Подписаться на обновления
25 августаВоскресенье

usd цб 65.6046

eur цб 72.6243

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
  пятница, 12 марта 2010 года, 09:19

«Для газеты важнее не отдельный текст, а качество постоянного присутствия журналиста на полосе»
Алёна Солнцева, заведующая отделом культуры газеты «Время новостей»


Алёна Солнцева
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






«Поскольку сегодня почти не осталось искусствоведческих журналов, их функции приходится брать на себя газетной критике. Естественно, упрощая. Сейчас сложное время для серьёзной работы с культурой, но вдруг маятник качнётся в другую сторону?.. Поэтому пока мы боремся с энтропией».

Алёна Солнцева — кандидат искусствоведения, кинокритик, культуролог, программный директор фестиваля «Кинотеатр.doc». Работала в журналах «Театр» и «Огонёк», газете «Сегодня», на телевидении. С 1998-го — в газете «Время МН» (ныне — «Время новостей», заведующая отделом культуры). В руководимом ею отделе о кино пишет сама Солнцева и Станислав Ф. Ростоцкий, о книгах — Андрей Немзер, о театре — Дина Годер, о современном искусстве — Сергей Хачатуров, о музыке — Юлия Бёдерова, о балете — Анна Гордеева.

— На какого читателя ориентируется ваш отдел культуры?
— Однозначно трудно сказать. «Время новостей» создавалась в 1998 году как модная тогда информационная, деловая офисная газета, и поначалу нам предлагали отказаться от рецензий ради коротких, чисто информационных заметок. Мы доказывали, что в области культуры событие существует совсем не так, как в политике или экономике. Что не достаточно сообщить о появлении спектакля, фильма или книги, что нужна интерпретация, то есть рецензия, она и является для нас главным жанром газеты. Что при обилии культурных событий выбор неизбежен, а значит, нужно объяснить, почему мы выбираем то, а не иное.

«Предпочтительнее кино, про него больше читают. Балет тоже очень важен. Балет и классическая музыка — те области, где современная русская культура не уступает мировой, а иногда её и превосходит. В загоне джаз, этническая музыка, интересные направления клубной культуры и т.п. К сожалению, у нас очень мало специалистов по этим темам, таких, кто мог бы одновременно видеть общий культурный контекст, да ещё и умел писать», — Пётр Поспелов.

В общем, отстаивали и жанр рецензий, и авторские колонки, и больший, по сравнению с другими полосами, размер текста. Теперь мода на такой сухой, как бы объективный, способ подачи информации прошла, и в других областях вернулись к мнениям, интерпретациям, аналитике, а чистые новости уходят в электронные СМИ.

Но что интересно, в 1998 году, как раз в начале жизни нашей газеты, которая тогда называлась «Время МН», было проведено социологическое исследование, в процессе которого читатели оценивали каждую полосу издания по уровню компетенции, выше всего они тогда оценили «Культуру». Причём особенно им понравился один текст, кажется, про барочную музыку, который начальство как раз ругало за то, что он написан сложно и непонятно. Но для читателя эта манера изложения свидетельствовала о компетентности автора.

Никто не гарантирует, что читатель купит этот текст или даже просто будет читать про барочную музыку, а не про скандал вокруг Кристины Орбакайте. Просто у культуры после советского периода был высокий символический капитал, к ней относились с почтением. Поэтому в деловых газетах отделам культуры отводилась особая роль, они были нужны для престижа. В итоге нам простили длинные рецензии, сложные фразы и специальные термины. Боюсь, что сейчас всё устроилось иначе, но поскольку социологические опросы с тех пор больше не проводили, мы так и существуем. И очень хорошо, что нам не нужно добиваться повышения рейтинга. А для внутреннего потребления мы решили делать вид, будто до сих пор есть высокая сфера культуры, в которой рождаются новые смыслы, существует достоинство культуры. Да, это в некотором смысле старомодная позиция. Но мы считаем, что она имеет право на жизнь, и вот наши читатели — это те люди, которые эту позицию разделяют.

