Подписаться на обновления
17 ноябряСуббота

usd цб 65.9931

eur цб 74.9022

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сколько стоит Россия?  Кофейные заметки  Сеть 
  понедельник, 31 января 2011 года, 13:31

Дмитрий Кустанович: «Люди отвыкли от созерцания»
Живописец о времени, ответственности художника и состоянии зрителя


Дмитрий Кустанович
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Пейзажист, которого иные искусствоведы не боятся называть гением, рассказывает «Часкору» о том, что мастерство — суть созерцание, а проблема современного искусства — мода на шарлатанство. И она, к счастью, проходит.

Дмитрий Кустанович не является представителем концептуального или авангардного искусства. Он, пожалуй, просто художник. «Картины находятся в галереях и частных коллекциях большинства стран мира», — сказано на официальном сайте петербургского живописца. Родился в 1970-м. Выставляется с 1995-го. 55 выставок, из них 27 — персональные. Один из немногих, кто пишет картины оригинальной, особой фактуры и многомерного пространства. Пейзажного пространства, равномерно наполненного тихим светом и нередко дождём, сквозь капли которого вновь преломляется свет.

Назвать Дмитрия импрессионистом также сложно — здесь своё, своя манера. Помимо собственной манеры, у Кустановича имеется собственное мнение, и оно может показаться наивным или радикальным. Наивным — поскольку живописец верен красоте, постоянному труду, молитвенности этого труда и призывает к созерцанию; радикальным — поскольку он отрицает современное искусство как явление и убеждён, что холст (как и бумага) не место для сброса эмоций.

С другой стороны, в залах постмодерна «просто художникам» отводится узкая ниша — не защищённые оболочкой концепций, социального протеста или новаторского самовыражения, они в итоге отвечают за эстетическую и духовную составляющую живописи, то есть за красоту. И здесь их творчество уязвимо. Их легко обвинить в «арбатовщине», в погоне за фактурой и эффектностью в ущерб мастерству — дескать, помахал мастихином , фактурой неумение прикрыл, а поди-ка кистью попробуй!

Правда, помимо коллег по цеху и знатоков любого толка, есть публика, которая приходит на выставки за настоящим. В ней Кустанович уверен: «Люди действительно берут то, что им надо. Человека не обманешь».

— Существует ли «современное искусство»? Или время и искусство в других отношениях?
— Я бы сказал, термин «современное искусство». Оно [искусство] существует всегда. Если есть сегодняшний день, значит он уже современен. Значит, существующее искусство уже современное.

Искусство всегда было, есть и будет. Единственное, что сейчас модно говорить «современное искусство», чтобы оправдать какие-то (особенно концептуальные) позиции. Или говорить о том, что рождается новый художник, который рисует ту же берёзу, но только немножко по-другому.

Поэтому о современном искусстве как о явлении говорить не буду — его нет. Есть отдельные люди, которые делают это искусство. Грубо говоря, современность делают несовременные люди. Истинную современность.

Как Маяковский говорил? Чтобы жить в ритме современности, надо идти в ногу со временем, плыть по течению этого времени... Я ни в коем случае не принижаю творчество и идеи Маяковского, но моя позиция — наверное, как и любого другого художника, — что по течению плывёт только дерьмо.

— Словом, вы хотите прожить дольше Маяковского, избежать его трагической судьбы?
— Нет, я не хочу прожить дольше Маяковского, я просто хочу сказать, что... я не знаю, что такое современность, понимаете? Люди, проблемы человеческие — они как были, так и остаются и будут всегда одинаковыми. Страсти, чувства, грехи человеческие — они не меняются. Кареты меняются на «мерседесы»; «мерседесы», наверное, поменяются на какие-то космические корабли.

