Подписаться на обновления
12 декабряЧетверг

usd цб 63.5653

eur цб 70.4558

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  среда, 14 сентября 2011 года, 12:02

Дуэт влюблённых
Беседа с артистами Cirque du Soleil Светланой Кашеваровой и Дмитрием Орлом


Светлана Кашеварова и Дмитрий Орел
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Однажды во время нашего номера выключился свет. Дима уже спустился вниз, а я была на канате, нога в петле. Какое-то время я там висела. А один раз в Литве нам силиконом намазали канат. Кто-то «пошутил». Мы разодрали руки в кровь, сломали ногти — не могли держаться. Не отработав номер целиком, прервали на середине и красиво ушли.

В Чикаго закончились гастроли Cirque du Soleil. Прославленная канадская труппа показала спектакль OVO — яркое, красочное, весёлое представление о жизни насекомых.

Одним из самых запоминающихся эпизодов спектакля стал для меня номер на вертикальном канате «Мотыльки» в исполнении Светланы Кашеваровой и Дмитрия Орла. Вашему корреспонденту удалось побеседовать с артистами и даже побывать в святая святых цирка — за кулисами. Но обо всём по порядку.

У наших героев — артистов Светланы Кашеваровой и Дмитрия Орла — биографии во многом схожие. Оба в раннем возрасте начали заниматься гимнастикой (она в пять лет, он — в шесть).

Оба учились в Киевском цирковом училище (сейчас — Киевская муниципальная академия эстрадного и циркового искусства им. Л.И. Утёсова).

В цирке выступают вместе с 1994 года. В 1997 году придумали номер «Влюблённые в воздухе», с которым объездили весь мир. Награды артисты тоже получают на двоих.

Среди них — премия «Бронзовый Пьеро» на V Международном фестивале циркового искусства в Будапеште (Венгрия, 2004), специальный приз «Принцесса цирка» (премия для Светланы) и приз мэра города на фестивале циркового искусства в Льеже (Бельгия, 2005), почётный приз «Серебряный клоун» на фестивале цирка «Залевски» (Польша, 2008). В Cirque du Soleil с ноября 2010 года. Недавно продлили контракт. Пока до конца 2012 года...


Светлана Кашеварова представляет третье поколение артистов цирка. Её дед был акробатом, работал в номере с верблюдами; с 11 лет в этом номере работает её отец. Моя беседа с артистами началась с вопроса о цирковых традициях.

— Светлана, если про актёрских детей говорят, что они родились за кулисами или на съёмочной площадке, то где рождаются дети цирковых артистов?
— Цирковые артисты рождаются «в опилках». Мои родители, я, мои дети — мы все родились «в опилках».

— В чём состоят семейные цирковые традиции?
— Прежде всего это передача детям всего того, что умеют родители. Мои дедушка и бабушка были первыми педагогами для моих родителей, а я получила первые уроки от мамы и папы. С детства ездила с родителями на гастроли, с пяти лет занималась гимнастикой... С седьмого класса родители стали привлекать меня в свои номера, и я начала репетировать отдельные трюки.

— Получается, вопроса «Кем быть?» для вас не было? Всё было решено заранее?
— Я даже не задавала себе такого вопроса. Всё получилось само собой. Даже в мыслях ни у кого не было, что может быть по-другому. Я жила в цирке с детства и, естественно, хотела заниматься этим искусством всю жизнь, продолжать цирковую династию.

— Дмитрий, а как вы пришли в цирк?
— Мои родители не связаны с цирком. Всё детство я провёл в спортивном зале, девять лет был профессиональным спортсменом и в цирк пришёл из мира спорта.

После окончания Киевского циркового училища с отдельным номером «Соло на канате» Светлана полгода работала с родителями в труппе «Звёзды Украины» и успешно гастролировала. С Дмитрием встретилась на гастролях в Польше. С тех пор они больше не расставались, а соло превратилось в дуэт на сцене и в квартет в жизни. У Светланы и Дмитрия двое детей. Сыну Андрею 15 лет, Анечке в сентябре исполнится пять.

