Подписаться на обновления
31 мартаВторник

usd цб 77.7325

eur цб 85.7389

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Александр Фолин   пятница, 28 августа 2009 года, 16:01

Двойной попандос
Киноновинки: отечественная комедия «Каникулы строгого режима» в гордом одиночестве


Кадр из фильма "Каникулы строгого режима"
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Прокатчики очередной раз доказали, что большой отечественный кинопроект для них куда более грозный конкурент, нежели любой голливудский блокбастер. Никто не захотел ставить своё кино рядом с комедией «Каникулы строгого режима» — она стартовала, безраздельно, без малейшего сопротивления захватив все кинотеатры страны.

К тому, что скоро мы узнаем, что такое «Каникулы строгого режима», нас готовили долго. Увешали всё и вся плакатами, на которых в странных позах застыли Сергей Безруков и Дмитрий Дюжев (первый с фиксами на зубах, второй — с фингалом под глазом); достали клипом «Заря», в котором Николай Расторгуев старательно спел с вышеозначенными актёрами новую песню Игоря Матвиенко. Реклама была агрессивной, как всегда у Первого канала, но активно внушала то, что фильм рассчитан на крайне непритязательную, скажем так, часть киноманов.

В свои 35 лет Сергей Безруков уже народный артист России. Конечно, система званий, оставшаяся нам в наследство от советских времён, давно потеряла былой вес, и всё же это о многом говорит. Безруков, без сомнения, один из лучших актёров своего поколения.

Вообще, это довольно интересная тема: намеренно или нет Первый канал раз за разом отгораживается от думающей и обладающей вкусом аудитории? Взглянем на плакаты «Каникул»: что это, бездарная поделка, от которой за километр разит пошлостью и безвкусицей, или просчитанный ход, призванный отсечь публику, которой фильм по определению понравиться не может?

Если подумать здраво, скорее всего, второе. Трудно поверить, что на главный телеканал страны работают бесталанные люди, да и стратегия, в которой мы таким образом обвиняем первоканальцев, метод вполне действенный. Если, конечно, такая задача стоит.

В сущности, это вопрос стратегического планирования. Кому-то главное — собрать деньги с максимума зрителей, и неважно, как это достигнуто. В ход идёт даже откровенный подлог без малейшей мысли о завтра. Кто-то исповедует полярный принцип.

Во-первых, неразборчивость может аукнуться, что называется, не отходя от кассы. Всемогущее сарафанное радио разнесёт весть о том, что фильм дерьмо, и победный первый уик-энд завершится сокрушительным падением сборов на второй неделе.

Во-вторых, зрителя можно обмануть раз, два, может, три, но рано или поздно он озлобится и перестанет клевать на дешёвые обманки. И вот тогда настанет тот самый «потоп», о наступлении которого после нас многие не думают.

В свете же первого аргумента отсечение заведомо нелояльной публики — ход блестящий. Негативный фидбек и она может организовать, пусть «интеллектуальная элита» и составляет ничтожно малый процент людей, которые ходят в кино. Так что тащить на фильм всех подряд — себе дороже.

Может, я слишком хорошо думаю о тех, кто продумывал стратегию продвижения «Каникул строгого режима», но только так я могу объяснить то, что у всех мной опрошенных задолго до премьеры фильма выработался стойкий, неперешибаемый негатив по отношению к нему.

А ведь ни к Сергею Безрукову, ни к Дмитрию Дюжеву (другие персоналии в рекламной кампании не фигурировали) ни у кого претензий не было. Сравнение ещё не виденного никем фильма с дурно пахнущими продуктами жизнедеятельности человека имело под собой исключительно реакцию на его рекламу.

К чему все эти мысли вслух? А к тому, что на премьеру картины я шёл, как на плаху, будучи уверенным, что потрачу два часа своей жизни на зрелище, которому лучше всего было бы никогда не появляться на свет. Что ж, надейся на худшее — разочарован не будешь.

