Подписаться на обновления
13 ноябряСреда

usd цб 63.8530

eur цб 70.4235

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Анастасия Алексеева   суббота, 24 октября 2009 года, 13:50

Даёшь 25%!
Интернет-реклама показала самые стабильные результаты в кризис


// Олег Харсеев, Коммерсантъ
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Единственный растущий рекламный рынок в России ― в Сети. Представители традиционных СМИ активизировались в интернет-пространстве. Профессиональные команды журналистов всё чаще переходили в Сеть, а телеканалы начали распространять контент онлайн — таковы итоги первого кризисного года, которые подвели на RIW-09.

Интернет утёр всем нос

Измерения отечественного рекламного рынка за первые восемь месяцев 2009 года показали: реклама в интернете продолжает расти, хотя и не так быстро, как в предыдущие годы. По данным АКАР и «Видео Интернешнл», рост онлайн-рекламы составил 6%, а по данным, которые привёл в своём докладе на Russian Internet Week — 2009 CEO агентства AdWatch Андрей Чернышов, — 10%. Снижение скорости по сравнению с предыдущими годами весьма существенное: с 1999 года рынок рос более чем на 50% в год, а в прошлом году — на 35%.

Однако если сравнить интернет и другие медиа, становится совершенно очевидно, что сетевой рекламе повезло больше других, и в этом сходятся все эксперты, выступавшие на RIW-09.

Директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл» Сергей Веселов рассказал, что с января по август падение рекламного рынка составило в рублях около 30% (в долларах ситуация выглядит ещё печальнее). Реклама вообще стала одним из самых резко упавших рынков — это расплата за динамику роста последних восьми лет. ТВ, радио и пресса пострадали больше всего: телевидение потеряло 22%, радио 35%, а пресса и вовсе 44%. Досталось и наружной рекламе: она «срезалась» на 40%.

За последний год доля блогов и социальных сетей от общего времени, которое американские пользователи проводят в Сети, выросла до 17%: это почти втрое больше, чем год назад. Исследование компании Nielsen показало, что 18% пользователей начинают поиск в Сети именно с социальных ресурсов и лишь чуть более трети предпочитают надёжные и проверенные поисковики и порталы.
Расходы на рекламу в социальных сетях и блогах в США за последний год выросли на 119% и составили в августе 2009 года примерно 108 млн долларов. Если год назад на подобную рекламу тратилось лишь около 7% всех онлайновых бюджетов компаний, то в августе 2009 года эта доля выросла до 15%. Американская индустрия развлечений стала лидером по росту рекламных бюджетов на социальные сети: за год они выросли более чем в 8 раз. Главной рекламной площадкой стал Facebook: 10 из 13 основных рекламных индустрий размещали рекламу в его профилях и сообществах

В целом рекламный бюджет отечественного ТВ на сегодня достиг 64 млрд рублей, прессы — 20 млрд, а наружной рекламы — 16 млрд. Бюджет интернет-рекламы за восемь месяцев этого года составил 9―10 млрд рублей.

Благодаря кризису произошло перераспределение рекламных бюджетов между медиасегментами и доля интернета выросла до 9%. По версии клиентов агентства Aegis Media, которую Андрей Чернышов привёл в своём докладе, интернет стал вторым по значимости медиа. Отчасти потому, что на интернет потребители тратят всё больше времени, и в ряде стран даже больше, чем на ТВ. И это влияет на выбор интернета в качестве рекламного носителя.

Для сравнения: в Германии доля интернета в общем рекламном пироге составляет около 12%, в Великобритании — 26%, в Швеции — 25%, а в США около 14%. «В 2010—2011 годах мы выйдем на мировой уровень 2008 года», — комментирует Сергей Веселов.

«Я думаю, нам нужно стремиться к 25%, — уточняет «Часкору» председатель правления IMHO VI Арсен Ревазов. — В следующем году контекстная реклама подрастёт процентов на 10—15 минимум, а может, и на 20%. Медийная реклама — на 0—5%. Контекст всегда рос быстрее медийки, это имманентное свойство контекста, потому что он более эффективен для мелкого и среднего бизнеса. Имиджевый эффект, свойственный медийной рекламе, такому бизнесу совсем не нужен, а переход с баннера стоит дороже, чем переход с «контекста».

В новом формате

Формат баннеров за год кризиса тоже изменился: «Баннеры и видеореклама стали больше, чтобы эффективнее привлечь внимание клиента. Объявления контекстной рекламы теперь нужно писать грамотнее. От качества текста зависит его CTR, а от CTR зависит его цена. Но это тема для отдельной лекции», — добавляет г-н Ревазов.

