Подписаться на обновления
16 августаЧетверг

usd цб 66.3772

eur цб 75.2253

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
ЗОЖ  Диета  Медицина  Народная медицина  Психология  Духовность  Практики  Экология  Хобби  Проблемы
старения
 
Аптекарский огород 
special.theoryandpractice.ru   среда, 30 мая 2018 года, 09:00

Деструктивная пластичность
Катрин Малабу о моментальном старении


James Day
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Философ Катрин Малабу в своей полемике с классическим психоанализом утверждает, что старость не является постепенным процессом упадка, как мы привыкли думать, но является событием, которое происходит мгновенно, подобно крушению самолета.

Проблема старения очень часто описывается как утрата пластичности. И в этом случае мы снова говорим об утрате «хорошей» пластичности. Однако никому не приходило в голову, что может действовать и другая пластичность в то время, когда «хорошая» пластичность уходит со сцены. Видимо, две соперничающие концепции старения скрыто противостоят одна другой, приглашая нас пересмотреть — в свете одновременно созидательной и деструктивной пластичности, — определение старения как изменения, и, следовательно, понять, как старение соотносится с болезнью как событием.

Первое и наиболее распространенное представление о старении, которое признается как широкой общественностью, так и научным сообществом, является идеологическим конструктом, где старение предстает как естественное завершение жизни, упадок, который обязательно приходит на смену зрелости. Кажется, старение немыслимо без поступательного движения «становления-старым». Наиболее очевидный образ этого становления предложил психоаналитик Жерар ле Гуэ, клинический специалист в сфере пожилых людей, на страницах своей книги «Возраст и принцип удовольствия», где он сравнивает жизнь с путешествием на самолете: «Мы все летали на самолете. Большинство из нас знает… что перелет можно примерно разбить на три этапа: взлет, полет и посадка. Если мы понимаем детство и молодость как взлет, а зрелость как полет, тогда посадку можно считать репрезентацией времени, необходимого для приземления».

Старение, таким образом, будет тождественно началу посадки: «Возвращаясь к образу авиации, мы уже видели, что старение можно сравнить с посадкой, которую субъект либо принимает пассивно, рассматривая самого себя с точки зрения биологического детерминизма как пассажира коммерческого рейса, либо же активно проживает ее, если субъект решает взять дело в свои руки, подобно пилоту, который управляет и дает распоряжения». Нет сомнений, что метафора полета характеризует старение как медленный и поступательный процесс, который начинается посредине жизни и который необязательно является линейным или же избавлен от зон турбулентности, но тем не менее он проходит последовательно, поочередно преодолевая все последующие стадии.

Согласно схеме становления-старым, быть пластичным значит знать, как придавать форму для того, чтобы приходить в упадок постепенно, в некотором смысле изобретать свой собственный возраст, знать, как «управлять им», как «оставаться молодым». В отличие от этого, утрату пластичности можно понимать как принятие упадка, изъятие, пассивность или чистую восприимчивость окончательного разрушения или же взрыва за неимением средств для создания формы.

Вторая концепция определяет старение не просто как постепенный процесс, но также и как событие. Случайный разрыв или же крушение самолета, если хотите. Даже в случае наиболее спокойного старения всегда привносится элемент случайности, измерение катастрофического. Это представление о случайном старении усложняет первую схему. Оно учит нас, что для того, чтобы постареть, становление-старым в каком-то смысле не имеет особого значения. Требуется что-то другое, а именно событие старения. Неожиданное, непредсказуемое, переворачивающее все одновременно. Эта концепция старения не может более называться становлением-старым, но, скорее, ее можно назвать «моментальностью старения», если мы хотим понять ее как непредсказуемое, случайное превращение, подобное тем историям, о которых мы иногда читаем: «ее волосы побелели за одну ночь». Происходит нечто, что ускоряет старость субъекта, оставляя след крушения на процессе становления-старым, который одновременно является и не является его реализацией. Глупая случайность, плохая новость, оплакивание, боль — и вдруг становление замирает, создавая небывалую сущность, форму, индивида.

Так происходит в случае старения или смерти: мгновенность делает различие между естественным и случайным неопределенным. Стареем ли мы естественно или насильственно? Умираем ли мы естественной или насильственной смертью? Не является ли смерть всегда или одной — или другой?

Преклонный возраст — это экзистенциальный разрыв, а не непрерывность.

Читатель может остановить меня на этом месте, возразив, что то, что обычно разделяет эти два представления о старении, есть не более чем вмешательство патологии. Во время посадки самолета патологическая случайность, которая прерывает становление и вносит событийное измерения превращения, может вмешаться в процесс естественного старения.

