Подписаться на обновления
19 сентябряЧетверг

usd цб 64.4290

eur цб 71.2391

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Кирилл Анкудинов, Майкоп   четверг, 31 марта 2011 года, 10:11

Досье на антигероя
Литература online. Фэнтези: хитрости и трансформации жанра. Роман Е. Крюковой «Серафим» («Эксмо»). Роман А. Пренко «Приземляющийся на четыре лапы» (Адыгейское республиканское книжное издательство)


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Будет ли уместен Христос в Арканаре братьев Стругацких? Эльфы, гномы и пингвины. От цветочного креста к падшему Серафиму. Капитализм как фактор интерпретации романного (анти)героя.

Поговорим о современной прозе. Точнее, о главном герое современной прозы.

Сюжетные обстоятельства опрокидывают его, ставят вверх ногами, то отправляя к гномам и эльфам, то заставляя выяснять отношения с религиозной ортодоксией.

А он приземляется на четыре лапы.

Капризный жанр

Фэнтези триумфально распространяется по российской литературе.

Лично мне этот жанр не шибко нравится (я предпочту старую добрую научную фантастику).

Славное мероприятие в Липках никак не может заменить систему литературных объединений, подобно тому, как большой симпатичный, чисто вымытый слон никак не может заменить упряжку ездовых лаек. Культуру во все времена движут не пресыщенные римляне, аристократы, мэтры, а жадные до жизни варвары, парвеню, школяры, подростки. Воздух в стихах Марии Тиматковой. Ледяное ядро поэзии Андрея Сизых.

Но что поделать, если сама эпоха подталкивает всех увлекаться эльфами и рунами?

Полтора года назад в колонке «Таинственные знаки» я уверенно утверждал: «…повесть в жанре фэнтези почти наверняка не возьмут ни в «Знамя», ни в «Наш современник», ни в «Звезду» — даже если она будет хорошо написана» .

В «Знамя», «Наш современник» и «Звезду», наверное, такую повесть и сейчас не возьмут.

А в «Новый мир» взяли вот.

(Вообще «Новый мир» — самый чуткий к тайным веяниям времени литжурнал.)

Передо мной два текста в жанре фэнтези: повесть Виталия Каплана «Прощание с луной» («Новый мир», 2010, № 12) и рукопись романа майкопского прозаика Сергея Лебедева «Корпус корректоров» (Книга первая: «Путь на небеса»).

На этих примерах хорошо видно, что для жанра фэнтези полезно, а что неполезно.

Ведь жанр-то не так прост, как кажется. Можно сказать, что фэнтези — это чрезвычайно капризный жанр…

К примеру, Виталий Каплан решил скрестить фэнтези с христианским дискурсом…

(Замечу, что фэнтези без того жанр христианский по определению; его основатель Толкиен — убеждённый христианин, а второй его основатель — Клайв Льюис — и вовсе богослов-миссионер; исламского фэнтези или индуистского фэнтези не существует).

«Прощание с луной» начинается как чистейшее фэнтези, а заканчивается — как история о святой мученице.

(Нет, это не житие; скорее это показательная «притча выбора» типа «Сотникова» Василя Быкова или «Дульсинеи Тобосской» Александра Володина.)

Доброй целительнице тётушке Саумари повстречался незнакомец Алан. Он оказался проповедником веры Христовой. В мире Саумари о христианстве никто ведать не ведает; этот мир — языческий. Власть облыжно обвиняет Алана в подстрекательстве к бунту.

Тётушка Саумари (по своим убеждениям стихийная атеистка конфуцианского толка) спорит с Аланом, не соглашается с ним; но она добрая душа и потому ради спасения гостя добровольно отдаётся в руки властей.

От неё требуют лишь одного — отречения от креста. Саумари, удивляясь себе, не отрекается, всходит на костёр, становится первой в своём мире христианской мученицей и после смерти успешно проходит воздушные мытарства…

Что-то во всём этом не то…

Разумеется, Христос пришёл со Спасением ко всем людям. Но Христос пришёл именно что к людям (а не к эльфам, пингвинам или треугольникам). Надобен ли Христос литературным персонажам? Ведь многие персонажи — люди только внешне; по сути они человекоподобные пингвины или говорящие треугольники. Крестить таких персонажей — повторить ошибку героя романа Анатоля Франса.