— Некоторые, скажем так, знатоки современного социума утверждают, что психология человека меняется. Дескать, человек входит в цифровую эпоху, иначе воспринимает информацию из-за непомерных её объёмов, не способен углубляться в детали и т.д. Что вы думаете по этому поводу — меняется или не меняется?
— Нет. Человек не меняется, но действительно меняется процесс восприятия. Человек меньше созерцает. Для художника в XIX веке не стояла проблема «современного искусства». Было модное искусство и немодное искусство — оно всегда было. Было искусство, отображающее сегодняшние социальные проблемы. А как определённое течение... ну, наверное, были такие — вроде народничества. Но если говорить о форме, такого не было.

Ранний Моне — это максимальное скопление портретов и натурщиков, человеческих фигур и лиц, обведённых жирным чёрным контуром. Люди, по ходу движения его творческой эволюции, будут постепенно вымываться из работ, уступая место картинам природы. Впрочем, чем дальше в лес, тем меньше эти изображения рек, холмов, водоёмов, храмов, садов, парков, цветников, стогов и запруд хочется называть пейзажами. Всё это, скорее всего, сканы внутренних состояний конкретного человека, мгновенные поляроидные снимки, передающие переливы эмоций, волнами возникающих и вполне музыкально расплёскиваемых на холстах и пастелях.

В основе художественной деятельности (у любого художника, писателя) лежит процесс созерцания. И насколько долго по времени он созерцает, насколько глубже он понимает то, что созерцает, настолько полнее и полноценнее то, что он творит.

Время задаёт ритм, когда человеку некогда созерцать. Меняется информация, появляется много всего — и человек теряется. И, наверное, для того, чтобы не описывать долго какой-то предмет, он обозначает его в форме квадрата, круга, светового пятна... тем самым сокращая жизнь этого предмета, придавая ему огласку какой-то там концепции или ещё какой глупости.

Человек не меняется — меняется его реакция на предмет. И я вам скажу, что в этом очень большая выгода для художников. Это своего рода чистка художественной среды. Художник — его хоть в скоростную машину посади, он всё равно увидит эту деталь, осознает её. А нехудожник — для него эти детали будут проскакивать.

Поэтому время очень честное, очень хорошее, оно вычёркивает много лишнего и оставляет действительно людей, которые по своей природе независимы от времени, определённого статуса или ещё чего-то. Которые могут и умеют созерцать.

— Можно ли сказать, что типизация, штамповка объектов и в связи с этим утрата таланта — тоже вина «нынешнего времени»?
— Ни в коем случае. Ещё раз повторю, что социум не влияет на художника и художник живёт вне социума. Талант — это дар Господа. Если воля Господа сохранить этот талант, то он сохранится в любой среде, даже самой нехорошей, порочной, «скоростной». Любое время, любой этап — это время каких-то проблем с искусством.

— Есть такой момент, по крайней мере я в этом убеждена: Бог стучится в каждую дверь, но не всякий открывает. И если ты предаёшь собственный талант, то погибаешь как художник.
— Это уже другая тема. Предавать можно и в XIX веке, и в XVI, и в XVII. Проблема иудства — вечная проблема.

— Вы один из редких в наше время художников, у которого есть собственная манера, оригинальная фактура. Они появились только благодаря созерцанию?
— Конечно. Только благодаря созерцанию. Вы знаете, я был троечником. Плохо учился... может, действительно потому, что какие-то особые извилины у меня не были развиты, но в любом случае я вспоминаю сейчас моменты, как я становился художником. Я был невнимательным к учёбе человеком и, когда сидел в классе, смотрел в окно. Я часто смотрел, как падает снег, и обязательно под звуки музыки.

Раньше по телевизору рекламы не было и показывали такие киноэтюды: чтобы заполнить информационную паузу, включали музыку, хорошую музыку — Вивальди, Чайковского, и показывали падающий снег, осенние листья — то есть такую инфантильную, неинтересную, «несовременную» картинку. Но в то же время эта картинка меня тронула, и мне захотелось её наблюдать.

