Подписаться на обновления
24 октябряСреда

usd цб 65.3101

eur цб 74.8584

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сколько стоит Россия?  Кофейные заметки  Сеть 
Дмитрий Мишенин, Doping-Pong   суббота, 3 февраля 2018 года, 16:00

Допинг-контроль №14: «Речное кино» с Допинг-Понгом
Макс Полещук об андеграунде, кино и 90-х


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Для меня Макс Полещук ассоциируется с кинематографом в эпоху гибели русского кино. В 90-х телевизионная передача «Ленин гриб» Сергея Шолохова, как и ТВ в целом, пришли на смену перестроечному кинематографу. Время «Ассы», «Иглы» и «Взломщика» прошло, началась эпоха Русского видео. Вот в этот переломный момент и появился наш герой, которого я могу определить одновременно как последнего кинематографиста и как первого видео-артиста.


Газета «Советский Карабах» от 26 августа 1989 года


Дмитрий Мишенин: Макс, расскажи, пожалуйста, когда и где ты родился? Где учился и каким образом взял в руки кинокамеру?

Макс Полещук: Я родился в Ленинграде. Раннее детство провел на Большой Охте, там и ходил в школу с первого по восьмой класс.

В школьном возрасте я попал в Дом культуры пионеров и школьников в секцию художественного моделирования. У нас был очень крутой педагог, очень прогрессивный по тем временам (1981). Сам он закончил Мухинское училище и преподавал нам дизайн. У нас были уникальные задания: разработка детского конструктора, дизайн автоматов по продаже (уже не помню чего), уроки рисунка и художественное образование с показом слайдов (живопись великих мастеров). Это были очень ценные уроки, которые захватывали мое сознание. Нам рассказывали о художниках, картинах, о их сюжетах, мифах, истории. На фоне обычной советской школы это был прорыв в иную вселенную! Конечно, это продолжалось недолго. Спустя два года моего там обучения, нашего преподавателя посадили за религиозную пропаганду. Невозможно изучать историю живописи, не имея никакого представления о Евангелии! Ну, и родители каких-то учеников написали донос на преподавателя. Скандал в доме пионеров замяли, преподавателя сняли и посадили, а на его место пришел другой. Я еще год ходил в эту секцию зачем-то. Наверное, по инерции. Уроков по истории живописи со слайдами уже не было…

Но именно тогда впервые, благодаря этим урокам, я и открыл для себя это направление, этот интерес к «визуальным искусствам».

Позже я обучался на кафедре Индивидуальной режиссуры у Бориса Юхананова, в его мастерской МИР1.

А еще позже – в ЛГИТМиКе на кафедре режиссуры документального кино и телевидения.

Кадр из фильма «Камни» 1989. реж. М. Полещук и Л. Петраускас


Д.М.: В каком году ты стал Речником?

М.П.: Это был 1990 год. В то время я обучался в Мастерской Индивидуальной режиссуры на кафедре Бориса Юхананова. К этому времени или даже чуть раньше у нас сформировалась очень интересная компания художников, поэтов, режиссеров. Это было очень свободное время в стране. Искусства были на подъеме. Рухнул железный занавес, мы вновь открывали для себя мир и вливались в художественную среду Петербурга. Задача была выжить, сохраниться, не растерять себя. Тогда это была осознанная художественная стратегия – творить в команде. Команда – самое ценное. Тогда и возник Клуб Речников. Поначалу это было просто закрытое общество с неизменным составом участников. И уже позднее всем стало очевидно, что это время сформировало новую плеяду художников! Потом мы творили и жили вместе, в общих мастерских и сквотах.

Д.М.: Почему твоя группа называлась «Речная инспекция», и за что ты отвечал как Речник?


М.П.: Мы были все очень разные! Так, работая в самых различных проектах, мы находили новые формы взаимодействия со средой. Участвуя в акциях на фестивале «STUBNITZ – корабль искусств», 1993, мы организовали (выдумали) «Речную инспекцию».

Мы устраивали акции и вечеринки, оказывали медиаподдержку акциям STUBNITZ.

Медиаподдержка заключалась в раздаче флаеров и расклейке афиш и ежедневных вещаниях с четырех ленинградских радиостанций, в том числе с радио «Катюша».

Д.М.: Какой твой артистический никнейм? Твой речной псевдоним?

М.П.: В своих первых киноработах (я снимал кино на 16 мм пленку, это были авторские фильмы и фильмы, сделанные в соавторстве), я работал под псевдонимом Максим Крейсер.