Скажу больше: не всякие социальные системы, созданные фантазией литераторов, нуждаются во Христе…

Будет ли уместен Христос, допустим, в Арканаре братьев Стругацких?

Между прочим, «Прощание с луной» как раз перекликается с «Трудно быть богом». Алан — посланец иной (христианской) цивилизации; эта цивилизация неизмеримо выше той, куда он прибыл; но и у алановской высшей цивилизации, судя по всему, есть свои проблемы. Случай дона Руматы…

Но дон Румата сражался за просвещение; и начатки просвещения на Арканаре уже имели место (арканарцы даже до книгопечатания дошли своим умом).

Тогда как Алан, подобно взбесившемуся конкистадору, насаждает то, к чему нет совершенно никаких предпосылок.

Ибо в социуме, описываемом Виталием Капланом, христианство понимать нечем. Здесь нет драйверов для запуска христианства. В этом мире христианство — не более чем «белый магизм», а крест — не более чем амулет.

Вот что значит врываться со своим уставом в чужой вертеп, со своей миссией — в чужой жанр (притом, как я заметил выше, в жанр по своему генезису христианский).

В отличие от Виталия Каплана, Сергей Лебедев воздержался от жанровых экспериментов, продемонстрировав фэнтези в чистейшем виде.

В мире «Корпуса корректоров» три расы: эльфы, гномы и люди; ныне все они находятся в состоянии непрекращающейся войны (хотя некогда жили дружно). В этот мир случайно попадает человеческий ребёнок (не человек-автохтон, а человек-пришлец); он оказывается на территории эльфов. Эльфы дают ему имя Тэй (то есть «раб»; эльфы относятся к людям как к рабам).

В юношеском возрасте Тэй влюбляется в наставницу — юную эльфийку Элю. Внезапно Тэя захватывают лазутчики людей. Человекоэльфёныш Тэй прилагает все усилия, чтобы выжить (для этого ему надо не угодить в сети инквизиции), — он делается рабом трактирщика, затем взят в школу гладиаторов, благодаря знанию эльфийского боя выигрывает все сражения, становится вольноотпущенником, участвует в войне с гномами и в конце концов достигает предела карьеры — входит в Синклит Двенадцати Верховных.

Всё это время Тэй продолжает любить Элю, в финале романа жертвуя своей жизнью ради её спасения.

По этой фабульной конструкции видно, что жанр фэнтези в своём чистом виде — не фантастика (в «Корпусе корректоров» от фантастики лишь магические приёмы, но они легко могли бы быть и «просто приёмами» — безо всякой магии).

И здесь так явно просвечивают сюжетные силовые линии старинного жанра — романтического «романа пути» (молодой герой волей обстоятельств попадает в разные страны, проходит через приключения и схватки, обретает любовь и по ходу действия мужает). Прямо-таки Вальтер Скотт, Жорж Санд и Стивенсон в одном лице…

(Ничего удивительного; как я неоднократно говорил, ныне романтизм живее всех живых.)

Интересны два момента…

Во-первых, у главного героя «Корпуса корректоров» сложности с социоиерархической самоидентификацией. У него два имени (не считая родного-исконного). Эльфийское имя Тэй, означающее «раб», и человеческое имя Высший (так эльфы именуют себя по отношению к людям, и так люди иронически зовут эльфов — эльфов по крови или эльфов по духу). В социуме эльфов Тэй — наинизший; в человеческой цивилизации он легко проходит путь от наинизшего к наивысшему, но в любом случае он то «ниже, чем человек», то «выше, чем человек», но не может быть «просто человеком».

Во-вторых, эльфы в романе Сергея Лебедева вышли ощутимо лучше, нежели люди.

Есть о чём задуматься — и о руссоизме как базе романтизма, и о многих иных вещах.

