Президент Белоруссии Александр Лукашенко часто говорит о том, что пытается строить «многовекторную внешнюю политику». Правда, друзей у белорусского лидера на самом деле немного, а дружит он не с теми, с кем хотелось бы, а с теми, с кем приходится.
Запад «последнего диктатора Европы» не принимает: буквально на днях Польша отозвала из Белоруссии своего посла, обвинив режим Лукашенко в репрессиях. Получается, что на Западе с ним готовы дружить только в контексте обостряющихся отношений с Россией (по принципу «враг моего врага — мой друг»). Россия своими последними действиями также демонстрирует, что хоть и готова дружить с Минском, но только на безвозмездной основе, по-честному. В итоге Лукашенко, зажатый между Западом и Востоком, ищет друзей не среди соседей, а среди тех, кто, как и он, часто чувствует себя изгоем в мировой политике.
В начале этой недели белорусский президент Александр Лукашенко окончательно разругался с Западом. Начался международный скандал с, казалось бы, заурядного события: белорусская милиция вместе с группой судебных исполнителей ворвалась в Дом поляков в городишке Ивенец, что под Минском, вывела заседавших там членов Союза поляков в Белоруссии, надела на них наручники и провела опись имущества. Поскольку эта организация подвергается преследованию далеко не в первый раз, в Белоруссии сначала значения этому событию никто не придал. Однако реакция польского МИДа была неожиданной и очень резкой: посол этой страны Генрик Литвин немедленно уехал из Минска в Варшаву. Дипломатическая миссия уехала, а польские политики стали наперебой давать комментарии своей прессе относительно случившегося. Пресс-секретарь польского внешнеполитического ведомства Пётр Пашковский уже официально назвал белорусский режим «репрессивным» в отношении национальных меньшинств и прокомментировал возвращение посла на родину: это, дескать, «политический сигнал» для Лукашенко. Министр иностранных дел Польши позже и вовсе заявил: «Соблюдение прав меньшинств — это важное условие сближения с Евросоюзом. Но выбор здесь за Белоруссией. Ей никто не запретит, если она хочет самоизолироваться. Теперь с их чиновниками нам предстоит мужской разговор».
Зачем Лукашенко понадобилось прессовать Союз поляков? Дело в том, что ещё до 2005 года польская диаспора в Белоруссии была единой, однако пять лет назад она распалась: большинству участников союза не понравилось, как «последний диктатор Европы» проводит политику очищения национальной культуры от всего польского, белорусского, украинского, оставляя только русский язык в политике и культуре. По этой причине был образован новый Союз поляков Белоруссии, существование которого, однако, документально не подтверждено до сих пор. Получилось, что СПБ оказался в оппозиции к действующему режиму. В то же время в стране есть и лояльный власти польский союз. В нём, правда, настоящих поляков нет, говорит спикер 12-го созыва БССР, участник Беловежских соглашений Станислав Шушкевич. По его словам, из-за кризиса в Белоруссии растут оппозиционные настроения и, дабы усмирить пыл людей, была устроена эта показательная расправа над СПБ. При этом, говорит он, такой реакции со стороны польских дипломатов, конечно, никто не ждал. Как раз накануне этих событий в Минске начала работу миссия МВФ: еврокомиссары решили проверить Белоруссию на платёжеспособность и на предмет того, провела ли она пресловутую либерализацию, ради которой фонд и пообещал выдать стране 3,5 млрд долларов.
Теперь МВФ должен отдать последние 700 млн долларов. Даст ли в свете новых политических событий — ещё большой вопрос. Кстати, официальной реакции белорусского МИДа по этому поводу до сих пор не было. И, возможно, не будет…
На днях в Мюнхене во время очередного экономического форума побывал глава МИД Белоруссии Сергей Мартынов. Там его застал корреспондент Der Standard и взял интервью. Глава внешнеполитического ведомства российского союзника безо всякого стеснения заявил, что более плотной интеграции с РФ, чем она есть сейчас, Белоруссией проводиться не будет. Страна, дескать, строит отношения со всеми соседями и не отдаёт никому из них предпочтения. Это заявление западная пресса тут же восприняла как доказательство тезиса о том, что Белоруссия относится к своему главному другу и союзнику чисто потребительски. С кем же у Лукашенко могут состояться искренние, доверительные политические отношения?
