Подписаться на обновления
23 маяЧетверг

usd цб 64.4156

eur цб 71.8427

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Еркнапешян Марианна   понедельник, 13 мая 2019 года, 16:00

Директива о копирайте — угроза свободе слова в Европе
Анализ законопроекта и оценка его влияния


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Законодательный акт о защите авторского права накладывает ряд жестких ограничений на использование материалов в интернете без разрешения правообладателей. Мнение общественности разделилось: одни искренне желают получить дополнительные материальные средства за свой труд, а другие опасаются цензуры.

Директива о копирайте (Copyright in the Digital Single Market) — противоречивый законодательный акт, предназначенный для ужесточения соблюдения закона об авторском праве. Проект директивы Европейского союза призван обеспечить «хорошо функционирующий рынок произведений и схожих объектов права... с учётом, в частности, цифрового и трансграничного использования защищенного контента».

Директива дополняет существующий закон об авторском праве Европейского Союза и является частью проекта Единого цифрового рынка ЕС. 26 марта 2019 года проект директивы был одобрен Европарламентом, 15 апреля 2019 года — Советом Европы. Каждое из государств — участников ЕС — должно в течение 24 месяцев со дня вступления директивы в силу принять национальный закон для активизации проекта. Европейский совет заявляет, что ключевыми целями директивы являются защита печатных изданий, сокращение разрыва между прибылью, получаемой интернет-платформами и создателями контента, поощрение «сотрудничества» между этими двумя группами и создание исключений из авторского права для анализа текста и данных.

Европейские правила авторского права давно требовали обновления, это было необходимо для того, чтобы ускорить их развитие в условиях быстрого технологического прогресса, а также обеспечить правовую базу, которая поощряет новаторство, при этом сохраняя свободу выражения мнения. Однако законопроект имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

В первую очередь, некоторые меры директивы окажут положительное влияние на европейское библиотечное, образовательное и исследовательское сообщество. Например, Статья 4 директивы о копирайте способствует цифровой преподавательской деятельности. Статья 5 допускает цифровое сохранение авторских произведений, включая использование цифровых сетей сохранения в пределах государства, принявшего законопроект. В Статье 5 также перечислены исключения из авторского права, которые государства-члены могут применять к авторскому и смежным правам.

Список ограничений был одним из предметов споров по поводу директивы. С одной стороны, государства-члены могут применять только те исключения, которые входят в согласованный список, но в то же время и другие исключения, которые уже имелись в национальных законодательствах до 22 июня 2001 года, могут действовать.

Директива об авторском праве делает только одно исключение обязательным: кратковременное или случайное копирование как часть легального использования. Таким образом, Интернет-провайдеры не несут ответственности за данные, которые они передают, даже если они нарушают авторское право.

Статья 6 директивы требует от государств-членов обеспечения «надлежащей правовой защиты» против намеренного обхода «эффективных технологических мер», призванных предотвратить или ограничить акты копирования без разрешения обладателей авторского права, смежного права или права sui generis, которые находятся в специальной базе данных.

Статьи 7-9 позволяют оцифровать произведения, принадлежащие авторскому праву, но не являющиеся коммерческими, путем расширенного лицензирования. А Статья 10b позволяет реализовать общественную миссию культурного наследия, так как касается произведений, которые находятся в общественном достоянии.

Кроме того, директива предполагает возможность авторов потребовать плату за свою работу, если ее используют IT-гиганты вроде YouTube, Facebook или Google. Это также относится к крупным сайтам, которые отображают только фрагменты авторского текста. На деле это означает, что сайт должен платить правообладателю за использование материалов, защищённых авторским правом. Интернет-платформа может использовать гиперссылки или «очень короткие фрагменты», которые законом не охраняются. Однако в законе нет уточнения о том, не уточняет, какой фрагмент материала можно считать коротким.

Наибольшей критике в интернет-сообществе среди интернет-пользователей подверглись две статьи законопроекта — 11 и 13. Разногласия происходят из-за опасений пользователей, что директива будет препятствовать свободному выражению мнения в Иинтернете, так как она требует от веб-сайтов получения лицензий для ссылок на новостные статьи.

Цитирование — за отдельную плату

Статья 11 (налог на ссылки) позволяет издателям и газетам требовать выплаты за использование своих материалов от крупных компаний вроде Google и YouTube, которые цитируют их произведения.

Также издатели прессы могут взимать плату, когда публикации или их части копируются или публикуются в интернете. Это право может распространяться даже на короткие «фрагменты» текста из газет или других новостных источников. Однако академические и научные публикации из сферы действия Статьи 11 исключаются.

