Подписаться на обновления
18 октябряСреда

usd цб 57.3392

eur цб 67.4596

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Светлана Храмова   понедельник, 31 января 2011 года, 16:57

Эдуард и Барбара Боукамп: «Когда в доме тридцать лет находится шедевр, это придает и сил, и мужества…»
Картину Джованни Гверчино «Мадонна с младенцем» подарили немецкому музею. Просто так


Супруги Боукамп, журналист Эдуард, искусствовед Барбара // Фото: Светлана Храмова
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Холодная война продолжается внутри Германии, немецкие художники западной части страны отрицают всё, что делается восточными коллегами.

Франкфуртскому Stadel Museum в конце декабря прошлого года крупно повезло — супруги Барбара и Эдуард Боукамп передали в дар музею уникальную картину знаменитого мастера эпохи барокко Джованни Гверчино «Мадонна с младенцем», датированную приблизительно 1621 годом.


Почему это искусство? Где же тогда грань между искусством и жизнью? Вынос перформанса из среды знатоков и рамы выставочного помещения не лишает его статуса артефакта? Достаточно ли задокументализированности, чтобы жест стал артефактом?

Дар безвозмездный и вручён без каких бы то ни было условий. Йохен Сандер, заместитель директора музея и куратор отдела картин старых мастеров, гарантировал установку специального освещения и заверил: температура и влажность помещения будут соответствовать требованиям хранения, краски не поблёкнут. Более 50 газет Германии поместили сообщения о щедром рождественском подарке.

Эдуард Боукамп известен в Германии уже не один десяток лет — с 1966 года он ведущий арт-критик газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, к его мнению принято прислушиваться.

История у преподнесённой в дар картины непростая, на днях мы встретились с Эдуардом Боукампом и его супругой Барбарой, любезно согласившимися рассказать её в деталях.

— Как вы и Барбара стали обладателями шедевра, написанного 400 лет назад?
Эдуард: Многие полагают, что нам повезло на гаражной распродаже, однако где и кто видел таковые во Франкфурте? Для Германии такие сейлы нехарактерны. Зато у нас есть аукционы произведений искусств.

В доме Арнольда, где аукционы регулярно проводились, мы с Барбарой увидели холст в начале 1981 года. В заброшенном подвальном помещении нашли — нам позволено было побродить по закоулкам аукционных хранилищ.

Работа Гверчино валялась в пыли, без рамы, как невостребованный и малоинтересный предмет. В списках значилось: копия, неизвестный художник XIX века, начальная стоимость обозначена в 400 марок.

Мы с Барбарой неплохие знатоки живописи, качество работы распознали мгновенно — и не ошиблись. Тогда же, в 1981 году, мы купили её на торгах за полторы тысячи марок.

Позже cэр Джон Денис Махон, английский исследователь творчества Гверчино, подтвердил, что «Мадонна с младенцем» написана итальянским мастером. Были и другие исследователи, считавшие авторство несомненным.

Крайне редко, но работа демонстрировалась на монографических выставках Гверчино, в последний раз «Мадонна» путешествовала в Лейпциг в 2009 году — в Музее изобразительного искусства экспонировались фрагменты частных коллекций.

— Картина просто висела в квартире на стене, никаких предосторожностей вами не предпринималось?
Барбара: Да, на стене в гостиной. Эдуард часто забывает, как искусствоведы и журналисты, бывая у нас, старались даже не смотреть в сторону картины, даже не затрагивать тему Гверчино.

Понимаете, люди неохотно верят в картины эпохи барокко, валяющиеся в подвалах аукционов, признание экспертов многим казалось явным преувеличением. Ошибкой.

С нами не вели переговоры музеи, нам не предлагали бешеные деньги покупатели, а главное — работу не пытались украсть. Это нас устраивало, и специально мы не пытались привлечь внимание общественности.

Когда в доме тридцать лет находится шедевр, это придаёт и сил, и мужества. Дом преображается. Часто я думала, что счастье нашей семьи, умение всегда прийти к единому мнению — результат воздействия полотна Гверчино.