Однако мы ни в коем случае не можем разграничить эти две концепции старения, взяв за основание одно лишь появление болезни. На самом деле болезнь — даже если это и повреждение, — может одновременно интерпретироваться и как схема непрерывности, и как схема события. Болезнь точно так же может быть понята как исполнение судьбы в качестве разрыва. В этом смысле Делез оказался прав, когда разместил возможность стать старым и больным в одной экзистенциальной плоскости. На этом основании я могу согласиться, что оба представления о старости могут характеризовать стареющего субъекта, находящегося в хорошем или же плохом здоровье. Только если мы хотим обосновать парадигмы для осмысления старости, исходя из этих двух представлений, можем ли мы на самом деле предложить удовлетворительный подход к психической патологии пожилого субъекта и, следовательно, для позднего лечения?

Первое представление о старении, о становлении-старым, регулируется определенным пониманием пластичности, которая, в сущности, была разработана классическим психоанализом. Использование понятия пластичности (Plastizität) Фрейдом заставляет нас задуматься. Он вкладывает в это понятие два основополагающих значения. Во-первых, существует то, что он называет «пластичностью психической жизни», которую он связывает с неразрушимой природой следов, которые составляют судьбу субъекта. Мы знаем, что для Фрейда никакой опыт не может быть забыт. След нестираем. След может быть деформирован, переформирован — но никогда не может быть стерт. Примитивное не исчезает. Таким образом, в психической жизни:

«…каждая более ранняя ступень развития сохраняется наряду с более поздней, которая из нее возникла; преемственность обусловливает сосуществование, хотя это все-таки те же самые материалы, на которых происходила вся последовательность изменений. Прежнее психическое состояние, возможно, многие годы не проявлялось, и все же оно продолжает существовать и однажды может снова стать формой выражения душевных сил, причем единственной, как если бы все более поздние результаты развития были аннулированы, отменены. Эта чрезвычайная пластичность душевного развития ограничена в его направлении; ее можно обозначить как особую способность к инволюции — регрессии, — ибо, пожалуй, получается так, что более поздняя и более высокая ступень развития, которая оказалась покинутой, не может быть достигнута снова. Примитивные же состояния всегда могут быть восстановлены; примитивное душевное в полном смысле слова бессмертно.

Так называемые психические заболевания должны вызвать у дилетанта впечатление, что духовная и душевная жизнь подвергались разрушению. В действительности разрушение касается только более поздних приобретений и результатов развития. Сущность психического заболевания состоит в возврате к более ранним состояниям аффективной жизни и функции. Прекрасным примером пластичности душевной жизни служит состояние сна, к которому мы стремимся каждую ночь. С тех пор как мы научились переводить также сумасбродные и запутанные сновидения, мы знаем, что, каждый раз засыпая, мы словно одежду сбрасываем с себя свою с трудом приобретенную нравственность, чтобы снова надеть это утром».

Пластичность таким образом связана с возможностью быть измененным, не будучи подверженным разрушению; ей можно охарактеризовать целую стратегию изменения, которая ищет способ, которым можно избежать угрозы разрушения.

Второе определение, данное Фрейдом пластичности, касается витальности либидо. Пластичность либидо связана с его мобильностью (Bewegtheit), другими словами, его способностью изменять свой объект, не оставаться неизменным, способностью изменять свои инвестиции. Сексуальная и любовная энергия инвестируются в объект, но не обязывают субъект всегда держаться одного объекта; субъект должен сохранять определенную степень гибкости, эластичности для того, чтобы уметь привязываться к другому объекту, другими словами, чтобы оставаться свободным.

Эффективность аналитического лечения зависит в первую очередь от либидинальной пластичности. Пациент должен уметь развиваться, отказываться от предыдущих инвестиций, устанавливать новые связи на их месте, желать по-другому. Пластичность либидо позволяет пациенту перестать быть заложником неизменной душевной структуры, которая обычно оказывается парализующей и болезненной.

Тем не менее Фрейд характеризует старение именно как утрату, или же заметное сокращение пластичности либидо, поскольку сексуальные инвестиции ослабевают. В «Случае Человека-Волка» он утверждает: «О них нам известна только одна вещь, и это то, что мобильность психического катексиса — качество, которое показывает признаки спада с приходом старости». С течением времени, в результате ослабления эроса, пациент более не может начинать анализ. Лечение психических проблем пожилых людей в таком случае было бы заранее обреченным на неудачу.