Д.М.: А RiverMax?

М.П.: Rivermax – это уже закрепившийся сетевой никнейм, возникший с приходом Интернета.

Иллюстрация: https://www.facebook.com/bella.matveeva


Д.М.: А как вы познакомились с Беллой Матвеевой? (прим.: Белла Матвеева – петербургская художница) В каком году?

М.П.: Это был 1990 год. В то время я с Р.Г. делил комнату в большой квартире в сквоте на Мойке. Это была большая комната с окнами в пол, с видом на Дворцовую площадь. Одной из соседок по квартире была Эвочка Рухина (прим.: Эва Рухина – известная участница сквоттерской арт-тусовки, ныне журналист) По соседству с нами, этажом ниже, жили Иван Мовсесян и Юрис Лесник. В этом доме (ныне гостиница «Кемпински») было еще несколько больших сквотов, которые облюбовали художники и музыканты. Там находилась и мастерская Беллы. Мне кажется, именно там мы и познакомились.

Иллюстрация: https://www.facebook.com/bella.matveeva


Д.М.: Как начали общаться и каким образом увековечили свое общение на пленке?

М.П.: Кажется, это все-таки Белла предложила сотрудничать. Я в то время занимался кино, снимал на 16 мм, у нас с Р.Г. была немецкая камера «Пентафлекс» с «цейсовской» оптикой. Снимал я на ч/б пленку, а для фильма с Беллой мы где-то достали цветную «Свема». Это был мой первый опыт с цветом! (смеется) И, разумеется, это был непростой эксперимент, но очень увлекательный! Конечно же, главным вдохновителем была Белла: её прекрасные картины и её замечательные натурщицы, атмосфера её мастерской и дух её картин!

Д.М.: Сколько всего было фильмов с Беллой? Какие названия, хронометраж, 16 мм или 8 мм, цвет или ч/б?

М.П.: Совместно с Беллой мы сняли фильм «Серебро не золото, золото не серебро» – хронометраж 30 мин, 16 мм, цвет. Также родилась задумка для еще одного совместного фильма, но в итоге получилось так, что Белла Матвеева отчасти спродюсировала наш совместный с Линасом Петраускасом фильм «Контрабанда» – 30 мин, 16 мм, в смешанной технике, цвет и ч/б фильм. В этом фильме также принимали участие в съёмке художники Инал Савченко и его брат Сергей, Франц Ротвальд, Владимир Захаров, Егор Остров, Белла Матвеева и другие.

Д.М.: А где они хранятся? Они показывались где-то?

М.П.: Все наши фильмы хранятся у меня дома, в кладовке. Были времена, мы показывали свои фильмы на фестивалях параллельного кино, в «Доме Кино»…1989 год. Были показы во дворе сквота на Фурманова, в программе «ДЕМО», 6 канал, СПбТВ. Из последних – выставка «Абсолютная красота» художников петербургской «Новой Академии» в музее Людвига в Будапеште.

Д.М.: Ты, кстати, видел фото из ее мастерской, где ты стоишь у штатива с камерой в окружении голых актеров и командуешь процессом? Или командовала Белла? (смеется)

Иллюстрация: https://www.facebook.com/bella.matveeva


M.П.:

Д.М.: Какие были интересные истории, связанные со съемкой фильмов с Беллой?

Я впервые увидел тебя по ТВ в программе какого-то экстравагантного мужчины, одетого в плащ и шляпу. Такого, с легким квир-налётом, какой и должен быть, наверное, у настоящего кинокритика. Он представлял молодых кинематографистов. Среди всего показанного в программе меня очаровал именно твой фильм «Золотой сон, или Золото не серебро». В отличие от всех довольно примитивных видео экспериментов у тебя оказалось совершенно сюрреалистическое кино в традициях Бунюэля, Ман Рея и Майи Дерен. Что это была за программа на Лен-ТВ, и кто этот экзотический ведущий, который ее вел?

М.П.: Ого! Самому было бы интересно посмотреть эту передачу! (смеется) Может статься, что я и не видел ее вовсе!

Д.М.: Да-да! Весьма необычно! Хочу найти ее. А твой фильм очаровал меня определенным нюансом: совершенно альтернативно выглядящей, короткостриженной, красивой, полностью обнаженной девушкой в главной роли. Что она символизировала в ленте? Потом я узнал, что героиню звали Эва Рухина. Эвочка. Она была натурщицей в мастерской Беллы, где снимался фильм? Белла ее красила перед съемкой? Расскажи подробнее об этом персонаже. Она потом уехала в Москву и стала работать в Птюче… Что с ней сейчас, не знаю.

