19 сентябряСуббота

Человеческий капитал  Данные НКО
Sergei Sobol, naked-science.ru   понедельник, 10 августа 2020 года, 14:00

Дизайнерские дети
Ожидать ли нам ГМО-поколения?

Во многих из нас с рождения заложены качества, которые помогают лучше конкурировать в обществе: красота, интеллект, эффектная внешность или физическая сила. Из-за успехов генетики начинает казаться, что скоро нам станет доступно то, что ранее не было подвластно, — «проектировать» людей еще до их рождения. Задавать нужные качества, если они не даны природой, предопределяя столь нужные в жизни возможности. Так мы поступаем с машинами и другими неодушевленными предметами, но сейчас, когда геном человека расшифрован и мы уже учимся его редактировать, кажется, что мы все ближе к появлению так называемых «дизайнерских», «спроектированных» детей. Так кажется или это вскоре станет реальностью?

Лулу и Нана из ящика Пандоры

Появление на свет в конце 2019 года первых детей с модифицированным геномом повлекло нешуточный резонанс в научном сообществе и среди общественности. Хэ Цзянькуй — биолог из Южного научно-технологического университета КНР (SUSTech) — 19 ноября 2018 года, накануне второго Международного саммита по редактированию генома человека в Гонконге, в интервью информационному агентству Associated Press объявил о рождении первых в истории детей с отредактированным геномом.

Девочки-близнецы родились в Китае. Их имена, а также имена их родителей не разглашаются: первые на планете «ГМО-дети» известны как Лулу и Нана. По словам ученого, девочки здоровы, а вмешательство в их геном сделало двойняшек невосприимчивыми к ВИЧ.

Событие, которое может показаться новым шагом в развитии человечества или хотя бы медицины, как уже было сказано, не вызвало положительных эмоций среди коллег ученого. Наоборот, он подвергся осуждению. Госорганы Китая начали расследование, а все эксперименты с человеческим геномом в стране временно запретили.

Неоцененный общественностью эксперимент заключался в следующем. У будущих родителей ученый взял сперму и яйцеклетки, проведя с ними экстракорпоральное оплодотворение, он отредактировал геномы полученных эмбрионов с помощью метода CRISPR/Cas9. После эмбрионы были имплантированы в слизистую оболочку матки женщины, при этом будущая мать девочек не была инфицирована ВИЧ — в отличие от отца, который был носителем вируса.

Редактированию подвергся ген CCR5, кодирующий мембранный белок, используемый вирусом иммунодефицита человека для проникновения в клетки. Если его видоизменить, человек с такой искусственной мутацией окажется устойчивым к заражению вирусом.

Мутация, которую Хэ Цзянькуй попытался создать искусственно, называется CCR5 Δ32: она встречается и в природе, но лишь у немногих людей, и уже давно обратила на себя внимание ученых. Эксперименты на мышах в 2016 году показали, что CCR5 Δ32 влияет на работу гиппокампа, существенно улучшая память. Ее носители имеют не только иммунитет к ВИЧ, но и быстрее восстанавливаются после инсульта или черепно-мозговой травмы, имеют лучшую память и способности к обучению, нежели «обычные» люди.

Правда, пока ни один ученый не может гарантировать, что CCR5 Δ32 не несет в себе каких-либо неизвестных рисков и что подобные манипуляции с геном CCR5 не вызовут негативных последствий для носителя мутации. Сейчас известно единственное негативное последствие такой мутации: организм ее обладателей более восприимчив к лихорадке Западного Нила, однако заболевание это достаточно редкое.

Между тем университет, где работал китайский ученый, открестился от своего сотрудника. В альма-матер заявили, что об экспериментах Хэ Цзянькуя, которые назвали грубым нарушением этических принципов и научной практики, якобы не знали и он ими занимался вне стен учреждения.

Работа Хэ Цзянькуя нарушила международный мораторий на проведение подобных экспериментов. Запрет установлен на законодательном уровне почти во всех странах. Коллеги генетика сходятся во мнении, что применение технологии геномного редактирования CRISPR/Cas9 на людях несет огромные риски.

Но ключевой момент критики заключается в том, что работа китайского генетика не имеет ничего инновационного: ранее никто не брался за такого рода эксперименты из-за опасения непредсказуемых последствий, ведь мы не знаем, какие проблемы модифицированные гены могут создать их носителям и потомкам.

Как заявила в своем твиттер-аккаунте британский генетик Марьям Хосрави: «Если мы что-то можем сделать, это не значит, что мы должны это сделать».

