Подписаться на обновления
9 июляЧетверг

usd цб 71.2379

eur цб 80.4062

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 13 апреля 2009 года, 16:07

Дэвид Линч. Вопросы и ответы
Вопросы, которые задавали Дэвиду Линчу, и его ответы


// Reuters
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



Человеческое тело прекрасно. Но когда мы его искажаем, возникает нечто большее. Начинается некий сон, и мы тогда смотрим на тело иначе. Если тело изображено слишком реалистично, этот процесс не возникает.

Кино

— Нужно ли творческому человеку получать образование режиссера, если он решил заняться кино?
— Школа очень важна. Образование развивает интеллект, расширяет знание, дает приемы. Кроме того, в школе есть возможность досконально изучить всё, что было до вас. И второй важный компонент — вы получаете вдохновение от общения с однокурсниками, теми, кто мыслит, как вы, и теми, кто мыслит совершенно по-другому.

— Одна из ваших лучших короткометражек снята в темноте. Короткий метр в кино — для широкой публики или искусство ради искусства?
— Всё искусство ради искусства. Мы переводим свои идеи на язык искусства до тех пор, пока не осознаем, что они переведены правильно. И метр не является мерилом правильности. Главное — идеи, в которые я влюбился и трансформировал, получив радость от самого процесса.

— Как вы выбираете актрис и моделей? Какие женщины вдохновляют?
— Все женщины прекрасны. Но когда работаешь над фильмом, точно знаешь, как должна выглядеть героиня, как говорить, двигаться. Важна не любовь к дарованию конкретной актрисы, а здравый смысл, понимание персонажа. Поэтому ищу ту актрису, которая больше подходит по образу и сможет сыграть.

Сначала смотрю фотографии. Но фотография не передает подлинный облик, поэтому я встречаюсь, беседую, прошу почитать сцену, смотрю в глаза, пытаюсь ощутить.

— Фильм нужно дублировать или сопровождать субтитрами?
— Я предпочитаю субтитры. Дублирование — почти грех. Актеры, актрисы, вся группа создают фильм определенным образом. Даже если группа озвучания великолепно работает, они многое меняют. Уходят звуки, интонации, создающие атмосферу фильма.

— Какой отрывок из Библии лег в основу фильма «Голова-ластик»?
— В «Голове-ластике» изначально не было ничего библейского. Родилась идея, пришел сюжет. И я точно не знал, что это означает. Но однажды я читал Библию и вдруг прочитал тот самый отрывок, именно его. Но я никогда никому не скажу, что это был за отрывок.

— В фильме «Синий бархат» потрясающая гармония изображения и музыки. Как это создавалось и почему именно эта песня стала частью фильма?
— Есть миллионы, миллионы песен. Когда я первый раз услышал песню «Синий бархат», совсем не обратил на нее внимания. Через день я вновь услышал эту песню. Была поздняя ночь. Из музыки появились красные губы, зеленые лужайки и синий бархат. Так песня стала источником идеи для фильма.

— В дальнейшем вы много работали с Анджело Бадаламенти. Стали бы ваши фильмы такими успешными, если бы был другой композитор?
— После «Синего бархата» я в основном работал только с ним. Бадаламенти мне как брат, я очень люблю его. Он великий композитор, способный по-настоящему вызывать чувство в сердце. Благодаря ему я глубже погрузился в мир музыки.

Но в моих фильмах есть и другая музыка. Тут важно, чтобы саундтрек совпал с изображением. Есть миллионы музыкальных фрагментов, и только некоторые из них точно подходят. Нужна интуиция.

— Вы говорили, что провал «Дюны» связан с тем, что монтаж делали не вы. Можно было бы спасти фильм другим монтажом?
— Я не занимался окончательным монтажом. Надеялся, что всё будет нормально, но на это рассчитывать нельзя. Я хотел покинуть проект еще в процессе работы, там не было материала, который бы мне нравился. «Дюна» неудачное кино, его не стоит обсуждать.

— Как вам удалось снять по-настоящему мистический фильм «Простая история»? Почему вы так мало о нем пишете и рассказываете?
— Не знаю, почему я так мало написал про «Простую историю». Это самый любимый мой фильм. Самый совершенный. Как передаются эмоции с экрана в душу человека? Что это?

