Вот и раздали «Золотые маски». Несмотря на юбилей премии, итог выглядит вполне буднично. Прошлый сезон не был богат на удачи. Хотя интересные работы всё же встречались.
Из года в год от награждения ждешь не только и не столько отмечания отдельно взятых опусов, но выявления тенденций. Взгляда не на комплект спектаклей, а на ситуацию в целом.
Ждешь — но не дожидаешься. Раз и навсегда принятый принцип «всем сестрам по серьгам» позволяет наградам разойтись по большинству номинированных сочинений без какой-либо общей мысли. Награждение одних радует, других — вводит в недоумение.
Словом, всё как всегда.
Обманчивая легкость жанра
Любопытный факт: впервые «Маска» в номинации «Оперетта/мюзикл» досталась спектаклю драматического театра — «Коньку-Горбунку» МХТ им. Чехова.
И с этим трудно не согласиться: подбор спектаклей был спорный. Остается порадоваться за МХТ, где способны на самые разножанровые эксперименты.
Режиссер Евгений Писарев, специалист по высококлассным развлекательным спектаклям, выпустил, наверное, самую масштабную свою работу.
Разудалые драматурги братья Пресняковы переписали историю, добавив ей лихости и злободневности. А мастера хитов Сергей Чекрыжов и Алексей Кортнев придумали заводные песни.
На сцене поют и танцуют, очаровывают и добиваются своих целей, а главное — получают удовольствие. Мощной волной передающееся в зал. Нежная сказочность переплетается с едкой сатирой, масштаб действия — с доверительностью интонации. А основная задача проста: чтоб людям приятно жилось и хорошо дышалось.
Одним из основных претендентов на главный приз в этой номинации была «Екатерина Великая» Екатеринбургского театра музкомедии — пышное, масштабное зрелище, позиционируемое как «патриотический мюзикл». Открытием спектакль не стал: банальный сюжет, музыкальный разнобой, простая режиссура (от выдумщицы Нины Чусовой ожидалось больше оригинальности).
Невероятное количество и яркость костюмов принесли «Маску» их создателю — художнику Павлу Каплевичу. А вот награда певице Марии Виненковой (исполнительнице роли молодой Екатерины) не вдохновила — ничего впечатляющего она в спектакле не делает.
Впрочем, «Маску» за мужскую роль в этом разделе и вовсе не присудили. Неважно у нас с певцами в мюзиклово-опереточном разделе.
Две оставшиеся «Маски» забрал новосибирский спектакль «Гадюка»: за режиссуру (Гали Абайдулов) и за работу дирижера (Эхтибар Ахметов). Занятный, хотя и несколько старомодный — как по мысли, так и по художественному решению.
В основе спектакля — рассказ Алексея Толстого о женщине, воевавшей в Гражданскую и не вписавшейся в эпоху НЭПа, а на самом деле — о противостоянии «духовного» и «материального» миров.
Главная приманка — певица Елизавета Дорофеева, исполнившая главную партию. И явно достойная награды, но не получившая ее.
Поющие под маской
Лучшим спектаклем в опере признали «Золушку» петербургского театра «Зазеркалье». Ей же отдали и приз «Лучшая работа дирижера» (Павел Бубельников).
Работа с музыкой и правда достойная: сохранена легкая красивая интонация, присущая Россини. Что касается спектакля, то он довольно мил и изящен, в меру зрелищен, с целым рядом режиссерских находок. Главная из которых — листы партитуры, становящиеся не просто декорацией, но действующим лицом.
Исполнение не везде ровное, но в целом «Золушка» оставляет благоприятное впечатление. Тем более что из предложенного списка претендентов особо не повыбираешь.
Еще две оперные награды, за лучшую режиссуру (Георгий Исаакян) и лучшую работу художника (Эрнст Гейдебрехт), достались «Орфею» Монтеверди Пермского оперного театра.
Спектакль у Исаакяна довольно экстравагантен и по замыслу, и по визуальному ряду. Привычный сюжет переиначен: сделан любовный треугольник (по замыслу режиссера Эвридика превращена в некое подобие Барби, а единственная любовь Орфея — Муза, она же Ева, она же Музыка, отомстившая за измену).
