Подписаться на обновления
23 февраляСуббота

usd цб 65.5149

eur цб 74.3332

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 6 сентября 2010 года, 09:26

Дмитрий Курляндский: «Секрет Моцарта в том, что он был обманщиком...»
Авангардный композитор о композиторе-классике — Вольфганге Амадее Моцарте


Дмитрий Курляндский
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Цикл бесед с композиторами, рассуждающими о жизни и творчестве предшественников, продолжается. Антон Батагов рассказал о своём понимании Баха, Сергей Невский объяснил, за что мы любим Малера. Настала очередь Моцарта.

Любой композитор (писатель, художник) — лишь повод сказать о том, что тебя действительно волнует. Ведь, рассуждая о своём эстетическом опыте, в первую очередь мы говорим о себе.

Рано начавший музицировать композитор Дмитрий Курляндский рассуждает об особенностях детского сочинительства и феномене моцартовского (и не только) вундеркиндства.

— Насколько важно (нужно) знать биографию композитора? Важно это при восприятии музыки или нет?
— У композитора (как у любого другого автора) две биографии — фактическая и творческая.

У Малера музыкальные идеи представляют собой неделимое целое, тембр в сочетании с гармонией и ритмом образует единый знак. Вторая вещь, делающая для меня его музыку бесценной, — это, как ни странно, контрапунктическое мастерство. В свободе сочетания техник симфонического развития и контрапункта Малер сопоставим только с Моцартом. В его темах мы всегда слышим несколько голосов, и их функции всё время меняются: главные становятся второстепенными, и наоборот. Достаточно послушать адажио из Шестой симфонии или знаменитый финал Девятой. Один и тот же мотив звучит в оригинале и увеличении, мелодическая линия всё время обрывается или продолжается другим голосом. Эта техника, идущая от струнных квартетов Гайдна (у которого она называется «прерванной работой»), у Малера доведена до совершенства. Другая вещь, в которой Малер наследует Моцарту, — это способность выстраивать непрерывное развитие из совершенно разнородного материала, качество, которое современникам казалось эклектикой.

Фактическая биография композитора имеет формальный исследовательский интерес, но для восприятия музыки вряд ли важна. Творческая биография гораздо важнее. При восприятии музыки важно учиться отделять автора от творчества — иначе возможны подмены, фальсификации. Уникальность условий создания произведения искусства вряд ли гарантирует уникальность самого произведения. Если позволишь, пойду немного дальше — творческая биография каждого отдельного автора вписывается в ещё более важную структуру — сумму творческих биографий, которые образуют биографию (ну или историю) музыки. Вот в истории музыки желательно ориентироваться — так же как в истории человечества. У музыки, как и у человека, есть свой возраст. Каждая новая эпоха впитывает, вбирает в себя опыт предыдущих. Младенец, с одной стороны, мал и безопытен, с другой — в его лице человечество становится старше. Мы на самом деле старше своих родителей. От этого происходят некоторые несостыковки. Хорошим примером несовпадения творческой и фактической биографий мог бы послужить Моцарт. Его раннюю музыку можно назвать детской только с точки зрения его возраста — его фактической биографии. С точки зрения биографии музыки он пишет музыку, полностью соответствующую на тот момент этапу своего развития. Именно это расхождение вызывает восхищение и кажется поразительным. Поразительна же только способность мальчика говорить на взрослом языке. Хотя здоровый инфантилизм — это свойство «взрослого» музыкального языка того времени. Сегодня, кстати, ситуация не изменилась — сейчас совсем молодые студенты консерваторий с лёгкостью обращаются с языком, к которому их учителя шли сложными и долгими путями. Как правило же, детская музыка апеллирует к упрощениям — и оперирует упрощениями, то есть исторически усвоенным материалом.

