Подписаться на обновления
29 сентябряВторник

usd цб 78.6713

eur цб 91.4790

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Вячеслав Шадронов   четверг, 11 июля 2013 года, 15:12

Длинные женские дни
Международный смотр дебютных кинолент в Вологде: обзор конкурсных кинопремьер


Кадр из фильма «Длинные светлые дни». //voices-festival.org
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Формат проходящего в Вологде международного кинофестиваля «VOICES» (VologdaIndependentCinemafromEuropeanScreensFestival) предполагает участие в конкурсной программе дебютных либо вторых полнометражных картин молодых европейских режиссеров. В этом году это были представители России, Грузии, Польши, Дании, Франции, Германии, Италии, Испании, Нидерландов.

Качество работ в конкурсе, конечно, оказалось очень разным, что естественно. Куда более удивило жанровое разнообразие картин.

"Воскрешение ублюдка" реж. Гвидо ванДриль

На ММКФ самой интересной была программа "Малые голландцы", и конкурсные кинопоказы в Вологде тоже открылись нидерландской картиной - такой активности в «перекрестные года» не развивали, кажется, ни французы, ни итальянцы, ни немцы.

"Воскрешение ублюдка" - мастерски сделанная вещь, особенно в плане драматургии, тонко балансирующей на грани криминально-психологической драмы и черной комедии, но все-таки, на мой взгляд, не дотягивающей до шедевра скорее по мировоззренческим, нежели формальным художественным позициям. Точнее, по несовпадению одного с другим.

Главный герой, тот самый умирающий и воскресающий "ублюдок" по имени Рони - гангстер, решающий со своим не менее лютым напарником вопросы любой сложности предельно простыми способами.

В начале фильма мы видим его с повязкой на поврежденной шее, молчаливым и задумчивым. Затем в развернутом флэшбеке является прежний Рони, которому и собственных близких не жаль, а уж подавно ничего не стоит ударить чужого ребенка, забить насмерть ни в чем не повинную женщину. А что он может сделать с парнем, тем более черным, и говорить нечего: ко всякого сорта членовредительству приучает современное, в первую очередь азиатское, корейское кино, но даже там, не припоминаю, чтоб пылесосом глаз высасывали.

Теперь понятно, о чем задумался Рони: о женщине, которая случайно зашла за вещами в квартиру, где пытали должника, и пыталась защитить сына.

Напарник удивляется, а Рони случился, выражаясь по-толстовски, "духовный переворот". Присущие "Воскрешению ублюдка" черты, характерные для голландского кино, в частности, вклинивающиеся в повествование сюрреалистические кошмары персонажей, где насилие обретает гротескные формы и масштабы, во многом комичный образ гангстерского биг босса, которого зовут почему-то Джеймс Джойс, определяют стилистику картины, но ее подоплека явно уводит совсем в другую сторону.

Может и случайно, но "Воскрешение ублюдка" не только исполнено позднетолстовского пафоса, но и уже в названии перекликается с последним романом опростившегося графа.

Преступник-садист, сам оказавшись жертвой насильственной мести, кидается в "непротивленчество", и когда дед с бабкой осиротевшего мальчика пытаются его убить, вместо того, чтоб спасаться, защищаться, он старается помочь деду, когда того неожиданно прихватил приступ астмы.

Те, со своей стороны, тоже отказываются мстить убийце дочери, сначала дед, опускающий пистолет, а потом, но не сразу, и старуха, хотя она-то предварительно лихо побегала по полям за гангстером, наставляя на него дуло - и этот эпизод, в котором совсем не чувствуется ирония, ни намека на юмор, у меня вызвал лишь недоумение.

Насилие порождает насилие, пора остановиться - можно эту позицию разделять или нет, но в любом случае для столь изощренного художественного произведение мысль, кажется, мелковата.

В фильме масса и других побочных мотивов, в разной степени опосредованно связанных с главным - начиная с умирающего кота хозяйки гостиницы, где остановились Рони со своим подручным, путешествующие в поисках покушавшегося на его убийство, заканчивая историей про гибель святого Бонифация, который из желания принести христианство во Фрисландию, рубил с библией в руке священные дубы и вязы древних фризов, и те его самого зарубили - в финале Рони вместе с уцелевшим во всех этих перипетиях африканцем сидит в ветвях дерева, хотя африканец и замечает напоследок, что деревья во Фрисландии, получается, не вполне безопасное место.