Надо сказать, что устроители премьеры сделали всё, чтобы добить меня и мне подобных на входе. Попасть на площадь перед «Пушкинским» можно было лишь через две проходных — для прессы и всех остальных.

Группа американских евреев, чьи лица и фамилии не оставляют сомнений в их национальной принадлежности, срезает скальпы с убитых ими немецких солдат…

Площадь была огорожена, и вдоль неё по обе стороны возвышались стойки с гигантскими динамиками, из которых грохотала бесконечная музыкальная тема фильма, исполненная в восточном стиле. Спрятаться от неё было невозможно, а проникнуть в кинотеатр оказалось делом непростым.

Мало того что из-за навесного мостика, выстроенного поверх лестницы кинотеатра, пришедших на премьеру пускали маленькими порциями — оказалось, что прессу пока не пускают.

Видимо, чтобы те несколько человек, которых на неё аккредитовали (а пресс-показа вовсе не было, что упрочило подозрения в том, что от «Каникул» ничего путного ждать не приходится), не съели всю еду, которой угощали гостей.

Когда же мне всё-таки удалось проникнуть внутрь (хорошо хоть было тепло и сухо!), преодолев небольшой лабиринт ужасов, лягушачью заводь и детскую площадку (так оформили вход в «Пушкинский»), оказалось, что начала фильма ждать ещё где-то час.

Естественно, я не в первый раз был на премьере, и в том или ином приближении они все проходят так, но рассказываю, чтобы был понятен градус недовольства, с которым я вплотную подошёл к просмотру.

После шоу японских барабанщиков и танца бумажного дракона свет окончательно погас и на сцену, держа в руках квадратные японские бумажные фонарики, вышли члены съёмочной группы.

Это была лучшая премьерная презентация из всех, что я видел. Здорово было всё — визуальная часть, ненатужное представление создателей картины, короткие спичи продюсеров, актёров и режиссёра. И к счастью, это оказалось первое, но отнюдь не последнее светлое пятно вечера.

Хотя, начав говорить о самом фильме, тут же невольно спотыкаешься опять о Первый канал. И теперь уже никак не оправдать их действия прозорливостью или иным гениальным озарением.

«Каникулы» начинаются с дорогущих титров, стоивших, наверное, столько, что на эти деньги можно было снять ещё один фильм попроще, — сначала рисованных, а потом снятых летающей камерой.

На экране появляются стилизации под картины японских художников типа какого-нибудь Утамаро, на табличках и камнях проступают имена актёров, а потом официальный голос Первого канала, как и в начале «Ночного дозора», с невообразимым пафосом читает танку.

Да, вскоре вся эта японская эстетика объяснится, но привязка к ней настолько незначительна, что подобное оформление вступительных титров выглядит излишне пафосно, глупо и дико.

К чему оно в фильме про двух русских зэков (один из которых — бывший сотрудник уголовного розыска), сбежавших из нашей колонии строго режима и решивших отсидеться в близлежащем пионерском лагере, прикинувшись квалифицированными вожатыми?

Кстати, даже такого короткого описания сюжета достаточно, чтобы понять, что он шит белыми нитками. Очевидно, что побег повлёк бы за собой такой шухер, что пионерлагерь перевернули бы сверху донизу. Кроме того, даже бывший мент, уволенный задним числом, по первой ходке должен был попасть на ментовскую зону.

Последнее просто не могли не знать авторы оригинальной книги — Андрей Кивинов, 12 лет проработавший в милиции, и рецидивист Фёдор Крестовый, столько же оттрубивший на зоне. А значит, это сознательная неряшливость. Что может быть хуже?

Бывшего мента играет Дюжев, у которого под глазом поначалу светится откровенно нарисованный фингал (мы живём в эру HD — такой грим неприемлем!), но исчезает с нереальной быстротой. По всему видно, что гримёр фильма не знает и как выглядят настоящие синяки под глазом, и как быстро проходят.