— А как ты относишься к проблеме вундеркиндства? Моцарт — реальный пример раннего развития, но в истории музыки, к которой ты апеллируешь, была масса примеров таких необычайно развитых детей. Возможно ли раннее композиторское развитие? Почему мне кажется, что дети берут технические навыки и приёмы «взрослой» музыки и калькируют их, не особенно врубаясь в суть того, что пишут? Ведь они ещё не накопили суммы переживаний, порождающих эмоции, в свою очередь порождающие прочувствованные опусы. Моцарт здесь исключение или всё-таки нет? Ранний Моцарт берёт голой техникой или у него есть некое внутреннее наполнение содержания?
— Всё зависит от языка конкретной эпохи. Насколько строги правила и насколько сложны требования к музыке. Всё, что ты перечислил: сумма переживаний, прочувствованность, внутреннее наполнение — всё это как раз мешало «взрослым» стать Моцартами. Классицизм — это своего рода реакция на некоторую умозрительность и изощрённость полифонических техник. Лаконизм, непосредственность, лёгкая сентиментальность (кстати, это проявляется и в скульптуре, и в архитектуре того времени) — это всё характеристики, устремлённые в детство. В таких условиях детский возраст становится преимуществом. Это время, когда, с одной стороны, эстетика высвобождается от гегемонии церкви, а с другой — совсем скоро Европу накроет волна революций. Тут уже не до детских игр. Так что Моцарт родился очень вовремя. Пожалуй, никакая другая эпоха не впускала детей в высокое искусство — ни до, ни после. Кстати, Прокофьев, ещё один яркий пример композитора-вундеркинда, родился в схожей исторической ситуации. Но всё же, чтобы стать Прокофьевым, ему пришлось вырасти.

— А Моцарт вырос? Наполнился? Когда произошёл (если произошёл) качественный перещёлк, когда форма наполнилась содержанием?
— К счастью, нет. Содержанием наполняют формы слушатели — мы с тобой об этом много говорили. Формы провоцируют содержание. Секрет Моцарта в том, что он был обманщиком. Моцарт в более-менее зрелом возрасте часто намеренно шёл на обман ожиданий публики — а в то время достаточно было начать симфонию не с привычного форте, а с нескольких тактов пиано, чтобы заставить публику возмущаться. Судя по письмам, Моцарт не без удовольствия устраивал себе такие развлечения. Но уже в самых первых опытах — в альбоме Наннерль — проявляется это свойство: далёкие модуляции, прерванные обороты, неразрешённые диссонансы и пр. — этакая игра в прятки. Такие же кульбиты есть и в первой симфонии, и в первых клавирных концертах. Последние, как известно, были пастишами — составленными из транскрипций музыки других, взрослых композиторов, но некоторые части приписываются Моцарту — например, анданте первого концерта, совершенно невообразимая музыка, предвестник Лунной сонаты Бетховена, — кажется, секрет её невообразимости именно в том, что её написал ребёнок. А вот заимствованный материал как раз более гладкий и предсказуемый. Потом Моцарт много ездил по Европе, много слушал, в какой-то момент познакомился с барокко, Бахом. Всё это увеличивало поле для манёвров той самой игры в прятки, которую он начал ещё в самом детстве. Мы должны быть благодарны Леопольду Моцарту, который позволял сыну оставлять диссонансы неразрешёнными, — автор Симфонии игрушек (кстати, в последнее время его авторство оспаривается), кажется, догадывался о преимуществах детства.

— Ты сказал, что Моцарта следует относить к классицизму, такова общепринятая позиция музлитературы. Но правильно ли я понимаю, что тем не менее одной ногой Моцарт стоит в барокко, о котором ты тоже упомянул? И одно из его важных значений — в преодолении барочного опыта и выход на какие-то иные стилистические просторы?
— Всё-таки опыт, наверное, не преодолевается, а усваивается. Все композиторы одной ногой стоят в истории. Но смена эпох делается не отдельными композиторами — это сложный комплексный процесс. И здесь нужно учитывать и развитие инструментальных техник, и усовершенствование самих инструментов, и общественный, политический уклад, и скорость распространения информации, и способы ведения войны, и многое-многое другое. Барокко стало отступать с установлением темперации, это случилось задолго до Моцарта. Темперированный строй утвердил тональность как системообразующее начало. Тональность, в свою очередь, подчёркивается модуляциями, то есть переходами между тональностями. Если барокко — это изощрённость инструментальных (и вокальных) линий, пребывающих внутри неизменной модальной системы, то классицизм, и Моцарт в том числе, — это сопоставление тональностей — пребывание в одной, переход в другую, ожидание возвращения. Тональность — это событие. Событие может наступить внезапно, к нему можно прийти постепенно, его можно подготовить, оно может огорчить или обрадовать. Идея переходов между тональностями постепенно приводит к идее переходов между эмоциональными состояниями, а это мы уже заглянули в романтизм. Ну а романтизм, эмансипация личного пространства провоцирует революции... История музыки течёт в связке с историей человечества настолько логично и направленно, что роль композиторов в ней мне иногда кажется весьма подчинённой — и в случаях Моцарта, Бетховена или Баха я не вижу исключений...