М.П.: Эва – удивительная девушка! Тогда, как я уже рассказал, мы жили по соседству. Эва была натурщицей у Беллы. Она узнаваема на тех, ранних картинах Беллы. Прекрасная нимфа со светящейся кожей. В нашем фильме Эва словно выходила с полотен, ну или мы помещали камеру внутрь художественной реальности Беллы. (смеется) Перед съёмками Эва красилась краской серебрянкой с ног до головы и…преображалась! Удивительно, но 16 мм пленка совколор «Свема» вполне художественно воспроизвела это. Мы снимали в мастерской Беллы, в сквоте на Мойке. Собственно, несмотря на то, что это было авторское кино, конечно, этот фильм, как и любой другой, делала команда. В фильме есть сцены, снятые Володей Захаровым, над монтажом фильма я работал совместно с Линасом Петраускасом. Мы монтировали фильм в комнате в коммунальной квартире у Володи Захарова. Володя милостиво давал нам ночами в пользование ключи от комнаты с кинопроектором. Своего кинопроектора у меня тогда не было.

Эва Рухина сейчас в Москве. Насколько я знаю, она всё время участвует в каких-то солидных артистических технологических проектах. Знаю, что какое-то время назад она сотрудничала с Политехническим Музеем.

Д.М.: Это было настоящее неоакадемическое кино! А на тот момент ты уже был Речником и Речники сотрудничали с Новой Академией?

М.П.: Я делал фильм так, каким его видел, представлял, и, как уже сказал, под очарованием творчества Беллы.

Речники же всегда сотрудничали с Академией. Собственно, все мы и обучались в Академии, некоторые впоследствии и сами стали Академиками! (смеется)

Д.М.: Это кино как-то влилось в неоакадемизм или стоит особняком?

М.П.: Ну, сейчас его, наверное, можно причислить к неоакадемизму, но тогда это было моё параллельное кино. (смеется)

Д.М.: А что за организация была «МессМедиа»? Это была группа в группе, родившаяся в недрах объединения Речников? Или как правильно ее назвать? Кто делал обложку «Сосульки убийцы» для «Нож для фрау Мюллер»? Ты имел к ней отношение?

М.П.: Messmedia – это было наше агентство в структуре Клуба. Когда мы делали проекты сами всемером, это были проекты Клуба Речников, а когда в проекты были привлечены другие, это были проекты под маркой Messmedia. Так, у нас были в то время совместные проекты с Андрюсом Венцлова, уличные акции, сотрудничество со SHTUBNIZ, разными зарубежными друзьями, множество проектов с танцевальными клубами и проч. В 1995 году мы участвовали в «Тихой Рыбной выставке им. В. Е. Татлина» В Государственном Музее Истории Санкт-Петербурга.

Примерно в это же время я сделал обложку к альбому «Нож для фрау Мюллер» «Сосульки убийцы».

Д.М.: Когда мы приходили в гости в ваш сквот (недалеко от крейсера «Аврора») с Олегом Гитаркиным, мне показалось, что вас связывает настоящая, старинная дружба и взаимное уважение. Я видел твои видео с его концертов, чтения стихов на груде булыжников – пирамиде... Какие клипы ты снимал для «Ножа для Фрау Мюллер»? Как твоего, можно сказать, коллегу, который также много оформлял и снимал проекты Гитаркина, но уже в 21 веке, меня интересует, что у вас происходило в 90-х?

М.П.: С Олегом я знаком очень давно, еще со времен клуба «Там-Там». Первые клипы я снимал именно для Олега. Сначала это было кино 16 мм. Позднее, совместно с Романом Грузовым, мы сняли клип на BETACAM – «Желтый чемоданчик», воспользовавшись оборудованием «Российского ТВ». Подробностей не помню, но в это время Роман продюсировал «Ножей», и монтировали мы, помню, этот клип в студии ТВ. Был еще клип «До свиданья, море», который я снял для Олега, с Черепами, которые едут на машинке, и это тоже было кино 16 мм. Снимали этот клип мы дома у Олега, Стас Макаров участвовал как художник в создании этого клипа. Был еще один клип (тоже про машинку), снимали мы его в гараже: и на кино, и на видео (смешанная техника), но, к сожалению, отснятый материал был частично утрачен, и клип так и не был смонтирован.

