Подписаться на обновления
23 ноябряЧетверг

usd цб 59.0061

eur цб 69.4030

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера. Запуск 
Надежда Ткачук, Ангелина Горбунова   четверг, 2 июля 2015 года, 17:30

Длинные формы
Культура чтения в эру цифровой журналистики


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Мы живем в мире постоянно увеличивающихся скоростей, и становление пресловутого клипового мышления — уже не просто миф из далекого будущего, а совершающийся на наших глазах процесс. Лонгриды — одна из возможностей противостоять этому процессу, новая цифровая реальность, объединившая текст и мультимедиа в единое целое.

Ни для кого не секрет, что длинные, аналитические статьи постепенно теряют свою привлекательность: куда чаще мы обращаемся к ленте новостей или просматриваем короткие заметки на таблоидах, предпочитая не понимать, а быть в курсе. Изменилась и подача информации: в условиях, когда на первый план почти для любого издания выходят новости, борьба идет уже не столько за качество, сколько за скорость.

Сейчас один из немногих способов поддержать интерес к крупным формам — задействовать возможности современных технологий и создать такой материал, где наравне с крупным текстовым блоком будут выступать и мультимедийные составляющие. Журналистика длинных форм (от англ. Long form) позволяет читателю не только оценить событие со всех сторон и получить исчерпывающую информацию, но, что еще интереснее, подаёт её в разных форматах, будь то фотографии, видео, аудио, инфографика или даже 3D.

Лонгриды стали серьезным противопоставлением информационному фаст-фуду: в их основе лежит длинный текст, рассчитанный на долгое, серьезное чтение. Один из базовых принципов построения лонгридов — история, которая разворачивается во времени. Пробежать ее «по верхам», обратив внимание только на начало и конец, не получится: чтение в таком случае сродни просмотру начала и конца фильма, когда сюжет, герои и события остаются не увиденными.

С чего все начиналось

А началось все в далеком уже 2012 году, когда целая команда журналистов из The New York Times сделала по тем временам совершенно невероятный материал. Назывался он Snowfall: The Avalanche at Tunnel Creek («Снегопад: лавина в проходе Крик») и был посвящен группе горнолыжников, совершивших поход в Каскадные горы в США. При подъеме их застала лавина, из-за которой несколько человек погибли.

snowfall

Казалось бы, тема не выдающаяся. Уже давно отгремела самая страшная из всех войн с миллионами погибших, мир пережил ядерную бомбу, холодную войну, распад СССР, десятки цунами и сотни ураганов. Пережил он тысячи восхождений и походов — к концу 2010 года один Эверест забрал около 200 жизней.

Тем не менее именно этот материал смог рассказать целую историю, создать журналистский текст нового формата, без старых клишированных и порядком поднадоевших фраз, рассчитанных на предельную краткость. В ход пошли красочные описания февральских дней, появился обширный, чуть ли не в целую статью, бэкграунд. Поскольку материал размещался на отдельном ресурсе, постоянно мельтешащая и отвлекающая от чтения реклама не раздражала глаз, а поисковик сбоку не предлагал выбрать еще 10-20 статей, которые читателю «могли бы быть интересны». На помощь журналистам пришли веб-дизайнеры: только на первую крупную заставку со снежной пустыней и стелющимся по земле снегом можно смотреть как на язычки пламени — практически вечно.

Видео, аудио, графика, фото-галереи позволили читателю ощутить так называемый «эффект присутствия» и, что особенно ценно, не отвлекали от чтения. Органично сверстанные материалы делили текст там, где это было логически необходимо; читатель видел перед собой графические схемы метеорологических изменений, интерактивную карту, путь, пройденный горнолыжниками. Форматы СМИ очень различаются между собой именно за счет того, что по-разному показывают материал. Здесь же, в этом стройном мультимедийном оркестре, читатель смог оценить все возможности разных медиа, увидев нечто вроде разделенного на кусочки фильма.

Но и это еще не все. Фактически, ко многим материалам в 2012 году уже были подверстаны и видео, и фотографии. The New York Times не просто объединил все это в одном месте: благодаря эффектам, до этого использующимся только в видеоиграх, все составляющие лонгрида двигались с разной скоростью – что-то выступало на первый план, что-то оставалось в тени. Такой эффект впоследствии был назван «эффектом занавеса», или параллакс-эффектом.