Д.О.: После окончания циркового училища я работал в группе под руководством Григория Степанова. (Кстати, он уже 15 лет живёт в Чикаго.) У нас была большая группа акробатов. Я был верхним — тем, кого подбрасывают и кто летает. Когда мы со Светой решили создать семью, стали задумываться о совместном номере на канате. Назвали его «Дуэт влюблённых в воздухе». (Во всём мире номер Кашеваровой и Орла известен как Duo Air Love. Его можно посмотреть на сайте www.youtube.com. Номер завораживает красотой, техническим совершенством и оригинальностью. — С.Э.) Впервые мы вместе выступили в Киевском национальном цирке. Потом были поездки по всей Украине. Мы обкатывали номер, проверяли его на зрителях... В 1999 году впервые уехали по контракту за границу. Это был цирк в Швейцарии.


— Как вы оказались в Cirque du Soleil?
— Впервые представители Cirque du Soleil нас заметили в 2004 году на V Международном фестивале циркового искусства в Будапеште, где мы завоевали бронзовую медаль. После этого нам неоднократно предлагали участвовать в кастингах, войти в уже существующие шоу, но сроки не совпадали. А в этот раз так получилось, что мы как раз находились в Америке, работали со своим номером в казино в Атлантик-Сити. Когда нам предложили поработать в Cirque du Soleil, мы были свободны и решили попробовать. Специально для шоу OVO сделали номер на вертикальном канате «Мотыльки».

— Вы создавали этот номер сами?
— Нас пригласили в Cirque du Soleil с номером «Дуэт влюблённых в воздухе». На цирковой базе, которая находится в Монреале, нам изменили некоторые трюки, поменяли музыку, костюмы, то есть подготовили номер с учётом тематики шоу OVO.

У нас было всего шесть недель на репетиции, и мы уехали из Монреаля «сырыми» (в цирке есть такое выражение — «сырой номер»), то есть не обкатанными на зрителе. Премьера номера состоялась на гастролях цирка в Атланте. Хотелось бы сказать большое спасибо арт-директору Марион ван Грунсвен, её помощнику Эндрю Корбетту, которые занимались с нами артистической частью, и тренеру Эрику Хеппелю, который следит за исполнением трюков.

Вместе с ними, уже непосредственно работая в шоу, мы начали обкатывать наш номер на зрителях, совершенствовать его. Продолжаем делать это сегодня.

— Без страховки работаете?
— Конечно. Какая страховка может быть на канате?

— Чувство страха есть?

С.К.: Мне никто не верит, но я очень боюсь высоты и меня ужасно укачивает.


— А как вы работаете на высоте?!
С.К.: Я работаю в темноте, а на репетиции очень страшно. (Смеётся.) Всегда волнуюсь, выходя на сцену.

— С опытом спокойствие не приходит? Остаётся нервозность?
Д.О.: Нервозность — это нормально. Нельзя, чтобы притупилось чувство опасности.

— А срывы случались?
С.К.: Как-то мы работали в Одесском цирке. Он деревянный, очень старый, ему около 120 лет. Однажды во время нашего номера выключился свет. Дима уже спустился вниз, а я была на канате, нога в петле. Какое-то время я там висела...

А один раз в Литве нам силиконом намазали канат. Кто-то «пошутил»... Мы разодрали руки в кровь, сломали ногти — не могли держаться. Не отработав номер целиком, прервали на середине и красиво ушли.

— Чем вас привлекает Cirque du Soleil?
— Стабильностью в работе. Мы подписываем контракт на год и спокойно работаем. В Европе очень большая конкуренция, а дома работы нет.

В Cirque du Soleil много бывших спортсменов. Благодаря цирку они получают возможность продолжать заниматься любимым делом.

В Монреале для них делают номера, шьют костюмы, и они начинают работу. Ни в одном другом цирке мира такого нет. В других цирках ты делаешь всё за свой счёт, а потом пытаешься пробиться.