— Эти самые великие композиторы шли вслед за временем, но не опережали его?
— Отвечу коротко: не опережали, но и не шли вслед — они видели настоящее. И тем самым создавали его.

— В музыкальных магазинах продаются огромные коробки с дисками, включающими всё написанное Моцартом и, честно говоря, вводящие в ступор массой всего им написанного. Для тебя Моцарт с чего начинается? С опер, камерных концертов или же инструментальных концертов? Или с чего-то иного?
— Моцарт начинается сразу — с первой симфонии, первого концерта, первого квартета. И по большому счёту он не так уж сильно меняется — первый и последний квартеты разделяет 20 лет, а кажется, что они могли быть написаны и один за другим (да ещё и в обратном порядке!). Конечно, это преувеличение — Моцарт очень сильно эволюционировал, особенно это сказывается в усложнении и разнообразии полифонических техник. Но это аспект скорее технический. Я же скорее имею в виду формальные, жанровые рамки, которые Моцарт редко нарушал — его время просто не ставило перед искусством такой задачи. Уже Бетховен форму, жанр воспринимает как нечто каким-то образом связанное со степенью личной свободы. Весь романтизм суть преодоление жанра — чаще всего через усложнение сонатной формы и сонатного цикла. У того же Бетховена уже третий опус (струнное трио) состоит из шести частей. У Моцарта такое преодоление проявлялось в опере. Но тема театра (музыкального, как частность) в конце XVIII века — это крайне сложная тема, требующая слишком обширных знаний. Вернёмся к возрасту музыки.

Рихтер играл Баха на современном рояле так, что там вообще не шла речь не то что об инструменте или манере, которые чему-то там «не соответствуют», а просто было другое измерение бытия. Без рассуждений, без концепций. Самая суть бытия. Какая там история, какой там «аутентизм»! В его игре не было даже религиозности. Абсолют без границ, вне времени, вне всех этих человеческих глупостей, вне всего. А разговоры про клавесины, струны и смычки — это для тех, которые только так и могут доказать свою «значимость». Можно играть хоть на пианино «Красный Октябрь», в любом темпе и стиле, если внутри у тебя — правда, а не враньё. Это, опять же, всё тот же вопрос о горизонтали и вертикали. «Аутентичные» исполнители видят только то, что расположено в горизонтальной плоскости. Они не понимают, что это всего лишь стройматериалы для строительства собора. Они страшно горды тем, что якобы делают такие же кирпичи, какие делались много веков назад.

Бетховен только в 24 года счёл возможным начать отсчёт своих опусов — и его первое трио старше (сложнее по динамике, артикуляции, аффектации), чем тот же последний квартет Моцарта. Я уже объяснил почему — речь не о конкретных композиторах и их физическом возрасте, а об истории музыки и специфике музыкального языка на разных этапах развития. Во времена Моцарта детей начинали учить говорить на современном языке, поэтому его ранние сочинения воспринимаются зрелыми. Интересно, что этот язык по-прежнему остаётся языком детства — почти все дети начинают с классицистских опытов, по-видимому, принцип мелодии и аккомпанемента, ведущего и ведомого (родителя и ребёнка?) органичен детскому мировосприятию. Точно так же более раннему детству органична ранняя полифония — монодия и двухголосие (типа органума), а чуть позже — игровое начало перформанса. Получается, что у каждой музыкальной эпохи есть своё детство. Что касается моих предпочтений, я последнее время чаще слушаю симфонии, мессы, камерную музыку — жанры, где нет такого явного разделения функций соло — аккомпанемент. Хотя раньше я как раз очень любил концерты и сонаты. Видимо, здесь тоже речь не столько о вкусах, сколько о возрастной специфике мироощущения...

