Подписаться на обновления
10 декабряВторник

usd цб 63.7244

eur цб 70.5047

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сколько стоит Россия?  Кофейные заметки  Сеть 
Дмитрий Абрамов, эксперт ЮНЕСКО, политолог, журналист   четверг, 23 января 2014 года, 11:00

«Дары волхвов» с точки зрения науки, в зеркале СМИ и статистики
«Ни одного исторически достоверного доказательства того, что это те самые дары волхвов, которым более двух тысяч лет, не существует»


//expertmus.livejournal.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




По сообщению «Росбалта», на пресс-конференции в «Интерфаксе» 13.01.2014 г. о. Алексей Исаев, представитель Санкт-Петербургской епархии РПЦ, заметил, что ему известно о неоднозначном отношении экспертов к привезенным с Афона артефактам, но Церковь не будет проверять их подлинность ни радиоуглеродным методом, ни с помощью искусствоведческих экспертиз. По окончании пресс-конференции о. Алексей Исаев пояснил журналистам свою позицию: «Для всех верующих людей нет никаких сомнений в том, что привезенные в Россию реликвии являются священными, и что их действительно касалось руками Святое Семейство»

Опубликованная 11.01.2014 г. в официальном Блоге экспертов Музея имени Андрея Рублева статья «Дары волхвов на Афоне – научная экспертиза» вызвала широкий общественный резонанс, на что были вынуждены отреагировать даже ведущие российские информагентства. Так, Интерфакс в своём репортаже о привозе «даров волхвов» в Минск 17.01.2014 г. сделал существенную оговорку: «впрочем, несмотря на красивые легенды, окружающие одну из самых известных православных реликвий, и многотысячные очереди  из желающих их увидеть, существуют и эксперты, сомневающиеся в подлинности даров. Так, специалисты музея Андрея Рублева опубликовали материалы, в которых утверждают, что ни одного исторически достоверного доказательства того, что это те самые дары волхвов, которым более двух тысяч лет, не существует. По их оценкам, дары, которым мы поклоняемся, следует относить к XV-XVI векам»: http://www.interfax.by/article/1146031

См. эксклюзивные фото: https://www.academia.edu/5742652/_Gifts_of_the_Magi_on_Mount_Athos_-_scientific_expertise

Демонстрация Даров волхвов в Москве (впервые в истории!) обернулась чередой скандалов, которые вроде бы должны были достаточно быстро закончиться, поскольку стороны почти сражу же обозначили свои позиции и исчерпали наборы аргументы, однако ж не закончились до сих пор, очевидно, являя собой симптом более глубокого, чем религиозный, раскола. Так, «либералы» не нашли ничего лучшего, как обвинить Церковь в подтасовке, фальсификации реликвий, а народ, толпящийся в длиннющей очереди на Фрунзенской набережной – в мракобесии. А консерваторы-государственники, напротив, обнаружили «пятую колонну», сознательно опорочивающую православную ценность и не случайно состоящую из «потомков волхвов», то есть из евреев.

Русская Православная Церковь, как следует из публичных заявлений официальных представителей РПЦ МП, также уже знает о мнении научного сообщества относительно подлинности «даров волхвов». По сообщению «Росбалта», на пресс-конференции в «Интерфаксе» 13.01.2014 г. о. Алексей Исаев, представитель Санкт-Петербургской епархии РПЦ, заметил, что ему известно о неоднозначном отношении экспертов к привезенным с Афона артефактам, но Церковь не будет проверять их подлинность ни радиоуглеродным методом, ни с помощью искусствоведческих экспертиз. По окончании пресс-конференции о. Алексей Исаев пояснил журналистам свою позицию: «Для всех верующих людей нет никаких сомнений в том, что привезенные в Россию реликвии являются священными, и что их действительно касалось руками Святое Семейство»: http://www.rosbalt.ru/piter/2014/01/13/1220344.html

См. видео: http://youtu.be/PmUAAAJICU8

Такую же отрицательную у науке позицию высказал и новый патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Павел (Пономарев):  «сегодня многие люди скептически к этому относятся. Привезли бы животворящий Крест Господень, икону чудотворную или мощи святых - вот это было бы понятно. А что такое Дары волхвов, с какой стати они могут обладать Божественным даром? Конечно, могут. Потому что они обласканы ручками Спасителя-младенца, они были в руках Пресвятой Богородицы»: http://belapan.by/archive/2014/01/17/media_dary_v2/

