Подписаться на обновления
17 январяЧетверг

usd цб 66.7617

eur цб 76.1350

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Виктор Власов   понедельник, 15 октября 2012 года, 10:28

Домашний учитель
Сколько великих людей обучалось на дому? На пальцах не сосчитаешь. Цари, короли, писатели… Традиция эта и сейчас существует


Л. Пастернак. Урок. 1898. Бумага, акварель, белила
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Обучение на дому – штука полезная, почти как репетиторство, только платят учителю вместе с зарплатой: и «бандиты», и «шланги» сосредоточенно пытаются грызть гранит науки. Быть может, «домашник» – инопланетянин, не способный учиться, или, наоборот, «организм», схватывающий на лету? – четырнадцатилетние подростки – переходный возраст – проблемы, переосмысление ценностей, гормоны из ушей, бунт; детское воображение гибкое, как гуттаперчевая кукла, воспринимает увиденное почти как реальность. Это взрослый может просмотреть удивительный сюжет и не задуматься, не вспомнить, не сопоставить себя и этих героев с мудрой мыслью и нескончаемой энергией…

Сколько великих людей обучалось на дому? На пальцах не сосчитаешь. Цари, короли, писатели… Традиция эта и сейчас существует. Учителя, наставники, взяв кипу наглядных пособий, запасаются терпением и ходят к ученикам домой. Что за люди обучаются на дому, а точнее – что за дети? Как правило, дети, страдающие хроническими заболеваниями. Реже – ребята, которых отлучают от коллектива из-за невыносимого поведения или страшной неуспеваемости. А может, из-за паранормальных способностей? Только представьте себе: рассказываешь ученику новую тему, а он, как Чарльз Ксавьер из «Людей X», забирается тебе в голову и навязывает свою волю, читая мысли, поедая твою память. Да это же фильм ужасов наяву! Трудно представить. Когда мне в первый раз сообщили, что придётся ходить на дом к ученику, я удивился. «Надомного» опыта у меня не было, быть может, поэтому я отнёсся к новости с недоверием и некоторой опаской. Хотя в семьдесят седьмой школе, где существуют спортивные классы, наводнённые мальчиками-разрушителями, любой «домашник», наверное, покажется маленьким послушным юнцом- птенцом.

– У тебя тридцать два часа, не считая двух «домашников», – предупреждает Катерина Геннадьевна, завуч по УВР. – Отнесись строго к этому. Домашний учитель – это как репетитор, которому выплачивают вместе с зарплатой.

«Зарплата – не главное», – размышляю я, глядя на её серьёзное лицо. – «Главное: человек, желание работать и атмосфера».

– «Домушники» добавились, ага?! – замечает вторая завуч, шутя. – На самом деле это хорошо!

Всякие попытки повернуть наконец энергию вспять и поставить в центр работы то, для чего школа вроде как создана — учить детей, быстро пресекаются. Создать с нуля свою школу по другим правилам сегодня практически невозможно — количество финансовых и бюрократических преград делают миссию невыполнимой в принципе. Все выжившие частные или просто "непохожие" школы появились десять и более лет назад, а выжила из тех, что были на момент 2000 года одна из десяти, наверное. Сохранить созданное тоже не факт, что получится, в любой момент придет какой-нибудь начальник и придумает, что тебя, например, надо слить. Во всех смыслах. Или что такая школа хорошая вполне подойдет как место работы для его тещи от позапрошлого брака, она будет прекрасным директором. И непонятно, чем ты недоволен.

После четырёх уроков в первой смене и трёх в так называемой подвесной желание трудиться ослабевает. Ты буквально бежишь домой, уставший, вымотанный общением с детьми: отдых и спокойствие чудятся тебе, как мираж, как спасительный глоток свежей и прохладной воды в пустыне. Но теперь… ты не возвращаешься домой, а наоборот – отдаляешься от дома, садясь в автобус. Спешишь.

…Я осторожно захожу в квартиру, разглядываю постеры на стенах. На них изображены неизвестные мне герои из анимэ и актёры: разрисованный Арнольд Шварценеггер из фильма «Хищник», круто разодетая Анжелина Джоли – Лара Крофт, Бред Пит и другие. Наклеены плакаты с яркой рекламой игр из журналов «Страна игр», «Game exe». На них: огромные танки с множеством пушек, сверхсовременное оружие, звездолёты, бойцы… Низко висит при входе небольшая красная груша на цепи, лежат на тумбочке расстёгнутые тёмно-фиолетовые перчатки с длинными липучками. Встречает меня невысокий худой мальчишка в майке и шортах. Бледный, с кожей синюшного оттенка – как будто прозрачной, выдающей тонкие жилы на щеках. С густой вьющейся шевелюрой на голове, сутуловатый. Смотрит он слегка смущённо, недоверчиво и даже напуганно. Торопливо выходит мама. Обнимая сына, говорит, словно извиняясь:

– С прошлого года ушли на домашнее. Вы – четвёртый учитель английского языка. Что-то быстро переводятся нынче англичане!

