Подписаться на обновления
27 мартаСреда

usd цб 64.1683

eur цб 72.5808

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Юлия Эйдель, Иван Засурский   вторник, 11 февраля 2014 года, 13:00

Думайте сами!
Зачем Минобрнауки нужен научный архив?


//koonec.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Диссертации – только верхняя часть айсберга проблемы плагиата. Неправомерно присвоенные заслуги – удел тысяч, может быть, десятков тысяч «учёных», оказавшихся в крайне неловкой ситуации по невежеству исполнителей и своему собственному. Проблема в том, что в российских вузах «списывают» миллионы студентов, а в школах – миллионы школьников. Научный архив, свободные лицензии, запрет на подготовку и продажу учебных работ и их рекламу, проверка вузов через публикацию дипломных работ – вот первые шаги, с которых может начаться её решение.

Тема плагиата является сегодня не только одной из самых скандальных, но также и одной из наименее изученных в российской науке. Внимание общества и СМИ приковано к громким историям о несправедливо присвоенных научных степенях, в то время как проблема плагиата гораздо шире и состоит как минимум из двух взаимосвязанных явлений разного масштаба – плагиата в науке и «списывания» в образовании.

С незапамятных времен сам акт присвоения чужих слов, идей или изобретений считался плагиатом, а статусы и степени, полученные с его помощью, не имели значения перед преступлением против вечности – местом в памяти людей. В авторском праве этот тип прав называется атрибуцией, или принадлежностью, и считается безусловным и безотзывным.

Сегодня немногие понимают масштаб проблемы плагиата с точки зрения юридических последствий, перспективы судебных исков и разбирательств в следствии ущерба, причинённого присвоением чужой интеллектуальной собственности. К сожалению, в последнее время у всех на слуху неутешительные прецеденты – судебные разбирательства против СМИ инициируют люди, которых публично уличили в плагиате, однако до проверки самой научной работы дело не доходит. Так, в декабре 2013 года Пресненский районный суд Москвы постановил взыскать с журнала The New Times и его корреспондентки Зои Световой, автора статьи «Плагиаторы в мантиях», более 1 млн руб. за публикацию материала о некорректных заимствованиях в диссертации судьи Мосгорсуда Дмитрия Гордеюка, известного по «Болотному делу», из работы судьи в отставке Юрия Беспалова, который был его научным руководителем. При этом суд успешно прошел без истцов и их представителей, а судья отклонила ходатайство ответчиков о проведении экспертизы диссертаций. Ранее Басманный суд столицы удовлетворил аналогичный иск Беспалова и Гордеюка к «Новой газете» и ее корреспонденту Никите Гирину на сумму 410 тыс руб.

Однако вполне вероятно, что в случаях явного плагиата суды будут принимать решения о защите авторских прав истца, подобно тому, как украинский суд признал публикацию с плагиатом «фальсифицированным научным информационным продуктом», о чем подробно писал «ЧасКор» в статье «Перекрёсток гражданской позиции и возможности информационного права». Возможно, в будущем авторы незаконно процитированных работ смогут требовать причитающийся им ущерб за неправомерное использование результатов научного труда, и тогда у многих больших юридических компаний появится судебная практика в сфере науки и образования. Кроме того, российское авторское право предполагает, что тот, кто публикует работу (то есть сам научный архив), может стать соответчиком по искам тех, чьи авторские права нарушены. Эти положения были усилены принятой в новой редакции во втором чтении IV частью Гражданского кодекса в положениях об ответственности информационных посредников.

Поэтому главная и стратегическая задача Минбрнауки - навести порядок в цифровых коллекциях, поскольку уже известно, что количество работ с недопустимым процентом заимствований колеблется от 5 до 25% в зависимости от сферы науки. У министерства есть прямое поручение Медведева о введении в строй системы контроля заимствований в вузах, которое может быть эффективным только вместе с научным архивом.