Сегодня вердикт не столь безнадежный, и возможность позднего лечения, безусловно, признается и применяется. В «Возрасте и принципе удовольствия» ле Гуэ возвращается к фрейдовой двойной формулировке понятия пластичности, а именно неразрушимости психической жизни и стойкости либидинальных инвестиций. Он показывает, что стареющий субъект старается компенсировать естественное ослабление либидинальных инвестиций, бессознательно делая акцент на психической жизни, которая отмечена возвращением инфантильных психических форм. Предположительно, пожилой человек возвращается к солипсизму и эготизму ребенка. Либидинальному ослаблению сопутствует усиление частичных прегенитальных инстинктов и нарциссического изъятия. Ференци тоже заметил это, когда писал: «…пожилые люди уподобляются детям, становятся нарциссическими, утрачивая многие семейные и социальные интересы, им не хватает большой части их способностей к сублимации… Их либидо регрессирует до прегенитальных стадий развития».

Ле Гуэ не принимает точку зрения о старении как событии или мгновенном старении. Он пишет:

«Установить точную дату, когда начинается психическое старение, представляется невозможным, так как оно не является событием, как рождение, но, скорее, представляет собой медленный, постепенный процесс, напоминающий процесс роста, и он в некоторой степени его прямая противоположность. Тем не менее его психическое начало может быть установлено, так как старение начинается в тот момент, когда иллюзия бессмертия сталкивается с ограничениями либидо, прежде забытыми, когда иллюзия нарушается признаками продолжительного ослабления — будь то утрата соблазнительности женщиной или же уменьшение энергии у мужчины, — ослабления, приводящего ко многими аффективным, телесным, профессиональным и социальным последствиям».

Ле Гуэ признает существование «психического начала» старения, но это начало ничем не обусловлено, неточно и является следствием естественного упадка жизни, а не случайных действий, которые могли бы стать контрапунктом подъему.

Это очень конвенциональное, классическое определение старения — которое отмеряет его лишь на основе утраты сексуальной силы («феминности» или «мужественности»), утраты, которая одновременно физическая и психическая, генитальная и психологическая, — утверждает, что упадок должен быть прожит непрерывно, как медленный спуск, без каких-либо внезапных событий или разрывов, без изменений, как если бы конатус вдруг неожиданно стал немым. Нарциссическая сверхкомпенсация в итоге заменит генитальный упадок: старые люди любят себя, потому что они больше не могут любить.

Мгновенность старения связана с исчезновением детства и невозможностью найти укрытие в прошлом.

Избавить пожилого человека от его или ее проблем, таким образом, подразумевает поиск новых путей для сублимации, преобразование депрессивной позиции или же настройку баланса либидинального равновесия. Согласно этой схеме, пластичность отсылает именно к неразрушимому, к тому, что может быть повреждено или подвержено разрушению, но что никогда до конца не исчезает. Исцелить неизбежно означает получить поддержку тем или иным образом — через этот остаток, через обрывки детства.

Но можем ли бы быть уверены, что психическая жизнь сопротивляется разрушению, как это утверждает Фрейд? Уверены ли мы, что есть нечто неразрушимое в психике? Уверены ли мы, что детство всегда выживает? Является ли утверждение «сущность психического заболевания состоит в возврате к более ранним состояниям аффективной жизни и функции» всегда истинным? То, что я назвала здесь «мгновенностью старения», возможностью «внезапного» изменения, подрывает и нарушает традиционные определения старости как пластичности. Мгновенность старения оказывается неожиданным событием, связанным с постоянным исчезновением нашего детства и таким образом невозможностью найти укрытие в прошлом, невозможностью регресса.

С точки зрения нейробиологии, преклонный возраст характеризуется мозговой реорганизацией, она подразумевает превращение и изменение идентичности. Как утверждает Джозеф Леду, «когда соединения нейронов изменяются, может также измениться и личность». Превращения, которые за этим следуют, вызывают глубинную перестройку образа «Я», которая приводит субъекта к новому жизненному приключению, от которого нет защиты и которое нельзя компенсировать.

Как мы видим, болезнь нельзя рассматривать как элемент, позволяющий нам отличить становление-старым от мгновенности старости, между постепенной и случайной концепциями старения. Делая обобщения на основе уроков, полученных нейробиологами из изучения повреждений мозга, я бы осмелилась сказать, что само старение может быть понято как повреждение. В конце концов может быть, для каждого из нас старение начинается неожиданно, за долю секунды, подобно травме, и таким образом, без предупреждения преобразует нас в неизвестного нам субъекта. Субъекта, у которого больше нет детства и чья судьба — прожить блеклое будущее.

