Подписаться на обновления
15 ноябряЧетверг

usd цб 67.9975

eur цб 76.7556

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  пятница, 14 октября 2011 года, 11:18

Дарья Екамасова: «Актёрская профессия — как в омут с головой…»
Исполнительница главной роли в фильме «Жила-была одна баба» — об опасностях съёмочной площадки, о мате в театре и новом видении «Гамлета»


Дарья Екамасова
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Ни режиссер, ни актеры никогда не болеют на съемках. Ты можешь бегать босиком в одной ночной рубашке в минус 35. Тебя топят, режут, кидают, жгут, и тебе хоть бы что, ты все это терпишь. Но стоит получить первый выходной, и у тебя температура 40.

Молодая актриса Дарья Екамасова, чей самобытный образ сделал из последнего фильма Андрея Смирнова событие, стала главным ньюсмейкером столичного кинематографического сообщества начала осени.

Если бы ещё до того, как фильм был закончен, я знал о Денисе Евсюкове или видел обращение майора Дымовского, то, наверное, сразу бы поверил, что примерный образ, который мы пытались создать, может быть абсолютно правдив. Если бы я его сделал более бытово, подробнее описал его отношения с женой, увёл бы его в «страдательный залог», показал человеком на грани нервного срыва, характер бы сразу обрёл глубину. Герой ведь и так для меня не является полностью отрицательным. То, что у человека депрессия, он страдает, ему неуютно, уже означает, что в нём скрыто нечто хорошее. Другие герои, сослуживцы этого участкового… они намного страшнее, потому что им хорошо во всём этом.

Она не появилась ни на одном фестивале или официальном показе, где демонстрировался фильм «Жила-была одна баба». Поэтому картину сама Дарья пока не видела.

А журналисты и критики уже сравнили эту работу «актрисы-дебютантки» с ролью Элины Быстрицкой в «Тихом Доне» Сергея Герасимова.

Между тем, в фильмографии «дебютантки» — более десяти ролей. Мне удалось встретиться с Дарьей в перерыве между съёмками сразу в нескольких проектах.

— Даша, сколько тебе было лет, когда ты поняла, что хочешь быть актрисой?
— Мне было лет пять, когда я впервые увидела фильм «Гостья из будущего». Я тогда подошла к маме и сказала, что тоже хочу сниматься в кино.

Но моя семья на мне отыгралась — все мои мои родные окончили музыкальную школу, но никто не пошел дальше. Меня заставили поступать в музыкальное училище.

О чем, кстати, сейчас я ничуть не жалею. Моя мама заведует детским садом. Папа — инженер. Бабушка с дедушкой были серьезными физиками.

Про бабушку даже писали в учебниках. У них было множество научных патентов. То есть шансов стать актрисой у меня не было никаких.

Но на первом курсе музыкального училища я случайно попала в массовку клипа Валерия Меладзе «Рассветная», и там ко мне подошла одна девушка и сказала, что я должна отвезти свои фотографии на «Мосфильм».

Но нужно прийти с родителями, которые скептически ко всей этой затее отнеслись и со мной не поехали. Я позвонила туда и сказала, что я мама Даши Екамасовой и хочу привезти фотографии своей дочери...

— То есть первая роль, которую ты сыграла — это роль своей мамы по телефону?
— Ну да. Они спросили меня, сколько мне лет. Я говорю — 34. Они спрашивают, а какого вы года рождения. И тут я запнулась. Начала судорожно считать...

Когда я пришла на «Мосфильм» в образе своей мамы, но с заколочкой и бантиком, не понимая, что взрослые так не ходят, на меня посмотрели и сказали: «Проходи, девочка».

Единственное фото, которое взяли в детскую массовку, — это я на лодке с веслом и ружьем в руках. Когда режиссер Андрей Прошкин искал девочку на роль в фильме «Спартак и Калашников», ему эту фотографию показала ассистентка Настя Ключенкова.

На фото я смотрелась уже не ребенком, но еще и не взрослой девушкой...

Это режиссёру и было нужно. Ну а после «Спартака и Калашникова» были: «Игры мотыльков» у того же Прошкина, потом «Доктор Живаго», «Живи и помни», у его папы, «Солдатский декамерон»...