«Простая история» — сценарий, прочитав который я влюбился в эмоцию. Кинематограф способен передать, слова — не всегда.

— В «Твин Пиксе» вы были за камерой и перед ней. Понравилось ли вам быть актером и кто стал прототипом?
— Не понравилось. Мы снимали сцену в зале заседаний, откуда Купер звонил своему босу. Это было в сценарии. Чтобы облегчить процесс, я подыгрывал актеру, подавая ответные реплики. Так родился персонаж Гордон Коул. Имя он получил в честь двух дорог. Когда едешь на Paramount Pictures, проезжаешь две улицы. Одна называется Гордон, а вторая — Коул.

— В ваших фильмах всегда присутствует состав преступлений. Каким должно быть идеальное убийство и кто убил Лору Палмер?
— Вы знаете, кто убил Лору Палмер!

Я размышлял об идеальном убийстве. Фильмы отражают мир, в котором мы живем. А он темен, полон неприятностей, смертей и ситуаций, с ней связанных. Мир меняется постоянно, уловить идеальное убийство нельзя, разве только выстроить.

— Как вы относитесь к людям, которые паломничают к местам, где снимался «Твин Пикс»?
— Замечательно отношусь. Они хотят глубже ощутить, посмотреть своими глазами. Приезжая, они покупают пирог в местном кафе. Это очень хорошо.

— Есть ли в ваших фильмах секреты для вас самого?
— Конечно. Жизнь полна тайн и секретов. Мы подобны детективам, разгадывающим великую тайну.

— Вы написали о смерти кинематографа. Неужели больше не будет кино?
— Кино будет. Я не говорил о смерти кино, лишь о смерти пленочного кино. Такие фильмы уже практически ушли. Для меня целлулоид закончен, и тому много причин. Самая главная — сложность процесса. Нужна специальная аппаратура, лаборатория. На это уходит много времени, а сейчас время скоростей. К тому же цифровая техника становится всё лучше и лучше. Цифровой мир для меня прекрасен.

— У вас есть идея нового фильма?
— Сейчас я не работаю над фильмом. Этим летом я надеюсь много рисовать, заниматься фотографией и музыкой.

Творчество

— Откуда берутся ваши символы и идеи?
— Все мои идеи приходят откуда-то извне. Идешь по улице, в голове нет никаких идей, и вдруг раз — есть. Так и происходит.

На самом деле все люди творческие. Но если быть до конца честным, то одна из причин моего творчества — медитация. Она позволяет спускаться на самые нижние уровни, которые вы можете изучать. Бесконечный океан творчества, где можно поймать большую рыбу.

— Когда смотрите на улов каждого дня, как отсеиваете маленькую рыбу от большой и плохую от хорошей?
— Большую рыбу легко отличить от маленькой. Другой вопрос, что вы можете влюбиться именно в маленькую. Всего лишь частица идеи, но для вас она новая, мощная. Когда вы записываете ее, сосредоточиваетесь на ней, то к вам начинает плыть большая рыба, вы ее всю собираете — и возникает сценарий.

— Какое место занимает мистика и как она уживается с медитацией?
— Мистика — один из самых главных стимулов для моих идей. Мистика повсюду. Все загадки мира и есть мистика. В жизни очень много абсурдного, и это наиболее интересная часть жизни. Медитация и мистика прочно связаны. Разве не мистично погружение в океан подсознания?

— Бизнес губительный фактор для творчества или способствующий выжить?
— Огромный вопрос, который можно задавать бесконечно. Рисовать намного дешевле, чем снимать фильм. Тем не менее художнику нужны деньги, чтобы выжить. И было бы хорошо, если бы некоторые картины продавались.

Но с другой стороны, вы не рисуете ради денег. Сам процесс рисования бесплатен. Вы рисуете просто потому, что это фантастическое чувство — умение рисовать.

— Какие объекты являются самыми вдохновляющими в фотографии?
— Я люблю снимать обнаженных женщин и заводы. Возможно, кому-то покажется, что в обнаженной женской натуре нельзя найти новое, но это не так.

Заводы, которые я фотографирую, — заброшенные заводы, построенные в то время, когда к заводам относились как к соборам. Они так прекрасны в соединении с природой, которая пытается взять их обратно. Невероятное настроение и столько разных неожиданных фактур.

