта и 1 апреля пройдет Первый фестиваль школьных театров. Подробней об этом событии рассказывает один из организаторов мероприятия, Мария Полякова, учительница английского языка в городе Бутурлиновка.

28.03.2017 17:00, Артем Пудов


О роли двуличности в истории

Взлеты и падения «Тартюфа» Филиппа Григорьяна

Филипп Григорьян не принадлежит к числу простых и лаконичных режиссеров. После оглушающей какофонии «Женитьбы» и фееричного «Заводного апельсина» от него ждешь чего угодно. И попытка прочитать комедию Мольера как историю царской семьи вызывает разве что легкое удивление.

03.03.2017 16:00, Татьяна Ратькина


Заигрывая с пошлостью

О постановке Тимофея Кулябина«Иванов»

Ряды телекамер, мелькание узнаваемых лиц, приятное оживление и восторженное ожидание. В гардеробе не хватает вешалок; зрительный зал трещит по швам... «Иванов» в Театре Наций, пожалуй, самая громкая и обсуждаемая премьера сезона. И не только благодаря фантастическим ценам на билеты. В «Иванове» объединены главные компоненты блестящего спектакля. Классика драматургии. Яркие и уважаемые актеры: Евгений Миронов (Иванов), Чулпан Хаматова (Анна Петровна), Елизавета Боярская (Саша), Игорь Гордин (Лебедев), Виктор Вержбицкий (Шабельский). Режиссер, известный театральной публике по постановкам Шекспира и Еврипида, опере Доницетти и экспериментальным «Трем сестрам», а более широкой аудитории – по скандалу вокруг «Тангейзера».

19.02.2017 19:00, Татьяна Ратькина






 

Новости

"Союзмультфильм" снимет 30 новых серий мультсериала "Трое из Простоквашино"
Длительность серий мультфильма, выполненного в технике 2D и 3D, будет составлять 6,5 минут.
Вокалист группы Linkin Park покончил с собой
41-летний Честер Беннингтон свел счеты с жизнью в личной резиденции в Калифорнии, пишет портал TMZ.
Умер народный художник СССР Илья Глазунов
9 июля на 88-м году жизни умер советский и российский художник Илья Сергеевич Глазунов.
Фонд кино подал иск против создателей фильма «Защитники» на 51 миллион рублей
Государственный Фонд кино, подведомственный Министерству культуры, подал в суд на компанию Enjoy Movies, которая ранее заявила о намерении подать на банкротство. Иск касается супергеройского фильма «Защитники», на производство которого ведомство выделило 50,8 миллионов рублей.
Подведены итоги четвертого сезона Литературной премии имени Александра Пятигорского
30 июня 2017 г. в Международном университете в Москве состоялось заседание жюри Литературной премии имени Александра Пятигорского. Лауреатом четвертого сезона (2016-17) стал Владимир Малявин за книгу "Китайский этос, или Дар покоя". Победитель получит один миллион рублей.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.