— Театральный потом ты все-таки окончила?
— Да, ГИТИС я окончила уже после музыкального училища, поступив сразу на второй курс, но с четвертого раза.

— Сколько картин уже в твоей фильмографии?
— Чуть больше десяти.

— И тем не менее, в одной желтой газете я прочитал рецензию на фильм «Жила-была одна баба», в котором ты сыграла главную роль. В этой статье тебя называют дебютанткой в кино. Не обидно?
— Надо ведь понимать, что для подобных СМИ ты «не дебютант», если сто раз засветился на билбордах и стал героем светской хроники, а что ты на самом деле сыграл, их мало интересует. Все профессионалы в сфере кино знают, что я давно не дебютантка. Я рада, что все пока так..

— Ты практически не появляешься на гламурных тусовках. Может, от них все-таки есть какая-то польза?
— Все приносит какую-то пользу. Я даже согласна с утверждением, что посещение таких тусовок — это часть работы артиста. Но пока я бываю только там, где мне интересно.

Я не пропускаю премьеры, особенно если в фильме играют мои друзья. С радостью могу отправиться на кинофестиваль. Но на презентацию нового пирожного я вряд ли пойду.

— Почему на фестивале в Монреале, куда отправился фильм «Жила-была одна баба», не было тебя — главной героини фильма
— Наверное, до меня не дозвонились...

— В фильме «Жила-была одна баба» ты снималась больше года. Этот фильм критики уже сравнивают с «Тихим Доном», а твою работу с ролью Элины Быстрицкой. Ты сама проводила такие параллели, когда снималась в «Бабе»?
— Я ничего ни с чем не сравнивала во время съемок. Многие картину действительно называют сейчас полотном.

События, показанные в ней, охватывают период с 1909 по 1921 год. История в фильме пропущена сквозь судьбу главной героини, которая за это время переживает очень многое...

Наверное, это и правда полотно, сравнимое с картиной Герасимова. Но все равно — не хочется кого-то повторять. Пусть даже это — и великие примеры для подражания.

— За длительный период съемок этого фильма, твое отношение к кино и к жизни как-то изменилось?
— Хорошие съемки — это маленькая жизнь. Когда я пришла на первые пробы к Смирнову, у меня были огромные розовые очки. Я была наивна, я всем верила.

Уже через несколько месяцев я стала гораздо трезвее и циничнее. Но я рада, что мои детские ценности остались нетронутыми.

— Уже не раз ты работала со знаменитыми актерами советского кино — Усатовой, Руслановой, Щербаковым...
— Общение с каждым из них я считаю своей школой, которую в институте ты не получишь.

— В «Бабе» ты впервые играла обнаженные сцены. Твоим партнером в кадре был опытный актер Алексей Серебряков...
— Да, Лёша потрясающий партнер. Неповторимый нелюдимый добряк. При этом — очень открытый и чуткий человек. Перед первой откровенной сценой меня трясло не по-детски. А он мне: «Дашка, это как в омут. Если не знаешь, как сыграть, нужно обо всем забыть и нырнуть с головой. Это такая профессия».

— В вашей картине одну из ролей сыграл Юрий Шевчук. Говорят, его поведение на площадке звёздным назвать было никак нельзя.
— Этот человек, на музыке которого я была воспитана, показался мне безумно скромным. Я видела его под Тамбовом, в деревне. Он держал за руку человека из массовки, который только что упал на жаре от апоплексического припадка.

Честно говоря, мне вообще по жизни везет на хороших людей, снимаюсь у лучших режиссеров нашей страны, работаю с потрясающими партнерами, у меня добрые родственники, которые дали мне редкое воспитание, ну и конечно близкие, верные друзья!

— Это правда, что на съёмках «Бабы» ты пару раз чуть не погибла?
— Съёмки действительно были очень тяжелыми. Лошадь меня кусала, в яме я тонула, серьезное сотрясение мозга получила и даже чуть не лишилась глаза.

Но, видимо, правильно говорят, что ни режиссер, ни актеры никогда не болеют на съемках. Ты можешь бегать босиком в одной ночной рубашке в минус 35. Тебя топят, режут, кидают, жгут, и тебе хоть бы что, ты все это терпишь.

Но стоит получить первый выходной, и у тебя температура 40.

