Однажды дизайнер всея Руси Артемий Лебедев устал отвечать на звонки и объявил: «30 августа — всенародный день без мобилы». Его очень быстро и активно поддержал Тимур Бекмамбетов, предложив где-нибудь встретиться. Или всё было наоборот? В любом случае усилиями нескольких известных людей некогда флешмоб превратился в культурное мероприятие, состоявшееся 30 августа на «Винзаводе».
Вот что по этому поводу написал Сергей Минаев в своём блоге: «Откровенно говоря, меня подобные «дни без» всегда удивляли. День без машины, день без сигарет, день без компьютера. Всё это какое-то гнилое фарисейство. Я всегда стараюсь последовательно НЕ ДЕЛАТЬ того, что, по моему мнению, наносит вред окружающим либо неприятно ЛИЧНО МНЕ. НЕ ДЕЛАТЬ ежедневно, ежегодно, каждую факин минуту. Я не устраиваю себе дни «некидания бычков на улицу», потому что я их не кидаю в принципе, я не устраиваю дней «неплевания на пол» или день «не мочилова мимо унитаза». Если меня парит мобильный, или телефон, или телевизор, я просто НЕ ВКЛЮЧАЮ ИХ».
Цель акции, по заявлению организаторов, — инициировать дискуссию о проблеме зависимости человека от современных средств коммуникации. Интернет и сотовая связь слишком быстро отучают от живого общения. Разумеется, они делают нашу жизнь проще и приятнее, но не теряем ли мы что-то важное? Не надо ехать к маме в гости, потому что всегда можно позвонить. Не надо ужинать вместе и делиться новостями — вот «аська», блог. Не надо с друзьями весь вечер проводить, непременно кто-то позвонит и вытащит по делам.
Мобильный — то, с чем мы неразлучны — спим, едим, моемся… С одной стороны, он помогает нам жить без хлопот, а с другой — делает нас уязвимыми. Большинство рабочих моментов за считанные минуты решаются по мобильному. И не приведи бог сядет батарейка в ненужный момент. В нём же хранятся номера близких людей, которые мы уже и не можем воспроизвести по памяти. Как-то сломался телефон, а номера были записаны не на сим-карточку, а в аппарат. Я три дня была в депрессии. В мобилках есть калькулятор, календарь, доступ в интернет и камера. Я спокойно уезжаю в отпуск, потому что всегда могу проверить почту, написать ответ людям. А ведь у меня отпуск, да? Я могу забыть дома кошелёк, паспорт, ключи, но мобильный — никогда. Таких, как я, — миллионы. Всех столичных мобилозависимых Тимур Бекмамбетов пригласил на «Винзавод».
Вход свободный, только придётся сдать мобильный специально обученным девушкам прямо в дверях. Пришедшим ближе к закрытию можно просто выключить звук. Из развлечений — толпа незнакомых людей, живая музыка, бесплатные напитки, аукцион с Тиной Канделаки, чтения Дмитрия Глуховского, картины на стенах как тема для беседы и конкурс короткометражек на тему мобилозависимости от Бекмамбетова.
6:30. Ямада-сан выходит на улицу в костюме, белой рубашке, с мобильным телефоном наперевес. Боец корпорации по имени Япония. Кроме мобильника, у него нет ничего: ни кошелька, ни кредитных карт, ни ключей, ни документов.
Небольшой зал, два этажа. На втором — диваны, картины, звукооператор и фотографы, нацеливающие объективы на сцену. Сама сцена (позвольте так назвать те 5 кв. м) на первом этаже. За выступающими — стенд с мобильными телефонами, которые в специально выбранный момент начинают светиться, мигать и звучать.
Через какое-то время начала терзать мысль: «Сколько времени?» Часов ни на одной из стен не нашла. Моментально отметила ещё один несомненный плюс мобильного — наличие там как раз часов. Разговаривать в помещении было сложно: ударная установка в 10 метрах от вас — это очень круто. Зато были напитки и пепельницы. Если честно, я думала, что наличие Тёмы Лебедева в числе инициаторов этого праздника жизни избавит от запаха дыма в помещении. Но нет. Народ пил, курил и веселился. Нашла одиноко сидящего юношу. На вид он был крайне уставшим. Молодой человек и вправду устал, потому что был там с самого утра. Работа, знаете ли…
— Много людей прошло за день?
