Подписаться на обновления
15 декабряПятница

usd цб 58.7082

eur цб 69.4048

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияiPChain
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Дмитрий Мишенин   четверг, 15 декабря 2016 года, 16:00

Допинг-контроль #10
Реклама развитого социализма в эпоху дикого капитализма


Иллюстрации из архива С. Сонина
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Беседа создателя арт-проекта Doping-Pong Дмитрия Мишенина с художником и создателем Товарищества «Свинец и Кобальт» Сергеем Сониным.

Как-то в 90-ых годах мы с моим другом и соавтором Владимиром Березиным гуляли по летним пыльным улицам и разносили дискеты с нашими первыми работами в разные модные места. И в студию Бугаева-Африки на Фонтанке, где наездами жил Олег Костров, который и передавал наши первые комиксы в московский журнал «Птюч»... И в магазин «Оксидо» в районе Невского, где мы и обнаружили огромный рекламный баннер величиною с дом и, переглянувшись, поняли, чем бы хотели заниматься. Через 15 лет, когда весь центр Москвы был охвачен олимпийской рекламой от Doping-pong, а всемирные печатные издания на перебой рефлексировали на тему новой русской тоталитарной эстетики, — во всем этом было что-то от того жаркого дня, когда я вдохновился соц-артом Сергея Сонина. Об истории одной работы и философии ее создателя — это интервью.


Дмитрий Мишенин: Мне неоднократно говорили, что творчество Doping-pong якобы пересекается с творчеством Пепперштейна и Сонина. Не могу себя назвать знатоком современного искусства. Во многом оно мне чуждо, но вот об одной работе я бы хотел рассказать подробнее. Наверное потому, что она относится больше к миру современной рекламы, чем к совриску. Расскажите мне о создании рекламы «Оксидо» с вокалистом «Пилотажа» Димой Милановым в главной роли на фоне знамен НБП.

Сергей Сонин: Итак, по волнам моей памяти:

Был 1998 год. Наш друг открыл модный магазин «Оксидо». Очки и ультрамодные для Болот «кишки» (как такие вещи называли ленинградские мажоры-модники еще с советских (имперских) времен). Примерно за неделю до этого случился солнечный Первомай, где я и мой товарищ по КБ «Светосила» Сергей Гусев зафиксировали Дмитрия Миланова, певца и модника, во главе колонны НБП в Образе и Исполнении.

Сергей Гусев и Сергей Сонин, КБ «Светосила». Дворцовая площадь. ( 90-e)


Получилось ультра—левацки (как я сейчас отношусь к подобному вектору), и как раз то, что нужно для модного завлекательного места, каким был в свой недолгий расцвет «Оксидо».

Наш друг — это Олег Николаевич Цветков, важное имя уже для нескольких поколений ленинградцев... Мы показали ему съемку. Он увидел, как интересно сидят вещи из его магазина на певце, возглавляющем колонну пассионарной молодежи и священных стариков-ветеранов. Еще через неделю был готов билборд размером с хороший брандмауэр. Быстро были получены необходимые разрешения, и его разместили на фасаде, затянутого в зеленую сетку дома, что на углу Марата и Невского.

И он шикарно висел на строительных лесах!

Дней через десять его подожгли неизвестные, и билборд сгорел наполовину, став еще интереснее. То есть большое плакатное изображение претерпело серьезную метаморфозу, заняв особый статус в местном сакральном краеведении, и, надеюсь, было учтено genius loci.

С Денисом Сергеевичем Неймандом сделали видеообращение к гражданам города: брали блиц-интервью у прохожих, которые относились с пониманием и ответственно выражали возмущение столь варварским поступком. Кстати, выступил и офицер милиции — имярек, которому билборд очень нравился. Он нес службу в отделении милиции на станции метро «Маяковская», что напротив.

Затем я обратился с речью к нашему творческому коллективу и прохожим ленинградцам со строительных лесов.


Видео не сохранилось. Но память еще держит.

А майка, что была на Диме Миланове, досталась Владиславу Юрьевичу Мамышеву-Монро по прозвищу Добро.

