Подписаться на обновления
23 октябряПонедельник

usd цб 57.5118

eur цб 67.8927

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Право автора  Открытая библиотека 
Дмитрий Мишенин   среда, 9 декабря 2015 года, 13:00

Допинг-контроль №5
Денис Егельский: Последний, единственный и забытый


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Заявили о сохранении, изучении и продолжении традиций классического искусства, а получилась дурная пародия на классику, приличным людям и показать-то нельзя. Поэтому для многих понятие «Неоакадемизм» – синоним вовсе не красивого и классического. Это, скорее, синоним суррогата, фальшивки и невежества.

О новой колонке Дмитрия Мишенина под названием «Допинг-контроль» на Частном Корреспонденте.

Наше время — время миграции. Сломался так называемый однополярный мир. И снова все мы — странники и пилигримы — каждый в поисках своей истины.

Не только люди. Даже рубрики мигрируют нынче с одного сайта на другой.

Вот так и ставшая за короткое время скандально известной колонка публициста Дмитрия Мишенина о современном искусстве покинула место своего рождения «Спутник и погром».

С предыдущими выпусками вы можете ознакомиться здесь.

Итак, представляем вам новый выпуск от создателя арт-группы Doping-Pong:

Допинг-контроль №5

От автора:

Зимой 2001 года Тимур Новиков назвал меня врагом современного искусства №1, набросившись с клюкой, и изгнал из помещения Новой Академии. По легенде это произошло из-за создания мною вместе с Андреем Чежиным арт-проекта «Неоакадемизм — это садомазохизм». Наши творческие разногласия не помешали мне сохранить теплую память о Тимуре и вспоминать эту киношную историю с улыбкой.

Долгие годы единственным художником, с которым я дружил, был профессор Новой Академии Георгий Гурьянов.

В память о них я хочу взять интервью в рубрике «Допинг-контроль» у человека, который стоял вместе с моими ушедшими друзьями у истоков Новой Академии, — Дениса Евгеньевича Егельского.

Денис Егельский: Последний, единственный и забытый.


Д.М.: Создается впечатление, что всегда существовало два течения Неоакадемизма: одно — мечта о классицизме, а другое — жалкие поделки не умеющих толком рисовать модернистов. Это зачастую бросалось в глаза и вызывало противоречивые чувства. Как могут уживаться Ваши балерины или атлеты Георгия с нелепым фотошопом или анекдотичными поделками Ваших коллег и именоваться одним и тем же термином?

Д.Е.: На самом деле никакого «НЕОАКАДЕМИЗМА», как, впрочем, и Н.А., со дня смерти Тимура не существует. Иными словами, «НЕОАКАДЕМИЗМ» — это и есть мечта Тимура о классицизме. Хочу подчеркнуть, что это именно его мечта, а не моя или Георгия. И сам Тимур уже в конце своего творческого пути осознал, что воплощение его мечты приняло весьма карикатурные формы. Как он сам говорил: «Заявили о сохранении, изучении и продолжении традиций классического искусства, а получилась дурная пародия на классику, приличным людям и показать-то нельзя». Н.А.И.И. — уникальная институция в своем роде, где автор концепции Тимур Новиков объединил под одним названием то, что в принципе не имеет ни эстетических, ни идеологических точек соприкосновения: возвышенное и пошлое, красивое и уродливое. Поэтому и создается впечатление, что есть два Неоакадемизма.

Профессор Денис Егельский


Д.М.: В каком году Неоакадемизм был создан Вами с Тимуром и Георгием? Кто был первым, и кто вообще имеет право говорить, что он его создал? Замечу, что неоакадемизм в моем понимании — плоть от плоти Санкт-Петербургской культуры, ставший для меня лично понятием, наиболее близким и синонимичным декадансу. Есть вещи, как, к примеру, фильм моего близкого друга Олега Тепцова «Господин оформитель», который более неоакадемический, чем большинство творений Новой академии. Хотя Олег Тепцов никогда Новым академиком не был. А какими бы новыми академиками себя некоторые не называли — ничего прекрасного они не создали. Это говорит о том, что сам термин в какой-то момент перерос создателей и перестал им принадлежать. Став понятием чего-то красивого и классического для определенных людей.