В то же время Статья 11 исключает «частное или некоммерческое использование публикаций прессы, осуществляемое отдельными пользователями», что, несомненно, оказывает положительное влияние на отдельных пользователей. Однако сохраняется риск того, что право будет сдерживать поток информации, распространение новостей и негативно влиять на авторов.

Производители контента, включая таких известных музыкантов, как Пол Маккартни, поддержали реформу, считая, что интернет-платформы должны делиться прибылью с авторами, публикуя у себя их контент, даже если его выкладывают пользователи. «Нам нужен интернет, который будет справедливым и устойчивым для всех, — сказал Маккартни. — Но сегодня некоторые пользовательские платформы для загрузки контента отказываются выплачивать художникам и всем создателям музыки справедливую компенсацию за их работу, в то время как они используют их для собственной выгоды».

Однако интернет-гиганты выступают против директивы о копирайте, поскольку она повлияет на их бизнес-модель. Ранее Google показал, как будет выглядеть его поисковая страница в случае принятия законопроекта: фактически, она будет совершенно пустой, потому что нельзя использовать изображения, видео и текстовые материалы, не заплатив авторам (если они сами не откажутся от лицензирования и не разрешат использовать материалы бесплатно).

Активисты также обеспокоены тем, что закон помешает пользователям публиковать буквально все — от интернет-мемов до новостных статей. Международная федерация журналистов называет текущую версию законопроекта «плохой для журналистики».

Репосты — только через фильтр

Статья 13 (фильтр на загрузку) требует от платформ вроде YouTube и Facebook блокировать репосты материалов, защищённых авторским правом.

Согласно закону, платформа должна тесно сотрудничать с правообладателями и включить в работу сайта фильтр, который будет блокировать незаконное использованием лицензированных материалов. В соответствии с этим законодательством поставщики услуг информационного сообщества обязаны обеспечить лицензирование всего контента, защищенного авторским правом, до его загрузки.

На практике платформы должны заключать лицензионные соглашения с музыкантами, авторами, чтобы иметь возможность размещать свои авторские работы в интернете. В то же время те же самые платформы должны осуществлять фильтрацию контента и удалять все данные, нарушающие авторские права.

Единственный способ сделать это — сканировать все данные, загружаемые на YouTube и Facebook, что может быть использовано в качестве механизма для осуществления цензуры.

Статья 13 создает обременительный режим для всех авторов, так как препятствует цифровым инновациям и участию пользователей в распространении информации. Многие опасаются, что так называемая «фильтрация» не сможет толком отличить законное использование произведений (цитаты, пародии, критика) от незаконного. Поэтому такие авторитетные фигуры, как Джимми Уэйлс и Тим Бернерс-Ли, решительно выступили против директивы. Открытое письмо Фонда электронных рубежей против Статьи 13 подписали десятки видных деятелей интернета, программистов, юристов и депутатов Европарламента.

Обмен информацией под угрозой

Принятие директивы вызвало массовые волнения. Википедия в Германии временно закрылась, а несколько тысяч человек в немецких городах вышли с протестом на улицы. В январе 2019 года компания Google проводила тестирование Google News в Европе, в котором частично или полностью отказалась от изображений и развернутого описания новостей, а также угрожала полностью отключить Google News по всей Европе.

В 2014 году в Испании уже пытались заставить Google News платить за каждую публикацию, на которую был отправлен трафик. В результате Google News прекратил индексировать содержимое местных газет и новостных сайтов, а закон в конечном счете нанёс большой вред испанским изданиям, особенно мелким. Аналогичный исход вероятен и при распространении налога по всей Европе.

Представитель Европарламента Аксель Восс сказал: «Я убеждён, что как только пыль уляжется, интернет останется таким же свободным, как сегодня. Авторы и журналисты будут получать более справедливую долю доходов от своих работ, и всем останется только удивляться тому, из-за чего было столько суеты».

Но Европа прогнозирует, что пострадает свобода слова.

Член Европейской пиратской партии Джулия Реда в своем аккаунте Twitter написала: «Черный день для свободы интернета: Европарламент отштамповал реформу авторского права, включая статьи 13 и 11. Депутаты отказались даже рассматривать поправки. Итоги окончательного голосования: 348 за, 274 против».

«Я сама автор, может, и не очень крупный и известный, но я размещаю свои произведения в интернете, и ничего хорошего в этих законах нет», — поделилась Йонсдоттир в разговоре с телеканалом «360». По ее мнению, выгоду от этого получат лишь крупные компании, такие, как Disney, потому что многие будут пользоваться материалами крупной корпорации. Небольшие коллективы или авторы получат мизерные выплаты или останутся без денег.

Таким образом, с одной стороны, авторы и правообладатели получат больше возможностей для защиты своих интересов в цифровой среде. С другой, директива грозит интернет-гигантам дополнительными расходами, а простым пользователям — ограничением возможностей по свободному обмену информацией.