«Ого!» – изумляюсь я мысленно. – «Надеюсь, это не домашнее обучение тому виной?!»

Мальчишка присаживается рядом со мной за стол, мельком глядит в учебник восьмого класса. Располагаемся мы на кухне, пахнет выпечкой, поэтому я особенно не настроен на обучение. Но куда деваться.

Быть может, «домашник» – инопланетянин, не способный учиться, или, наоборот, «организм», схватывающий на лету? Проверим.

– Давай с самого начала, – предлагаю я. – Есть в английском несколько времён…

– Да, знаю… – отвечает он, улыбаясь. Жемчужно белеет ровный ряд маленьких зубов. И уверенно перечисляет времена английского глагола, включая формы пассивного залога.

– Ого! – удивляюсь я уже вслух. – С головой парень! Думал, начнём с азов: с «хэллоу», «май нэйм из» и «гудбай».

– Нет, – качает он головой, – в восьмом классе, наверное, побольше грамматики.

Действительно, у Сергея Паромова, восьмиклассника, находящегося на домашнем обучении, хорошие знания. Бросается в глаза и словарный запас мальчика, и умение быстро и грамотно построить предложение. Составлять на английском фразы с новыми словами и целые сочинения – оказывается, его любимое занятие.

– Нравятся творческие задания! – признаётся Серёга. Он пишет, не останавливаясь. Шарик фиолетовой ручки быстро скользит по листу тетради в клеточку. Почерк у мальчишки красивый, аккуратный. На полях у него нарисованы карикатурные буквы, похожие на те, что баллончиками наносят на бетонные плиты заборов уличные художники. Его буквы-рисунки складываются в затейливый узор, напоминающий змейку, которая ни разу не вылезает за пределы поля. Я быстро листаю его тетрадь по английскому, смотрю, что он проходил с прежними учителями. Тетрадь у Серёги разрисована, обложка облеплена наклейками с рестлерами, известными актёрами, сценами из анимэ и вырезками из журналов. Работать с восьмиклассником интересно, я мигом забываю про усталость. Задания он делает с великим азартом. Говоришь:

– Серёга, следующее!..

Мальчишка набирает воздуха в лёгкие, поводя щуплыми плечами. Зажимая кончик языка губами, склоняется над тетрадью. Пишет левой рукой, черкает, снова пишет. Кажется, сколько ни дашь упражнений мальцу, сделает без отдыха. Как трактор, которому не страшны препятствия, движется Серёга без остановки.

– Отдохни, ты что? Нельзя так! – качаю пальцем. – Поработали, можно и в окно посмотреть!

В окно видно широкое заасфальтированное полотно Красного пути возле остановки «Старозагородная роща». Медленно, точно остерегаясь знака «Осторожно – дети», по нему движутся автомобили.

Есть у мальчишки книжечка по английскому – сборник упражнений для старшей школы. Бывает, от нечего делать парень начинает выполнять упражнения на артикли, предлоги и другие части речи. Так, просто чтобы не забыть язык. В паузу, возникающую, как говорится, между подходами – парами заданий, он делится сокровенным: лелеет пацан мечту, что, когда вырастет, обязательно поедет в Америку, а затем – в Японию.

– Из Америки в Японию… – задумчиво произносит Серёга, глядя на меня просветлённо, словно чувствует, что со мной можно поговорить на отвлечённую тему. – Заработаю в Нью-Йорке, а там махну к Хайяо Миядзаки в Токио. Ой, так ведь Миядзаки по-японски говорит, хотя… – мальчишка вдруг щёлкает себя по лбу, будто переключает нужный рычаг. – Он английский знает! Правда же, Виктор Витальевич?

До поры до времени я не знал, кто такой этот «Миядзаки», но узнаю от Серёги, что он – известный режиссёр, который и сейчас создаёт анимэ-шедевры. «Бродячий замок Хаула», «Унесённые призраками», «Мой сосед Тоторо». Так вот чьи эти мультфильмы! И меня осеняет: когда-то давно я смотрел по телевизору великолепные японские мультфильмы с удивительными сюжетами. И мне сразу хочется пересмотреть их. Сегодня же, вернувшись домой, скачаю их.

– Вы не знаете Хайяо? – смотрит Серёга осуждающе, пристально и, кажется, вот-вот разочаруется.

– Конечно, знаю, – отмахиваюсь я смущённо. Мне неловко, что мальчишка осведомлён в киноиндустрии лучше меня. – Отдохнули, теперь английский!

Серёга встряхивает головой, словно перенастраивается, и склоняется над учебником. А мне по-прежнему неловко, я словно ощущаю себя виноватым за то, что не знаю господина Миядзаки и заставляю человечка учить из-за этого английский. Нет, Серёга уже забыл про анимэ – так сосредоточено его лицо, и старательно выполняет очередное упражнение.

