Исследователи и активисты, выступающие за развитие концепции открытых данных, чаще всего говорят о их влиянии на госструктуры с точки зрения большей прозрачности. Однако открытые данные благотворно сказываются и на других аспектах государственного развития, влияя на трансформацию общества в целом.
Согласно 112-ФЗ, открытые данные — это общедоступная «информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования». Однако многие до сих пор ошибочно считают открытой всю информацию, доступную в интернете, несмотря на то, что сам по себе факт выкладывания в сеть машиночитаемого текста не делает данные «открытыми» — для этого необходимо использовать открытые лицензии — например, Creative Commons.
Открытыми могут быть совершенно разные данные: например, государственные нормативные акты, сведения о работе чиновников, данные о деятельности организаций, статистики спроса товаров, загруженности сетевого трафика и т. п. Подробное перечисление массивов данных из разных областей производства товаров и услуг можно найти в Хартии открытых данных. В большинстве случаев такие данные представляют собой сухие числовые выкладки или перечень компонентов, которые непонятны обычным пользователям. В первую очередь эти записи представляют интерес для специалистов, которые способны на их основе сделать компетентные выводы, осуществить статистические исследования, и уже эти результаты донести до широких масс.
Зарубежный опыт
Вплоть до начала XXI века доступ к данным контролировался правительственными и частными организациями. Идея открытых данных обрела популярность во второй половине 2000-х годов после запуска правительственных инициатив, таких как, например, Data.gov — портала открытых данных США. Однако 90% всех порталов открытых данных в мире были созданы волонтёрами вопреки стремлению правительственных органов держать большую часть государственной информации в тайне. Например, один из пионеров движения, создатель портала Public.Resource.Org Карл Маламуд на собранные с помощью краудфандинга деньги выкупил все строительные кодексы и законодательные базы и опубликовал их, после чего к нему было предъявлено множество судебных исков.
20 сентября 2011 года было основано Партнёрство отрытых правительств, нацеленное на утверждение идеалов открытого государства и развитие открытого гражданскому контролю административного аппарата. На тот момент в организацию вошли восемь стран: США, Великобритания, Бразилия, Норвегия, Индонезия, Мексика, Филиппины и ЮАР. Партнёрство открытых правительств издало декларацию, принятие которой является одним из условий вступления в организацию.
Концепцию открытых правительств сейчас поддерживают многие международные организации и даже частные компании. Не так давно портал для поиска и аренды жилья Airbnb открыл университет по подготовке специалистов в области науки о данных. Первый его выпуск составил 700 специалистов. Однако у движения до сих пор довольно много противников, которые считают, что открытие данных может повлиять на интересы бизнеса и государства. Например, в Германии и Франции управления железных дорог считают коммерческой информацией любые данные, касающиеся расписания поездов.
Активисты движения за открытость данных противостоят попыткам присвоить официальный статус расширению секретности и непубличной деятельности государственных структур: по их мнению, для развития и процветания демократических обществ необходима прозрачная политика государства, которую повышает открытие данных. Прозрачность позволила бы обществу контролировать деятельность государства, а также вести более эффективную борьбу с коррупцией. По результатам исследования, проведённого американской компанией Socrata в 2014 году, наибольшую эффективность в сфере государственного управления приносит публикация открытых данных в области госуслуг, текущей деятельности государственных органов и учреждений, а также в области правительственных расходов.
Российский опыт
Наиболее активно тема открытых данных начала развиваться в 2009 году благодаря инициативе АНО «Инфокультура». Был открыт портал opengovdata.ru, в то время заполнявшийся данными вручную и выглядевший совершенно иначе, чем сейчас. Основной его целью являлся сбор информации по всем общедоступным массивам данных, реестрам и перечням, и публикация статистической информации, раскрываемой государственными органами и подведомственными им организациями. Сейчас главной задачей сайта стала систематизация открытой информации, предоставляемой государственными органами, включая последующее раскрытие общедоступной информации в машиночитаемом формате.
Что касается правительственных инициатив, в мае 2012 года был издан Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в котором правительство обязывало органы власти к публикации открытых данных, а также утверждало Концепцию открытости федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, Минкомсвязи России устанавливало требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для публикации государственными органами и органами местного самоуправления информации в качестве открытых данных в интернете.