«По мнению учёных, это даст возможность не только исключить неправомерное и ошибочное цитирование, но и расширит базу первоисточников для систем контроля заимствований. Со временем это поможет точно определять автора работ и издание по любому фрагменту, что позволит снять многие последствия проблемы плагиата в обозримом будущем», – сообщила директор Департамента информационной и региональной политики Министерства образования и науки Российской Федерации Анна Усачёва.

Президент Российской академии наук Владимир Фортов уже поддержал инициативу Минобрнауки:

«Появление такого научного архива это, конечно же, хорошо. Но при этом проблема кроется в другом месте. Нужно проанализировать и наладить работу самих диссертационных советов и ВАК, чтобы в будущем не возникало ситуаций, которые мы сейчас с вами наблюдаем».

Фортов, безусловно, прав. И эти проблемы нужно решать параллельно.

ВАК и Министерство образования и науки уже выявляют и массово закрывают диссертационные советы, работы из которых не соответствуют научным стандартам. Судя по предварительным оценкам, в некоторых дисциплинах может быть закрыто до половины диссоветов.

Но пока нет порядка в существующих коллекциях, внедрение автоматических систем распознавания фрагментов в образовании и науке, на которых настаивает премьер Медведев, фактически не может быть реализовано окончательно, потому что перед этим нужна специальная процедура по установлению истинного автора того или иного фрагмента. К тому же оригинал может храниться в неоцифрованной части коллекции (всё, что защищали до 2000 года) – значит процесс установления авторства часто цитируемых фрагментов может затянуться на годы.

Эта проблема имеет, к сожалению, только долгосрочное решение: оцифровка диссертационных работ и выделение из них базы проверенных первоисточников, а также создание системы депонирования и проверки научных работ, позволяющей определять автора цитаты вне зависимости от того, ссылаются на его работу него или нет, для защиты прав авторов в будущем.

Юрий Чехович: «Если текст не свой, но он переписан, всегда есть степень переработки, после которой текст не узнает ни одна система. Другой вопрос, что надо понимать, что если текст заимствован, то человек, скорее всего, не перерабатывал текст достаточно серьезно. И такую легкую перелицовку «Антиплагиат» ловит. Вообще, надо сказать, что системе достаточно «зацепиться», а эксперт уже потом даст свое заключение о том, что последовательность мысли та же».

К сожалению, стратегические задачи научного архива не всегда понимают критики Минобрнауки. Разбираясь с темой научных архивов в России очень важно отделить проблемные контракты, в которых уже сделана работа над ошибками, от реальных государственных задач. Развитие науки и образования в последние годы вновь стало одним из приоритетов Правительства и лично президента Путина. В рамках реформы много говорится об увеличении к 2015 году доли публикаций российских исследователей в мировых научных журналах, индексируемых в базах данных Web of science и Scopus, а также повышении рейтинга российских вузов и программе «5/100», по которой пять российских вузов до 2020 года должны войти в топ-100 лучших университетов мира.

Но целевые программы для университетов и президентские гранты для исследователей не будут работать эффективно до тех, пока мы не наведем порядок в том, что уже создано русской наукой, пока русские люди не научатся ссылаться друг на друга правильно.

Что до числа научных архивов, то их мало не бывает. В той же Америке есть такие проекты практически при каждом крупном университете. И никто еще не сказал, что их слишком много. Однако вопрос открытости первоисточников не всегда решен однозначно даже в США – стране, лидирующей в сфере научных разработок и возглавляющей рейтинг стран мира по уровню научно-исследовательской активности. Год назад мир потрясла история создателя Reddit.com и интернет-активиста Аарона Шварца – идола нового поколения, одного из организаторов кампании против SOPA. В июне 2011 года начался суд над Шварцем по обвинению во взломе платного архива Массачусетского технологического института и краже миллионов размещенных в нем научных статей, которые Аарон выложил в свободном доступе. Согласно американскому законодательству, Шварцу грозило несколько десятков лет в заключении и штраф до миллиона долларов. Аарон не выдержал и, не дожидаясь решения суда, 11 января 2013 покончил с собой. Сегодня отношение к поступку Аарона стало причиной публичных извинений MIT, а также привело к перелому в восприятии доступа к знаниям и культурным ценностям как главных ценностей идеалистов новой эпохи.