Мне как-то польстили: «Вы создаёте новое, не ломая старое». Вот я не хочу создавать новое. Понимаете, когда была первая выставка — она была сборная, и тогда ещё меня мало кто знал, — была выставка всех и вся, были взрослые художники и молодые. И вот со мной пришла группа молодых художников, которые, глядя на работы профессиональные, более зрелых живописцев, говорили: «Нет, я нарисую по-другому! Нет, я создам это другими красками!» А я сказал тогда: «Я сначала сделаю как они, а потом уже сделаю по-другому».

И проблема этого, как вы называете, современного искусства — мода на шарлатанство. Когда люди не хотят работать, а хотят зарабатывать. Они хотят выхватить какой-то момент и, не работая, достигнуть определённых результатов: «Я нарисую квадрат, куб или ещё какое-нибудь пятно, с помощью пиара себя раскручу и стану великим художником». Процесс работы теряется.

Вот когда художник сначала сделает так, как сделал Леонардо да Винчи, как сделал Репин, как сделал Левитан, а потом уже что-то такое своё создаст — вот это будет интересно. Это будет правильно, это будет честно. А когда выхватывается... я не считаю это современностью. Это мимолётный этап в истории, такой, вы знаете, постсоветский.

— То есть Малевич был неправ?
— Я не говорю, прав он или неправ. Может, как раз таки он прав — как человек, который воссоздал своей формой сегодняшнее время, лаконичность этого времени. Но как человек, как экспериментатор. Но как художник он должен нести духовное, занимать, как я считаю, эстетическую позицию.

То есть я против красивости, но я за красоту, за истинную красоту. Я считаю, что в квадрате красоту увидеть нельзя, её там нет — если человек сам себе её не додумает. А форма, какие-то геометрические эксперименты как жест современности — это советское время, время бесовщины. Я не считаю это искусством. Люди искали, люди хотели выпрыгнуть из своего предназначения. Они хотели поменять, поломать, разрушить. Ну, у них это получилось.


— Как у вас получается такая оригинальная фактура?
— Я ребятам всегда объясняю на мастер-классе, что главная цель молодого художника — распознать свою руку, своё сердце, своё видение, свою душу... это естественное состояние любого человека. А для художника оно должно ещё себя и материализовать в какой-то форме. Наверное, я родился во время новых форм, новых поисков... хотя, конечно, я приверженец русского реалистического искусства...

— А если пофамильно?
— Можно всех передвижников перечислять… то есть искусства, где есть работа. Где есть душа. Где есть какое-либо стремление выразить свою мысль через работу, через определённые узнаваемые нами образы.

Я не скажу, что моя живопись — это некий протест современным измам, постмам и всему вот этому шарлатанству. Но хочу сказать, что в принципе если обосновывать, «почему я пишу именно так», то, наверное, у меня есть желание увидеть мир таким же, каким его создавали другие художники, но придать что-то своё, индивидуальное. Придать материальности, уже увиденному свой воздух, свой индивидуализм, не меняя этой формы.

— Вы можете описать этот воздух словами?
— Чтобы примерно было понятно, я всё время рассказываю, что мне очень нравится чёрно-белая фотография. Возможность через некую зернистость, через некую фактуру увидеть вот этот воздух, вот это состояние. Один и тот же предмет в разных ракурсах, с разной фактурой меняет своё свойство. Мне это интересно.

Мир прекрасен, разнообразен, а я такой эгоист-индивидуалист. Ценность картины для меня важна настолько, насколько картина (и любое произведение искусства) по-честному индивидуальна.

— Кто приходит смотреть на ваши картины?
— А все приходят. Вы имеете в виду возраст?

— Нет. Приведу пример. Если зайти в нашу филармонию, то в нетуристский сезон там будет сидеть три с половиной человека. А насчёт живописи... вы понимаете... вот художник в тренде — все побежали смотреть. Художник не в тренде — увы. Музыку-то сложно сидеть слушать три часа подряд. А на художника сходил — обогатился культурно.
— А в «тренде» — это что за слово?