Сейчас ситуация с культурой у нас в стране не очень весёлая, поэтому вопросы типа «А для кого мы работаем?» действительно возникают. Но тут я считаю, что всё равно нужно насыщать ноосферу. Каждый должен понимать, что если он перестаёт считать своё дело важным, не надо его делать. А если оно для тебя важно, найдётся ещё пять — десять — триста человек, для которых оно тоже важно. Понятно, что если бы мы от тиража зарабатывали, была бы другая ситуация. К сожалению, в современных условиях рост популярности всегда достигается одним способом — пожелтением и снижением уровня...

Качественной прессе, кино, литературе сегодня везде не хватает публики. Почему? Потому что она бедная и у неё нет денег на нашу продукцию? Или нас разлучили насильно? Или потому, что наша публика зарабатывает деньги и потеряла интерес к культуре? Или потому, что у той культуры, которая кажется нам интересной, недостаточно сил, чтобы себя предлагать, или она действительно неинтересна?.. На эти вопросы мы всё время пытаемся ответить, это тоже проблематика нашего отдела.

— Если по пятибалльной системе оценивать работу своего отдела за прошедший год, то какую оценку вы бы поставили?
— Не очень хотела бы отвечать на этот вопрос. Потому что оценки возникают от сравнений, а с кем нам себя сравнивать? У каждой газеты сегодня свои задачи. Это же не померяешь, кто быстрее добежал. Что-то у нас лучше, что-то хуже. К тому же к себе мы, как мне кажется, относимся критически. Опять же сейчас принята самореклама, есть люди, которые спокойно говорят о себе: мы — самые крутые! Но мне кажется, что нормальный человек ни говорить так, ни думать так о себе не может.

— Можно ли говорить о внутреннем росте вашего отдела?
— Что значит рост отдела? Есть ли вообще какой-то коллективный рост? В чём он измеряется? В количестве талантливых людей? В уровне их таланта? Или в умении организовать работу отдела? В этом смысле я много чем бываю недовольна, между желаемым и действительным всегда гигантская пропасть.

Есть ли куда расти? Есть. И это напрямую зависит от задач, которые ставят и газета в целом, и общество. Ну и индивидуально, естественно, у каждого есть свои высоты и спады, не без этого.

Но в целом, я думаю, мы довольны своим коллективом, и хорошо бы нам в таком составе продержаться подольше. Хотя жаль и ушедших в другие места — в разное время у нас работали: Марина Давыдова, Алексей Медведев, Екатерина Бирюкова, Максим Семеляк, Николай Молок, да и другие… И среди внештатных были отличные авторы, многих из которых мне до сих пор не хватает, вот если бы собрать их всех вместе, какой бы мог быть роскошный ресурс.

— В каком качестве вам интереснее работать — пишущего автора или редактора отдела?
— Поскольку наш отдел — коллективное дело, я не могу сказать, что являюсь настоящим руководителем. Я, скорее всего, координатор. Решения мы принимаем коллегиально, по очереди ведём полосу, и если нам приходится искать нового сотрудника, то берём только единомышленников. А тексты писать я очень люблю.

— Как происходит отбор тем, персоналий для номера? Вы их отбираете из новостной ленты?
— Я думаю, наши сотрудники узнают про большинство событий раньше, чем это становится достоянием новостной ленты. К тому же, поскольку каждый из наших авторов ведёт свою тему, являясь специалистом в этой области, мне было бы странно диктовать, например, Андрею Немзеру или Сергею Хачатурову: напиши-ка вот про это. Если доверяешь человеку как специалисту, то доверяешь и его оценкам. Конечно, за событиями в своей области они следят гораздо пристальнее меня.

Именно потому, что мы делаем ставку на индивидуальность пишущего для нас человека, его выбор — это всегда позиция. Дина Годер, пишущая у нас про театр, не пропустит премьеру, которую считает важной. Тоже могу сказать и про Анну Гордееву, балетного критика, и Юлию Бёдерову, музыкального обозревателя. Я и Станислав Ф. Ростоцкий пишем про кино и легко делим между собой фильмы. Я, кроме того, пишу и про общекультурные проблемы.

Обычно отдел культуры выполняет функцию подсознания всего издания. Мало кто фурычит в экономике, немногие способны разобраться в хитросплетениях нанотехнологий, однако в культуре, как в воспитании детей, «разбираются» все. Оттого и читают в первую очередь именно её.