Открытость научных публикаций – еще один важный аспект в теме. Ефим Руах, профессор Российской Академии Театрального Искусства «ГИТИС» и преподаватель Щукинского училища, говорит: «Диссертации по гуманитарным дисциплинам: истории, философии, филологии, социологии, культурологии и пр., обязаны быть в открытом доступе. Гуманитарные дисциплины не содержат военных и государственных секретов. Говорить об авторском праве в диссертации с целью ограничения доступа – более чем нонсенс, это откровенная попытка сокрытия плагиата и только. Все гуманитарные дисциплины являются основой просвещения и самообразования, поэтому всякое ограничение в этой сфере так или иначе связано с нарушением конституционных прав, если не с прямым обскурантизмом».

Тем более что 14 февраля 2014 года Госдума России прошел второе чтение законопроект № 47538-6/7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в том числе предполагает введение открытых лицензий.

Но если остановиться только на плагиате в науке, то можно так и не понять реальный масштаб проблемы: плагиат уже много лет существует на всех этапах образования.

Ещё в начале двухтысячных учёные отмечали, что разница в технической грамотности между молодым и старшим поколением может привести к использованию компьютера и интернета против системы образования. Постоянный поиск «готовых ответов» в виде чужих учебных работ превратил российскую систему образования в фабрику специалистов по отчётности, лишь одним из порождений которой становятся диссертанты халтурных диссертационных советов.

К сожалению, эти опасения оправдались. Плагиат в учебных работах в сочетании с платными «зачётами» и «экзаменами» стал причиной полной формализации образования в России и выхолащивания качества выпускников. Даже в вузах, соответствующих всем показателям эффективности, качество образования может быть нулевым, если университет стесняется опубликовать дипломы и курсовые в открытом доступе в сети интернет.

Тут следует вспомнить, как премьер Дмитрий Медведев настаивал на открытой публикации научных работ еще в 2010 году, а в сентябре 2012 дал прямое поручение Минобрнауки создать систему проверки студенческих работ, которое невозможно выполнить до тех пор, пока нет проверенной базы первоисточников. Кроме реального рейтинга цитирования научных работ, это даст возможность студентам правильно проставлять ссылки на источники, а также получать удобные подсказки и рекомендации по литературе и другим источникам и осваивать культуру научной коммуникации.

«Я предлагаю бороться с плагиатом с помощью тех же самых современных технологий. Что для этого нужно сделать? Нужно сделать ну хотя бы, например, дипломные работы общедоступными, обеспечить возможность их автоматической проверки на плагиат. Это гарантирует и защиту авторских прав начинающих исследователей, а благодаря социальным сетям и студенты, и преподаватели смогут обсуждать и комментировать работы. Вместо банков рефератов, дипломных работ тогда у нас появятся банки знаний, а у каждого студента, у каждого аспиранта будет складываться свое персональное резюме»

Возможность создавать и сдавать работы с плагиатом лишает школьников и студентов интереса к реальности и снижает восприимчивость в процессе учёбы. Вместо привычки изучать предмет и вырабатывать своё мнение студентам уже лет 15 проще погуглить, немного доплатить и, не читая, сдать и забыть.

В то время как законодатели заняты запрещением экстремистских сайтов, в системе контекстной рекламе первыми ссылками выпадает реклама, предлагающая «адаптацию» старых текстов к проверкам «Антиплагиата» и изготовление учебных работ и дипломов на заказ. Похоже, рерайтинг и продажа подобных услуг стала ключевым теневым бизнесом Рунета, масштаб которого с трудом поддаётся оценке. Очевидно, что это не должно быть легально и это как раз тот случай, когда этим рынком должна заинтересоваться налоговая инспекция, а государство должно четко определить политику в том числе штрафов и наказаний.