В начале июня 2013 года в связи с заседанием Большой восьмёрки был подписан ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Он был призван определить основные принципы публикации информации о деятельности правительственных органов. Затем было принято решение создать федеральный портал открытых данных, и в марте 2014 года сайт data.gov.ru был введён в тестовый режим.
Однако в том же 2013 году Россия вышла из Большой восьмёрки, а вместе с этим исчезла необходимость строгого соблюдения принятых принципов Хартии открытых данных. Повестка открытого государства сохранилась, но ни с Хартией открытых данных, ни с Партнёрством открытых правительств она уже не имела ничего общего, а издаваемые после указы содержали в себе ряд противоречий. В качестве примера можно привести заседание рабочей группы Правительственной комиссии Совета по Открытым данным 2015 года, на котором представители Яндекса публично подписали договор с Департаментами транспорта Москвы и Татарстана о доступе к данным. Запрет на разглашение передаваемой между сторонами информации третьим лицам абсолютно противоречил сути открытости данных и того, как она должна достигаться.
Проблемная область
По словам Ивана Бегтина, как бы там ни обстояли дела с существованием или не-существованием Открытого государства, на наличие открытых данных это значительно не повлияет. Государственные базы данных изначально создаются для того, чтобы ими пользовалось огромное количество людей, и вследствие этого наличие или отсутствие формально уполномоченной госструктуры никак не связано с закономерным процессом раскрываемости данных.
Основные проблемы текущего состояния открытых данных в другом — в формальном соответствии техническим требованиям. Это разрозненность и невалидность данных, отсутствие стандартов, единого механизма поиска и API для доступа к данным.
Существующим стандартам значительное количество публикуемых данных отвечает лишь на первый взгляд. Например, большая часть данных на data.gov.ru размещена в CSV-формате, одном из допустимых регламентом. Однако в CSV-файлах очень легко сделать ошибку, и достаточно всего одних лишних кавычек, чтобы машиночитаемая по сути информация оказалась неверно считанной. Таких файлов с ошибками массы, и год от года их становится всё больше. Исправлять же вручную такое количество файлов не представляется возможным. Кроме того, каждая служба публикует данные в произвольном виде, одни и те же вещи могут оформляться десятками разных способов.
Помимо этого, данные разбросаны по разным ресурсам, из наименования которых невозможно понять, официальные это сайты или нет. Здесь наблюдается та же болезнь — отсутствие системы. По той же причине невозможно производить единый поиск по всем государственным интернет-порталам.
На отечественных порталах есть и проблема с API, функционала которого зачастую недостаточно для полноценной работы с данными. Кроме того, интерфейсы могут быть не надёжны для использования в конкретных проектах. В результате открытые данные имеются, но к этим данным из-за неудобства использования никто не обращается.
Довольно часто под этими проблемами скрывается нежелание организаций разглашать данные. Формально владелец данных соблюдает закон и публикует данные, но, не будучи заинтересованным в их доступности, не старается её обеспечить.
В противоположность такому мотиву можно привести массу ситуаций, граничащих с абсурдом, в которых новости об опубликованных данных массово распространяются даже если эти данные совсем незначительны. В этом случае мотивом распространения информации служит пиар: на первое место выходит число посетителей, медийный охват, количество статей с упоминанием. Однако они способствуют замусориванию информационного пространства бесполезной информацией и наносят большой урон репутации открытых данных. Эксперты считают, что в 80% информации содержится 20% ценности. Поэтому гораздо более эффективной будет публикация связанных данных, а также постоянное их обновление. Чтобы понять, какие данные принесут обществу наибольшую пользу, необходим диалог между государством и бизнесом.
«Куда ж нам плыть?»
Между тем, государственным, коммерческим и некоммерческим учреждениям выгодно публиковать открытые данные, привлекая тем самым тысячи учёных, исследователей и разработчиков для создания новых проектов. По результатам опроса, проведённого на сайте «Эха Москвы», наибольшим спросом среди российских граждан пользуются данные о работе правительства, что свидетельствует о недоверии общества к государству. Для решения этой проблемы стоит обратиться к ведущим практикам других стран. Например, во Франции в 2015 году вышел законопроект о цифровой республике. Согласно законы, в разработку того или иного законодательного акта каждый гражданин сможет внести свой вклад. Раскрытие данных при этом стало обязанностью правительства, а народное доверие к государственному аппарату, естественно, возросло.