К слову, в октябре 2018 года, еще до шокирующего заявления китайского ученого, российские генетики из НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова тоже объявили об успешном изменении гена CCR5 с помощью геномного редактора CRISPR/Cas9 и получении эмбрионов, неподвластных действию ВИЧ. Естественно, их уничтожили, так что до рождения детей дело не дошло.

За 40 лет до этого

Перенесемся на четыре десятилетия назад. В июле 1978 года в Великобритании родилась Луиза Браун — первый ребенок, появившийся на свет в результате экстракорпорального оплодотворения. Тогда ее рождение вызвало много шума и возмущения, досталось и родителям «ребенка из пробирки», и ученым, которых прозвали «врачами Франкенштейна».

Но если одних тот успех напугал, то другим дал надежду. Так, сегодня на планете живут более восьми миллионов человек, обязанных своему появлению на свет методике ЭКО, а многие предубеждения, популярные тогда, развеялись.

Правда, было еще одно опасение: поскольку метод ЭКО предполагает, что в матку помещается «готовый» человеческий эмбрион, то он перед имплантацией может быть подвергнут генной модификации. Как мы видим, спустя несколько десятилетий именно это и случилось.

Так можно ли проводить параллель между двумя событиями — рождением Луизы Браун и китайских близнецов Лулы и Наны? Стоит ли утверждать, что ящик Пандоры открыт и уже совсем скоро можно будет «заказать» ребенка, созданного по проекту, то есть дизайнерского. И главное — изменится ли отношение общества к таким детям, как практически поменялось оно к детям «из пробирки» сегодня?

Селекция эмбрионов или генетическая модификация?

Однако не только редактирование генома приближает нас к будущему, где дети будут иметь заранее запланированные качества. Своему рождению Лулу и Нана обязаны не только технологии генного редактирования CRISPR/Cas9 и методу ЭКО, но и преимплантационной генетической диагностике эмбрионов (ПГД). В процессе своего эксперимента Хэ Цзянькуй прибег к ПГД отредактированных эмбрионов для выявления химеризма и нецелевых ошибок.

И если редактирование человеческих эмбрионов запрещено, то преимплантационная генетическая диагностика, заключающаяся в секвенировании генома эмбрионов на предмет некоторых наследственных генетических заболеваний, и последующий отбор здоровых эмбрионов — нет. ПГД — своего рода альтернатива пренатальной диагностике, только без необходимости прерывания беременности в случае обнаружения генетических аномалий.

Эксперты отмечают, что первые «законные» дизайнерские дети будут получены именно путем отбора эмбрионов, а не в результате генетических манипуляций.

В процессе ПГД эмбрионы, полученные с помощью экстракорпорального оплодотворения, подвергаются генетическому скринингу. Процедура включает в себя извлечение клеток из эмбрионов на очень ранней стадии развития и «чтение» их геномов. Вся ДНК или ее часть считывается, чтобы определить, какие варианты генов она несет. После будущие родители смогут выбирать, какие эмбрионы имплантировать в надежде на беременность.

Преимплантационная генетическая диагностика уже используется парами, которые полагают, что несут гены определенных наследственных заболеваний, чтобы идентифицировать эмбрионы, у которых этих генов нет. В США такое тестирование применяют примерно в 5% случаях ЭКО. Оно обычно проводится на трех-пятидневных эмбрионах. Такие тесты позволяют обнаруживать гены, несущие в себе около 250 заболеваний, включая талассемию, раннюю болезнь Альцгеймера и муковисцидоз.

Вот только сегодня ПГД несильно привлекательна как технология для проектирования детей. Процедура получения яйцеклеток неприятна, несет риски и не дает необходимого для отбора количества клеток. Но все изменится, как только станет возможно получать большее количество яйцеклеток для оплодотворения (например, из клеток кожи), а заодно увеличится скорость и снизится цена секвенирования геномов.

Биоэтик Генри Грили из Стэнфордского университета в Калифорнии утверждает: «Почти все, что вы можете сделать с помощью редактирования генов, вы можете сделать с помощью отбора эмбрионов».

ДНК — это судьба?

Как отмечают эксперты, в ближайшие десятилетия в развитых странах прогресс в технологиях чтения генетического кода, записанного в наших хромосомах, даст все большему числу людей возможность секвенировать свои гены. Но использование генетических данных для предсказания того, каким человеком станет эмбрион, сложнее, чем это кажется.