— У вас есть идеалы?
— Конечно. Я верю в идеи, они мой идеал. Мы не делаем ничего, пока у нас нет идей. Когда идея приходит, мы влюбляемся и свершаем невероятное.

— Если режиссер и художник находит свои идеи в океане, то как тогда быть с идеей авторства? Кто на самом деле является автором?
— Всем кажется, что это мы всё делаем. Но повар не создает рыбу, он просто готовит ее. Вы не производите идею, вы ее просто переводите. Плохой повар может испортить самую лучшую рыбу, а хороший художник сможет великолепно подать самую простую идею.

— Книга — особое творчество, без визуализации. Как далась эта глубина?
— Я не писал книгу в прямом смысле слова, я ее проговорил. Это сборник вопросов и ответов.

— Для кого предназначена книга, какова целевая аудитория?
— Целевая аудитория — люди.

— Вы много говорите о красоте и мире во всем мире, но тем не менее во всех ваших картинах и фильмах присутствует насилие, страх и отчаяние. А разве искусство не должно менять мир к лучшему?
— Этот вопрос задают повсюду. Фильмы, книги, музыка отражают то, где мы живем, а мы живем в темном мире, полном проблем. Вокруг лишь ситуация жизни и смерти, страдание. Это само по себе сюжет. Художник не обязательно должен страдать, чтобы показать страдание. Нужно понимать его.

— На вашей выставке человеческое тело подвержено деструкции. Какое значение вы придаете человеческому телу?
— Человеческое тело прекрасно. Но когда мы его искажаем, возникает нечто большее. Начинается некий сон, и мы тогда смотрим на тело иначе. Если тело изображено слишком реалистично, этот процесс не возникает.

— Персонаж Боб присутствует в «Твин Пиксе» и в ваших картинах. Это какой-то особенный персонаж?
— В России я познакомился с тремя женщинами по имени Ольга. И каждая Ольга разная. Боб на картинах — это не тот самый Боб, который в «Твин Пиксе». Он не злой. Это человек, который внимательно смотрит и пытается понять, что происходит в мире.

— Как создавалась музыка для выставки «Аура страсти»?
— Это музыка настроения. Она состоит из промышленных звуков. Вообще, картинам не нужен саундтрек, но, если появляется звук, он усиливает впечатления.

— На выставке представлены работы разных лет, и это очень личные работы. Думали ли вы, что после нее появится много людей, которые будут вас знать слишком близко?
— Я не создавал выставку с целью, чтобы люди меня лучше узнали. Я просто хотел показать другую сторону меня.

— Есть ли у вас самая любимая картина?
— Не могу сказать про самую любимую. Но я люблю картину «Ой, мама, собака укусила меня». Мне нравятся чувства, которые она вызывает, нравится юмор.

— В Москве открылись сразу две выставки. Это совпадение или совмещение?
— Произошло так, что эти две разные дороги, два больших пути, объединились в Москве.

Это колоссальное совпадение. Да, так иногда случается, что мать-природа организует всё за нас.

— Вы когда-то снимали клип для Майкла Джексона. Сейчас он тоже стал фетишем, как и обувь, представленная на выставке. Может быть, вам стоит снять еще один клип и реанимировать его?
— Каждый человек может иметь страшные тайны, мечты и желания. Пока они находятся внутри него, они считаются нормальными. А когда выходят наружу, то становятся ненормальными. Наверное, это очень тяжелая жизнь, когда твои желания считаются ненормальными.

— Какой эпиграф ко всему своему творчеству вы могли бы дать?
— Любитель идей.

Медитация

— С чего нужно начинать трансцендентальную медитацию?
— Вам нужен только настоящий учитель. По книгам невозможно научиться. Технология даст возможность легко и без всяких усилий погрузится в медитацию. Это не какая-то особая концентрация или специальные мысли. Для трансцендентальной медитации не нужно уходить в пещеру или лес. Трансцендентальная медитация — переход без усилий, без напряжения. Техника, позволяющая ощутить глубинные слои жизни.

Медитация — это то, что Линч делает дважды в день на протяжении 36 лет. Медитация — его конек, его основная идея. Опора, держась за которую он хочет перевернуть мир. Причина, где все картины, фотографии, фильмы лишь следствие, отражение несовершенного, темного мира, в котором мы все живем. Медитация — то, что, по его словам, сделало Линча Линчем.