В Интернете я специально нахожу сайты просмотра анимэ онлайн. Идти к Сергею столь непросвещённым – неудобно, поэтому проглатываю один японский мультфильм за другим. К собственному изумлению, подмечаю, что эти мультсериалы нравятся мне. Герои в них яркие, сюжет необычный, ещё и отличные идеи, которыми японские режиссёры насыщают свои творения. Просматривая множество анимэ, читаю манга и статьи, вхожу в курс дела, уже могу оперировать именами и названиями. «Берсерк», «Клеймор», «Ковбой Бибоп», «Тетрадь смерти», «Волчий дождь», андрогинные персонажи, стереотипные, «сёнэн-ай», «дорама», «меха», «этти». Я становлюсь знатоком жанров анимэ. Чувствую, что, увлекаясь этими многочисленными произведениями, забываю про время, а ведь нужно регулярно готовиться к урокам, писать поурочное планирование, делать упражнения в тетрадях на печатной основе, приложенных к учебникам английского языка.

Сергей Паромов словно светится изнутри. На щеках его – румянец. Дышит запалённо, на лбу сверкает пот. На руках – боксёрские перчатки. Похоже, он только что колотил грушу.

– Сейчас-сейчас, – говорит он, – решил размяться, Виктор Витальевич. Смотрите!

Я внимательно наблюдаю. Мальчишка принимает какую-то странную боевую стойку, похожую на те, в которых атаковали бойцы с далёкой планеты… опять-таки, из мультфильма. Груша вздрагивает – Серёга хлопает по ней сосредоточенно. Ударит и так и этак, пнёт, налетит, закрывшись перчатками, точно пытаясь сбить. Тренируйся, тренируйся, Серёга, ведь за тобой наблюдают со стен любимые герои и актёры. Здорово, когда у человека есть столь неистовое увлечение. Я прямо завидую этому щуплому мальцу. Представляя себя бойцом Баки или Спайком из «Ковбоя Бибопа», Серёга сражается с противником.

– Ладно, Серый, надо заниматься предметом, – настаиваю я.

– Хорошо! – бросает он и в прыжке пинает по груше.

Ополоснувшись, он показывает мне детективный рассказ, который написал на английском. На компьютере. Только я задавал сочинение на тему: «Как уберечь мир от загрязнения».

– Рассказ на эту тему, – уверяет он. – Сочинение – ведь тоже рассказ.

Действительно, неплохой рассказ вышел у Сергея. Конечно, он использует электронный переводчик «Promt» – заметно, как неловко построены сложные предложения. Но я всё равно хвалю его.

– Побольше бы таких заданий! – просит он. – Какой-нибудь проект, который поместят в музей школы.

– Ага, проект «Пандора», – вспоминаю я мультфильм.

– Точно! – у Серёги будто зуд по телу, не может он сидеть на месте. – В музей «Пандоры»!..

В семьдесят седьмой школе есть музей, посвящённый ветеранам войны в Афганистане. И там же проходят выставки, связанные с различными мероприятиями. Конкурсы детских рисунков и поделок. Елена Васильевна, которая вместе с Владимиром Семёновичем, работником по зданию, создаёт музей в одном из кабинетов, заинтересована в творческих работах. Но вряд ли она будет довольна, если музей ветеранов Афганистана станет называться «Пандорой».

– Проект! – произношу я за Серёгой, но получается у меня не так одухотворённо, как у него. – Попробуй. Но что ты хочешь сделать?

– Сюрприз! – улыбается он. Его руки взвиваются, будто готовые немедленно выполнить такое, что никому неведомо. – Оцените?

– Оценю, Серый, куда деваться, – обещаю я.

Вскоре завуч сообщает, что Паромов в больнице. Пробудет на лечении около двух недель. Я расстроен:

– Как так, почему? А проект?

– Ты ведь не знаешь, что у него!

И действительно, я ни у кого не спрашивал, чем болен парнишка.

– Я слышала, когда он очнулся в больнице и потом узнал, что переведён на домашнее обучение, – расстроился сильно. Первое, что сказал: «Я выздоровлю, чтобы скорей начать учиться». Представляешь, какое сознание у мальчика?

Рыночная экономика понизила относительные заработки в секторе образования до уровня, который не совместим с сохранением атрибутов престижа. Преподаватели не могут позволить себе тот уровень потребления, который ассоциируется в обществе с профессиональным и личностным успехом. Из-за нехватки денег они оказались выключены из многих новых, в том числе тесно связанных с прогрессом, сфер жизни, таких как: заграничные путешествия, ежедневное пользование компьютером и Интернетом, посещение новых театральных постановок и вернисажей, поездки на конференции в другие города и страны. Проблемой стала даже покупка новых книг.