NYT терпит бедствие с самого начала кризиса. Напомним, ещё в конце 2008 года компания точно таким же образом избавилась от 80 человек, сократив тем самым штат только новостной редакции с 1330 до 1250 человек. Начало года ознаменовалось для сотрудников сокращением зарплат на 5%. Для медиакомпании Times Co настали действительно сложные времена. В частности, компания планировала продать ещё одно своё влиятельное издание — The Boston Globe, однако позже было объявлено, что достойную цену за него так никто и не предложил.

Глава рекламного агентства «Медиа Селлинг» Лев Глейзер, выступая на RIW-09, подчеркнул, что интернет развивается параллельно тому, что происходит на рекламном рынке в целом, поскольку состоит не из тех игроков, о которых мы привыкли говорить. Рекламодатели, которые размещаются в интернете, обычно занимаются только интернетом. Тех, кто хочет быть представленным на всех медианосителях, мало. «Об интернете думают как о совсем другом типе коммуникации», — считает г-н Глейзер.

Не менее резким было заявление главы «Медиа Селлинга» и по поводу видеорекламы, которая набирает обороты и которую также обсуждали эксперты на конференции.

«Видеореклама в интернете — это некий миф. Говорить об охвате аудитории не приходится: мы просто заставляем пользователей что-то делать. Если разместить видео на весь экран — CTR будет 100%. Но это не имеет отношения к маркетинговой коммуникации».

Баннеры — это самый плохой и неинформативный рекламный формат. Если на него кликает 0,5% пользователей — это уже очень хорошо. Когда любое медиа только развивается, CTR бывает более высоким, поэтому не нужно думать, что этот показатель в интернете будет расти и достигнет принципиально иных величин. CTR умрёт в качестве основного измерителя, на смену ему придёт interaction rate — время, в течение которого пользователь «играет» с креативом. Именно поэтому мы предлагаем нашим клиентам интерактивные баннеры», — рассказал участникам конференции Александр Кубанеишвили из Microsoft Advertising.

ТВ и печать

Несмотря на существенное падение, за первый кризисный год усилило свои позиции и ТВ. Сергей Веселов объясняет это тем, что на ТВ отлаженный механизм размещения рекламы, прозрачная система ценообразования, широкий охват, прозрачная отчётность и оптимальное соотношение цена/качество контакта с аудиторией. И когда рекламодателю приходится выбирать между разными медиа, а на дворе кризис и бюджет ограничен, он отдаёт предпочтение тому, что понятнее и проще просчитать. Поэтому телевидение пока остаётся самым мощным рекламным каналом и, хотя кто-то из рекламодателей с началом кризиса с ТВ ушёл (автомобилей стало на 43% меньше, а производителей видеоаппаратуры — на 47%), рекламная активность топ-10 рекламодателей растёт и на них уже приходится 35% всей ТВ-рекламы.

Прирост аудитории на авторесурсах происходил в основном за счёт обеспеченных мужчин 25—35 лет, от которых в большой степени и зависит спрос на автомобили. На доли процента отстаёт спрос среди более молодой группы пользователей-мужчин. Как нетрудно предположить, среди завсегдатаев автомобильных сайтов больше, чем в среднем по Рунету, руководителей, специалистов и служащих и меньше — домохозяек и безработных.

А вот бумажные СМИ вряд ли быстро оклемаются после рекордного падения: «После кризиса реклама в бумажной прессе снова начнёт расти, но темпы её роста будут ниже темпов роста рекламы в интернете. То же самое на радио. Про ТВ вопрос более сложный, он связан с количеством кабельных каналов. Пока федеральные каналы полностью над ними доминируют, в том числе и по качеству контента», — поясняет Арсен Ревазов.

Рост есть — охват недостаточный

Росту привлекательности интернета для рекламодателей способствует и рост аудитории интернета, хотя здесь не всё так однозначно. По информации, которую представил Руслан Тагиев из TNS Gallup, аудитория Рунета сегодня составляет порядка 29 млн человек в месяц. В Москве Сетью охвачен 61% населения, а в Санкт-Петербурге — 56%, при этом в обоих городах число интернет-пользователей не растёт уже на протяжении года. Это значит, что потенциал роста интернета лежит в городах численностью 100—900 тыс. человек.