Броские костюмы, набеленные лица сочетаются со сценографией а-ля средний европейский спектакль. Смотрится любопытно, хотя и небезупречно. А вот по части музыки дело обстоит худо — пели исполнители грубовато, без понимания стилистики композитора.
К числу бесспорных решений надо отнести «Маску» Родиону Щедрину за оперу «Очарованный странник».
Тонкая, нежная, многослойная музыка, богатая на оттенки и нюансы, звучит волшебно, оставляя долгое послевкусие. Нет ощущения, что опера написана недавно, — кажется, что «Странник» возник из тайных закромов классического наследия. Это же произведение принесло награду и певице Кристине Капустинской, спевшей партию цыганки Груши.
Отправилась в Мариинский театр и «Маска» за лучшую мужскую роль — она досталась Алексею Маркову за роль Ивана Карамазова. Иван, невозмутимый резонер в аккуратном костюме и очках, раздираемый внутренней болью, едва ли не самый внятный образ в этом густонаселенном и бессмысленном спектакле.
В том числе и музыкально, насколько это возможно в диком сочинении Александра Смелкова.
Шаг вперед
Триумфатором балетного раздела стала балерина Диана Вишнева. Ее проект «Красота в движении» заработал три награды — за лучший спектакль и лучшую женскую роль плюс приз критики.
Вишнева — балерина-фейерверк, балерина-праздник. У нее врожденное чувство театральности и широкий разброс возможностей. Чем и воспользовались трое хореографов, создавших для нее балеты — диаметрально противоположные по стилю.
«Лунный Пьеро» Алексея Ратманского — история мрачная, сюрреалистическая. Здесь сплелись сны и реальность, земной мир и мир ночи.
Хореограф приглушил фееричность и внешнюю яркость Вишневой. Ее героиня — коварная и обольстительная Коломбина, Прекрасная Дама, плод воображения мятущегося Пьеро.
Она меняется на глазах, становясь то теплой милой девушкой, то механической куклой, то неуловимым призраком. Работа американца Мозеса Пендлтона не совсем балет. Пендлтон сочинил для Вишневой историю в трех частях «Из любви к женщине» — об эфемерной женской природе, мечтах и желаниях.
Используя движение в сочетании со сложной световой партитурой, хореограф создает живые картины. Где важна не техника, а пластичность танцовщика, линии тела.
Еще один американец, Дуайт Роден, тоже не смог пройти мимо необыкновенной женственности балерины. И придумал для нее «Повороты любви», бессюжетный балет-фантазию о взаимоотношениях мужчины и женщины.
Что касается современного танца, то здесь две награды получил Сергей Смирнов из Екатеринбурга, создатель труппы «Эксцентрик-театр». Ему достались «Маски» за лучший спектакль и лучшую работу хореографа.
В награжденном «Глиняном ветре» соседствуют два мира — нежный и брутальный. Мужской и женский. Их соприкосновения, попытки слияния, сладкие и горькие мгновения совместного бытия составляют суть спектакля.
Танцовщики словно сделаны из пластилина: они мягко перетекают из одного движения в другое, скользят из света во тьму, очаровывают и притягивают.
Приз за лучшую мужскую роль отдали Игорю Зеленскому, поставившему балет «Баядерка» (Новосибирский театр оперы и балета) и станцевавшему главную партию — Солора.
Как постановщик он в данном случае оказался интереснее, нежели танцовщик. Спектакль производит хорошее впечатление — именно как целое. Что касается отдельных удач, то их не наблюдалось.
По традиции жюри вручило и два спецприза. Первый достался труппе Театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) за оперу «Александр Македонский». Что заставило знаменитого режиссера Андрея Борисова взяться за этот более чем сомнительный музыкальный материал — загадка. Но участники спектакля работают с такой истовостью, что этот факт, видимо, и решили отметить.
Второй приз достался танцовщикам Большого театра Наталье Осиповой и Вячеславу Лопатину за дуэт в балете «Сильфида». Осипова — открытие Большого последних сезонов, балерина с невероятно яркой индивидуальностью: загадочная, изысканная, женственная.
Ее работы в «Сильфиде» и «Пламени Парижа», за которые она и номинирована, подтверждают ее возможный звездный статус в недалеком будущем. Возможно, на этом этапе пути и «Маска» не помешает.
Читать @chaskor |