Сомнение крайне важно для вашего развития. Нельзя ничего принимать на веру. Между тем, религиозная вера дает иллюзию того, будто вы что-то знаете. Будто у вас есть простой ответ на любой вопрос. А это крайне вредно для мышления. Любая религия является грандиозной ловушкой для мышления, потому что у человекаесть очень простые ответы на все вопросы, которые все объясняют, но которые не имеютни малейшего отношения к действительности. И в этой ловушке не то что люди – цивилизации пропадают. Я бы законодательно запретил религию среди несовершеннолетних. Вот вырос человек, уверовал в Бога – хорошо, это его личный выбор. Но ни в коем случае нельзя пускать религиюв школу, потому что вера диаметрально противоположна знанию. И она очень сильно отупляет людей.

Из его уст услышать такие «откровения» было тем более странно, что ранее у себя в Рязанской епархии он открыл один из первых в нашей стране Церковный историко-археологический музей "Древлехранилище", репортаж о котором увидел свет на страницах нашего Блога экспертов музея имени Андрея Рублева: http://expertmus.livejournal.com/87078.html

Впрочем, белорусским журналистам удалось раздобыть сверхсекретную информацию, что накануне привоза афонской делегацией «даров волхвов» из монастыря святого Павла в Минск общине прихода в честь Всех Святых Минской Епархии Белорусской Православной Церкви срочно понадобились 30 кг омаров охлажденных, 12 кг устриц охлажденных, 14 кг крабов королевских мороженных, 7 кг чилийского сибасса, 10 кг тунца желтоперого охлажденного и 10 кг гребешков морских, которые были загодя закуплены представителями БПЦ в США:-)

Такая небывалая расточительность настолько контрастирует с творящимся вокруг многокилометровых очередей к афонским реликвиям, что даже раскритикованная нами государственная радиостанция «Голос России» вынуждена была поменять свою тональность в освещении пребывания в России «даров волхвов» и без обиняков сообщила всем радиослушателям, что «странная все-таки эта очередь к дарам волхвов. Слишком много в ней языческого, и так мало христианского»: http://rus.ruvr.ru/2014_01_18/Ochered-volhvov-FOTO-8316/

Кстати, когда «дары волхвов» перевозили из минского аэропорта в дом милосердия, делегация из монастыря святого Павла на Афоне испытала в Беларуси, как выразился  Интерфакс, первый «культурный шок»: белорусы молились на машины, перевозящие Дары волхвов и сопровождающих их монахов, стоя на коленях в сугробах на морозе вдоль дороги. «Такого мы еще нигде не видели: ни в Москве, ни в Питере – нигде», - признавались афонские монахи журналистам: http://www.interfax.by/article/1146031

Комментируя привоз в Минск «даров волхвов», один из очевидцев с горечью написал: «atljcttd: Сегодня отвез в очередь жену и дочку, просто убило, организация отвратительна, люди стоят толпой а не разбиты на узкую очередь, перед домом у ограждения давка, силы правопорядка только в мегафон трындят, нет что бы турникеты сдвинуть. Но более всего поразила безнравственность людей. Народ начал выстраиваться еще в первой половине дня, к вечеру куча людей стали лесть через турникет вне очереди, жена стояла с 14-30, а рядом с ней к концу были люди приехавшие к 19-00.Обещали начать запускать к 18-30 начали около 19-30, на улице мороз, очередь до метро. Но более всего поразили родители с детьми, да у них была отдельная очередь, но организация была устроена таким образом, что и им надо было выстоять в том числе и уже на территории более 2 часов. Дети невинны по существу, им эти дары пока не нужны, они лишь прикрытие для родителей желающих побыстрее попасть на территорию. Внутри за забором стоит детский плач»: http://news.tut.by/society/382961.html

Нечто подобное происходило и в Питере, где, по словам одного из сотрудников охраны Новодевичьего монастыря, «в давке люди ломали руки, и чуть было не задавили детей. В это время VIP–очередь в Храм Казанской Божией Матери заходила через центральный вход и не видела происходящего. В первые часы 14 января, когда монастырь только открылся, была сумасшедшая давка. Когда ворота открыли, очередь людей с детьми возрастом от 2 до 4 лет стояла вместе с остальными. В этот момент охрана испытала настоящий шок. Люди начали напирать настолько сильно, что кто-то уже кричал. Детей приходилось буквально выдергивать, чтобы спасти. Из-за давки люди начали кричать и плакать. Толпу пытались успокоить по громкой связи и просили не напирать, но это почти не помогало. На Скорой помощи увезли несколько человек с переломами рук. Кто–то падал в обморок, толпа их молча обходила и даже не пыталась помочь. Как рассказывает охранник, в каждый из таких моментов на ОМОН и охрану монастыря проклятия сыпались, как из рога изобилия». По оценкам этого очевидца, «за внешним пафосом события кроется жестокость и цинизм. Высокие духовные качества, с которыми люди приходят в конец очереди, пропадают ближе к входу в храм, и верующие на глазах теряют человеческий облик»: http://www.rustelegraph.ru/news/2014-01-15/Okhrannik-veruyuschie-na-glazakh-teryali-chelovecheskii-oblik-5005/