В Москве есть преподаватели. За четыре дня, потрави всего час в день, вы научитесь технике, которая останется с вами на всю жизнь. Вы можете медитировать по 15—20 минут утром, столько же в обед, и вы увидите, как жизнь начнет налаживаться.

Расширяя сознание, вы расширяете позитивные качества. Побочные эффекты — негатив, беспокойство, стресс, напряжение, печаль, депрессия, гнев, страх и ненависть — поднимаются и уходят. Вы живете и работаете в невероятной свободе.

Я занимаюсь трансцендентальной медитацией дважды в день на протяжении 36 лет. Нет на земле места, где нельзя было бы заниматься медитацией. Должен сказать, что в Москве медитация происходит великолепно.

— Вы очень живо интересуетесь детским образованием и лоббируете изучение медитации в школах. Это реально сможет изменить мир?
— Да. Мы живем в достаточно темном мире. Дети не могут справляться самостоятельно с окружающей агрессией. В школах царит насилие, жестокость, наркотики. Дети учатся плохо, у них нет стимула. Они подвержены постоянному стрессу, многие заболевания помолодели — откуда у детей может быть нервное истощение?

Учителя всегда были озабочены этой проблемой. Много поднимается вопросов о том, как защитить детей от наркотиков, жестокости. Они обращали свой взгляд и в сторону различных техник, личностных практик. Но пока не существует точной формулировки, какая именно практика лучше всего.

Трансцендентальная медитация по методу Махариши Махеш Йоги может помочь. Я создал благотворительный фонд по продвижению образования, основанного на принципах трансцендентальной медитации (Foundation for Consciousness-based Education and World Peace).

Всякий, кто видел фильмы Линча, знает, что их переполняют таинственные ужасы, которые не поддаются рациональному толкованию. Неземной уродец, непостижимым образом родившийся у двух затюканных жизнью родителей в «Голове-ластике», вызывает такую смесь омерзения и любопытства, что хотел бы отвернуться, а не можешь. Неужели такие твари водятся в блаженных глубинах?

Сейчас в фонде учится 100 тыс. студентов по всему миру. Студенты изучают технику медитации. Когда они приходят в школу, то вместе с учителями медитируют 15 минут до начала занятий и столько же перед уходом домой. Десятилетний ребенок может это сделать, и 110-летний старик сможет сделать.

Это не поверхностное лечение, не пластырь. Изменения идут изнутри, происходит полное превращение. Счастливые школьники с хорошими оценками, улучшаются взаимоотношения, прекращается насилие, развивается творчество, и школьники концентрируются на том, что они изучают. Это те школы, в которые мы все хотели бы пойти.

Происходит трансформация, школа превращается в нечто значительное. Мы учим их ментальным техникам и открываем океан сознания, ума, созидательности, счастья, любви, энергии и мира.

— Входит ли Россия в эту программу?
— В России ситуация в школах такая же, как и во всем мире. Если найдутся школьники и студенты, школы, готовые вступить в нашу программу, то мы поможем перенести это в Россию.

— Есть ли научные исследования?
— Это не мистика, не какие-то заклинания. Было проведено около 600 независимых исследований, которые подтверждают пользу трансцендентальной медитации для человека. Эффективность практики подтверждена. Школы, в которых занимаются медитацией, показали удивительные результаты уже через год.

И благодаря исследованию мозга мы можем сказать, что медитация — единственное переживание в жизни, которое полностью использует потенциал мозга.

— Есть ли другие звезды, художники и режиссеры, чья жизнь была изменена медитацией?
— Есть такие. Люди творческих профессий знают цену тому радостному ощущению счастья, возникающему, когда ты ловишь эту рыбу и вытаскиваешь ее из самой глубины на поверхность. Когда сбрасываешь вес негатива, уже ничто не мешает потоку идей и творчеству.

— Как удается отвлечься, чтобы нырнуть в океан и поймать рыбу?
— В трансцендентальной медитации вы получаете мантру. Это вполне определенный звук, вибрация, мысль. Простая, как закон природы. Она как раз основана на том, чтобы забрать ваше регулярное сознание и развернуть на внутренний мир, где полным-полно идей, только успевай ловить.