Чиновники, которые в 1990-2000-х не постеснялись защищать диссертации с плагиатом, сейчас подделывать отчетность, не соотнося то, что написано в их «проектах», с реальностью. Что же будет, когда в России самым активным станет поколение, которое со школьной скамьи умеет только качать рефераты? Нынешние чиновники хотя бы в школе и вузе успели почитать настоящие книжки…

Поэтому наибольшая активность политики должны направить на искоренение плагиата в школа и вузах, запрете рекламы «переписанных» учебных работ и внедрении практики продуктивной научной коммуникации. Нужно учить людей правильно указывать ссылку на других авторов, чтобы эта привычка была частью воспитания со школы. На самом деле правила научной коммуникации предельно просты и сводятся к упоминанию об источнике упоминаемой информации, и авторе используемой идеи и цитируемого фрагмента. Если знать эти правила и следовать им, в российском образовании разверзнется сияющее древо познания во всей красе, для которого научный архив с депозитарием, вероятно, может стать частью несущей конструкции, а банки знания вузов – соединяющимися с ними ветвями, которые могут расцвести конкурсами учебных работ.

Как ни странно, участие политиков и чиновников в решении проблем образования может быть эффективным, причём в привычном им ключе – запретов. Даже самые большие противники любых ограничений в интернете могут согласиться запретить предоставление и рекламу мошеннических услуг по подготовке дипломов, диссертаций и учебных работ. В сочетании с публикацией дипломов и курсовых, которое может начаться в порядке инициативы с крупнейших вузов, все эти меры могут внести решительный перелом в ситуации, снова сделав образование и науку серьёзным и уважаемым делом.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Где учат нянь для богатых и знаменитых

История британского Норланд-колледжа

Пока некоторые до сих пор с недоверием относятся к няням и бебиситтерам, королевские семьи не могут представить без них жизнь. Правда, «королевские» няни оканчивают не какие-нибудь там курсы, а настоящий колледж: три года обучения, собственный профессиональный кодекс и в конце диплом. Рассказываем, как устроен Норланд-колледж — самое известное учебное заведение, где учат лучших нянь.

28.04.2018 13:00, Надя Папудогло, mel.fm


«Я — например! Кто за мной?»

Летать как Лидия Леонова

В разные годы абсолютными чемпионами мира по высшему пилотажу в неограниченном классе становились шестнадцать наших спортсменов. Девять из них — женщины. Как слабому полу стать настоящим профессионалом в мужском деле, рассказала Лидия Леонова.

12.04.2018 16:00, Марина Карелина


«Работать с чужими детьми намного проще, чем сидеть со своими»

Частные няни о своей работе

Родители доверяют няням самое дорогое… Чего они ждут взамен, кого готовы принять на работу и сколько платят за то, что няни уделяют их детям больше времени, чем своим? LADY.TUT.BY поговорила с нянями и узнала, с какими трудностями им приходится сталкиваться, почему они выбрали эту профессию и как у них складываются отношения с заказчиками их услуг.

05.03.2018 09:00, Татьяна Лемешевская для lady.tut.by


«Я не собираюсь быть миллионершей»

История бизнесвумен с двумя высшими образованиями, которая бросила городскую жизнь, завела себе миниатюрную лошадь и прибыльное дело для души

Жизнь Ольги Колпаковой не похожа на глянцевую женскую мечту с огромным домом у моря и любимой работой на пару часов в неделю — она живет и работает в селе Каменка в своем «Теремке» и ежедневно 6 часов проводит на морозе, ухаживая за животными, чьи хозяева отправились к морю. В 45 лет женщина с двумя высшими образованиями не побоялась покинуть теплый офис и заняться любимым делом. Хозяйка зоогостиницы «Теремок» рассказала, зачем ей срочно понадобилась лошадь, и поведала удивительные истории дружбы и любви своих четвероногих постояльцев.

26.02.2015 09:00, Валерия Беленькая


Раздельный «Собиратор» мусора

Внедрение механизмов раздельного сбора и полной переработки отходов. Студенческое исследование в рамках конкурса фонда «Наше будущее»

Необходимость раздельного сбора мусора и его переработки обсуждается в России не первый год, но дальше обсуждения дело не идет. Если в соседней Европе перерабатывается 60% отходов, то в нашей стране этот показатель не превышает 8%. Перспективу такой политики год назад обрисовал федеральный министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. «Если мы не предпримем решительных мер, то уже через несколько лет территория России будет похожа на одну большую свалку», - сказал чиновник и пообещал, что правительство этого не допустит. Пока же, перефразируя классиков, спасение утопающих в мусоре - дело рук самих утопающих.