— После этой истории тебя уже сравнили с Эмили Уотсон, которую так же топили в фильме «Рассекая волны»...
— Лестное, конечно, сравнение...

— Тебе сейчас всего 27 лет. Между тем, почти все картины в твоей фильмографии — исторические: «Жила-была одна баба» о гражданской войне, «Раскол» о конфликте внутри Русской православной церкви, «Баллада о бомбере» о Великой отечественной войне», «Легенда №17» о знаменитом советском хоккеисте Валерии Харламове... Тебе никто никогда не говорил на съемках что-нибудь вроде: «Да что ты девочка об этом знаешь…»?
— Меня воспитывали бабушка с дедушкой. А дедушка помнил историю будто посекундно. Он мне постоянно что-то рассказывал, и любовь к истории у меня с детства.

Андрей Смирнов оговаривает в титрах, что при работе над сценарием использовал мотивы из произведений Бунина, Дурылина и Пришвина. Трудно проследить, какие и откуда конкретно, но сюжет мне, честно говоря, больше напомнил «Холодную гору» Энтони Мингеллы: та же судьба женщины в контексте гражданской войны, только американской. Либералы-интеллигенты смеются над православием Михалкова, но «Жила-была одна баба» — это та же самая вариация на тему «Рука Всевышнего отечество спасла», что и «Утомлённые солнцем — 2».

Но только недавно во время репетиции парада я увидела громадные танки и представила, как во время войны похожие машины ездили рядом с людьми. Мне стало страшно. Многие роли, после увиденного я бы доиграла...

Кстати, в «Легенде №17», где я играла сестру Харламова, его маму — испанская актриса Алехандра Грепи (ведь Валерий наполовину был испанцем), а его отца — Борис Щербаков, мои партнеры по площадке постоянно рассказывали о легендарных матчах с канадцами 1972 года и вообще о советском хоккее.

Но ни разу не было такого, чтобы кто-то сказал мне: «Девочка, ты ничего об этом не знаешь».

— Как у тебя складываются отношения с поклонниками?
— Их, конечно, не миллионы, но есть, оказывается люди, которым нравятся мои фильмы. Они пишут письма, приходят на спектакли. Это очень приятно.

— А твои родители считают тебя кинозвездой?
— Они до сих пор очень странно реагируют на мою профессию. Когда бывают простои в работе, папа порой говорит: «Иди поработай бухгалтером», а театр папа вообще долгое время не признавал.

Сказались воспоминания о детстве, в котором бабушка с дедушкой два раза в неделю заставляли его посещать балет. При этом, надо понимать, что мой папа Николай Екамасов в прошлом — сам артист, музыкант.

В конце 1970-х он был клавишником и вокалистом в группе «99%». Недавно, волею судьбы, он даже сделал декорации к спектаклю Сергея Безрукова «Пушкин».

И декорации в этом спектакле очень хороши. Кстати, многие вещи для спектакля он взял с нашей дачи, которой уже 180 лет.

— У тебя есть какие-нибудь слабости?
— Есть. Я живой человек. И если могу позволить потратить последние деньги на свечи, живые цветы в горшках, сладости и прочие глупости, значит, я живу.

— Кроме кино, ты играешь в театре. Постановка «Жизнь удалась» в «Театре.doc» с твоим участием получила «Золотую маску». О чем пьеса?
— Это история любви молодых людей, которые очень косноязычны. Но все они — такие же, как мы — любят и переживают. В спектакле много мата, но это ничего не меняет.

— Кто-то оправдывает мат в своей пьесе поиском «правды жизни». Но мы ведь помним, что в свое время Максим Горький умел передать её в тексте «На дне», не используя ни одного матерного слова....
— Ну, подожди, если тебе Вася роняет кирпич на ногу, в первую секунду ты что ему говоришь: «Уважаемый Василий, не могли бы вы быть более внимательны» что ли?

Конечно же нет.

Есть ситуации, в которых по-другому не скажешь. В том числе и на сцене. Если пьеса про современную молодежь из провинции, то в их уста не вложишь цитаты из Шопенгауэра. Но молодые, воспитанные артисты которых Михаил Угаров и Марат Гацалов пригласили в «Жизнь удалась», очень органично на сцене разговаривают матом.

Потому что он там уместен.

