В августе 2008 года филиппинские власти заявили о том, что борьба с радикальными исламистами, с которыми страна вела непримиримую войну на протяжении почти двух десятилетий, близка к своему победному завершению. Тем не менее в середине текущего месяца на лентах мировых информационных агентств вновь появились сообщения об ожесточённых боях между правительственными войсками и местными боевиками. Речь в них шла о десятках убитых и раненых как с одной, так и с другой стороны. Таким образом, обещанной в конце прошлого лета победы над исламистами не произошло.
Филиппины — островное государство, расположенное в Юго-Восточной Азии. Подавляющее число его 88-миллионного населения исповедует католицизм, однако 5% филиппинцев, живущих преимущественно на юге страны, придерживаются норм ислама. На протяжении всего существования государства они требовали для себя автономии, на которую официальная Манила соглашалась с большой неохотой.
Впрочем, в настоящее время основные проблемы для центральных властей представляет не всё мусульманское население островов, а лишь небольшая группировка радикальных исламистов «Абу-Сайяф», которая, согласно разведданным филиппинских и американских военных, является ячейкой всемирной террористической сети «Аль-Каида».
«Абу-Сайяф», название которой переводится с арабского как «Меч отца», возникла в 1991 году. Тогда часть бойцов Национального фронта освобождения моро (одного из двух основных мусульманских сепаратистских движений на юге Филиппин) отвергла переговоры с правительством страны и заявила о продолжении борьбы. Их целью стало создание независимого теократического исламского государства Бангсаморо. Оно должно включать те регионы Юго-Восточной Азии, в которых мусульмане моро составляют этническое большинство. Это юг Таиланда, остров Борнео и архипелаги Сулу и Минданао.
Основателем группировки стал ветеран войны в Афганистане Абдураджак Джанджалани. Вместе с бен Ладеном он воевал против СССР ещё в 80-х. Близость его с «террористом номер один» была настолько сильной, что до 1996 год зять Усамы саудовский предприниматель Мохаммед Джамаль Халифа осуществлял финансирование «Абу-Сайяф». Однако под давлением филиппинских властей он вскоре был вынужден отказаться от своей деятельности.
После гибели в перестрелке с полицией Джанджалани в 1998 году место лидера группировки занял Абу Сабайа. В 2002 году он также был убит филиппинскими военными. Затем его сменил брат Абдураджака Джанджалани Каддафи. Однако в 2006 году и он был уничтожен властями. Через год убили и его вероятного преемника Абу Сулеймана. Шеф национальной полиции Филиппин Ромео Рикардо сообщал, что уничтоженные боевики были основными лицами, с которыми контактировали ближневосточные доноры, предоставляющие средства боевикам на Филиппинах и в Индонезии.
В настоящее время группировка, базирующаяся на юге Филиппинских островов — архипелаге Сулу и островах Минданао и Басилан, децентрализована. Как единая вооружённая сила она практически не действует. Бои с правительственными войсками ведут только отдельные отряды. Эксперты выделяют в её составе две внутренние фракции: «группу Басилан» (религиозные фанатики) и «группу Сулу» (специализирующаяся на криминальных преступлениях). Периодически из них выделяются более мелкие подразделения. Как отмечает ведущий специалист по борьбе с терроризмом в Юго-Восточной Азии Захари Абуза, в «Абу-Сайяф» в настоящее время отсутствует любое подобие централизованного руководства. Её численность невелика. Однако в период своей наивысшей активности группировка насчитывала до 2 тыс. членов.
В настоящее время, по разным данным, в рядах «Абу-Сайяф» находится от 200 до 500 человек. Преимущественно это молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет, набранные в высших учебных заведениях, а также трудовые мигранты, побывавшие в странах Ближнего Востока и подпавшие в них под влияние радикальных исламистов. Также в организации находятся перебежчики из филиппинских вооружённых сил и несколько ветеранов войны в Афганистане. Основным источником финансирования исламистов является рэкет, бандитизм, похищение людей с целью получения выкупа и продажа наркотиков.
Члены группировки ещё в середине 90-х пытались совершить ряд терактов на американских транспортных самолётах и убить папу римского Иоанна Павла II. Наиболее типичными террористическими акциями «Абу-Сайяф» считаются похищения заложников, взрывы в общественных местах и нападения на всех немусульман.
С начала 2000-х боевики активно сотрудничают с индонезийской группировкой «Джемаа Исламия», также связанной с «Аль-Каидой». Целью «Джемаа Исламия», как и «Абу-Сайяф», является создание теократического панмусульманского государства в Юго-Восточной Азии.
После начала расследования терактов 11 сентября американская разведка получила неопровержимые данные, свидетельствовавшие о том, что «Абу-Сайяф» является ячейкой «Аль-Каиды». В связи с этим власти США обратились к правительству Филиппин. Вашингтон предложил Маниле свою помощь в борьбе с терроризмом. В конце 2001 года президенты двух стран Джордж Буш и Глория Арройо договорились, что США помогут филиппинцам подготовить их армию к проведению антитеррористических операций. Негласно же на островах был открыт ещё один фронт борьбы против исламистов. Операция «Несокрушимая свобода», начало которой было положено во время боевых действий в Афганистане, распространилась, таким образом, и на Юго-Восточную Азию.
В начале 2002 года на острова прибыли первые подразделения американских войск. Впрочем, по заявлениям официальных лиц, участия в боевых действиях они не принимали. Основной задачей военных, как было заявлено, стало обучение филиппинских войск методам антипартизанской борьбы в джунглях. В настоящее время в регионе находится около 500 американских солдат, в том числе и из сил специального назначения. Принимают ли они участие в боях совместно с 18-тысячной группировкой филиппинских войск — неизвестно.
За восемь лет боёв союзникам удалось снизить уровень напряжённости в регионе. Сейчас численность «Абу-Сайяф» сведена до минимума — филиппинские спецслужбы смогли уничтожить её лидеров и обеспечить охрану населённых пунктов. Были активизированы операции в джунглях и проведён ряд амнистий, благодаря этому от группировки откололись мелкие отряды. Вместе с тем говорить о близком конце противостояния не приходится. Госдепартамент США отмечает, что потенциал у «Абу-Сайяф» из-за её тесных контактов с индонезийской «Джемаа Исламия», насчитывающей тысячи бойцов, ещё достаточно велик.
Последнее обострение обстановки в Юго-Восточной Азии свидетельствует о том, что постепенно этот регион становится новым источником исламского экстремизма и терроризма. Альянс филиппинских и индонезийских боевиков, которые часто принимают участие в акциях «Абу-Сайяф», не может не вызывать опасений как у администрации США, так и у властей в Маниле. Дело в том, что Индонезия является самым большим в мире мусульманским государством: ислам исповедуют 207 млн её жителей. Нынешний экономический кризис серьёзно пошатнул экономическую и социальную стабильность в этой стране, которая на протяжении предыдущих лет достаточно успешно боролась с терроризмом. Сейчас многие из её разорившихся и обедневших граждан превращаются в идеальный материал для радикальных исламских проповедников. Пока ситуация находится под контролем, однако вполне возможно, что в скором времени американцам придётся усилить антитеррористические операции не только в Афганистане, но и в Юго-Восточной Азии.
Читать @chaskor |