Подписаться на обновления
19 октябряСуббота

usd цб 63.9542

eur цб 71.1299

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  пятница, 12 декабря 2014 года, 18:30

Детство на свалку
Ханна Полак закончила работу над своим новым фильмом, посвященном теме российских бездомных детей


Ханна Полак. Фото: NOISE Film PR
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Документальный фильм Ханны Полак «Человек живет для лучшего» о девочке Юле с подмосковной свалки получил на Амстердамском фестивале IDFA Специальный Приз Жюри. Названием картины послужила цитата из пьесы Максима Горького «На дне». Главной героине присущи те же проблемы и радости, что и всем остальным детям, но с одной поправкой – у неё нет дома. Режиссёр наблюдала за Юлей на протяжении 14-и лет, отразив процесс её взросления и жизненную ситуацию, в которой она оказалась. В своём интервью Ханна Полак рассказывает об отношении к бездомным детям и к кино, и о том, как она пришла к этому.

— Приятно общаться с тобой на родном языке, расскажи, пожалуйста, откуда ты знаешь русский?
— Я из Польши. Во времена моего детства русский язык был одним из обязательных предметов школьной программы. По правде говоря, я не была прилежной ученицей. Во-первых, на тот момент у меня не было интереса к изучению русского, во-вторых, уровень преподавания оставлял желать лучшего. Но я, по крайней мере, узнала алфавит и научилась читать.

Когда я начала работать в профессиональном театре, первая пьеса, в которой я выступала, была рок-опера «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского. Естественно, большей частью мы её играли по-русски, так как все песни были оставлены без перевода. Это был очень интересный опыт, ставший моим первым настоящим соприкосновением с русским языком, даже не столько с точки зрения слов, сколько настроения. После этого я училась в актерском училище в Польше, мы делали постановки по Достоевскому, что стало для меня серьёзным погружением в русскую литературу.

Потом по приглашению друзей я стала часто ездить в Россию, и там, общаясь с ними, собственно говоря, и выучила язык. Очень много времени я проводила в разговорах с беспризорниками на улице, они тоже в каком-то смысле были моими учителями. Я думаю, что самый лучший способ учить язык - это находиться в стране. То же самое с английским. Я довольно на высоком уровне учила его в Польше, но приехав в Америку, поняла, что не могу говорить. И только через какое-то время пребывания в стране я начала правильно изъясняться. Так что опыт нахождения в стране даёт очень много.

— Кинематографии ты тоже обучалась в России, почему выбор пал именно на ВГИК?
— На тот момент я уже что-то снимала и понимала, что чтобы снимать хорошо, мне необходимо приобрести профессиональные знания. Да, я знала, как обращаться с камерой, но этого было недостаточно. Раньше я занималась фотографией и общалась с настоящими мастерами своего дела. Это давало мне осознание того, что кинематографии тоже нужно обучаться на более серьёзном уровне.

И тут я узнала от друга, обучавшегося во ВГИКе на режиссуру, о наборе на курс Вадима Ивановича Юсова. Это имя не было для меня пустым звуком, так что я немедленно собрала свои работы и поехала показывать их Юсову. Посмотрев, он сказал, что готов меня принять, после чего я официально оформила своё поступление. У нас сложились с этим человеком замечательные отношения, мы очень сильно сдружились, и я рада что имела возможность у него обучаться.

— А в какой момент ты решила заняться именно документалистикой?
— Ещё во времена работы в театре и обучения в актёрском училище в Польше я, хотя и любила театр, считала, что кино имеет перед ним неоспоримое преимущество, так как дает возможность запечатлеть что-то на десятки, сотни лет, почти навечно. А театр - прекрасное искусство, но очень временное. Прошёл спектакль, и всё. У зрителя остаются в голове какие-то картинки, моменты, эмоции, но основное действие проходит. Конечно, его можно повторять каждый вечер на очередном спектакле, но это не то же самое, что зафиксированное изображение в кино.