"Королевы ринга" реж. Жан-Марк Рудницкий

Можно было бы посчитать "Королев ринга" женской версией "Мужского стриптиза", если бы таковая уже не имелась в виде симпатичных "Девчонок из календаря".

"Королевы ринга" не симпатичны, а скорее наоборот, и в них нет ни одной свежей мысли, сплошные клише - сюжетные, характерологические, идеологические.

«Северный характер», работающий в Мурманске с 2008 года, показывает короткометражки скандинавских кинематографистов. Вот и сейчас, в московский кинотеатр «Звезда» привезли для показа, фильмы из Швеции, Норвегии и… России («На берегу вселенной», единственная русская лента программы, снята в Мурманске в 2012 году).

Пока героиня сидела в тюрьме, ее сын привык к приемным родителям. Освободившись, она не без труда находит работу в супермаркете, но вернуть сына оказывается еще труднее. А мальчик-подросток любит реслинг.

Так возникает идея создать из продавщиц супермаркета реслинг-команду. Одну из продавщиц играет моя любимая Натали Бай, их тренера - Андре Дюссолье, но прекрасные актеры не могут вытянуть эту шнягу на сколько-нибудь достойный уровень. Все сделано по фабричным стандартам.

Бабенкам предстоит бороться с опытными и сильными мексиканками, а также с собственными комплексами и предубеждениями окружающих, им это удается и сын главной героини пусть не готов покинуть ради мамы приемную семью, но соглашается приходить к ней на выходные. Королева в восхищении.

"Бесчувственные" реж. Хуан Карлос Медина

Девочка находит свою сестру в лесу, та вся в огне, но будто не замечает этого, и вместо того, чтоб потушить пламя на себе, сестру тоже поджигает - не пытайтесь повторить в домашних условиях, работали профессионалы.

Так или иначе эффектное начало, ничего не скажешь, и дальше еще занятнее. События развиваются в двух временных планах.

В 1931 году в одной деревне обнаружилась целая группа детей, совершенно не способных чувствовать боль, поэтому опасных как для себя, так и для окружающих. Детей изолировали, а чтобы исследовать феномен, выписали из Германии доктора-еврея, которому очень кстати пришлась возможность покинуть нацистский Рейх.

Но в 1936 году пришли коммунисты, а вскоре за ними явились франкисты, коммунистов поубивали, обнаружили бесчувственных детей, коммунистов поубивали, а детей оставили, доверившись доктору Гольцману, которого отчего-то приняли за немца-союзника. Доктор, однако, из жалости решил детей умертвить, но самый живучий перехитрил его и убил.

В 1940 году пришли уже немцы-эсесовцы, нашли замурованного выжившего и подросшего с тех пор ребенка (бытовой сообразности, как уже было понятно с самого начала, тут лучше не искать), приметили руну на его теле и дали кличку Бергана.

И стал Бергана бесчувственным палачом, неизменным подручным в пытках коммунистов, продолжавшихся уже и без немцев в 1950-е, в 1960-е.

А в наши дни некий доктор попадает в автоаварию, беременная жена погибает, шестинедельный плод удается спасти, но у доктора обнаруживается лейкоз.

Требуется донор костного мозга, каковым может стать только родственник - и тут родители доктора признаются, что он приемыш. Доктор начинает копаться в собственном прошлом и выясняет, что отец его работал следователем (более известным под кличкой "духовник") в той самой тюрьме, где пользовали в качестве бесчувственного мясника Бергану.

Но однажды Бергана вместо того, чтоб изувечить девушку-коммунистку, влюбился в нее, у них родился ребенок - следователь его забрал и вырастил того самого доктора.

Чтоб уж никому не показалось мало, доктор после того, как приемная мать вскрыла себе вены, а отец застрелился, отправляется в тюрьму, где был зачат, и обнаруживает замурованного с телом своей родной матери, несколько постаревшего, но все еще живого и довольно бодрого, учитывая время и обстоятельства, биологического отца. Который (сценаристы латиноамериканских сериалов рыдают от зависти) узнает в докторе родного сына, но все тут же (композиционно закольцовывая финал с прологом) исчезает в пламени.