Исследования генетической основы здоровья человека, безусловно, важны. Но все-таки генетики еще мало сделали, чтобы рассеять упрощенные идеи о том, как гены влияют на нас.

Многие люди уверены, что между их генами и чертами существует прямая и однозначная связь. Распространено представление о существовании генов, непосредственно отвечающих за интеллект, гомосексуальность или, например, музыкальные способности. Но даже на примере вышеупомянутого гена CCR5, изменение которого влияет на работу мозга, мы увидели, что все не так просто.

Есть множество — в основном редких — генетических заболеваний, которые можно точно распознать по определенной мутации гена. Как правило, между такой поломкой гена и заболеванием действительно есть прямая связь.

Наиболее распространенные заболевания или медицинские предрасположенности — диабет, болезни сердца или определенные виды рака — связаны с несколькими или даже многими генами, они не могут быть предсказаны с какой-либо определенностью. Кроме того, они зависят от множества факторов окружающей среды — к примеру, от диеты человека.

Но когда речь идет о более сложных вещах, таких как личность и интеллект, здесь мы не много знаем о том, какие гены задействованы. Впрочем, ученые не теряют позитивного настроя. По мере увеличения числа людей, чьи геномы были секвенированы, мы сможем больше узнать об этой области.

Между тем Юан Бирни, директор Европейского института биоинформатики в Кембридже, намекая на то, что расшифровка генома не даст ответы на все вопросы, отмечает: «Мы должны уйти от мысли, что твоя ДНК — твоя судьба».

Дирижер и оркестр

Однако и это еще не все. За наш интеллект, характер, телосложение и внешность отвечают не только гены, но и эпигены — специфические метки, определяющие активность генов, но не затрагивающие первичную структуру ДНК.

Если геном — совокупность генов нашего организма, то эпигеном — совокупность меток, определяющих активность генов, своего рода регуляторный слой, расположенный как бы поверх генома. В ответ на действие внешних факторов он командует, какие гены должны работать, а какие — спать. Эпигеном — дирижер, геном — оркестр, в котором у каждого музыканта своя партия.

Такие команды не затрагивают последовательности ДНК, они просто включают (экспрессируют) одни гены и выключают (репрессируют) другие. Тем самым не все гены, которые есть в наших хромосомах, работают. От того, какой ген заблокирован или разблокирован, зависят проявление того или иного фенотипического признака, способность взаимодействовать с окружающей средой и даже скорость старения.

Самый известный и, как считается, наиболее важный эпигенетический механизм — метилирование ДНК, добавление ферментами ДНК — метилтрансферазами СН3-группы к цитозину — одному из четырех азотистых оснований в ДНК.

Когда к цитозину, входящему в состав того или иного гена, присоединяется метильная группа, ген выключается. Но, что удивительно, в таком «спящем» состоянии ген передается в дальнейшем потомству. Подобная передача признаков, приобретенных живыми существами в течение жизни, называется эпигенетической наследственностью, которая сохраняется на протяжении нескольких поколений.

Эпигенетика — наука, называемая младшей сестрой генетики — изучает, как включение и выключение генов влияют на наши фенотипические признаки. По мнению многих экспертов, именно в развитии эпигенетики заключается будущий успех технологии создания дизайнерских детей.

Добавляя или убирая эпигенетические «метки», мы сможем, не затрагивая последовательность ДНК, бороться как с болезнями, возникшими под воздействием неблагоприятных факторов, так и расширить «каталог» дизайнерских характеристик планируемого ребенка.

Реален ли сценарий «Гаттаки» и другие страхи

Многие опасаются, что от редактирования генома — с целью избежать серьезных генетических заболеваний — мы перейдем к улучшению людей, а там уж недалеко до появления сверхчеловека или разветвления человечества на биологические касты, как это предсказывает Юваль Ной Харари.

Биоэтик Рональд Грин из Дартмутского колледжа в Нью-Гемпшире считает, что технологические достижения могут сделать «человеческий дизайн» более доступным. В следующие 40-50 лет, говорит он, «мы увидим использование генного редактирования и репродуктивных технологий для улучшения человека; сможем выбирать для своего ребенка цвет глаз и волос, захотим улучшенные спортивные способности, навыки чтения или счета и так далее».

Однако появление дизайнерских детей чревато не только непредсказуемыми медицинскими последствиями, но и углублением социального неравенства.

Как указывает биоэтик Генри Грили, вполне достижимое улучшение здоровья на 10-20% посредством ПГД, дополняющее те преимущества, которые уже приносит богатство, может повлечь увеличение пропасти в состоянии здоровья богатых и бедных — как в обществе, так и между странами.