Работать с Олегом было просто. Во-первых, Олег всегда знал, что именно он хочет получить на выходе. Это касается и эстетической концепции. Как настоящий режиссер, Олег умел объяснять и ждал конкретный (точный) результат от своей работы. Ну, и он никогда не мешал, доверял мне и был готов к эксперименту. Работать с ним было всегда удовольствие. Мы сотрудничали и в проектах Клуба Речников, Олег был участником поэтических чтений. Сцена, где Олег читает стихи на пирамиде, – из фильма Стаса Макарова «Поэзии видеоткань». Я снимал и концертные выступления Олега, обычно в музыкальных клубах.

Дмитрий Мишенин и Олег Гитаркин на видео 1999 года


Д.М.: Расскажи, пожалуйста, какими камерами ты пользовался в какие года? Была у тебя vhs камера, чем пользуешься сейчас, и на что ты снял первые «Форты»?

М.П.: Начинал я с 16 мм. У меня были кинокамеры PENTAFLEX и Красногорск.

Я снимал и на VHS, и на BETACAM, и больше всего на video 8. Почти вся хроника Клуба Речников снималась на video 8, в том числе и «Форты».

Д.М.: Твой канал на ютубе один из моих любимых! Какая самая ценная запись там для тебя сейчас? Какое событие?

М.П.: Спасибо, очень приятно это слышать. Мне дорого всё! Думаю, что наше «Лебединое озеро» – один из самых ценных материалов. Да, а еще «Проект Юлии Страусовой «Санкт-Петербург конца 2 – начала 3 тысячелетия в скульптуре» тоже сейчас представляется «раритетом».

Впрочем, и видео с шоу Речников «Заплыв олигархов» представляет интерес, но уже как документальный материал. Именно после этой придуманной нами акции, в июне 2009, когда несколько сотен гостей Петербургского экономического форума отмечали годовщину журнала «Русский Пионер» и «олигархи» прыгали с борта «Авроры» в Неву, была инициирована прокурорская проверка, связанная с «Авророй». Мне искренно жаль тех, кто невольно пострадал после этой нашей забавной акции, позже из прессы мы узнали о том, что командующий Балтийским флотом и ряд руководителей Ленинградской военно-морской базы (ЛенВМБ) получили выговоры...




Д.М.: Ты сотрудничал с Викентием Давом, который со своей программой «ДЕМО» стал олицетворением неоакадемического видео арта? Что это за персонаж? Мы с ним созванивались и общались в 90-х, и я так понял, что это был целиком продукт воли Тимура Новикова.

М.П.: Владимир Дав, он же Викентий! Не припомню точно, в каком году мы познакомились с Викентием. Но очень давно! (смеется) В 1996 году я занимался видеоартом и вращался в субкультуре, и именно Викентий пригласил меня сотрудничать с ним в программе на 6 канале телевидения СПб, куда его пригласил Игорь Кирелец. Собственно, вся концепция программы «ДЕМО» и была придумана мной и Викентием за один вечер «мозгового штурма», а Игорь донес это все до дирекции телевидения. Изначально программа была задумана как авторская. Эта была напряженная работа: мы делали по несколько программ за смену монтажа. Все темы придумывали и разрабатывали сами, заказывали съемки на 6 канале. Программа «ДЕМО» существовала несколько лет. В какой-то момент я перестал ею заниматься, но Викентий и Игорь продолжали это дело, я же продолжал сотрудничество с ними не на постоянной основе.

Викентий был пресс-секретарем Новой Академии Изящных Искусств. И да, Тимур Петрович нашел Викентию дело, в котором тот мог себя наилучшим образом реализовать. Направил неуемную энергию в правильное русло. Тимур умел ценить людей и помогал им реализовываться.

Д.М.: Расскажи, пожалуйста, про свой первый опыт просмотра фильмов в интернете. Как и где это было? Вообще, об интернете, видео и кино в нем – в 90-х, до появления ютубов и соцсетей. Пробовал ты выкладывать свои фильмы в 20 веке, когда вы начинали делать первые «речные» сайты? В общем, поведай о доисторическом интернете, о роли кино и видео в нем. И какие сайты у тебя были?