Испанские комплексы по поводу франкизма, со стороны еще менее понятные, чем немецкие, поднадоели давно, но в "Бесчувственных" они реализуются уж очень заковыристым образом. Так что поди еще свяжи отсутствие чувства боли у детей с пытками коммунистов, лейкоз с недоношенным плодом, и вся эта избыточная, перегруженная необъяснимыми сюжетными поворотами двуплановая интрига, увенчанная горой изуродованных трупов, подавляет всякое разумное начало сама по себе, безотносительно к историко-политической подоплеке.

"Сальво" реж. ФабиоГрассадония, Антонио Пьяцца

Если я правильно улавливаю, в названии фильма и, соответственно, имени главного героя присутствует семантика "спасения", "спасителя". И действительно, сицилийский мафиозо Сальво, расправившись по заданию босса с полицейским, организовавшим засаду на них, пощадил его сестру.

ЙосСтеллинг снял очень русский во многих отношениях фильм. Добравшаяся до нашего проката «Девушка и смерть» (2012) обладает особой эмоциональной пронзительностью, свойства которой даже как-то сложно сформулировать для себя и которая вполне может составить триумвират шедевров Стеллинга со «Стрелочником» и «Иллюзионистом».

Фактически он ее похитил и изнасиловал, но, как водится, между ней и Сальво, сыгранным приглашенным из Палестины актером-арабом, возникает специфическая привязанность.

Сальво держит ее взаперти, но не убивает и не сильно мучает - чем вызывает недовольство босса и уже сам становится жертвой мстительной мафии. Вместе они пытаются бежать, но Сальво умирает от ран.

Сюжет не особенно оригинальный, но обычный для криминальной драмы, однако "Сальво" - кино медлительное, нарочито нудное, и девушка поначалу кажется не только слепой, но умственно отсталой, а потом вроде ничего, здоровенькой становится. Что принципиально хуже банальности и вторичности - претенциозность, и развитие действия (которое никак не развивается), и ритм (неспешный настолько, что я с завистью наблюдал, как член жюри Яна Троянова выбегает за пивом, в десять утра без пива такое кино смотреть невозможно), все тут подчинено и обусловлено не внутренней логикой, не художественными задачами, но исключительно форматом, все сделано из желания этому абстрактному "формату" соответствовать. И картина соответствует - в этом смысле она вполне кондиционная.

"Студия звукозаписи Берберян" реж. Питер Стрикленд

Не так уж много вроде бы есть произведений, сюжет которых завязан на озвучке фильмов - а начнешь вспоминать, и на ум приходят исключительные шедевры, от "Голоса" Авербаха до "Липсинка" Лепажа, ну в крайнем случае пьеса Хюрлимана "Синхрон", поставленная в Москве когда-то Карбаускисом на сцене "Табакерки". "Студия звукозаписи Берберян" поначалу напоминает "Синхрон", только там озвучивали порнуху, а здесь выписанный из Британии звукорежиссер Гилдерой (Тоби Джонс) подрядился работать на итальянском малобюджетном ужастике. Какая-то неинтересная для него мистическая хрень про ведьм с пытками и расчлененкой. Честный профессионал, он через силу старательно отрабатывает обещанный гонорар, хотя не то что денег за труд, но даже компенсацию за авиабилет не может выбить из бухгалтерии. Дорогу не хотят оплачивать, утверждая, что рейса такого не было, унижают, в общем, издеваются едва ли не изощреннее, чем над ведьмами в фильме.

Режиссер Сантини прикрывается то пафосными речами о правдивой подоплеке своего произведения и необходимости честно рассказать о том, как пытали ведьм, то апеллирует к профессионализму Гилдероя, но чаще - просто оказывает психологическое давление.

Картина Стрикленда строится на простом и эффектном стилистическом приеме: мы практически не видим кадров из фильма, над которым работает герой, но слышим звуки и наблюдаем, каким образом имитируется, например, треск вырванных с корнем волос или шипение раскаленного прута во влагалище.