Я думала, что закончу актёрский, и поступлю на режиссуру, но так не получилось. Мне пришлось отойти от театра и искусства. Позже в Москве, когда я встретила детей на улице, я задумалась, как им помочь, и одна из идей заключалась в том, чтобы начать снимать про них фильм. Таким образом, я вернулась обратно к мыслям о кино и занятиях искусством.

Пока я снимала только документальные проекты, хотя на съемках художественных фильмов мне тоже доводилось присутствовать. К примеру, я делала фильм об игровом фильме. Я присутствовала в монтажной и наблюдала за работой режиссёра, несколько раз в каких-то небольших эпизодах режиссировала людей сама, и всё это мне очень понравилось. Так что интерес к художественному кино у меня тоже есть. Посмотрим, удастся ли его реализовать на практике. Я думаю, что всё начинается со сценария. Если будет хороший сценарий, может удастся заняться и режиссурой.

— То есть, непосредственно к документалистике тебя привели бездомные дети… Помимо фильма «Человек живёт для лучшего», премьера которого состоялась в этом году на IDFA, теме российских беспризорников посвящен также твой фильм «Дети с Ленинградского», выпущенный в 2005 году и номинированный в числе прочих наград на «Оскар». Как шла работа над этими проектами?
— Вообще, идея делать фильмы появилась не сразу. Сначала я снимала просто потому, что хотела донести страдание этих детей до общества, найти тех, кому больно смотреть как другие умирают и кто готов оказать какую-то помощь или материальную поддержку. Когда я сама встретила бездомных детей, у меня просто не могло уложиться в голове, как такое возможно. Как они могут жить на улице и их никто не ищет, никто ими не занимается, и никого они не интересуют. Тем более, как видно из фильма, они красивые, они умные, они безумно забавные, и в этот момент они находятся в абсолютно ужасных ситуациях, ненормальных для человеческого общества.

Мой ресурс очень ограниченный и в плане денег, и в плане времени, так как я всего один человек. Я могу что-то делать, но этого явно мало. При помощи съёмок я надеялась привлечь других людей к существующей проблеме. И речь здесь идёт не просто о деньгах, которые кто-то может выделить на благотворительную работу, хотя, конечно, это тоже нужно. Больше всего мне хотелось подвигнуть людей на коренное решение проблемы. Тогда в России были другие времена и другие законы, их изменение было бы для меня огромным положительным результатом.

Я старалась оказывать посильную помощь в двух местах - на свалке и на вокзале. Первые видеозарисовки были сделаны именно на свалке. Но доступ к свалке был намного сложнее, потому что она находится за городом и огорожена забором, препятствующим проникновению посторонних. Так что детей с вокзала мы навещали, а соответственно и снимали, намного чаще. В какой-то момент я осознала, что видеоматериалов набирается на фильм. Как только идея сформировалась, я стала снимать не просто то, что вижу, а начала делать кадры, необходимые именно для создания кино. С 2003 по 2005 когда я плотно занялась работой над «Детьми с Ленинградского», от свалки пришлось немного отойти. Изначально я собиралась этот проект тоже закончить в 2005 году, но за неимением финансовой базы материалы пришлось отложить. Последующие годы я периодически ездила туда и ещё немного доснимала. И только в 2010 или 2011 году я вернулась к монтажу.

— А чем бы заканчивался фильм про свалку «Человек живет для лучшего», если бы его удалось доделать в 2005?
— Он бы заканчивался тем, что Юля рожает ребенка, оставляет его в приюте и уходит обратно жить на свалку. Он был бы намного более драматичным. И конечно, в нём отсутствовали бы многие элементы. Главную героиню мы ведём хронологически, но есть очень много видовых сцен, которые сняты позже и вмонтированы в сюжетную канву для большей художественности. Фильм был бы гораздо беднее в визуальном плане и, наверное, короче по хронометражу.

— Предпринимала ли Юля попытки найти своего первого ребенка?
— Она пыталась вернуть ребёнка, как только получила квартиру. Долгое время никакой информации вообще не было, потом Юле сказали, что у её дочери теперь есть приёмные родители и её нельзя ни забрать, ни даже просто увидеться с ней. Юля успокаивает себя словами, что может мы для того и живём, чтобы кого-то сделать счастливыми, но чувствуется, что она очень сильно переживает. Её единственная надежда, что дочка когда-нибудь сама захочет её найти.