Текст Лебедева не только профессионален во всех отношениях (редкое явление для майкопской прозы), он ещё и — при всей непритязательной повествовательности — довольно тонок. Тоньше «Прощания с луной», во всяком случае.

Жанр фэнтези не терпит, когда к нему относятся как к подсобному инструментарию. Он откроет свои тайны тому писателю, который доверяет его природе.

Чужие дети и родные дети

И вновь обстоятельства заставляют меня обратиться к уже затронутой теме христианства.

Весёлый «Букер»: кресты, хлысты и богумилы. Рука поддержки из прошлого. Сопровский в действии. «Велик могучим русский языка»: что высмеивает пародист Иванов? Декабрь выдался грозовым. То букеровский конфуз, то обжигающая публикация дневниковых записей перестроечной поры. Томик уютных советских пародий? Но и в нём сокрыты остроактуальные смыслы. …И вечный бой. Покой нам только снится.

Ко мне по почте пришёл роман нижегородского поэта и прозаика Елены Крюковой «Серафим». Вот о чём я подумал, читая его…

Недавно я высказывался о взбудоражившем всех «Цветочном кресте» Елены Колядиной.

Я говорил, что в «Цветочном кресте» есть два разных уровня, два слоя: индивидуальный (колядинский) и надиндивидуальный (архетипический).

Пороки первого, индивидуального уровня «Цветочного креста» настолько велики, что его надиндивидуальный посыл остался почти незамеченным. Все говорили о том, что:

1. Колядина не осведомлена ни в истории Руси, ни в истории церкви, ни в истории русского языка.

2. Её роман безграмотен во всех отношениях.

3. Колядина одержима срамословием и грязномыслием.

4. Колядина не любит православие, и её текст — как минимум антицерковный (а как максимум — антихристианский).

5. Главная героиня «Цветочного креста» Феодосия — дура.

Всё это, в общем, справедливо, и меньше всего я хочу защищать Колядину.

Но вот появился «Серафим» Елены Крюковой — своеобразный коррелят «Цветочного креста»…

1. Елена Крюкова превосходно разбирается во всём, что относится к православию.

2. Её роман написан грамотно.

3. В нём нет ни срамословия, ни грязномыслия.

4. «Серафим» — произведение, наполненное истовой любовью к Христу.

5. Главный герой романа Крюковой — отец Серафим — умный, искренний и порядочный человек.

А результат получился тот же самый.

Можно сказать, что Крюкова талантливо, компетентно, тактично, глубоко и любовно пишет о том же, о чём Колядина писала бездарно, невежественно, бестактно, поверхностно и зло, — с таким же итогом, что у Колядиной…

…Борис Полянский потерял ребёнка — любимую (и единственную) дочь Анночку. Жена-алкоголичка бросила его. Пережив трагедию, Борис обратился к Богу и возжелал служить Ему.

Бориса рукоположили в священники (в порядке исключения — Борис не имел духовного образования, он даже не прошёл катехизаторские курсы), нарекли именем Серафим и назначили в сельский приход.

Борис подвижничал, собственноручно расписал храм, взял на попечение детдом, усыновил глухонемого мальчика-сироту Яшу.

И тут пошли неувязки…

Во-первых, церковное начальство сочло, что храм расписан не по канону.

Во-вторых, отец Серафим полюбил юную Настю, Настя тоже полюбила его и их взаимная любовь, будучи чистой и светлой, была вполне плотской.

В-третьих, Серафим пожалел матушку-экономку — старую деву Иулианию, внял её безмолвному зову и «вспахал своим мужским плугом».

И в довершении всего Настю стал ревновать когда-то изнасиловавший её одноглазый односельчанин Пашка Образцов. Однажды он подкараулил парочку и направил на неё ружьё. Серафим, спасая жизнь Насти, вступил с Пашкой в драку и случайно ослепил его.

Дело удалось замять, в тюрьму Серафим не сел, но его молниеносно извергли из сана, затем выгнали из приходского села; Настя из жалости ушла к Пашке, а Серафим, пройдя через сокрушительную жизненную и духовную катастрофу, стал вокзальным бомжем.