И, с другой стороны, чисто технические детали озвучки второсортных киноподелок сами по себе очень забавны, а комизм этой стороны происходящего оттеняет экзистенциальный абсурд основной сюжетной линии.

Потому что, с другой стороны, шарашкина контора, куда попал англичанин, оборачивается для него миром кафкианского абсурда. Великовозрастный маменькин сынок, читающий слащавые письма про гнездование пеночек в саду, безнадежен, потуги отстоять свои интересы пропадают впустую, он почти добровольная жертва обстоятельств. Даже история пеночек из маминых писем тоже оборачивается кошмаром, как и история самого Гилдероя, хотя перед глазами у него пример альтернативного поведения: в отместку за сексуальные домогательства продюсера актриса озвучания уничтожает готовые пленки, но берут другую артистку и дело идет дальше.

С Гилдероем происходит примерно то же, что с персонажами "Внутренней империи" Линча или "Синекдохи, Нью-Йорк" Кауфмана, грань между кино и реальностью размывается, герой становится как бы частью воображаемого мира, и в этом смысле "Студия звукозаписи" (режиссер назвал ее в честь певицы армянского происхождения, лично мне неизвестной) кажется несколько вторичной.

Но выполнена она очень интересно, сквозь фильм ужасов про ведьм в кошмарах и наяву пробивается предыдущая поделка Гилдероя, приторная рекламная документалка "Бокс-хилл" (щедро и своевременно оплаченная, между прочим), как сквозь бытовые реалии студии звукозаписи прорастает настоящий фильм ужасов, и такая многослойная структура ставит, в общем, ни к чему не обязывающую картину в один ряд с очень значительными произведениями.

«Студия звукозаписи Берберян", на мой субъективный взгляд, была лучшей или, по крайней мере, наиболее любопытной картиной в вологодском конкурсе. Но жюри под председательством Белы Тарра продемонстрировало пристрастие к одному-единственному жанру и стилю, проигнорировало и притчи, и фантасмагории, раздав все призы, за одним лишь исключением, снятым в реалистической манере социальным драмам. Таким исключением, по счастью, оказался "Смотритель", хотя приз ему достался за лучшую мужскую роль, а главные достоинства картины явно в сценарии и режиссуре.

"Смотритель" реж. Катрин Видерман - лучшая мужская роль (Ларс Миккельсен)

Датская картина очевидно выделяется на фоне не только конкурсной программы фестиваля, но вообще новейшего европейского кино своим художественным качеством - начиная с того, как умно и оригинально, несмотря на избитый сюжетных ход с явлением ангела на землю, она придумана.

Пер - немолодой смотритель многоквартирного дома, мы бы сказали - домоправитель или завхоз, ну в общем, смотрит он за квартирами и однажды в пустых апартаментах обнаруживает невесть откуда взявшуюся девицу, прекрасную лицом, телом и шелковистыми светлыми волосами, завернутую в занавеску, и никакой другой одежды на девице нет, помимо еще неизменной за весь дальнейший фильм блаженной улыбки на лице.

Естественно, одинокий мужчина, от которого ушла жена, который не хочет знаться со взрослым сыном-наркоманом, вышедшим из заключения, и даже к единственному собутыльнику не питает уважения, сразу переходит к делу: "плати аренду", говорит он, раздвигает ей ноги и получает "плату" такую, какую только и можно взять с голой, не произносящей ни слова девицы.

Через некоторое время Пер "делится" своей находкой с собутыльником, тот девицу пользует аналогичным образом, и вдруг выясняется, что в результате соития оба мужика исцеляются от давно их терзавших болезней, у кого спина проходит, у кого колено. Проверяют еще на одном знакомом - действует. Предприимчивый собутыльник уже готов поставить дело на поток и коммерческую основу, желающие исцелиться, паралитики и убогие, вплоть до детей, страдающих раком крови, идут толпой, ставят под дверью свечки и картинки.

