В Румынии политика съела экономику, точнее, крайне своевременно оставила страну без бюджета. Из-за этого Международный валютный фонд отказывается перечислять Бухаресту уже согласованный кредит, без которого жизнь в стране будет невесёлой.
Румыния — одна из самых бедных стран Европы. ВВП на душу населения не дотягивает даже до половины «средней температуры» по ЕС. Это надо иметь в виду, оценивая глубину экономической рецессии, которую переживает страна. По итогам 2009-го румынская экономика сожмётся на 8,5%. Казалось бы, на фоне эстонских 14% и литовских 18% это не так уж плохо. Но эстонцы с литовцами падали с почти среднеевропейского уровня, а румыны — с уровня Габона и Малайзии.
Текущие и прогнозируемые экономические показатели, по данным МВФ
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012
| |
Рост/падение ВВП, % | 6,2
| 7,1 | -8,5 | 0,5 | 4,6 | 6,6
|
ВВП на душу населения, долларов США | 7 850 | 9 310 | 7 502 | 7 779 | 8 564 | 9 976.
|
Индекс цен, 2000=100 | 259
| 279 | 294 | 305 | 315 | 325
|
Инфляция, % | 4,8 | 7,8 | 5,5 | 3,6 | 3,1 | 3,3
|
Сальдо платёжного баланса, % ВВП | -13,5
| -12,4 | -5,5 | -5,6 | -6,0 | -6,0 |
Восточноевропейский тигрёнок
Румыния никогда не была особенно богатой страной, однако в нашем веке она развивалась очень бурно. Рост ВВП не опускался ниже шестипроцентной отметки, а в первые три квартала 2008 года экономика вообще показывала рост около 8,9% в годовом исчислении. При сохранении таких темпов роста Румыния к 2011 году удвоила бы ВВП по сравнению с 2006 годом, а к 2020 году по уровню душевых доходов обошла бы Италию.
В XXI веке Румыния стала самой привлекательной для внешних инвесторов страной Центральной и Юго-Восточной Европы. Одна из причин — низкие налоги. В 2005 году правительство ввело плоский подоходный налог — 16%. Налог на прибыль тоже низкий и тоже 16%. Кроме того, в Румынии, как это ни странно, бюрократические процедуры менее обременительны, чем, скажем, в Чехии или Венгрии. Например, чтобы зарегистрировать предприятие, достаточно всего 10 дней (в среднем начинающий предприниматель с планеты Земля тратит на это дело 38 дней). В стране нет особых проблем и с лицензированием. В индексе экономической свободы Румыния занимает 29-е место из 43 европейских стран. Всемирный банк совсем недавно очень хвалил румынское правительство за успехи в реформировании экономики.
К сожалению, благоприятный предпринимательский климат был не главной причиной притока денег в Румынию. Главной причиной было изобилие и дешевизна кредитов во всём мире. Если получить взаймы легко, почему бы не зайти с легко доставшимися деньгами на какой-нибудь быстроразвивающийся рынок и не попытаться снять с него сливки? При этом не имеет особого значения, куда вкладывать, главное — чтобы можно было быстро вынуть.
Граждане Румынии, уставшие от десятилетий социалистической нищеты и сменившей её неразберихи 90-х, гордились тем, что страна наконец вышла на европейский путь. Работы хватало на всех (до начала кризиса уровень безработицы был одним из самых низких в Новой Европе), доходы и зарплаты уверенно росли. Если в 2007 году средняя зарплата (брутто) составляла 362 евро, то в мае 2009 года — 442 евро. Относительно низкая инфляция — в среднем 5,5% — тоже положительно влияла на настроение людей. Вступление в ЕС вынудило правительство привести государственные финансы в порядок; возникла привычка к финансовой дисциплине. Румынию даже стали иногда называть «восточноевропейским тигром».