В этой серии существовало две наружных рекламы. Вторая висела в свое время возле Биржевого моста.

Через год мы сделали серию с Владоном тоже для «Оксидо», но она не была представлена в городском пейзаже.

Владон на Екатерингофском канале исполнял роль потустороннего фотографа-иностранца в соломенном канотье, коварно погубившего матроса с пришвартованной баржи. В свойственной Владону манере — искусил, соблазнил, заморочил, и погубил… Снимки получились в своеобразном нео-викторианском стиле: Марка «Оксидо» тяготела к разным англицизмам. Все участники съемки находились в предельно экстатических состояниях известного рода. Сохранились цветные слайды. Серия задумывалась большой фото-историей, разнесенной по районам города. Крупноформатная наружная реклама с социальным посылом. Псевдоисторическим, конечно, …про городские апокрифы.

Владон Монро и неизвестная фотосъемка для рекламы «Оксидо»


Д. М.: Почему, кстати, НБП? Сергей Курехин тоже когда-то вступил в НБП. Однажды газета «Лимонка» была информационным спонсором выставки Doping-Pong в Музее Фрейда «Плохой мальчик» по мотивам одноименной сказки Андерсена. Откуда такая страсть у питерцев к национал-большевизму и всему революционному? Вы дружили с Эдуардом Лимоновым?

С.С.: Эдуард Вениаминович Лимонов поминает наши рекламные щиты в своей «Книге Воды». Пишет, что это он меня надоумил. Эдуард — тяжеловес, ему легко могут поверить несведущие. Имею в виду, что ничего личного у вас, все для Партии. А Партия — это он. Любые отчаянные Идеи, все принадлежат Партии. «А все заслуги перед Партией исчезали в полночь…».

Ни у кого из нас не было партийных билетов, и мы были обособленными симпатизантами-попутчиками. Я во всяком случае.

При этом, до сих пор сохраняется симпатия к Движению и лично к Эдуарду Вениаминовичу, национальной политической Фигуре, большому и важному русскому писателю, и бодрому, умному, и ядовитому парню. Хоть и кличут его «Дед», но его моложавости и резкости могут позавидовать миллионы.


Ближе к осени 98-го наш полусожженный билборд был выставлен в Манеже на какой-то местной биеннале. И мы, КБ «Светосила», вместе с китайскими товарищами распевали хором «На сопках Манчжурии». Китайцы —по китайскому подстрочнику. Мы — наизусть. Организованно пришла внушительная делегация с руководителем — ответственным лицом из китайской разведки, второй или третий секретарь консульства КНР.

Нами была сооружена инсталляция из огромного количества бамбуковых палок, и половина Миланова (с балюстрады второго этажа) на трамвайных рельсах с несгоревшей символикой шагала прямо на зрителя напротив центрального входа.

Д. М.: Это было самое заметное соприкосновение с рекламным бизнесом? Или потом были еще какие-то значимые работы? Тогда, насколько я помню, было несколько ключевых фигур владельцев молодежных магазинов, которые помогали художникам представить свое творчество и растиражировать в виде рекламы. Прекрасный синтез арта и бизнеса.

Сергей Скрибо, владелец «Экстры» и Актива, любил работы фотографа Сами Хюрскюлахти, а я написал ему одну из первых статей о бренде уличной одежды дизайнера Марины Мозгалевской. Сергей Пукшанский, владелец магазина Ренегат и глава Федерации экстремальных видов спорта, заказывал рекламные образы Doping-Pong, а вы сотрудничали с Олегом Цветковым. Но в целом все курсировали вокруг одних модных мест и их создателей.

С. С.: Да, буквально через пару лет мы сделали для энергичной и массовой марки «Экстра» Сергея Владимировича Скрибо серию «Городские партизаны». Живая рекламная фотография и два коротких видео на музыкальную фразу от Игоря Владимировича Вдовина.

