Подписаться на обновления
22 июляСуббота

usd цб 58.9325

eur цб 68.6623

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
Дмитрий Мишенин   среда, 13 января 2016 года, 19:00

Допинг-контроль №6
Беседа вторая


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Мы продолжаем публикацию в рубрике “Допинг-контроль” беседы Дмитрия Мишенина и профессора Новой Академии Дениса Егельского о судьбе нового русского классицизма. Вся правда о питерском неоакадемизме конца ХХ и начала ХХI века, модернистском направлении городской субкультуры Санкт-Петербурга.

От автора: Я всегда считал, что иметь во врагах людей, не терпящих меня и мое мировоззрение, но талантливых — большее благо, чем быть окруженным удушающей любовью бездарных последователей. Я во многом придерживаюсь других эстетических взглядов, чем мой собеседник. Но, как и в случае с моими ушедшими знакомыми художниками Тимуром Новиковым и Георгием Гурьяновым, мне нравится понимать, что за его критикой есть нечто настоящее. А за творчеством большинства тех, кого он критикует и его коллег по цеху, находится полная пустота.

Мэтр неоакадемизма Тимур Новиков и профессор Денис Егельский


Д.М.: Мы прервались с Вами на умозаключении, что все превратилось в имитацию. Как обезьяны, рядящиеся в человеческие одежды и подражающие людям, прикуривая сигарету, — одни имитируют, что они художники, другие — что искусствоведы, а третьи имитируют музей. Но все лишено духа, идеи и разума. В результате мы имеем глобальную животную имитацию под названием “Современное искусство”.

Денис Егельский: Так и есть.

Из фото-проекта Doping-Pong и Андрея Чежина "Неоакадемизм это садомазохизм" 1999-2000 гг.


Д.М.: Я был поражен тем, что Вас не пригласили в Екатеринбургскую галерею на ретроспективную выставку неоакадемизма, прошедшую осенью 2014 года. Потому что смешно и нелепо говорить о строгости и красоте неоакадемиков без Вас. Хотя мне лично приятно было увидеть там Ваню Разумова с его актуальной карикатурой "Мечта революционера" в стиле Кукрыниксы: отрубленная голова Статуи Свободы на Красной площади. В своем большинстве остальное мало заслуживало внимания, но удивителен был данный пробел. Как его объяснить? Вы же — плоть от плоти неоакадемизма.

Из фото-проекта Doping-Pong и Андрея Чежина "Неоакадемизм это садомазохизм" 1999-2000 гг.


Д.Е.: Как объяснить? Я полагаю, нашим с Уральской галереей разным виденьем 
неоакадемизма. И не только с этой галереей, но и с некоторыми искусствоведами. Маленькая предыстория: в 1994 году Тимур Петрович (Новиков), видя эстетические разногласия среди участников Академии, назначил директором Н.А.И.И. Виктора Кузнецова, а сам занял должность директора вновь созданного Музея Н.А.И.И. Я же стал заведующим отделом научных исследований при этом музее. В 1997 году Егором Островым и Игорем Вишняковым в Нью-Йорке был написан манифест "Новых серьезных", направленный против эстетических тенденций ряда участников Н.А., коим даже название придумали — "Лубочники". Тимур в этой ситуации принял сторону "Новых серьезных".

Н.А.И.И. НОВЫЕ СЕРЬЕЗНЫЕ


Так вот, меня пригласили участвовать в Екатеринбургской выставке, но по мере ее подготовки стали всплывать неожиданные вещи: оказалось, что выставку о "серьезности" готовят именно "лубочники" со всей присущей им резвостью и неряшливостью, и я с удивлением узнал, что Н.А.И.И. до сих пор существует как учебное заведение, и в нем десятки новых студентов, что она уже в своем "возрожденном" виде провела выставку "Олимп" в казино "Олимпия"... Казино, конечно, — отличное место для выставок, и Тимур очень был бы рад: казино, рестораны, публичные дома — это ведь самые лучшие площадки для показа "новоклассического искусства". Последней каплей стало то, что Новая Академия, но уже без Изящных Искусств, зарегистрирована как "Автономное Культурно-Художественное Общество" (неплохой литературный оборот — как будто подводная лодка имеется в виду) И мне было предложено стать, как сама Ольга Тобрелутс выразилась, "главным" художником этого замечательного творческого союза "Строгих и Красивых", и подтвердить, что их Академия на самом деле Тимуровская и есть.