Д.Е.: В 1989 году Тимур переименовал Академию Всяческих Искусств в Н.А.И.И. и придумал термин «Неоакадемизм». Первыми профессорами стали Георгий Гурьянов, Константин Гончаров (+1997), я и.... Сергей Бугаев Африка, о чем мало кто помнит. Конечно, Тимур увидел тенденцию возвращения к классическим традициям в творчестве некоторых своих друзей, оценил возможные перспективы и инспирировал появление Н.А. Кстати, Тимур, Африка и я учились в Институте пластических искусств Понтюса Хультена, и эта учеба совпала с основанием Н.А.И.И. и, несомненно, оказала на ее структуру существенное влияние. Владимир Ульянов-Ленин считал, что количество переходит в качество, но, к сожалению, Тимур не просчитал, что количество участников Н.А. (а массовость течения его очень привлекала), не сможет перейти в качество, ведь классическому искусству учиться надо, и учиться долго! Поэтому для многих (мне часто приходилось с этим сталкиваться), понятие «Неоакадемизм» — синоним вовсе не красивого и классического. Это, скорее, синоним суррогата, фальшивки и невежества. К сожалению.

Art by Doping-Pong,1999


Д.М.: Денис Евгеньевич, существует мнение, что Новая Академия — это порождение Свободной Академии, и сначала она была московско-питерской. Борис Юхананов основал Свободную Академию и с ней приехал в Питер. Что, якобы, и послужило началом Новой академии. Здесь был написан ее устав. Тимур в ней занимал только одну секцию. Потом Юхананов отвлекся на другие проекты. Входил ли он в НА? И действительно ли Московская Свободная академия породила Питерскую Новую академию всяческих искусств и уже после — Новую академию Изящных искусств?

Д.Е.: Я считаю, что Н.А.И.И. была концептуальным проектом Тимура Новикова и после его смерти в 2002 году перестала существовать. От нее остался лишь крошечный музей Н.А.И.И. на Пушкинской 10 в СПб. Тимур, благодаря своим личным качествам, являлся связующим звеном, неким цементом для совершенно разных и зачастую не знакомых между собой людей. Предполагалось, что Н.А.И.И. займет опустевшую нишу художников, работающих в академических традициях, но если сравнить результаты деятельности Академии и тем, что действительно является традиционным академическим искусством (достаточно альбомы полистать или в музей сходить), то станет сразу ясно — это не сохранение и продолжение традиций, а постмодернистская симуляция, выглядящая скорее как попытка дискредитации самой идеи возможности продолжения классических традиций в наше время. Юхананов, как и другие деятели московской субкультуры того времени, никакого отношения к возникновению идеи заполнить эту пустующую нишу современного искусства и создания институции под названием Н.А.И.И. не имеют. Про бюрократические подробности я ничего сказать не могу, но идея Н.А. возникла у Тимура в 1989 году при мне, в моей тогдашней мастерской на Гороховой улице, и никаких московских участников в первый год существования Н.А.И.И. я не видел. Забавно, что москвичам мало своего концептуализма, им еще и Тимуровский хочется прибрать к рукам. Лучшее доказательство моей версии — сравнительный анализ работ претендентов на «пальму первенства» 1989-90 гг. Некрореалисты были оппонентами Н.А. Когда Гинтовт и Молодкин нарисовали шариковыми ручками старика Аполлона, Тимур принял их в Академию. Во всяком случае — Гинтовта, знакомого с Тимуром с 89 г., как идеологически близкого художника...

Работа Дениса Егельского


Д.М.: Ваше творчество открыл для меня Георгий Гурьянов. Я вообще о Вас, к стыду своему, ничего не знал. Когда я писал о Новой академии в Птюче в 90-ых, это были всегда одни и те же персоналии: Новиков, Тобрелутс и Гурьянов. Те трое, кого я лично знал. Разумеется, всегда упоминал о Строгом юноше. Константин Гончаров, который являлся для меня олицетворением неоакадемической моды. Мельком — о Юлии Страусовой, которая сделала бюсты “Речников” в стиле древнеримских патрициев. Но все это было давно. А о Вас я задал вопрос, выделив Ваши работы на выставке Новой Академии в Фонде “Екатерина”, и спросил Георгия: кто это у вас в Академии такой крутой? И он с гордостью поведал о Вас. Хотя до этого мы с ним довольно резко раскритиковали многих художников, представленных на той выставке. И сделано это было мастерски, со вкусом и с нелицеприятными мини-дайджестами о каждом коллеге по цеху. Я помню, как сейчас, как мы гуляем с ним по экспозиции, а я говорю:

— Смотри, это Белла Матвеева! Она мне подарила обалденное видео Макса Полищука с голой Эвой Рухиной...