Кадр из фильма «Человек живет для лучшего»

— Ты снимала всё полностью сама или работала вместе с оператором?
— Основная часть съёмок моя. Но поскольку это такое место, в котором очень опасно находиться, я всегда просила друзей сопровождать меня. Сначала это были люди, не имеющие никакого отношения к кино. После того, как я пошла учиться во ВГИК, со мной стали ездить мои коллеги. В последних съёмках, более современных, я обращалась к помощи своих однокурсников Максима Дроздова и Вани Финогеева. Так что досъёмки принадлежат им.

Должна сказать, что даже в документальном кино зачастую очень сложно делать сразу всё. Если ты погружаешься в операторскую работу, может начать не хватать времени на общение с героем и создание нужной ситуации. Это будет нехорошо отражаться на взаимоотношениях с действующими лицами, а значит и на фильме. Мой фильм получился хорошим, потому что люди понимают, что у меня очень близкие отношения с людьми, когда они говорят, они открывают мне свою душу, свои сердца. Это идёт изнутри и создает какой-то более личный, интимный образ.

Пока Юля была маленькая, было проще, по мере её взросления появились HD-камеры, они были довольно громоздкие, для них требовался штатив. Я начала чувствовать, что аппаратура и её настройки занимают слишком много времени, и поэтому привлекла других операторов. Хотя всё равно оставались моменты, когда я брала камеру и снимала сама.

— А с какой периодичность ты ездила на свалку?
— В основном, я старалась туда выбираться по выходным или в праздники, когда охрана ослабевала. Ведь это место, в котором никому не разрешают находиться, и никто там тебе «Добро пожаловать» не скажет. Ну и плюс у меня были другие проекты и дела, была учёба, которой надо было посвящать время. Ещё мои приезды на свалку зависели от того, была ли я там нужна. Иногда просто надо было проверить, что там происходит, не надо ли кому чего… Иногда я узнавала, что кто-то болеет и заезжала привезти лекарства. Так что я больше отталкивалась не от съёмок фильма, а от того, когда могу поехать и когда в моём приезде есть необходимость.

— То есть, у вас была какая-то обратная связь? Они сообщали, что тот-то заболел, нужно привезти лекарство?..
— Сначала нет, они были довольно долго недоступны. Но около 2004 некоторые люди со свалки стали иметь мобильники. Не все, конечно. Но те, у кого не было своих телефонов, обращались к тем, у кого они есть, когда надо было сделать звонок. Таким образом, со мной на связь выходили разные люди, знавшие мой номер. Они передавали, когда что-то случалось, кого-то срочно надо было увезти в больницу, что-то привезти, или другие важные сообщения. Потом у Юли тоже появился мобильный телефон. Так, я например узнала, что ей выдали квартиру.

Кадр из фильма «Человек живет для лучшего»

— Были ли какие-то столкновения с охраной или сотрудниками правопорядка?
— Были… Впрочем, наверное, я была довольно удачливой. Охрана нас ловила много раз, они вызывали милицию (тогда ещё её не переименовали в полицию), были разные разборки, но каждый раз каким-то чудом нам удавалось сохранить материал, и мы не нарывались на серьёзные проблемы. Несколько раз мы убегали, причём по очень крутому склону мусорной горы, из которого торчали разные железяки. Как-то раз был март месяц, было очень скользко. Чтобы скрыться, мы пересекли болото из мусора и грязи, а потом надо было идти вокруг свалки несколько километров по колено в воде, чтобы добраться до машины. Происходили и такие ситуации…

— Будет ли фильм представлен на российских фестивалях?
— Фильм вошёл в конкурсную программу Артдокфеста*. Надеюсь, будут ещё и другие фестивали, на которых он будет представлен.

Мне важно, как русская аудитория примет этот фильм, потому что мне самой кажется, что он глубоко русский. В нём много моментов и мелких деталей, которые способны уловить только те, кто живут в стране и говорят на языке героев фильма.