Мы любили эту картину, и картина любила нас. Частная коллекция работ искусства, нам принадлежащая, в большинстве своём достаточно специфическая.

Мы собирали рисунки и эскизы, сделанные художниками из Восточной Германии. Коллекция, представляющая ценность прежде всего для нас, ведь Эдуард — один из крупнейших в стране знатоков изобразительного искусства ГДР, иной Германии, так скажем.

Мы отдали франкфуртскому музею то единственное, что имеет общечеловеческую ценность, это не просто широкий жест и пример в назидание потомству, как нам часто говорят.

Мы использовали возможность претворить в жизнь нашу философию. Эдуард истратил много сил на пропаганду наших общих взглядов: нет неограниченного приватного права на владение значимыми предметами искусства, посредством которых человек учится понимать мир и своё место в нём.

Публичный музей — единственное место, где могут быть собраны картины-шедевры. Коллекционеры могут купить работу, владеть ею, но после некоторого отрезка времени шедевры должны быть переданы в распоряжение музеев. Это логично.

Там произведения хранятся специалистами, изучаются искусствоведами, шедевры не скрыты от публичного доступа — культурный процесс продолжается.

Представьте себе на мгновение, что нет великих музеев, коллекции перестали существовать и только частные владельцы — иногда, повинуясь капризу, — допускают «простых смертных» к осмотру.

Эдуард: Это наболевшая тема, я всегда протестовал против складывающегося в последнее время положения вещей. Не могу спокойно относиться к ситуации, которую называю коррупцией в искусстве. Я об этом писал и не упускаю возможности повторить своё мнение.

Частные коллекции растут как грибы, особо тщеславные коллекционеры строят дорогие замки самовозвеличивания. Широко известный пример — музей Франсуа Пино в венецианском палаццо Грасси.

Собранные шедевры XX—XXI веков призваны служить прославлению имени владельца. Сама идея, на мой взгляд, неверна.

Множатся случаи грубого произвола, издевательского отношения к музейным коллекциям со стороны частных владельцев.

Ограниченные в средствах и остро нуждающиеся в новых поступлениях музеи вынуждены принимать работы во временное владение и подвергаются риску того, что картины будут отозваны внезапно и без предупреждения.

Ещё свеж в памяти ужасный случай, когда успешный торговец недвижимостью Дитер Бокс буквально разгромил франкфуртский Museum of Modern Art, однажды вечером потребовав утром следующего дня вернуть его дар, так называемый quasi-permanent loan.

Он оставил музей полупустым, экспозиция музея теперь выглядит нелогично и смешно. Исследования специалистов, работавших над размещением работ в залах, оказались никому не нужны, останки коллекции выглядят издёвкой над современным искусством и у посетителей вызывают лишь недоумение.

Повторю ещё раз — музеи формируют представление современников о процессах в искусстве, их роль в образовании общества чрезвычайно велика. Это в значительно большей степени философская проблема, чем кажется на первый взгляд.

— Вы считаете, что музеям лучше отказываться от таких «временных подарков»?
Эдуард: Мы работаем с культурным наследием. Время вносит коррективы в принципы работы музеев. Сотрудники музеев честны в своём желании знакомить широкую публику с шедеврами, они принимают любые условия, идут на компромиссы.

Моне сделал для Франции, её самоописания и самоощущения, хоронящегося внутри мощных исторических потоков и порывов, столько же, сколько сделал для формирования российской литературы и общественной мысли Лев Толстой.

Во взаимоотношениях частных коллекционеров с государственными музеями должна присутствовать культура диалога. Мне странно, что владельцы больших состояний, тратящие деньги на предметы искусства, часто остаются людьми неразвитыми с точки зрения культуры как таковой.

Нельзя требовать соблюдения этических норм, они подразумеваются. Тут нет предписаний, свод законов составить невозможно. Благородству не научишь. Но его ждёшь от тех, кто взаимодействует с подлинными шедеврами в течение долгого времени.