По данным Всемирного банка, для экономического развития в России наиболее важны транспортные, геопространственные, нормативно-справочные и метеорологические данные, официальные реестры, данные об экономике и торговле, данные по энергетике и ресурсам, по здравоохранению и социальным сервисам. Наибольшим потенциалом для использования открытых данных обладает транспортная отрасль. Согласно исследованиям Высшей школы экономики, раскрытие данных в этой отрасли позволит московскому бюджету сэкономить порядка 60–70 млрд рублей в год за счёт правильного планирования поездок с помощью специальных приложений.
Такая практика успешно внедряется в Европе. В пример можно привести опыт Лондона, когда после раскрытия транспортных данных разработчики создали более 500 приложений, позволивших городским властям сэкономить на разработке собственных дорогостоящих проектов. Есть и российские примеры: РИПАС СПб разработала для Санкт-Петербурга систему приоритетного проезда автотранспорта. Благодаря работе этой системы время движения сократится примерно на 15%, что повлияет на экономию топлива и выбросы СО, а также позволит сократить количество автобусов на линии без снижения качества обслуживания пассажиров.
Кроме этого, открытые данные положительно влияют на статистику преступлений. Так, используя данные с мобильных телефонов, данные о преступлениях в Лондоне и демографические данные, учёные создали приложение Once Upon a Crime. Оно помогает предсказывать с точностью в 68%, где именно и в какой момент произойдёт преступление. А компания BillGuard создала сервис, с помощью которого люди могут обезопасить себя от мошенников, проводящих финансовые махинации с банковскими картами.
Открытые данные влияют и на состояние коммерческого сектора в стране. Например, с помощью индекса Доу-Джонса и открытых данных Google по поисковым запросам сервиса Google Trends, учёные установили связь между ростом финансовых запросов и падением бирж. Это помогло предсказать движение ценных бумаг и дать оценку экономического самочувствия бизнеса.
Огромный экономический и социальный эффект может принести использование открытых данных в области образования, здравоохранения, строительства и землепользования. Новый подход к городскому планированию с более эффективным использованием земельных ресурсов при размещении объектов предлагают сервисы геопозиционирования. В сфере здравоохранения на основе открытых данных можно делать выводы о том, какие медучреждения нуждаются в расширении.
Помочь в распространении общественно-полезной информации призван и один из проектов АНО «Инфокультура» — «Данные НКО» — портал, на котором размещаются открытые данные некоммерческих организаций. Смысл проекта состоит в организации взаимодействия между некоммерческими организациями, донорами и исследовательскими центрами и обеспечении возможности повторного использования собранной информации.
Статья опубликована в рамках проекта «Данные НКО». Проект реализуется АНО «Информационная культура» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- 7 интересных фактов о «Википедии».
Кратко о популярном источнике знаний. - В Берлине прошла конференция по открытому доступу.
- Горизонты открытого доступа.
На конференции НЭИКОН в Армении обсудили вопросы открытой науки и цифровой трансформации библиотек. - Улучшение по Парето.
Как перевести культурное наследие в общественное достояние и открыть к нему доступ: обзор исследования ЦЭМИ РАН. - «Мы не хотим, чтобы НКО подсели на «грантовую иглу».
О работе Фонда президентских грантов, социальных эффектах и открытости НКО. - Российские НКО пока еще не понимают преимуществ публикации открытых данных .
Аналитик АНО «Инфокультура» Анна Сакоян о публикации открытых данных некоммерческими организациями. - Препятствуя загрязнениям, контролируя нарушения, улучшая жизнь людей.
Обзор технологических социальных проектов на основе открытых данных в России. - «Если исследование финансируется обществом, то его результаты должны стать достоянием этого общества».
Как сделать работу НКО более слаженной и эффективной. - Данные во благо общества.
О пользе открытых данных некоммерческих организаций. - Открытый — значит, нужный.
Какие организации в России и за рубежом способствуют развитию работы с открытыми данными.