Подписаться на обновления
14 декабряПятница

usd цб 66.2550

eur цб 75.3916

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  четверг, 3 июня 2010 года, 09:52

Дмитрий Лисс: «Попытка прояснить правила игры»
Главный дирижёр Уральского филармонического оркестра о пользе фестивалей и проблемах оркестрового дела в России


Дмитрий Лисс // Коммерсантъ
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Екатеринбургский дирижёр о своём оркестре и о положении дел с классической музыкой в сегодняшней России. О новых и старых композиторах и о приобретении музыкальных инструментов.

В Колонном зале Дома Союзов открывается Пятый Фестиваль симфонических оркестров мира.

В течение шести вечеров на Пятом фестивале симфонических оркестров мира выступят три западных и два российских оркестра — такова по традиции формула фестиваля оркестров мира, стартующего на этой неделе концертами оркестра Тулузы.

В этом году география форума расширилась: новые страны-участницы — Турция, Китай, Южная Корея, Индия; и каждая обещает удивить. Президентский оркестр Турции наряду с Шуманом предлагает турецкую классику ХХ века, вовсе у нас неизвестную.

Национальный оркестр Китая — фрагмент «Реквиема Земле» китайского автора Гуань Ся и симфонию Сен-Санса, которые представляет выдающийся маэстро Мишель Плассон. Уклон в сторону музыки Франции будет и у Сеульского оркестра, ведь за пультом — её яркий интерпретатор Мюнг Вун Чунг: кроме Дебюсси, Равеля и Мессиана он исполняет сочинение Ынсук Чин, корейского композитора с мировой известностью. А Симфонический оркестр Индии завершит фестиваль Девятой симфонией Бетховена.

Каждый год в фестивале участвуют два отечественных коллектива: региональный и столичный, однако на открытии российский оркестр не играл ещё ни разу.

Государственный оркестр Республики Татарстан выбрал для старта Вторую симфонию Скрябина, обещаны также Шостакович и татарский классик Назиб Жиганов. От лица столичных коллективов выступит БСО имени П.И. Чайковского с «Шехерезадой» Римского-Корсакова и Пятой симфонией Алексея Рыбникова.

Недавно оба эти оркестра приняли участие в Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, замысел которого и был подсказан московским фестивалем: российские коллективы, как правило, выступают в его рамках настолько ярко, что идея посвятить им отдельный форум напрашивалась уже давно.

Помимо названных оркестров, на форуме сыграли коллективы из Екатеринбурга и Омска, в прежние годы также становившиеся гостями Фестиваля симфонических оркестров мира. Базовым оркестром форума стал Уральский филармонический (УАФО), представивший четыре программы, из них две — с участием всемирно известного дирижёра Дмитрий Китаенко. А концерт-открытие провёл его ученик, Дмитрий Лисс, возглавляющий УАФО с 1995 года.

В интервью «Часкору» маэстро рассказал о задачах, итогах и перспективах форума.

— Дмитрий Ильич, как родилась идея провести Симфонический форум России?
— Родилась она спонтанно, хотя мы давно думали о том, как изменить ситуацию, когда оркестры в российских регионах существуют в своеобразном вакууме. Каждый сидит в своём гнезде, практически не имея информации о том, что происходит вокруг. Нет единого информационного поля, культурного пространства, общей культурной политики.

В Москве уже в пятый раз проходит Фестиваль симфонических оркестров мира, в котором наш коллектив принимал участие в 2007 году. Теперь мы собрались устроить нечто подобное для российских оркестров и начали вести переговоры с коллегами.

В чём-то нам помогло Министерство культуры Российской Федерации, помогли правительство Свердловской области, областное Министерство культуры и туризма. Это первый форум такого рода в России, и трудно было ждать стопроцентной поддержки.

В годы советской власти проводились конкурсы-смотры симфонических оркестров, а таких вот форумов у нас прежде не было.

— Как складывались круг участников форума и его программа?
— На наше предложение откликнулись два коллектива из регионов — Омский академический симфонический оркестр и Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан: для приезда сюда оркестры должны были взять на себя определённые расходы, оплатить дорогу. Время сейчас непростое, бюджеты — что тут говорить!

Естественно, мы не могли взять на себя все расходы. А казанский и омский оркестры поддержали местные власти. В рамках всероссийского филармонического абонемента приехал Большой симфонический оркестр вместе с Владимиром Ивановичем Федосеевым.

В эти же сроки были запланированы гастроли Дмитрия Георгиевича Китаенко с нашим оркестром. И уже во второй раз мы провели конкурс «Петя и волк», посвящённый созданию симфонических произведений для детей — так сформировалась творческая составляющая форума. Плюс круглые столы и семинары — это отдельная статья.