— Очень много! Постоянно то приходили, то уходили. Нескончаемый поток.
— Что из программы понравилось больше всего?
— Очень понравилось, как Тина Канделаки проводила аукцион. Она продавала игрушки, сделанные больными детишками. Очень умная женщина, крайне ловко всех подстёгивала и сажала на крючок, даже взрослых мужиков (в зале стоял специальный ящик для пожертвований в пользу детской клинической больницы. — К.Р.).
— Самая дорогая кукла за сколько ушла?
— Тысяч за пять, по-моему. Но это всё благодаря Тине. Народ как-то плохо покупал.
— А мобильные на стенде с самого начала висят? Откуда они появились?
— Как я понял, сначала мобильные появлялись вместе с гостями, а сейчас почему-то гости телефоны сдают, но их больше не вывешивают. Думаю, что оставшиеся телефоны — спонсорские (не могу не согласиться, что телефонов на стенде было больше, чем присутствующих в зале людей. — К.Р.).
— Что ещё понравилось?
— Понравилась предыстория к мультфильму «Девять», которую зачитывал Дмитрий Глуховский. Минут сорок все гости сидели молча, оцепенев от восторга и удовольствия. Здорово было.
— Да ещё и в баре бесплатные напитки?
— Да, в баре бесплатные напитки, даже закуска была какая-то, в общем, организаторы постарались.
— Личное отношение к мобильному — зло или добро? Как день без мобильного, тяжело или нет?
— Если честно, то я с мобильным телефоном. Без него тяжело.
На протяжении вечера на экранах крутили трейлер к детищу Бекмамбетова — мультбастеру «Девять». А сам Тимур, между прочим, замеченный с «капелькой» от гарнитуры в ухе, подводил итоги конкурса короткометражек. Победителей режиссёр обещал пригласить на съёмки своего нового фильма. 30 августа же всецело было отдано рекламе уже выпущенного. Кто-то скажет: «Фу, ну что это такое?» На самом деле — всё по-честному. За аренду помещения деньги платить надо, гонорары артистам тоже, соки-вина не бесплатны, поэтому у этого мероприятия были спонсоры, рекламирующие себя во всей красе.
Большинство из тех, кто заходил в зал, толком и не понимали, куда вообще попали. Просто подходили к девушкам в палатке напротив входа и спрашивали, что они тут такое предлагают. Девушки рассказывали про социальный эксперимент, «как долго человек может прожить без мобильного», приглашали послушать живую музыку и выпить прохладительных напитков. В десяти случаях из десяти на руку вопрошающего надевался входной браслет. Люди заходили, брали стаканчик чего-нибудь жидкого, присаживались на диван, выкуривали сигарету и уходили… так и не поняв, кто все эти люди вокруг и зачем всё это надо. Наверное, истинная цель акции всё же достигнута — Тёма Лебедев до полуночи не отвечал на телефонные звонки своих почитателей, Тина Канделаки собрала немного денег для больных детишек, а Тимур Бекмамбетов подогрел интерес к мультфильму «Девять». Но, думаю, никому плохо не было от того, что объявленный «день без мобилы» сослужил для чего-то ещё, кроме как для того, чтобы просто на пару часов не сказать «алло» или не набрать СМС.
Если возможность выключить на пару часов мобильный привела кого-то в восторг, то человеку надо крепко задуматься о том, часто ли он бывает в библиотеке, театре, музее или концертном зале. Часто ли ходит на лекции в институт или хотя бы прогуливает их в кино. В жизни достаточно много мест, где банально нужно выключать мобильный. Но почему-то там и тут, в просторных залах галереи, в тёмном кинозале или в коридорах больницы раздаётся какая-нибудь попсовая музыка из очередного свежеиспечённого фильма и чей-то голос произносит: «Да, привет, не могу говорить». Зачем, хочется спросить, тогда вообще всё это? Не будьте эгоистами. Кстати, невозможность запереться в уборной без мобильного — не больше чем комплекс и иллюзорное ощущение чувства собственной значимости.
P.S. Позвоните маме.
Читать @chaskor |