Я был заворожён словами Катерины Геннадьевны. Вряд ли кто-то в восьмом классе хочет учиться так рьяно. Всё же восьмой класс – не первый и не пятый, когда дети познают свои возможности, открывая в себе нечто новое. Восьмой класс, четырнадцатилетние подростки – переходный возраст, проблемы, переосмысление ценностей, гормоны из ушей, бунт. В общем, скачков настроения и перемен поведения не оберёшься.

Без домашнего обучения возвращаюсь домой быстрей, свободного времени больше, но грустно почему-то. Как там Серёга, как там боец-анимэшник? Интересно, воплотит ли свои мечты этот мальчишка? Какая будет у него дорога? Вечером просматриваю японские мультсериалы и гадаю: какое влияние они оказывают на Паромова, о чём может думать и что представлять подросток, наблюдая в монитор красочных живых роботов, войны миров, вникая в закулисные интриги королей и рыцарей, погружаясь в атмосферу необычных захватывающих мультфильмов. Ведь детское воображение гибкое, как гуттаперчевая кукла: воспринимает увиденное почти как реальность, живёт им, думает о нём, переживает. Это взрослый может просмотреть удивительный сюжет и не задуматься, не вспомнить, не сопоставить себя и этих великолепных героев с мудрой мыслью, большой силой, волей и нескончаемой энергией. Хотя нет, я ложусь спать и вижу сон, о том, что участвую в сражении. Цветной средневековый боевик. «Берсерк». «НЕИСТОВЫЙ». С потрясающей отчётливостью наблюдаю, как наступает враг, и мы – банда обыкновенных босяков-наёмников на службе у какого-то британского графа – должны сдержать натиск. Соратники погибают, мне страшно. Повсюду кровь, погибшие воины. Появляется огромный боец с длинным и тяжеленным мечом. Это тот самый главный герой сериала. Он приходит на помощь вместе со своей немногочисленной, но очень сильной командой. Только что вернулся из похода, поэтому сам ранен. Но раны не заботят его. Он думает лишь о нас. Только мы, только какая-то идея, которая держит нас на поле боя, казалось бы, проигранной войны. Раз-два он машет огромным мечом, и противника нет, враг лежит и стонет. Я не могу подняться, завален грудой доспехов погибших соратников и не пойму: жив ли, способен ли продолжить бой? Хоть бы встать и пожать этому великолепному гиганту руку, а точнее – медвежью лапу, сжимающую рукоять, – такой она мне чудится огромной и мощной.

Сергей Паромов выздоравливает – об этом сообщает его мама, перезванивая в школу. Я снова иду к нему. Вот-вот увижу поправившегося бойца, готового штурмовать крепости английских глаголов, времён и много чего ещё интересного. Настроение у меня отличное даже после кучи уроков в двух сменах. Сергей меня не встречает, а выходит его мама.

– Что случилось? – волнуюсь я.

– Вы с ним сегодня полегче, не отошёл, – просит мама как бы извиняясь.

– Понимаю, – киваю я в тревоге.

За столом сидит Серёга в белой майке, сутулясь, опустив голову. По коже плеч и впалых щёк – разлита прозрачная бледность.

– Чего приуныл, Спайк? – бросаю я уверенно и гордо, словно за дорогого соратника, напарника, охотника за головами из анимэ «Ковбой Бибоп». – Дел много и долгов, готовься к вылету!

Поднимает голову Серёга, улыбается довольно, хотя и вымученно. Глаза мальчишки светятся, он будто представляет себя этим «космическим ковбоем» – охотником за головами.

– Есть, Джет-сэмпай! – кивает он, одухотворяясь. – Вперёд!

Иногда он выглядит слабым, не в духе. Медленно и с неохотой делает упражнения. Боксёрские перчатки лежат на одном и том же месте, с раскинутыми липучками. Я чувствую его боль, которая словно вытягивает оставшиеся силы из тела, чувствую напряжение, с которым он держится, дабы не ударить в грязь лицом, дабы не выдать слабинку. Ведь анимэшник и воин Паромов не сдаётся, не сходит с проторённой дороги, не разочаровывает учителя. Не знаю, чем он болен и что мешает ему радоваться, быть в тонусе, как обычному человеку, но спрашивать коллег по работе не решаюсь. Боюсь расстроиться, боюсь подпустить слабину к себе. Быть может, Серёга держится ещё и благодаря тому, что его подбадривают учителя. Если они станут относиться к нему, словно к больному, неспособному и потерянному мальчишке, то, вероятно, он утратит веру в себя. А вера в собственные силы – главное.

Порой, видя меланхоличного Серёгу, завожу разговор на его любимые темы: анимэ, фильмы, актёры, инновации, нано технологии; они, возможно, превратят человека в сверхсущество. Бойцы, приёмы, удары, урон… это радует его, и мальчишка оживляется, не теряет надежду.

