Подписаться на обновления
20 октябряПятница

usd цб 57.5706

eur цб 67.9333

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Энергетика и экология  Компьютеры  Сеть  Мобильные технологии  Наука  Космонавтика  Военные технологии  Биотехнологии  Ноосфера  Транспорт  Краудфандинг  Эко-программа утилизации  Электронная
наука
 
Человеческий капитал 
Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"   суббота, 8 февраля 2014 года, 16:51

Copy-Paste
Почему плагиат можно и нужно побеждать


Фото: superk8nyc/ Flickr.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Хочется отметить, что, во-первых, панацея еще не придумана нигде в мире. Во-вторых, борьба с плагиатом - это процесс длительный, поступательный и системный, и решить его наскоком не получится. В-третьих, наконец, возможно для кого-то это станет откровением, но в России такая борьба уже ведется, причем еще с 2005 года – начатая небольшой группой энтузиастов, а сегодня вовлекшая уже более 100 вузов, а на каких-то этапах и Минобрнауки России.

Таким образом, представляется полезным, прежде всего, четко определиться с предметной областью и разобраться с реальным положением дел.

Плагиат, как явление, известен со времен начала человеческого творчества. В образовательной сфере, как и в научной он также появился не вчера. Другое дело, что в отсутствие компьютеров и интернета и при значительно меньшем информационном потоке, преподавателям и исследователям значительно легче было выявить его, по сути, имея всю необходимую информационную базу в голове.

Серьезные проблемы начинались с распространением интернета. Сначала, естественно, за рубежом – особенно в Америке и Великобритании, а скоро и в России.

Те же технологии, которые позволяют студентам мухлевать с отчётностью не хуже чиновников, могут поднять образование на новый уровень. Группа исследователей кафедр новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова разработала предложения по альтернативной стратегии реформы систем ВУЗов, в основе которой заложен инновационный механизм регулирования прав интеллектуальной собственности на учебные и квалификационные работы с помощью механизма свободных лицензий, новые требования к ВУЗам с государственной аккредитацией и публикация учебных работ в сети. По мнению экспертов, работы с этими инструментами достаточно для того, чтобы не только создать условия для коррекции стратегии реформ минобрнауки, но и совершить прорыв в сфере науки и образования, близкий по масштабу к «научной революции» в СССР в семидесятые годы, но с куда более стабильными результатами, дающими надежду на изменение ситуации в науке и её интеграцию в реальную экономику.

Причем особую опасность новому явлению придала возможность стать плагиатором, не приложив даже усилий по собственноручному переписыванию текста - благодаря функциям copy-paste. Очень быстро появились он-лайн сервисы и хранилища студенческих работ на любые темы, а также сервисы написания работ под заказ.

Борьба с этим явлением естественно сначала приняла технологический характер - появились он-лайн сервисы по борьбе с плагиатом. В конце 90-х годов, опять же, за рубежом, а с 2005 года появился и отечественный сервис antiplagiat.ru.

Однако системная борьба с плагиатом – это вопрос далеко не только технологический. Безусловно, в современных реалиях техническое решение необходимо. Задача технологий и подобных Антиплагиату сервисов - исключить самый первый уровень, он же самый массовый – грубого и банального копи-пейста. Этот фильтр можно и нужно настраивать и отлаживать, но он по своей сути все равно является фильтром грубой очистки.

Применение подобных систем, безусловно, позволяет экономить массу времени, даже при легитимности заимствований, позволяя сразу сконцентрироваться на авторских мыслях и идеях, используя выделенные в отчете заимствования, как реферативный материал. При этом подавляющее же большинство работ, которые через этот фильтр успешно прошли, уже, как правило, представляют собой результат хоть какой-то мыслительной деятельности автора.

А дальше необходимо включаться в работу преподавателю или научному руководителю, проверять легитимность заимствований, а главное – определить ценность работы, ставить ей оценку. В том числе и анализируя ее на плагиат уже содержательно, в первоначальном понимании этого термина.

К сожалению, сегодня происходит некоторая подмена понятий. Система Антиплагиат дала справку - значит, якобы все в порядке. Не редкой стала и обратная ситуация. Опубликуем в сети все дипломы и диссертации с курсовыми работами и тоже, якобы, все сразу наладится. Ни в коем случае не отрицая необходимости этих действий, хочу все же предостеречь от излишних увлечений технологиями. Дело в том, что любая студенческая работа является заимствованием и компиляцией по определению - это исследование чужих мыслей и выстраивание их в логику в соответствии с учебным заданием. Да, и кандидатские диссертации во многом базируются на чужих материалах. И определение степени легитимности заимствований - задача тонкая и неразрывно связанная с сутью учебного и научного процесса и поставленной перед обучающимся конкретной задачей.