А он возмущался:

— Да что это за конечности?! Кто им сломал все ноги и руки? Она рисовать не умеет!

А я «восторгался» сквозь смех и слезы:

— О! Мамочки! Какие огромные Маслов и Кузнецов!!! Какая мощь!

А он меня разворачивал:

— Так. Не останавливайся! Идем, идем дальше!

И так далее. Лучшего экскурсовода было не придумать.

К примеру, Георгий мне разъяснил довольно, с моей точки зрения, скучное и незаметное на общем аляповатом фоне творчество Андрея Хлобыстина, на которое я никогда не обращал внимания. Я тогда впервые его заметил и оценил, сравнив с остроумными ребусами на последней странице журналов и газет. Я никогда особо не интересовался, кстати, художествами самого Тимура, но любил его как популяризатора классных вещей.

Д.Е.: Да он, собственно, таковым и был.

Дмитрий Мишенин и Георгий Гурьянов. Кронштадт, 2010 год (фото из личного архива)


Д.М.: С ним и с Георгием мне было о чем говорить. С другими — нет.В этом плане Георгий был замечательный рассказчик, как и Тимур. Мог заинтересовать даже тем, что доселе никак не волновало собеседника. И я всегда его спрашивал: А как человек он каков? Нормальный или так себе? Георгий ответил однозначно про Вас: Денис — человек! Могу сказать, что досталось буквально всем, кроме Вас. А фотографировались мы на фоне картин Тимура и Георгия. Остальное ему не хотелось использовать даже как фон.

Д.Е.: Дмитрий Олегович, я очень тронут Вашими словами об отношении ко мне Георгия. Мы с ним были знакомы с конца 70-х. В начале 80-х я даже жил у него в Купчино, а Маргарита Викентьевна, его матушка, долгое время дружила с моей бабушкой, у нас было много совместных поездок и приключений, и я очень хорошо помню судьбоносный звонок Цоя, пригласившего Георгия играть в «Кино». Мы всегда с интересом и уважением относились к творчеству друг друга, и Георгий был одним из немногих художников, с которым было очень интересно говорить об искусстве. И, конечно, на «язычок» по профессиональным вопросам ему было лучше не попадаться, как, впрочем, и по другим.

Кстати, любопытный факт: Экклезиаст — любимая книга Георгия, одна из книг Ветхого Завета, написанная царем Соломоном, и если ее прочитать, то многое может стать понятным в отношении самого Г.Г., его логики и парадоксального мышления (а последнее, как известно, — обязательный спутник таланта).

Работа Дениса Егельского


Д.М.: Существуют ли какие-то коммерческие проблемы, связанные с распадом Новой академии? То есть у Вас все было хорошо, а теперь как? Недавно я увидел в коллекции малознакомого мне человека Ваш эскиз Балерины Натальи Макаровой на листе картона. Первое, что я спросил, — сколько стоит. Он ответил: 2000 евро. Я разглядывал это изящное произведение с большим удовольствием и приговаривал: «Мда-а-а... Балерина балеринам рознь». Памятуя о грубых и топорно сделанных новомодными поп-артистами балеринах, будто вышедших из-под кисти деревенского маляра. Не знаю стоимости тех работ, но это — день и ночь. Вообще не понимаю, как существуют все эти пошлые художники вроде Дубосарского с Виноградовым, Сафронов и армия их подмастерий параллельно с Вами, и как им не стыдно заниматься рисованием.