Н.А.И.И. НОВЫЕ СЕРЬЕЗНЫЕ


Закончилась эта история тем, что я не просто не участвовал в этой выставке, но больше и не существую как участник Н.А.И.И. (что следует из кураторской статьи), и скажу честно — меня это неучастие только радует!

Н.А.И.И. НОВЫЕ СЕРЬЕЗНЫЕ


Что же касается Уральской галереи, то, надо полагать, у нас с ее арт-директором разное виденье неоакадемизма, и, наверное, меня сочли самым главным "лубочником", поэтому и вычеркнули из списка неоакадемистов, зато добавили в этот список много новых имен.

Д.М.: Вас?! (смеется). По-моему, самый яркий представитель “лубочников” и их бесспорный лидер — Оля Тобрелутс. Я отношусь к ней с большой теплотой! Мне нравятся ее ранние вещи, выполненные на заре фотошопа в стиле поп-арт: с переодеванием античных статуй в фэшн. Они крайне наивные, технически несовершенные, но в них столько творческой инфантильности и женского желания играть в кукол... Просто наряжать не пупсиков, а античных героев. Ольга — яркое доказательство того, что “неоакадемизм” это пост-модернистское направление, никакого отношения к новому русскому классицизму не имеющее.

Н.А.И.И. НОВЫЕ СЕРЬЕЗНЫЕ


Если частью классической Новой академии гурьяновского разлива мне всегда хотелось быть, то Новая академия лубочников, как самодеятельный кружок начинающих пост-модернистов, всегда меня смешила своим пафосом на пустом месте и вдохновляла на занятие собственным творчеством. Именно это привело к критическому и эстетскому фотопроекту “Неоакадемизм — это садомазохизм”, который я всегда позиционировал как пример настоящего неоакадемического искусства, лучшего, чем любое из творений “лубочников” из Н.А.И.И. Кстати, на самом деле этот проект очень понравился Тимуру, и он сразу предложил обменять его на свою пионерскую серию. Именно тогда он оставил мне дарственную надпись: “Знаменосцу от барабанщика”, четко распределив наши школьные роли в будущем современного российского искусства. А позже моя арт-группа Doping-Pong вообще перешла к реалистической живописи. В том числе, потому что надоело смотреть на то, как все и особенно некоторые уважаемые “неоакадемики” из рук вон плохо рисуют. В этом плане Вы, как и Георгий, будто из другой группы. Реально из другой Новой академии.

Д.Е.: Полностью с Вами согласен Дмитрий, "неоакадемизм лубочного разлива" — банальный и неинтересно сделанный постмодернизм, и это очень скучно! Недавно арт-директор одной питерской галереи с гордостью сообщила , что у них в галерее хранится так называемое "ЯДРО" неоакадемизма, его квинтэссенция, так сказать... Этим "ядром" оказалась работа О.Маслова и В.Кузнецова "Союз Земли и Воды", в неоакадемических кругах более известная под названием "Толстый и Тонкий". Но я лично считаю ядром неоакадемизма работу нашей примадонны О.Т. "Триумф кинологов". Очень жаль, что Тимур Петрович не видел этого шедевра!

Некоторые вполне перспективные контакты обрывались после того, как я фигурировал в контексте нового прочтения Н.А.И.И., например, "Ипполито-Тобрелутсовского". Видимо, в гугл заходили, и, наткнувшись на "Триумф кинологов" или "Розового фламинго с карлицей", "Союз Толстого и Тонкого", просто прерывали переговоры из-за контекста. На самом деле интеллигентного человека, тем более имеющего вкус, только стошнить от этого может.