В Cirque du Soleil созданы прекрасные условия для артистов. Особенно это чувствуется на примере цирковых семей. При цирке есть школа (выездная школа Квебека), и на гастроли выезжают учителя. Есть учебники, компьютеры...

Наш старший сын занимается в этой школе.

— Это правда, что Cirque du Soleil — самая высокооплачиваемая цирковая компания в мире?
— Номер номеру рознь. Есть артисты, которые получают больше в других компаниях. Например, победители фестиваля в Монте-Карло, лауреаты приза «Золотой клоун».

У нас тоже были в Европе контракты, где мы получали больше. Но здесь оплата идёт за шоу, а в Европе платят за рабочий день.


— Но в Европе вы сидите на одном месте, а в Cirque du Soleil мотаетесь по миру?
— В Европе мы мотались гораздо больше и чаще. В Европе цирк шапито каждый день переезжает с места на место. В Швейцарии жили в караване на колёсах и кочевали по всей стране, в Дании в цирке Бенни-вайса в течение полугода переезжали из города в город. Только в крупных городах останавливались на неделю-две. За полгода объездили всю Скандинавию.

— То есть вы полностью перешли на бродячий образ жизни?
— Мы уже 16 лет работаем в таком режиме. Уже привыкли. Даже когда возвращаемся домой, через месяц хочется куда-то ехать.

— А где ваш дом?
— В Киеве. У нас там родные, друзья и квартира, в которой мы никак не можем закончить ремонт. (Смеются.)

— В шоу OVO большинство артистов — русскоязычные. Это свидетельство авторитета русской цирковой школы? Охотно берут «наших»?
— Да, русских артистов ценят везде. Они более универсальные. Наличие русских артистов — знак качества цирка.

— Говорят, хозяин Cirque du Soleil Ги Лалиберте — довольно жёсткий руководитель. Вы чувствуете его диктат в работе?
— Нет, мы с ним пока не знакомы, но точно знаем, что ни в одном цирке мира нет таких условий работы. Если, не дай бог, у тебя что-то болит или случилась травма, тебя обязаны вылечить. Операции, лечение, массаж, реабилитация — и при этом ты ещё получаешь деньги!

Пошла на спектакль французского театра «Зингаро» «Баттута». Это ведь что-то непредставимое — театр на лошадях? К тому же лето, место действия — Коломенское, вроде Гайд-парка, народ нежится в травке. На огороженной территории «Зингаро» — кафе, тоже не простое, называется «Театр вкуса». Официант даёт рекламку: «Уникальный театр… все повара — актёры и музыканты». Предлагаются спектакли-ужины: «Дуралеи», «Восточная сказка», «Дель арте», обслуживать будут в соответствующих костюмах, которые тут же и шьют, клоуны, танцы живота, кальяны.

На гастролях у нас есть специально оборудованные артистические комнаты (artistic tent). Для нас, артистов, всё сделано на высшем уровне!

Перед одним из спектаклей Дмитрий Орёл устроил мне экскурсию за кулисы цирка. То, что я увидел, превзошло все мои ожидания.

В Чикаго на территории United Center построили целый цирковой город! Артистические грим-уборные, тренажёры, комната физиопроцедур, комната отдыха, вагончик-столовая, комнаты технических служб, вагончик, где находится администрация...

На гастролях рядом с артистами находятся арт-директор, тренеры, медицинский персонал, повар. Любые проблемы решаются оперативно, на месте.

Тут же, на «улицах города», своей жизнью живут актёрские дети. Они бегают, прыгают, балуются, катаются на велосипедах и, судя по выражениям лиц, бродячей жизнью весьма довольны.

В Чикаго места хватает всем. Я поинтересовался, какие условия в других городах, и получил ответ: «Те же самые». Оказывается, в любом городе, в любой стране артисты приезжают на место, оборудованное точно так же. Таковы условия контракта, которые выполняются безукоризненно.