М.П.: В сквоте на Фурманова у нас был городской телефон, что для сквотов большая редкость по тем временам. Днём мы его использовали как обычный телефон, а ночами подключали нашу домашнюю сеть, состоящую из двух компьютеров, к BBС. Это были первые средства электронных коммуникаций. Дозваниваешься полночи и потом качаешь файлы...

Позже, в 1996, финский куратор Энди Бест пригласил Речников обучаться «изготовлению сайтов» и языку гипертекстовой разметки HTML в галерею Хельсинки MUU Gallery. Тимофей и Роман в то время и создали первый сайт Клуба Речников.

Д.М.: А расскажи, пожалуйста, как ты хранил или цифровал в те времена кассеты? Ведь не было жестких дисков. Чтобы сохранить качественную картину в цифре, мы, Doping-Pong, архивировали на пачку дискет один файл. А как ты обходился с видео форматами? И какие они тогда были? Рам? А пользовался зипами? Или ты вел аналоговую жизнь?

М.П.: О, это действительно забавно! Одна из трудностей, с которыми мы тогда сталкивались, – это архивирование данных. Мы генерировали визуальный цифровой контент, и необходимо было его сохранять. На первых наших компьютерах места не хватало. И тогда на помощь пришла конверсия производства. Я со своим коллегой, ныне известным видеохудожником Александром Малышевым, купил АрВид (Архиватор на Видео), или стример – устройство архивирования данных. Мы подключали компьютер к устройству, устройство к видеомагнитофону и сбрасывали наш цифровой видеоконтент на видеокассеты VHS формата. Хорошее было устройство, медленное, пищащее как матричный принтер. Где теперь эти кассеты?..

Д.М.: В каких ты участвовал выставках, фестивалях, проектах Речников и Новой Академии? Где можно было видеть твои видео и кино? Ты работал виджеем?

М.П.: Я участвовал практически во всех проектах Речников и во многих проектах Новой Академии.

С Речниками мы организовывали выставки, участвовали в фестивалях, организации и проведении вечеринок, театрализованных представлениях, перформансах и проч.

Я посещал лекции и уроки Новой Академии как учащийся, присутствовал на заседаниях (смеется), снимал на видео выставки и лекции, принимал участие в организации выставок друзей.

И, конечно, временами с друзьями-диджеями и музыкантами я работал в клубах, а чаще – на вечеринках Санкт-Петербурга и Москвы как виджей.

Д.М.: Расскажи о Речниках еще: кто входил в группу, кто за что отвечал. Или у вас не было четкого деления? С какого года по какой вы были активны? Где были ваши базы в городе? Почему распались? Где теперь каждый из вас и чем занимается?

М.П.: Нас семеро. Как сестёр-нимф (смеется). Егор Остров – художник. Линас Петраускас – мой постоянный соавтор. С Линасом у нас и сейчас в разработке несколько сценариев, Линас – художник и режиссер.

Роман Грузов – отчаянный путешественник, режиссер, журналист. Мастер пиротехники.

Стас Макаров – художник, поэт.

Тимофей Абрамов – художник, поэт.

Денис Александров – художник, архитектор. Денис присоединился к Клубу позже всех. А в настоящее время Денис – еще и по факту жительства речник! (прим.: Д. Александров живет на дебаркадере)

Д.М.: Ты как документалист снимал много знаменитостей, в том числе Гурьянова и Новикова. Не было желания смонтировать какой-то свой фильм о петербургской богеме?

Из своих архивов, которые, как я знаю, ты начал разбирать только сейчас, и в которых, наверное, много интереснейших материалов. Не отдельные сюжеты публиковать, а создать целое произведение. Или ты воспринимаешь таким произведением свой канал на ютубе? Нас ожидают еще сюрпризы? На какой стадии разборка архива? Анонсируй что-нибудь!

М.П.: Мне бы хотелось сделать документальный фильм о людях этого времени, тем более, что материала накопилось достаточно. Но я не спешу. Большое видится на расстоянии. Чем больше проходит времени с момента смерти этих, по-настоящему великих людей, тем больше мы понимаем, как нам повезло жить с ними в одном месте и времени и общаться. И ещё со временем угол зрения на один и тот же видеоматериал меняется...

Д.М.: Расскажи, пожалуйста, о вечеринке в Знаменке, которую ты тоже снял. Это был первый известный опен-эйр до «фортов»?