Когда субъекты, страдающие старческим слабоумием, начинают с нами говорить и вспоминать эпизоды из прошлого, можно ли сказать, что они делают это для того, чтобы освободиться от вытесненного — в каком случае их слова будут разоблачительными? Или же если они говорят что-то совершенно другое, что находится в полном разрыве с той личностью, которой они являлись — таким образом конструируют своего рода фальшивую историю, обман?

Концепция случайного старения призывает нас обратиться к другому подходу в лечении, нежели тот, что практикуется в психоанализе. Она требует нас слушать, лечить пожилых субъектов так же, как это делают после взрывов службы спасения — разговаривать и исцелять пожилых субъектов, как если бы они оказались жертвами травмы.

Как верно замечает ле Гуэ, безусловно, «…существует психопатология, которая подходит индивиду, согласно его или ее прошлой личности, согласно его или ее способности или неспособности пережить опыт столкновения со странностью, инаковостью, который причиняет человеку мозговая травма». Два типа старения — прогрессивное и мгновенное — всегда переплетены, и одно подразумевает другое, и я не сомневаюсь, что кто-нибудь возразит, что некоторые элементы разрушенной идентичности всегда останутся, что часть структуры личности сохранится без изменений. Но даже если это так, как много людей покидают нас и покидают самих себя до того, как исчезнуть полностью?

Источник: special.theoryandpractice.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Выясняя отношения

Как исправить тип своей привязанности

Возможно, вам везет в азартных играх, но вот в любви — точно нет. Или вообще без вариантов, или вы постоянно пребываете в отношениях со страданиями, черными мыслями и крахом в итоге. Почему так происходит? Психолог Кардер Стаут считает, что это связано с типом привязанности, который у каждого человека формируется еще в детстве. Но это можно исправить!

12.08.2018 09:00, womo.ua


«Совы» против «жаворонков»

Почему мир делится на две команды и как нам всем с этим жить

Бесконечные споры о том, когда гуманнее начинать рабочий день и кто под кого должен подстраиваться, часто упираются в разговоры о различиях хронотипов. Действительно ли существуют «совы» и «жаворонки» или просто одни дисциплинированнее других? Кто эффективнее в работе и влияет ли хронотип на продуктивность вообще? Что делать с постоянными недосыпами?

11.08.2018 09:00, Дарья Тарасова, thedevochki.com


«Много сахара и ноль клетчатки»

Почему не стоит увлекаться фрешами

Фреши — одна из самых популярных позиций летнего меню. Поклонники ЗОЖ с ходу могут вспомнить парочку рецептов полезных коктейлей. Но увлекаться свежевыжатыми соками и смузи не стоит. А модные разгрузочные дни на фруктах подходят далеко не всем. Почему — рассказывает специалист по правильному питанию.

07.08.2018 09:00, Анна Макеева, lady.tut.by


От абьюза не застрахована ни одна женщина

По каким чертам можно распознать насильника

Можно ли заранее понять, что отношения, в которые ты входишь, обречены? Больше всего я люблю сочувственные вопросы после: «О чем ты думала? Ты же видела, что…». Как и большинство людей в начале романтической связи, я вижу обычно только свой эндорфин. И все. А когда уже эндорфиновые очки разбиваются о суровый булыжник реальности, падая с изумленного лица, обычно поздно пить боржоми.

31.07.2018 09:00, Илона Якимова, matrony.ru


Гены, магниты, «крысиный парк»

Наука в поисках лекарства от зависимости

Героин и кокаин, алкоголь и сигареты, кофе и шоколад, порно и азартные игры. Всё это может вызывать патологическое неконтролируемое пристрастие. Никто до конца не понимает, что такое зависимость, но одно известно наверняка: избавиться от нее гораздо сложнее, чем приобрести. Некоторые считают, что главная причина зависимости — это психоактивные вещества. Другие обвиняют во всем недостаток силы воли наркопотребителей, а подходящим методом лечения считают тюремные сроки и моральное перевоспитание с помощью батареи и наручников. Третьи, к которым относится большинство ученых, настаивают на том, что зависимость — это комплексная проблема здравоохранения, с которой можно бороться медицинскими методами.

