Подписаться на обновления
17 декабряВоскресенье

usd цб 58.8987

eur цб 69.4298

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияiPChain
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Николай Горькавый   пятница, 7 августа 2009 года, 17:30

Дэн Браун: Успех успеха
Вышла пятая книга Дэна Брауна «Потерянный символ» — опять с профессором Лэнгдоном, героем «Ангелов и демонов» и «Кода да Винчи»


// Philip Scalia, www.danbrown.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Российские авторы упорно клепают стрелялки и рождают безмозглых персонажей-мечехвостов, хотя читателей от них уже тошнит: тиражи упали ниже некуда. Кто объяснит, почему издатели Дэна Брауна деньги любят, а наши издатели — нет?

«Код да Винчи» стал одним из наиболее продаваемых романов в истории: он выпущен тиражом 80 млн на десятках языков. Гонорары Дэна Брауна составили 260 млн долларов ещё до экранизаций.

Соглашусь с Александром Балодом: «Главная тайна, скрытая в произведениях американского писателя Дэна Брауна <…> это не загадка улыбки Джоконды <...> а секрет успеха самих произведений».

Жена вместо славы

Дэн Браун родился 22 июня 1964 года в Нью-Хэмпшире, США. Отец — профессор математики, мать — музыкант. Дэн Браун, закончив Амхерст-колледж, уезжает в Калифорнию, где пробует себя как автор песен, музыкант и исполнитель.

Почему мне кажется, что «Сокол и Ласточка» — самая личная книга Бориса Акунина? Нет, я не о говорящем попугае, не чуждом восточной философии, веду речь…
Возможно, «Сокол и Ласточка» кажутся личными из-за внутреннего сюжета, состоящего из подмигиваний родственникам (ну, например, жене) и знакомым.
А ещё, должно быть, потому, что здесь самый отечественный беллетрист, обычно прибегающий внутри своих книг к самым разным формам и жанрам, на этот раз прибегнул к помощи «Живого журнала», поместив в него историю морского круиза, в который отправляется Николай Александрович Фандорин, наследник старинного и достойного рода…

На Западе славы Браун не снискал, зато нашёл жену и в 1993 году вернулся на восток, где стал преподавать английский в престижной частной школе. Через два года он пишет вместе с женой книжку «187 мужчин, от которых следует держаться подальше».

Потом Браун увлекается триллерами и публикует «Цифровую крепость» (1998), «Ангелов и демонов» (2000), «Точку обмана» (2001) и, наконец, «Код да Винчи» (2003).

За пять лет скромный преподаватель превратился во всемирно известного писателя. В 2004 году все четыре романа Дэна Брауна попали в список бестселлеров New York Times.

Фильм «Код да Винчи» с Томом Хэнксом, Одри Тоту и Жаном Рено вышел на киноэкраны в 2006 году, а «Ангелы и демоны» — в мае 2009-го. «Код да Винчи» вытряхнул из карманов кинозрителей три четверти миллиарда долларов; «Ангелы и демоны» только начали, но и они не теряются. В России Дэн Браун тоже продаётся и смотрится хорошо.

Из самого низа

Книги Брауна относятся к самому низу литературной пирамиды — в диапазоне высот от Донцовой до Акунина. Многие критики вообще не считают это литературой.

Да, «Код да Винчи» несопоставим с романом «Мастер и Маргарита», который В. Топоров называет первым криптодетективом, или хотя бы с не менее вероломно закрученным «Именем розы» Умберто Эко. Но бестселлеры хорошо обрисовывают социальные тенденции и достойны анализа, особенно с меркантильной точки зрения книгоиздателя.

И есть крамольная мысль, что для общественного здоровья массовая литература не менее важна, чем элитно-экспериментальная «настоящая» литература. Пирамида в воздухе не висит, а офисный планктон — это тоже люди.

Язык Дэна Брауна обычен для масслита — то есть никакой. Сюжет каждой его книги — рутинный квест, динамичный, но грубо сшитый. Прорехи и нелогичности, натянутые, вялые или предсказуемые концовки (самый высокопоставленный друг вечно оказывается самым главным врагом).

Есть масса триллеров и политических боевиков, где сюжет более хитёр и гладок. В чём же секрет популярности книг Брауна, демоны и ангелы его задери?

Разберём этот вопрос прагматично, воздерживаясь от этических или эстетических оценок. Выслушаем мнение видных российских критиков.