В общем, квартирка Пера, куда он перенес девицу из съемных апартаментов, превращается в мини-подобие Лурда. Тем временем приходится делить имущество с бывшей женой и отпихиваться от сына, выпрашивающего деньги. А девица по-прежнему не говорит ни слова, все также улыбается, мало того, не ест, не пьет, хотя потихоньку учится - Пер вынужден запихивать ей в рот бутерброд колбасой, заставлять ее жевать (она не умеет), потом подтирать собственноручно ей попу (этого она не умеет и подавно). Она ангел, смекают все посвященные в тайну, но "ангел" в "Смотрителе" неслучайно похож на куклу Барби внешне.

Проблема "Смотрителя", как и всего европейского кино (за исключением, конечно, польского) глубже, она лежит не в художественной плоскости, а в мировоззренческой. Барбиобразный ангел в "Смотрителе" - лишь фикция, функция, условный прием. Режиссер тонко разрабатывает взаимоотношения Пера с родными и с окружающими, но природа девушки ее не интересует совершенно, не должна интересовать и зрителя: откуда она пришла, куда ушла - вопросы бессмысленные, поскольку речь не о возможности присутствия в мире дольнем посланцев из мира горнего, а о том, как в подобной гипотетической модели выстраиваются чисто человеческие - семейные, социальные - связи.

И кино, при всей сказочной условности, получается очень человеческое, можно сказать, душевное, но за пределы этой "человеческой" плоскости не выходит и выйти не способно.

"Женский день" реж. Мария Садовска - лучшая женская роль (КатажинаКвятковска)

Как же быстро молодые польские кинематографисты, которым не по двадцать лет, все-таки, забыли, что из себя представлял "реальный социализм", и вслед за своими западными "продвинутыми", но не имеющими соответствующего личного и исторического опыта коллегами взялись бичевать язвы капитализма. Не гнушаясь того, что в случае с поляками обидно вдвойне, самыми пошлыми штампами идеологическими и формальными.

Две примерно равные по продолжительности части "Женского дня" - два разных фильма, в сущности, в разных стилистиках решенные и с разными задачами придуманные.

Первая - европейская соцдрама о продавщице сетевого супермаркета "Бабочка", неожиданно получившей повышение и ставшей менеджером, что означает: вынуждена была подделывать документы, обижать подчиненных, своих бывших коллег, и в том числе школьную подругу, которую довела до выкидыша, и заодно еще спать с женатым региональным директором.

Ни случайно умерший посетитель, ни выкидыш подруги, ни естественная нужда отойти в туалет не должны препятствовать получению прибыли, продуктивности - такова природа капитализма, лояльность - прежде всего.

Вторая –«голливуд за три копейки»: уволенная со скандалом после выкидыша во время инвентаризации героиня (в Голливуде ее наверняка сыграла бы Джулия Робертс) подает иск против фирмы, ее прессуют, угрожают ей и дочери, над ней нависает перспектива выселения из квартиры за неоплаченную ипотеку.

Женщина боится, сомневается, готова забрать заявление, но ее поддерживает дочь-подросток и, морально, умирающая от рака мать, но самое важное - весь трудовой народ, соседи и коллеги, которые, отбросив частные обиды, подымаются на священную борьбу с капиталом - и надо же, выигрывают.

Потому что капитализм, в отличие от социализма, отнимая очень многое, и здоровье, и время, и чувство собственного достоинства, оставляет при этом и независимый суд, и смелых адвокатов, и свободную прессу, без которой героиня точно не справилась бы.

Вот и стоило бы для начала, прежде чем сзывать народ, припомнить, для сравнения, что было в Польше, когда однажды мир капитала уже был порушен и трудовой народ якобы взял власть в свои руки. Конечно, "Женский день" - это не "За Маркса" Светланы Басковой, до такого уродства и безвкусицы польское кино не может опуститься при всем желании. И продавщицы польского супермаркета сражаются за права трудящихся, не обсуждая в минуты досуга переписку Гоголя с Белинским, не глядя фильмов Годара и не размышляя о различиях систем Станиславского и Брехта.

К Катажине Квятковской, получившей приз за лучшую женскую роль, и подавно претензий нет. Но с другой стороны, в Басковскомсоц-трэше с участием полупрофессиональных исполнителей есть некое подкупающее своеобразие, обаяние неловкой, но ручной работы, а "Женский день" - стандартный продукт из кинематографического супермаркета.