К созданию этого проекта журналисты приложили просто титанические усилия: один только текст составил более 16 тысяч символов, что можно приравнять к пяти-шести полноценным статьям. Но девять месяцев непрерывной работы не пропали даром: уже через неделю материал насчитывал 3,5 миллионов просмотров. Было зафиксировано, что единовременно лонгрид читало около 22 тысяч человек, тратя на чтение около 12-20 минут.

Успех, конечно, феноменальный. В среде исследователей СМИ и журналистов Snowfall вызвал горячие споры: одни рассуждали о том, что NYT начал новую эру в цифровой журналистике, другие же находили материал бессмысленным: по их мнению, вникать в такой перегруженный текст читатель попросту не способен.

Теперь же, спустя три года, прошедших с момента публикации Snowfall, можно с уверенностью сказать: если не новая эра, то новая ступень, этап, страница в цифровой журналистике действительно появилась.

И, судя по всему, даже сумела найти свою аудиторию.

Нет предела совершенству

За последние три года лонгриды или, точнее, попытки их сделать стали неким «пунктиком» почти для каждого издания. Где-то журналисты пошли дальше, чем NYT: многие истории стали выглядеть более органично, появились большие встроенные панели с видео, которые подгружаются в определенный момент текста, не давая читателю обойти стороной видео-контент. Если на фоне Snowfall была лаконичная белая заставка, то теперь фон многих лонгридов создается из полноэкранных фотографий или даже видео. Параллакс-эффект тоже усовершенствовался: движение мультимедийного полотна осуществляется не только вверх и вниз, как это было раньше, но и в разные стороны, создавая эффект путешествия по истории. Отличным примером, демонстрирующим этот прием в действии, может служить лонгрид Cover Story: Daft Punk, созданный Pitchfork Media и посвященный жизни двух солистов всемирно известной музыкальной группы.

longread

Сейчас в лонгридах стали использоваться не только фотографии. Спортивное издание ESPN выпустило лонгрид The Long, Strange Trip of Dock Ellis, о тяжелой трудовой жизни темнокожего бейсболиста. Отдельное спасибо нужно сказать создателям проекта за оригинальный подход: пригласив группу иллюстраторов, они поместили на боковую панель серию забавных шаржей.

longread

Издание Victory Journal пошло еще дальше: в лонгриде La Gran Fuga нет ни одной фотографии, только иллюстрации. Иллюстрированы даже заглавные буквы — отсылка к большим детским книгам, где каждая сказка начиналась с изукрашенной вензелями прописной буквы.

longread

Но The New York Times и здесь смогла превзойти последователей: в лонгриде Tomato Can Blues была сделана подборка из 3-d комиксов. Это детище посвящено истории 26-летнего спортсмена Чарльза Роуэна, приговоренного к 40 годам тюремного заключения за инсценировку собственной смерти, ограбление магазина и нанесение повреждений его хозяину. К слову, лонгрид состоит из 50 интервью с людьми, знавшими Чарльза.

longread

В мультипликации есть особый жанр создания мультфильма из фотографий. Благодаря нему получается замедленное движение анимации. То, что сделал музыкальный журнал Pitchfork, лучше видеть своими глазами: в лонгриде Glitter in the Dark о британской певице Наташе Хан, известной также под псевдонимом Bat for Lashes, используется примерно такой же прием.

longread

Вместе с прокручиванием мышки, или скроллингом, фотографии певицы тоже меняются. Из-за того, что это сделано на однородном сером фоне, а фотографии черно-белые, появляется ощущение движущейся фигурки: пока вы читаете текст, она прыгает, смеется и поворачивается.

longread

Но если в Pitchfork фигурка Наташи Хан все же остается на одном месте, то американский рэпер Дэнни Браун в своем интервью изданию Complex … падает. Слева — текст, справа — облака, многоэтажки, автобусные остановки, долларовые бумажки. И даже тюрьма, в окошко которой виден пролетающий мимо Дэнни.

longread

Когда даже падать в лонгриде стало мейнстримом, Pitchfork Media в лонгриде Let`s get smile заставило двух музыкантов из группы MGMT выглядывать из-за розово-голубых облачков, весело переглядываться и исчезать обратно. Фигурки музыкантов можно зафиксировать на одном месте, если не прокручивать мышкой текст: они, как и фигурки из предыдущих примеров, движутся строго вместе с текстовым блоком.

longread

Но и это еще не конец. Новые инструменты нашла The Guardian: в статью NSA Files: Decoded о разоблачении Сноудена журналисты вставили самоиграющее видео. Казалось бы, уже старо и пресно, но не так всё просто: очистив фон видео от всего ненужного, они оставили портреты людей.