И вот в воображении возникают страшные образы генетической элиты, подобной той, что изображены в антиутопическом триллере «Гаттака»: прогресс технологий привел к тому, что евгеника перестала считаться нарушением моральных и этических норм, и производство идеальных людей поставлено на поток. В этом мире человечество делится на два социальных класса — «годных» (valid) и «негодных» (in-valid). Первые, как правило, — результат похода родителей к врачу, а последние — естественного оплодотворения. «Годным» открыты все двери, а «негодные», как правило, за бортом.

Вернемся в нашу реальность. Мы отметили, что пока нет возможности предсказать последствия вмешательства в последовательность ДНК: генетика не дает ответов на многие вопросы, а эпигенетика фактически находится на начальном этапе развития. Каждый эксперимент с рождением детей с модифицированным геномом — существенный риск, который может в долгосрочной перспективе обернуться проблемой для таких детей, их потомков и, возможно, всего человеческого вида.

Но прогресс технологий в этой сфере, избавив нас, вероятно, от одних проблем, добавит новых. Появление совершенных во всех отношениях дизайнерских детей, которые, повзрослев, станут членами общества, может создать серьезную проблему в виде углубления социального неравенства уже на генетическом уровне.

Есть еще одна проблема: мы не взглянули на рассматриваемую тему глазами ребенка. Люди порой склонны переоценивать возможности науки, да и соблазн заменить необходимость кропотливой заботы о своем чаде, его воспитания и учебы на оплату счета в специализированной клинике может оказаться велик. Что если дизайнерский ребенок, в которого вложено столько средств и на которого возложено столько ожиданий, этих надежд не оправдает? Если, несмотря на запрограммированный в генах интеллект и эффектную внешность, он не станет таким, каким его хотели сделать? Ведь гены — это еще не судьба.

Источник: naked-science.ru

Экоканнибализм и съедобные насекомые

Чем ученые предлагают заменить животноводство

Сценарии развития экологической ситуации всё больше напоминают антиутопии. Активисты считают, что проблему поможет решить отказ от животноводства и поиск альтернатив мясу. И пока некоторые варианты существуют только в смелых мечтах, у других уже есть рабочие прототипы. Рассказываем о том, что исследователи предлагают человечеству вместо мяса: котлеты из жуков, поедание людей и другие нетрадиционные методы получения белка — а также о том, как ваша тарелка становится площадкой для идеологических битв.

19.09.2020 14:00, Алиса Загрядская, knife.media

Природное водоснабжение и его риски

В МФТИ исследовали перенос пресной воды в Арктике

В Карское море и море Лаптевых поступает около половины всего пресноводного стока в Северный Ледовитый океан из рек Оби, Енисея и Лены. В связи с этим перенос и трансформация речной воды в этих морях оказывают важное влияние на ледообразование, биопродуктивность и многие другие процессы в масштабах всей Арктики. Ученые из Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН и МФТИ исследовали распространение речных плюмов — опресненных водных масс, образующихся в морях российской Арктики в результате перемешивания речного стока и соленых морских вод.

05.09.2020 16:00, naked-science.ru

Гипотеза Лавлока

Что, если Земля — живой организм?

Наша планета уникальна. Подобно тому, как каждый из нас отличается от каменных статуй римских богов, Земля отличается от Марса, Венеры и других известных планет. Расскажем историю одной из, пожалуй, самых удивительных и спорных гипотез современности — гипотезы Геи, предлагающей нам взглянуть на Землю как на живой организм.

30.08.2020 19:00, Sergei Sobol, naked-science.ru

Коралловый секс

Как размножение видов в лаборатории может стать ключом к восстановлению рифов в дикой природе

На коралловых рифах обитает четверть всех существующих морских видов, однако изменение климата, чрезмерный отлов рыбы и загрязнение окружающей среды могут привести к исчезновению этих экосистем в течение ближайших десятилетий.

30.08.2020 14:00, Дженни Мэллон, Мария Толмачева, 22century.ru

«Хороший антропоцен»

Что нас ждёт в будущем?

«2020-й, что ты делаешь, прекрати!» — такое нередко можно услышать сейчас в интернете. Огромное количество случившихся с начала года тревожащих событий, таких как распространение коронавирусной пневмонии, пожары в Австралии или масштабный выброс нефтепродуктов на Норильской ТЭЦ, подталкивают людей к восприятию и других, довольно обыденных, событий в мрачном свете. Что поможет человеку справиться с такими катастрофами? У сторонников парадигмы «хорошего антропоцена», светлого техногенного будущего, есть план, как избежать поджидающих нас напастей. Он подразумевает широкомасштабное применение геоинженерии.