Был забавный, чисто ленинградский момент в этом проекте. В образе Героя, мужского образа рекламы, был упокоенный ныне Саня Лысый. В отпетые и прекрасные 90-е Саня приходил к владельцам разных бизнесов в составе преступной группировки вести «рамс и вербовочную беседу, переходящую в «пацанский шмон». Прекрасные, не отягощенные рефлексией годы смычки ленинградской богемы и отчаянных и любознательных парней из преступных группировок! Рейв, препараты, братание, драки, полное изнеможение и тяжелые абстиненции...

Аd futuram memoriam...

В образе Героини, женского образа рекламы, снялась замечательная Яна Адельсон. Жена Габриэля Воробьева( DJ Гаврила), советского киноактера и гуру российского гоа-транса (прим. авт.).


Д. М.: Ваша основная деятельность — фото-художник? Я видел ваш проект «Генералы 70-ых». Это был расцвет моды на все советское в стиле Дениса Симачева. В «Генералах» вы заняли всех своих друзей и многих звезд богемы времен миллениума. Именно в то время наше поколение странным образом эволюционировало. Являлась ли эта эволюция и произошедшее с нами порождением глубинных исторических процессов или отражением наших неврозов, вызванных процессом взросления, — я не знаю. Но целое поколение художников вдруг от психоделической революции, постоянного экспериментирования и вседозволенности времен Птюча, праздников непослушания и рейвов постепенно пришло к жесткой (и зачастую неуместной) самоцензуре, традиции и классике.


С.С.: Да... Наступили нулевые. Быть певцом измененных состояний становилось совсем невыносимо, но действовали инерция и зависимость, вовсе уже не пропорциональные силам физическим. Кто-то из ближних кругов успел испугаться и узрел Бога, многие погибли на этом пути, другие перестали принадлежать самим себе.

Я же Бога не узрел, но стал выкарабкиваться. Давалось мне это тяжело. Часто срывался, и все начиналось заново…

Но у меня получилось. И я до сих пор жив, нахожусь в (своем) сознании, и продолжаю работать. Мне есть кого за это благодарить!..

В 2005-м году мы сделали «Генералы 70-х. Неброский шик эпохи СССР». Идея понравилась Эдуарду Вагановичу Мурадяну, и он выступил продюсером проекта. И, пожалуй, это главная историческая стилизация нулевых среди визуальных и пластических искусств, не считая, конечно, кинематографа. У него (отечественного кинематографа) есть свои непревзойденные удачи.

Нужно сказать, что еще несколько лет (лет пять — семь) на «Генералов» работала инерция, «приливная волна». Различные продюсеры пытались взять за основу сюжет «Генералов», и сделать блокбастер про альтернативную историю красной империи, со сложной архитектурной графикой для фонов и т.д. — оживить, так сказать, бумажную архитектуру.

Все, что нам удалось, пока мы не закрыли тему, — разработать игру в жанре стратегия (вернее, геополитическая стратегия) и снять балет (балетное кольцо) «Лето и Артемида» (с великой Аллой Осипенко и Екатериной Михайловцевой), который должен был транслироваться по ТВ в роскошных апартаментах (декорации с видом на преображенную Москву) имперской примадонны. В любой из реальностей, для советского и вообще — нашего, автохтонного человека, — когда по ТВ бесконечно по всем каналам транслируют балет, — знак определенный. Тревожный, но для узкого круга — радостный. Себя мы относили к этому кругу. В силу многих комплектующих, и прежде всего — имперского сознания, понимания нами мультивекторного геополитического расклада и колебания конспирологических пружин.

В сюжетной развилке «Генералов» это и имелось в виду. Заговор генералов и успешный военный переворот. Несмотря на «поле альтернативной реальности», это был шанс и стратегический маневр для Родины и Красной империи. Но не будем выходить за формат интервью с набором сослагательных…

Музыка и в проекте «Генералы 70-х», и для балета написана Игорем Вдовиным. И вот что важно добавить: я не фотохудожник. Само слово, мягко скажем, отвратительно.