Критики

Вадим Нестеров: «Чем же купил читателя Дэн Браун? <...> В моде «сытные» книги — не случайно на западном книжном рынке соотношение художественной и нехудожественной книги 35 на 65% <...> Дэн Браун прекрасно уяснил себе, что читатель любит умные книги, но никак не желает чувствовать себя дураком. Поэтому вся интеллектуальная нагрузка в «Коде да Винчи» не выходит за пределы малого джентльменского набора школьного хорошиста».

Дмитрий Бавильский: «...книг, подобных конспирологическому боевику Брауна с искусствоведческой подложкой, — множество великое. Рецепт был открыт Умберто Эко <…> Рецепт Эко прост: бестселлер следует прокладывать культурологическими отступлениями. Лучше всего, если эти теоретические выкладки помогают в разгадке фабульного секрета. Худлит последнего времени заражён комплексом неполноценности: тиражи и доля рынка non-fiction постоянно возрастают <…> Книжки должны быть выгодными во всех отношениях — не только развлекать-увлекать, но и просвещать. Причём самым тупым, прямолинейным образом».

Александр Балод также отмечает интеллектуализм книг Дэна Брауна и даже считает их романами нового типа. Зато Лев Данилкин не нашёл никаких причин успеха книг Брауна и счёл их читателей «жертвами социальных эпидемий».

«Брауна называют американским Эко, но его «Код», действительно напоминающий «Маятник Фуко», похож на него, как женщина-культуристка, которая в течение тридцати лет кололась анаболиками, на Аполлона Бельведерского. И вот это — «вау»? Да вы глаза-то протрите: совсем захлопотались, мамуля» (так Данилкин называет рецензентку New York Times Review of Books, которая восторженно отозвалась о «Коде»).

Видимо, аналитические способности и внятное объяснение успеха рецензируемой книги входят в круг профессиональных обязанностей не всех литкритиков. Данилкин называет Дэна Брауна «дубинноголовым», но если в брейн-ринге выставить Брауна против Данилкина, то я бы уверенно сделал ставку на автора «Кода да Винчи».

Согласимся с большинством экспертов: важная составляющая успеха книг Брауна — насыщенность художественного текста элементами non-fiction. Обезьяна перед телевизором будет активно реагировать на сцены насилия и секса, но стихи Мильтона или криптограмма оставят её равнодушной.

Лишь человека разумного могут привлечь такие вопросы и проблемы. Писатели трэша без устали жмут на полустёртые кнопки инстинктов читателя, забывая, что он не только обезьяна.

Браун не отказался от энергичного сюжета, но сделал дополнительную ставку на читательский интеллект — и тем выделился из остальной массовой литературы.

Языческий день солнца

Лично я «Код да Винчи» прочитал с интересом именно благодаря вкраплениям неизвестных мне фактов. Не отношусь к любителям Дэна Брауна, но с удовольствием ознакомился с версией происхождения трезубца и рогов в изображениях дьявола; узнал, что Sunday — это языческий день cолнца и как возникло английское sincerely — «искренне Ваш», которым подписывают даже современные e-mail.

Исторические детективы Акунина о Фандорине в этом смысле были малоинтересны: вся информация, загруженная автором в текст, была уже мне знакома.

В «Ангелах и демонах» любопытных фактов было мало, но я был восхищён способом, которым маленькую упрямую девочку, не любящую математику, мгновенно превратили в большого её почитателя.

Текст «Кода да Винчи» предполагает читателя достаточно образованного, которого не шокируют Караваджо, Пуссен, Тенирс, Фибоначчи, анаграммы, сфумато, скотома. Интерес читателя подхлёстывается упоминанием актёра Тома Круза и шпиона Роберта Хансена (кто до «Кода да Винчи» знал, что Хансен — член католической «Опус Деи»?).

Дэн Браун для написания своих бестселлеров годами читает научную литературу («Во время работы над «Кодом да Винчи» я проштудировал около 200 книг») и путешествует по местам действия будущей книги.

Браун перелопачивает и выстреливает в читателя массой исторической, криптографической, физической, океанографической и археолого-искусствоведческой информации (судя по физике — как угодно искажённой во имя сюжета, но 99% читателей этого не заметят).

Успех Дэна Брауна я связываю ещё и с героями. Демографическая структура мирового общества меняется, в нём неудержимо растёт процент белых воротничков.

Это влияет на книжный и кинорынок: в бестселлеры всё чаще попадают бегбедеровские истории о страдающих рекламных агентах и менеджерах. Трэшевый главный герой — культурист с пистолетом — потеснён героем-интеллектуалом.

Дэн Браун уловил тенденцию и берёт реванш за многолетнее унижение интеллектуалов в массовой литературе. Все главные герои его романов — симпатичные профессора и красотки с IQ 170. Персонажи-интеллектуалы вполне спортивны и всегда побеждают тупых пистолетоносцев.

