23 мая в Нагорно-Карабахской Республике (НКР) прошли парламентские выборы. На сегодняшний день это образование остаётся единственной в полном смысле непризнанной страной на Южном Кавказе. В отличие от Абхазии и Южной Осетии, НКР не признаёт даже его военно-политический покровитель — Армения.
Заинтересованная в развитии партнёрства с Азербайджаном Москва крайне осторожно относится к событиям в Нагорном Карабахе. 24 мая официальный представитель российского МИД Андрей Нестеренко заявил, что Москва поддерживает принцип территориальной целостности Азербайджана, равно как и другие основополагающие нормы и принципы международного права. По его словам, РФ не признает НКР в качестве независимого государства.
По мнению же министра иностранных дел Казахстана Каната Саудабаева (а эта страна сегодня председательствует в ОБСЕ), проведение парламентских выборов в НКР не способствует урегулированию затяжного армяно-азербайджанского конфликта. В этой связи хочется особо отметить тот факт, что Астана отражает не только общую позицию влиятельной международной структуры, но и свою собственную. Казахстан крайне чувствителен к любым проявлениям сепаратизма (а казус НКР рассматривается им именно в сепаратистском контексте), а потому не заинтересован в изменении статус-кво на постсоветском пространстве. Это блестяще доказало и поведение Казахстана во время «пятидневной войны» в августе 2008 года и по её завершении (когда пришло время подведения итогов). Не будем забывать и о таком непреложном факте, как азербайджано-казахстанское партнёрство (Казахстан участвует в «геополитическом трубопроводе» Баку — Тбилиси — Джейхан и планирует включиться в эксплуатацию железнодорожного проекта Баку — Ахалкалаки — Тбилиси — Карс, идущего в обход Армении).
Не признали выборы в НКР и США с Европейским союзом, хотя это определённым образом и противоречит тем самым «обновлённым Мадридским принципам» которые подписали и Штаты, и Россия, и Франция (одна из наиболее влиятельных в ЕС стран). Между тем принципы среди прочего предполагают временный статус Нагорного Карабаха. Но может ли временный статус быть без выборов? Без какой-либо власти вообще? И самое главное, что является альтернативой выборам? Ответ более или менее очевиден: диктатура отнюдь не закона, а полевых командиров наподобие той, которая утвердилась в Чечне 1990-х годов.
Однако выборы в НКР интересны не только с точки зрения восприятия их международными игроками. Власти Нагорного Карабаха мир не признаёт. Однако это не мешает местному населению (а те, кто хотел покинуть эту республику, уже сделали это, остались только самые убеждённые) организовывать свою жизнь по собственному усмотрению. Нынешние выборы — пятые по счёту. Предыдущие выборы имели место в 1991-м, 1995-м, 2000-м и 2005 годах. И каждая из этих кампаний имела свою изюминку. В 1991 году парламент выбирал первое правительство и первого президента НКР в условиях эскалации вооружённого конфликта с Азербайджаном. В 1995 году происходили первые выборы после достижения бессрочного прекращения огня. В 2000 году выборы сыграли роль как важный фактор победы гражданской власти над министром обороны республики, пытавшимся определять правила игры в НКР. В 2005 году выборы в парламент проходили в условиях обсуждения перспектив третьего срока для президента непризнанной республики Аркадия Гукасяна, а также возможностей для заимствования косовского прецедента. И если прецедент был заимствован, но не реализован, с третьим сроком карабахцы справились. Здесь, в отличие от признанных республик Закавказья, состоялась передача власти не на основе революций или заговоров, а посредством выборов (избрание президента прошло в 2007 году). В итоге бывший президент Аркадий Гукасян и новый президент Бако Саакян мирно сосуществуют друг с другом.