Даже журналисты «Комсомолки» указали на явно языческий характер ритуала возле «даров волхвов», что «сильно удивило сопровождавших святыню греческих монахов»: «Когда дары вынесли на улицу, прихожане церкви кинулись целовать и гладить тумбу, на которой стоял ларец, но их быстро отогнали охранники…. Большинство опоздавших отправились внутрь церкви, где лежали дары. По их мнению, мощная энергетика от них там все равно сохранилась»: http://www.kp.ru/daily/26183.7/3071659/

Между прочим, никаких торжественных проводов «даров волхвов» из храма Христа Спасителя РПЦ уже не устраивала, а в СПб очередь к «дарам» иссякла в 9.30 17.01.2014 г. ..

Как ни странно в поддержку официальной версии о подлинности «даров волхвов» неожиданно выступил молодой преподаватель истфака Московского Государственного Университета Афанасий Зоитакис, специализирующийся по греческому просветительству на Афоне XVIII в. Видимо, в силу своего возраста он безапелляционно заявил, что якобы «большинство серьёзных историков вообще не высказывается на эту тему. Дело в том, что в основе исторических исследований лежит изучение анализов письменных, вещественных и устных источников. В случае с дарами волхвов, имеющаяся в распоряжении ученных источниковая база не даёт оснований для каких-то однозначных выводов. Поэтому возгласы "Караул! Подделка!" воспринимаются большинством учёных иронически» (сохранена орфография и пунктуация первоисточника): http://blog.fontanka.ru/posts/149109/

На самом деле в российских и зарубежных СМИ не составит труда отыскать, Что говорит о «дарах волхвов» историческая наука:

«История говорит о том, что с 1453 г. частицы Даров хранятся в монастыре Святого Павла на горе Афон. Первое историческое упоминание о них содержится в документе конца XV в. Хотя эксперты Музея имени Андрея Рублева говорят о том, что раньше о них все-таки упоминал Добрыня Ядрейкович, будущий новгородский епископ Антоний. Он побывал в Византии в 1200 г., после чего рассказал о том, что в Софии есть «сосуды золотые», которые якобы принесли Христу волхвы. Все это с чужих слов, однако сосуды упоминаются и в других тогдашних описаниях Константинополя. Чем эти предметы являлись на самом деле, мы теперь не знаем, ведь принято считать, что настоящие Дары волхвов – это золотые пластины. Первое подробное описание Даров встречается в середине XVIII в. в документе русского путешественника Василия Григорович-Барского. Он посетил Афон летом 1744 г., после чего вернулся на родину со следующими словами: «…О сих дарах глагoлют, якo древние благoчестивые греческие цaри, смесивши вкупе ливaн и смирну, сотвoриша некия зернa дирaвы, aки на четкaх зерна, а из злaта сoделаша дрoт и решетки дрoбно переплетенны, и тем злaтым дрoтом часть от зерен прoнзающе, а часть решеткaми престилaюще, сотвoриша себе драгoценный пoяс, и в прaздники Христoвы в честь егo на себе нoшаху, иже ширoк бяше, якo на три перстa. Бяху же на нем вo время мое (1744) решетoк извaянных девять, а между ними перевязaнных зерен из смирны и ливaна 69, с мнoгими маргаритами, иже испущаху велие благoухание…» Со слов путешественника, сербскому монастырю Дары принесла Мара Бранкович в 1470 г. Правда, тогда никто не знал, что это были те самые подарки от волхвов. Так в Афоне остался поздневизантийский золотой пояс, насчитывающий 9 золотых пластин и 69 бусин из смеси ладана и смирны. Факт был документально зафиксирован в турецком фирмане, утраченном в начале XX в. во время пожара. Подобные золотые пояса были известны у византийских императоров как атрибуты, подчеркивающие их сан инсигнии. Но в исторических документах нет информации о литургической традиции носить золотой пояс из Даров волхвов на Господские праздники. В настоящее время Дары на Афоне хранятся в 10 отдельных ковчегах и насчитывают 28 отдельных золотых пластин размером примерно 5х7 см. Они имеют различную форму и украшены сканью и зернью, а между собой скреплены серебряной проволокой с бусинами из смеси ладана и смирны (их 62). С 1744 г., со времени первого описания Даров, к поясу «добавилось» еще 19 золотых пластин, о которых раньше не говорилось, и куда-то «пропали» 7 благовонных бусин. А в начале 1980-х гг. реликвию начала использовать Греческая церковь для сбора пожертвований»: http://www.sb.by/blog/158033/