М.П.: Всё-таки Знаменка была после первых фортов. Альтернативная вечеринка с бесплатным входом. Три танц-пола. Вечеринку придумали наши друзья – «Корпорация Счастья». Координатором был Михаил Бархин. Чудесная вечеринка в безумном пространстве руин русского барокко. Помимо прочего Клуб Речников на этой вечеринке устраивал огненный перфоманс. Вечеринка называлась Air-Fire, и это был 1997 год. Было очень много народа, в какой-то момент, уже под утро, кому-то вызвали «скорую». Приехали «скорая» и менты. Попросили «прекратить дискотеку». Они бы повязали всех, но там было тысяч пять людей, а их – четверо. Музыка смолкла ненадолго, под звук милицейской сирены, а потом снова зазвучала на полную!

Д.М.: Олег Гитаркин, когда ехал туда на велике, заскочил ко мне, а я поленился составить ему компанию, и теперь самое время узнать об этом мероприятии подробнее, спустя 20 лет! (смеется)

М.П.: Там была очень качественная музыка, модные диджеи, архитектура, удивительная атмосфера и огненное шоу Речников!

Д.М.: Юля Страусова сделала бюсты всех Речников. Твой тоже? Как она их делала, из чего? Как протекал процесс, и в каком это было году? Почему именно вас? Гитаркину она, к примеру, отказала! (смеется) Где она их показала? Как назывался проект? Где теперь хранятся эти бюсты? Можешь подробнее рассказать об этом проекте и о ней. Каково было почувствовать себя в 90-х героем скульптуры и Цезарем из Летнего сада?

М.П.: С Юлей мы были знакомы давно. Она приехала из Берлина, одержимая творческими замыслами. Это был проект Юлии «Санкт-Петербург конца 2 – начала 3 тысячелетия в скульптуре». У меня сохранилось видео, на котором запечатлен весь процесс изготовления бюста. Это было опытное изготовление первого бюста Стаса. Все происходило в мастерских Санкт-Петербургской Академии художеств. Так что была соблюдена предельная чистота эксперимента. Конечно, все это выглядело как таинство, и мне повезло в нем участвовать. Позже я снимал процесс отливки бюста Тимура в бронзе там же, в мастерских Академии.

Но, пожалуй, важно вспомнить и о первой презентации этих бюстов в Летнем Саду. Это было волшебное действие. Сад закрыли, вход по приглашениям. Чудесный директор Летнего Сада, к сожалению, уже не помню её имени, всячески нам помогала. Бюсты установили в цветнике, меж двух аллей по кругу. Играла музыка, а великолепный мастер света Гоша Копылов с помощниками, установив фантастический свет и спрятав лазерные установки и зеркальца в клумбах, создали настоящую атмосферу мистерий! Гости читали стихи и пили шампанское. Нашему псу Котику директор по такому случаю разрешил находиться в саду.

После этого бюсты экспонировались в различных выставках Новой Академии. Знаю, что они были представлены в Музее Людвига, в Будапеште в 2015 году.

Д.М.: Отдельно хочу тебя расспросить о Косте Гончарове. Было с ним какое-то общение? В какие года? Нравился ли тебе его проект «Строгий юноша ателье»?

Недавно я им снова восхищался, уже как актером, в фильме «Жертва для Императора». Он прекрасно сыграл эпизод!

М.П.: С Костей нас познакомил Тимур. Строгим юношей Костя был сам. Он был настоящим принцем – романтически прекрасным и немного отстраненным, благородным и сдержанным. Мы встречались в гостях, на вечеринках. Друзьями мы не были. Во времена, когда я жил на Мойке, помню, в его пальто ходил наш сосед художник Иван Мовсесян. Мне нравился и сам Костя, и его стиль. Была одна программа «ДЕМО», посвященная Косте Гончарову. Мы участвовали в совместном проекте «Золотой Осел» Апулея. Речники представлялись персонажами античного романа, были натурщиками в костюмах Кости, в декорациях новых академиков.

Катя и Тимофей в костюмах Кости Гончарова (на Фуриках в проекте «Золотой осёл»


Д.М.: Скажи, пожалуйста, что Речники, по твоему мнению, оставили после себя, кроме скульптуры «Крысы» и городских легенд?


М.П.: Конечно, наше творчество было, что называется, здесь и сейчас. Основные проекты Клуба Речников – мистерии или поэтические чтения, акции или выставки, и существуют они теперь лишь в воспоминаниях и редких документах.