На мой взгляд, даже само слово "неоакадемизм" в отличие от простого, скажем так, настоящего академизма, не улучшенного приставкой "нео", с головой выдает постмодернистское происхождение этого течения. А что касается Гурьянова и Егельского, то ни он, ни я себя неоакадемистами никогда не считали и просто занимались тем, чем нам нравилось заниматься.

Лубочники


Д.М.: Кстати, Денис Евгеньевич, вот была в прошедшем году еще одна большая выставка в Москве, “Другая столица”, собравшая самых лучших художников Санкт-Петербурга. Раз Вас изолировали от участия в выставке Неоакадемиков в Екатеринбурге, может, включили в эту экспозицию, как одного из видных представителей арт-жизни города на грани веков?

Д.Е.: Нет, конечно.

Д.М.: Феноменально. А кого там тогда показывали? Наверное, Вы недостаточно настоящий или заслуженный для другой столицы?

Д.Е.: Нет, просто я из другого города. Мы ведь с кураторами этого проекта в
разных городах живем. Я — в Петербурге, а они — в какой-то другой столице. Ну, а если говорить серьезно, мы с Вами вторгаемся в "святая святых" современных кураторов, в их годами создаваемую репутацию специалистов, покушаемся на их авторитет, а ведь они живут на гонорары со своей деятельности и это, конечно, можно понять. Но сама ситуация, на мой взгляд, абсурдна: ведь странно, когда некие люди сами себя объявляют специалистами и экспертами в тех течениях современного искусства, участники которых еще живы и имеют свое, диаметрально противоположное мнение их насильно навязываемым взглядам. Знают изнутри и в подробностях то, о чем эти искусствоведы даже и не догадываются. Поэтому я уверен, что экспертом и специалистом в современном искусстве является не искусствовед, а художник, ведь только он имеет всю полноту понимания (и технологическую, и идеологическую) и того, чем занимается сам, и того, чем занимаются его единомышленники.

Лубочники


Д.М.: Подозреваю, что все Ваши проблемы, Денис Евгеньевич, от того, что Вы умеете рисовать. Это сейчас — хуже некуда для кураторов. Они этого как огня боятся! А если в произведениях и высказываниях художника есть намек на идеологию или заложенный смысл, тогда сразу — враг номер два. Номер два, потому что место врага номер один современного искусства уже занято. Это Ваш покорный слуга.

Д.Е.: Согласен на второе место, Дмитрий Олегович, а что касается кураторов, то на роль искусствоведческого мяса я не очень-то и подхожу. И мне уже давно не нравится в их, простите, групповухах участвовать. Более того, считаю вредным не только участвовать, но и ходить на подобные мероприятия. Моя матушка как-то пошла, так ей плохо стало!

Лубочники


Д.М.: В идеале, конечно, современное искусство должно нравиться Вашей матушке. Как говорил мой любимый писатель Сэлинджер, хорошая литература должна в первую очередь нравиться пожилым библиотекаршам в очках с толстыми стеклами. ("...задача поэта вовсе не в том, чтобы писать, как он сам хочет, а скорее в том, чтобы писать так, чтобы его поняли почти все знакомые старушки-библиотекарши..." Д.Д.Сэлинджер "Симор. Введение" В переводе Риты Райт-Ковалевой)

И он же, если помните, писал "...я всегда неизменно и настойчиво рекомендую родителям и старшим братьям десятимесячных младенцев чтение хорошей прозы как успокоительное средство..." (Фрэнни) Это все — вечные законы гармонии. Если какого-то бандита кличут "доктором", мы же не считаем его доктором! Кровь-то он пустить может, но вот исцелить — вряд ли. То, что называется современным искусством, им не является. Так получилось, что я воспитан как раз на настоящем современном искусстве и очень его люблю. В 14 лет моими героями были Ив Кляйн, Жорж Матьё, Дэн Флавин, Тони Смит, Аллан д'Арканджело и другие новые реалисты и поп-артисты. С Тимуром мы познакомились как раз на почве общей любви к Пьеру и Жилю, с Георгием сошлись на любви к Харингу и Мэпплторпу.