А когда в пьесы начинают всовывать мат только потому, что это типа круто, то получается полная фигня. Так что во всем нужно иметь чувство меры. Это правда.

Действительно, очень жаль, что в последнее время многие драматурги стали тужиться и буквально выжимать из себя какую-то грязь, пошлость, считая это модным.

— Работая над ролью в «Жизнь удалась», ты одновременно играла жену протопопа Аввакуума в «Расколе» Николая Досталя. Эта героиня уж точно с матом не ассоциируется. У тебя не было раздвоения личности?
— Да уж, мне опять крупно повезло. Это был нелегкий, но очень интересный период. С восьми утра и до восьми вечера я была матушкой — любящей, мудрой, верной, немногословной женой протопопа Аввакума.

Потом переодевалась и летела в «Театр.doc» на репетицию «Жизнь удалась»... и всю ночь проводила в поисках, спорах, сигаретном дыму....

Под утро, приехав домой, я подолгу сидела в машине, пытаясь прийти в себя. Но нужно было идти спать, чтобы утром вновь быть протопопицей....

И так почти два месяца, каждый день... Здорово, что такое было в моей жизни. Это — громадный опыт, и я рада, что эти два проекта шли у меня одновременно.

— Театральный режиссер Георг Жено рассказывал, что к тебе нужно иметь особый подход. Якобы ты — единственная актриса, за которой он присылал лимузин, чтобы привезти тебя на репетицию. Это правда?
— Георг просто плохо знает русский язык и видимо перепутал названия лимузин и легковушка.

— В фильме «Свободное плавание» ты сыграла женщину-свинью. Не каждая актриса согласилась бы на роль с таким неприглядным именем. А на что ты никогда не согласишься в кино или в театре?
Кстати, у Хлебникова в «Свободном плавании» было очень интересно играть. И роль была очень необычная. Что касается, других работ, то, слава Богу, у меня персонажи пока не повторяются. Кстати, хотелось бы сыграть отрицательную героиню. Но не хочу играть подлых.

— Редкий актер-мужчина не скажет, что мечтает сыграть Гамлета. А о чем может мечтать актриса?
— А я бы тоже очень хотела сыграть Гамлета. Я серьёзно. Еще очень хочется сыграть пианистку, чтобы безмонтажно, своими руками, в кадре играть на рояле то, чему там много сил отдала в детстве.

Вопросы задавал Михаил Довженко




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Киногид книголюба

7 документалок о писателях

Как рождаются великие книги? Через что проходят авторы, чтобы создать произведение, которым будут зачитываться поколения? T&P собрали документальные фильмы о писателях: Уильям Гибсон рассуждает о постлюдях, сидя в лимузине, больничный клерк Харви Пикар рисует комиксы, Джоан Дидион переживает потерю близких, а Роальд Даль мечтает о шоколадной фабрике.

10.11.2018 19:00, Sasha Pershakova, theoryandpractice.ru


Список 100 величайших фильмов из разных стран (по версии BBC)

Неголливудского производства

Редакция BBC Culture попросила 209 кинокритиков из 43 стран перечислить их любимые фильмы неголливудского производства. Это преимущественно европейское и азиатское кино. В итоге вышло 100 фильмов 67 режиссеров из 24 стран на 19 языках, включая совсем редкие (например, фильм Touki Bouki на сенегальском наречии волоф). Лидирует французский язык (27 фильмов), за ним следуют китайский (12) и итальянский (11). В списке есть несколько шедевров киноискусства и на русском языке.

03.11.2018 19:00, izbrannoe.com


Очаровательная «Ла Лолло»

Как-то она сказала: «Я изучала живопись и скульптуру, а актрисой стала по ошибке». Тем не менее, она вошла в историю мирового кинематографа и стала легендой итальянского кино.

24.10.2018 19:00


Необыкновенные истории

7 фильмов про особенных людей

Очень часто нас в жизни окружают люди, которые отличаются от нас. Порой они нам кажутся непонятными, замкнутыми, необычными... Но стоит узнать их поближе, попытаться понять их, заглянуть немного глубже, и у нас появляется шанс хоть немного сделать существование в этом мире для них комфортнее и полноценнее. А нам это общение дарит потрясающий опыт и открывает для нас огромные внутренние миры, а иногда и внешние... Эта подборка из 7 фильмов именно о таких необыкновенных людях.

