Первый концерт цикла показал, что БСО, лишённый медной группы, вполне вписывается в акустику музейного зала, а панно и картины М. Врубеля вполне сопровождают и продолжают музыку П. Чайковского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Лядова.
Камерные концерты в зале Врубеля проходили и раньше (например, сопровождая особенно важные вернисажи и открытия), однако, большой симфонический оркестр, да ещё с самостоятельной программой, не особо привязанной к жизни галереи, позвали, кажется, впервые.
Впрочем, совсем уже оторванной от местных реалий первую программу цикла назвать нельзя: выступавшие перед началом концерта худрук БСО и директор ГТГ пояснили слушателям, что специально подбирали программу под начинку самого большого в Лаврушинском переулке зала: раз Врубель – значит рубеж XIX и ХХ века.
Параллели, впрочем, вышли более чем свободные, ну, скажем, как соотносятся Врубель и Чайковский? Панно с изображением задумчивого Демона, разлапистого куста сирени и вариации на темы русской плясовой песни «Под яблонькой»?
Предварявший сочинения русских композиторов «закадровый голос» пояснил, что «Серенада для струнного оркестра» была написана Чайковским в 1880 году, когда 24-летний Врубель работал над первым автопортретом.
Музыка в новом месте, осваивая его и постепенно заполняя, обживая кубатуру всегда звучит свежо, даже если это классический и хорошо известный опус; начало оказывается эффектным само по себе, поэтому струнные, сидевшие на одном уровне со слушателями, разгонялись не сразу, медленно, совпав с отапливаемым пространством ближе к финалу.
Дальше программу слегка изменили, переставив в конец «Картинки с выставки» М. Мусоргского (в оркестровке М. Равеля) для того, чтобы дать на фоне необъятной «Принцессы Грёзы» «Похвала пустыне», небольшой фрагмент из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Больше всего настроению музейного вечера (осторожный, форматный импрессионизм, мгновенно отсылающий к водным стихиям Дебюсси) подошло «Волшебное озеро» А. Лядова, прозвучавшее достаточно терпко на фоне пастозных мазков врубелевского Демона и его же блестящих, блистательных майолик.
Интересно, конечно, какими будут следующие программы, когда свежесть восприятия нового места уйдёт, задумчивые гребцы с парусника «Принцессы Грёзы» пресытятся первыми впечатлениями и захотят чего-то более остренького.
Гарантировать можно одно – следующий концерт пройдёт в четверг или в пятницу, так как именно в эти дни ГТГ работает до 21.00 и после того, как музыкальная программа закончится можно пройтись по опустевшим залам классического русского искусства.
Между прочим, вместе с музыкантами в концертных фраках: они ведь, после того как музыка отзвучала, тоже превращаются во внимательных и благодарных зрителей, которым обычно некогда…
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой».
20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. . - И медные трубы.
- Медь дороже золота?
В Туле проходит VII Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS. - Воображаемый дом-музей.
В Большом зале консерватории прошел Шестой международный фестиваль Мстислава Ростроповича. - Полифония мира в театре Звука.
Александр и Людмила Бакши. Фрагменты беседы . - Мэтростандарт.
Концертное обозрение. Московская филармония, вместе с партнерскими организациями, устроила два бенефисных дирижёрских вечера, сразу поднявшие начало сезона на высочайший уровень. - С геймдевом что-то происходит.
О гиках, индустрии массового искусства и о том, как копирайт убил классическую музыку. - Маэстро, браво!
4 марта 1678 года родился Антонио Вивальди. - Мастер и Манфред.
Третий фестиваль РНО открылся в обновлённом Большом зале консерватории филигранным исполнением Чайковского и Сибелиуса. - И бутылка рома.
В финал первого конкурса современных российских композиторов на YouTube вышло 13 сочинений.