Подписаться на обновления
21 сентябряСуббота

usd цб 63.8487

eur цб 70.5975

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Наталия Трищенко   среда, 29 августа 2018 года, 13:00

«Денег всегда не хватает. Это закон денег»
Интервью с исполнительным директором НЭИКОН о будущем информационного обеспечения науки


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Александр Кузнецов: «На наш взгляд, та система доступа к научной информации, которая существует сейчас, несправедлива. Идея открытого доступа не потому хороша, что всё бесплатно и доступно, а потому, что она более честная».

— Александр Юрьевич, какой «путь» к открытому доступу Вы считаете более перспективным – «зелёный» или «золотой»?

— Я за «золотой» открытый доступ. Я считаю, что информация должна быть подготовлена и выверена. Нельзя просто сказать «вот вам кусок мяса, ешьте его». Профессионал приготовит это мясо — поджарит или сварит, приправит, добавит гарнир. И я готов заплатить за готовку, даже если сырое мясо досталось мне бесплатно.

Существует понятие научного журнала, именно он «готовит» материал так, чтобы учёному было «съедобно», «вкусно». И мы должны что-то за это заплатить. На мой взгляд, «зелёный» доступ – это отличная идея, но она, скорее всего, превратит научную информацию в помойку. Должен быть кто-то, кто будет модерировать процесс.

— Есть университеты, которые размещают информацию в репозиториях и отвечают за её качество.

— Сначала необходимо дойти до такого уровня развития, чтобы не нужно было проверять, что куда помещается и как. Пока, по крайней мере в нашей стране, эту работу делают, основываясь на непрофессионально-добровольческом подходе. И я сомневаюсь, что в ближайшее время в университетах появятся службы, которые смогут обеспечить функцию рецензентов и издателей. Мне кажется, каждый должен заниматься своим делом и получать за это достойные деньги.

— Почему сейчас актуальна проблема с подпиской?

— Денег всегда не хватает. Это закон денег. Потратить 2 миллиарда наиболее эффективным образом — очень продуманно, чтобы если не все ученые, то 80% имели доступ ко всей необходимой информации, — задача решаемая. Это вопрос эффективности подписки, эффективности доступа. Возможно, и не нужно будет 2 млрд, получится обойтись меньшими суммами. Я не уверен, что дать всё всем, заплатив сумасшедшие деньги – это правильное решение. Дай хоть 5 млрд – всё равно, если ты их потратишь неэффективно, кто-то останется без доступа.

Я считаю, что научная информация — действительно научная информация из специализированной области — для большинства обывателей непонятна и бессмысленна. Работать на то, чтобы у домохозяек и младших школьников была возможность прочитать научную статью по физике всегда, в любое время, когда они этого захотят, со своего домашнего компьютера — это глупость. Для чего им это? Не надо к этому стремиться.

Платить деньги за подписку на всю страну – это бессмысленная трата денег. Другое дело, движение в сторону открытого доступа. В конечном итоге доступ к информации получат все, но это будет побочным эффектом того, что информация станет доступна именно всем заинтересованным ученым.

— Как насчёт гуманитарных наук?

— Если это гуманитарная область, доступная всем слоям населения, то это всё-таки научпоп. Я считаю, что если мы воспринимаем гуманитарные науки как науки, то там, безусловно, есть пласты знаний, разработанные поколениями исследователей, которые не могут быть доступны человеку, никогда не изучавшему эту область. Не все мы философы, историки или экономисты, даже если многие так про себя думают. Если человек получил высшее образование по определенной специальности, это уже значит, что он и какой-нибудь школьник разговаривают на разных языках.

— Но эти исследования могут применять специалисты, а не учёные. У них должен быть доступ к информации?

— Для этого должны быть построены определённые «мосты». У нас есть передний край науки, исследований и разработок. И люди, которые ими занимаются, могут быть оторваны от жизни и не осознавать, зачем конкретно они это делают. Они просто изучают свой вопрос. И должны быть другие люди — посредники, инноваторы, которые могут придумать, как использовать изобретение во благо обществу.

Я помню, лет 30 назад проходила выставка роботов. Там был робот, который на острие меча крутил волчок. Казалось бы, полная ерунда. Но кто-то сделал машину, которая может сохранять баланс с предельной точностью. Она демонстрирует возможности науки и техники. И должен быть человек, который придумает, как использовать эти возможности, как это сделать интересным для массового потребителя, создаст бизнес-модель.

Существует целая индустрия для внедрения разработок, например, специальные менеджеры, которые ищут технологии и придумывают, как их можно внедрить – так было в РОСНАНО, например.. Есть мнение, что все учёные в мире работают на 50 крупных корпораций и не понимают, что они делают, зачем и как это может быть применено. Они специалисты в своей области, — например, обрезают хвосты мышам. И смотрят, как они сращиваются. И вроде бы ничего. А на самом деле они изучают регенерацию клеток, потом другой ученый воссоздаст печень, потом врач будет её пересаживать, спасет чьи-то жизни и заработает массу денег. Но пока один ученый просто режет хвосты этим мышам, и не надо обычным людям всего знать.