Мечтатель, главный герой, силач, биочеловек – характеристики, которые приходят, стоит мне подумать о Серёге Паромове. После перевода в другую школу я теряю с ним связь на долгое время. Оказывается, они переезжают в Санкт-Петербург. Матери удаётся получить работу в огромном городе на Неве. Дай им Бог здоровья. Пытаюсь найти в сети Интернет Серёгу Паромова, но не могу – под своим именем этот мальчишка не зарегистрирован. Остаётся лишь догадываться, какой анимэшный «ник» он выбрал, под именем какого героя или под какой «аватаркой» оставляет сообщения на «Вконтакте»… Но вскоре пацан находит меня сам. Удивительно, но пишет, что думал: не найдёт, ведь я тоже любитель японских мультфильмов, и у меня должен быть «ник», например, «учитель Онидзука», «Лютый Ога», «Ворон», «Алукард» или «Авель Найтроут», «бродяга Кеншин», наконец. Но нет: обыкновенные имя и фамилия – Виктор Власов. Он пишет, что смотрит много нового, часто посещает клуб любителей анимэ и манги – там разные крутые ребята, с ними ему весело. Серёга Паромов сильно хочет записаться в клуб кикбоксинга и спарринговать, как настоящий боец, но мама пока против: говорит, что парню нужно окрепнуть, подлечиться. Записаться в мордобой он всегда успеет. Это предложение он выделяет жирным шрифтом, я с иронией и каким-то умилением догадываюсь – почему. Так мы переписываемся и сейчас. Паромов заканчивает школу, думает о другом учебном заведении. И теперь в его редких сообщениях сквозят сомнения и тревога. Парень на распутье. Как и любой человек, которого ждёт широкая и неизведанная дорога.

Я перевожусь в свою родную школу. Она гораздо ближе к дому, и там учился я, там, как говорится, родина моя. Окраина. Старая Московка. «МОУ СОШ №83», как пишет в документах администрация. И в родимой школе не без «домашников». В ней одаривают по полной! Две ставки и трое обучающихся на дому, а значит – ни минуты свободного времени в будние дни. И в выходные – подготовка, работа с поурочным планированием. Завал или обвал, с которым либо миришься, находя обходные манёвры, либо нет, а потому – сердишься. Делать нечего, и я, стремглав, несусь на занятие. Навещаю ученика седьмого класса Ивана Лепетова. Прихожу к нему домой, а там – кавардак. Мальчишка только просыпается, в квартире не убрано. Валяются подушки на полу и скомкано одеяло, разбросаны учебники по столу, на них спит белый пушистый кот с чёрным хвостом. Приподнимая голову и чуть открывая рот, воет маленькая тёмно-серая дворняга. Что происходит? Вдруг порученный мне «домашник» и вправду «человек-X», может силой мысли передвигать предметы?

– Я болею, – говорит он жалобно и вяло, глядя исподлобья. – Только проснулся, не знал, что вы придёте.

Прибравшись, Ваня неохотно достаёт учёбник и рабочую тетрадь из-под кота, который переваливается на бок и снова засыпает. Не выглядит семиклассник замученно, и на больного неизлечимой болезнью не похож. Хмуро переводя взгляд по пёстрым страницам книги, он спрашивает:

– Через сколько занятие закончится?

– Оно ведь ещё не началось! – удивляюсь я.

– У меня компьютер сломался, надо делать, а вы разбираетесь в них?

– Да.

– Играли в «Контр страйк», а в «Вар крафт» или «Сталкер»?

Мы отвлекаемся на разговор об играх, и, к своему удивлению, я понимаю, что английский язык отложен до лучших времён – мы играем в «Контр страйк» по очереди. Из наушников, присоединённых к большущему системному блоку, доносятся голоса «юзеров» – участников онлайн игры. Они кричат, скверно называют друг друга, ругаются, обмениваются какими-то сленговыми выражениями. Давненько я так здорово не играл в «шутер» на мощном компьютере. Но время идёт – стрелка магически перемещается через несколько делений.

– Вы обещали наладить компьютер! – вспоминает Ваня. – Фильмы плохо идут, звук не настраивается и некоторые форматы не берёт проигрыватель.

Эту неполадку устраняю быстро.

Ухожу от Вани со странным чувством обманутости. На следующей неделе прихожу снова. Ваня Лепетов опять выглядит мрачно, он показывает прививку – красное пятнышко на плече.

– Температура поднялась, мне надо в больницу. Мама сказала, чтобы я не долго занимался сегодня.

Ваня тяжело водит взглядом по открытой тетради, от обилия букв у него словно кружится голова.

Минут через десять слышится звук отпираемого замка. Это мама. Ваня точно приходит в себя после многолетней спячки, выглядит бодро и готов делать упражнения без уговоров.

– Только не говорите маме, что я болею! – просит он шёпотом. Берёт учёбник и усиленно листает, точно пытаясь отыскать клад.

«Хитрец какой!» – думаю я с иронией. – «Не пройдёт в следующий раз!..»