— Как можно объяснить многопись Моцарта, который успел, кажется, больше других в разы?
— Его современник, известный композитор Леопольд Кожелух, например, написал не намного меньше, а Антонио Сальери — пожалуй, даже больше (во всяком случае, у него вдвое больше опер — 40). Вопрос востребованности. Такую роскошь, как писание в стол, тогда композиторы себе позволить не могли — рисковали умереть от голода. Большинство сочинений писались к конкретному концерту и исполнялись по разу. Потом технологически музыка в то время настолько была детерминирована всякого рода правилами и ограничениями, что от композитора требовалось просто сочинить короткий мотив — дальше всё шло на автомате. Моцартовские таблицы для сочинения (составления) менуэтов тому наглядный пример. Сегодня в Сети можно найти ссылку на программу, которая продолжает клепать эти менуэтики онлайн, часто весьма симпатичные получаются. Музыка стояла на потоке, как сегодня периодическая пресса, — чтобы обеспечить такой поток, нужны готовые формы, макеты. И не всегда у композитора было время пренебрегать правилами и пытаться искать неожиданные решения.

— А что это за правила и ограничения, о которых ты говоришь? Есть мнение о том, что сочинение музыки основано на математических законах и воля авторской воли здесь не очень велика — вот как в этих самых компьютерных программах. Откуда же тогда берётся волшебство?
— Правила построения формы, голосоведения и т.д. и т.п. Гений проявляется в отклонениях от этих норм, ну и, конечно, в гармоническом и мелодическом языке. С другой стороны, мне столько раз приходилось сталкиваться с равнодушием к тому же Моцарту или Баху, что я склонен верить, что волшебство в нас самих и музыка просто помогает нам его обнаружить...

— Как Моцарт повлиял на тебя и на твоё творчество?
— Не столько сам Моцарт (опять та же дилемма «композитор/эпоха»), сколько классицизм, который, на мой взгляд, в Моцарте нашёл своё абсолютное воплощение. Здесь много аспектов — не знаю, насколько они сказываются в моей работе, но как минимум они важны для меня. Это концентрированность высказывания, лаконизм, чёткая очерченность и пропорциональность формы, разреженность фактуры, дление эмоционального состояния (в противовес романтической непостоянности), довольно скупая мотивная работа — классицизму вообще несвойственна мелодическая расточительность романтизма, когда в подголосках к основной теме успевает промелькнуть целая серия мотивов, достойных отдельного сочинения (хотя у Моцарта как раз бывает, что в экспозиции проходит множество тем, но для классицизма принципиальна сама экспозиционность, в отличие от «разработочности» романтизма). И так далее. То есть это всё характеристики экономичного подхода к музыкальному материалу.

— Почему экономность музыкального материала является для тебя исключительной ценностью?
— Видимо, в этом проявляется моя органика. Но речь об экономности внутри одного произведения, в то время как сумма произведений может представлять довольно пёструю картину. Стремление сказать как можно больше в рамках одного произведения, по-моему, как-то связано со страхом смерти. Мне вообще представляется, что романтизм весь о смерти, барокко, Средневековье и ранняя музыка — о жизни после смерти, классицизм же о бессмертии.

— Мы сегодня слышим то, что написал Моцарт, или с тех пор серьёзно поменялись и манера игры, и состав оркестра, и подход к интерпретации?
— Слышим то же, но воспринимаем иначе. Оркестр и манеру игры можно постараться приблизить к историческим, но дело не в звучании. Сегодня понять, как слушался Моцарт, можно, только слушая новейшую музыку, ту, что только из-под пера, — без гарантии, что услышишь её когда-нибудь ещё, и с ощущением, что ты её первый слушатель, присутствуешь при рождении. Даже слушая Моцарта впервые, это ощущение неуверенности невоссоздаваемо. Слушая современную музыку, ты можешь апеллировать только к прошлому, а слушая Моцарта — и к будущему тоже (относительно Моцарта). Так, в первом концерте вдруг проступает Бетховен, а в первой симфонии и вовсе Стив Райх. И неважно, что правильнее искать у Бетховена и Райха моцартовские корни, — в любом случае речь о другом типе восприятия. Ключ к живому восприятию Моцарта — в новейшей музыке.

