В преддверии обсуждения международной политики в отношении наркотиков комиссией ООН британский благотворительный фонд Бекли предлагает легализовать продажу марихуаны под строгим государственным контролем.
Как минимизировать вред, который конопля может принести здоровью и благополучию людей и общества в целом? Британский благотворительный фонд Бекли собрал команду ученых и правительственных специалистов, которая в своем отчете рекомендует поменять законы, чтобы дать государству возможность производить и распространять этот наркотик для рекреационного использования. «Вред, причиняемый запретом, гораздо больше вреда от самого вещества», — говорит Аманда Филдинг, основательница фонда. Эти соображения будут представлены Комиссии ООН по наркотическим средствам, которая должна в этом году докладывать на Генеральной Ассамблее ООН, где будет определяться международная политика в отношении наркотиков на предстоящее десятилетие.
Марихуана является самым распространенным нелегальным наркотиком в мире: по информации Управления ООН по наркотикам и преступности, ее регулярно употребляют примерно 166 млн человек старше 15 лет — 3,9% взрослого населения мира. (Для сравнения: к другим нелегальным наркотикам прибегает всего 1%.) В странах «золотого миллиарда» дымят вовсю: примерно 40% американцев признаются, что хотя бы раз пробовали травку.
Стоит принять во внимание, что марихуана становится всё забористее: в ныне распространяемой конопле, судя по данным, приведенным в статье Энди Колана в журнале New Scientist, посвященной инициативам фонда Бекли, содержится в 2—3 раза больше главного действующего вещества — дельта-9-тетрагидроканнабинола, — чем было 10 лет назад. В значительной мере это стало следствием перехода к выращиванию растений в закрытых помещениях при постоянном освещении. На рынках Великобритании и Нидерландов сильнодействующие разновидности (сенсимилья) составляют теперь до 80%. В этих сортах также недостает каннабидиола, который способен ослаблять психотическое действие тетрагидроканнабинола.
Собранные данные не оставляют сомнений, что марихуана вредит здоровью того, кто употребляет ее часто, особенно если начало ее употреблению положено в подростковом возрасте. Большая часть вредных последствий для здоровья связана с психикой. Лес Иверсон из Оксфордского университета полагает, что вероятность психических расстройств возрастает на 40% для употребляющих с юных лет. Дейв Мюррей из Управления США по контролю за распространением наркотиков отмечает параллельный рост доли крепкой марихуаны на рынке и случаев госпитализации людей с психозами. Он же говорит, что начавшие накуриваться в молодости в 9—15 раз чаще своих одногодков обращаются к героину и кокаину. В отчете фонда тоже приводятся данные в подтверждение того, что марихуана может выступать в качестве инициирующего наркотика, увеличивая риск перехода к более тяжелым веществам.
Однако, несмотря на это, авторы отчета делают вывод о том, что марихуана намного менее вредна для потребителей и общества в целом, чем другие незаконные наркотики и даже законные табак и алкоголь. Интоксикация каннабисом троекратно увеличивает риск дорожной аварии, но алкогольная интоксикация — в 15 раз. Зависимость при регулярном употреблении марихуаны возникает у 9% потребителей травки против 32% для табака, 23% для героина, 17% для кокаина и 15% для алкоголя.
Документально подтверждены всего две смерти от передозировки марихуаной, и это по сравнению с 200 тыс. смертей ежегодно, так или иначе связанными с другими наркотиками, а также 2,5 млн жертв алкоголя и 5 млн — табака. Так что фонд рекомендует легализовать продажу под строгим контролем, который ограничивал бы крепость марихуаны во избежание провоцирования психических заболеваний. Эта мера помогла бы оградить от наркотика детей и заметно уменьшить доходы преступных группировок.
Помимо риска для здоровья, потребители несут моральные страдания, поскольку законом они причисляются к преступникам и могут получить судимость. В США, например, в 2006 году было произведено 750 тыс. арестов, и Дейв Мюррей не без гордости заявляет, что только ужесточение законодательства позволило сократить употребление марихуаны подростками на четверть в 2001—2008 годах.
Однако сравнительное исследование, проведенное в Австралии, обнажает пороки этой позиции. В Западной Австралии хранение и употребление марихуаны является уголовным правонарушением, и там 32% привлеченных за это к ответственности впоследствии испытывали проблемы с поиском работы против 2% в Южной Австралии, где то же правонарушение трактуется как административное. Кроме того, подвергавшиеся уголовному преследованию чаще вновь нарушали закон.
Стоит ли ожидать, что комиссия ООН подержит предложения фонда Бекли? Во многом это было бы справедливым, ведь в свое время решение о международном запрете каннабиса принималось именно предшественницей ООН — Лигой наций. Однако, как ни хотелось бы этого либеральным экспертам и сторонникам декриминализации, ожидать такого решения вряд ли приходится: как ни странно, на стороне консервативного общественного мнения и прислушивающихся к ним политиков есть и другая мощная сила — организованная наркоторговля, кровно заинтересованная в сохранении существующего положения вещей.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Наркотические средства улучшения статистики.
Как обстоят дела с заключенными под стражу за употребление наркотиков. - Как петербуржцы доказывают, что им подбросили наркотики? .
Три истории о задержаниях, судах и проблемах законодательства. - Гены, магниты, «крысиный парк».
Наука в поисках лекарства от зависимости. - В Сыктывкаре издание 7х7 суд оштрафовал на 800 тысяч рублей по статье о пропаганде наркотиков.
- «Мой день начинается со шнапса».
Берлинская пропасть: Джонатан, 20 лет. - В Петербурге студентов забрали с лекции для проверки на наркотики.
- В Мехико легализовали эвтаназию и частично марихуану.
- Движение счастья.
Как популярные наркотики формируют культуру . - Подпольный психоделический ренессанс.
Как в психотерапии используют наркотики. - «Век одиночества».
Что на самом деле ведёт к зависимости: статья писателя Йохана Хари.