Да. Эти портреты говорят и смеются.

longread

Изменилось время создания историй: вместе с развитием Интернета и технологических возможностей появились программы для генерирования такого формата, поэтому теперь создать свой шедевр можно даже в одиночку, причем работа над ним необязательно должна занимать несколько месяцев. Примером может служить лонгрид Designing in the Borderlands: его создатель, дизайнер и иллюстратор Франко Чимеро, сделал своеобразную электронную версию своей лекции в Гарварде.

Распространились и гайды по созданию «длинных форм»: например, в российской практике появился лонгрид от Всеволода Пули о том, как именно нужно делать лонгриды.

longread

К слову о России

Несмотря на существующие инструкции по созданию мультимедийных историй, в России такого тематического, жанрового и технологического многообразия еще нет. Как правило, у нас лонгридами называются длинные тексты с подверстанными в удачных местах большими изображениями. Подобные материалы можно в избытке найти на The Village или Look at me.

В российской практике слово «лонгрид» вообще прижилось плохо: у нас куда предпочтительнее называть материалы с большим количеством интерактивного материала спецпроектами. Тройка лидеров по созданию таких спецпроектов — портал Lenta.ru, «Коммерсант» и ТАСС.

Лента, хоть и стоит на первом месте, лонгридов как таковых практически не выпускала: по большей части это были просто мультимедийные истории с большим количеством графики, видео, музыкальным рядом. Самое главное – длинный текст, однако он разбит по отдельным историям-страницам, и читатель может сам выбирать, какую из них ему открывать, а какую нет. Из-за этого эффект объемности, фильма, который нужно просмотреть полностью, а не отрывками, исчезает: это, скорее, отдельный журнал, посвященный одному событию. С интервью, репортажами, комментариями и статьями, многие из которых, как и в журнале, можно просто пролистать. Примеров немало: это и спецпроект «Поколение» , рассказывающий о уже взрослых детях, выросших за время президентства Путина, и «Дни затмения» — о распаде СССР, и «Страна, которой нет» — «коллективный портрет 15 республик». Подобным образом поступает и ТАСС: их спецпроекты «15 лет Путина: начало новой эры» и «900 дней жизни» выстроены по аналогичному принципу.

Спецпроект от Первого канала «Всем миром. Год спустя» , посвященный масштабному наводнению на Дальнем Востоке, сделан по форме лонгрида, однако текста там намного меньше, нежели мультимедийного контента.

longread

По принципу западных лонгридов создан спецпроект от «Коммерсанта» «Земля отчуждения» . Проект рассказывает о катастрофе в Чернобыле, причем даже в этой, казалось бы, исчерпанной теме журналисты смогли найти нечто новое: кроме того, что в нем собраны все подробности трагедии 1986 года в хронологическом порядке, материал дополнен интервью с жителями, вернувшимися на место трагедии, фотографиями и мощным видеорядом. На создание этого лонгрида ушел не один день, а работали над ним целых 14 человек.

longread

Второй подобный спецпроект «Коммерсанта» — «День, когда началась война» — посвящен хронике 22 июня 1941 года и включает в себя не только документы из архива или фотографии, но и интервью с еще оставшимися в живых очевидцами.