— Что позволяет стать лучшим ловцом идей?
— Есть такая фраза — «Познай себя». Внутренний мир — океан, который имеет много имен, много названий. Погружаясь в него, вы расширяете сознание. На Западе не любят говорить о сознании. Но ведь сознание — это я, я есмь. Осознать это можно только благодаря сознанию.

Вторгаясь в сферу подсознательного или, еще глубже, бессознательного, вы испытываете такое счастье, что стать кем-то другим, кроме как ловцом идей, вы уже не сможете.

— Верите ли вы, что с помощью медитаций добро победит?
— Добро победит, я в этом абсолютно уверен. Негатив подобен темноте. Что это означает? Если вы посмотрите на темноту, вы поймете, что это ничто. Нет заводов, которые бы производили темноту. Это просто отсутствие света.

Солнце восходит и не пытается убрать темноту, она сама уходит. Свет единства устраняет негатив точно так же, как солнце устраняет темноту. И ключ к просветлению лежит в организации человека внутри, так же как и секрет мира во всем мире лежит внутри.

Жизнь

— Каждый день на своем сайте вы публикуете прогноз погоды. Какая погода сейчас и какими источниками вы пользуетесь?
— Я не публикую погоду, когда я нахожусь в путешествии. Поэтому не могу сказать, какая погода в Лос-Анджелесе. Я просыпаюсь, смотрю на небо и просто рассказываю, что я вижу.

— Что такое настоящая любовь?
— Настоящая любовь — не только личная. Это тайна, вселенская любовь. Настоящая любовь — это быть влюбленным во всё явное и неявное.

— Какая главная проблема стоит между мужчиной и женщиной?
— Недопонимание.

— Какая основная разница между жизнью и смертью?
— Когда вы едете на машине и машина старая, то со временем она перестает ехать. Тогда водитель выходит из машины.

— Сколько у вас существует реальностей?
— Десять измерений пространства и одно измерение времени, как и у вас.

— Самое яркое воспоминание детства?
— Их так много, что я не хочу выбирать что-то одно. Может, вы хотите услышать мое первое воспоминание? Я помню, как я сидел около дерева в луже и я был беспредельно счастлив находиться в этой грязи.

— Вы продолжаете коллекционировать тушки умерших животных?
— Не знаю, откуда берутся эти рассказы. Я много чего коллекционировал. Мне нравятся различные органические текстуры. Семечко, крошечный росток, вырастает великолепное дерево. Затем люди перестают смотреть. Но ведь так же интересно смотреть распад дерева, то, как оно объединяется с землей. Великое зрелище. Вот почему я коллекционировал тушки — я наблюдал текстуры.

— Сейчас мир охватил финансовый кризис. Что поможет выйти из него?
— Мировой кризис схож с личным крахом, потому что мир состоит из людей. Человек удивительное, уникальное существо, которое может заглянуть в себя и обрести всё, что ему нужно. Смотрите в себя, и вы увидите, как проходит кризис.

— Какие писатели для вас дороги и интересны?
— Я не так много читал, но мне нравится Кафка. Благодаря ему я пришел в киноинститут. А уже там один чехословацкий специалист мне сказал: «Если тебе нравится Кафка, то почитай Гоголя». Я прочитал «Нос», который мне так понравился, что я сделал иллюстрации к этой книге.

— Есть ли еще русские писатели или художники, вдохновляющие вас?
— Достоевский. «Преступления и наказание» очень вдохновляет. Невероятно простой сюжет, но очень глубокий. Он тонко исследует сострадание и психологический кошмар.

— Где вы успели побывать в Москве и что вам понравилось?
— Я посетил Красную площадь, был в Доме литераторов и кафе «Пушкинъ». Но больше всего меня поразил собор Василия Блаженного. Он волшебный.

— Какое место занимает Россия в вашей жизни?
— Россия — загадочная тайна для многих американцев. Здесь все похоже на то, где вырос я, у меня тут нет проблем и мне всё нравится.

"Ночь с Дэвидом Линчем" в культурном центре "Гараж"




ОТПРАВИТЬ:       



 






10 лучших комедий в истории кино

От Чаплина до Бората

Разбираемся, что необходимо хорошей комедии с помощью субъективного списка выдающихся картин в жанре смешного.