Английский язык даётся Ивану с трудом. Наверное, Сизифу легче закатывать камень на гору, чем Лепетову составлять предложения. При матери мальчишка охотнее приступает к работе, но по-прежнему не может выполнить даже простейшие вещи. Поэтому занимаемся мы параллельно по учебникам второго и третьего класса, четвёртый – уже невыносимо сложен: Ваня становится как будто деревянным, смотрит на незнакомые слова и конструкции, как на неведомые инопланетные иероглифы, с опаской и недоверием. Стоит позволить Ивану сделать паузу, как он рассказывает небывалые вещи. Как, например, они с другом уходили от погони, от милиции.

– Вжжж, едем по трассе, Пашка скорость превысил, – Ваня рулит, шатается из стороны сторону, словно на больших кочках. – Ау-ау, милиция за нами увязывается, Пашка втапливает, и отрываемся от погони!

– Слушай, а почему тебя перевели на домашнее обучение? – интересуюсь я. – Ты такой здоровый и живой мальчишка!

– Дерусь много! – гордо отвечает Ваня. – В классе чуть какая зарыпа, я по морде даю! Нарываются пацаны, я им вешаю пендюлей! Я сразу с тремя дрался в первой четверти, синяков, знаете, сколько набил? Даже кто косо смотрит – не нравится!

Домашнее задание Ваня может не сделать по одной причине – ходит на разборки, заступается за друзей.

– Что ж снова-то не сделал домашнюю? – гляжу я осуждающе на пустую страницу, где собственноручно записывал задания красной ручкой.

– Не было времени, Виктор Витальевич! – разводит Ваня руками. – Друзья на тачке подкатили, забрали. Я поехал в район разбираться с братвой, много зарып на пацанов. Только маме не говорите, я сделаю, обещаю.

На домашнюю работу у Ивана сформирован рефлекс – становится кислым и вымученным выражение лица мальчишки, губы походят на лепёшки, в глазах – искреннее нежелание, даже отчаяние. Страшная тягость для Вани – это заданное упражнение, составление предложения из слов или слов – из набора букв по пройденной теме. Ваня выглядит слабо, болезненно, угнетённо, прямо жаль его, великомученика. Его голова делается тяжёлой, как кирпич, а шея не выдерживает, и мальчишку, сидящего на стуле, клонит то в левую, то в правую сторону. Глядя на него, невольно чувствуешь себя каким-то учителем-садистом. Как же пробудить в Лепетове интерес к иностранному языку, как заставить проникнуться изучением моего любимого предмета?

– Ты в Америку поедешь, когда окончишь школу, примкнёшь к банде крутых ребят? Ты ведь крутой парень из далёкого города!

– В Америку! – загорается Иван, сияют его глаза, поднимаются плечи. – Не-ет, – вдруг хмуро качает он головой. – Там на русском не говорят, негры русский не знают. А там, по телеку показывают, одни негры ходят и танцуют, рэперы разные. Поют – ничего не понимаю, «бэ-бэ-пэ-пэ»… – шлёпает Ваня губами, пытаясь изобразить губастого афроамериканца, выводит «распальцовку». – Нет, не хочется, да и мама не отпустит, наверное.

В США, в шумную и великолепную банду чёрных ребят, «сплавить» Ивана Лепетова – дохлый номер. Быть может, играть с ним, как с маленьким? Есть такая весёлая игра, в которую с большим удовольствием играют учащиеся начальной школы, – «паровозик».

– Паровоз останавливается на станции! Стоп, станция, тема «еда» или «животные», ты говоришь одно любое словосочетание с любым из слов по названной теме, которое вспомнишь…

– О-о-о! – удручённо протягивает Ваня. – Словосочетание – это не слово, это больше. Я по теме-то вспомнить не могу, а тут сразу много слов!.. Сложно! Не могу. Давайте в другую игру? В «Контр Страйк», там у меня такой патч классный поставлен – можно по воздуху ходить и сквозь стены видеть!

– Давай тогда по-другому: я называю глагол действия, а ты изображаешь его! Джамп, Ваня. Прыгай!

Ваня прыгает несколько раз, но потом спохватывается, держась за поясницу, и медленно говорит:

– Спина что-то болит, давайте не в эту игру?

Ваня Лепетов будто уходит в иное измерение, и вытянуть его оттуда можно только напоминанием о существовании строгой мамы. Едва начинает Иван, как говорят завучи, «прикидываться шлангом», так я сразу предупреждаю его, что мама может прийти пораньше и проверить, чем занят Ванюша. И если вместо английского он будет играть в компьютер, то мама наругает.

Как-то иду по улице вечером, встречаю Ваню Лепетова и двоих его друзей. Ваня идёт вальяжно, размахивает руками, говорит в своей непринуждённой манере матёрого бандюгана-выдумщика, в зубах – сигарета, темнеет болт на безымянном пальце левой руки. Замечает Ваня меня, отворачивается и выплёвывает сигарету, дальше идёт смущённо. Здоровается со мной украдкой, ему стыдно, он краснеет.