— Тренд — это мода, говоря русским языком. Я иронизирую, конечно.
— Мода — это ж тоже нерусское слово.

— Ну да.
— Одно нерусское слово меняется на второе.

— … ещё более нерусское. Так вот, на вас бегают или ходят созерцать? Модный вы художник?
— Нет, не модный. Боже упаси, я не хочу быть модным — было бы позорно, если бы я был модным. Люди ходят, как и всегда ходили, на искусство.

— Говорят, что поток людей созерцающих сейчас иссякает. Это верно?
— Не иссякает. Если взять всех художников, самое золотое время посещаемости было в 90-е годы. На этом и сработали шарлатаны с пятнами, концепциями и всякой ерундой — когда рухнул железный занавес и все пошли, пошла и мода — современная, буржуйская...

Потом все занялись обогащением и наступил самый слабый период. А вот в последнее время дети тех обогатившихся уже ходят. Да, я скажу, что ходит молодёжь, и меня это радует. Вот лет пять-десять она, наверное, не ходила, а сейчас ходит.

Человек как устроен? Он сначала должен накушаться. Купить хороший дом, хороший автомобиль... а потом уже, после такой, знаете, отрыжки, — посмотреть что-нибудь красивое.

— Вы думаете, на сытый желудок красивое лучше усваивается?
— Понимаете, сейчас нет богатых — есть бывшие бедные. Всех богатых ещё в 37-м убрали. Поэтому бывшие бедные потратили время, чтобы наверстать, обрести желаемое. Но детей их уже за это не купишь. Их уже не купишь за хорошую машину — они уже видели её у папы. И они начинают для себя открывать что-то. Детки идут уже в церковь, люди идут уже в выставочные залы — простите за такую параллель.

То есть они наполняют свой вакуум. Они сначала накушаются, наездятся, напробуются всего — ну и что? И им хочется себя заполнять.

И ещё люди очень устали от «разводов». Они устали от того, что их обманывали. И они уже не хотят нечестного искусства, они хотят действительно получить настоящее эстетическое удовольствие — чтобы торкнуло что-то, чтобы можно было подумать... вот эта тенденция, я считаю, уже пошла.

На абы какие выставки — потому что современно, модно — уже не ходят. А чтобы выбирать настоящее — ходят.

— А много ли настоящего? Если называть поимённо, из современных художников? Я мало кого знаю, а на концептуальные выставки стараюсь не ходить — боязно.
— Из современных, именно из питерских, мне очень нравится молодой художник Павел Еськов. Понимаете, «концептуальное» скоро потихонечку отойдёт.

В 90-е годы в западной творческой среде интерес к русскому искусству был несравненно выше. Видимо, от России и от тех ярких жестов, что совершали тогда русские художники, исходило ощущение потенциальности.
И хотя все мы переживали тогда свою изолированность, на самом деле узкий круг активных в тот момент художников был вполне заметен на интернациональной сцене. Многие международные кураторы 90-х с интересом относились к нему, включали его в свои проекты.
Однако сейчас русские художники, даже те, с которыми они годами работали, по большей части вышли из поля их профессиональной работы.

Очень сложно отдавать бразды этого современного искусства, оно очень удобно устроилось и терять это удобство не хочет. Какая ситуация в мире получилась? Истинных ценностей очень мало, и (особенно на Западе) при большом количестве любителей живописи оно всё в частных коллекциях.

А рынок остался, надо что-то продавать. Поэтому выдумывают эти номера, эти имена, какие-то формы... и люди это понимают и от этого устали. Хорошего действительно мало, и во все времена его было мало. И выдумывают этот пиар, ещё что-то — я всех слов даже не запомню.

— Не стоит их запоминать.
— Да. И молодёжь уже просекла — где обман, где не обман. То же самое и в классической музыке.

— С музыкой, мне кажется, всё несколько сложнее.
— Желание слушать хорошую музыку есть.