К сожалению, мы не можем взять в штат всех, кто с нами сотрудничает на постоянной основе, но, в сущности, с ними отношения строятся так же, как и со штатными авторами. Конечно, хочется расширять тематику, но это как раз зависит от наличия людей. Если находим человека, пишущего о чём-то для нас интересном, предлагаем ему сотрудничать. Мне иногда звонят девочки-мальчики: «Здравствуйте! Я занимаюсь культурой, можно у вас работать?» «Чем конкретно вы занимаетесь?» «Пишу про всё: книги, фильмы, выставки…» «Спасибо, не надо». Это принципиально: человек в состоянии профессионально судить о чём-то, только если он изучил эту область, занимается ею специально, находится в контексте.

У нас, пожалуй, есть только один общий принцип: мы договорились, что не пишем о юбилеях. Сегодня принято отмечать юбилеи каждые пять лет, и уже невозможно каждый раз подводить итоги! Другое дело, если юбилей сопровождается большим фестивалем или какой-то итоговой работой, но это редко бывает.

— Редактируете ли вы тексты перед публикацией?
— Постоянные наши авторы почти не нуждаются в редактуре, но приятно сознавать, что коллега уточнит формулировку, если будет нужно. Другое дело, что некоторые авторы со стороны, бывает такое, пишут интересно, но неряшливо, тогда приходится править или сокращать.

— Зависите ли вы от начальства в выборе тем, характере их подачи?
— У нас, слава Богу, начальство не менялось, и мы за эти годы отлично притёрлись друг к другу. Требования руководства известны: например, я точно знаю, какие заголовки главному редактору газеты — Владимиру Семёновичу Гуревичу — не понравятся. Главный редактор тоже знает наш уровень. Естественно, бывает, что что-то нравится больше или меньше, но конфликтов и проблем я что-то не помню.

— Есть ли виды искусства, предпочтительные для освещения, и те, которые в загоне?
— У нас всё зависит от наличия специалиста. Например, у нас есть хороший балетный критик — Анна Гордеева, и поскольку она за балетом и современным танцем следит пристально, то мы ничего в этой — всё-таки довольно специальной — области не пропускаем. А вот про моду мы совсем не пишем, некому, а было бы интересно. Если бы было можно, мы бы взяли специалиста по архитектуре, по поэзии…

— Про что больше читают — про кино, театр, балет, книги?..
— Думаю, что дело опять же не в теме, а в личности пишущего. Для газеты важно, чтобы наши авторы были экспертами и авторитетами в своей области, тогда их тексты всегда найдут своего читателя. А то, что в нашей культуре экспертное мнение в принципе мало востребовано, — большая проблема культуры. Вообще-то, честно сказать, сегодня самые въедливые читатели — это пиарщики. Но вы себе не представляете, какие страсти кипят, к примеру, среди поклонников серьёзной музыки — там легко и на личности переходят…

— Должен ли быть, по-вашему, у отдела общий стиль, или каждый автор пишет по-своему? Когда вы приглашаете нового человека в отдел, вы это обговариваете?
— Мы приглашаем таких людей, которые нам подходят. Когда отдел организовывался, именно отбор людей был самым важным. Если выбрать правильных людей, дальше всё само пойдёт правильно.

— Есть ли для вашего отдела запретные темы и персоналии?
— Есть вещи, на которые, как нам кажется, неприлично реагировать. Если это находится за пределами искусства, например… Если вы имеете в виду, запрещают ли нам про кого-то писать или есть ли негласные списки, то такого нет. Это может быть только внутренняя позиция. Например, вряд ли нашему художественному обозревателю придёт в голову писать о выставке Шилова. Но если какое-то важное событие связано с ним или его музеем — все его работы, например, купил бы Эрмитаж, — тогда мы, конечно, об этом напишем.

— Могут ли СМИ и, в частности, ваш отдел влиять на текущую жизнь культуры? Пример: режиссёр, прочитав вашу рецензию на свой спектакль, увидит в нём то, что не видел до этого.
— Мне кажется, нельзя представлять контакт между критиком и художником так прямо. Есть другие формы влияния. Если критик считает некое явление важным, о нём надо написать, поддержать его тем, что попытаться понять, объяснить, назвать вещи своими именами. Это для дебютанта важна положительная рецензия, а для состоявшегося художника важнее правильное понимание. Но дело не в реакции самого творца, гораздо важнее для культуры то, что художественное явление должно быть осмыслено. Сегодня очень многое никак не описано, не осмыслено и не соотнесено с другими явлениями, поэтому пропадает, не оставив никакого следа.