* показы в Москве будут в кинотеатре Горизонт 12-го декабря в 19:00, 16-го декабря в 13:15 и в кинотеатре Фитиль 14-го декабря в 13:15; в Санкт-Петербурге в кинотеатре АНГЛЕТЕР 13-го декабря в 17:30.

— Фильм «Человек живет для лучшего» только вышел, поэтому на его примере пока сложно судить, но если взять фильм «Дети с Ленинградского», как ты считаешь, изменил ли он ситуация с беспризорниками в лучшую сторону?
— Я придерживаюсь мнения, что это не чисто русская проблема, это проблема, которая существует везде. Я была в шоке, когда такие же дети, как те, что были мною отображены в «Детях с Ленинградского», случайно пришли в мой дом в Варшаве попросить помощь. У меня было де-жа-вю. Я не знала, что в Польше тоже существует такая проблема. Как оказалось, она существует везде в мире. Многие страны, в том числе Россия, сейчас предпринимают шаги для её решения, если не полного, то хотя бы частичного. Полиция и различные службы получили указания, как действовать, законы изменились. Я думаю, что мой вклад в эти подвижки тоже был.

Я получила тысячи писем от людей со всех уголков света. Некоторые из них рассказывали, что они хотят заняться какой-то общественной деятельностью, начать работать с детьми, помогать им и т.д. Было очень много волонтёров, которые интересовались у меня, что именно они могут сделать.

В Южной Африке, где тоже демонстрировался мой фильм, была инициирована первая совместная встреча организаций, работающих с детьми. Если раньше они все были разрозненны, то фильм подтолкнул их к объединению для спецпроекта.

Или, например, звезда X-Men Трой Сиван под влиянием фильма написал песню для сбора средств в помощь бездомным детям. Будучи голливудской знаменитостью, ему удалось собрать несколько десятков тысяч долларов и передать их на проекты.

В России какое-то время проработала польская организация «Монар», помогавшая несовершеннолетним наркоманам. В рамках программы «Пилот» они могли получить помощь и консультации у профессионалов высшего уровня.

В Мексике (лично для меня это один из самых сильных моментов) после показа фильма ко мне подошла плачущая женщина и сказала: «Я обещаю, я стану лучшей матерью для своих детей».

Конечно, мы никогда не можем ожидать, что всё сразу изменится, но я надеюсь, что какие-то изменения мой фильм принес. И не только для бездомных детей. В Чикаго на радио у меня был разговор о проблемах эмоциональной бездомности людей. Часто бывает так, что родители всё время посвящают работе, а дети чувствуют себя ненужными, им кажется, что никто их не любит. Даже если родители работают ради блага своих детей, те это не всегда понимают, им намного больше требуется внимание и ласка, чем материальное благополучие. Это другое лицо бездомности. ведь беспризорники сталкиваются со сходной проблемой.

Видишь, фильм на сколько многоуровневый, что можно разговаривать часами на тему того, что произошло после него… С другой стороны, его можно воспринимать просто как произведение искусства. Он красиво сделан и с интересом смотрится по сегодняшний день. Его показывают и на фестивалях, и по телевидению. Я до сих пор получаю письма от людей, которые только недавно открыли для себя этот фильм.

— Теме беспризорников был священ ещё один твой фильм «Faces of homelessness», расскажи о нём, пожалуйста…
— «Faces of homelessness» - это очень маленький проект. Он не был задуман как фильм. В Северной Дакоте (США) есть город Фарго, где проводится ежегодный кинофестиваль, на котором «Дети с Ленинградского» получили три главных приза. Организация, занимающаяся проблемами бездомности в этом районе пригласила меня сделать для них небольшой видео ролик от 30 секунд до трёх минут, который они могли бы использовать для сбора средств на благотворительность. Но в итоге из материалов, которые я сняла буквально за несколько дней, они запросили сделать получасовой фильм. Эту работу нельзя назвать шедевром, но в целом получился довольно хороший портрет людей, встреченных мною за эти несколько съёмочных дней.