В этом ракурсе борьба с плагиатом неразрывно связана с методической начинкой учебного процесса. Казалось бы – много уже сказано о переходе на балльно-рейтинговую оценку работы студентов, об усилении роли самостоятельной работы и ее привязке к реальным задачам экономики, общества и государства. А реально работающих примеров, на самом деле, не очень много. Так увеличивая количество самостоятельных работ, выполняемых студентом (курсовых), нужно радикально сокращать их объем. Это также верно для дипломов и диссертаций. Одно лишь сокращение размеров курсовой до 2 тыс. знаков, а диплома и диссертации до 10 тыс. знаков в деле борьбы с плагиатом принесет больше пользы, чем многие технические решения, не говоря уже о пользе такого подхода для качества самой самостоятельной работы студентов. И тогда можно спокойно, без увеличения издержек, перераспределить рабочую нагрузку преподавателей от аудиторной в сторону консультативной.

Диссертационные материалы (монография, автореферат, статьи, сама диссертация) – это далеко не банальный плагиат, хотя и совершенный в особо крупных размерах. То, что монография г-жи Артамоновой, на первый взгляд, – это всего лишь на скорую руку скомпонованные в нужной последовательности части более-менее подходящих по теме российских кандидатских и докторских диссертаций, учебных пособий, монографий, статей, уже никого не удивляет. Особенно в эпоху, когда, по мнению большинства, плагиат стал привычным явлением. Но те факты, которые были выявлены недавно, свидетельствуют уже не об ординаром присвоении чужой интеллектуальной собственности, и не о тривиальном желании получить все те социальные блага, которые, как бы априори, предусматривает высшая научная степень доктора наук, а об ином: О развитии банального сюжета о плагиате только в духе скверного, явно абсурдистского анекдота начала XXI ст.

Возвращаясь к вопросу плагиата, важно констатировать, что борьба с ним должна вестись на всех уровнях учебного и научного процесса. Для этого абсолютно необходима нормативная база. Необходимо определить что такое плагиат, обязать вузы включить в свою нормативную базу положения и принципы борьбы с ним. Причем способы у государства сегодня задать эти показатели и проверить реальную эффективность их исполнения есть.

Кстати сказать, одновременно с вузом, которым я руководил в 2005 г. и который одним из первых подключился к системе antiplagiat.ru, наиболее активным пользователем системы стал и один из ведущих российских государственных вузов – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), а по уровню проработки локальной нормативной базы по борьбе с плагиатом, насколько мне известно, у них до сих пор нет конкурентов. Пример негосударственного МИЭМП и государственного ГУ-ВШЭ показывает, что последовательная и целенаправленная борьба с плагиатом дает радикальное улучшение качества самостоятельных работ студентов и, соответственно, качества подготовки в вузе. Причем, как уже говорилось ранее, на этой базе далее можно выстраивать качественный методический процесс вуза – начиная от учебного плана и заканчивая полноценной балльно-рейтинговой системой. В качестве примера, могу сказать, что явление плагиата в МИЭМП, по итогам первых двух лет применения системы, практически удалось искоренить.

Есть у проблемы плагиата и другие грани, помимо самостоятельных работ студентов. Не менее остро сегодня стоит вопрос самостоятельных работ преподавателей. Ведь каждый преподаватель сегодня практически обязан по сложившейся системе (нормативные требования, система оплаты труда и т.п.) подготовить учебно-методический комплекс по своей дисциплине. Представьте себе, сколько их, например, в России по экономической теории или теории права? А какой процент среди них оригинальных? А какой процент правильно оформленных? Никто не отменял ценности и полезности хрестоматий, но многие материалы написаны (скопированы) и выданы за свои?!

Не буду сейчас отдельно останавливаться на вопросе плагиата в научных диссертациях. Отмечу лишь, что во многом благодаря нормативному регулированию со стороны Минобрнауки России деятельности диссертационных советов и вниманию к вопросу борьбы с плагиатом, реальное положение дел в этой сфере улучшается – выявляются заимствования, вводятся санкции в отношении научных руководителей и диссертационных советов. Возможно, нужно рекомендовать Минобрнауки России активнее информировать общество о достигнутых результатах?

Эффективной борьбе с плагиатом, безусловно, способствует открытость. Необходимо публиковать УМК дисциплин на сайтах вузов, там же публиковать дипломные работы студентов, а диссертации публиковать на сайтах диссертационных советов. В конце - концов, ведь в бумажном виде все эти процедуры осуществляются. И если уж MIT(Massachusetts Institute of Technology) опубликовал в открытом доступе всю свою методическую базу, то, значит, мы можем придумать, как это сделать и в российских вузах.