О том, что продукт сделан в Польше, напоминает лишь обязательныя для польского кино религиозный контекст. Дело не только в том, что дочка героини говорит, что Бога нет, а бабушка ей возражает, что Бог везде и даже в супе.

В фильме монтируются эпизоды мессы в костеле и тренинга для менеджеров, где их мотивируют на продуктивность буквально языческими камланиями. Да, капитализм становится новой религией, и хотя, как мне кажется, религию (точнее, некий искусственный сатанинский культ) из него делают радетели за трудовой народ из числа творческой интеллигенции, в любом случае хорошего мало. Но стоило бы для начала вспомнить, что происходит, когда религией становится социализм.

"Длинные светлые дни" реж. Нана Эквтимишвили, Саймон Гросс - лучший фильм

На автомате возникает ассоциация с "Долгой счастливой жизнью" Хлебникова - впрочем, Хлебников заимствовал формулировку тоже, и лучше не искать в грузинско-германском проекте киноманских подтекстов.

Грузинская кинематографистка давно живет в Германии (как почти все художники, композиторы и писатели из Грузии), снимает на немецкие деньги.

В 1989-м году я приехал в Грузию и был поражен, после нашего дефицита (к тому моменту в России по талонам давали не только мясо и масло, как раньше, но уже и все остальное, от яиц до водки), изобилием и разнообразием продуктов.

Действие фильма происходит в 1992-м, и за три года изменилось все - сейчас режиссерской паре пришлось специально искать натуру, поскольку ситуация выправилась с тех пор, но тогда - перебои с продуктами, давка в очередях за хлебом, криминал, нарастающий абхазский и осетинский сепаратизм, обернувшийся сегодня фактической оккупацией этих грузинских территорий, отторжением их от Грузии.

Главные героини - Эка и Натия, девочки-подростки, школьные подружки с похожими, но разными судьбами, у одной отец-пьяница, у другой его вообще нет, то есть он где-то есть и девочка пытается выяснить, копаясь в материнской шкатулке с документами, где именно он находится - потом оказывается, что в тюрьме за убийство, и сын убитого им продолжает Эке мстить, издеваясь над ней.

Натия выглядит более взрослой, за ней ухаживают два парня - симпатичный ровесник Ладо и, как выражаются именно с начала 90-х, "серьезный" Котэ.

Натия не собирается замуж, но Котэ с дружками похищает ее прямо из хлебной очереди. Приняв свое замужество как данность, Натия полюбить Котэ не может, ее семейная жизнь не складывается, и когда снова появляется Ладо, она ведет себя, на взгляд Котэ, вызывающе.

С самого начала в фильме присутствует пистолет, который по законам классической драматургии к концу должен выстрелить, а по стандартам новой драмы - не должен и не может.

Ну и конечно, после того, как Котэ зарезал Ладо, Натия собирается мужа убить, а Эка ей мешает, и Натия, осознав, что убийство ничего не исправит, отказывается от мести.

Пистолет выброшен в воду, Эка навещает отца в тюрьме, жизнь продолжается, кино заканчивается. Полностью соответствующее европейским ожиданиям грузинское кино, где экзотические кавказские страсти с любовной горячкой и поножовщиной разворачиваются на фоне социальных и политических проблем, с одной стороны, и прекрасных грузинских песен, танцев, народных обычаев - с другой.

Национальный кинематограф, произведенный и расфасованный по европейским стандартам - в любом случае более честный и художественно убедительный, чем, к примеру, двухчасовой рекламный ролик РезоГигинеишвили о туристической привлекательности Тбилиси, но в своем формате несамостоятельный, что несколько огорчает.

"Майор" реж. Юрий Быков - приз зрительских симпатий и приз за лучшую операторскую работу (Кирилл Клепалов)

О том, что "Майор" - фаворит у публики, понятно было еще до показа: ни на одном другом конкурсном сеансе зал так не заполнялся, как на фильме Быкова.

Честно сказать, Быков, играющий в своей картине одну из главных ролей, колоритного, сложного и резко отрицательного персонажа, возможно, куда больше, чем датчанин Ларс Миккельсен, заслужил приза как исполнитель.