— А что ты думаешь по поводу проблемы вовлеченности документалиста в происходящее? Где находится та грань, когда, возможно, требуется прекратить съёмку и помочь герою? Были ли ситуации, когда ты оказывалась перед выбор снимать дальше или остановиться и вмешаться?
— Я считаю, что если я могу помочь, то я обязана это сделать. Конечно, если дети дышат клеем постоянно, им можно постоянно говорить «не дыши, не дыши», но они всё равно будут это делать, когда меня нет рядом. А если я хочу показать их жизнь, то это надо снять. Я снимала и смерть тоже, но я не могла в этой ситуации никак помочь. Но в целом, моё мнение, что если один человек в состоянии помочь другому, он всегда должен помогать. Впрочем, каждый сам для себя определяет границы. Я тоже не могу выйти за рамки своих личных возможностей. Именно поэтому я и снимаю фильмы, чтобы другие посмотрели и, возможно, смогли поменять то, что не могу поменять я.

Мне не нравится, что сейчас в журналистике молодых людей нередко учат определенной циничности. Я считаю, что это неправильно. Объективность не может быть исключительно взглядом со стороны. В моём представлении, это уже не объективно, это просто цинично. Моменты, когда я помогала людям, не попадали в кадр. Но для себя я знаю, что основой моих отношений с этими людьми была попытка помочь им.

Не буду больше рассуждать, оставлю это другим людям. Кто хочет, может посмотреть мой фильм и сам подумать. Я просто знаю, что всегда надо работать над собой и заниматься чем-то добрым. Человек должен стремиться быть ответственным и морально чистым.

— Документалистика - очень мощный инструмент воздействия на людей, однако смотрит такие фильмы, к сожалению, меньшинство. Некоторые изначально стараются оградить себя от соприкосновения с печальной реальностью. Как можно донести фильмы до зрителя?
— Сложный вопрос. «Дети с Ленинградского» посмотрело очень много людей, он красивый, несмотря на то, что грустный и тяжёлый. Может, для кого-то он оказался даже слишком травмирующим, я за это извиняюсь.

Думаю, надо стараться делать как можно более качественное и красивое кино, тогда, возможно, люди придут посмотреть. Хотя это, конечно, очень непросто. Хороший проект требует колоссального вложения сил.

— Есть ли планы на будущее?
— Для начала надо отдохнуть. Потом, наверное, что-то придёт.

Я очень устала за время работы над фильмом «Человек живет для лучшего». Только на монтаж ушло три года. Мы могли часами сидеть в поисках нужного кусочка: съемки велись с одной камеры, герои начинают говорить и обрывают фразу, которую непонятно как склеить, у Юли всё время меняется цвет волос. И сопродюсер у меня появился далеко не сразу, очень тяжело было искать деньги на проект. Люди смотрели, им нравилось, но участвовать они отказывались.

Я считаю, что моя главная заслуга не в том, что я в итоге сделала этот фильм, а в том, что я не сдалась в процессе работы над ним.

Беседовала Анисия Боронзова




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Тяжелые шутки

Разбор нашумевшего «Джокера»

«Это самый тяжелый фильм», «это самые пронзительные шутки», «это жизнь в ее прямом воплощении». Такие отзывы мы слышим от людей, выходящих из кинотеатра после просмотра фильма «Джокер». Ему пророчат «Оскар», он самый обсуждаемый, после него плачут и уходят в депрессию. Посмотрели, что говорят об этом кино пользователи социальных сетей.

15.10.2019 19:00, Редакция "Частного корреспондента"


Подкинуть дров для осенней хандры

Самые пронзительные фильмы

Для человека абсолютно естественно желание испытывать всю гамму чувств — от предельной радости до предельной грусти. Если вы соскучились по фильмам с глубоким смыслом, искренним сюжетом и широкой палитрой эмоций, то эта подборка — для вас.

12.10.2019 19:00, cameralabs.org


Мэрилин Монро и ее английский роман

Семь дней и ночей с Мэрилин: есть ли в этой истории правда?