Порой качественные примеры российских лонгридов появляются на абсолютно неожиданных платформах: например, лонгрид от «Комсомольской правды» «Америка заколоченных небоскребов» . Родился он случайно: корреспонденты КП ездили по Америке, собирая материал, в итоге информации получилось так много, что пришла идея создать «свой Сноуфолл». Кстати, это отличный пример того, что для создания хорошего лонгрида совсем необязательны специальные навыки или большая команда: сжатые сроки, тройственный союз корреспондента, фотографа и верстальщика способен сделать даже пилотный проект на уровне.

longread

Создавать лонгриды могут не только матерые журналисты, но даже простые издательства: «Новое литературное обозрение» умудрилось адаптировать книгу профессора истфака МГУ Аделаиды Сванидзе в лонгрид «Викинги, люди саги: жизнь и нравы» . Особенность его состоит в том, что читатель, узнав вкратце, кто же такие викинги и чем они занимались, может пойти по трем разным тематическим дорожкам, выбрав «дом», «море» или же «веру». Надо отметить, что графического контента в этом лонгриде немного, зато есть хороший текст и интересное цветовое решение: каждая из трех ветвей окрашена в свой оттенок, постепенно темнеющий по ходу чтения.

longread

Достаточно большое количество лонгридов можно найти и на сайте украинского издания «Новое Время». Посвящены они исторической теме, интересным путешествиям, подведению итогов. Там же размещены лонгриды о ситуации в Украине, например, «Точка Возврата», «Вырвались из ада» или «Жизнь живых мишеней». Огромный плюс этих лонгридов в том, что они являются откликом на происходящие события, инфоповоды, а не переработкой какой-то крупной темы по архивным материалам.

Пойти на риск и создать

Все, кто когда-либо говорил о создании лонгрида, в первую очередь считают своим долгом предостеречь создателей от всевозможных ошибок. Чаще всего, после прочтения таких советов, хочется с сожалением закрыть статью и вкладки с облюбованными чудесами технологического прогресса, навсегда забыв о мечте сделать что-то подобное.

Первый этап в создании любого материала — это выбор темы. Многие отмечают, что в лонгрид хорошо ложится какая-то линейная история, хронологически протяженная во времени.

Второй пункт, который призван так или иначе отсеять тех, кто загорелся желанием попробовать свои силы — наличие яркого визуального фона, который во многих темах может отсутствовать. Да, лонгриды славятся своим мультимедийным контентом, который на деле привлекает больше, чем любой текст. Но, во-первых, в основе лонгрида лежит все-таки качественный текст, а интересные подходы — разделение материала на ветви, иллюстрации, фоновые решения и 3-d модели облекают его в совсем другую форму.

В целом, выбор темы ограничивается всего лишь двумя пунктами, звучащими кратко и емко: интересность и проблематика. Причем первый пункт относится не столько к аудитории, сколько к тому, насколько тема может заинтересовать создателя: любой лонгрид подразумевает долгое, серьезное и глубокое изучение тематического ряда. Сюда относятся и работа над проектом, и способность потратить время и силы на его создание, и поиск источников, и сложности технического исполнения. Только заинтересованность и желание не позволят сдаться на одном из этих этапов, оставив проект незавершенным. Второй же пункт позволит решить, насколько материал может быть воплощен в рамках лонгрида, стоит ли он того, действительно ли это та история, о которой нужно рассказывать именно в этом формате.

Здесь же необходимо решить, в каком жанре стоит писать: это может быть журналистское расследование, как, например, лонгрид The Dream Boat, прямая речь по примеру лонгрида «Наука своими руками», или даже обзор. Осуществимость последнего подтверждает лонгрид Xbox One. The Review. И, конечно, нужно собрать свою команду: корреспондент, фотограф, оператор, выпускающий редактор. Или совместить все эти должности в одном лице — как показано выше, прецеденты уже были. И какие!

Исследовав весь контент, созданный по выбранной теме во всех мультимедийных жанрах, можно приступать к сценарию лонгрида. Это отличная возможность почувствовать себя одновременно автором художественного произведения, сценаристом фильма или даже разработчиком видеоигры. Решить, в какой момент стоит удивить читателя, как и с помощью каких технологий сделать акцент, подумать, какой отклик вызовет аудио, в каком месте для полноты картины требуются мультимедиа — на все эти вопросы необходимо ответить именно на этапе планирования. Также необходимо выбрать программы, способные помочь в создании шедевра — например, parallax.js, Flash Player или Adobe muse, и, если лонгрид не будет опубликован на сайте того или иного издания, платформу для публикации: Tilda Publishing, Medium или же 1po.st.

Дальше — сбор материала, его обработка и воплощение задуманной идеи в жизнь.