От него осталась тетрадка — «Святая книга Серафима», проникнутая трогательно-наивным стихийным экуменизмом (в ней Серафим признаётся в братской любви к Будде, Кришне и Аллаху).

К слову, в «Серафиме» добрым словом упомянуты и о. Александр Мень, и о. Иоанн Охлобыстин, и обобщённый старообрядческий батюшка; единственно несимпатичный из выведенной под прозрачными гетеронимами галереи священников — антиэкуменист о. Андрей Кураев (Адриан Каюров) — «любви Христовой в нём нет».

Добавлю, что писан «Серафим» слогом щедрым, ярким, многоцветным — но, на мой вкус, слишком уж эмоциональным — экстатическим, эйфорическим и едва ли не эмфатическим.

Что наводит на раздумья…

Положим, злосчастный «Цветочный крест» — не знак свыше, не сигнал, не предупредительный звоночек, а «обычная глупость».

Допустим, что даже тексты Улицкой, Чижовой, Кучерской — тоже не сигналы: в них речь идёт об интеллектуальных нестыковках личности с церковью (интеллигенту в церкви всегда несладко), да к тому же во всех этих случаях примешивается национальный фактор, тянущий за собою определённые иноконфессиональные хвосты.

Однако «Серафим» — книга о душевных нестроениях. Это куда серьёзнее.

Человек приходит к Богу, ибо Бог есть любовь; и вдруг выявляется, что зачем-то человеку положено вталкивать в себя и ненависть к Аллаху с Кришной, и безлюбо-целомудренную строгость к Насте. Человек не в силах понять, как возможно любить и не любить одновременно (он хочет любить, и только).

«Серафим» — сильнейший крик о неблагополучии, протест, идущий не из пространства иноконфессии или секты, а из самой глуби души, Софии, реальности…

Есть разные духовно-религиозные сигналы и феномены. Не думаю, что церковь должна откликаться на всё подряд: церковь не отвечает напрямую за мормонов, свидетелей Иеговы, сайентологов, «бажовцев», «мистических сталинистов» и эмокидов. Всё это для церкви дети, но — чужие дети.

То, что я вижу в «Серафиме» (да и не только там), — кровное, родное чадо, законное дитя православия (пускай даже дитя непослушное, доставляющее родителю горести и скорби).

Неужели его участь — как всегда — раздражённое невнимание, злоба, воинственное равнодушие?

Антигерой и другие

Серию из двух книг майкопского прозаика Анатолия Пренко выдвигают на Государственную премию России.

Меня более всего заинтересовал роман «Приземляющийся на четыре лапы» — потому что в нём автор исследует то, что далеко от его натуры (и, стало быть, здесь есть момент конфликтности; ведь где конфликт, там и контакт, диалог).

Анатолий Пренко — уроженец станицы Кужорской, и он очень любит родную Кужору.

Нет, Пренко не «деревенщик», он пишет и о станичниках, и о горожанах (притом городскую жизнь обрисовывает без деревенщицкой истерики). Но, обращаясь к реалиям города, Пренко как-то сникает. Заметно, что его душа лежит к землякам-кужорянам с их колоритным говором (кубанской «балачкой»), с их простодушием, с их патриархальной системой ценностей.

В городе (даже в таком тихом городе, как Майкоп) этой душе слишком сложно. Ориентиры размыты — ни добра, ни зла, сплошь «неоднозначные жизненные обстоятельства».

Можно вообразить, что творится с ней, когда почва Кужоры вдруг порождает не бабу Нюру и деда Митрофана, а успешного бизнесмена, миллиардера, губернатора. Был расторопный сельский парнишка Сашка Булыгин — и вдруг он ворочает миллионами, вращается во властных верхах.

Пренко не решается подступиться к этому феномену, долго ходит вокруг да около.

«Приземляющийся на четыре лапы» — роман в рассказах, ведущихся от лица разных людей.

В трёх первых историях об Александре Булыгине речи почти нет.