Д.Е.: Скорее наоборот, — после того как Н.А. перестала существовать, мое финансовое положение изменилось в лучшую сторону. Могу сказать по поводу рынка современного искусства и ценообразования только одно: так как тех, кто называет себя «художниками», расплодилось очень много, а количество покупателей значительно меньше, то основную роль в этом бизнесе играют посредники: обычно это тандем галерейщиков и кураторов, искусствоведов-демиургов, создающих из серой массы современных артистов свою унылую, а зачастую и отвратительную «культурную» реальность, и соотношение цена-качество в этой ситуации принимает самые причудливые формы. Хороших же художников в принципе много быть и не может, как хороших литераторов и композиторов, их за всю историю нашей цивилизации по пальцам можно пересчитать. Ведь в искусстве существует такой аспект как тайные знания, передающиеся веками с античных времен, и кто попало получить их не может, что вполне закономерно. Поэтому так называемое «современное искусство « является плодом «творчества» людей, к этим знаниям никакого отношения не имеющих. И что любопытно: действуют они в одном духе по всему миру, и их действия разрушают, то, что мы называем культурой. В Апокалипсисе написано: « ...не будет уже в тебе (духовном Вавилоне, иносказательном образе этого мира) никакого художника, никакого художества...» (Откр. гл.19 стих 22). И я думаю, что это время уже наступает.

Работа Дениса Егельского


Д.М.: Денис Евгеньевич, надеюсь, я Вас не задеваю тем, что упоминаю и жестко оцениваю в своих вопросах имена людей, которые для меня символизируют ненавистное лично для меня «современное искусство»?

Д.Е.: Нет, ничуть не задеваете. Просто если я начну упоминать эти имена, то меня обвинят, как это уже не раз бывало.... в ЗАВИСТИ!

Д.М.: (смеется) Забавно, коль люди завидуют подобной славе! Не мучаются, что рисовать не умеют, а терзаются, что не первые голыми на четвереньках по людному месту пробежали или не они богохульство какое-то сотворили.

Д.E: И так как я — последний оставшийся в живых профессор Академии первого созыва 1989 года, то у некоторых — просто как кость в горле. Как меня тошнит от этой “культурной” помойки! К сожалению, не могу к этому хладнокровно относиться! Ведь вред подобной деятельности недооценивают, увы. Кстати, если повесить некоторые произведения у себя дома, то может нарушиться обмен веществ, психические расстройства тоже возможны.

Д.М.: Притом не важно, что именно эти деятели перерисовывают: голых баб ли малюют, либо скульптуры на 3D принтере ляпают, балерин ли, самолеты — алгоритм один: немного того подсмотреть, чуть у этого подглядеть, своровать еще слегка. А главное — сказать им нечего, идей и смысла — ноль, пустота абсолютная, но одновременно — неполная абстракция и типа модненько. Типа актуальненько. Все — типа. Хотя в иной абстракции больше реализма и заложенного смысла, чем во всех этих псевдо реалистических или псевдо поп-арт подделках. Еще эти бездари считают, что чем больше размер, тем лучше. Будто размер «произведения» спасет их от обвинений в вопиющей бездарности и сделает более похожими на художников. У меня термин для всего этого потока недо-искусства — «Эрарта». Пришла новая халтура и вторяк на замену Про Арте. Даже звучит похоже.

И как же грустно, когда смотришь и понимаешь, как неумело и неуместно человек пользуется фотошопом, какие фильтры он использует. Это не искусство, а любительский ширпотреб. Как сложно назвать искусством обработанные в App-приложениях фотографии. В общем, в тиражировании дурного вкуса Музей современного искусства Эрарта преуспел. Они заняты имитацией музейной деятельности по всему миру, собрали под своим крылом имитаторов-художников. Сосредоточие дурного вкуса. А насчет обмена веществ вы абсолютно правы. Один мой друг, ресторатор, разрешал играть в своем ресторане только живую камерную музыку, объясняя это тем, что под скрипичную классику лучше усваивается мясо, которое приходили к нему есть постоянные посетители.

работа Дениса Егельского


Д.E.: В Питере есть частное похоронное бюро с таким названием – «Эрарта», музей, возможно, его филиал. А ресторан, наверное, хороший.