Пользователи Twitter в два раза более восприимчивы к рекламе, чем пользователи других социальных ресурсов. Такие данные приводит в исследовании компания Interpret на основании опроса пользователей Сети. 24% пользователей Twitter оценивали в Сети товары или писали потребительские обзоры. Среди людей, которые использовали любые другие социальные ресурсы, это делали лишь 12%. Более того, «твиттеряне» более чем вдвое чаще кликали по баннерам, которые им встречались в Сети, и переходили по ссылкам: 20% «твиттерян» против 9% пользователей остальных социальных ресурсов.
В отличие от Twitter, реклама на Facebook, MySpace показывает меньший CTR именно потому, что пользователи не хотят, чтобы их общение в рамках социальной сети было «разбавлено» чем-то другим. Twitter построен как «информационный поток», а не «конечный ресурс». Неудивительно, что те, кто создаёт этот поток, чаще склонны употреблять ссылки в своих постах в Twitter и стимулировать дальнейшие переходы

Если сравнить интернет с другими медиа, получится, что он охватывает 35% населения страны, ТВ — 71%, а радио — 63%. При этом те, у кого выход в Сеть есть дома, смотрят ТВ меньше тех, у кого нет. Абсолютный лидер по стране — Первый канал: его смотрят 19 млн человек, аудитория «Яндекса» и Mail.Ru — около 10 млн у каждого.

Зачастую размещаться в Сети рекламодателям мешает именно то, что интернетом пока охвачены не все слои российского населения. Представитель General Motors в России Анна Белова говорит, что с удовольствием размещала бы рекламу Chevrolet только онлайн, но в регионах, где продаётся 70% её автомобилей, интернет есть только у 20—30% граждан.

По данным Дмитрия Ашманова из Mindshare Interaction, чаще всего в Сети рекламируются как раз автопроизводители — их 30% (в 2008 году было 24%: в этом году нужно было распродать машины, оставшиеся с момента продаж в кризис). Присутствие телекоммуникационных компаний выросло на 19%, производителей товаров широкого потребления — на 18% (лидеры — Unilever и P&G). При этом самой рекламируемой компанией стал оператор сотовой связи «МТС».




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:




Микроконтент: улучшаем вовлечённость аудитории блога

Почему микроконтент так хорош

В последние годы наблюдается тенденция создания статей с большими объёмами. О необходимости увеличения объёмов говорят и частные специалисты (например, Брайан Дин, который в результате исследований определил оптимальный объём текстов в 1920 слов), и крупные новостные издания. Но насколько такие утверждения соответствуют действительности? Так ли необходимо создавать исключительно лонгриды на 10-15 тысяч знаков?

17.03.2019 13:00, vc.ru


Российские издатели в 2017 году

Рост и оптимизм

В очередном выпуске рубрики «Книги, деньги, восемь битов» Владимир Харитонов анализирует итоги 2017 года по версии «Книжной палаты» и версии холдинга «ЭКСМО-АСТ». Он объясняет, почему не стоит радоваться оптимистичным выводам и что на самом деле должно внушать оптимизм.

27.02.2018 19:00, Владимир Харитонов для gorky.media


Много денег Цукерберга, второй пузырь и слежка спецслужб

Интервью с сооснователем Viber

Viber все чаще называют звездой белорусского IT. О том, как белорусско-израильский мессенджер набрал 370 млн пользователей без единого маркетолога, рассказал сооснователь Viber Игорь Магазиник.

01.08.2014 11:00, Александр Арсёнов


После «Дождя». От продажи контента к сбору контрибуции

СМИ с «идеей» должны продавать читателю не контент - он уже ничего не стоит, - а картину мира, причастность к ее формированию

Отношения медиа с публикой уже меняются в редакционной части – в части производства контента. Общий вектор – от потребления к участию, контрибуции. Авторствующая публика может участвовать сама, и СМИ только выигрывает, если ему удается привлечь публику к участию. Похожая трансформация, видимо, должна произойти в бизнесе. Для СМИ это означает переход к модели социального предпринимательства. Надо продавать потребителю не контент, а возможность участвовать в формировании и распространении повестки дня. Вот что может заменить для будущих СМИ (некоторых из них) очевидно вымирающую подписную модель.

23.10.2013 14:34, Андрей Мирошниченко


Жертвы информационной войны?

