Никто из «большой тройки» украинских политиков не может ни окончательно сойти с политической сцены, ни одержать решительную победу.
Никто из «большой тройки» украинских политиков не может ни окончательно сойти с политической сцены, ни одержать решительную победу. В стране возникла парадоксальная устойчивая нестабильность, разрушить которую, видимо, может только очень сильное внешнее воздействие.
Президент Ющенко распустил Верховную Раду и назначил «очередные внеочередные» выборы на 7 декабря. Накануне Ющенко и Тимошенко традиционно обвинили друг друга в развале оранжевой коалиции, а Тимошенко при этом сообщила, что уже полгода не может даже поговорить с президентом по прямому телефону. Ситуация, безусловно, довольно удивительная, учитывая, что речь идет о взаимоотношениях президента и премьер-министра крупной европейской страны (даже если забыть о том факте, что именно Тимошенко своей харизмой и своим напором четыре года назад сделала Ющенко президентом, без нее успех Майдана был бы невозможен). Теперь, видимо, Виктор Андреевич будет думать, как сделать так, чтобы на будущих выборах (они, пожалуй, неизбежны) НУНС получила бы как можно больше голосов, а БЮТ – как можно меньше. Как либо иначе объяснить подвешивание им ситуации с выборами сложно.
Происходящее в Украине напоминает некую дурную бесконечность. Ющенко–Тимошенко–Янукович. Янукович–Ющенко–Тимошенко… Те же, там же, тогда же. Никто из них никак не может ни полностью победить, ни до конца проиграть.
В основе этого вечного политического пата лежит искусственность украинского государства – наследника Украинской ССР, границы которой были нарисованы в высшей степени произвольно. Поэтому получилось как минимум «два в одном». На самом деле внутри Украины можно выделить 5–-6 исторических областей, но и без таких усложнений понятно, что две Украины точно есть: «центрально-западная» и «восточно-южная». Их экономические и электоральные потенциалы достаточно близки, поэтому ни одна из Украин не способна на решительную победу над другой.
Вторая причина возникновения дурной бесконечности – очень тесная интеграция украинских политических и финансово-промышленных групп. Лидеры этих групп оказываются чрезвычайно устойчивыми, поскольку имеют за собой не только политический, но и экономический ресурс, из-за этого сменить их очень сложно.
Третья причина – возможность маневра между внешними силами – США, ЕС и Россией. Хотя на всю украинскую «большую тройку» навешано много ярлыков, на самом деле никто из них не является ни однозначно прозападным, ни однозначно пророссийским.
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов харизматичность указанных фигур. Разумеется, Юлия Владимировна здесь вне конкуренции, но и оба Виктора (Андреевич и Федорович) свой электорат имеют.
В итоге треугольник, все три вершины которого яростно ненавидят друг друга, оказывается на редкость устойчивым. Но эта устойчивость приводит к тому, что вся украинская политика превращается в тотальный фарс. Верховная Рада перманентно недееспособна, поскольку в ней никогда невозможно создать хоть сколько-нибудь устойчивое большинство, ведь силы сторон почти равны. Исполнительная власть также оказывается заведомо неустойчивой, потому что премьер постоянно хочет съесть президента.
Таким образом, несмотря на наличие в стране вполне реальной демократии, проведение сколько-нибудь вменяемой политики становится практически невозможным. Это, в свою очередь, мешает формированию единой, общеукраинской идентичности. В итоге возникает своеобразный самоподдерживающийся процесс. Страна всё время раскалывается, но никогда не расколется по-настоящему. Ни «западники», ни «восточники» не готовы отказаться от «другой Украины», но и взять ее под контроль не способны. При этом никто не готов на решительные шаги с целью добиться политико-юридического оформления раскола. Тем более никто не хочет силового противостояния внутри страны.
Ежегодные внеочередные парламентские выборы, которые раз за разом воссоздают прежнюю ситуацию, могут привести к полной апатии среди избирателей (особенно среди тех, кто искренне поддержал оранжевую революцию). Может быть, именно это приведет наконец-то к переформатированию украинской политики. К счастью для страны, политический паралич пока не приводит к экономическому параличу. Впрочем, такой вариант не исключен, особенно в свете глобального кризиса. Вот тогда переформатирование станет неизбежным, последствия его окажутся совершенно непредсказуемыми.
Сюжет 5 канала (Украина): Финансирования из Резервного фонда не будет
Читать @chaskor |