В «Коде да Винчи» есть и крутой полицейский, и профессиональный убийца. Капитан Фаш традиционно презрительно думает о профессоре Лэнгдоне: «Какой-то учителишка!» В ответ профессор-символист и девушка-шифровальщица вместе с автором просто потешаются над капитаном: «Лэнгдон чувствовал, что капитан ни черта не понял».

«Фаш никогда не слышал, чтобы в мире существовали знаменитые математические прогрессии». И эти умники всё время обводят грозного полицейского вокруг пальца.

Ещё один, видимо главный, фактор читательского успеха «Кода да Винчи» — ошеломляющая, особенно для западных верующих, провокативность, основанная на научных или псевдонаучных исторических гипотезах.

— Вы что же, хотите сказать, что божественная сущность Иисуса стала результатом голосования?

— Причём выиграл он лишь с небольшим преимуществом голосов.

Метод провокативности в художественной литературе опробован многократно — например, в основе читательского успеха «Лолиты» лежит нарушение сексуального табу.

В книгах Брауна провокации носят интеллектуальный и масштабный характер: автор сталкивает лбами различные теории и мировоззрения, не жалея ничего святого.

«Код да Винчи» был запрещён к показу в Индии, Китае и Вязьме, а Ватикан и католическая «Опус Деи» разразились опровержениями фильма. После «Ангелов и демонов» европейские физики ЦЕРН создали специальную веб-страницу, где доказывают безопасность своих исследований и объясняют, что большое количество антивещества из небольшого количества электричества получить невозможно — мешает закон сохранения энергии.

«Потерянный символ»

«Код да Винчи» — последняя из книг Брауна; она самая информативная и провоцирующая, именно поэтому и самая успешная. 15 сентября 2009 года выйдет пятая книга Брауна «Потерянный символ» — опять с профессором Лэнгдоном, героем «Ангелов и демонов» и «Кода да Винчи».

Никто не сомневается, что новая книга тоже станет бестселлером: первый тираж «Потерянного символа» запланирован в 5 млн.

Гарри Поттер построен на схеме не магии, но коммерческого успеха. Впрочем, возможно, успех — это магия нынешнего века и есть. Газовая горелка — и то волшебнее…

Браун опять делает ставку на умного героя-профессора и снова на исторические секреты — теперь уже масонов. Сразу предскажу, что текст будет бесцветен по языку, зато насыщен массой скандально интересных фактов, которые Браун выкопал за шесть лет работы над книгой. Стремительный сюжет развернётся в Вашингтоне, основанном масонами (привязка действия к известному туристическому месту — ещё один удачный приём Брауна).

Какой сюжет? А вот это неважно. Какой-то будет, чего-то Лэнгдон с неизбежной подружкой будут искать, бегая по американской столице. И за книжными героями вслед отправятся толпы реальных туристов.

Франчайзинг

То, что интеллектуальные загадки или «культурологические отступления» могут быть прекрасной приправой для книжного блюда, понимается далеко не всеми.

Российские авторы с благословения редакторов упорно клепают стрелялки и рождают безмозглых персонажей-мечехвостов, хотя читателей от них уже тошнит: тиражи упали ниже некуда. Кто объяснит, почему издатели Дэна Брауна деньги любят, а наши издатели — нет?

Например, «Популярная литература» решила вложить массу денег в «полунаучный» подростковый проект «Маруся». Нынешний главредактор и главписатель «Поплита» Мариенгоф-Кульков интересуется символизмом — ну прямо как Дэн Браун. Мог бы получиться интересный проект. Увы.

Авторы «Маруси» не сумели понять причин популярности интеллектуальных бестселлеров (литературным редактором проекта стал именно Лёва Данилкин, а мы уже видели, что для такого типа книг эксперт из Лёвы никакой) и сделали все возможные принципиальные ошибки: главные герои у них в умственном отношении оказались слабее даже «физкультурников» из обычных боевиков, а текст стерильно не содержит какой-либо интересной информации или фактов. К «полунаучным» можно отнести только декорации (летний лагерь для вундеркиндов) и декларации (каждый персонаж, даже с признаками дебильности, называется гением).

Профессор в «Марусе» есть, но он напоминает водопроводчика, и, разумеется, твидовыми пиджаками и гарвардским интеллектом профессора Лэнгдона тут не пахнет. (За что пострадал писатель Бунин, фамилию которого приклеили этому неприличному профессору? А интеллектуал Гумилёв в ужасе бы отшатнулся от своих тупых однофамильцев в «Марусе».) Литературно беспомощный текст «Маруси» припудрен терминами: вероятность, коммуникатор, клонирование. Описание «умного дома» вызывает смех — дом оказался таким же дураком, как и другие персонажи: свет не включает, еды не даёт и готов утопить жильцов.