До чего же это невероятно интересное зрелище — находиться по ту сторону занавеса и наблюдать за приготовлениями артистов к выходу на манеж!

За кулисами установлен телевизор, артисты видят, что происходит на сцене. Перед исполнением своего номера — сосредоточенность и внимание; после возвращения за кулисы — ощущение выполненной работы, усталость.

Расслабленности нет — в Cirque du Soleil она наступает лишь после окончания спектакля. Артисты не расходятся — на всякий случай все остаются за кулисами. К тому же в финальном номере спектакля по традиции задействована вся труппа.

В тот вечер мне удалось пообщаться с руководителем номера «Летающие акробаты» Валерием Томановым (Москва), акробатами Юрием Лукащуком (Алма-Ата), Ниной Карцевой (Алатырь), Максимом Комлевым (Москва), а также с Владимиром Гринченко (Кременчуг; его сольный номер открывает шоу OVO) и очаровательной землячкой Кристиной Маразюк (Брест; в шоу OVO она перевоплощается в «блошку»).

Я специально упоминаю не только фамилии артистов, но и города, в которых они начинали свой творческий путь. Как видите, по их адресам можно изучать географию!


Все они — замечательные мастера, высочайшие профессионалы своего дела, составляющие славу Cirque du Soleil, — в один голос говорили мне о том, как трепетно относятся к артистам в этой компании.

Могу сказать: такое отношение дорогого стоит! Вот лишь один пример: Юрий Лукащук повредил ногу, и тренер порекомендовал ему показаться врачу.

В результате артисту назначили курс лечения и на время отстранили от участия в шоу. Юрий сказал мне, что впервые за 32 года цирковой службы получил вынужденный отпуск и теперь болеет за коллег из-за кулис.

«Если бы знал, что так будет, никогда не признался бы, что нога болит. Я работать хочу, а они не дают», — с обидой говорит он. Главный тренер шоу OVO Эрик Хеппель работает в компании 19 лет.

Он приветствует меня по-русски: «Добрый вечер!» Русская жена и окружающие артисты делают своё дело — во время наших бесед у меня было полное ощущение, что Эрик понимает всё!

После окончания спектакля он сфотографировал меня с артистами и пожелал успеха и процветания сайту «Частный корреспондент». Спасибо, Эрик!

Наша беседа со Светланой и Дмитрием продолжилась моим «коварным» вопросом:

— В Cirque du Soleil одно время работал клоун Леонид Лейкин. Несколько лет назад он вернулся в Санкт-Петербург. На вопрос «Почему?» ответил: «Надоело жить в золотой клетке. Всё чисто, стерильно, комфортно, но ни шага в сторону... В номерах — по контракту! — ничего менять нельзя. Тебя купили, и всё». Вы согласны с тем, что Cirque du Soleil — это золотая клетка?
— Не то что клетка. Если мы захотим заниматься чем-то дополнительно, не думаем, что нам станут чинить препятствия.

Другое дело, если случится травма на репетициях новой программы, это отразится на номере, который мы исполняем в данный момент. Поэтому в целях безопасности артистам запрещают репетировать новые номера.

Лейкин прав в том, что здесь всё как на фабрике: пришёл, отметился, отработал, отметился, ушёл домой. Всё зависит от того, с какой стороны на это смотреть!

Нам легче, мы здесь с детьми, живём всей семьёй. Тяжелее одиноким артистам. Отпуск — раз в год, две недели. А всё остальное время — гастроли, спектакли, переезды...


— У драматического актёра есть разнообразие ролей, а вы изо дня в день выступаете с одним и тем же номером. Не возникает чувства усталости, скуки?
— Бывает, конечно, но даже в существующих номерах всегда есть возможность что-то изменить в характере, в трюках... Мы совершенствуем номер как раз для того, чтобы самим стало интереснее.