«Эксперты считают, что дары на пятнадцать веков «моложе», чем сказал патриарх Московский. Откуда взялись «дары волхвов» и связанная с ними легенда? Как сообщает официальный блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, никакого литургического почитания этих «золотых сосудов» - казалось бы, столь ценных христианских реликвий - никогда в Византии не было»: http://nn.by/?c=ar&i=120877&lang=ru

«Взгляд» предполагает невероятное: «Дары были переданы в монастырь Св. Павла на Афоне, где в какой-то момент в XVI веке им и решили придать более соответствующий представлениям того времени вид пояса с подвесками из золота и бусинами из ладана и смирны». Честно говоря, подобное обращение со святыней представляется абсолютно невозможным»: http://bk55.ru/news/article/26956

«Накануне приезда в Минск церковной делегации с так называемыми "дарами волхвов" особенно интересен скандал, разгоревшийся в российском экспертном сообществе. Ряд специалистов, в частности - искусствоведы, работающие в известном Музее Андрея Рублева, проанализировали имеющиеся сведения о православной реликвии и пришли к выводу, что она никак не могла существовать в библейские времена. То, что называется "дарами волхвов" - на самом деле, поздневизантийский пояс, который носили особы царского рода. А изготовлен он примерно в XIII-XV веках - т.е., как минимум, через 13 столетий после предполагаемого рождения Иисуса. Об этом эксперты Музея Андрея Рублева рассказали в своем официальном блоге»: http://by24.org/2014/01/16/the_gifts_of_the_magi_is_a_fake_experts_says/

«Большинство историков считает реликвию средневековой подделкой, созданной в первой половине 15 века в Византийской империи»: http://charter97.org/ru/news/2014/1/17/84157/

«С точки зрения науки «дары волхвов» - части накладного пояса византийских императоров. Что собой представляют эти дары материально? Это золотые декорированные пластинки, а также бусинки из ладана и смирны. Сами пластинки были уже довольно обстоятельно описаны в искусствоведческой и исторической литературе. Среди специалистов принято считать, что это части накладного пояса византийских императоров XV века. Геометрические узоры на золотых пластинах выполнены в типичной технике византийской скани, аналогии которой отыскиваются на окладах афонских икон XV-XVI вв.» (Олег Дернович, старший научный сотрудник Институт истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук):  http://news.tut.by/society/382961.html

«Сама история появления даров достаточно запутанная, - сказал "Санкт-Петербург.ру" старший научный сотрудник Музея истории религии Сергей Подлесный. - Те комментарии, которые сейчас звучат в СМИ из уст представителей РПЦ и оргкомитета, озвучивают официальную версию, согласно которой Дары были поднесены Христу по Рождеству. Затем они до V века хранились в семье Богородицы, после чего были перевезены в Константинополь. Но информация более научного характера говорит, что никаких древних упоминаний о наличии даров вообще нет. Есть сведения древних путешественников о неких золотых сосудах, которые хранились в Константинополе. Но как они выглядели и что в них было, неизвестно. К XVI-XVII веку относятся сведения о артефактах, которые имеют отношение к "Дарам волхвов" и находятся на Афоне. И только с XIX-XX века появились сведения о "Дарах" в том виде, в котором они сегодня представлены в Петербурге. Сейчас набирает обороты практика возить "Дары", они уже ездили по греческим городам»: http://expertmus.livejournal.com/159759.html?thread=1479695#t1479695

 «Когда мне говорят, что Дары волхвов - это такая же реликвия, я не могу с этим согласиться. Потому что Дары волхвов не являлись реликвией для тех, кому волхвы эти дары принесли.

- Почему?

