Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.
1) «Макбет» Д. Курзеля (2015) – могут ли вообще экранизации Шекспира быть плохими? А еще - даже в те времена политические оппоненты сбегали в Англию…
2) «Пробуждение жизни» Р. Линклейтера (2001) – соположив оглашения различных философских парадигм и дискретный, лсдшный (мультипликационный, кстати) нарратив, создатели добились, кажется, совершенной дзэнской цели: дискредитировано все, утверждена пустота, которая – площадка для новых нарративов?
3) «Ангелы революции» А. Федорченко (2014) – Красивый каждым кадром, сюрреалистический, но в своем стиле столь же искусственный фантазм о постреволюционно-авангардистской эпохе, как «Шагал и Малевич» А. Митты. Свежее еще несколько лет назад осмысление советского уже стало похрустывать песком на зубах.
4) «Нора» П. Мерфи (2000) – довольно точный в биографических деталях (от страха молний у Джойса до петтинга во время дублинских свиданий) байопик любви Джойса и Норы.
5) «Строгий юноша» А. Роома (1935) – шедевр Роома-Олеши, возведенный в культ в Новой Академии Изящных Искусств Т. Новикова, стоит смотреть хотя бы ради чистых людей – здоровые тела, психика и та русская речь с ее неповторимым интонированием, которую сейчас не услышишь ни в академии, ни в музее…
6) «Иерей-сан. Исповедь самурая» Е. Баранова (2015) – японский иерей, бывший якудза, в русской глубинке со всеми ее социальными проблемами, сопутствующим трэшем и глянцевой благодатью. Несмотря на самурайские мечи «Убить Билла», вооруженные разборки за землю, как в «Дубровском» и других фильмах и песни Мамонова и БГ – трэш не возрастает, но остается в поп-болоте. Храм Св. Николая среди небоскребов в центре Токио и распространение православия в Японии (сильно уступает протестантам по количеству верующих, но 67 приходов в 2012 году, даже в самых дальних префектурах, как говорили мне японцы).
7) «Уайльд» Б. Гилберта (1997) – чуть больше, чем обычная английская костюмная драма, но Уайльд определенно достоин большего, чем – обычная моралистическая драма… Пока же – очередной оммаж и свои мысли по поводу, как в клипе Rolling Stones с Марианной Фэйтфул «We Love You», обыгрывающей все то же судилище над Уайльдом, которое оказалось синонимичным суду над участниками группы в 1967 со столь же жестокими и завышенными, как в случае Уайльда, приговорами. Мотивированными не столько самим преступлением, сколько творчеством и образом художников.
8) «Кэрол» Т. Хейнса (2015) – ретро-гейство тоньше той же «Холодной горы». У героини (небожительской самой по себе) Кейт Бланшетт фамилия Aired, то есть Воздушная, свою амелиобразную молоденькую возлюбленную она называет ангелом, а некоторые планы размыты, как в горней высоте.
9) «Представление» Д. Кэмпелла, Н. Роуга (1970) – одна из (не очень успешных) попыток Джаггера взлететь на кинематографический Олимп: в силу откровенности и жестокости фильм долго не хотели выпускать и несколько раз перемонтировали, из-за слишком фривольных (и, говорит легенда, натуральных) сцен Мика и Аниты с ним поссорился ее гражданский муж Кит, а сам фильм оценили на много лет позже и так застопоренного выхода… И если жестокостью и прочим фильм уступает сейчас тому же Гаю, прости Господи, Ричи, то градусом сюрреализма, оставшимся после всех кодифицирующих перемонатажей, еще как превосходит.
10) «Волчья стая» К. Моссиль (2015) – детей пожилой хиппи и «естественного человека», привезенного ею в качестве альтернативы западному мышлению из поездки, отец боится отпускать на улицу. Бертолуччиевские мечтатели и аутисты, они бывают на улице 9 или ноль раз в год и – строят свой мир по фильмам («как здорово, это как трехмерное кино» - о траве в парке). Еще одна довольно прямолинейная «дюжина ножей» в спину поколения хиппи – их детям де, по мнению системы, совсем несладко – с некоторой минимальной психологической медитацией над. Хотя дело в другом: у яппи рождаются хиппи, у хиппи – яппи… Диверсификация протеста, реальная история и «актеры».
11) «Рюдзо и его семеро бойцов» Т. Китано (2015) – новая шпана расхулиганилась, старикам из бывших якудза нечего делать… Но бывших не бывает – и итог очевиден, бодр не по годам и смешон. Со смехом же тут обсуждаются две важные для Японии проблемы: утрата традиционных ценностей (какие-то байкеры вместо аутентичных якудза) и старение общества. И, кстати, якудза списывать со счетов рано - если почитать японские новости, оные сейчас те еще ньюсмейкеры.
12) «Окраина» П. Луцика (1993) – еще один, как и «Смиренное кладбище» А. Итыгилова (1989), предшественник нынешних социально заостренных фильмов. Эпоха «первоначального накопления капитала» и нынешнего новороссийского капитализма притянули форму, рифмой слово «несправедливость»? Поход мужиков против незаконно отнявшего их землю «бурильщика»-нефтянника красиво стилизован под лучшее кино 20-30 годов
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Чаплин и великие.
Из мемуаров актёра. - Умерла Нина Дорошина.
Артистка скончалась на 84-м году жизни. - Смерти вопреки.
11 британских чёрных комедий, которые стоит посмотреть. - Сорок не в срок.
Гид по 40-му Московскому международному кинофестивалю. - Круассаны с чесноком.
Уикэндовое кино от Александра Чанцева. - Никакой серости.
15 визуально ярких фильмов с удивительными цветовыми палитрами. - «Не надо бояться быть глупым, смешным, нелепым».
Памяти Олега Табакова. - Когда уже всё знаешь сам.
Последнее интервью с Евгением Павловичем Леоновым. - Мир меча и магии.
В чём секрет невероятного успеха жанра фэнтези? - Умер Олег Табаков.