— Так нужен открытый доступ к науке или нет?

— Нужен, но мы должны быть уверены, что даём доступ именно к науке, а не к лженауке. Значит, кто-то должен действительно подтвердить, что это научное открытие, что эта технология имеет право на жизнь, что её можно использовать, что она не вредна. И это делают специалисты. Доступ должен быть именно к научным знаниям.

— Каково будущее научных журналов?

Принадлежность к журналу говорит о том, какую экспертизу и оценку прошёл материал. Журнал определяет степень рецензирования, степень доверия, степень новизны. Публикация в «имиджевом» научном журнале говорит об уровне научного исследования. И оно подтверждено тем коллективом: редколлегией и рецензентами, которые его выпустили. С этой точки зрения роль журнала не изменится.

А вот понятие журнала, я считаю, скоро трансформируется. У нас был такой проект с Иваном Засурским 4 года назад — научное издание нового типа. Я считаю, что в целом эта идея очень правильная: нужна экосистема, в которой публикация сама продвигается за счет своей авторитетности и важно, кто именно её рекомендовал, кто её прорецензировал, кто подтвердил её качество.

— Не журнал, а сообщество?

— Я считаю, что журнал уже и есть то самое сообщество, просто это понятие будет чуть более размыто. Существует, допустим, облако экспертов и существует какая-нибудь платформа, которая ежемесячно публикует тысячи статей. И вот у нас есть одно облако экспертов и одно облако статей, связанные между собой. Каждая публикация, попадая в этот мегажурнал, проходит рецензирование. И такие мегажурналы уже существуют. На мой взгляд, есть определенная классификация рецензентов и, как следствие, статей. И есть некая оценка значения — с помощью того же самого цитирования. На основе этих нескольких параметров будет определяться важность и значимость статьи.

Допустим, статья очень значимая, у неё потрясающие оценки рецензентов, высокий уровень цитирования. Но к какой научной школе она принадлежит? Я, например, считаю, что направление, в котором работает эта школа, неверное, поэтому поставлю информацию из этой статьи под сомнение. Уже с самого начала, когда ты смотришь или читаешь какой-то источник, ты сразу примерно понимаешь, как к этому относишься. Как со СМИ: есть разница, где ты прочитал ту или иную новость — в газете «Правда» или в «СПИД-Инфо».

Журнал как таковой перестанет существовать. Я думаю, что вместо него появится некая система оценок публикаций. Причем не однозначная — эта публикация лучше, эта публикация хуже. Это будет несколько ветвей или сложный классификатор, который даст вам возможность найти статью, прочесть её и посмотреть на ту или иную позицию с точки зрения мирового сообщества.

— Почему НЭИКОН занимается темой открытого доступа?

— На наш взгляд, та система доступа к научной информации, которая существует сейчас, несправедлива. Идея открытого доступа не потому хороша, что всё бесплатно и доступно, а потому, что она более честная. Она не основана ни на узурпировании прав, ни на захвате знания частным коммерческим издателем, она основана на некотором справедливом распределении вознаграждения за ту работу, которую ты выполняешь. Так честнее, чем то, что есть сейчас.

— Какие планы по развитию открытого доступа существуют в России?

— Наша страна не является ведущей мировой державой, которая выдает основную часть научных статей и может задавать политику в этой области. Поэтому бежать впереди паровоза или хотя бы его толкать мы не можем. Мы можем отслеживать направление этого паровоза, или ветра и быть готовыми поднять паруса, когда двинется вся флотилия. У информационного обеспечения науки очень сложная экономика, поэтому, одни считают, что смогут заработать на открытом доступе, другие уверены, что понесут убытки. На самом деле, всё это зависит от страны, но для тех, кто публикует мало, открытый доступ будет выгоднее. Для тех же, кто публикует много, он будет ещё более дорогой моделью. Но, по крайней мере, это будет справедливо.

В России на данном этапе необходима прежде всего просветительская деятельность. Нужно пытаться донести информацию о преимуществах открытого доступа до тех, кто принимает решение о трате денег. Даже те средства, которые тратятся на подписку, можно использовать для того, чтобы менять курс корабля, делать акцент на перевод российских статей в открытый доступ. Переводить только российские статьи бессмысленно, потому что 2,5% научного знания не сделают наших учёных более осведомлёнными. Но мы можем вложить наши 2,5%, когда масса статей в открытом доступе станет критической. Может быть, это тот муравей, который освободит лося.