О сказках и чувстве прекрасного

В мире скоростей журналистика давно превратилась в индустрию переработки фактов. Мы находимся в постоянном, непрерывном русле информации, вырваться из которого на деле очень сложно. Большинство статей не рассчитано на полное и всестороннее рассмотрение событий, красота неизвестных стран, космоса, сложные переплетения истории — все это превращается в сухой остаток из новостей или пространных терминологических исследований. Продираться сквозь них нет ни времени, ни желания.

Потому что время на самом деле стало очень ценным продуктом, который люди готовы тратить на что-нибудь действительно хорошее, интересное, увлекательное, что-то, что не забудется спустя три-четыре обезличенных статьи.

Это полузабытое чувство восхищения, когда ты еще маленький, а в руках у тебя — новая книга сказок с удивительным сюжетом, с иллюстрациями, похожими на произведение искусства. С заглавными буквами, переплетенными вензелем из цветов, и историями, которые хочется прочитать.

И когда ты открываешь ее — забывается все на свете, хочется снова и снова возвращаться и перечитывать.

Snowfall был создан три года назад. За это время его прочли несколько миллиардов людей. И каждый замирал на первой странице, рассматривая крупицы снега на бескрайней снежной пустыне.

Создать что-то, что заставит хотя бы одного человека на мгновение замереть среди бурлящего потока людей, цифр и слов и погрузиться в чтение с головой, написать тот материал, к которому вновь и вновь будут возвращаться, наконец-то не просто бегло предоставить факты, а сделать полноценное исследование интересным и увлекательным путешествием — ради такого опыта действительно стоит отдавать и время, и силы.

Главное — захотеть.




ОТПРАВИТЬ:       



 





Интернет-СМИ через 10 лет: попытка прогноза

Будущее глазами экспертов

Конечно, все предугадать невозможно: ну кто, например, мог еще зимой 2010 года, когда только появился планшет Apple iPad, предвидеть, что подобные ему устройства всего несколько лет спустя станут одним из основных инструментов медиапотребления. Или вот другой пример – недавнее интервью главного редактора «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова газете «Московский комсомолец»: «Вы знаете, я ведь был первым, кто в 1997 году завел сайт “Эха Москвы”. У нас в интернете возник первый сайт традиционных медиа. Надо мной все смеялись и говорили: “Это игрушка Венедиктова”. Или: “Венедиктов сошел с ума. У него слетела крыша”. Какой сайт – мы великое радио! Я говорил: “Ребята, это будущее”».

13.07.2015 13:00, Денис Лавникевич


Журналисты под платформой

Еще раз об экономике внимания

Михаил Калашников, автор замечательного блога MediaSkunk, написал очень важный текст, совпавший по времени с новостями о найме журналистов в «ньюсрумы» Apple, Twitter и, судя по всему, еще и Facebook. Это короткий текст, «три абзаца», но его имеет смысл разобрать целиком. Не то, чтобы в нем все было правильно или все было ошибкой — но есть явные недоговоренности и недочеты, которые снижают ценность сказанного (а местами просто перечеркивают ее).

09.07.2015 18:30, Василий Гатов


Живущие в Паутине

Осознанный выбор или интернет-зависимость?

Аудитория Рунета достигла почти 80 млн человек, треть из них являются онлайн-покупателями. Особенно активно развиваются мобильные технологии: доля трафика за прошлый год выросла в полтора раза, а число пользователей удвоилось. Цифры красноречивы, но что происходит с человеком, которого затянула Глобальная паутина? Кто и кем управляет в ней? Что даёт, а что забирает Сеть? Какое влияние она оказывает на пользователя и как пользователь влияет на неё? Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе конференции «Интернет и социокультурные трансформации».

06.07.2015 09:00


Большой ребрендинг

Тонкий Facebook и особенности дружелюбного дизайна

Впервые за десять лет своего существования социальная сеть Facebook изменила логотип, спровоцировав поток сообщений в СМИ. Из них пользователи и узнали о переменах ― на сайте изменения найти не так просто. Подобный ребрендинг ― явление популярное: свои эмблемы неоднократно меняли практически все знаменитые торговые марки, структурные подразделения и даже целые города.