Сначала отставной офицер-афганец знакомится в купе поезда с семьёй кужорян Храмовых, и баба Нюра Храмова рассказывает ему о своей внучке Настеньке.

Потом студент вспоминает, как сказал в лицо правду бездарному преподавателю и однокурсница Настя Храмова его поддержала. Затем газетный сотрудник говорит о том, что к нему в редакцию пришёл автор-дебютант с рассказом о военных учениях в окрестностях Кужорской, и тут снова всплывает тема Насти.

Не девушка, а средоточие всех добродетелей — красивая, честная, смелая, трудолюбивая, скромная, целомудренная.

И только в четвёртой истории нарратив наконец-то сворачивает к Булыгину. Оказывается, этот парень цинично обольстил и бросил Настю. После этого она покончила самоубийством.

Стало быть, роман Пренко — «досье на антигероя»?

В общем, да.

Александр Ефимович Булыгин — негодяй. Развратник, карьерист, холодный торгаш, сутенёр, деловой партнёр уголовников и сам преступник, безжалостный «тигр бизнеса», «сэр Доллар».

Он идёт к деньгам и власти по головам, он при больной жене заводит роман с Беллой Тхаган и унижает свою любовницу, он расправляется с конкурентами и не церемонится с друзьями, ставшими неугодными.

Но Пренко не спешит обличать того, кто на обличения прямо-таки напрашивается.

Он подмечает, что Александр Булыгин — мастер своего дела, производственник, хозяин, что Дбинская область, при прежнем губернаторе лежавшая в руинах, при Булыгине восстановилась и успешно развивается.

Пренко даёт слово самому Булыгину; тот вспоминает урок бизнесмена Иконникова, некогда расчётливо подставившего малоопытного компаньона («Сейчас, когда страсти улеглись, я с благодарностью думаю о Сергее Михайловиче. Это во многом благодаря ему я стал тем, кем являюсь сегодня»).

Дело-то не в Булыгине или Иконникове. И Пренко понимает всё это.

Неслучайно он вводит в роман не имеющую прямого отношения к Булыгину сюжетную линию врача Ивана, полюбившего девочку по вызову Маню и женившегося на ней (эдакого Нехлюдова наших дней).

Через полгода Маня ушла от Ивана, оставив записку: «Меня не ищи… семья — не для меня…

Прости, если сможешь. Ты — настоящий и очень хороший». Булыгин, между прочим, заранее предупредил Ивана об этом. И кто теперь антигерой — он или Иван, снисходительно поучающий Булыгина с вершин своей добродетельности?

Анатолий Пренко (как и все остальные местные литераторы старшего поколения) не может принять новую, капиталистическую действительность. Но (в отличие от этих самых остальных) он не делает из персонажа-капиталиста козла отпущения, демона, неизвестно откуда залетевшего к непорочным ангелам.

Он осознаёт: из кувшина может вылиться только то, что содержалось в кувшине. Не больше того. Но и не меньше того.

И если то, что мы имеем сейчас, — «джунгли дикого капитализма», значит сии джунгли взрастали в людях задолго до того, как капитализм пришёл к этим людям.

Повсеместно. В том числе в милой сердцу Кужоре…




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Андерсен и Линд

Сказочник для Снежной королевы

Он был старше ее на четырнадцать лет, сутулый, и выглядел нелепо, одевался в костюмы на несколько размеров больше, носил с собой веревку и славился своим на редкость неуживчивым характером. Однако мечтам этим сбыться было не суждено — роль ему доверили одну-единственную, и ту, как сказали бы сейчас, «в массовке». «Слишком уж некрасив!» — говорили ему прямо в глаза. Он и вправду не блистал красотой: маленькие глаза, огромный нос, высокий, худой, длинные руки с большими пальцами...

08.09.2019 19:00, kstolica.ru


Соло для Людмилы Улицкой

О жизни с теплыми воспоминаниями

Бывает, хочешь что-то сделать, бьёшься, мучаешься, а всё равно ничего не выходит — масса препятствий. А потом вдруг что-то меняется, и всё получается. «Значит, ветер подул в спину» — такую формулировку вывела писательница Людмила Улицкая. А в какие моменты жизни она сама ловила это ощущение — ветер в спину?