Лубочники


Д.Е.: По поводу современного искусства Вы, конечно, вместе с Сэлинджером правы, и мы не хотим отдавать его на откуп искусствоведам-демиургам.

Д.М.: К сожалению, непрофессионалы вроде Гельмана и ему подобных, скопом сейчас покидающих Россию, подменили понятия и протащили под термином "современное искусство" то, что искусством в принципе назвать нельзя. Как нельзя назвать музыкой то, что делает, к примеру, какой-нибудь Борис, прости Господи, Моисеев. Но профессионалы же есть! Вот что обидно!

Стаса Макарова я помню как организатора одного из лучших мероприятий в 90-ых годах, о котором я сделал свой первый фоторепортаж в журнал “Птюч” под названием “Акустический рейв в Павловске”. Благодаря этому незабываемому культурному мероприятию в дворцово-парковом ансамбле, я буквально влюбился в Новую академию. А поэтическая атмосфера, которую создал Тимур под аккомпанемент арфы в павильоне Птичник, была удивительной и прекрасной! До сих пор пересматриваю забытую ныне программу Викентия Дава “Демо” про это мероприятие, где мелькаю в красной футболке под музыку “Новых композиторов”. Гурьянов неоднократно хвалил Стаса, называя его одним из своих лучших учеников.

Д.Е.: Да, он отличный фотохудожник

Д.М.: Я знаю его как поэта. Я всегда симпатизировал Речникам как 
объединению арт-сквотеров. Когда как издатель печатал большие тиражи бесплатных арт-открыток и советовался с Тимуром, кого выпустить из нашего поколения, мы сообща выбрали Егора Острова, который сделал тогда очень сексуальную серию фотографий скульптур. Меня они тронули за душу.

Д.Е.: Остров и Макаров — лучшие студенты и аспиранты академии, возможно, это единственное оправдание ее существования как учебного заведения.

Лубочники


Д.М.: В принципе, я заинтересовался неоакадемизмом из-за творчества Кости Гончарова и Георгия Гурьянова. И Тимура в плане популяризатора идей. Но многие вещи сразу шокировали именно из-за той каши, которая творилась, когда вполне себе достойные вещи соседствовали с откровенной халтурой а-ля Никас Сафронов. Кстати, мне казалось будто бы приватизировавшая сейчас “лубочный” неоакадемизм Ольга Тобрелутс пришла в Новую Академию, разумеется, позже вас, но раньше Речников, так?

Д.Е.: Нет, Егор (Остров) и Стас (Макаров) стали студентами до появления О.Т. — в самом начале 90-х, и Страусова вместе с ними. Ольга появилась в 94-м, если я не ошибаюсь.

Д.М.: Помню, что Олег Гитаркин обиделся на Страусову, которая не сделала его бюст, когда делала бюсты речников и ди-джея Вестбама. Теперь вспоминать это смешно. Многие герои прошлого забыты, а Гитаркин стал звездой серф-рока. Как все меняется. Сделай она его бюст, может и было бы сейчас, что показать в Европе. Денис Евгеньевич, расскажите о том, что делаете сейчас: рисуете, ходите в церковь, живете отшельником, работаете над книгой?