— Но слушать её долго, три часа подряд, люди отвыкли. Их сознание стремится переключиться уже через двадцать минут.
— Да, люди отвыкли от созерцания. Их мозг уже не готов к этому. Просто созерцать, и всё. Как художник — он может день простоять и просмотреть на обычную лужу. Сейчас человек не может себе это позволить. Глобализация — она мешает. А живопись лёгкая — они посмотрели, сколько им надо, и ушли.


— Почему на ваших картинах человек, если он есть, почти всегда один?
— Здесь не столько тема одиночества... Все эти работы, по-моему, подвели меня к одной — «Человек в системе глобализма», из серии «Эстетика глобализма». Найти там эстетику, заметить человека очень важно. Заставить зрителя заметить человека.

— Может быть, я надумываю, но человек у вас находится в отдалении — то со спины, то издалека в профиль, то неясным штрихом...
— Я пейзажист. Человек намечен символически как неотъемлемая часть пейзажа. Для меня образ человека здесь — чтобы составить равноценную иерархию плоскости: столько на небо, столько — на поле, столько — на дорогу, столько — на человека.

— Однако, помимо пропорций и иерархии, есть мотивы. Пусть неосознанно, но каждый наш шаг или жест мотивирован. И здесь хотелось бы услышать не аргументы разума, но душу.
— Про душу вам никто не скажет, но то, что писать надо молитвенно... художник обязательно должен писать молитвенно. То есть здесь речь не идёт о настроении: вот у меня сегодня хорошее настроение и я нарисую бабочку; плохое настроение — я нарисую тёмную лужу. Холст не место для того, чтобы самовыражать своих тараканов.

— Большинство тем не менее считает, что холст (да и бумага) — хорошее место для самовыражения тараканов.
— Нет, это глупость. Это нечестно. Здесь есть большая ответственность. Надо понимать, что художник, если он хочет называться художником (как он рисует — это уже иная категория, тут насколько получается), должен открывать в себе самое светлое, самое чистое, самое доброе.

А тараканы — это в психбольницу. Вседозволенность — она сейчас и в форме, и в слове. Почему я против? Ну рисуют ерунду всякую — ради бога. Играют всякую ерунду, пишут всякий бред — ради бога. Но ты же художник!

Я вам скажу, что художник должен защищать слово, защищать холст, защищать звук. Мы по советским временам помним, как можно этим воспользоваться, особенно в агитационной деятельности. Это очень серьёзное оружие — можно заставить человека уйти в уныние и т.д.

Но опять-таки, с этим бороться не надо. Мы очень плохо думаем о людях, а люди действительно берут то, что им надо. Человека не обманешь. Ту же классическую музыку поставить самому необразованному человеку — он послушает.

— При этом множество людей не воспринимают оперу и балет.
— Вот опера и балет — это другие формы. Они сложны. Если просто играет музыка Моцарта, человек слушает и думает про свою машину, про свою семью, про свою собаку... А опера задействует и другие участки мозга — визуальный, вербальный, образный; на сцене что-то происходит, идёт навязывание, и человеку уже сложно сориентироваться. Опера и балет — искусство для элиты. Это не народное искусство.

— В своё время у нас пытались создать народный балет.
— Но «Спартак» удался. Народ действительно любил смотреть, как Спартак хорошо и красиво прыгает. И потом, это было модно — не было такого количества информации. Это хорошая сторона моды — модно ходить на балет. Ну пускай хоть так.

— Мода на чистый жест, чистый звук конструктивна. Чистый звук заведомо лучше, чем грязный звук. Следуя этой логике, чистый холст лучше, чем грязный холст?
— Вот, наверное, самый лучший критерий, один из технических моментов — не испортить холст. Взять белый холст — вот он какой чистый — и нарисовать так, чтобы он в принципе остался таким же чистым. Чтобы он только подсказал, о чём думать.