23.08.2019 19:00, Елена Якович, story.ru


Гражданин актер

Как Маяковский сделал уникальную для русского поэта карьеру киноактера

О карьере Маяковского-актера написано очень мало. Поэт снялся всего в трех картинах (к одной из которых даже «соорудил сценарий»), а сохранилась из них лишь одна — «Барышня и хулиган», снятая и вышедшая в прокат в 1918-м. Играть Маяковскому очень нравилось, но, по словам Лили Брик, он «мог изобразить только себя». Об однообразной мимике поэта, а также его удачных и неудачных ролях — в сокращенной главе «Лицо с экрана» из книги филолога Александра Пронина.

05.08.2019 19:00, Александр Пронин, theoryandpractice.ru


Правила дуракаваляния

Жизнь сама помогает

Писатель Андрей Битов уверяет, что никогда в жизни ничего специально не добивался. А всему в своей жизни он обязан очень русскому явлению — лени.

09.07.2019 19:00, Вера Харитонова, story.ru


Вид Sapiens, возможно, скоро исчезнет

Писатель Алексей А. Шепелёв о книгах-бестселлерах Юваля Харари, незаметно наступившей технотронной эре и школьном образовании

В России выходит новая книга популярного израильского историка Юваля Ноя Харари. На днях показали интервью с автором в передаче В. Познера. Месяц назад я как раз прочёл нашумевший бестселлер «Sapiens: краткая история человечества», а теперь заинтересовался и «Краткой историей завтрашнего дня» с «21 уроком для XXI века».

08.07.2019 16:00, Алексей А. Шепелёв


Набоков hate machine

Автор «Лолиты» расставляет точки над нелюбимыми писателями

Гоголь — жалкий морализатор, Стендаль и Бальзак — бездари, Достоевский банален и безвкусен: Владимир Набоков любил ниспровергать литературные авторитеты и совершенно не стеснялся в оценках и выражениях. «Горький» вспоминает, кому из писателей от него больше всех досталось. Чтобы ранжировать градус набоковской ненависти, мы поставили каждому писателю от одной до пяти звездочек — наподобие того, как указывают остроту блюда в ресторанных меню.

07.07.2019 19:00, gorky.media


Русские писатели об экологии

Произведения русской литературы, в которых поднимались вопросы защиты окружающей среды

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» — писатели.

06.07.2019 19:00, Мария Молодцова


Сергей Довлатов и Светлана Меньшикова

Эпистолярный роман, который спас жизнь

Это была светлая и чистая история взаимоотношений неизвестного тогда Сергея Довлатова и девушки, чью фотографию он увидел в газете. Это были первые яркие чувства, наполненные надеждой. Девять месяцев и сотни писем, в которых заключались тогда ожидание, счастье и верность. Позже Сергей Довлатов, став знаменитым писателем, признается: в далёкие 60-е годы Светлана Меньшикова спасла ему жизнь.

05.07.2019 18:00, arov, kulturologia.ru


Эмир Кустурица: «Грамотный человек исчез…»

Речь Эмира Кустурицы на открытии 60-й Белградской книжной ярмарки

Быть грамотным в прошлом веке означало — быть уважаемым! Это немало... а зачастую значило еще больше! Вспомним слова Габриэля Гарсиа Маркеса, что он писал только для того, чтобы быть любимым!

30.06.2019 19:00, Эмир Кустурица, Светлана Голяк, izbrannoe.com


Дачная культура

Фермер Толстой, садовод Чехов и огородник Пастернак

Антон Чехов мог вырастить дерево из палки, Лев Толстой снабжал яблоками Москву, а Борис Пастернак любил копать картошку: рассказываем о писателях, которые занимались садоводством, ухаживали за огородом и просто любили бывать на даче.

25.06.2019 19:00, Мария Соловьева, culture.ru






 

Новости

«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.