Раскусить Ивана Лепетова я не могу. Действительно ли он «прикидывается шлангом» или правда странный мальчишка, спрашиваю у социального педагога, который не раз проводил с ним беседы.

– Ваня Лепетов – добряк по натуре, – улыбается Ирина Сергеевна. – Есть трудные дети, они замыкаются в себе, становясь озлобленными на других, но Ванюша не такой. Он открытый, отзывчивый! – распахивает она руки. – Расскажет с душой, не утаит! Воспринимай мальчишку, каков он есть, будь с ним построже.

Иду к Ивану с намерением воспитать в нём ответственного человека.

– О-о, Виктор Витальевич, – приоткрывает он дверь, болезненно щурится, словно всё время пробыл в темноте. – У меня больничный ведь, мама позвонила завучам…

– Не предупредили меня, Вань, – признаюсь я. – Давай поговорим.

Неохотно мальчишка пускает меня в квартиру.

– Сейчас пару упражнений сделаем, и я пойду, – обещаю я.

Садимся за стол, возвращается его мама – ключ проворно поворачивается в замочной скважине.

– Не говорите маме, что у меня больничный, давайте больше сделаем упражнений, чем два! – просит Ваня вымученно.

– Хорошо, – соглашаюсь я.

И Ваня, «бандит» и «шланг», сосредоточенно пытается грызть гранит науки английского языка.

Обычно мальчишки меньше отвиливают от выполнения домашних заданий, с неохотой, но берутся за дело. А вот девчонки… Вверили мне двух восьмиклассниц. Обе как сговариваются. Голосок первой тоненький, когда отвечает:

– Не сделала домашнюю, простите, пыталась, честное слово…

Я верю, конечно. Как можно не поверить такой милой девочке? Но потом видишь её на улице и понимаешь, что времени и вправду у неё мало: она ведь носится с подружками, уплетая сухарики-«кириешки» да чипсы за обе щёки. Второй девочке тоже не до английского – кавалеры названивают во время урока, успевает лишь отвечать:

– Занята!

Какая домашняя работа, это слово тут вообще не уместно!

Обучение на дому – штука полезная, почти как репетиторство, только платят учителю вместе с зарплатой. Как можно не понять, что это здорово? Всё внимание – одному ученику, так выучишь язык быстрее и лучше, нежели когда варишься в котелке со стаей и ждёшь своей очереди.

«Домашник» – новая планета, открыть которую тебе поручили. И я, как космонавт-исследователь, каждый раз с огромным интересом встречаюсь с неизвестностью под названием «ученик на домашнем обучении». Для себя я понял, что вполне мирная работа педагога сродни заснувшему на время вулкану, который может взорваться в любой момент, а ты – должен быть готов встретить опасность лицом к лицу. А кому, как не молодому мужчине встречать опасность? Я лично – готов.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Жажда познания

Как проводят курсы повышения квалификации учителей в Омске

Удовольствие от познания истины — это как насыщение организма после голодания, доставляет радость жизни, восполняет энергию и возвращает желание общаться. Однотипная работа не может похвастать полноценностью, пусть вы часто общаетесь и обмениваетесь опытом в коллективе. Как минимум необходимо регулярно менять вид деятельности и обстановку. Если я школьный учитель и мне нужна «разрядка» в виде смены обстановки — куда я должен отправиться? На курсы повышения квалификации в БОУ ДПО «ИРООО». Туда меня и отправила администрация БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов». За что ей благодарен.

08.01.2019 16:00, Виктор Власов


Темная сторона силы

Почему дети становятся буллерами

Как решить проблему буллинга? Выяснить, почему некоторые дети становятся буллерами, а некоторые — жертвами. Целая команда специалистов из Йельского университета под руководством Дениса Суходольского занимается этой проблемой и может уже представить первые результаты.

18.12.2018 09:00, Денис Суходольский, womo.ua


Побег на Шри-Ланку

Как я стала учительницей посреди океана

Я лежала на больничной койке и не понимала, что дальше. За несколько дней до этого, на девятнадцатом году жизни, я совершила попытку суицида. Желудок страшно болел, и так будет еще долгое время. У меня есть любящая семья, но уже нет любимого человека. Я нашла дело всей жизни, но работа с девяти до девяти превратилась в рутину. На пять неудачных проектов приходится всего один вин-вин. Отражение в зеркале поменяло свои контуры: некогда стройные ноги бегуньи стали намного ленивее. И в какой-то момент я почувствовала себя уставшей слабачкой без малейшего желания и смысла продолжать. Но даже в таком деле, как самоубийство, ничего не получилось.

30.10.2018 09:00, Катя Малашок, thedevochki.com


«Он все время тыкал в меня стволом»

Захват заложников в ростовской школе, произошедший за 11 лет до Беслана

В 1993 году в ростовской школе №25 раздались автоматные очереди. 30 учеников и учительница оказались в заложниках, 15 из них погрузили в автобус, а потом в вертолет, который хотели сбить в воздухе, но этого не произошло, и все дети остались живы. Это был первый террористический акт против школьников, уроки которого никак не повлияли на обеспечение безопасности учебных заведений. Потом был Беслан, страшное 3 сентября 2004, когда погибли сотни детей.