Д.Е.: Я обычно, Дмитрий Олегович, слышу со стороны два варианта течения своей жизни: Егельский — религиозный фанатик, совсем сошел с ума на этой почве, уж лет 20 ничего не делает. Другая версия — он алкоголик, спился, совсем 
бросил рисовать. На самом деле я художником в общепринятом, традиционном понимании себя никогда не считал: у меня довольно редкая профессия. Я занимаюсь реконструкцией и адаптацией к возможностям нашего времени забытых или просто утерянных технологий в области изобразительного искусства 
(живописи, фотографии, декоративно-прикладного искусства), исходя из ныне почти забытого, к сожалению, взгляда на то, что изобразительное искусство является прежде всего точной наукой, со своими объективными законами. И эта наука находится на стыке физики, геометрии, химии, а лучше сказать — алхимии и математики. Даже в Н.А.И.И. я заведовал отделом научных исследований, то есть занимался подобной деятельностью не один десяток лет. Чтение трактатов, дневников и мемуаров, работа в архивах, физические и алхимические опыты, вот, собственно, род моей повседневной деятельности. Можно даже сказать, что все эти годы были потрачены на поиски своего рода "философского камня" — принципа как внешнего, так и внутреннего создания произведения искусства. Разумеется,когда в течение многих лет занимаешься одним делом, то начинают 
появляться и результаты. Возникает своего рода азарт применить то, что узнал, на практике, чем я последние годы и занимаюсь. Кроме этого я работаю над книгой. Ее рабочее название "Занимательная культурология" и в ней будет глава "Неизвестная академия", посвященная Н.А.И.И. Тимура Новикова. В Церковь я, несмотря на дорогие часы патриарха, хожу, а вот на выставки современного искусства стараюсь не ходить, то есть в этом отношении я почти отшельник.

Лубочники


Д.М.: Сейчас лизоблюды всех мастей взяли на вооружение манеру “лубочников”: простенький коллаж в фотошопе, пара ведер малярной краски и размер побольше — voila — новый шедевр. Массово открываются убогие выставки с раскрашенными по-быстрому Путиными (у тех, кто тупее), и порно-моделями (у тех, кто хитрее), даже сразу и не понять: спонсор и заказчик у такого арт-мрака — правительство или те, кто против правительства, — настолько это одинаково страшно выглядит. Власть и Оппозиция вдруг заговорили на одном визуальном языке. И это не язык классики или хотя бы качественного комикса, а язык безвкусицы. Мы недавно обсуждали с Гинтовтом Африканскую псевдопатриотическую экспозицию “Бесы”, которую я привел как пример подмены смыслов. Ее куратором, по идее, должен был стать любой из изображенных на ней Бесов. Вот в старые добрые времена у диктаторов были свои певцы, у их врагов — другие, и все к тому же — гениальные. Красиво воевали. А теперь? Смотреть же противно! Обмельчание правителей и революционеров происходит в нашу эпоху параллельно с вырождением художников?

Д.Е.: Сильные картины (смеется). Любое произведение искусства — материализация духовного состояния автора, его мотиваций. И этот "авторский дух" на зрителя, слушателя или читателя действует по закону резонанса, находя отклик в нас. Поэтому можно отравиться искусством, получить духовные повреждения, даже физически заболеть. Ведь страсти или болезненные состояния автора действуют на зрителя. Стоит ограждать себя от таких вещей, не ходить на подобные выставки, я знаю случаи, когда люди падали в обморок при посещении выставок современного искусства. Дмитрий Олегович, культура — это материальное воплощение духа общества. Мы, люди, стали слишком многое себе позволять, и это приводит нас к деградации, а так как политики, революционеры и художники — наиболее публичная его часть, то по ним можно понять общую тенденцию.

Лубочники


Д.М.: Вот короткая цитата из многословной критики Владислава Мамышева Монро “Олимпийской серии” Doping-Pong: “Идеи и мысли правильные (если учитывать только теоретическую и эстетическую часть), но к самому предмету обсуждения — картинке — у меня масса претензий. И в вопросах композиции, и безжизненности пространства, и невнятности образов, что особенно бросается в глаза в этом материале, пестрящем блестящими примерами решения этих первоочередных для художника задач на картинках из 
славного прошлого...”