Крыса железная и потому столько всего пережила! (смеется) Она и выставлялась в Эрмитаже, и путешествовала по Эстонии, последнее время она находилась в центре Сергея Курехина на В. О, но после того, как здание центра физически разрушили, она обрела пристанище в музее Городской Скульптуры, неподалеку от Некрополя и Лавры. Странное место – покойно, но сыро там Крысе.

Куда делась мебель, которую Речники делали для клуба Порт? Тяжелые, из стекла и металлических турбин конструкции – столы и кресла, с виду напоминавшие космические корабли пришельцев… Это риторический вопрос. Дверь, украшавшая вход в клуб Порт на переулке Антоненко, продержалась до недавнего времени…

Клубы, которые строили парни в Москве и Петербурге, уже много раз успели исчезнуть. Разве что стойка в баре Fish fabric, может, еще на месте…(смеется)

Существуют картины Егора Острова! Существуют стихи и картины Стаса Макарова! Тимофей и теперь не перестает заниматься дизайнерскими проектами. Линас в далекой Африке занят исключительно творчеством, занимается живописью и фресками.

Д.М.: А ты себя больше не отождествляешь с ними как с арт-группой и воспринимаешь все, что делаешь (и раньше, и сейчас), как работу отдельной творческой единицы?

М.П.: Вообще, совместная работа, в соавторстве, над какой-то творческой задачей – это и адские муки, и райское наслаждение! Такое выпадает нечасто – шанс собраться вместе и приложить наши старания к чему-то стоящему и интересному нам самим, прежде всего.

Сейчас я работаю и один, и в соавторстве. И я всегда ценю возможность соединения творческих сил в работе над чем-нибудь прекрасным!

Д.М.: В какое время ты ощущал себя наиболее востребованным как профессионал, и какое время считаешь самым пропащим? И почему?

М.П.: В любом времени есть и пропащие часы, и часы, занятые Важным. Я ценю 90-е, потому что тогда были все живы, молоды и свободны. И я всегда ценю время, когда я чему-то учусь. Что касается востребованности – сейчас я занят делом, которое мне нравится.

Д.М.: Какие у тебя творческие планы? Чем ты занимаешься сейчас? Кем работаешь? Как протекают твои дни?

М.П.: Я работаю в театре. И я всегда хотел работать в театре! Так или иначе – я всегда ему служил! (смеется)

Дмитрий Мишенин,

Санкт-Петербург, 2018




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Где бы Вы хотели жить? – В России»

Анкета Андрея Тарковского

Марина Арсеньевна Тарковская, сестра режиссера Андрея Тарковского, в своей книге «Осколки зеркала» опубликовала его ответы на вопросы о любимых вещах в жизни.

21.10.2018 19:00, philologist.livejournal.com


Григорий Распутин In Rock

Постановка рок-оперы в Братиславе

В Братиславе, в столице Словакии, на сцене театра Новая сцена прошла при полном аншлаге премьера рок-оперы Распутин. Она была в рамках серии мероприятий «Месяц европейской культуры», который анонсировала в начале сентября министр культуры Любица Лашшакова.

22.09.2018 16:00, Владимир Бачишин


Интервью Дмитрия Дмитриева, друга детства и юности Сергея Довлатова

Опубликовано в 2006 году в журнале «GALA Биография»

....Те, кто знал их обоих на рубеже 50-60-х годов, утверждают, что пара — Сережа и Дима — была неразлучной. Непосредственный свидетель и участник становления личности будущего писателя, Дмитрий Дмитриев к литературным кругам отношения не имеет. В недавнем прошлом — доцент-преподаватель Горного Института, сегодня он работает ведущим геофизиком в научно-производственном центре.

16.09.2018 19:00, Екатерина Григорьева


Промахи Пушкина-прозаика

Из цикла «Пятна на Солнце»

Даже у величайших творцов не все совершенно в их трудах. Некоторые критически настроенные умы склонны находить недостатки в творениях самого Бога. Ропот Иова и Екклесиаста, их жалобы на несправедливость мироустройства вылились в книгах Священного Писания. Бог — не тиран, он готов выслушивать упреки своих свободных созданий. Тем более свойственно ошибаться творцам меньшего ранга: поэтам, художникам, музыкантам, ученым, зодчим, государственным деятелям, — даже если они признаны великими.