Как уже упоминалось, ключевой вопрос сегодня - в четкой нормативной базе и контроле ее исполнения. Вузы могут в договорах с преподавателями и студентами оговорить вопросы авторского и имущественного права на произведения и открытую их публикацию в интернете. Вузы и диссертационные советы могут информировать на своем сайте о наличии в вузе системы по борьбе с плагиатом (как элементе системы качества), в вузе может быть принято Положение о борьбе с плагиатом, в связке с Положением о курсовых и выпускных квалификационных работах. Наконец, в регулярной ежегодной отчетности вузов может также отражаться информация по данному направлению работы.

В завершении хочется еще раз отметить, что только системная борьба с явлением плагиата, весомость и неотвратимость наказания и увязка данного процесса со всей логикой методического обеспечения учебного процесса позволит добиться необходимого результата.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Сохранить идентичность

Могут ли библиотеки раствориться в Интернете

Директор Государственной публичной исторической библиотеки России Михаил Афанасьев о преимуществах, опасностях и перспективах создания Национальной электронной библиотеки (НЭБ).

23.06.2015 18:00


С другой стороны

Это интервью не требует ввода, потому что предмет его ясен с первых вопросов, а про собеседника мы обещали ничего не сообщать

Работодатель — банки, инвесткомпании, и особенно государство, начали осложнять мою жизнь гораздо раньше, чем я — его. Ну и если студент нашел и выбрал меня, и умудрился заработать деньги, чтобы оплатить мои самые дорогие тексты, значит он, вероятнее всего, чего-то стоит, а я просто помогаю вывести в верхний сектор рынка труда самый качественный продукт — человека, который может.

12.03.2014 11:00, Михаил Гельфанд


Невидимый научный фронт

Кто, как и за кого пишет дипломы и диссертации

«У чиновников есть проблема не плагиата, а авторства, когда они не сами пишут диссертации», – обмолвился в одном из интервью проректор РЭУ им. Плеханова Сергей Марков. Тем самым намекнул: борьба с фальшивыми кандидатами и докторами с самого начала пошла по ложному пути. На простой вопрос «Кто автор вашей работы?» не смогут ответить не только многие «остепененные» чиновники, но и тысячи выпускников вузов и школ. Масштабы проблемы - в расследовании корреспондента «Русского Репортера» из Твери.

17.02.2014 09:00, Юлия Овсянникова


Диссертации опубликуют до защиты

Правительство подготовило новое положение о ВАК

Правительство опубликовало новое положение о ВАК, согласно которому радикально изменились правила защиты диссертаций в России: работы опубликуют до защиты, срок давности по "проблемным" работам увеличился с 3 до 10 лет, можно будет защищать научную работу, написанную на иностранном языке.  Пока на правительственном сайте идёт обсуждение нового положения, мы решили опубликовать его текст целиком, вместе с пояснительной запиской.

15.12.2013 08:00, Директор Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников, И.А. Шишканова


Копия жизни

Борьба за качественное образование и науку превратилась в политические манипуляции и информационную войну

История про борьбу с плагиатом в России должна со временем стать притчей во языцех и обрасти большим количеством анекдотов. Иначе оправдать происходящее в глазах будущих поколений будет довольно сложно.

12.12.2013 10:24, Юлия Эйдель


Поступок Комиссарова

«Передал заявление в ВАК»: признание ошибки стало триумфом

Глава Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Алексей Комиссаров отказался от степени кандидата наук после того, как в его диссертации были обнаружены неправомерные заимствования. Впервые за историю публичных проверок научных работ автор не стал оспаривать результаты, ругаться в прессе и угрожать судом, а самостоятельно подал заявление в Высшую аттестационную комиссию с просьбой аннулировать присвоенную ему научную степень и разрешить второй раз написать кандидатскую диссертацию и публично ее защитить.

03.12.2013 17:21, Юлия Эйдель, Иван Засурский


Русский Альберт Гор

"Большое правительство" и информационная революция

На состоявшейся в Digital October встрече Дмитрия Медведева с общественностью, он сказал, что в правительстве будут совершенно новые люди и анонсировал идею «большого правительства» и необходимость использовать социальные сети как механизм обратной связи. Встреча транслировалась на «Вести24».

30.11.2013 19:50, Иван Засурский


КиберБиблиотека

Открытая наука, немного коммунизма и борьба с плагиатом

Неоднократные заявления Д.А. Медведева о необходимости ускорения процесса внедрения в России технологий борьбы с плагиатом в научной и образовательной сфере и создания общедоступного банка знаний с инструментами публичного экспертного обсуждения научных работ (научных статей, дипломов, диссертаций и т.п.) находят конкретное воплощение. В Сети набирает обороты бесплатная научная электронная библиотека «КиберЛенинка».

19.11.2013 15:09


Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации

Присвоение ученых званий доцента и профессора и утверждение форм документов, представляемых для рассмотрения вопроса о присвоении ученых званий, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.

18.07.2013 18:00






 
Электронная наука

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.