В целом же произведение, мягко говоря, небесспорное. Хотя "Майор" сочинен по всем законам и понятиям о кинодраматургии.

Герой фильма, майор полиции (Денис Шведов), мчится в Рязань на всех парах после сообщения, что у его жены начались схватки, и на дороге сбивает насмерть семилетнего ребенка на глазах у его матери (Ирина Низина), не успев затормозить.

Мента сразу начинают отмазывать сослуживцы, на женщину давят, гаишник уже успел влить ей алкоголь под предлогом, мол, "выпей, успокойся", и теперь по всем документам она выходит сама во всем виноватая, пьяная не уберегла дитятко.

Бабу с мужем прессуют в ментовке, в том числе и физически, доводя мужика до отчаяния, так что он берет ружье и идет в отделение убивать виноватого, а стреляет в итоге случайного опера.

Мужа, кстати, Дмитрий Куличков играет, и уже одно это обстоятельство волей-неволей заставляет вспомнить мизгиревский"Конвой", где тот же Куличков выступал как бы за противоположную сторону.

Однако "Конвой" - лабораторный эксперимент. "Майор" же - кино будто бы живое, рассчитанное на эмоциональную реакцию. И чтоб реакция последовала с гарантией, режиссер долбает зрителя кувалдой по темечку, не отдыхая ни минуты.

Что характерно - если в американском варианте аналогичного сюжета героям предстояло бы бороться за справедливость через суд, преодолеть косность системы на местном уровне и добраться-таки, может и не без потерь, до истины, показав силу духа и возможность его торжества над мерзостью жизни, то здесь все подобные потуги обречены изначально.

Местный полковник (неожиданный в роли не просто законченного циничного мерзавца, но олицетворения всей системы Борис Невзоров) требует, чтоб дело решилось по-тихому, не выходя за пределы района, у него уже строительство затеяно на территории обреченной под снос общаги и выборы местной администрации на носу.

Значит, надо убрать всех свидетелей.

И вдруг у мента-убийцы, задавившего ребенка не поморщившись, взыграла совесть - чувствительный милиционер, видите ли, попался.

У него жена рожает (про нее как-то редко вспоминают в фильме), а он рефлексирует, переживает вину, готов в тюрьму сесть. Но система работает не вхолостую, убивают в камере отца погибшего ребенка, отправляется карательный отряд и за матерью - а сентиментальный мент хочет ее спасти, укрыть, привлекает, фактически в заложники берет гаишника, того самого, что бабе алкоголь после аварии вливал ради подставы (Илья Исаев).

Мораль "все менты козлы" - это, с одной стороны, мелко и грубо, с другой, банально и предсказуемо.

Художественные принципы требуют от режиссера, чтоб герой был неоднозначный, сложный, внутренне неспокойный, и вина падала не на него одного только, но на среду, его породившую и делающую описанные события возможными, повседневными. И вот гражданин полицейский начинает переживать - по логике искусства и против всякого здравого смысла.

Тем более, что все старания, понятно, бестолку - под угрозой расправы с собственной женой и новорожденным майор вынужден спасаемую жертву грохнуть, гаишнику тоже не жить - система выживает, уничтожая злокачественные клетки.

Виноват не индивид, виновата система - ок, проехали. Однако вопрос, какова природа этой системы, в фильме почему-то не ставится.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Иди в кино

Как работали советские киностудии

Производство кино, провозглашенного Лениным важнейшим из всех искусств, было на особом контроле советской власти.

29.08.2020 22:00, Анастасия Филиппова, diletant.media


Контрастная Англия времен Черчилля

Питер Дойл о работе над цветом в «Темных временах»

Как при помощи цветокоррекции акцентировали контрастность Лондона 40-х годов, можно ли сохранить операторский почерк, работая с цифровыми камерами и можно ли описать стиль фильма одним словом.

28.08.2020 20:00, tvkinoradio


Что нам делать с «Чиками»

Главное о нашумевшем сериале

«Казнить нельзя выкладывать» — с такой формулировкой создатели сериала «Чики» столкнулись уже после того, как вышла последняя серия. Мы попытались понять логику недовольных одним из главных российских сериалов если не года, то этого лета точно.