Жаль, не поучились авторы «Маруси» на примере интеллектуальных бестселлеров Брауна. Читателя, особенно юного, нужно уважать и давать ему хоть какую-то пищу для ума.

Часто можно слышать, что в России спрос на интеллектуальную литературу невысок, поэтому умерла даже научная фантастика, традиционно популярная смесь информационности и художественности.

Но Дэн Браун доказал, что книга с умными героями, с интересными фактами и (псевдо)научными загадками, провоцирующими любопытство, способна стать супербестселлером.

Читатель по определению умён, дуракам хватает телевизора. Читатель съедает даже безвкусный текст, если он приправлен такой мощной компонентой, как интеллект. Добавлять такую острую специю надо, конечно, с умом.

Во-первых, научная фантастика и прочая «интеллектуальная» литература должна учитывать, что химсостав взрослых читателей сменился: инженеры-технари давно проиграли в численности маркетологам-гуманитариям. Поэтому авторам для удержания читательского интереса нужно работать не только с роботами и звездолётами, но и с лингвистикой (см. «Vita Nostra» Дяченко) и историей (как «Код да Винчи») и прочей гуманитарной герменевтикой.

Во-вторых, логичным и естественным местом обитания современной научной фантастики является не взрослая, а подростковая ниша. Подросткам интересно будущее, и среди них неизбежно есть любители космоса и звездолётов: дети — природные оптимисты, да и в школе ещё учат широкому спектру человеческих знаний, без скидок на рыночную конъюнктуру. Подростковая фантастика очевидно должна быть познавательной, чтобы родители охотно покупали такие книги для своих детей.

Если подумать — всё просто. Да-да — просто надо подумать. Интеллект должен быть непременной составляющей литературы и книгоиздания — во всех смыслах и на всех уровнях.




ОТПРАВИТЬ:       



 






Богиня судьбы

15 апреля 1949 года родилась Примадонна российской сцены Алла Пугачёва

Она родилась не в рубашке, а в мантии таланта. Кроме этого, Господь окропил ее силой земного притяжения. Это и есть та магия, которая неподвластна остальным землянам. В значении имен у Аллы есть семь вариантов перевода. Один из них гласит: «Значение неясно». Точнее о Пугачевой и не скажешь.

15.04.2014 21:00, Михаил Шабашов


Жак Брель. Гениальность неизлечима

8 апреля 1929 года родился выдающийся шансонье, бард, поэт, актёр и режиссёр

Десятилетие между двадцатыми и тридцатыми годами минувшего века сыграло большую роль в развитии французской песни, которая и по сей день имеет массу поклонников по всей планете, даже среди тех, кто знает по-французски не больше дюжины слов.

08.04.2014 08:00, Георгий Осипов


Трансцендентность советской анимации

Хит-парад мультипликационного наследия

На фоне любого тотального беспредела, который творился на русской земле, во все времена люди умудрялись творить. Все, кто вырос на мультфильмах советского времени, понимают, что анимация СССР не имеет не только аналогов, но и срока годности. Советские мультфильмы можно и нужно смотреть всем в любом возрасте и пространстве, независимо от семейного положения и социального статуса. Их можно не только смотреть, ими можно гордиться! Арт-группа Doping-Pong собрала удивительные и проникновенные шедевры советской анимации, которые знакомы далеко не всем. А стоило бы!

04.02.2014 13:15, Арт-группа Doping-Pong


8 несправедливо закрытых сериалов

Как-будто кто-то убил пару ближайших друзей

На днях стало окончательно известно, что американский телеканал ABC закрывает сериал «Вернуться в игру», несмотря на неплохие рейтинги и появляющихся фанатов. По этому поводу мы выбрали восемь несправедливо закрытых сериалов, которые можно перезапустить хоть сейчас.

26.12.2013 17:30


«Голос» vs «Рашн банька». Апория

Нужен русский голос!

Изначально содранный с голландской придумки, певческий турнир, конечно же, «чиста русским» никогда не станет. Да и номера поются в основном на иностранном. Что нисколько не умаляет отечественных песенных шедевров. Поэтому и сохранится чудная, будоражащая народные массы телеинтрига аж до нового, 2014 года.