В 2000-м году британский писатель и режиссер Колин Кларк выпустил книгу «Моя неделя с Мэрилин»: в ней описывается короткий роман между американской актрисой и им самим. Эта удивительная история об увлечении Монро молодым ассистентом режиссера позже стала сценарием фильма «Семь дней и ночей с Мэрилин». Романтическая мелодрама, которая, как утверждают создатели, основана на реальных событиях, рисует весьма идиллическую картину: хрупкая, одинокая и несчастная Мэрилин находит кратковременное утешение в лице совсем юного, «зеленого» и восторженного Кларка. Их весьма невинный роман, если верить писателю, длился всего лишь около недели и закончился, конечно же, разлукой. Что же действительно произошло за кулисами съемок «Принца и танцовщицы», и была ли Мэрилин Монро увлечена английским юношей?

06.10.2019 19:00, Дарья Александрова, diletant.media


Психология на грани

Подборка фильмов с неожиданным концом

Есть фильмы, которые не собирают полные залы и лежат далеко не в каждой домашней коллекции, но тем не менее заслуживают особого внимания.

05.10.2019 19:00, cameralabs.org


Что не так с фильмом «Щегол»

Разбираем один из самых обсуждаемых фильмов месяца

Мы одними из первых посмотрели экранизацию одной из важнейших книг современности «Щегол». При всем уважении к автору романа Донне Тартт и режиссеру Джону Краули мы заметили, что что-то в «Щегле» неправильно. Попытаемся разобраться, что именно пошло не так.

28.09.2019 19:00, tvkinoradio.ru


Истинно британские фильмы

Европейское кино с особым шармом

Традиции и известная на весь мир актёрская школа сделали британский кинематограф обособленным от остального европейского. Лишь неосведомлённые кинолюбители, говоря об английском кино, представляют себе помпезные сцены, в которых аристократы пьют чай, заедая его печеньем. В реальности оно гораздо сложнее стереотипных определений.

21.09.2019 19:00, cameralabs.org


Выдающиеся персонажи и черный юмор

15 комедий, которые не оставят вас равнодушными

Большинство комедий созданы, чтобы задавать лёгкое настроение, но не все. Есть фильмы, относящиеся к категории чёрных комедий. Среди них попадаются картины, вошедшие в списки культовой классики, например, «Смертельное влечение», «Доктор Стрейнджлав», «Фарго». В них показаны ужасные преступления и страшные люди, но нет подлости. Есть сатира, хоть и мрачная.

14.09.2019 19:00, cameralabs.org


Позвони мне, позвони

О съемках легендарного «Карнавала», который тогда легендой не казался

«Я не верю в лёгкие жизни, — считала режиссёр Татьяна Лиознова. — Человеку всё даётся трудом... Главное — это способность выстоять во всех трудностях и пройти дальше...» «Ради этого «пройти» она дралась, хамила, была чудовищем», — вспоминают о ней некоторые коллеги. Другие спорят: «Была волевой — да, но ради дела!» А вот какой помнит Лиознову её соавтор, сценарист Анна Родионова.

10.09.2019 19:00, Анна Родионова, story.ru


«Шоу начинается, господа!»

Фильмы гениального Боба Фосса

Возможно, вы не слышали о Бобе Фоссе, но вы точно знакомы с его фирменным стилем, который повлиял на всех — от Майкла Джексона до создателей современных мюзиклов. Его сексуально заряженная хореография обладает невероятно чувственной энергетикой. Сформировав собственный уникальный танцевальный стиль, Фосс смог стать новатором и навсегда изменить взгляды на искусство Бродвея. Более того, его инновационный подход к танцу и умение передать энергию сквозь объектив стали предвестниками эпохи MTV и ярких музыкальных клипов.

07.09.2019 19:00, cameralabs.org


Недооцененное талантливое кино

Подборка малоизвестных, но захватывающих фильмов

Не все фильмы становятся культовыми и попадают в поле зрения общественности. Однако многие из них действительно заслуживают внимания, так как они такие же искрометные, талантливые и интересные. Дэвид Линч, Пол Томас Андресон и многие другие создали шедевры, которые залежались на полках, а теперь мы можем посмотреть их в открытом доступе.

31.08.2019 19:00, cameralabs.org






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.