Искусство очищает душу или остаётся картинками, приятно щекочущими тщеславие? Риторический вопрос. Вы знаете, я определяю себя как солдата на поле боя, здесь не стреляют, но битвы происходят жаркие. Главное — определиться, на чьей ты стороне. В искусстве нет недостатка в противниках, на войне как на войне.

— Идёт война без выстрелов и называть её принято холодной?
Эдуард: Именно так и называют сложные взаимоотношения между художниками Западной и Восточной Германии.

Я не случайно так разграничиваю, Берлинская стена в изобразительном искусстве до сих пор не разрушена. Произошло воссоединение в музыке, в литературе — но не в живописи.

Холодная война продолжается внутри Германии, немецкие художники западной части страны отрицают всё, что делается восточными коллегами. Отрицают яростно, награждают нелестными эпитетами полотна, считая любое из них «плодом коммунистической пропаганды», отказываются от совместных экспозиций.

В дрезденской Галерее новых мастеров, например, творчество художников восточной части Германии присутствует в постоянной экспозиции, но всего несколько работ, и показаны они в отдельном небольшом зале.

Нет, конечно, таблички, указывающей такие подробности, публика часто не в курсе баталий, но по факту война идёт, мира нет и не предвидится.

Холодная война в искусстве не так уж бескровна и безобидна, цель её — экономическое уничтожение собратьев из «противоположного лагеря».

— И на чьей стороне вы как авторитетный критик?
Эдуард: Я патриот истинного искусства. На протяжении десятилетий это сквозная тема авторской колонки Эдуарда Боукампа в FAZ. Но как солдат, я много боёв выдержал, пропагандируя творчество художников Восточной Германии.

Роль критика — образование широкой аудитории. Ещё со времён студенчества я увлёкся работами Вернера Тюбке, поклонение перед мастером прошло через всю мою жизнь. Мы были друзьями вплоть до его смерти в 2004 году.

Творческий метод Тюбке подобен чуду, тайну, как это сделано, разгадать невозможно, художник скрупулёзен в деталях, его работы масштабны и филигранны.

Могу только поздравить искусствоведов, оценивших его мощь и размах вовремя. Тюбке считался чуть ли не придворным художником ГДР, что негативно сказывается на его репутации до сих пор.

Это смешно: признание властей не отменяет художественную значимость. Вторжение политики на территорию искусства всегда отвратительно.

Вернер был беззаветно предан тому, что делал, его социальная роль не являлась для него поводом для тщеславия или самодовольства. Нет парадокса в признании, парадокс — отрицать по этому поводу художественную ценность его работ. Тюбке — художник высочайшего класса, говорить о нём без восторга не могу.

Не скрою, я последователен в отстаивании своей точки зрения. Критик имеет право на предпочтения, у многих загвоздка в умении эти предпочтения обосновывать. Быть солдатом искусства означает ещё и постоянный профессиональный тренинг, ясность мысли, умение защищать свои убеждения.

— Вы несколько раз повторили, что ощущаете себя солдатом. Нет сожаления, что силы расходуются попусту в словесных баталиях?
Эдуард: Уже многие годы мой девиз — «Не время спать!». Не я придумал противостояние двух лагерей, но я имею полное право разъяснять и отстаивать значение художников, чьи картины убедительны и талантливы. Это мой долг.

Я родился в Ахене, учился в Мюнхене, работаю в лучшей газете Франкфурта. Обвинения в предвзятости неуместны, я прожил всю жизнь в Западной Германии, мои предпочтения никак нельзя объяснить с точки зрения территориальной.

Я против деления в искусстве по принципу «они живут там, они жертвы пропаганды, значит, картины плохие». Это варварство. Варварство в любых проявлениях вызывает у меня отвращение. Убеждён, что сражаться с варварами можно и нужно.

— Вы сказали, что вы и Барбара едины во взглядах. Споров по поводу предпочтений тоже нет?
Барбара: Споров у нас нет. Предмет моих исследований — флорентийское искусство XV века, Эдуард всецело предан веку двадцатому.