03.07.2015 11:20, Ангелина Горбунова


Олдскульный интернет

12 сайтов и сервисов Рунета, способных вызвать ностальгическую слезу

В июне Mail.ru Group сообщила, что объединит мессенджеры «Агент Mail.Ru» и ICQ под брендом ICQ. Эта новость заставила редакцию TheRunet не только вспомнить о существовании таких мессенджеров, но и поностальгировать о том, какие еще сервисы и сайты когда-то были очень популярны, а теперь находятся в тени (или вообще прекратили свое существование).

30.06.2015 09:00


Аргумент к Гитлеру и другие уловки

Почему вдруг Гитлер стал самым популярным персонажем в интернете? Можно ли, прикрываясь этим именем, ненавидеть другого?

Интернет дает голос каждому – и Вы можете использовать этот голос, чтобы разжигать или, напротив, успокаивать страсти, сеять ненависть, или, напротив, стремиться к умягчению злых сердец, выказывать злобу и бессердечие или, напротив, сочувствие к чужому горю.

11.12.2014 11:30, Сергей Худиев


Юрий Вировец: «Я абсолютно уверен, что государство в интернете – это зло»

Сооснователь и президент HeadHunter о том, как убедить пользователя платить за информацию, почему сайт для людей лучше сайта для рекламодателей, и почему отсутствие госрегулирования было для Рунета благом

Почему русский интернет хороший? Потому что в него мало вмешивалось государство. До самого последнего времени государство не понимало важность интернета и вообще закрывало на него глаза. И это позволило развиться Рунету в прекрасную индустрию. К сожалению, в будущее я бы смотрел пессимистически, потому что сейчас государство опомнилось и стало интернет гнобить. В связи с этим я предвижу сложные времена. Практика показывает, что там, куда приходит государство, сразу становится все плохо. Я абсолютно уверен, что государство в интернете – это зло.

22.08.2014 13:30


Раздраженные интернетом

Кто недоволен свободой интернета, как недовольство становится глобальным и когда интернет станет уютным

На заре, в девяностые, люди считали, что интернет — это каталог полезной информации. В нулевые интернет воспринимали как среду общения и самовыражения. В десятые интернет воспринимают как зло.

24.07.2014 14:45, Андрей Мирошниченко


«Для меня именно в этом и состоит challenge: сделать то, во что никто не верит»

Новые медиа Антона Носика

На днях в эфире телеканала «Дождь» Антон Носик заявил, что запустит как минимум четыре новых онлайн-СМИ вместе с бывшей командой интернет-издания «Лента.ру». Известный российский блогер и создатель «Ленты» и «Газеты.ру» пообещал, что новые медиа-проекты будут запущены до первого сентября 2014 года. Медиа-эксперты усомнились в реалистичности такого плана, на что Антон Борисович бодро и уверенно ответил в своем FB.

16.04.2014 11:27


Журналисты в поисках читателей

Осень в Рунете: Medialeaks, The Insider, Оpenleft и другие новости медиа-рынка

В октябре состоялся запуск Medialeaks, за которым стоит команда независимых журналистов во главе с Айдаром Бурибаевым. В ноябре Роман Доброхотов открыл The Insider, идея которого – совместить все лучшее, что есть в интернет медиа и печатных СМИ. Одновременно был запущен портал Открытая левая – проект группы журналистов, большинство из которых являются активистами и сторонниками Российского социалистического движения. И, наконец, TheRunet перезапустил сайт и измерил Пульс Рунета.

04.12.2013 16:45, Диана Тимошенко, Ксения Волкова






 

Новости

От согласия к решимости
27 сентября на международной конференции НЭИКОН состоялось специальное мероприятие, посвященное вопросам открытого доступа в России.
Сотни видеолекций преподавателей Факультета гуманитарных наук ВШЭ выложены в сеть
Сотни видеозаписей лекций преподавателей Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) выложены в свободный доступ.
570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи опубликованы онлайн
Британская библиотека опубликовала 570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи для всеобщего обозрения. Страницы можно листать, увеличивать и скачивать.
«Газпром-медиа» не выявил отношений «Эха Москвы» с американским агентством BBG
Холдинг «Газпром-медиа», контролирующий акционер радио «Эхо Москвы», в ходе проверок не выявил каких-либо отношений радиостанции со структурами американского правительственного агентства Broadcasting Board of Governors (BBG).

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.