13 августа президент Ирана Махмуд Ахмадинежад прибыл в Саудовскую Аравию для участия в саммите Организации исламского сотрудничества, который состоится 15 августа. Само по себе прибытие на саммит за два дня до него говорит о том, что нет никаких точек соприкосновения по основному вопросу - положению в Сирии. Поэтому предварительные переговоры неизбежны - и судя по взятому двухсуточному отрезку, переговоры будут сложными и совершенно непредсказуемыми по итогам.
Внутри ЛАГ ( Лига арабских государств) тоже нет единства по сирийской проблеме. Есть две крайние точки зрения - диалог между сторонами конфликта и прямое участие ЛАГ на стороне оппозиции и свержение режима Асада. Категорически против вмешательства Алжир (слишком явный кандидат на следующую демократизацию), прохладно относится к этой идее король Иордании Абдалла, с ним солидарен Ливан и Судан. Наиболее агрессивные члены ЛАГ - Саудовское Королевство и Катар - вызывают уже зубовный скрежет в большинстве арабских стран, хотя это большинство во многом зависит от денег богатых монархов. Понимая это, саудовцы протаскивают так называемый «йеменский вариант» - когда Асад уходит, а власть передается некому переходному органу. В версии Королевства переходный орган будет представлен практически целиком оппозицией - то есть, речь идет о том, что победивший в военном отношении Асад вот просто так возьмет и отдаст власть.
Иран уже заявил, что готов рассматривать только вариант переговоров между сторонами конфликта и может предоставить Тегеран в качестве переговорной площадки. Однако СНС категорически против любых переговоров. Руководитель СНС Сида требует - причем зачастую срываяь на откровенные эмоции - введения двух бесполетных зон - вдоль границы с Турцией и границы с Иорданией. Он требует введения миротворческих сил ЛАГ на территорию Сирии - несмотря на то, что еще недавно сирийская оппозиция по крайней мере на словах отказывалась от иностранного военного вмешательства.
Уже поэтому предложения Ирана явно не будут востребованы. Собственно, правительство Сирии тоже не готово к переговорам. Один раз - в апреле - Асад уже купился на предложение подобного характера, что обернулось хождением по краю катастрофы и стоило сирийцам тысяч жизней. Кроме того, вести переговоры как и ранее, не с кем - единая сирийская оппозиция - миф. Уже во время сражения за Алеппо она начала откровенно рассыпаться - даже сколоченные по территориальному принципу бригады FSA, имеющие хоть какое-то подобие единого командования, выходят из подчинения и начинают воевать сами по себе. Создать какую-то вертикаль подчинения СНС через Высший военный совет генерала аш-Шейха не удалось.
Главное - Асад одерживает военную победу. Уже очевидно, что сирийская армия взяла под контроль значительные участки границы - и буквально на днях произошедшие столкновения на иорданской границе - это, конечно же, никакая не агрессия Сирии против Иордании или наоборот - армия закрывала караванные тропы, и судя по нервной реакции мирового сообщества, закрыла их. Идут сообщения о начале операции в северо-восточных кварталах Алеппо.- по сути, последнему заповеднику бандитов в этом городе. Продолжаетя методичный отстрел остатков боевиков в центре Хомса. Мятежники массово берут в заложники мирных жителей, выстраивая из них живой щит - именно потому армия действует неэффектно - хотя вполне эффективно. Есть и еще одно соображение - Асаду нужна победа - но он не готов платить за нее совершенно неподъемную цену - все лежащее в руинах придется восстанавливать, а сирийская экономика и без того полуразрушена войной.
Поэтому ни Асад, ни оппозиция на переговоры явно не готовы. За Асадом - военное преимущество, за мятежниками - ресурсы спонсоров. Впереди - война на истощение. Впереди - изматывающая борьба с террористами, впереди - борьба за лояльность сирийских кланов. Впереди - борьба за раскол оппозиции. В таких условяих бессмысленно вести речь о переговорах.
Тем более бессмысленно обсуждать некий «йеменский вариант» для Сирии сейчас - пока Асад контролирует ситуацию внутри страны. Пока кланы не нашли формулу, при которой они готовы будут способны провести рокировку в верхушке. Главное условие «йеменского варианта» - наличие дееспособной внутренней оппозиции и патовая ситуация в противостоянии внутри правящей элиты. Этого в Сирии нет. Во всяком случае пока. Уже поэтому предложения Саудовской Аравии малореальны.
Тем не менее, для противников Асада вариантов нет - нужно продолжать расшатывать ситуацию. Внешняя агрессия становится все менее перспективной - нужна какая-то совершенно грандиозная провокация, чтобы запустить легальные механизмы вторжения, а без легального одобрения Запад не пойдет на него. Во всяком случае, видимых признаков этого нет. Саммит Организации исламского сотрдничества - это очередная попытка вновь и вновь раскачать обстановку, а кроме того, попытка как-то поторговаться с Ираном.
Кстати, саммит Организации должен был пройти после встречи министров иностранных дел ЛАГ, на которой ЛАГ должен был высказаться по поводу кандидатуры преемника Кофи Аннана. Встреча была отложена, официальная причина - болезнь министра иностранных дел Королевства Саудовская Аравия. Возможно, речь идет о настоящей болезни, возможно - о дипломатической. Кандидатур преемников две, и кто им станет - пока непонятно. Возможно, требуется время на согласование как внутри ЛАГ, так и внутри Совбеза - так как спецпредставитель по Сирии представляет и ЛАГ, и ООН.
Источник: el-murid.livejournal.com
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Воевать нельзя, примириться сложно.
Несмотря на положительные сдвиги, ситуация вокруг Сирии остается напряженной. - Фееричная развязка.
Путин вынул из петли Обаму и выступил поручителем «негодяя» Асада. - Сирийская альтернатива.
Статья Владимира Путина, опубликованная в американской газете «Нью-Йорк таймс». - «Господи, лишь бы пронесло!».
Обама согласился. - Непростой выбор.
Не реагировать Обама уже не может. - Американское оружие .
Белый дом решил, что сирийская армия применяла химическое оружие против оппозиции, вследствие чего погибло от 100 до 150 человек. Поэтому принято вытекающее решение о поставке оружия сирийским боевикам. - Бостонские раздумья Обамы.
Сирия становится обузой, приходит время для новых решений. - Заманчивое предложение .
Речь идет о морковке, которую сирийская оппозиция подбрасывает Москве. - «К смерти они все готовы. Не готовы к предательству».
5 марта 2013 года из российского РПГ-29 «Вампир» бандиты сожгли в танке трех наших друзей – 20-летних, не успевших жениться добродушных парней. - Самая большая потеря России на сирийской войне.
В России не учли и не хотят учитывать происходящего.