03.07.2014 14:00, Игорь Яковлев


Цена диплома

Получается огромная разница между ценой диплома и его ценностью, высшим образованием и «корочкой», нужной лишь для проформы

Вузы в областных центрах каждый год выпускают тысячи дипломированных специалистов, которые со временем станут основой российского общества. Но чему учатся студенты в небольших городах, где все знают друг о друге всё и могут при необходимости договориться, а «высшим образованием» чаще называют не багаж университетских знаний, а «корочку», свидетельствующую об окончании того или иного учебного заведения?

25.06.2014 11:00, Наталия Трищенко


Вагит Алекперов: «Мы формируем новое общество – людей, которые отвечают за себя и за других. От этого, в конечном счете, сильнее становится вся наша страна»

Успешные проекты социального предпринимательства награждены на Премии «Импульс Добра»

В Москве в третий раз прошло вручение Премии за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства. Новый для России подход к ведению бизнеса, в котором показателем успеха является не только прибыль, но социальный эффект, во многих развитых странах давно является нормой. Учредитель «Импульса добра» Фонд «Наше будущее» уже 7 лет поддерживает новаторские социальные проекты и привлекает внимание чиновников, институтов развития и СМИ к идеям ответственного бизнеса, способного решить многие проблемы нашего общества.

03.06.2014 10:00, Ольга Надеждина


«Современные технологии, в том числе технологии преподавания и поддержки, делают возможности инвалидов безграничными»

Иван Бирюков о том, почему социализация и возможность открыть свое дело – лучшее, что можно сделать для людей с ограниченными возможностями

Как строить технологичный социальный бизнес, решающий проблемы людей с ограниченными возможностями, с нуля и вовлекать в этот процесс самих инвалидов, делая их инициаторами или даже руководителями проектов? В Бауманке на этот вопрос уже найден ответ! Директор по развитию Лаборатории социальных инноваций «Cloudwatcher» рассказал «ЧасКору» о социальной программе «Технологии возможностей», которая реализуется в рамках сотрудничества МГТУ им. Н.Э. Баумана, «Берингер Ингельхайм» и «Cloudwatcher», и помогает студентам получить необходимые знания и навыки для реализации идей социального предпринимательства.

15.05.2014 17:15, Юлия Эйдель


«Важно, чтобы студенты не только придумали проект, но и реализовали его, получили конкретные результаты и смогли об этом доходчиво рассказать»

Команда конкурса студенческих социальных проектов RAISE – о том, как мотивировать студентов окунуться в социальную действительность

РАНХиГC - единственный в России вуз, внедряющий идею социального подхода к бизнесу не только в столице, но и в большой сети филиалов в 27 регионах России. Проекты, которые создают студенты, касаются развития экономики и общества. А с 2012 года Академия проводит конкурс студенческих проектов. Руководитель проекта RAISE Диана Каюмова, координатор студенческих конкурсов Оксана Мустафина и проректор Нижегородского института управления Инна Газиева рассказали «ЧасКору», как научить студентов находить и решать социальные задачи.

29.04.2014 11:00, Юлия Эйдель


Открытый доступ к науке: мифы и реальность

Проблема доступа к научным знаниям является актуальной как для мировой науки, так и для России

На протяжении долгого времени тема открытого доступа к научным знаниям активно обсуждается как в издательской среде, так и в научной: учёными, исследователями, студентами – всеми, кому научные публикации необходимы для повседневной работы. И пока окончательных решений не найдено: несмотря на то, что большая часть исследований финансируется государством, их результаты по-прежнему остаются недоступными для большинства граждан. Это позволяет говорить об актуальности проблемы широкой доступности и открытости научного знания.

17.04.2014 10:30, Дмитрий Семячкин






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.