- Представьте себе евангельские реалии той ситуации. Принесли волхвы дары - и что дальше? Они что, являются для тех, кому они принесли эти дары, какой-то святыней? Какой-то реликвией? Нет. Дары - это подарки. Это не Гвоздь Господень, который вынут из ног Христа, это не Риза Богородицы, это не Риза Господня, это не мощи святых. Это всего лишь дары. Как они могли сохраниться как реликвия? Как они могли пройти по этому очень сложному историческому пути и дойти до нас? Я не могу себе это представить.

Поэтому у меня они вызывают очень, я бы сказал, сомнительное отношение к их подлинности. Мы прекрасно знаем, что в Средние века масса святынь подделывалась и продавалась за деньги. Не только в Средние века, но и Дары волхвов для меня абсолютно нереальная реликвия. Я не могу представить ее исторического пути. Я прагматик и историк по образованию и ничего с собой поделать не могу.

Представьте себе нищую семью, которая находится в хлеву. Вдруг им приносит дары. Что они с ними могли сделать? Скорее всего, их потратили на то, чтобы как-то обеспечить свою жизнь. На то они и дары, подарки. Святое семейство не могло относиться к этим дарам как к каким-то святыням. Какие святыни? Неужели можно себе представить, что они эти крошечные ладан и смирну берегли? Я не могу это представить.

Евангелие, да и вообще все Священное Писание, часто воспринимают как сказку какую-то, как красивую историю - она и написана таким языком, который предполагает обобщенность. Но для меня это совершенно реальность. Я в эту реальность верю. И если это не реальность, тогда непонятно, во что верить. Моя вера христианина зиждется на реальности того, что там происходило. А если превращать это все в сказку, то какая тогда вера? Это уже не вера - это и есть сказка.

- Чем же объясняются огромные очереди к Дарам?

- Вот этим они и объясняются - я считаю, люди верят в сказки»

(Владимир Сарабьянов, реставратор высшей квалификации, главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ, член Патриаршего совета по культуре): http://expertmus.livejournal.com/159759.html?thread=1480463#t1480463

Не исключено, что за спиной Афанасия Зоитакиса стоит его завкафедры игумен Филипп (Симонов) из РПЦ, который сидит сразу на трех стульях: на истфаке МГУ, в Счетной палате и … столичном банке, о чем сообщалось в статье «Святая трапеза» церковных иерархов – нити из Греции тянутся в Россию»: «правоохранительные органы давно заметили, что многие священники приобрели во время кризиса, охватившего Грецию, джипы, живут в роскошных виллах и ведут образ жизни, явно не подобающий духовенству… Нужно напомнить, что еще 2 октября 2008 г. игумены всех афонских монастырей попросили у православных, в первую очередь у прихожан Элладской Церкви, прощения за скандал, связанный с финансовой деятельностью монастыря Ватопед и его игумена Ефрема, который был арестован в декабре 2011 г. сразу же после привоза в Россию «Фондом Андрея Первозванного» Владимира Якунина чтимой христианской святыни - Пояса Богородицы аккурат под выборы в Госдуму РФ. Кстати, в российских православных СМИ от своих читателей полностью скрыли информацию, что когда ватопедский игумен Ефрем решил везти в Россию Пояс Богородицы, то 9 из 20 афонских монастырей выступили единым фронтом против этой инициативы»: http://rublev-museum.livejournal.com/375200.html. Любопытно, что фотографиями многокилометровых очередей в заснеженной России к «дарам волхвов» пестрят все СМИ Греции, где невдомёк, почему вдруг возник такой безумный ажиотаж вокруг средневековой реликвии с Афона, который в последнее время вызывает всё большее раздражение в греческом обществе, особенно после обнародования фактов коллаборационизма святогорского монашества во время фашистской оккупации...

Источник: expertmus.livejournal.com




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Записки вятского лоха. Ноябрь-2019

«Завтра мудозвону на рабо…»

Продолжаем серию «Записок вятского лоха» о российской действительности, простоте речи и искрометной правде.

30.11.2019 16:00, Игорь Фунт


Записки вятского лоха. Октябрь, 2019

Круглосуточный Му

Собчак разводится с Богомоловым, на Марс мы так и не слетали, а бухгалтера в 40+ на работу уже не возьмут. Как быть и что с этим делать?