Я воспринимаю Монро как талантливого лицедея в стиле ТВ-передачи "Городок" не менее талантливых Олейникова и Стоянова. Поэтому любую критику из его уст воспринимал с нескрываемой иронией. Георгий всегда Монро защищал от моего сарказма и не раз повторял, что я не понимаю 
гения. Может быть, Вы мне объясните, что его картины действительно являются картинами, а не анекдотами? Или я совсем тупой и пропащий человек, которому не дано понять настоящего современного искусства с приклеенными бородами из марли, как у детсадовских Дедов Морозов?

Д.Е.: Дмитрий Олегович, я, как и Вы, считаю, что Владислав Мамышев — артист 
оригинального жанра, скоморох, юморист. Он точно не художник в классическом понимании этого слова. И рисовать мог только карикатуры, писать юморески, и, конечно же, ради красного словца не пощадил бы и отца. Но когда я вижу, например, его ролик про Штирлица, то плачу от смеха и думаю — вот гениальный актер! И только за это можно не обращать внимания на некоторые казусы в его творчестве.

Лубочники


Д.М.: И в конце — Ваш контроль качества Новой академии. Кого считать новыми академиками, а кого воспринимать иронично?

Д.Е.: Ни о каком контроле качества в давно не существующей Н.А. не может быть
и речи, да и кого считать новыми академиками, а кого иронично воспринимать — вопрос риторический, ведь это дело вкуса. Как сказал по этому поводу Салтыков-Щедрин: "Одному нравится арбузъ, другому — свиной хрящикъ."

Вместо заключения:

Как имя Одиссея стало нарицательным, и словом «одиссея» стало обозначаться любое долгое странствие, я все-таки надеюсь, что “неоакадемизм” будет очищен со временем от накипи и станет больше символом, чем тоталитарной сектой пост-модернистов, рисующих откровенный трэш. Есть понятие "Небо Дали". Вода — Хокни, Рот — Джаггера, Язык — KISS, Космос — Пинк Флойд. Теперь неоакадемизм я использую чаще для определения чего-то нового и классического, чем для выставок, содержание которых неоакадемическим назвать сложно. Для меня лично это стало положительным понятием. По-моему, это в какой-то мере успех Тимура и осуществление его мечты. Пусть единицы будут ассоциировать новую русскую классику с неокадемическим стилем, зато без всяких клоунов и клоунесс у мольберта.

В заключительной третьей части бесед с профессором Новой Академии вы прочтете отрывки из книги Д.Е.Егельского “Занимательная культурология” с комментариями автора и Дмитрия Мишенина.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Необычный Пушкин

5 забавных историй из жизни поэта

Одними из самых известных произведений писателя, литературоведа и переводчика Викентия Вересаева стали документальные труды «Пушкин в жизни» и «Спутники Пушкина», в которых литератор собрал воспоминания, письма и записки современников об Александре Сергеевиче. Сайт издательства «Эксмо» опубликовал пять необычных и забавных историй, произошедших с поэтом в разные годы его жизни.

19.07.2017 19:00, Эксмо


Факультатив по истории

Максим Горький: «Я искреннейше ненавижу правду»

Как ложь Максима Горького заставила семидесятилетнюю женщину бежать заграницу по льду Финского залива, и кто доводил писателя до слез – в новом выпуске «Факультатива по истории», посвященного знаменитому писателю.

18.07.2017 19:00, Оля Андреева


Список книг на лето и навсегда

Как сделать так, чтобы ребенок начал читать, и какими книгами его можно увлечь

В разгар лета, когда и у детей и у родителей больше времени на приобщение к литературе, публикуем стихийно набросанный Быковым список.

17.07.2017 19:00, facebook.com


Премьера близко

За кулисами седьмого сезона «Игры престолов»

Осенью 2016 года Le Figaro был единственным французским СМИ, которому разрешили отправиться в Ирландию на съемки новых серий знаменитой фантазийной саги. Трансляция седьмого сезона начнется 17 июля на канале OCS City.