Эдуард: Не совсем согласен. Мои любимые художники закалены эстетическими битвами XIX века. Назову три главных имени — Дега, Матисс и Клее. О каждом из них можно говорить много и длительно. Считаю, что именно эти художники в той или иной степени определили основные тенденции развития современного искусства.

Тема преемственности традиций очень важна. Потому и тема безвозмездного умножения музейных коллекций — это вопрос нравственной зрелости человечества.

Сокровища музеев дают возможность осознать себя малой частицей необъятного универсума, увидеть в подробностях прекрасный и мучительный путь, полный открытий и преодолений. Аккумулирование духовного опыта — достойная миссия. И высокие слова в данном случае уместны.

— На протяжении тридцати лет картина находилась в вашем доме. Были у вас планы передать её музею, поступали предложения?
Эдуард: История картины вправду фантастическая, ещё одно доказательство неуместности суеты. Всему своё время. Втайне я хотел, чтобы она вошла в коллекцию Мюнхенской пинакотеки, там прекрасные условия и есть работы, дополняющие тему Гверчино, картины которого большая редкость; кстати, два его полотна украшают постоянную экспозицию Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Одно время казалось, что мой долг — передать картину Лейпцигскому музею изобразительного искусства, мы много и тесно сотрудничали. В то же время я живу и работаю во Франкфурте, мне не хотелось, чтобы картина покидала пределы города.

Время от времени возобновляются жаркие дебаты о превращении Франкфурта-на-Майне в культурную столицу Германии. В недалёком будущем. Но будущее постоянно оказывается «не за горами», рост финансирования культурных акций не наблюдается, разговоры остаются пока разговорами. Однако почему не быть оптимистами? Мы с Барбарой верим: в конце концов это непременно произойдёт.

Барбара: Ещё раз напомню, что в течение тридцати лет никто картиной не интересовался, с нами никогда не вели серьёзных переговоров.

Втайне нас действительно считали наивными обладателями подделки. Однако в феврале прошлого года ситуация переменилась самым неожиданным образом.

К нам обратились из франкфуртского музея искусств Stadel с просьбой передать картину. Музей сейчас реконструируется, условия для сохранности картин старых мастеров улучшатся, и осенью 2011 года, после открытия обновлённого музея, новая картина экспозиции станет своего рода талисманом.

Переговоры со Stadel Museum ещё только начались, когда к нам пришло извещение, что мюнхенская Старая пинакотека хотела бы купить у нас эту работу.

Эдуард: Сразу скажу, что ценность картины вряд ли может быть как-то адекватно выражена в цифрах. Не переводится Джованни Гверчино на язык дензнаков, хоть убей.

Мы вовсе не миллионеры, привыкли жить скромно, деньги никогда не были главным критерием успешности. У нас нет детей, но есть братья и сёстры, племянники и племянницы, завещать состояние есть кому. Но решение было принято быстро и единогласно, как всегда.

Судьба будто бы провела со мной ролевую игру тридцать лет спустя, предоставив возможность выбора. Так, формально и для порядка. Мне был задан вопрос, я на него ответил, смог поступить сообразно своим взглядам.

Блестящая возможность предоставлена, ситуация сложилась правильно. Рассуждения журналиста на тему общечеловеческой ценности шедевров подкреплены вполне естественным поступком — картина остаётся во Франкфурте, теперь это собственность лучшего музея города.

Такая вот история с хеппи-эндом в разгар кризисного времени и повсеместно расшатанных нравственных устоев.

— Эдуард, в шестидесятые вашим увлечением и поводом для исследований был американский поп-арт. Позднее вы предсказали, что влияние поп-арта не будет глубоким и долговечным, эту фразу часто цитируют немецкие искусствоведы.
Эдуард: Я пришёл к убеждению, что поп-арт — это буржуазное искусство (определение «буржуазное» для меня означает художественную поверхностность, создание произведений, призванных впечатлять аудиторию псевдоинтеллектуалов и любителей громких сенсаций) и по преимуществу коммерческое. Есть мастера поп-арта, щедро и мощно одарённые, к ним я отношу Энди Уорхола, кстати. Он обладал талантом интуитивного обобщения, синтеза разнообразных жизненных явлений.