13.11.2013 17:30, Игорь Фунт


Cолнце вместо лампы

12 ноября 1935 года родилась Людмила Гурченко

Гурченко и на восьмом десятке продолжала мыслить как дебютантка, всё пробовала что-то новое, экспериментировала. Не всегда удачно, если честно, и тем не менее — как будто напрашиваясь на критику, заслуженную в том числе, но ей, насколько я могу судить, живое, актуальное отрицание было приятнее восхищения по инерции.

12.11.2013 09:39, Вячеслав Шадронов


Sex, drugs & rock’n’roll советского культурного наследия

Музыкальные сокровища нации

В нашу редакцию пришла любопытная посылка в виде трех провокационных хит-парадов советской музыки, кинематографа и анимации. Таким образом Дмитрий Мишенин и его коллеги по арт-проекту Doping-Pong, известного картинами с пионерками и скандальной олимпийской рекламой, решили поделиться с общественностью источниками своего вдохновения. А заодно напомнить, а для многих впервые открыть потаенную, с элементами психоделии, секса и прочих подцензурных вещей, абсолютно неочевидную для советского времени часть культурного наследия СССР.

06.11.2013 16:00, Арт-группа Doping-Pong


Оливейра и Авиллар

10 декабря в Театральном центре СТД РФ «На Страстном» выступят фаду-певица Паула Оливейра и джазовый пианист Луиз Авиллар

«Удивительный дуэт импровизационного джазового пианиста и фолк-певицы соединил фаду и джаз, традицию и новую музыку. Так, силами дуэта древняя португальская музыка обретает современное звучание, ничуть не утратив оригинальности.

07.12.2012 11:55


А был ли Голос?..

Российские голоса были, есть и будут... Взгляд из зрительского далека, с той стороны экрана.

Профи-музыканты своё слово ещё произнесут. Я же попробую выразить личное отношение к нашумевшему уже в эфире конкурсу, аналогу голландского «The Voice», – отношение человека, как и сотни сограждан любящего музыку и неравнодушного к талантливым людям, ищущим свой путь в запутанных дебрях шоу-бизнеса. В общем, скажем прямо, любительское отношение.

30.11.2012 12:12, Игорь Фунт


Achtung Loutallica

Рок-альбомы октября. Lou Reed & Metallica «Lulu». Various Artists «AHK-toong BAY-bi Covered»

Противник расслабился, магнетизируется манерно-изысканной лирикой о том, как от одной мысли о Борисе Карлоффе и Кински хочется отсечь себе груди и ноги, об убийстве из-за нестерпимой любви, боли самообмана, медовом льде и маленьких пафосных девочках без спермы…

01.11.2011 12:20, Александр Чанцев






 

Новости

Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Магадане
1 декабря 2017 года в Магаданской научной библиотеке им. А. С. Пушкина был проведён семинар, посвященный работе ресурсного центра «Открытая библиотека». Перед библиотечным сообществом Магаданской области выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и представитель НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Ростове-на-Дону
24 ноября 2017 года в Донской Государственной Публичной библиотеке города Ростова-на-Дону местному библиотечному сообществу был представлен проект «Открытая Библиотека». О свободных знаниях, важности доступа к ним и популяризации их в России рассказал директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко, вторую часть презентации, касающейся реализации идей проекта на практике, до слушателей донес член НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков.
«Открытая библиотека» в Добролюбовке
10 ноября в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова состоялась презентация проекта «Открытая библиотека», проведенная координатором проекта Наталией Трищенко и президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским. Участники узнали о возможностях взаимодействия с вики-проектами, условиях участия в конкурсе, новых правовых и технологических инструментах предоставления открытого доступа, а также определении срока перехода произведений в правовой режим общественного достояния.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Йошкар-Оле
7 ноября проект НП «Викимедиа РУ» РЦ «Открытая библиотека» был представлен в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна Республики Марий Эл. Мероприятие для сотрудников библиотек провели директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко и активист «Википедии» Дмитрий Рожков. Участники мероприятия не только узнали о новых правовых и технологических инструментах открытого доступа и проектах партнерства, обеспечивающих открытую публикацию произведений науки и культуры, но также получили экземпляры пособия, специально подготовленного в рамках ресурсного центра.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Тюмени
2 ноября в информационно-библиотечном центре Тюменского государственного университета состоялся мастер-класс для представителей вузовских библиотек, который провели президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека» Наталия Трищенко. Основными темами мероприятия стали: использование открытых лицензий в библиотечной деятельности, особенности текущей системы авторского права в России, опыт открытия доступа к библиотечным коллекциям, повышение видимости оцифрованных массивов в интернете, а также возможность участия в проекте «Открытая библиотека».

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.