23.08.2020 19:00, Родион Чемонин, tvkinoradio.ru


Люди Севера, машины любви и волны безумия

5 фильмов фестиваля «ДОКер»

С 21 по 30 августа в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ярославле и Калининграде пройдет фестиваль авторского документального кино «ДОКер». «Сноб» выбрал 5 фильмов основного конкурса, которые никак нельзя пропустить.

22.08.2020 19:00, Саша Щипин для журнала «Сноб»


Смертная казнь за любовь к джазу

В музыкальном фильме «Мы из джаза» эпизодически всплывает персона капитана Колбасьева. Большинство зрителей считают этот персонаж вымышленным. Хотя Сергей Адамович Колбасьев — фигура реальная. Человек, проживший жизнь не самую долгую, но бурную и трагичную. Он не был музыкантом, но невероятно много сделал для развития джаза в советской России.

21.08.2020 19:00, Игорь Шушарин, izbrannoe.com


Школьные драмы в советском кино

От «Весны на заречной улице» до «Большой перемены»

Лучшее образование в мире, строгая дисциплина, подкованные по всем предметам ученики, идеальные учебники — таков образ советской школы. Вспоминаем, какими были ученики и педагоги в отечественных фильмах разных десятилетий.

19.08.2020 19:00, Мария Соловьева, culture.ru


Ольга Чехова: любимая актриса Гитлера или Штирлиц в юбке?

Жизнь немецкой дивы

Тайная жизнь великой актрисы до сих пор остается загадкой для историков. Была ли звезда Третьего Рейха агентом НКВД, вплотную подобравшимся к фюреру?

16.08.2020 19:00, Дмитрий Карасюк, diletant.media


Ламповые 80-90-е

Кино эпохи перемен без перестрелок и бандитов

Фильмы 90-х, перестроечное кино, пожалуй, самое честное, бьющее в лоб своей откровенностью, явление кинематографа. Показывать изменения без прикрас, называть вещи своими именами, бросать вызов, вскрывать старые нарывы, обличать, глумиться, говорить правду в глаза, идти против всех. Некий кино-пубертат общества, отражающий происходящие перемены.

15.08.2020 19:00, Инна Москальчук, cameralabs.org


«Пиноккио» можно смотреть в любом возрасте

Надо видеть: любимые фильмы Джорджа Миллера

Что смотреть после (или до) «Безумного Макса»? Режиссер картины делится фильмами, определившими его страсть к постапокалиптике, пустынным пейзажам, головокружительному действию, устрашающим грузовикам, погоням и иносказаниям.

14.08.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Надо видеть

Любимые фильмы Вуди Аллена

Публикуем список must see фильмов по версии Вуди Аллена. Какие картины повлияли на комика, скептика, невротика, ловеласа и великого режиссера?

08.08.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru






 

Новости

Первый шаг на пути к глобальной инфраструктуре — национальные IP-сети
Президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский принял участие в международной конференции «Глобальный цифровой рынок контента» Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO).
Международную Букеровскую премию дали за роман «Неловкий вечер»
26 августа был объявлен лауреат Международной Букеровской премии — им стала 29-летняя писательница из Нидерландов Марике Лукас Рейневелд. Награда присуждена за роман «Неловкий вечер» (The Discomfort of Evening), сообщается на сайте премии. Марике стала самой молодой победительницей за всю историю международного Букера.
Единственную уцелевшую рукопись Шекспира опубликовали в сети
Сотрудники Британской библиотеки опубликовали в сети оцифрованную рукопись пьесы «Сэр Томас Мор» — это единственный уцелевший подлинник, на страницах которого можно увидеть почерк знаменитого английского поэта и драматурга.
Умер итальянский композитор Эннио Морриконе
Итальянский композитор, аранжировщик и дирижер Эннио Морриконе умер в возрасте 91 года. Об этом пишет la Repubblica в понедельник, 6 июля.
Умер актер Виктор Проскурин
Он известен по ролям в фильмах «Большая перемена» и «Выйти замуж за капитана».

 

 

Мнения

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.