— Насколько важным стало для приезжих оркестров участие в форуме? Обсуждались ли с вами заранее программы концертов?
— Видно было, что для них это очень серьёзный экзамен; и дирижёры, и артисты оркестров были очень взволнованы, собраны и старались показать лучшее, на что они способны. Это было очевидно.

И мне было очень отрадно видеть полные залы, доброжелательную и эмоциональную, открытую публику. Потому что для публики это тоже оказалось очень интересным событием. Естественно, я был на всех концертах форума.

Программы гостей мы, конечно, согласовывали, чтобы не было пересечений, чтобы одни и те же произведения не привезли. Симфонический форум предполагает симфонические вечера. Единственное отступление от этого правила — программа Омского оркестра, где была представлена премьера Концерта для кларнета с оркестром Толиба Шахиди; его принимали очень тепло, музыка интересная, со своеобразным колоритом, солист очень хороший — Игорь Фёдоров.

В нашем концерте тоже участвовала солистка — Светлана Матвеева; Четвёртая симфония Малера так написана, там в финале поёт сопрано.

— Каковы перспективы и задачи подобного форума?
— Думаю, что имеет смысл проводить его регулярно; надеюсь, мы сможем делать это раз в два года. Его организацию наша филармония готова на себя взять — у нас хорошо отработаны все эти технологии, хотя мы, конечно, рассчитываем и на поддержку со стороны.

Что касается задач форума, то в первую очередь целью было увидеть существующие проблемы и сформулировать их. Это и вопрос о творческой составляющей, и попытка выработать общую позицию менеджмента оркестров, филармоний, Министерства культуры; мы провели круглый стол, посвящённый этим проблемам, на него приехали серьёзные люди.

Наш форум — попытка расшевелить ситуацию, сдвинуть её с места, найти пути, которыми мы должны двигаться. У российских оркестров очень разные условия существования, везде разный подход к деятельности оркестров, разный творческий уровень, что вытекает из финансовых условий их существования.

Никому не ясно сегодня, как и по каким схемам должны финансироваться оркестры, кто должен определять это — не известны правила игры! Мы собрали очень интересные сведения по бюджетам оркестров, по зарплатам музыкантов, по их нагрузке. Картина пёстрая: уровни зарплат в России различаются чуть ли не в десять раз. Это говорит о том, что у нас нет понимания, для чего нужен оркестр и как ему жить.

— Удалось ли в вашем оркестре сохранить зарплаты на прежнем уровне?
— Удалось, у нас всё-таки очень мощная поддержка, хотя это очень и очень непросто. Ведь наша задача — не оставаться на прежнем уровне, а развиваться. Планировать сезон стало гораздо сложнее, приходится всё очень тщательно подсчитывать — большие финансовые риски мы сейчас не можем себе позволить.

Но тем не менее крупные проекты мы проводим — это показатель качества работы нашего менеджмента: например, несколько лет назад мы собирались сделать авторский фестиваль Геннадия Рождественского, и в сентябре нам это удалось.

Однако это всегда риск: удастся ли вызвать интерес публики и продать билеты за цену, которая позволит покрыть расходы на проведение концерта.

— Насколько это прогнозируемо в нынешней ситуации? Например, был ли высок интерес к вашей программе, посвящённой 75-летию Шнитке?
— Да, она очень хорошо прошла — публике это нужно. Там исполнялись Реквием с участием нашего Симфонического хора, «Ревизская сказка» и Фортепианный концерт с Викторией Любицкой.

Европейские гости Пятого фестиваля оркестров мира. Будапештский фестивальный оркестр (дирижёр Иван Фишер). Национальный оркестр Капитолия Тулузы (дирижёр Туган Сохиев). Оркестр Западногерманского радио (дирижёр Семён Бычков).

Вообще, когда хочешь заинтересовать публику, тут нужно очень точно попасть. Какой должна быть программа — монографической или классической с каким-то одним новым произведением? Тут есть вопросы. А Шнитке — имя для России знаковое. Притом это очень непростая программа для восприятия; если «Ревизская сказка» — яркая, театральная музыка, то с Реквиемом и Фортепианным концертом дело обстоит сложнее.

И всё же опыт со Шнитке оказался очень удачным; с другим именем это могло бы и не сработать. Скажем, включение музыки Веберна в программу, которую мы играли на открытии фестиваля, — Веберн, Шуберт, Малер — сработало. Шесть пьес для оркестра — сочинение короткое, но это такой концентрат мысли, чувств, композиторской техники, что нужно быть настоящим гурманом для того, чтобы это оценить.

Публика слушала очень внимательно. Но чтобы это получилось, каждый раз надо думать, советоваться, изобретать. Это непросто.

— Что было самым интересным для вашего оркестра в уходящем сезоне?
— У оркестра так много работы, что мы уже не замечаем окончания сезона — он плавно перетекает в следующий. Даже отпуск у музыкантов в этом году разорван на две части — мы не можем найти и месяца, когда не нужно было бы работать.