Д.М.: Говоря о стиле «про арте-эрарта» я говорю о таких авторах, которых можно увидеть также в арт-центре Гридчинхолл или музее Роснано имени нового знатока современного искусства Чубайса. Вот с такой живописью, сделанной просто за пределами любого уровня художественной школы и выдаваемой за «современное искусство», публика имеет дело. Такие коллекции, стоящие вне любой связи с искусством, меня пугают гораздо больше, чем некоторые трэш-творения неоакадемиков в своих худших проявлениях. Зачастую это милые люди, но, как и в случае с недолечившимися художниками, курируют их недоучившиеся экскурсоводы, решившие пооткрывать галереи на старости лет. Все ж копеечка к пенсии капает, и вроде как с важными людьми можно поручкаться.

Д.Е.: В работах всех перечисленных авторов присутствует дух похоти: мне, как человеку страстному, он сразу виден. С этим духом надо бороться, а не поощрять его воплощения в картинах. На мой взгляд работы этих авторов похожи так, как будто их один человек нарисовал. Может, это новый вид современного Российского арт-бизнеса? Артель студентов ваяет картинки, кураторы раскручивают и продают их под разными именами? Но в любом случае все это можно назвать одним словом – «ДУРНОВКУСИЕ». Подобное притягивается подобным.

Д.М.: Не кажется ли Вам, что современный коммерческий западный художник сейчас использует набор штампованных образов: от Энди Уорхола — черепа, цветы, камуфляж... И посмотрите — что Мэпплторп, что Мураками , что Хёрст, что Марк Дин Века... Ощущаете ли Вы, что пользуетесь в творчестве одной системой координат с кем-то из художников? Одним набором химических элементов? Ну, к примеру, русские художники от социалистического реализма до нового русского классицизма используют абсолютно другой набор символов, чем представители западного арта, свой романтический алфавит: моряки, пионерки, Великая Отечественная война ...

Д.Е.: Я думаю, что это вполне естественно. Одни хотят заработать и используют для этого коммерчески успешные образы, а другие покупают то, что им уже знакомо и ассоциируется с успехом. Люди в принципе склонны к подражанию и хотят иметь нечто «модное», уже имеющееся у того, кто является для них авторитетом. Еще существует такое понятие как «социальный заказ», вот, например, на Винзаводе моряков или пионеров в НЕиздевательском контексте найти почти невозможно, а голый зад или какое-нибудь кощунство — всегда пожалуйста, ведь в этом месте ориентируются на всякую западную дрянь. Что касается лично меня, то, как уже было сказано выше, я художником, творцом себя не считаю, а эталоном красоты в изобразительном искусстве для меня является церковное искусство. И именно этот алфавит для меня наиболее близок.

Д.М.: Все мы карлики по сравнению с титанами прошлого. А кто этого не понимает — просто глуп.

Д.E.: Да, богатыри — не мы.

Продолжение следует…




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Мой отрыв от жизни становится все непоправимей»

Письмо Марины Цветаевой Борису Пастернаку

Переписка Пастернака и Цветаевой длилась 13 лет. «Вы первый поэт, которого я – за жизнь – вижу. Вы первый поэт, в чей завтрашний день я верю, как в свой. Вы единственный, современником которого я могу себя назвать – и радостно! – во всеуслышание! – называю. Ни о ком не могу сказать сейчас: я его современник, если скажу – польщу, пощажу, солгу», – говорила поэтесса. В письмах Пастернака и Цветаевой были и безупречные поэтические образы, и пылкие уверения в любви. В 1935 году произошла их встреча в Париже – неожиданно холодная. Беседовали о музыке и литературе. По словам Марины Ивановны, это была «невстреча»: поэты оказались чуждыми друг другу.

22.10.2017 03:00, diletant.media


Музей с доставкой на дом

Крупнейшие цифровые проекты российских библиотек и архивов

Информации, доступной в интернете, становится все больше: вот и российские музеи начинают выкладывать в открытый доступ интересные коллекции. Пользователям уже доступен первый в России интернет-музей гравюры, коллекции манускриптов с рукописями, насчитывающими порядка тысячи лет, русские романсы и выставки в формате 3D.