16.09.2018 16:00, Михаил Эпштейн


«Священная история» потеряла своего летописца

Памяти писателя Владимира Шарова (07.04.1952 — 17.08.2018)

У меня нет сомнений, что Владимир Шаров — один из величайших писателей своего поколения. Причем писатель для всех, а не для немногих — ничуть не усложненный, открытый для чтения и понимания, хотя, в отличие от более модных современников, таких как В. Пелевин и В. Сорокин, никогда не заигрывал с публикой, не подмигивал, не прибегал к намекам на злобу дня. Нужно немного вчитаться — и тогда его текст электризует читателя силой мысли и динамикой сюжета. Это смесь истории и фантасмагории, богоискательства и психопатии — опыт проникновения в коллективное бессознательное российской истории.

01.09.2018 16:00, Михаил Эпштейн


«Арестовали бог знает с чего, совершенно неожиданно»

Письмо Маяковского сестре

Владимира Маяковского, ещё когда он был совсем юным, несколько раз арестовывали: молодой человек распространял в Москве марксистскую литературу и общался с разными радикально настроенными гражданами. Впрочем, в заключении начинающий писатель не унывал – писал сестре Людмиле о том, чтобы она принесла ему целую кипу книг, по которым Маяковский собирался учиться.

27.08.2018 19:00, diletant.media


Огонь языка

Встреча с Ричардом Рорти и его последнее эссе о философии и поэзии

Недавно у американского философа Ричарда Рорти (1931 — 2007) я нашел близкую мне мысль: «Культуры с богатым словарем более человечны и дальше отстоят от животных, чем культуры лексически бедные, и каждый из нас более человечен, когда наша память насыщена стихами». Это из последнего эссе Рорти, опубликованного уже после его смерти в журнале «Поэзия» — краткое завещание под названием «Огонь жизни». Оно напомнило мне о недоумении, которое вызвал у меня Рорти во время нашей единственной встречи, — и вместе с тем примирило с ним. Вот такая распялка чувств…

21.08.2018 16:00, Михаил Эпштейн


Как современная культура дискредитирует христианство

И какие православные кинокартины стоит посмотреть

В последнее время христианство дискредитируется все чаще, причём я не говорю о его определённой «ветви». Это происходит в рамках культурного прогресса, создаваемого Англией, Америкой и Японией. Будучи россиянином и человеком православным, я не фанат кинокартин, предлагаемых известными студиями перечисленного зарубежья, однако производители там трудятся на славу и эффективно влияют на восприятие современной молодёжи. Тут вопрос к массовому потребителю, мало думающему о продуктах православной и духовно-нравственной направленности.

24.07.2018 16:00, Виктор Власов


Как научиться лучше усваивать прочитанное

Подробная инструкция

У вас наверняка было такое, что одна книга давалась с огромным трудом и требовала большого количества времени, в то время как другая «проглатывалась» буквально за один присест. Сложность текста зависит от многих факторов: настроения, физического состояния, типа материала и способностей конкретного человека.

26.06.2018 09:00, Григорий Кшеминский, 4brain.ru







 

Новости

В Калмыкии пропала студентка, снявшая на видео вброс бюллетеней на выборах
В Калмыкии пропала Айса Хулаева, студентка, которая была наблюдателем от партии "Справедливая Россия" на выборах в селе Приманы. Она зафиксировала на видео вброс бюллетеней, её же забрали следователи и после уже два дня как с девушкой нет связи, никто из её родственников и знакомых не знает, где она. Об этом сообщил "Кавказский узел".
Сегодня утром было разогнано собрание жителей Бурятии перед зданием регионального правительства в Улан-Удэ
11 человек задержаны, трое из них побиты. Одна из участниц собрания госпитализирована. Судьба остальных на данный момент неизвестна, попытки дозвониться до местного ОВД результатов не дают.
В Волоколамске обстреляли водителя мусоровоза, сообщают очевидцы
Водитель мусоровоза, перевозившего ТБО на полигон «Ядрово», получил ранения в ходе обстрела фуры. Об этом сообщают участники паблика «Ядрово. Задыхаемся» со ссылкой на полицию.
В бочках, обнаруженных дзержинскими рейнджерами, оказались вещества максимального класса опасности
Замаскированные химотходы, вывоз которых предотвратили «дзержинские рейнджеры», оказались веществами первого, наивысшего класса опасности. Если бы активисты не поймали на месте преступления перевозчика отходов – «Лук-регионы», то отравляющее вещество попало бы на обычную коммунальную свалку.
Задержаны 10 семей защитников парка Торфянка
Сегодня утром в своих квартирах были задержаны более 10 защитников парка Торфянка с семьями.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.