— Неожиданный и важный посыл, нуждающийся в дополнительной прорисовке. Правильно ли я понимаю твой тезис о том, что история музыки (как и история культуры) — это дорога с движением в оба конца? Это то, о чём говорил Элиот в эссе «Традиция и индивидуальный талант»:
«Существующие в настоящее время памятники культуры составляют некоторую идеальную упорядоченность, которая изменяется с появлением нового (подлинно нового) произведения искусства, добавляемого к их совокупности. Существующая упорядоченность завершена в себе, до тех пор пока не появляется новое произведение; для того же, чтобы упорядоченность сохранилась вслед за тем, необходимо, чтобы изменилась, хотя бы едва заметно, вся эта наличествующая совокупность; а тем самым по-новому определяются место и значение каждого из произведений в этой совокупности и взаимоотношения между ними, в чём и проявляет себя согласованность между старым и новым. Тот, кто принимает такое истолкование упорядоченности, такое понимание единства европейской или английской литературы, не сочтёт абсурдной мысль, что прошлое должно измениться под действием настоящего точно так же, как настоящее направляется прошлым...»

— Безусловно! И под биографией музыки, о которой мы говорили в самом начале, я имел в виду приблизительно то же. События, которые происходят в нашей жизни, одновременно являются следствием чего-то идущего из прошлого и открывают нам это же прошлое заново. В том числе поэтому мне так тяжело говорить о каком-то отдельном композиторе — как бы я ни любил его музыку, я остро воспринимаю её частью чего-то большего, в рамках которого разговор о частностях кажется всегда недостаточным (если не вовсе неуместным)...

— Под чем-то большим ты имеешь в виду эпоху, стиль, направление или что-то ещё?
— Скорее нечто вроде «соносферы» (наподобие ноосферы Вернадского).

— Это метафора или нечто вполне ощутимое?
— Я ощущаю вполне отчётливо. (Кажется, разговор выходит в плоскость «доктор, у меня это».)

— А ты можешь описать соносферу?
— Ты серьёзно? А ведь, пожалуй, могу! Это как одновременное звучание всего, что было, есть и будет (и не будет тоже). Когда сажусь за чистый лист — я его совсем не вижу чистым, наоборот, он чёрный от записей — на нём уже во много слоёв записана вся существующая и несуществующая музыка. И сочинение — это не нанесение знаков на бумагу, а расчистка бумаги от лишних — как археолог расчищает слои песка и пыли. И Моцарт расчищал, и Бах, и Обрехт.

— То есть сочинение с чистого листа, ab ovo, более невозможно?
— Не было возможно никогда.

— Почему же?
— Под чистым листом обычно имеется в виду отказ от имеющегося опыта — так, дети Баха называют его музыку устаревшей и громоздкой, Берлиоз провозглашает невозможность чистой музыки, выход в литературную драматургию, Шёнберг отказывается от тональной системы, Булез хоронит Шёнберга (известная статья «Шёнберг мёртв») и т.д. и т.п. Каждый раз музыка начинается как будто с чистого листа. Но это если смотреть из прошлого. Если же мы обернёмся назад, то увидим, что все эти переходы были на самом деле подготовлены исторически и предпосылки каждой следующей эпохи имелись в предыдущие. Все эпохи вместе — часть единого вневременного организма, который мы раскрываем для себя постепенно. Когда-то при игре на скрипке музыканты не поднимались выше первой позиции — сегодня освоена вся длина струны. Мало того, не только струна, но и все части корпуса теперь служат для извлечения звука. Потребовалось много веков, чтобы освоить всю поверхность инструмента, но структура, форма инструмента всё это время оставалась неизменной — множество веков назад в ней были заложены те возможности, которыми мы пользуемся сегодня.