29.10.2018 13:00, Полина Ефимова, codaru.com


Случайность или…?

Кто такие «школьные стрелки» и почему благополучные внешне дети устраивают «акты возмездия»

Школьные акты насилия становятся пугающей российской повседневностью. Почти в каждом случае «школьного террора» выясняется, что убийцы были поклонниками «Колумбайна» и играли дома в компьютерные игры. На этом всё обсуждение обычно и заканчивается — будто это главные причины того, что дети слетают с катушек.

20.10.2018 13:00, Алексей Гершман, knife.media


«Меня отпускали на учебу, а я работал ночью»

Как совмещать магистратуру и работу

Пойти в магистратуру все чаще решают те, кто даже не задумывался о втором высшем из-за работы. Пары по вечерам и субботам, прикладные знания и возможность поступить на бюджет привлекают многих, но с легкостью совмещать карьеру и учебу выходит не у каждого. Как отпроситься из офиса в пять вечера, договориться с преподавателем об отработках и прогуливать грамотно — T&P посоветовались с экспертами и работающими магистрами и составили инструкцию для тех, кто вернулся в университет, но не готов увольняться.

08.10.2018 13:00, Соня Емельянова, theoryandpractice.ru


Оксфорд для всех желающих

Как устроен первый блокчейн-университет

Криптовалюты перестали бить рекорды, блокчейн больше не сенсация — теперь это просто технический инструмент. Например, для образования. Джошуа Брогги, в прошлом преподаватель философии из Оксфорда, запускает первый блокчейн-университет. Его проект Woolf обещает сократить бюрократическую волокиту, организовать учащимся личные занятия с лучшими профессорами мира и выдавать степени европейских университетов студентам, проживающим далеко за пределами ЕС. В начале октября Брогги выступит в Москве на конференции EdCrunch. T&P поговорили с ним и узнали, как Woolf решает проблему государственной аккредитации, где провести лабораторную, обучаясь онлайн, и почему проект — помощник, а не конкурент традиционных вузов.

25.09.2018 13:00, Maria Mikhantieva, theoryandpractice.ru


Письма из России

Cтудент из Франции о том, зачем приезжать учиться в МГИМО, чтобы понять русский народ

«Теории и практики» продолжают разговаривать с иностранцами, которые приехали учиться в Россию, и узнавать, зачем они это сделали и какие чувства у них оставил полученный опыт. В материале — студент из Франции, который благодаря своему происхождению увлекся концепцией национальности, мечтал понять русского человека и освоить русский язык.

02.07.2018 13:00, Эльмира Какабаева, theoryandpractice.ru


За стенами Кембриджа

Как учатся и учат в одном из лучших университетов Великобритании

Кембридж и Оксфорд — старейшие учебные заведения в Великобритании. При этом даже не все англичане знают, как организовано это «оксбриджское» образование. Докторант факультета социологии в Кембридже Ольга Зевелёва устроила mel.fm небольшую «экскурсию» по вузу и рассказала, как там учат социологов.

27.06.2018 13:00, Ольга Зевелёва, mel.fm


Пушкина в школе превращают в набор неживых штампов

Как вернуть к нему интерес?

Произведения Александра Сергеевича Пушкина мы изучаем чуть ли не все 11 лет школы. Потом, спустя годы, так и не понимаем, почему Пушкин — «наше всё». О том, как школа не объясняет, а только убивает интерес детей к главному русскому поэту, — учитель литературы Александр Закуренко.

12.06.2018 19:00, Александр Закуренко, mel.fm






 

Новости

Назван самый комфортный для жизни город в России
Самым удобным для жизни российским городом признали Нижний Новгород, следует из рейтинга 226 лучших городов мира от исследователей сервиса Numbeo.
Госдума спустя 8 лет приняла закон о запрете жестокого обращения с животными
Госдума РФ окончательно приняла законопроект об ответственном обращении с животными, который был внесен на рассмотрение группой депутатов еще в 2010 году.
В Москве прошел суд по делу «Нового величия»
4-м фигурантам дела «Нового величия» продлили арест на 3 месяца — до 13 марта 2019 года.
Синоптики рассказали, какая погода будет на Новый год
Заведующая лабораторией Гидрометцентра России Людмила Паршина рассказала, к какой погоде россиянам готовиться в новогоднюю ночь.
В Санкт-Петербурге прошел мастер-класс «Анализ и визуализация данных для НКО»
17-18 ноября 2018 года в Санкт-Петербурге для представителей НКО и активистов прошел мастер-класс о том, как собирать, анализировать и визуализировать данные для некоммерческих проектов. Мероприятие организовано АНО «Информационная культура» и Центром развития некоммерческих организаций Санкт-Петербурга.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.