Интересного было много, я даже не говорю о работе оркестра в нашем зале. Мы выступили на юбилейном фестивале «Площадь искусств» в Петербурге по приглашению Юрия Хатуевича Темирканова. Для нашего оркестра это тоже экзамен, более ответственный, чем любая зарубежная поездка. И мы достойно это выдержали — попали в окружение лучших российских оркестров и не потерялись.

Была поездка в рамках Года России во Франции: оркестр дал восемнадцать концертов во Франции, в том числе на фестивале «Сумасшедшие дни» в Нанте.

Необычайно трудно это было, необычайно ответственно, с минимальным количеством репетиций и максимальным количеством программ.

Три концерта вживую транслировало Radio France, один концерт — телеканал Аrtе. После этого оркестр дал ещё четыре концерта уже вне рамок фестиваля.

Впереди у нас поездка в Токио ещё на один фестиваль, нами получены приглашения на эти два фестиваля и в следующем сезоне — это будет непросто, этого не было в наших планах.

— Почему? Ваш оркестр ведь не первый раз участвует в «Сумасшедших днях».
— Да, но, например, прошлый фестиваль был посвящён музыке Баха и Шютца; наш оркестр туда никак не вписывался. О планах организаторов на следующий год мы узнали только в Нанте, я пока даже не могу их озвучивать.

Но мы получили приглашение и просьбу записать два компакт-диска, один будем писать летом, другой в ноябре. Много и других планов на следующий сезон, от некоторых предложений даже приходится отказываться: нереально успеть всё. Нынешний форум — тоже очень яркая составляющая нашего сезона.

— Помимо работы с вашим оркестром, что было для вас самым интересным в этом сезоне?
— Не так давно у меня были концерты с Национальным оркестром Франции и Национальным оркестром Лилля. Перед этим я ещё раз был во Франции, в Руане. Приезд в Лилль — это было очень ярко, в первую очередь реакция оркестра на исполняемую музыку.

Музыканты были поставлены в сверхжёсткие условия: два дня репетиций по две в день, как там это принято. В программе были симфония «Манфред» Чайковского, Концерт для альта с оркестром современного эстонского композитора Тююра и сюита Грига «Пер Гюнт». Это запредельная нагрузка! Альтовый концерт оркестр играл впервые, «Манфреда» играл очень давно: всё это требует не только эмоционального напряжения, но и технической оснащённости.

Я могу быть не полностью удовлетворён конечным результатом, но то, как работали музыканты, их энтузиазм и старание на меня произвели большое впечатление. Чего я не могу сказать о Национальном оркестре Франции — там совсем другая картина. До конца сезона я должен ещё в Польше выступить.

— Оркестр продолжает закупать новые инструменты?
— Да; если, например, вы обратили внимание на соло контрафагота в Третьей симфонии Прокофьева — это новый замечательный инструмент, я им очень доволен.

Но с закупками сейчас сложно, некоторые вопросы у нас остаются нерешёнными. В дни форума прошла презентация квартета Вильома: две скрипки, альт, виолончель. Их купил Валерий Борисович Савельев, депутат нашего Законодательного собрания, и отдал в пользование нашим оркестрантам.

Это не первая такая акция с его стороны, и подобные акции продолжаются.

Беседовал Илья Овчинников




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Дыхание дерева

Звуковые ландшафты саунд-арта

Историк звукового искусства Константин Дудаков-Кашуро рассматривает способы взаимодействия саунд-художников с миром природы: как они прислушиваются к взмахам крыльев бабочки, падающим снежинкам и пению разрезанных пополам древних валунов.

04.12.2018 13:00, Константин Дудаков-Кашуро, iskusstvo-info.ru


«Люди стояли под дождем и слушали музыку»

В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»

Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

24.07.2018 19:00, Лилия Ященко


30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com


И медные трубы

VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации – гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.

03.11.2017 00:45, Светлана Остужева






 

Новости

100 лучших песен года по версии The Guardian
The Guardian представила список из 100 лучших песен года, который составили музыкальные обозреватели газеты. Всего в жюри вошло 50 критиков.
ICO-кампания фильма «Ампир V» успешно завершена

Hard Cap достигнут за несколько дней до окончания сроков проведения ICO
При сумме сбора 3,360,000 EUR собрано 32175 ETH, что на момент завершения ICO равнялось 3,506,801 EUR. Фильм поддержали 145 инвесторов. ICO-кампания проведена при технической поддержке WebMoney Transfer.

В Москве впервые пройдет масштабная выставка Фриды Кало и Диего Риверы
В Москве впервые проведут масштабную выставку работ Фриды Кало и Диего Риверы. Она пройдет в «Манеже» c 21 декабря по 12 марта.
Бондарчук презентовал платформу для соинвестирования в кино
Первым проектом на BeProducer станет фильм «Притяжение-2».
Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.