— Ты говоришь прямо по Ролану Барту, считавшему, что каждый новый текст — сумма всех предыдущих; пик горы многочисленных наслоений, расходящихся внизу вширь. Для литературы это нормальное условие и, как я понимаю, для философии тоже.
— Я скорее говорю про то, что каждый новый текст (музыкальный) — это выщерблина в априорной сумме текстов, некоем потенциале текстов, существующем помимо нашей воли. По таким выщерблинам мы познаём эту сумму, как учёные познают свойства материи по маленькому кусочку, лежащему под микроскопом. Новое сочинение не наращивает эту сумму — оно расширяет наше представление о ней, оно заложено в этой сумме.

— Но если на музыку прошлых веков мы смотрим через современный музыкальный контекст, значит ли это, что старинные сочинения съёживаются?
— Отчего же? Сочинения не съёживаются — они часть той суммы, о которой мы говорим. Отживают, устаревают методы — они соответствуют своим эпохам и, будучи вынесенными за пределы, начинают работать против себя. Сегодня писать пером, опрыскивать бумагу духами и скреплять сургучом — забавный жест. Но при настойчивом повторении он начинает отдавать маньеризмом и дурновкусием. Думаю, Моцарт в своё время сказал бы то же самое.

— Чем Моцарт и актуален и сегодня?
— Именно!

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Царь Борис

К юбилею пианиста Бориса Березовского

4 января пианисту Борису Березовскому исполняется 50 лет. Юбилей — повод написать портрет всемирно известного музыканта и сказать ему добрые слова от лица коллег, родных и поклонников. От имени последних я и пишу.

04.01.2019 17:01, Лилия Ященко


Дыхание дерева

Звуковые ландшафты саунд-арта

Историк звукового искусства Константин Дудаков-Кашуро рассматривает способы взаимодействия саунд-художников с миром природы: как они прислушиваются к взмахам крыльев бабочки, падающим снежинкам и пению разрезанных пополам древних валунов.

04.12.2018 13:00, Константин Дудаков-Кашуро, iskusstvo-info.ru


«Люди стояли под дождем и слушали музыку»

В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»

Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

24.07.2018 19:00, Лилия Ященко


30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com






 

Новости

Умер актер Сергей Юрский
В Москве в возрасте 83 лет скончался народный артист России Сергей Юрский, сообщила пресс-служба Театра имени Моссовета.
Умер рэпер Децл
Умер рэпер Кирилл Толмацкий, выступавший под псевдонимом Децл. Об этом в фейсбуке написал его отец Александр Толмацкий. Децлу было 35 лет.
НП «Викимедиа РУ» подготовило исследование «Культурное наследие и общественное достояние
В исследовании НП «Викимедиа РУ» «Культурное наследие и общественное достояние: Произведения литературы, науки и искусства, переходящие в Российской Федерации в режим общественного достояния с 1 января 2019 года» описаны ключевые статьи законодательства в области авторского права, которые регламентируют переход произведений в общественное достояние, а также указаны особенности, из-за которых значимые произведения советской эпохи до сих пор остаются охраняемыми.
Список дня: 13 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит рождественские фильмы
Издание IndieWire составило список из 13 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит классические рождественские фильмы. «Мы позаботились о тех, кому нужна другая атмосфера, чтобы проникнуться духом праздника», — пишут критики.
Космическое Рождество с Doping-Pong в Санкт-Петербурге
Cosmic Christmas — именно так назывался таинственный трек самого психоделического альбома группы Rolling Stones, вышедшего зимой 1967 года. И космического новогоднего праздника желает арт-группа Doping-Pong своей публике, которая придет на их выставку в Санкт-Петербурге на рождественских каникулах. На втором этаже Планетария № 1, расположенного в круглой башне из красного кирпича, в старинном здании крупнейшего газгольдера России на Набережной Обводного канала, д. 74, лит. Ц, арт-группа Doping-Pong открыла персональную выставку, посвящённую космосу, которая продлится до 20 января 2019 года.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.