Открытое письмо сотрудников арабской редакции «RT» президенту В.В. Путину и ответ главного редактора телеканала

За 8 последних месяцев с телеканала «Русия аль-Яум» («Россия сегодня») была уволена значительная часть редакции. Обеспокоенные сотрудники, уверенные, что это целенаправленное разрушение телеканала, написали открытое письмо президенту. В тот же день в своём ЖЖ главный редактор «RT» Маргарита Симонян опубликовала ответ, в котором обозначила свою позицию по этому вопросу. Она утверждает, что кадровые перестановки не столь масштабны, как описано в обращении, и направлены исключительно на повышение конкурентоспособности канала и увеличение аудитории.

18.10.2013 14:00


«Коммерсант»: кажется, что-то пошло не так

Джинна выпустили из бутылки

Академия журналистики «Коммерсанта» приглашает к слушателям пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова и учит начинающих журналистов работать в стандарте off the record. Пусть сразу привыкают к правильному общению с vip. «...Чтобы журналисты не писали ахинею про них», - говорит бронзовеющий зубр российской журналистики Андрей Колесников. Но самое ужасное, что две журналистки «Коммерсанта», присутствовавшие в академии «Коммерсанта» на закрытой встрече с пресс-секретарем президента, все-таки вынесли на сайт три новости.

01.10.2013 17:30, Андрей Мирошниченко


Как заставить прессу написать о вашей компании?

Семь советов специалиста

Вы стараетесь рассказать рынку о своей компании, но все напрасно: газеты и журналы игнорируют ваши усилия. В чем причина? Как заставить редакции обратить на вас внимание? Узнайте из публикации выпускающего редактора отдела спецпроектов ИД «Коммерсантъ» Ольги Соломатиной.

18.09.2013 13:00, Ольга Соломатина


Визуальное будущее журналистики

«Все эти рассуждения о том, что в интернете никто не читает длинных текстов, в корне ошибочны»

Как СМИ развиваться дальше, какие визуальные истории имеет смысл показывать и что делать с контентом на планшетах и смартфонах? Об этом и многом другом рассказал в интервью Дэвид Кэмпбэл, специалист по визуальной журналистике и автор исследования о будущем журналистики.

16.09.2013 13:37


Как Тед Тёрнер CNN создавал

По общепринятому мнению, Тернер никогда не вмешивался в то, каким образом CNN доносила новости до общественности

В 1991 году американский предприниматель Тед Тернер появился на обложке журнала Time. Он был назван человеком года. Во многом благодаря своей неординарной идее проведения спортивного состязания «Игры доброй воли» между СССР и США. За свою жизнь Тед Тернер сделал многое. Но самым известным его детищем является компания CNN - самая известная новостная компания в мире.

12.07.2013 13:00, Anton Gladchenko


АИИ призвала Президента наложить вето на пиратский закон

Заявление Ассоциации интернет-издателей по поводу принятия закона по борьбе с пиратством

Борьба с пиратством становится реальной отчётностью для отечественного кинобизнеса, позволяя при этом увеличить поток отчислений за кинофильмы иностранного производства, пользующиеся спросом, и «монетизировать» коллекции советской киноклассики, имеющий непреходящую ценность в мире. При этом многие ленты, снятые при господдержке, в условиях жёсткого регулирования в принципе теряют шансы быть увиденными зрителями в небольших городах и на селе, что во многом лишает смысла и сами государственные инвестиции.

28.06.2013 10:45






 

Новости

«Архив интернета» расширил возможности Википедии
Internet Archive преобразовал 130 000 отсылок на книги в Википедии в прямые ссылки на 50 000 оцифрованных книг в своём репозитории, доступных на нескольких языках, включая английский, греческий и арабский.
Президенту факультета журналистики МГУ Ясену Николаевичу Засурскому исполнилось 90 лет
Ясен Николаевич стал деканом в 1965 году, и с тех пор руководит факультетом, последние 12 лет — в должности президента. За 54 года его руководства факультет журналистики выпустил около 30 тысяч студентов, многие из которых стали известными журналистами
BBC News запустит зеркало для дарквеба
Корпорация «Би-би-си» создаст версии своих сайтов для дарквеба, чтобы обойти цензуру в странах, где власти ограничивают доступ пользователей к информации. В частности, это Китай, Иран и Вьетнам.
Фейковые новости порождают у людей ложные воспоминания
Ученые из Калифорнийского университета нашли еще одну опасность, связанную с фейковыми новостями. Результаты исследования публикует Association for Psychological Science.
В Москве завершился хакатон HACKNOWLEGE II
30 июня Ассоциация интернет-издателей провела хакатон HACKNOWLEGE II, нацеленный на создание проектов на основе открытых данных и свободного контента. По итогам хакатона экспертным жюри было присуждено 5 призовых мест за наиболее интересные проекты.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.