— Как вы считаете, цирк ближе к спорту или искусству?
— Уникальность цирка состоит в сочетании артистизма и силовой подготовки. Задача циркового артиста — совместить атлетизм и красоту движений, акробатические трюки и красивую хореографию... Можно закрутить тройное сальто, и никто не поймёт, что это такое, а можно исполнить одно сальто, но так красиво, что весь зал взорвётся аплодисментами. В этом состоит искусство артиста цирка.

— Этим искусством в совершенстве владеют ваши родители, Светлана. Как они относятся к вашим успехам?
— Мои родители меня никогда не хвалили, они всегда хотели большего. Даже когда мы получили приз на конкурсе в Будапеште, я ожидала большего восторга. Радость была сдержанной. Сейчас, наверно, радуются. Cirque du Soleil всё-таки! (Смеётся.)

— Какова роль циркового режиссёра?
Д.О.: Режиссёр сводит все номера в единое представление. Чтобы быть режиссёром, нужно обладать знаниями в самых разных жанрах. Я как раз сейчас заканчиваю учёбу в Киевском университете по специальности «режиссура цирка, эстрады, кино и массовых мероприятий». Можно сказать, без пяти минут режиссёр.

— Может быть, скоро мы увидим ваши постановки в Cirque du Soleil?
— Мы начнём с наших детей. (Смеются.)

С детьми Светланы и Дмитрия я познакомился на «улице» циркового города! Анечка поинтересовалась, кто я такой, и побежала по своим делам, а у Андрея я спросил, хочет ли он пойти по стопам родителей. Он ответил, что пока не знает, но уже тренируется. Тот же вопрос я задал родителям.

— Для зрителей цирк — это радость, смех, веселье, а для вас — тяжёлый физический труд. Вы бы хотели, чтобы ваши дети повторили вашу судьбу?
С.К.: Если у них будет желание, то да. Мы сейчас сына заставляем заниматься хотя бы для общего развития. Если даже не будет работать в цирке, будет хорошая фигура, осанка, стать.

Д.О.: Хотелось бы, чтобы он работал в цирке.

— Цирк — это ваша жизнь или работа?
— Это жизнь и работа. Работа для души.

— Что у вас в планах после Чикаго?
— Калгари (Канада), Мехико-Сити, Санта-Моника, Портленд, месяц долгожданного отпуска и Австралия на 14 месяцев. Весь 2012 год проведём на Зелёном континенте.

— А Украины в планах нет?
— Пока нет, но очень хотелось бы выступить в Киеве. Будем продлевать контракт, пока не доедем до дома. (Смеются.)

Беседовал Сергей Элькин




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Тонкие запястья

Побеждает любовь или красота?

«Она так и не узнала, как мало я ее ненавидела», — сказала Симона Синьоре, когда ей сообщили о смерти соперницы. «Она» была Мэрилин Монро. Мог ли настоящий француз стать единственным на свете мужчиной, устоявшим против кокетства Мэрилин? Монро умерла намного раньше обоих супругов, так и не заставив Ива Монтана расстаться с женой. Почему непревзойденной разлучнице это сделать не удалось?

14.05.2019 19:00, Ольга Филатова, story.ru


Как стать успешным, несмотря на талант

Сегодняшнему Моцарту одной лишь гениальности всё равно уже будет недостаточно

Чтобы сфотографировать тысячу голых людей на городской площади, недостаточно удачной идеи, нужно сначала уговорить муниципальные власти, затем найти тех, кто согласится позировать обнажёнными, организовать эту толпу; разобраться с теми, кто митингует за нравственность, и ещё с теми, кто протестует против современного искусства, полицией, которая захочет вмешаться, церковью, а по окончании работы ещё и вручить всем участникам обещанные фотографии.

20.04.2019 19:00, Дмитрий Смолев, iskusstvo-info.ru


Незамеченное убийство массовой культуры

О том, почему сегодня деление на массовую и элитарную культуру безнадёжно устарело, и что пришло ему на смену

Идея разделить культуру на массовую и элитарную появилась в первой половине XX века. Тогда концепция хорошо уживалась с новыми явлениями вроде телевидения. Позже, в 60-80-х годах, данная идея эволюционировала в концепцию объединённой массово-элитарной культуры. И это тоже выглядело логично: тогдашние реалии окончательно смешали классы, и бедняк с зарплатой $100 мог покупать ту же туалетную бумагу, что и богач с зарплатой $5000.