Поскольку сегодня почти не осталось искусствоведческих журналов, их функции приходится брать на себя газетной критике. Естественно упрощая. Сейчас сложное время для серьёзной работы с культурой, но вдруг маятник качнётся в другую сторону?.. Поэтому пока мы боремся с энтропией.

— Вы театровед, кинокритик. К этим рубрикам вы пристрастнее относитесь, чем к другим?
— Конечно. Иногда мне кажется, что про этот фильм или спектакль надо иначе писать, но наши сотрудники — люди самостоятельные, у каждого своя позиция.

— По каким критериям вы выбираете главный материал, шапку полосы?
— Обычно в шапку попадает главное событие дня, но если такового нет, тогда то, что способно заинтересовать большинство: кинопремьера, например. То есть это мы думаем, что кино интереснее для всех, но это не обязательно так.

— Можете назвать запомнившиеся материалы, тексты как события своей полосы последнего времени?
— Вот так с ходу трудно, мы ведь ежедневная газета, каждый день происходит столько разного. У всех бывают как особо яркие, удачные тексты, так и проходные заметки. Но всё-таки для газеты важнее не отдельный текст, а качество постоянного присутствия журналиста на полосе.

Беседовала Елена Калашникова




ОТПРАВИТЬ:       



 





Как была устроена редакция советской газеты

Кто собирал номер, кто читал «проблемные статьи» и как текст отправляли в ЦК КПСС

До 1991 года в нашей стране 5 мая отмечался «День советской печати», который был приурочен к выходу первого номера большевистской газеты «Правда».
«Действовал принцип коллективной ответственности за каждое печатное слово. Ни один журналист не действовал сам по себе, от своего имени. Но входил в команду, в штат редакции, где не только сам отвечал за свои слова — за него отвечали и многие должностные лица в газете или журнале», — Альберт Плутник, легендарный журналист газеты «Известия».

05.05.2014 13:00


Пик гонений на СМИ пришёлся на 1913 год

Есть с чем сравнивать: по-прежнему с 13-м годом

Патриотическая мысль рисует 1913-й как год наивысшего расцвета и стабильности России за всё время её существования. Этот же год явился пиком гонения на независимые СМИ. Если в 1906 году на печать было наложено 16 штрафов, то в 1913-м – 340, более сорока редакторов были посажены в тюрьму. Сегодня видна та же закономерность: по мере нарастания стабильности гонения на СМИ только усиливаются.

24.12.2013 14:45


Закончились «времена больших волнений»

Немецкие газеты покидают Россию

Немецкие издания Frankfurter Allgemeine и Die Zeit объявили о резком сокращении штата корреспондентов в московских отделениях. Так, например, издание Frankfurter Allgemeine, у которого штат доходил до трех корреспондентов, с осени будет представлен в Москве одним журналистом, а корпункт Die Zeit вовсе будет закрыт. Все дело в том, что, как пояснили представители изданий, в России закончились «времена больших волнений» и качественного освещения событий уже не нужно держать столько сотрудников.

06.02.2013 14:35, Алексей Чернега


Почему хочется, чтобы пресса выжила

Постепенно приходит понимание, что схема «сам себе журналист» не является панацеей

Смерть печатной прессе - всему общественному институту с профессиональными журналистами, редакторами, корректорами, издательствами - за последнюю сотню с небольшим лет предсказывали неоднократно.

09.01.2013 16:30, Виктория Доронина


«Из консервативного журнала либерального толка издание превратилось в откровенный рупор пропаганды для среднеобразованных людей»

Размышления на отдыхе о свежем номере «Economist»

Традиционный отпускной сезон всегда приятно помимо ничего-не-делания использовать для исполнения мелких вещей, до которых никак не доходили руки. Вот и я решил наконец подцепить на свою таблету электронную версию Economist. На бумажную версию был подписан всегда, но с постоянными перелетами вечно подбираю уже устаревшие номера. Вот и решил нагнать прогресс и перестать отставать от любимого издания.