Д. М..: А после КБ «Светосила», давно почившего, начался чисто галерейный и музейный период вашего творчества? С вашей супругой и соавтором Еленой Самородовой в составе товарищества «Свинец и Кобальт»?

С. С.: Чуть позже мы запустили два проекта, нереализованных до конца, но по-прежнему важных для нас: «Третий Рим» (по мотивам незавершенного романа Георгия Иванова). Кстати, в Образе Государя после отречения у нас снимался Олег Котельников.

И видеоинсталляция (почти завершенная) «Зольник — алтарь», посвященный женщинам — работницам фабрики «Красное знамя» в период Блокады. А потом я переехал в Москву, где сейчас и проживаю.

Иллюстрации из архива С.Сонина: обложка «Светосилы» последних времен — Комитета Аполлона и товарищества «Свинец и Кобальт»


Д. М.: В вашем творчестве я вижу отголоски образов одного из классиков белорусской психоделии в кинематографе — Валерия Рубинчика. Расскажите немного о ваших соратниках на почве современного искусства. Ваши корни больше в Дикой охоте кроля Стаха, Маске красной смерти или Карнавале во время чумы? Кто вам ближе: Птушко, Роу или Плетеный человек в постановке Харди? Русские сказки или англосаксонские корни, уходящие в друидское язычество под ритуальную музыку Пола Джованни?

С.С.: О корнях и Почве, что выше Крови... Об исходниках мы, пожалуй, не задумываемся. Скорее, свои черенки прививаем к общему древу. Такое вегетативное размножение, но со своей контрабандой. Как в свое время Василий Андреевич Жуковский привел немецких романтиков на родную землю, зачав тем самым отечественный национал-романтизм.

Есть близковидовые гибриды в мировой и отечественной культуре. Иногда получаются аллюзии, но невольные, не умышленные. Таким образом мы, наверное, посылаем маяки важным (для нас) фигурам. А если, как говорят: «будущее — в прошлом», то — в будущее. Из нашего настоящего.

Один важный трофей из англосаксонской культуры назову: это — «Плетеный человек» Робина Харди, 73 года.

Д.М.: Под какую музыку вам лучше всего работается, и какой музыки не хватает во время ваших прогулок по болотам? Аркадий Северный или Coil?

С.С.: Когда работаю один, — любимые проверенные альбомы из прошлого века. В автомобиле — собственные сборники-компиляции под внутренним лэйблом «Имперское радио. Музыка и песни для сверхчеловека» — такие аудио-монтажи. Практика сохранилась еще из 90-х, когда КБ «Светосила» активно этим занималось. Это для дальних поездок. А зачастую — фоновая электроника или симфонические вещи...

К вопросу о «прогулках на Болотах»... На Болотах, на мой взгляд, стихийную музыку, вернее, внезапную музыкальную фразу еще определяют архитектура траектории прогулок, небо на плечах, и вода вокруг. Об этом столько уже было сказано и запечатлено «гениями мест»... Здесь ничего оригинального не изречь.


Раньше можно было повстречать живых гениев в нашем пейзаже: Олега Николаевича Каравайчука или Сергея Анатольевича Курехина. Это было впечатлением на целый день — какая-нибудь ничего не значащая фраза, слово, взгляд, интонация. Прямая передача энергопотока, или просто — маяка.

Сейчас же фантомные боли (посещают) и ложные кадавры. Пейзаж пока прежний. Здорово, что среди живых современников еще не потускнели таланты. Но само время и масштаб совсем другие. Так и Тимура Новикова уже давно не встретить. Остается — помнить. А живым — воздавать и ценить их. Аve.

Сергей Сонин и Елена Самородова


Д. М.: Возвращаясь к началу нашей беседы о рекламе «НБП», «Оксидо» и группы «Пилотаж» в одном билборде, хочу заметить, что иногда, благодаря одной работе, можно показать больше, чем полсотне художников на целом биеннале современного искусства. И масштаб имел значение.

С. С.: Конечно! Имел. И для меня тоже. И буквальный, и метафорический!

Дима, для меня это важное воспоминание.