Конечно, оставались и проблемы. Например, коррупция — самая высокая в Евросоюзе. Или инфраструктура — прямо скажем, позорная; в стране, между прочим, всего 280 км нормальных автострад. Но и на Солнце, в конце концов, есть пятна. Примерно так считали богатеющие румынские граждане, пока их не клюнул петух.
Испытание кризисом
Как только в мире начался экономический кризис, стало ясно, что Румыния — вовсе не тигр, а бедный несмышлёный тигрёнок или даже котёнок. Её процветание в значительной степени было иллюзорным, основанным на горячих деньгах иностранных инвесторов. Когда бум перешёл в крах и деньги побежали из страны, экономика начала трещать по швам. К началу ноября 2008 года румынский фондовый рынок упал на 70% . Румыны, работавшие за пределами страны, в других странах ЕС, — а таких было примерно 10% населения (не активного, а вообще всего населения) — перестали слать домой деньги. Многие потянулись обратно — с пустыми руками.
Падение потребительского спроса на рынках крупнейших торговых партнёров страны — Германии и Италии — тоже сильно ударило по экономике. Безработица стала расти и достигла 7% (для переходной страны с существенным неформальным сектором это очень много). Многие из тех, кто потерял работу, попали в особенно трудное положение из-за того, что в период бума залезли в долги. Больше половины потребительских кредитов в Румынии номинированы в швейцарских франках. Начиная с сентября курс румынской валюты стал стремительно падать; лей обесценился больше чем на 15%. Должники оказались в ловушке.
Бурной осенью 2008 года центральный банк страны стоял на защите национальной валюты как скала. Он начал снижать процентную ставку только в январе 2009 года — последним из центральных банков ЦВЕ. Паники удалось избежать, но справиться без посторонней помощи было невозможно. В конце года коалиционное правительство либерал-демократов и социал-демократов обратилось за помощью к МВФ.
Без руля и ветрил
Миссия МВФ благосклонно отнеслась к просьбе Румынии. В мае 2009 года была достигнута договорённость о выделении стране кредита размером в 20 млрд евро под обещание сократить госрасходы и соблюдать финансовую дисциплину. Первый транш прошёл нормально, а в октябре румынское правительство рухнуло.
Всё началось с того, что в конце сентября премьер-министр Эмиль Бок (либерал-демократ) отправил в отставку министра внутренних дел Дана Нику (социал-демократа) за публичные рассуждения о том, что в ноябре либерал-демократы собираются подтасовать результаты президентских выборов в свою пользу. В ответ социал-демократы вынесли правительству вотум недоверия, обвинив его в неспособности противостоять кризису так, чтобы уровень жизни народа не падал.
Президент Траян Бэсеску дважды пытался провести через парламент своих кандидатов на пост премьер-министра. Известный экономист Лучиан Кроитору не прошёл; за него проголосовали 189 депутатов, против — 250. Следующую кандидатуру, выдвинутую Бэсеску, — главу администрации одного из районов Бухареста Ливиу Негойту — депутаты даже отказались ставить на голосование.
Так Румыния оказалась с временным правительством и расколотым парламентом, а следовательно, без бюджета на 2010 год.
Посмотрев на этот раздрай, МВФ, прежде чем выделять следующий транш, послал в Бухарест миссию. Миссия посмотрела, как ведут себя главные политические силы, прослезилась и решила приостановить выделение средств. Пока у страны нет бюджета, не будет и денег.
Текущий бюджет, как предполагают, будет сведён с дефицитом более 7%. Фонд хочет, чтобы в будущем году дефицит не превышал 6%. Для этого правительству надо пойти на непопулярные меры, в частности поднять акцизы на бензин и алкоголь, заморозить зарплаты госслужащим, пенсии и пособия, перестать выплачивать чиновникам премии, провести сокращения и т.д. и т.п. Не исключено, что делать всё это придётся коалиционному правительству социал-демократов и либералов (либералы и ныне правящие либерал-демократы — это разные партии) при социал-демократическом президенте Мирче Джоане. Другого выхода нет — за счастье воображать себя тигром приходится платить.
Читать @chaskor |