20.08.2012 14:01, Aндрей Дикушин


Пресса под прессом

Какая судьба ждет печатные и отраслевые СМИ в новых законодательных реалиях?

При всех затруднениях, которые тотальный запрет на рекламу алкоголя создал для самых разных площадок, в деле с новой редакцией старого закона есть один едва ли не главный «пострадавший». Речь о печатной прессе, которая и так переживает не лучшие времена в связи с ростом интернета, а теперь имеет все основания ждать для себя еще худших.

08.08.2012 10:04, Наталья Малютина, Евгений Чепурной


«Гардиан» перестаёт быть газетой в привычном смысле слова

«Мы, как апостолы, убеждали всех довериться социальным сетям»

Алан Расбриджер - человек занятой, о чём известно по обе стороны Атлантики. Кажется, что он вездесущ: по эту сторону океана он занимается журналистикой, экспериментирует с «Твиттером», руководит освещением скандала с прослушиванием телефонных разговоров, в результате которого одного за другим увольняют администраторов и редакторов принадлежащего Руперту Мердоку издания «Ньюс интернэшнл». По ту сторону Атлантики он организует филиал «Гардиан» в Нью-Йорке, призванный утвердиться на американском рынке СМИ за счёт активного распространения электронной версии газеты.

03.08.2012 08:30, Джастин Эллис


«Хулиганы» из «Коммерсанта»

Блогеры обсуждают громкие отставки в издательском доме

Владелец ИД «Коммерсантъ» Алишер Усманов уволил главреда журнала «Коммерсантъ Власть» Максима Ковальского и гендиректора холдинга Андрея Галиева. Гендиректор ИД «Коммерсантъ» Демьян damian Кудрявцев написал заявление об уходе.

13.12.2011 14:30


Нетрудовые будни

Редакция «Известий» выходит на работу, но не выпускает газету. Издатель не уведомил сотрудников о прекращении выхода издания

«Известия» переходят к новому издателю, но далеко не в полном составе. Почти 200 человек из прошлой редакции рискуют остаться без работы и выходного пособия. Однако газета существовать не перестанет — теперь её будет выпускать ООО «Айньюс», возглавляемое Арамом Габреляновым.

06.06.2011 07:40, nata-kochetkova


«Кричать о том, что печать умирает, преждевременно»

Интервью с новым исполнительным директором ГИПП Мариной Давыдовой

Чуть больше месяца назад, 15 марта 2011 года, Гильдия издателей периодической печати избрала нового исполнительного директора — Марину Давыдову, которая семь лет своей карьеры отдала ГИПП. Юлия Казакова, возглавлявшая гильдию с 2002 года, перешла в мэрию Москвы заместителем руководителя департамента СМИ и рекламы.

22.04.2011 08:00, Анастасия Алексеева






 

Новости

В Москве завершился хакатон HACKNOWLEGE II
30 июня Ассоциация интернет-издателей провела хакатон HACKNOWLEGE II, нацеленный на создание проектов на основе открытых данных и свободного контента. По итогам хакатона экспертным жюри было присуждено 5 призовых мест за наиболее интересные проекты.
АИИ подвела итоги конкурса «Сделай вклад в Ноосферу!»
Конкурс был нацелен на привлечение внимания разработчиков, креативных авторов и исследователей к теме общественного достояния. Призовой фонд составил 140 тысяч рублей.
Цифровая платформа «Ноосфера»: новые перспективы открытого доступа
В рамках 26-й Международной конференции «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» состоялась презентация результатов реализации проекта Цифровая платформа «Ноосфера», а также обсуждение возможных путей дальнейшего развития проектов открытого доступа в России и мире.
В Москве пройдет хакатон по открытым данным HACKNOWLEGE II
30 июня 2019 года Ассоциация интернет-издателей проведет хакатон по созданию проектов на основе открытых данных HACKNOWLEGE II. Среди участников мы ждем программистов, проектировщиков, дизайнеров и специалистов по работе с профильными сервисами.
В Великобритании запретили использовать гендерные стереотипы в рекламе
С 14 июня в Великобритании вступил в силу запрет на использование негативных гендерных стереотипов в рекламе, пишет BBC.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.