— К слову, о теме. Как художник выбирает тему? Есть ли «тема жизни»?
— Мне легче, потому что я пейзажист. Я как чукча — что вижу, то и пою. Моё пространство — это город. У меня никогда не было деревни, и я завидовал ребятам, у которых есть деревня, — для меня деревня, природа были открытием. Поэтому я очень люблю природу. Раньше даже удивляло — как, в деревнях видят каждый день эту красоту и не рисуют?

— У вас везде есть вода и есть снег. Или это сезонное?
— Да, у меня есть всё, что есть на улице. И небо.

А тема жизни — я православный, и мне, наверное, близка тема дождя. Я люблю дождь. Как символ и образ это, наверное, смывание наших грехов, покаяние, плач. В суетном мире дождь приостанавливает человека — он, может быть, не пойдёт по делам и будет смотреть в окно.

Дождь смывает суетность. Это тема плача. И здесь сложно: в таком плаче есть наивная слезливость и, чтобы её не допустить, очень важно работать вот этой фактурой. Я очень не люблю красивости, сентиментальности.

Есть добро, и можно быть добрым, а можно сентиментальным. Можно в глубине плакать, улыбаясь, а можно реветь. То есть такая гармония чувств, гармония красок, которой стоит придерживаться.

Беседовала Ирина Матюшонок




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Где бы Вы хотели жить? – В России»

Анкета Андрея Тарковского

Марина Арсеньевна Тарковская, сестра режиссера Андрея Тарковского, в своей книге «Осколки зеркала» опубликовала его ответы на вопросы о любимых вещах в жизни.

21.10.2018 19:00, philologist.livejournal.com


Григорий Распутин In Rock

Постановка рок-оперы в Братиславе

В Братиславе, в столице Словакии, на сцене театра Новая сцена прошла при полном аншлаге премьера рок-оперы Распутин. Она была в рамках серии мероприятий «Месяц европейской культуры», который анонсировала в начале сентября министр культуры Любица Лашшакова.

22.09.2018 16:00, Владимир Бачишин


Интервью Дмитрия Дмитриева, друга детства и юности Сергея Довлатова

Опубликовано в 2006 году в журнале «GALA Биография»

....Те, кто знал их обоих на рубеже 50-60-х годов, утверждают, что пара — Сережа и Дима — была неразлучной. Непосредственный свидетель и участник становления личности будущего писателя, Дмитрий Дмитриев к литературным кругам отношения не имеет. В недавнем прошлом — доцент-преподаватель Горного Института, сегодня он работает ведущим геофизиком в научно-производственном центре.

16.09.2018 19:00, Екатерина Григорьева


Промахи Пушкина-прозаика

Из цикла «Пятна на Солнце»

Даже у величайших творцов не все совершенно в их трудах. Некоторые критически настроенные умы склонны находить недостатки в творениях самого Бога. Ропот Иова и Екклесиаста, их жалобы на несправедливость мироустройства вылились в книгах Священного Писания. Бог — не тиран, он готов выслушивать упреки своих свободных созданий. Тем более свойственно ошибаться творцам меньшего ранга: поэтам, художникам, музыкантам, ученым, зодчим, государственным деятелям, — даже если они признаны великими.

16.09.2018 16:00, Михаил Эпштейн


«Священная история» потеряла своего летописца

Памяти писателя Владимира Шарова (07.04.1952 — 17.08.2018)

У меня нет сомнений, что Владимир Шаров — один из величайших писателей своего поколения. Причем писатель для всех, а не для немногих — ничуть не усложненный, открытый для чтения и понимания, хотя, в отличие от более модных современников, таких как В. Пелевин и В. Сорокин, никогда не заигрывал с публикой, не подмигивал, не прибегал к намекам на злобу дня. Нужно немного вчитаться — и тогда его текст электризует читателя силой мысли и динамикой сюжета. Это смесь истории и фантасмагории, богоискательства и психопатии — опыт проникновения в коллективное бессознательное российской истории.