В финале нашего интервью хочу всем читателям, кто заинтересовался искусством моего собеседника, посмотреть проект «Ловчий фрагмент» и прочитать статью Юлианы Бачмановой, в которой удивительно точно описан его род художественной деятельности. Текст называется «Палладианцы средней полосы».

Санкт-Петербург-Москва, 2016




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Дося: история одного портрета

Купец Иван Абрамович Морозов — директор-распорядитель Тверской мануфактуры, председатель Московского купеческого собрания, известный коллекционер картин русских пейзажистов — был одним из самых завидных московских женихов. Однако с женитьбой не торопился и, возможно, долго бы оставался холостяком, если бы в 1901 году, 30-летним, не познакомился с 16-летней хористкой из богемного ресторана «Яр» Евдокией Кладовщиковой (сценический псевдоним — Лозина). Сначала это был флирт, потом роман, а в 1903 году родилась и дочь, названная в честь матери Евдокией. Но мыслимо ли было одному из богатейших людей России жениться на певичке? Иван Абрамович разрывался между любовью и предрассудками своего сословия.

14.12.2017 19:00, izbrannoe.com


От Бомарше до iPChain

История становления авторских обществ в России и за рубежом

В настоящее время в мире существует глобальная сеть авторских обществ, миссия которых заключается в коллективном контроле за соблюдением авторских прав, когда отслеживать использование произведений в индивидуальном порядке становится невозможно. Рассказываем, как появились первые авторские общества, причем здесь великий французский драматург и какие технологии управления авторскими правами появились в 21 веке.

12.12.2017 19:51, Алена Глазунова


Зеваю, когда убивают очередную жертву

Почему современные «ужастики» такие нестрашные

Строим конспирологические версии вокруг того, почему жанр фильма ужасов изжил себя, зачем на «страшилках» люди начинают смеяться, а не бояться, и хорроры превратились в dating-movie.

09.12.2017 19:00, Родион Чемонин для Tvkinoradio.ru


Родину себе не выбирают?

Вопреки всем предчувствиям и пророчествам, премьера балета «Нуреев» в Большом театре все-таки состоялась

Пусть и со второй попытки, уже в отсутствие режиссера. Ее отмена летом вызвала резонанс однозначно более мощный, чем если бы спектакль удалось выпустить в штатном режиме. Почему не удалось – вопрос отдельный, есть официальная версия (неготовность работы к показу на публике), есть множество альтернативных, по нынешней моде конспирологических, с углублением в тайны кремлевского двора и секреты патриаршего подворья. Последующие события, уголовное преследование режиссера спектакля Кирилла Серебренникова формально по экономической статье и его домашний арест, исключающий участие в дополнительных репетициях спектакля на фоне клеветнической кампании в русле «борьбы за нравственность», развернутой непосредственно против «Нуреева», а попутно и против руководства Большого театра (героически, с заслуживающим отдельного восхищения достоинством выдержавшего все лживые нападки) еще сильнее вгоняли в уныние. Так что отделаться от контекста исторического, политического, и сосредоточиться исключительно на постановке попросту невозможно. Я ни за что не поверю тому, кто возьмется рассуждать о «Нурееве» с точки зрения «чистого искусства». Хорошо бы для начала не впасть в эйфорию, не потерять остатки здравого смысла уже от одного факта, что «Нуреев» на сцене Большого идет и его можно увидеть!

09.12.2017 16:00, Вячеслав Шадронов


Филипп Нуаре: «Живите дальше! Ленитесь…»

Искусство любить жизнь от великого французского актера

Ему было 76 лет. Он умер в Париже, от тяжелой и продолжительной болезни — врачи диагностировали рак. Говорят, он много курил. Филипп Нуаре обожал трубку и сигары. А о его портсигаре ходили легенды. Говорят, он был оборудован специальным термометром, чтобы, не дай бог, температура внутри коробки не превысила норму!