14.07.2017 18:55, Селин Фонтана (Сéline Fontana)


Как и что пить: советы Бунина

От шампанского до крестьянской водки, пахнущей сапогами: лучшие цитаты о радости пития.

14.07.2017 16:00, arzamas.academy


Премьера близко

За кулисами седьмого сезона «Игры престолов»

Осенью 2016 года Le Figaro был единственным французским СМИ, которому разрешили отправиться в Ирландию на съемки новых серий знаменитой фантазийной саги. Трансляция седьмого сезона начнется 17 июля на канале OCS City.

14.07.2017 16:00, Селин Фонтана (Сéline Fontana)


«Невозможность писать для меня равносильна погребению заживо»

К 1930 году в Советском Союзе прекратилась публикация произведений Михаила Булгакова. Отчаявшийся писатель, оставшийся практически без средств к существованию, составил письмо правительству СССР, в котором признавал, что его проза действительно не нужна советскому читателю. Также Булгаков просил позволить ему покинуть пределы страны, однако этому так и не суждено было случиться.

12.07.2017 19:00, diletant.media


Леонид Андреев. «Орешек»

Жила-была в зеленом лесу прехорошенькая белочка, и все ее любили. И летом белочка была рыженькая, а зимою, когда вокруг все белело, и она одевалась во все белое — такая модница и раскрасавица! И зубки у белочки были беленькие, остренькие, чудесные грызуночки, коловшие орехи, как щипцами. Но, к несчастью, белочка была благоразумна, — да, да, благоразумна! — и вот что из этого вышло, какое горе, какое несчастье: в зеленом лесу до сих пор все плачут, когда вспоминают эту печальную историю.

11.07.2017 19:00, izbrannoe.com


Милитаристская история нелюбви

Под занавес уходящего сезона театр «Геликон-опера» порадовал публику премьерой: классическая опера «Трубадур» Верди предстала притчей о войнах. О смертельных битвах – начиная с семейных драм и заканчивая современными мировыми военными конфликтами.

06.07.2017 18:00, Лилия Ященко


Бабья доля царевны Софьи

XVIII век в русской истории иногда называют «женским» - с небольшими перерывами сменяли друг друга на престоле Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II. Перетрясенная до самого основания петровскими преобразованиями Россия уже не очень удивлялась женскому владычеству. Да и что удивляться – прецедент был. В конце XVII века 7 лет фактической правительницей России была царевна Софья Алексеевна.

04.07.2017 19:00, Дмитрий Карасюк, diletant.media






 

Новости

Вокалист группы Linkin Park покончил с собой
41-летний Честер Беннингтон свел счеты с жизнью в личной резиденции в Калифорнии, пишет портал TMZ.
Умер народный художник СССР Илья Глазунов
9 июля на 88-м году жизни умер советский и российский художник Илья Сергеевич Глазунов.
Фонд кино подал иск против создателей фильма «Защитники» на 51 миллион рублей
Государственный Фонд кино, подведомственный Министерству культуры, подал в суд на компанию Enjoy Movies, которая ранее заявила о намерении подать на банкротство. Иск касается супергеройского фильма «Защитники», на производство которого ведомство выделило 50,8 миллионов рублей.
Подведены итоги четвертого сезона Литературной премии имени Александра Пятигорского
30 июня 2017 г. в Международном университете в Москве состоялось заседание жюри Литературной премии имени Александра Пятигорского. Лауреатом четвертого сезона (2016-17) стал Владимир Малявин за книгу "Китайский этос, или Дар покоя". Победитель получит один миллион рублей.
Украину оштрафовали за отказ пустить Самойлову на Евровидение
вропейский вещательный союз (EBU) наложил "крупный штраф" на Национальную общественную телерадиокомпанию Украины за запрет участия представительницы России Юлии Самойловой в Евровидении-2017, сообщило агентство Франс Пресс.

 

 

Мнения

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.