Екатеринбургский дирижёр о своём оркестре и о положении дел с классической музыкой в сегодняшней России. О новых и старых композиторах и о приобретении музыкальных инструментов.
В Колонном зале Дома Союзов открывается Пятый Фестиваль симфонических оркестров мира.
В этом году география форума расширилась: новые страны-участницы — Турция, Китай, Южная Корея, Индия; и каждая обещает удивить. Президентский оркестр Турции наряду с Шуманом предлагает турецкую классику ХХ века, вовсе у нас неизвестную.
Национальный оркестр Китая — фрагмент «Реквиема Земле» китайского автора Гуань Ся и симфонию Сен-Санса, которые представляет выдающийся маэстро Мишель Плассон. Уклон в сторону музыки Франции будет и у Сеульского оркестра, ведь за пультом — её яркий интерпретатор Мюнг Вун Чунг: кроме Дебюсси, Равеля и Мессиана он исполняет сочинение Ынсук Чин, корейского композитора с мировой известностью. А Симфонический оркестр Индии завершит фестиваль Девятой симфонией Бетховена.
Каждый год в фестивале участвуют два отечественных коллектива: региональный и столичный, однако на открытии российский оркестр не играл ещё ни разу.
Государственный оркестр Республики Татарстан выбрал для старта Вторую симфонию Скрябина, обещаны также Шостакович и татарский классик Назиб Жиганов. От лица столичных коллективов выступит БСО имени П.И. Чайковского с «Шехерезадой» Римского-Корсакова и Пятой симфонией Алексея Рыбникова.
Недавно оба эти оркестра приняли участие в Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, замысел которого и был подсказан московским фестивалем: российские коллективы, как правило, выступают в его рамках настолько ярко, что идея посвятить им отдельный форум напрашивалась уже давно.
Помимо названных оркестров, на форуме сыграли коллективы из Екатеринбурга и Омска, в прежние годы также становившиеся гостями Фестиваля симфонических оркестров мира. Базовым оркестром форума стал Уральский филармонический (УАФО), представивший четыре программы, из них две — с участием всемирно известного дирижёра Дмитрий Китаенко. А концерт-открытие провёл его ученик, Дмитрий Лисс, возглавляющий УАФО с 1995 года.
В интервью «Часкору» маэстро рассказал о задачах, итогах и перспективах форума.
— Дмитрий Ильич, как родилась идея провести Симфонический форум России?
— Родилась она спонтанно, хотя мы давно думали о том, как изменить ситуацию, когда оркестры в российских регионах существуют в своеобразном вакууме. Каждый сидит в своём гнезде, практически не имея информации о том, что происходит вокруг. Нет единого информационного поля, культурного пространства, общей культурной политики.
В Москве уже в пятый раз проходит Фестиваль симфонических оркестров мира, в котором наш коллектив принимал участие в 2007 году. Теперь мы собрались устроить нечто подобное для российских оркестров и начали вести переговоры с коллегами.
В чём-то нам помогло Министерство культуры Российской Федерации, помогли правительство Свердловской области, областное Министерство культуры и туризма. Это первый форум такого рода в России, и трудно было ждать стопроцентной поддержки.
В годы советской власти проводились конкурсы-смотры симфонических оркестров, а таких вот форумов у нас прежде не было.
— Как складывались круг участников форума и его программа?
— На наше предложение откликнулись два коллектива из регионов — Омский академический симфонический оркестр и Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан: для приезда сюда оркестры должны были взять на себя определённые расходы, оплатить дорогу. Время сейчас непростое, бюджеты — что тут говорить!
Естественно, мы не могли взять на себя все расходы. А казанский и омский оркестры поддержали местные власти. В рамках всероссийского филармонического абонемента приехал Большой симфонический оркестр вместе с Владимиром Ивановичем Федосеевым.
В эти же сроки были запланированы гастроли Дмитрия Георгиевича Китаенко с нашим оркестром. И уже во второй раз мы провели конкурс «Петя и волк», посвящённый созданию симфонических произведений для детей — так сформировалась творческая составляющая форума. Плюс круглые столы и семинары — это отдельная статья.
— Насколько важным стало для приезжих оркестров участие в форуме? Обсуждались ли с вами заранее программы концертов?
— Видно было, что для них это очень серьёзный экзамен; и дирижёры, и артисты оркестров были очень взволнованы, собраны и старались показать лучшее, на что они способны. Это было очевидно.