В Европе на открытом доступе настаивают именно те организации, которые финансируют исследования. А у нас же одна из таких организаций каждый год платит всё больше и больше двум крупнейшим коммерческим издательствам в мире, и об открытом доступе речи нет. Это не просто отставание от мирового тренда – это движение в противоположную сторону. Должны измениться приоритеты в головах тех, кто выделяет деньги на доступ к информации и контролирует его. Без денег ничего не получится, но помимо денег должна проводиться слаженная трудоемкая работа с читающей аудиторией, с издателями и, конечно, с авторами научных публикаций, т.е. со всем сообществом.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Когда преподаватель — персонаж из хаоса

Как и чему учили студентов Толстой, Кэрролл и Набоков

Каждый хороший писатель немного педагог, но многие авторы действительно работали в школах и университетах. Один проводил на учениках психологические эксперименты, другой получил теплое местечко в университете как приглашенная знаменитость, а некоторые имели равную склонность и к литературе, и к преподаванию. T&P узнали, как читали лекции Набоков, Бродский и Борхес, почему Родари совершил революцию в педагогике и зачем Воннегут представлял себя садовником, заходя в университетскую аудиторию.

02.08.2019 19:00, Виктория Бутакова, theoryandpractice.ru


Хорошая школа

Физик Валерий Митрофанов о шести принципах воспитания учёного, да и вообще любого профессионала

Американский астрофизик Кип Торн, в прошлом году получивший Нобелевскую премию по физике за поимку гравитационных волн, часто говорит, что этого открытия могло и не быть, если бы в своё время он не познакомился с Владимиром Борисовичем Брагинским. Этот советский физик-теоретик был учителем и другом Торна. По словам американца, на создание детектора LIGO, обнаружившего гравитационные волны, его вдохновил именно Владимир Борисович.

06.02.2019 13:00, kot.sh


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 2

О плате за публикацию статей и «зеленом» открытом доступе

Ричар Пойндер, журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки, продолжает рассуждать о том, почему ученые отказываются размещать научные публикации в институциональных репозиториях, какое влияние на движение окажет платформенный капитализм и как будет развиваться открытый доступ в ближайшее десятилетие.

31.08.2018 13:00, Richard Poynder


От открытости к качеству

Почему в информационном обществе так важен открытый доступ

«Научный корреспондент» был запущен 3 года назад, с тех пор к проекту присоединилось уже 12 университетов. Рассказываем тем, кто не успел принять участие, в чем смысл проекта и почему открытая публикация выпускных квалификационных работ имеет критическое значение для российской системы высшего образования.

30.08.2018 16:00, Ольга Кареева


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 1

О недоверии к ученому сообществу, открытом лицензировании и «бронзовом» открытом доступе

Журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки Ричард Пойндер рассказал о том, какие проблемы переживает современная система научной коммуникации, может ли «бронзовый» доступ называться открытым и как различные дисциплины влияют на развитие движения.

30.08.2018 13:00, Richard Poynder


Оперативность, защищённость, качество

Руководитель ГПНТБ России Яков Шрайберг о ключевых условиях развития открытого доступа к науке

Несмотря на то, что открытый доступ уже стал одной из ключевых тенденций развития научной коммуникации, многие его аспекты всё ещё вызывают вопросы и недоверие со стороны научного и библиотечного сообщества. О том, чего не хватает для развития открытой науки сейчас, «Частному корреспонденту» рассказал генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России Яков Леонидович Шрайберг.

27.08.2018 16:00, Наталия Трищенко


Следующее поколение ученых

Интервью с президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским

Наука должна состоять из молодых людей, у которых есть амбициозные проекты, которые стараются на основании источников, экспертизы, данных, общения с практиками выстраивать новую картину мира, искать ошибки в традиционных теориях и делать новые открытия – формировать картину мира ХХI века.

25.08.2018 19:56, Наталия Трищенко


Человек, который вышел из пещеры к свету

Как, когда и почему образование стало для нас ценностью

Мы привыкли к тому, что быть образованным — это правильно. Хорошо, модно и полезно, практически как быть богатым и красивым. Точнее, даже не так — мы привыкли к тому, что это нормально. А вот необразованный человек вызывает у нас недоумение: сразу хочется задать ему вопрос, как же его так угораздило и на что он будет теперь жить. Но на то и существует наука история, сдувающая пыль с прошлого, чтобы лучше понимать настоящее и не без опаски заглядывать в будущее. Как, когда и почему книжное слово и образование превратилось в одну из базовых ценностей?

25.08.2018 13:00, Игорь Лужецкий, knife.media


Научные стратегии

Российские университеты нарастили количество научных публикаций, но снизили их качество

Времена тотального доминирования китайцев в «мусорных» журналах, публикующих за деньги любую «научную» работу, могут остаться в прошлом.

23.08.2018 13:00, chrdk.ru


От образования до развлечений

15 лучших подкастов об образовании и науке

Издание The Mission составило подборку из 15 подкастов о технологиях в образовании, методах обучения, а также интересных взглядах на историю и другие науки.

22.08.2018 16:00, Вероника Елкина, rusbase.com






 
<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>

Новости

Школьники пострадали в Волоколамске из-за выброса газа на свалке «Ядрово»
Ведомости: более 200 человек собрались у больницы и требуют ввести режим ЧС в школах и детских садах.
Менее 10% российских вузов публикуют выпускные квалификационные работы выпускников
Ассоциация интернет-издателей опубликовала исследование «Практика и платформы открытой публикации учебных работ в российских вузах».
Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.