В начале года стало известно, что ОБСЕ приняла решение сменить «надзирателя» за Лукашенко. С 18 января в Минске новый представитель этой организации — Бенедикт Халлер, известный тем, что до этого занимал должность посла по специальным поручениям МИД ФРГ по вопросам антисемитизма и холокоста. Белорусский МИД встретил нового ревизора не иначе как хамством: «Мы рассчитываем на то, что новый глава офиса обеспечит преемственность и конструктивный дух в работе, уделяя должное внимание обеспечению строгого соответствия деятельности офиса целям и параметрам согласованного мандата. В случае нарушения своего мандата и осуществления деятельности, выходящей за согласованные параметры, белорусская сторона оставляет за собой право прекратить деятельность офиса ОБСЕ в Минске…» Откуда такая предвзятость? Белорусские политологи и правозащитники уверены: дело в том, что Минск опасается повышения давления со стороны ЕС, ведь с предыдущим главой местного офиса ОБСЕ власти нашли общий язык и он предпочитал молчать. Новый глава может быть гораздо жёстче. В конце прошлого года Минск посетил представитель США, который начал свой официальный визит со встречи с оппозиционными политиками. Вывод, который он сделал, также не может утешить Батьку: отмены санкций не будет, ситуация с демократией не улучшилась. Становится очевидным нежелание Запада общаться с Лукашенко на том уровне, на котором тому бы хотелось.
27—28 января состоялся визит в Минск делегации экспертов Еврокомиссии во главе с начальником отдела по международным аспектам миграции и визовой политике Генерального директората по вопросам правосудия, свободы и безопасности Жаном де Сёстером. С представителями белорусского внешнеполитического ведомства ЕС обсуждал возможность визовой либерализации. Очевидно, европейцам не понравилось, что прямо в начале нового года Белоруссия увеличила стоимость виз для жителей ЕС и США в 2—5 раз. Страна строит железный занавес? Скорее всего, демонстрирует своё нежелание «прогибаться», даже при условии возможного получения кредитов.
С Россией отношения в последнее время складываются также крайне непросто. Куда смотреть и с кем дружить? Белорусская «многовекторная политика» отвечает просто: с себе подобными. То есть с диктаторами, чьих визитов в Европе также не очень ждут.
В конце января в Белоруссии побывал президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов. В Минске гость был два дня, много улыбался и даже дал Лукашенко добро на разработку своих месторождений калийной соли, а также пообещал в случае острой необходимости поставлять ему свои энергоресурсы. Результат визита — 10 контрактов. Правда, все их можно назвать крайне мелкими: всё же Туркменистан — далеко не самый важный экономический партнёр Белоруссии. По данным официальной статистики, в 2009 году товарооборот между странами составил крохотные 70 млн долларов. Но, как говорится, на безрыбье и рак рыба.
В последние дни января в Белоруссии оказался глава администрации президента Ирана Эсфандияр Рахим Машаи. Причём сразу на три дня. «Я бы очень хотел, чтобы наше сотрудничество углублялось и расширялось, — сказал на встрече Лукашенко. — Мы определили множество конкретных проектов, но имеющийся в настоящее время товарооборот, который только приблизился к 100 млн долларов, — это очень мало. Поэтому мы рассчитываем на большую активность в сфере торгово-экономического сотрудничества». Также белорусский лидер заявил, что в «вопросах международной политики позиции Белоруссии близки и схожи с дружественным нам Ираном». «У президента Ахмадинежада хорошие личные отношения с вами, он произносит ваше имя как имя своего друга», — заявил в беседе с Лукашенко представитель Ирана.
Ещё одни друзья Лукашенко — сирийцы. Белорусская парламентская делегация во главе с Владимиром Андрейченко 26—29 января с официальным визитом посетила Сирийскую Арабскую Республику. Главный вопрос, который им предстояло решить, — наладить новый канал сбыта белорусской грузовой техники. Наладили.
Лукашенко — президент гордый. И таких, как он, в современном мире ещё пока хватает. Так что дружить во имя денег ему на данный момент есть с кем.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- «Власть допустила ошибку, когда начала стрелять».
- Огонь и кровь на улицах Минска.
Что происходит в Беларуси после выборов? . - Неспокойная Беларусь.
Вся страна требует изменения политического режима. - Протесты по всей стране.
Как народ Беларуси отреагировал на результаты выборов . - The Washington Post (США): Лукашенко надеется в шестой раз победить на выборах благодаря отработанной тактике.
- «Выбор в Беларуси по факту выглядит так: либо Лукашенко, либо честные нормальные выборы».
- Студент из Белоруссии защитил диплом об использовании мемов.
- Россельхознадзор запретил ввоз молока из Белоруссии.
- В Белоруссии разрешили прокат фильма «Смерть Сталина».
- ВЦИОМ: почти 80% опрошенных россиян высказались за введение виз с Белоруссией.