И мне было очень отрадно видеть полные залы, доброжелательную и эмоциональную, открытую публику. Потому что для публики это тоже оказалось очень интересным событием. Естественно, я был на всех концертах форума.
Программы гостей мы, конечно, согласовывали, чтобы не было пересечений, чтобы одни и те же произведения не привезли. Симфонический форум предполагает симфонические вечера. Единственное отступление от этого правила — программа Омского оркестра, где была представлена премьера Концерта для кларнета с оркестром Толиба Шахиди; его принимали очень тепло, музыка интересная, со своеобразным колоритом, солист очень хороший — Игорь Фёдоров.
В нашем концерте тоже участвовала солистка — Светлана Матвеева; Четвёртая симфония Малера так написана, там в финале поёт сопрано.
— Каковы перспективы и задачи подобного форума?
— Думаю, что имеет смысл проводить его регулярно; надеюсь, мы сможем делать это раз в два года. Его организацию наша филармония готова на себя взять — у нас хорошо отработаны все эти технологии, хотя мы, конечно, рассчитываем и на поддержку со стороны.
Что касается задач форума, то в первую очередь целью было увидеть существующие проблемы и сформулировать их. Это и вопрос о творческой составляющей, и попытка выработать общую позицию менеджмента оркестров, филармоний, Министерства культуры; мы провели круглый стол, посвящённый этим проблемам, на него приехали серьёзные люди.
Наш форум — попытка расшевелить ситуацию, сдвинуть её с места, найти пути, которыми мы должны двигаться. У российских оркестров очень разные условия существования, везде разный подход к деятельности оркестров, разный творческий уровень, что вытекает из финансовых условий их существования.
Никому не ясно сегодня, как и по каким схемам должны финансироваться оркестры, кто должен определять это — не известны правила игры! Мы собрали очень интересные сведения по бюджетам оркестров, по зарплатам музыкантов, по их нагрузке. Картина пёстрая: уровни зарплат в России различаются чуть ли не в десять раз. Это говорит о том, что у нас нет понимания, для чего нужен оркестр и как ему жить.
— Удалось ли в вашем оркестре сохранить зарплаты на прежнем уровне?
— Удалось, у нас всё-таки очень мощная поддержка, хотя это очень и очень непросто. Ведь наша задача — не оставаться на прежнем уровне, а развиваться. Планировать сезон стало гораздо сложнее, приходится всё очень тщательно подсчитывать — большие финансовые риски мы сейчас не можем себе позволить.
Но тем не менее крупные проекты мы проводим — это показатель качества работы нашего менеджмента: например, несколько лет назад мы собирались сделать авторский фестиваль Геннадия Рождественского, и в сентябре нам это удалось.
Однако это всегда риск: удастся ли вызвать интерес публики и продать билеты за цену, которая позволит покрыть расходы на проведение концерта.
— Насколько это прогнозируемо в нынешней ситуации? Например, был ли высок интерес к вашей программе, посвящённой 75-летию Шнитке?
— Да, она очень хорошо прошла — публике это нужно. Там исполнялись Реквием с участием нашего Симфонического хора, «Ревизская сказка» и Фортепианный концерт с Викторией Любицкой.
Вообще, когда хочешь заинтересовать публику, тут нужно очень точно попасть. Какой должна быть программа — монографической или классической с каким-то одним новым произведением? Тут есть вопросы. А Шнитке — имя для России знаковое. Притом это очень непростая программа для восприятия; если «Ревизская сказка» — яркая, театральная музыка, то с Реквиемом и Фортепианным концертом дело обстоит сложнее.
И всё же опыт со Шнитке оказался очень удачным; с другим именем это могло бы и не сработать. Скажем, включение музыки Веберна в программу, которую мы играли на открытии фестиваля, — Веберн, Шуберт, Малер — сработало. Шесть пьес для оркестра — сочинение короткое, но это такой концентрат мысли, чувств, композиторской техники, что нужно быть настоящим гурманом для того, чтобы это оценить.
Публика слушала очень внимательно. Но чтобы это получилось, каждый раз надо думать, советоваться, изобретать. Это непросто.
— Что было самым интересным для вашего оркестра в уходящем сезоне?
— У оркестра так много работы, что мы уже не замечаем окончания сезона — он плавно перетекает в следующий. Даже отпуск у музыкантов в этом году разорван на две части — мы не можем найти и месяца, когда не нужно было бы работать.