29.07.2018 09:00, Олег Матфатов, knife.media


В отношениях

Как бороться с эмоциональным выгоранием

сли в отношениях погасло электричество, — приходит скука. Кажется, что ярких эмоций в любви уже не будет. Станьте в позицию автора своей жизни и возьмите инициативу в свои руки. Вы не раз слышали выражение «сгорела на работе». Но что говорить об отношениях? Сгорела в браке? Ведь на первых порах между вами все было отлично: свежие чувства, бурные переживания, и, самое главное, вам было весело вместе. Спустя время чувства трансформировались в привычку. Пришла усталость. Возможно, вы заметили, что разговариваете со своим мужчиной на автопилоте. Возникла апатия к его прикосновениям и ощущение бессмысленности. Наступил эмоциональный паралич…

28.07.2018 09:00, Алла Пилипюк, womo.ua


Карлос Гонсалес: «Не хотите, чтобы ребенок ел шоколадное печенье? Не покупайте его!»

Да-да, у знаменитого испанского педиатра и автора книги «Мой ребенок не хочет есть» именно такой подход: если вы стремитесь к тому, чтобы ваш малыш ел здоровую еду, начните с себя (и тогда у ребенка просто не будет иного выбора)! Однако если вы предпочитаете не отказывать себе во вредных продуктах, стоит ли удивляться, что ваши дети принимают в штыки «такие полезные» кабачки и брокколи?

27.07.2018 09:00, Анна Ремиш


Возраст как патология

Зачем человеку так много жить и как быть счастливым, когда тебе больше 70 лет: Джейн Фонда о революции долголетия

Произошло много революций за последнее столетие, но самой знаменательной из всех стала революция долголетия. Сегодня в среднем мы живём на 34 года дольше, чем наши прадеды. Задумайтесь над этим. Ещё одна целая взрослая жизнь добавилась к нашей жизни. Но до сих пор, по большей части, наше общество не до конца осознало, что это значит. Мы всё ещё живём согласно старой парадигме, где возраст рассматривается как дуга. Это старая метафора, очень старая. Вы рождаетесь, к середине жизни достигаете расцвета сил и постепенно становитесь немощными.

21.07.2018 13:00


Как не попасть на крючок «all inclusive»

«Не ешьте впрок»: 4 правила питания в отпуске для сохранения своей формы

Сезон отпусков в самом разгаре, и многие из нас предвкушают, как мы будем наслаждаться морским бризом на побережье, демонстрируя наработанную физическую форму. На создание эффектного облика уходит не один месяц активных физических упражнений и строжайших диет. Но нередко после недели на любимом курорте весы показывают несколько лишних килограммов, избавиться от которых совсем нелегко. Резкий набор веса после диеты не только портит настроение, но еще и вредит организму. Важно разобраться, почему в отпуске так легко растерять все результаты работы над своим телом и как избежать такого эффекта.

20.07.2018 02:00, Ольга Сухова, wellness-coach, основательница BeautyCamp и автор фитнес-программы Fizra.com.ua


Что делать, если вы обгорели на солнце

Простые советы, как защитить кожу от ультрафиолета и чем помочь себе, если уже обгорели

Солнечный ожог — неприятная травма, которая вызвана повреждением кожи из-за действия ультрафиолета. Кожа краснеет, становится чувствительной, болит и чешется. А через несколько дней, когда проходит краснота и уменьшается раздражение — появляется шелушение, кожа отслаивается.

14.07.2018 09:00, Анастасия Пивоварова, lifehacker.ru






 

Новости

Созданы противозачаточные таблетки для мужчин
В США разработали гормональные контрацептивы для мужчин, сообщает Science Daily. Как и противозачаточные таблетки для женщин, экспериментальный препарат «диметандролон» сочетает тестостерон и прогестин и принимается раз в день во время еды.
Детям снятся звери, мужчинам — другие мужчины: что психологи и нейроученые пишут о снах
Мужчины и женщины видят сны по-разному, а еще сюжеты сновидений меняются с возрастом. Портал Aeon обобщил выводы исследователей — психологов и нейроученых.
Психологи: женщины в компании подруг кажутся симпатичнее
Для привлечения внимания к себе иногда лучше не выделяться из толпы, а слиться с ней.
Ученые объяснили, почему женщины живут дольше мужчин
Группа исследователей из Германии и Дании нашла указания на то, что женщины живут дольше мужчин благодаря биологическим особенностям. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
В России появится виртуальный помощник по здоровому образу жизни
Координационный центр по донорству крови при Общественной палате РФ и Национальный фонд развития здравоохранения намерены в этом году запустить чат-бот по донорству крови и ее компонентов и здоровому образу жизни, сообщает пресс-служба ОП РФ в среду.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.