Рецидивиста блестяще играет Безруков, которому в вину вменить нечего. Его персонаж слишком быстро адаптируется, но это претензия к авторам, а не к актёру. Также очень симпатичные герои у Людмилы Поляковой, Владимира Меньшова, Ольги Самошиной и Кирилла Плетнёва.

Алёна Бабенко в очередной раз вызвала недоумение самим фактом своей успешной карьеры — её актёрский диапазон настолько ограничен, что она везде одинаковая. Одинаково деревянная. Как, кстати, и Дюжев.

И вот, несмотря на всё вышесказанное, даже вышевываленное, «Каникулы» оказались на поверку вполне симпатичным, смешным, а в некоторых местах и трогательным фильмом, оставляющим в целом самые позитивные эмоции.

Они добротно, профессионально сделаны, что, в общем, неудивительно, учитывая, что снимали фильм на трёх локациях без спецэффектов, сложных декораций, массовки и вообще каких-либо сложностей целых два лета. Что там снимать так долго, ума не приложу! «Братство кольца» сняли быстрее.

Выйдя из зала, я поймал себя на мысли, что не понимаю, как, заряженный от макушки до пяток негативом, я мог остаться довольным. Как мог искренне смеяться и сопереживать героям, тем более что уж рецидивист точно вызывать у меня сочувствия не должен.

По всей видимости, это результат усилий профессионалов, работавших над картиной. Усилий настолько явных, что им не смогли помешать ни убогая рекламная кампания, ни сюжетные ляпы, ни патологическое неумение российских детей играть.

Ни даже вторичность, а «Каникулы» — это гремучая смесь из «Усатого няня», «Джентльменов удачи» и «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».

…А теперь сижу и думаю: смог ли я донести, что, несмотря на всё, фильм неплохой?

Каникулы строгого режима
Россия, 2009, комедия
Режиссёр: Игорь Зайцев
В ролях: Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Алёна Бабенко, Людмила Полякова, Владимир Меньшов, Ольга Самошина, Алексей Кравченко, Александр Лыков, Кирилл Плетнёв, Роман Мадянов




ОТПРАВИТЬ:       



 






Фильмы Эмира Кустурицы

Подборка для наших длинных выходных

Кинематограф Кустурицы – это восхитительный мир, герои которого мыслят неординарно, обладают собственным мировосприятием и, как правило, невероятной волей к жизни.

27.03.2020 19:00, cameralabs.org


Как разукрасить свои выходные

Коронавирус не помеха: яркие визуальные решения в любимом кино

Цветовая палитра фильма во многом определяет его настроение, может усилить эмоции и подчеркнуть тему сюжета. Это не означает, что все выдающиеся фильмы должны быть залиты яркими касками, но иногда визуальное впечатление, которое производит кино, имеет не меньшее значение, чем персонажи, история или диалоги. Чем краше фильм, тем легче ему завладеть вниманием зрителя и надолго остаться в памяти. В этом списке пятнадцать фильмов с необычайно яркими и красивыми цветовыми палитрами, которые могут вызвать визуальный восторг.

21.03.2020 19:00, cameralabs.org


Ингрид Бергман: сто пудов любви

Кому нужны фильмы, если в них нет любви

... Какую бы роль ни исполняла великая Ингрид Бергман, она, так или иначе, рассказывала о любви. Продюсеры по опыту знали, что Бергман отказывается сниматься в фильмах, если в них нет любви. И в конце концов, Ингрид Бергман была совершенно права: кому вообще нужны истории без любви, целых «ста пудов любви».

16.03.2020 17:00, Елена Пегова, story.ru


«Дух огня»: сделали как надо

Рецензия на главные новинки фестиваля

18-й кинофестиваль дебютного кино «Дух огня» в Ханты-Мансийске дал неугомонной общественности, прежде всего на местном уровне, повод для возмущений из-за фильма «Аутло» с его «нетрадиционной» тематикой. Скандала в результате не вышло, «Аутло» собрал львиную долю призов на конкурсе российских дебютов, и фестиваль завершился хорошо. Однако для дебютантов и их произведений это только начало истории.