Интересного было много, я даже не говорю о работе оркестра в нашем зале. Мы выступили на юбилейном фестивале «Площадь искусств» в Петербурге по приглашению Юрия Хатуевича Темирканова. Для нашего оркестра это тоже экзамен, более ответственный, чем любая зарубежная поездка. И мы достойно это выдержали — попали в окружение лучших российских оркестров и не потерялись.
Была поездка в рамках Года России во Франции: оркестр дал восемнадцать концертов во Франции, в том числе на фестивале «Сумасшедшие дни» в Нанте.
Необычайно трудно это было, необычайно ответственно, с минимальным количеством репетиций и максимальным количеством программ.
Три концерта вживую транслировало Radio France, один концерт — телеканал Аrtе. После этого оркестр дал ещё четыре концерта уже вне рамок фестиваля.
Впереди у нас поездка в Токио ещё на один фестиваль, нами получены приглашения на эти два фестиваля и в следующем сезоне — это будет непросто, этого не было в наших планах.
— Почему? Ваш оркестр ведь не первый раз участвует в «Сумасшедших днях».
— Да, но, например, прошлый фестиваль был посвящён музыке Баха и Шютца; наш оркестр туда никак не вписывался. О планах организаторов на следующий год мы узнали только в Нанте, я пока даже не могу их озвучивать.
Но мы получили приглашение и просьбу записать два компакт-диска, один будем писать летом, другой в ноябре. Много и других планов на следующий сезон, от некоторых предложений даже приходится отказываться: нереально успеть всё. Нынешний форум — тоже очень яркая составляющая нашего сезона.
— Помимо работы с вашим оркестром, что было для вас самым интересным в этом сезоне?
— Не так давно у меня были концерты с Национальным оркестром Франции и Национальным оркестром Лилля. Перед этим я ещё раз был во Франции, в Руане. Приезд в Лилль — это было очень ярко, в первую очередь реакция оркестра на исполняемую музыку.
Музыканты были поставлены в сверхжёсткие условия: два дня репетиций по две в день, как там это принято. В программе были симфония «Манфред» Чайковского, Концерт для альта с оркестром современного эстонского композитора Тююра и сюита Грига «Пер Гюнт». Это запредельная нагрузка! Альтовый концерт оркестр играл впервые, «Манфреда» играл очень давно: всё это требует не только эмоционального напряжения, но и технической оснащённости.
Я могу быть не полностью удовлетворён конечным результатом, но то, как работали музыканты, их энтузиазм и старание на меня произвели большое впечатление. Чего я не могу сказать о Национальном оркестре Франции — там совсем другая картина. До конца сезона я должен ещё в Польше выступить.
— Оркестр продолжает закупать новые инструменты?
— Да; если, например, вы обратили внимание на соло контрафагота в Третьей симфонии Прокофьева — это новый замечательный инструмент, я им очень доволен.
Но с закупками сейчас сложно, некоторые вопросы у нас остаются нерешёнными. В дни форума прошла презентация квартета Вильома: две скрипки, альт, виолончель. Их купил Валерий Борисович Савельев, депутат нашего Законодательного собрания, и отдал в пользование нашим оркестрантам.
Это не первая такая акция с его стороны, и подобные акции продолжаются.
Беседовал Илья Овчинников
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой».
20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. . - И медные трубы.
- Медь дороже золота?
В Туле проходит VII Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS. - Маттео Гарроне: «Мне нужно, чтобы мои образы поражали воображение».
Один из лучших итальянских режиссеров – о «Страшных сказках», неаполитанских лицах и о том, что происходит сейчас в кинематографе Италии. - Надежда Дорохова: «Гоша ломился в те же врата, только зайдя с другой стороны…».
11 апреля замечательному композитору Георгию Дорохову исполнился бы 31 год. - Воображаемый дом-музей.
В Большом зале консерватории прошел Шестой международный фестиваль Мстислава Ростроповича. - Воронеж станет Авиньоном?
Фестивали прекрасны роскошью человеческого общения. - Уловки производителей.
Как нас заставляют покупать новую технику. - Демон подверженный.
Большой симфонический оркестр им. Чайковского под руководством В. Федосеева выступил во Врубелевском зале Третьяковской галереи. - Полифония мира в театре Звука.
Александр и Людмила Бакши. Фрагменты беседы .