27.10.2019 16:00, Игорь Фунт


Дневники из Беслана — 2

Воспоминания захваченной школьницы: 3 сентября 2004 года

Блогер agunya, которая была в заложниках в Беслане, шесть лет спустя публикует в своём ЖЖ страшные воспоминания о 1—3 сентября 2004 года. На то, чтобы записать события третьего дня, девочке понадобилось много времени. Слишком долго воспоминания об этом дне приносили боль: «Я никак не могла его закончить. Потому что не могу прожить его до конца».

02.09.2019 17:15, agunya


Бесланская память

C 1 по 3 сентября 2004 года в бесланской школе № 1 террористы удерживали заложников

Трагедия, произошедшая пятнадцать лет назад в Северной Осетии, не отпускает до сих пор. Обычное для мирной жизни 1 сентября, с торжественной линейкой и праздничными речами, обернулось настоящим кошмаром. Вооружённые боевики захватили школу вместе с детьми, их родителями, родственниками и учителями — более 1200 человек. В результате штурма 3 сентября погибло 330 человек, из которых более 180 — дети. Начало сентября в России — дни памяти этих жертв.

01.09.2019 16:00, Алёна Городецкая


Непопулярные мысли вслух

Мне категорически не нравится то, что сейчас происходит в Москве. Да, именно такими словами.

31.08.2019 10:30, Елизавета Паремузова, facebook.com


Записки вятского лоха. Август-2019

Воскресные анекдоты обо всём на свете

Между жёсткими, жесточайшими ливнями, которые хлещут с какой-то непонятной периодичностью, быстренько сбегал через дорогу за пивом. Аккуратненько поправил скрипящий усталым, давно не смазанным механизмом (ну, вы поняли) боевой диван. Смахнув с него проклятую таблетку от геморроя (не буду принимать лекарство сегодня! — солидаризируясь с русским протестом). И — с тройной богатырскою силой (пива хватит надолго) принялся за обличение до колик надоевшего режима.

25.08.2019 16:00, Игорь Фунт


Критика грязного разума

Писатель Виктор Ерофеев в своей колонке поднимется до обобщений. Но сделает это не сразу, а на основе, в общем‑то, нехитрой бытовой сценки. Все через такое проходили. Но не все поднялись до обобщений. А ведь до них всего лишь шаг.

20.08.2019 16:00, Виктор Ерофеев, ruspioner.ru


Отравленный Россией

Неоконченная проза Исаака Бабеля

125 лет назад, 13 июля 1894 года, родился Исаак Эммануилович Бабель. В 1940-м году автор «Одесских рассказов» был расстрелян. Сталин не любил Бабеля, скорее всего, за «Конармию»: в его прозе было слишком много пота, крови и спермы и совсем не были слышны гомон фанфар и треск фейерверков.

13.07.2019 20:30, Андрей Колесников


Записки вятского лоха. Июнь-2019

Страна в долгом ожидании свободы

Серия «Записок вятского лоха» продолжается. Честно и с юмором о современном состоянии России, быте, Чемпионате мира по футболу и ожидании свободы...

01.07.2019 16:00, Игорь Фунт


Неродной язык

В Ленинграде моя мама была преподавателем английского языка, и, благодаря ей, я с детства учил английский — мама давала мне уроки и водила, а потом направляла меня к другим учителям.

30.06.2019 16:00, Михаил Армалинский//Facebook.com






 

Новости

Активист Ильшат Муртазин стал объектом телефонных атак
Ему звонят со скрытых номеров и обещают посадить в СИЗО за общественную активность.
Легендарный авиамузей в Монино будет закрыт
Авиамузей в Монино будет закрыт, а его территория передана под застройку.
В Калмыкии пропала студентка, снявшая на видео вброс бюллетеней на выборах
В Калмыкии пропала Айса Хулаева, студентка, которая была наблюдателем от партии "Справедливая Россия" на выборах в селе Приманы. Она зафиксировала на видео вброс бюллетеней, её же забрали следователи и после уже два дня как с девушкой нет связи, никто из её родственников и знакомых не знает, где она. Об этом сообщил "Кавказский узел".
Сегодня утром было разогнано собрание жителей Бурятии перед зданием регионального правительства в Улан-Удэ
11 человек задержаны, трое из них побиты. Одна из участниц собрания госпитализирована. Судьба остальных на данный момент неизвестна, попытки дозвониться до местного ОВД результатов не дают.
В Волоколамске обстреляли водителя мусоровоза, сообщают очевидцы
Водитель мусоровоза, перевозившего ТБО на полигон «Ядрово», получил ранения в ходе обстрела фуры. Об этом сообщают участники паблика «Ядрово. Задыхаемся» со ссылкой на полицию.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.