И его широко известная страсть к деньгам была просто ребячеством, проявлялась в комической форме. Уорхол относился к долларам как к фантикам, буквально коллекционировал их, распихивая по картонным коробкам у себя дома, но обожал пугать поклонников высокими ценами.

Он мог сказать ценителю: «Дай мне 50 тысяч, и я напишу твой портрет». Энди знал, что об этом станет известно, создавал прецеденты, бросая в топку времени, падкого до скандалов, новые и новые факты.

Он мне представляется трагической фигурой. Скандалы мельчили его дарование, убивали в нём художника, превращали в жертву собственной славы. Я считаю его феноменально талантливым, но определяю его жизнь и творчество как «казус Уорхола». А рассуждать об искусстве того периода можно долго.

Обобщить могу так: это коммерция, но нужно отличать редкие примеры талантливой коммерции от множества бездарных поделок. Разницу при наличии некоторого навыка и знаний понять не так сложно. Не сложнее, чем разглядеть подлинник Джованни Гверчино в грязном холсте, валяющемся на задворках аукционного дома.

Беседовала Светлана Храмова




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



История одного шедевра

«Сватовство майора» Федотова

К 37 годам у Павла Федотова, первого из русских критических реалистов, не было ничего: ни денег, ни почитателей, ни состояния. Едкая сатира, с которой он писал, поначалу заставляла публику покатываться от хохота, а затем насторожила цензуру. Оставшись практически в одночасье без заказов и покровителей, с большой семьей на попечении, Федотов не выдержал — нервы сдали, художник скончался в психиатрической клинике. Неизвестно, как сложилась бы судьба Федотова, если бы не феерический успех картины «Сватовство майора».

16.05.2017 19:00, Снежана Петрова


Настоящая Неизвестная

Трагическая судьба дочери Ивана Крамского

На вопрос «знаком ли вам художник Крамской?» большинство из нас ответит утвердительно. Его картины, выставленные в Третьяковской галерее, Русском музее и других собраниях более чем известны и многократно растиражированы. Кто не видел знаменитую «Неизвестную», которая постоянно возникает там, где ее вовсе не ждешь? Но если имя самого Крамского известно всем, то о его любимой дочери Софье слышали очень немногие. Удивительно, но эту художницу, в своё время по-настоящему знаменитую, сделали никому не известным человеком! Вот настоящая незнакомка — Софья Юнкер-Крамская, дочь Ивана Крамского.

04.03.2017 19:00, izbrannoe.com


Обратная сторона Муми-дола

Неизвестные картины Туве Янссон и новые истины Муми-троллей

Ее картины — настоящее открытие, и Муми-тролли — лишь верхушка этого айсберга. Творчеству культовой финской писательницы и художницы в 2017 году посвящены сразу две выставки, что неудивительно: роль Туве Янссон в изобразительном искусстве почти затмили ее милые персонажи. Представляем невероятно разнообразные работы создательницы Муми-троллей, находим новые изречения ее героев, и открываем жизненные секреты. «Ваши планы не обязательно должны быть необычайными, чтобы сделать вас необычайно счастливыми…».

24.02.2017 19:00, artchive.ru


«Моя жизнь очень плохая. Моя нежизнь...»

Архивные документы и письма из жизни Марины Цветаевой

За два года, которые Марина Цветаева прожила в СССР после возвращения из эмиграции в 1939 году, она формально не подвергалась преследованиям за литературную деятельность. Ее просто не стали печатать. Единственная попытка Цветаевой издать сборник стихов была пресечена внутренней рецензией Гослитиздата. Ей не позволили быть даже литературным поденщиком: предоставленная вначале возможность делать переводы была быстро отнята. Безработица и изоляция довели ее до отчаяния, нищеты, а в конечном итоге — до самоубийства.