21.10.2017 14:00, Алена Глазунова


Человек пишущий

Что такое скрипторика и зачем человеку писать

Год назад в США возник обычай отмечать 20 октября как день письма. Твиты с хэштегом #WhyIWrite (Зачем я пишу?) заполнили сеть. Не вижу причин, почему бы этот американский праздник не сделать международным. Предлагаю ряд заметок как раз на эту тему: зачем писать?

20.10.2017 19:00, Михаил Эпштейн


На книги не жалко

Какие гранты может получить библиотека, и как обойти все сложности при подаче заявки

Чем больше технологии проникают в нашу жизнь, тем чаще люди обсуждают вопросы «когда перестанут читать газеты», «через сколько лет закроются книжные магазины», «как скоро библиотеки станут лишь музеями». Кажется, многие россияне уже давно позабыли о своих читательских билетах и скорее купят книги в магазине, чем возьмут их в библиотеке бесплатно. На самом деле, студенты вузов, преподаватели, родители с детьми, учащимися в начальной школе, заходят в библиотеки часто. Более того, государство выделяет средства на развитие библиотек, а фонды выплачивают им солидные гранты. Рассказываем, за что можно получить такой грант и с каким трудностями придется столкнуться при подаче заявки.

20.10.2017 16:00, Ольга Кареева


От Манхэттана до Кавказа

Коллекции карт и глобусов в открытом доступе

Петербург 1806 года, карта Кавказа, собранная из десятков отдельных листов, Северная Америка 16 века и трехмерные модели глобусов: в крупнейших географических коллекциях сети каждый сможет найти свое.

17.10.2017 16:00


Открытая библиотека

Как сделать общественное достояние доступным?

НП «Викимедиа РУ» при поддержке Фонда президентских грантов запустило проект, в результате которого российские библиотеки должны научиться использовать инструменты открытого доступа в цифровой среде. Разбираемся, в чем суть проекта и чем он может помочь самим библиотекам.

16.10.2017 13:00, Катерова Наталья, Трищенко Наталия


Николай Гумилев: «Я всегда был снобом и эстетом»

Факультатив по истории

Основы правильного мужского макияжа с Николаем Гумилевым, кретинизм как гениальность и другие причуды известного поэта Серебряного века.

15.10.2017 18:00, Оля Андреева, diletant.media


«Мне неинтересно, что люди с именами Оксимирон и Гнойный могут поведать миру»

Интервью с поэтом, эссеистом и литературоведом Александром Закуренко

О своем взгляде на творчество, педагогику, современную культуру и графоманию в интервью Арслану Хасавову рассказал поэт, эссеист, литературовед и школьный учитель Александр Закуренко.

14.10.2017 20:00, Арслан Хасавов


Доступная история

Исторические коллекции онлайн

Дипломатия, разведка, Гражданская война в США, деятельность НКВД, Великая Отечественная и Вторая мировая войны – эти темы будут интересны всем, особенно если изучать их по документам, брошюрам и письмам участников событий. Теперь список доступных источников пополнился новыми уникальными материалами.

14.10.2017 16:00, Наталья Глухова


Поверженный демон

Скорбные годы Михаила Врубеля

В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. Незадолго до этого события окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства.

14.10.2017 14:00, Дарья Евсеева






 

Новости

АИИ представила проект развития «Научного корреспондента»
О дальнейших планах по открытой публикации ВКР российских студентов рассказали на XI Вики–конференции.
Викимедиа РУ представила проект «Открытая библиотека»
На Вики-конференции обсудили проблему доступа к библиотечным произведениям и способы её решения.
«Музыка Земли»: Россия, Швеция, Япония
Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка Земли» пройдет в третий раз в Москве с 1 по 4 ноября 2017 года. Уникальный проект объединяет этническую и академическую музыку.
Картину Ренуара украли из аукционного дома
Картину известного французского художника Пьера Огюста Ренуара украли из аукционного дома, расположенного в городе Сен-Жермэн-ан-Ле, в ночь перед проведением торгов, сообщает газета Parisien.
В культурном центре «Дом» пройдет фестиваль «Джаз осенью»
Гете-институт в Москве организовывает очередную серию концертов, посвящённых новому джазу и свободной импровизации.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.