Закон впервые предложен Европейской комиссией, исполнительным органом ЕС, в 2016 году. Несколько раз директиву отклоняли и отправляли на доработку, однако 26 марта 2019 года законопроект окончательно одобрили.

Что из этого выйдет, мы увидим в ближайшие два года.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Надежный доступ

О функциях библиотек в современном обществе и представлении об идеальной электронной библиотеке

Куратор Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского Иван Прозоров считает, что библиотека остается идейно прежней и в электронную эпоху. Присутствие в интернете — прямое продолжение «вечных задач» любой библиотеки: создания фонда документов и обеспечения доступа к информации.

15.05.2019 19:00, Татьяна Струкова


Оцифровка музейных коллекций

Как сканируются экспонаты и учетные документы

Музеи сохраняют культурное наследие страны. Оцифровка делает это наследие более доступным широкой публике и значительно упрощает работу сотрудников музея.

06.05.2019 16:00, scan.cnews.ru


Музеи цифрового века

Как AR и VR освободили искусство

Благодаря современным технологиям образ музея как скучноватого прибежища чопорных интеллектуалов бесповоротно уходит в прошлое. Музеи сегодня — это не только храмы науки и искусства, но все чаще — захватывающие аттракционы, способные увлечь и взрослых, и детей. AR-технологии способны превратить даже улицы в пространство для выставки, а VR возвращает утраченные памятники, переносит зрителя в мастерские художников и позволяет стать их соавторами. Илья Коргузалов, сооснователь компании Arcona, собрал наиболее перспективные технологические тренды и уже разработанные кейсы в музейном деле.

05.05.2019 16:00, Илья Коргузалов, hightech.fm


12 музеев мирового уровня, которые можно «посетить» в Интернете

Самые красивые виртуальные экскурсии

Спору нет, любой исторический артефакт или произведение искусства лучше всего увидеть воочию. Но не всегда и не у всех есть возможность много путешествовать по миру. К счастью, сегодня, в современную цифровую эпоху появилась возможность посещать ряд известнейших музеев мира, не выходя из собственного дома. В нашем обзоре собраны некоторые из музеев, которые приглашают на виртуальные экскурсии.

04.05.2019 16:00, kulturologia.ru


Музеи и цифровые технологии

Как развивается визуальное пространство

С развитием технологий музеям, галереям, экспозиционным научным центрам приходится искать пути привлечения и сохранения аудитории в условиях острейшей конкуренции. Им противостоят тысячи развлечений, доступных без отрыва от экрана или необходимости выходить из дома. Они сталкиваются с повышенными ожиданиями со стороны все более технически подкованной молодежи и снижающейся способностью людей концентрировать внимание из-за информационного перенасыщения среды.

30.04.2019 16:00, Айя Рено, te-st.ru


«Экспонаты трогать разрешается»

Как 3D-печать трансформирует музеи

За последнее десятилетие музеи и другие культурные учреждения по всему миру стали одним из самых интересных испытательных полигонов для 3D-печати. Скорее всего, это обусловлено природой объектов, которые эти учреждения изучают, собирают и показывают. Учитывая их хрупкость и историческую важность, к ним нельзя прикасаться, и обычно их выставляют за закрытыми стеклянными витринами. Историки Мирсини Самаруди и Карина Родригез Экаварриа рассказали о том, как 3D-печать меняет музеи и галереи.

29.04.2019 13:00, Анна Самойдюк, rb.ru


Эволюция библиотек

Как хранилища знаний меняются под влиянием технологий

Цифровые технологии изменили сущность таких устоявшихся общественных институтов, как библиотеки. Под натиском хай-тек эры они не просто подстраиваются под новые реалии, а в целом переосмысливают свою миссию в обществе.

28.04.2019 13:00, Айя Рено, te-st.ru


Высокие технологии в современных музеях

Музей становится еще ближе и доступнее

В XXI веке инновации перестали быть предметом одних лишь научных изысканий и сделались чем-то бытовым и привычным. Высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, но в культурное пространство.

27.04.2019 16:00, culture.ru


7 ценных коллекций и онлайн-библиотек

Подборка лучших электронных ресурсов

Полезные коллекции, о которых мы узнали за год: базы данных, архивы и другие незаменимые источники. Больше интересных ресурсов от ведущих институтов культуры ищите в прошлой подборке.

23.04.2019 16:00, edutainme.ru


10 виртуальных коллекций и архивов

Теперь все можно посмотреть, не выходя из дома

Благодаря интернету сокровища мировой культуры стали ближе. Edutainme провели ревизию онлайн-архивов, художественных коллекций, баз данных и других незаменимых источников.

21.04.2019 16:00, Саша Милякина, edutainme.ru






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.