03.06.2018 13:00, Антон Седнин, newtonew.com


Богиня судьбы

15 апреля 1949 года родилась Примадонна российской сцены Алла Пугачёва

Она родилась не в рубашке, а в мантии таланта. Кроме этого, Господь окропил ее силой земного притяжения. Это и есть та магия, которая неподвластна остальным землянам. В значении имен у Аллы есть семь вариантов перевода. Один из них гласит: «Значение неясно». Точнее о Пугачевой и не скажешь.

15.04.2014 21:00, Михаил Шабашов


Жак Брель. Гениальность неизлечима

8 апреля 1929 года родился выдающийся шансонье, бард, поэт, актёр и режиссёр

Десятилетие между двадцатыми и тридцатыми годами минувшего века сыграло большую роль в развитии французской песни, которая и по сей день имеет массу поклонников по всей планете, даже среди тех, кто знает по-французски не больше дюжины слов.

08.04.2014 08:00, Георгий Осипов


Трансцендентность советской анимации

Хит-парад мультипликационного наследия

На фоне любого тотального беспредела, который творился на русской земле, во все времена люди умудрялись творить. Все, кто вырос на мультфильмах советского времени, понимают, что анимация СССР не имеет не только аналогов, но и срока годности. Советские мультфильмы можно и нужно смотреть всем в любом возрасте и пространстве, независимо от семейного положения и социального статуса. Их можно не только смотреть, ими можно гордиться! Арт-группа Doping-Pong собрала удивительные и проникновенные шедевры советской анимации, которые знакомы далеко не всем. А стоило бы!

04.02.2014 13:15, Арт-группа Doping-Pong


8 несправедливо закрытых сериалов

Как-будто кто-то убил пару ближайших друзей

На днях стало окончательно известно, что американский телеканал ABC закрывает сериал «Вернуться в игру», несмотря на неплохие рейтинги и появляющихся фанатов. По этому поводу мы выбрали восемь несправедливо закрытых сериалов, которые можно перезапустить хоть сейчас.

26.12.2013 17:30


«Голос» vs «Рашн банька». Апория

Нужен русский голос!

Изначально содранный с голландской придумки, певческий турнир, конечно же, «чиста русским» никогда не станет. Да и номера поются в основном на иностранном. Что нисколько не умаляет отечественных песенных шедевров. Поэтому и сохранится чудная, будоражащая народные массы телеинтрига аж до нового, 2014 года.

13.11.2013 17:30, Игорь Фунт


Cолнце вместо лампы

12 ноября 1935 года родилась Людмила Гурченко

Гурченко и на восьмом десятке продолжала мыслить как дебютантка, всё пробовала что-то новое, экспериментировала. Не всегда удачно, если честно, и тем не менее — как будто напрашиваясь на критику, заслуженную в том числе, но ей, насколько я могу судить, живое, актуальное отрицание было приятнее восхищения по инерции.

12.11.2013 09:39, Вячеслав Шадронов


Sex, drugs & rock’n’roll советского культурного наследия

Музыкальные сокровища нации

В нашу редакцию пришла любопытная посылка в виде трех провокационных хит-парадов советской музыки, кинематографа и анимации. Таким образом Дмитрий Мишенин и его коллеги по арт-проекту Doping-Pong, известного картинами с пионерками и скандальной олимпийской рекламой, решили поделиться с общественностью источниками своего вдохновения. А заодно напомнить, а для многих впервые открыть потаенную, с элементами психоделии, секса и прочих подцензурных вещей, абсолютно неочевидную для советского времени часть культурного наследия СССР.

06.11.2013 16:00, Арт-группа Doping-Pong






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.