22.02.2017 19:00, izbrannoe.com


Допинг-контроль #11

О методе перекомпозиции: интернет-лекция Дмитрия Мишенина и Дениса Егельского

Художники испокон веков повторяли друг за другом разные сюжеты, перенимали техники, объединялись в арт-группы по идеологическим и формалистическим признакам. Подсматривали, цитировали, подражали, а иногда напрямую заимствовали удачные образы и находки друг у друга. Для всего этого они придумали ряд терминов — от оммажа до арт-ремейка — и в итоге объяснили, что в эпоху постмодернизма иначе творить нельзя.

19.02.2017 16:00, Дмитрий Мишенин


Возвращение блудного сына

410 лет назад, 15 июля 1606 года родился Рембрандт

Он посмотрел на себя в зеркало: лицо в морщинах, волосы поседели, усы висят редкими, смешными прядками. В мастерской ужасно холодно (печку вчера унёс крикливый жадный кредитор). Накинув на плечи старую шубу, подошёл к окну.

15.07.2016 20:00, Игорь Фунт


Юдит Турба: «Терпкий привкус счастья»

И ничего себе интервью! – подумала я в какой-то момент, разглядывая идиллические пейзажи в окне, превосходные виды из ее мастерской – добротные, будто рассыпанные по склону холма домики немецкой деревушки, где живет прекрасная художница, утверждающая, что готова спрятаться от мира для того, чтобы ничто не отвлекало ее от работы, в которой она только тем и занимается, что отражает этот самый так раздражающий ее мир с большой любовью и симпатией.

11.06.2016 18:00, Светлана Храмова


Легка на подъем

Любовь с первого взгляда, да еще взаимная… Такое случается не с каждым. Марку Шагалу повезло, и художник хорошо это знал. Картина «Прогулка» — о том, что теперь у него есть все для счастья.

08.05.2016 14:23, Семен Мартынов для журнала «Вокруг света»


Допинг-контроль №7

Заключительная беседа профессора Новой Академии Дениса Егельского и нового романтика Дмитрия Мишенина

«Когда я вижу все это, то понимаю, почему гениальный художник Александр Исачев, создатель белорусской психоделии, оказался не у дел в Петербурге 70-х годов и был вынужден жить в нищете и потом вернуться на Родину непризнанным чванливыми ленинградскими хиппи. Понимаю, почему Константин Васильев, автор русской готики, считался нацистом и был немодным в среде московской арт-тусовки, которая тяготела к концептуальному арту. Оба они изображали красивых русских. Волшебных русских. Иконопись, мистика, окутанная тайными знаниями ангелоподобная нация. В общем, все, что можно назвать Made in Beautiful Russia».

17.02.2016 20:00, Дмитрий Мишенин


От Яна ван Эйка до Билла Стоунхэма

18 самых странных картин в истории мировой живописи

Есть произведения искусства, которые словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Другие затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а другие удивляют непомерной ценой.

21.01.2016 02:32






 

Новости

АИИ представила проект развития «Научного корреспондента»
О дальнейших планах по открытой публикации ВКР российских студентов рассказали на XI Вики–конференции.
Викимедиа РУ представила проект «Открытая библиотека»
На Вики-конференции обсудили проблему доступа к библиотечным произведениям и способы её решения.
«Музыка Земли»: Россия, Швеция, Япония
Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка Земли» пройдет в третий раз в Москве с 1 по 4 ноября 2017 года. Уникальный проект объединяет этническую и академическую музыку.
Картину Ренуара украли из аукционного дома
Картину известного французского художника Пьера Огюста Ренуара украли из аукционного дома, расположенного в городе Сен-Жермэн-ан-Ле, в ночь перед проведением торгов, сообщает газета Parisien.
В культурном центре «Дом» пройдет фестиваль «Джаз осенью»
Гете-институт в Москве организовывает очередную серию концертов, посвящённых новому джазу и свободной импровизации.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.