14.03.2020 16:00, Вячеслав Шадронов


Звезда одного кадра

Как моментально получить «Оскар», но сыграть всего ничего

Она попала в Голливуд только ближе к 30 — и тут же получила «Оскар». Необычайный успех обернулся подозрениями ФБР в связях с коммунистами. «Засветившись» в «Чёрном списке» Голливуда, Джуди Холлидей больше почти не снималась — и скоро умерла.

10.03.2020 19:00, Мария Крамм, jewish.ru


В ожидании невидимой опасности

Рецензия на триллер Уоннелла «Человек-невидимка»

5 марта на экраны России вышла новая работа Ли Уоннелла «Человек-невидимка» — осовремененная версия классического романа Герберта Уэллса про безумного учёного и его неудавшийся (или удавшийся в новой версии?) эксперимент.

09.03.2020 16:00, Руслан Юсифов


Главные сериалы марта

Подборка лучших новинок

Дорогие поклонники телесериалов! Рассаживайтесь поудобнее, мы сейчас вам расскажем и покажем, что смотреть в этом марте. Подсказка: «Удивительные истории» 6 марта, «Мир Дикого запада» 15 марта¸ а еще много альтернативных историй и сериалов о возвращении хороших парней в родные города.

07.03.2020 19:00, Родион Чемонин, tvkinoradio.ru


Как это снято: «Москва слезам не верит»

История создания легендарной кинокартины

40 лет назад «Москва слезам не верит» начала покорять зрителей. Разбираемся в истории создания и устройстве оскароносной картины Владимира Меньшова, до сих пор остающейся одной из самых популярных отечественных лент в мире.

29.02.2020 19:00, tvkinoradio.ru


Блок Мальборо

Леониду Гайдаю, гению советской комедии, в конце января этого года исполнилось бы 97 лет

О Гайдае, которого всю жизнь попрекали Тарковским (условным — попрекали, что недостаточно «интеллектуален», у нас страна сумрачная) вспоминает Вячеслав Шмыров, непривычно молодой для такой роли живой свидетель истории советского кино. Во всех ее подробностях, казусах, ее «генеральной линии» и ее же «закулисья»: в воспоминаниях Славы важна особая интонация, передающая атмосферу времени.

27.02.2020 19:00, Вячеслав Шмыров, story.ru


Мать смерти

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

25.02.2020 19:00, Александр Чанцев






 

Новости

Проект «Выпускники и наставники» представлен в РАНХиГС в Москве
22 февраля в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), что на Проспекте Вернадского в Москве, состоялась презентация проекта «Выпускники и наставники». Это уже третий проект некоммерческого партнёрства «Викимедиа РУ», поддержанный Фондом президентских грантов. Само же партнёрство занимается поддержкой проектов фонда Викимедиа на территории России, самый известный из которых — Википедия.
НЭИКОН и ОмГТУ подписали соглашение о сотрудничестве
В ОмГТУ состоялась серия семинаров, проведенная в партнерстве с консорциумом НЭИКОН в рамках проекта «Открытая наука России».
Фильм «Паразиты» получил «Оскар» в главной номинации
Это первый случай, когда главной награды удостоилась картина не на английском языке.
Рахманинова признали главным новатором среди классических композиторов
Южнокорейские математики научили искусственный интеллект оценивать влиятельность классических композиторов начала XVIII — конца XIX века. Рахманинов, Бах и Брамс оказались главными новаторами эпохи.
Из галереи в Стокгольме украли более десяти работ Сальвадора Дали
Преступники похитили от 10 до 12 бронзовых скульптур и гравюр испанского художника Сальвадора Дали с выставки, проходившей в галерее Couleur в Стокгольме. Об этом сообщает издание Aftonbladet, ссылаясь на владельца галереи Педера Энстрёма.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.