07.12.2017 19:00, chtoby-pomnili.livejournal.com


«Он не испытывает никакого уважения к моим пятнадцати годам. К счастью, я испытываю к ним уважение»

4 российские женщины 19 века, чьи мемуары стоит прочитать

Русскую классику все мы читали в школе и все писали сочинения про то, сколько она нам познаний даёт о нашем прошлом. Но художественная литература на то и художественная, чтобы понавертеть поворотов, совпадений и драм. А чем и как жили люди на самом деле? О чём волновались, как хозяйство вели, как детей воспитывали, как влюблялись?

06.12.2017 19:00, Лилит Мазикина, pics.ru


«Мехико тяжел, грязен и безмерно скучен»

Письма Владимира Маяковского Лиле Брик

Владимир Маяковский и Лиля Брик познакомились летом 1915 года. Осенью поэт поселился неподалеку от дома, где жили Брики. «Володя не просто влюбился в меня — он напал на меня, это было нападение. Два с половиной года не было у меня ни одной свободной минуты — буквально», - писала Брик. В 1918-м все трое переехали в загородный дом. Спустя пять лет Лиля предложила временную разлуку; для поэта она превратилась в «добровольную каторгу». Во время поездок во Францию, Германию и Мексику Маяковский отсылал Брик десятки писем, требуя немедленного ответа.

05.12.2017 19:00, diletant.media


Царица роз, Аврора — Мирра

«О девственной мечте старинный вальс рыдал…»

1 декабря 1869 года родилась Мирра Лохвицкая, ярчайшая представительница и родоначальница русской «женской поэзии».

01.12.2017 18:00, Игорь Фунт



Чёрт, жадный мужчина и его гарем

«Сказка» Владимира Набокова, опубликованная в 1930 году

Фантазия, трепет, восторг фантазии... Эрвин хорошо это знал. В трамвае он садился всегда по правую руку.— чтобы ближе быть к тротуару. Ежедневно, дважды в день, в трамвае, который вез его на службу и со службы обратно, Эрвин смотрел в окно и набирал гарем.

27.11.2017 19:00, Избранное






 

Новости

Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Магадане
1 декабря 2017 года в Магаданской научной библиотеке им. А. С. Пушкина был проведён семинар, посвященный работе ресурсного центра «Открытая библиотека». Перед библиотечным сообществом Магаданской области выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и представитель НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Ростове-на-Дону
24 ноября 2017 года в Донской Государственной Публичной библиотеке города Ростова-на-Дону местному библиотечному сообществу был представлен проект «Открытая Библиотека». О свободных знаниях, важности доступа к ним и популяризации их в России рассказал директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко, вторую часть презентации, касающейся реализации идей проекта на практике, до слушателей донес член НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков.
«Открытая библиотека» в Добролюбовке
10 ноября в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова состоялась презентация проекта «Открытая библиотека», проведенная координатором проекта Наталией Трищенко и президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским. Участники узнали о возможностях взаимодействия с вики-проектами, условиях участия в конкурсе, новых правовых и технологических инструментах предоставления открытого доступа, а также определении срока перехода произведений в правовой режим общественного достояния.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Йошкар-Оле
7 ноября проект НП «Викимедиа РУ» РЦ «Открытая библиотека» был представлен в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна Республики Марий Эл. Мероприятие для сотрудников библиотек провели директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко и активист «Википедии» Дмитрий Рожков. Участники мероприятия не только узнали о новых правовых и технологических инструментах открытого доступа и проектах партнерства, обеспечивающих открытую публикацию произведений науки и культуры, но также получили экземпляры пособия, специально подготовленного в рамках ресурсного центра.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Тюмени
2 ноября в информационно-библиотечном центре Тюменского государственного университета состоялся мастер-класс для представителей вузовских библиотек, который провели президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека» Наталия Трищенко. Основными темами мероприятия стали: использование открытых лицензий в библиотечной деятельности, особенности текущей системы авторского права в России, опыт открытия доступа к библиотечным коллекциям, повышение видимости оцифрованных массивов в интернете, а также возможность участия в проекте «Открытая библиотека».

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.