05.07.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Физкультпривет грибов!

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

04.07.2020 19:00, Александр Чанцев


Надо видеть

Любимые фильмы Сета МакФарлейна

Один из ведущих комедиографов современности, автор «Гриффинов», «Американского папаши» и «Третьего лишнего», делится списком своих любимых и полезных для просмотра картин. И, о боже, там нашлось место не только комедиям!

27.06.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Билли Уайлдер: Легкое дыхание

Когда-то он зажег звезду Монро

Билли Уайлдер был известен в СССР как режиссер фильма «В джазе только девушки» — да и то... Кто помнит имена режиссеров? Этот шедевр — как говорится, неувядаемый, — до сих пор помнят благодаря Мэрилин Монро, живого воплощения Эроса, с каким советский зритель столкнулся, наверно, в первый раз в жизни.

23.06.2020 19:00, Диляра Тасбулатова, story.ru


Фильмы со смыслом

Философские вопросы и небанальные ответы

Философия и кино неразделимы, как театр и трагедия. Через загадочные действия, яркие визуальные эффекты и вдохновляющие истории транслируются новые мысли и философские вопросы, которые могут обогатить действительность зрителя.

20.06.2020 19:00, cameralabs.org


Чародей здесь больше не живёт

История режиссера, создавшего знаменитые кинокартины

Он один из немногих понял братьев Стругацких. Режиссер волшебной сказки «Чародеи» и шедевра для детей «Приключения Электроника» — режиссёр Константин Бромберг — тихо умер в США на 81-м году жизни.

14.06.2020 19:00, Алексей Викторов, jewish.ru


Не только о мужчинах

20 великолепных фильмов, которые прошли тест Бекдел

Чтобы пройти тест Бекдел (Бехдель), произведение должно соответствовать простым критериям: среди действующих лиц должно быть не менее двух женских персонажей, и они должны беседовать между собой о чём-то кроме мужчин. Оказывается, кинематограф изобилует фильмами, которые не проходят эту простейшую проверку на гендерную предвзятость.

13.06.2020 19:00, cameralabs.org


Леонид Гайдай: смех сквозь слезы

Режиссер, заставивший смеяться всю страну, выглядел как серьезный человек, но чувство юмора у него было отменное.

08.06.2020 19:00, Екатерина Морозова, diletant.media


Подборка захватывающих фильмов на выходные

Надо видеть: любимое кино Дени Вильнева

Автор «Бегущего по лезвию 2049», «Прибытия» и «Убийцы» и вообще один из самых обсуждаемых голливудских режиссеров последнего времени делится собственным списком must-see фильмов: научная фантастика, триллеры и классика современности.

06.06.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Главные сериалы лета 2020

Подборка лучших и интригующих

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко.

02.06.2020 19:00, Родион Чемонин, tvkinoradio.ru






 

Новости

Умер итальянский композитор Эннио Морриконе
Итальянский композитор, аранжировщик и дирижер Эннио Морриконе умер в возрасте 91 года. Об этом пишет la Repubblica в понедельник, 6 июля.
Умер актер Виктор Проскурин
Он известен по ролям в фильмах «Большая перемена» и «Выйти замуж за капитана».
Variety (США): от «Унесенных ветром» отказалась HBO, и фильм стал хитом продаж Amazon
Компания HBO изъяла оскароносный фильм «Унесенные ветром» из открытого доступа за «расистские образы». Одновременно с этим фильм взлетел на вершину рейтинга Amazon. Представитель HBO заявил Variety, что оставлять фильм в широком доступе без «обличения предрассудков» безответственно.
Netflix выложил в открытый доступ документальные фильмы о бедности, расизме и несправедливости
Стриминговый сервис Netflix выложил на YouTube десять документальных фильмов, среди них — отмеченные критиками Our Planet и Babies. Об этом сообщается в блоге компании.
Проект «Выпускники и наставники» представлен в РАНХиГС в Москве
22 февраля в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), что на Проспекте Вернадского в Москве, состоялась презентация проекта «Выпускники и наставники». Это уже третий проект некоммерческого партнёрства «Викимедиа РУ», поддержанный Фондом президентских грантов. Само же партнёрство занимается поддержкой проектов фонда Викимедиа на территории России, самый известный из которых — Википедия.

 

 

Мнения

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.