22.08.2020 13:00, Александра «Renoire» Алексеева, 22century.ru

Сергей Капица: «Из всех глобальных проблем на самом деле главная — это число людей, которые живут на земле»

Развитие теорий, технологий и мировых проблем

О том, почему история всё время ускоряется, грозит ли нам демографическая катастрофа и как изменится мир ещё при жизни этого поколения, рассказывает известный российский популяризатор науки, автор модели численного роста человечества Сергей Капица.

13.07.2020 19:00, Алексей Алексенко, cameralabs.org

50 лет назад сахарная индустрия США подкупила ученых, потребовав списать всю вину на жир

Научная дискуссия о причинах ишемической болезни сердца была невыгодна сахарным магнатам.

10.07.2020 19:11, CAMILA DOMONOSKE

Проблемы социогуманитарной номенклатуры

Александр Антопольский о том, почему социальные коммуникации должны остаться

Недавно Миннауки направило ведомствам на согласование проект номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени. Документ исключает из текущего перечня ряд дисциплин, которые, казалось бы, являются критически значимыми для цифровой экономики, в т.ч. прикладная и математическая лингвистика, библиотековедение, информационное право. Главный научный сотрудник ИНИОН РАН Александр Антопольский объясняет разницу между гуманитарным и техническим подходом к информационным процессам и системам.

16.04.2020 16:58, А. Б. Антопольский (ИНИОН РАН)

Когда сделают вакцину от коронавируса

Хороший, плохой и «злой» сценарии

В России обещают начать тестирование вакцины в середине лета. В США намереваются выпустить ее в середине следующего лета, а в Китае уже тестируют. При этом ряд специалистов утверждает, что создать ее вообще не получится в обозримые сроки. Откуда такой разнобой мнений? Будет ли она создана на самом деле, и если да, то в какие сроки?

12.04.2020 13:00, Александр Березин, naked-science.ru

Как ученые ищут лекарство от коронавируса?

И когда у нас будет вакцина

Пандемия коронавируса не ослабевает, и ее жертвами стали уже многие тысячи людей, но мы до сих пор не до конца понимаем природу и способы лечения нового заболевания, с которым пришлось столкнуться человечеству. В предыдущем тексте создатель телеграм-канала kaxpax, врач-исследователь Павел Хаснулин объяснил, что такое коронавирус и почему он так заразен. Теперь «Нож» разбирается в методах противовирусной терапии, с которыми сегодня экспериментируют медики.

29.03.2020 13:00, Павел Хаснулин, knife.media

Ученые достигли рекордной скорости интернета: она позволяет скачать все фильмы на Netflix за секунду
Исследователи из Великобритании представили проект самого быстрого интернета в мире — его скорость 178 Тбит/с. Такое соединение позволяет скачать все сериалы и фильмы на Netflix за секунду.
Последние 30 лет в Европе оказались рекордными по наводнениям за 500 лет
Промежуток с 1990 по 2016 годы стал одним из самых значительных периодов наводнений в Европе за последние 500 лет, особенно часто такие стихийные бедствия начали происходить на северо-западе и в центральной части региона. Этот период отличается от предыдущих: наводнения стали происходить на фоне повышения температуры воздуха, а не понижения, как это было раньше, а также стали обладать более выраженной сезонностью - более половины наводнений теперь происходит летом. Статья опубликована в журнале Nature.
Google создал онлайн-переводчик древнеегипетских иероглифов
Google совместно с египтологами со всего мира создал платформу для перевода древнеегипетских иероглифов, основанную на машинном обучении. О новинке сообщает «Популярная механика».
В нашей галактике могут жить до 36 разумных цивилизаций
Астрофизики из Ноттингемского университета подсчитали, что в галактике Млечный Путь сейчас могут проживать до 36 разумных видов. Статья опубликована на сайте университета.
Россия подписалась на Web of Science
Международный центр научной и технической информации (МЦНТИ) получил право на обеспечение доступа к информационным ресурсам Web of Science Core Collection в России. Помимо этого, МЦНТИ сможет предоставить доступ 500 российским организациям к ресурсам Clarivate Analytics в рамках национальной подписки в соответствии с условиями лицензионного соглашения.

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.