Парламентские выборы в НКР имеют и своеобразное соревновательное измерение. Для Карабаха демократия не прихоть. Это ресурс в борьбе с Баку. Если выборы в НКР проходят более пристойно, чем в Азербайджане (меньше административное давление, больше свободы для прессы, слабее махинации при подсчёте голосов), то у Степанакерта (впрочем, как и у Еревана) появляются дополнительные аргументы в разговоре с Западом. Переоценивать этот фактор, конечно же, не следует. Но свою роль он играет (особенно в процессе формирования общественного мнения в странах ЕС и США). Между тем в ноябре 2010 года парламентские выборы состоятся и в Азербайджане, государстве, имеющем ооновское признание. И уже сегодня европейские структуры проявляют к ним значительный интерес. По словам главы ПАСЕ (Парламентской ассамблеи Совета Европы) Мовлуда Чавушоглу, хорошее проведение парламентских выборов в Азербайджане стало бы «самым лучшим подарком к 10-летнему юбилею вступления Азербайджана в Совет Европы» (он будет отмечаться в 2011 году). Отсюда и те неприятные вопросы, которые сегодня выслушивает азербайджанское руководство от европейских менторов (по поводу разгона полицией 14 апреля 2010 года пикета оппозиционной партии «Мусават», а также свободы СМИ и равного доступа к ним всех политических сил).
И, наконец, итоги парламентской избирательной кампании. Они как нельзя лучше отражают нынешний этап нагорно-карабахского урегулирования. По мере развития процесса армяно-турецкой нормализации миротворческие усилия в Нагорном Карабахе становятся более активными. И хотя Анкара, подписывая протоколы о нормализации отношений с Ереваном, сняла требование об урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, в самом переговорном процессе эта позиция сохранилась. Турецкая сторона говорит о необходимости появления хотя бы какого-то промежуточного соглашения между Ереваном и Баку. А поскольку ни армянская, ни азербайджанская стороны идти на компромиссы не хотят, возрастает значение дипломатического «принуждения к миру». Это делают страны — посредники из Минской группы ОБСЕ. Следовательно, активно муссируется тема передачи контролируемых карабахскими армянами (при поддержке Еревана) районов Азербайджану.
Всё это не может не провоцировать «оборонных настроений» внутри НКР. Выборы 23 мая эту тенденцию чётко зафиксировали. Победу одержали две партии власти: «Свободная Родина» и Демократическая партия Арцаха (первая связана с нынешним президентом, а вторая — с его предшественником). Но свои позиции укрепили националистические силы. В парламенте удвоила своё представительство старейшая армянская партия «Дашнакцутюн». Эта партия (считающаяся вне пределов Армении олицетворением армянского национализма) взяла 20,2% голосов. И это при том, что в самой Армении дашнаки уже не первый год являются (как КПРФ в России) «хранителями бренда». Для сравнения: на выборах 2005 года в НКР дашнаки в союзе с «Движением-88» взяли 10%. Ещё два представителя партии прошли по мажоритарным округам. Сегодня же «Движение» не принимало участие в выборах. И уже через день, 24 мая 2010 года, «Дашнакцутюн» выступил с требованием отставки главы МИД Армении Эдварда Налбандяна, которого упрекают в «капитулянтской политике» по отношению к Турции. Впрочем, в отношении сдачи территорий обе партии власти вполне готовы разделить отношение дашнаков. Учитывая же растущее сближение позиций «Дашнакцутюна» с подходами второго президента Армении Роберта Кочаряна (первого президента непризнанной НКР), который в последнее время стал выходить на публичную арену, вокруг застарелого конфликта закручивается интересная интрига. Увы, но профессиональные миротворцы снова отстают от стремительно меняющейся ситуации в регионе.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Газ, разделяющий народы и объединяющий человечество .
- Bloomberg: сопротивление газу и атому в ЕС растет.
- За девять лет снижение выбросов от авто спасло 28 тысяч жизней и до полутриллиона долларов в США.
- Foreign Affairs (США): зеленый переполох.
Нефть и газ никогда не уйдут в прошлое. - Ураган «Ида» вызвал новое загрязнение Мексиканского залива нефтепродуктами.
Разливы нефти из трубопроводов на южном побережье США. - The New York Times (США): новая компания с безумной миссией по возвращению шерстистого мамонта.
Как возрождение мамонтов поможет решить проблемы окружающей среды? - Бывший глава Walmart решил построить в США экологический город за $400 млрд с «зелёными» домами и без бензиновых машин.
Первый этап строительства намечен на 2030 год. - Переработка мусора.
Как уменьшить количество свалок. - Aftonbladet (Швеция): рай, который постепенно превращается в ад.
Что происходит с климатом в Калифорнии. - Город в стиле zero waste.
Какие технологии использует Сан-Франциско.