01.09.2018 16:00, Михаил Эпштейн


«Арестовали бог знает с чего, совершенно неожиданно»

Письмо Маяковского сестре

Владимира Маяковского, ещё когда он был совсем юным, несколько раз арестовывали: молодой человек распространял в Москве марксистскую литературу и общался с разными радикально настроенными гражданами. Впрочем, в заключении начинающий писатель не унывал – писал сестре Людмиле о том, чтобы она принесла ему целую кипу книг, по которым Маяковский собирался учиться.

27.08.2018 19:00, diletant.media


Огонь языка

Встреча с Ричардом Рорти и его последнее эссе о философии и поэзии

Недавно у американского философа Ричарда Рорти (1931 — 2007) я нашел близкую мне мысль: «Культуры с богатым словарем более человечны и дальше отстоят от животных, чем культуры лексически бедные, и каждый из нас более человечен, когда наша память насыщена стихами». Это из последнего эссе Рорти, опубликованного уже после его смерти в журнале «Поэзия» — краткое завещание под названием «Огонь жизни». Оно напомнило мне о недоумении, которое вызвал у меня Рорти во время нашей единственной встречи, — и вместе с тем примирило с ним. Вот такая распялка чувств…

21.08.2018 16:00, Михаил Эпштейн


Как современная культура дискредитирует христианство

И какие православные кинокартины стоит посмотреть

В последнее время христианство дискредитируется все чаще, причём я не говорю о его определённой «ветви». Это происходит в рамках культурного прогресса, создаваемого Англией, Америкой и Японией. Будучи россиянином и человеком православным, я не фанат кинокартин, предлагаемых известными студиями перечисленного зарубежья, однако производители там трудятся на славу и эффективно влияют на восприятие современной молодёжи. Тут вопрос к массовому потребителю, мало думающему о продуктах православной и духовно-нравственной направленности.

24.07.2018 16:00, Виктор Власов


Как научиться лучше усваивать прочитанное

Подробная инструкция

У вас наверняка было такое, что одна книга давалась с огромным трудом и требовала большого количества времени, в то время как другая «проглатывалась» буквально за один присест. Сложность текста зависит от многих факторов: настроения, физического состояния, типа материала и способностей конкретного человека.

26.06.2018 09:00, Григорий Кшеминский, 4brain.ru







 

Новости

Легендарный авиамузей в Монино будет закрыт
Авиамузей в Монино будет закрыт, а его территория передана под застройку.
В Калмыкии пропала студентка, снявшая на видео вброс бюллетеней на выборах
В Калмыкии пропала Айса Хулаева, студентка, которая была наблюдателем от партии "Справедливая Россия" на выборах в селе Приманы. Она зафиксировала на видео вброс бюллетеней, её же забрали следователи и после уже два дня как с девушкой нет связи, никто из её родственников и знакомых не знает, где она. Об этом сообщил "Кавказский узел".
Сегодня утром было разогнано собрание жителей Бурятии перед зданием регионального правительства в Улан-Удэ
11 человек задержаны, трое из них побиты. Одна из участниц собрания госпитализирована. Судьба остальных на данный момент неизвестна, попытки дозвониться до местного ОВД результатов не дают.
В Волоколамске обстреляли водителя мусоровоза, сообщают очевидцы
Водитель мусоровоза, перевозившего ТБО на полигон «Ядрово», получил ранения в ходе обстрела фуры. Об этом сообщают участники паблика «Ядрово. Задыхаемся» со ссылкой на полицию.
В бочках, обнаруженных дзержинскими рейнджерами, оказались вещества максимального класса опасности
Замаскированные химотходы, вывоз которых предотвратили «дзержинские рейнджеры», оказались веществами первого, наивысшего класса опасности. Если бы активисты не поймали на месте преступления перевозчика отходов – «Лук-регионы», то отравляющее вещество попало бы на обычную коммунальную свалку.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.