13.10.2018 19:00, Мария Сусова, fraufluger.ru


Творческий тандем

Режиссер Альфред Хичкок и художник по костюмам Эдит Хэд

Многие режиссеры предпочитают работать с одними и теми же художниками: с теми, кто их устраивает, кому они доверяют. Как говорит режиссер Джон Лэндис: «Так они могут быть уверены, что не будут разочарованы». Такая привязанность рождает известные творческие тандемы и характерный кинематографический стиль.

06.10.2018 19:00, tvkinoradio.ru


Кинократия

«Осенний марафон» Георгия Данелии

Фильм под изначальным названием «Горестная жизнь плута» был снят на основе сценария Александра Володина – драматурга, прославившегося своей пьесой «Пять вечеров». Картина вышла на экраны в 1979 году на пике так называемого брежневского «застоя». Настроение фильма полностью отражает свою эпоху, а главный герой в исполнении Олега Басилашвили пополнил ряды типично данелиевских протагонистов, как и персонажи «Мимино» или «Афони».

29.09.2018 19:00, Мария Молчанова, diletant.media


Сильный характер

10 фильмов о женщинах, поднимающих действительно важные вопросы

Невеста, вдохновившая Тарантино, немецкие террористки, женская версия Уолтера Уайта и Кэтрин Хепберн против сексизма: кино с женщинами на переднем плане, каким мы хотим его видеть.

22.09.2018 19:00, Елена Кушнир, knife.media


Кинотур

Влюбиться в город с первого взгляда

Благодаря фильмам, действие которых происходит в разных городах мира, у зрителей часто появляется желание посмотреть на места приключений киногероев своими глазами. «Вокруг света» рассказывает о пяти кинокартинах, где интересен не только сюжет, но и «географический фон».

15.09.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru


Чтобы костюмчик сидел

Модное кинопутешествие

Всемирно известные модельеры нередко создавали костюмы для фильмов. Благодаря этому у зрителей есть возможность не только познакомиться с работой модных кутюрье, но и проследить на экране, как менялась мода с течением времени. «Вокруг света» приглашает в модное кинопутешествие по миру костюмов в фильмах 1950–1970-х годов.

08.09.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru


Амбивалентность, как и было сказано

Фильмы фестиваля «Окно в Европу»

Завершившийся в приграничном Выборге 26-й фестиваль «Окно в Европу» продемонстрировал, по выражению одного из членов жюри, «кардиограмму российского кино», и, судя по ней, кино очень даже живо, хотя по-прежнему, как и год назад, страдает аритмией. Едва ли не самыми ожидаемыми показами, пускай и не совсем премьерными, на фестивале стали «Кислота» дебютанта в режиссуре Александра Горчилина и «Ван Гоги», с которыми в профессию после перерыва в четверть века вернулся Сергей Ливнев.

04.09.2018 16:00, Вячеслав Шадронов






 

Новости

Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.
XXII ежегодный Фестиваль камерной музыки «Возвращение» проводит краудфандинговую кампанию
Концерты должны состояться в Московской консерватории 8, 10, 12 и 14 января.
Российский фильм «Ампир V» первым в мире выходит на криптобиржу, листинг подтвердила EXMO
Первым в мире кинопроектом, который прошел листинг на крупнейшей в Восточной Европе криптобирже EXMO, стал фильм Виктора Гинзбурга “Ампир V” (2019) по роману Виктора Пелевина. Об этом было официально объявлено сегодня, 8 ноября, на конференции по блокчейну и криптовалютам Blockchain Life 2018 в Санкт-Петербурге.
Умер создатель мультфильмов «Остров сокровищ» и «Приключения капитана Врунгеля» Давид Черкасский
В Киеве умер советский и украинский художник-мультипликатор, режиссер и сценарист Давид Черкасский. Об этом в фейсбуке сообщил его друг Александр Меламуд.
IPChain представила первую биржу интеллектуальной собственности IPEX и краудинвестинговую платформу CO-FI
Ассоциация IPChain (Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности) презентовала первую в мире биржу интеллектуальной собственности IPEX и первую в России цифровую краудинвестинговую платформу для кредитования под залог интеллектуальной собственности CO-FI.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.