Подписаться на обновления
21 ноябряВторник

usd цб 59.2746

eur цб 69.6654

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера. Запуск 
Илья Стечкин, к.ф.н., победитель конкурса «Молодой преподаватель МГУ - 2012»   среда, 30 января 2013 года, 10:30

Чужие свои мысли
Над тезисами выступления профессора Юрия Громыко на брифинге 21 января 2013 года


Фото: flickr.com/lowercolumbiacollege
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Не успел еще закончиться скандал, связанный с оценкой эффективности вузов, как минобр готовит очередной сюрприз. На сей раз — для всей системы образования в целом, не только для высшей школы. На днях услышал по радио о планах сокращения количества учителей в школах и преподавателей в вузах.

Еще неделю назад, 21 января, в Президент-отеле состоялся брифинг директора НИИ инновационных стратегий развития общего образования доктора психологических наук, профессора, лауреата премии Правительства РФ в области образования Юрия Вячеславовича Громыко. Тема, заявленная в пресс-релизе, звучала вполне однозначно и декларативно, а не дискуссионно: «Развал инновационного образования в Москве — образовательный дефолт в России». Автор доклада утверждает, что «уволить лишних и поделить их зарплату — это соблазн, который дает лишь краткосрочную сомнительную выгоду». Впрочем, вопросами финансовыми содержание доклада не ограничивалось.

Я пошел на брифинг главным образом потому, что неловко было отказать коллеге, с которой вместе участвовал — пусть и символически — в работе экспериментальной школьной площадки «Детское мировоззренческое кино». Сильная площадка. Со своим кинофестивалем.

С другой стороны, меня, как работника сферы образования, не может удовлетворять знание исключительно официальной позиции профильного министерства — «второе мнение», внешняя экспертиза, может, как говорят врачи, спасти жизнь. Желание получить это самое «второе мнение» — а анонс мероприятия не оставлял сомнений в том, что Ю.В. Громыко находится в оппозиции министерству образования и науки — было не менее важной причиной посещения названного мероприятия. Добавлю: своевременно полученная людьми, ответственными за принятие решений, альтернативная точка зрения может спасти не только жизнь человека, но и решить судьбу отрасли.

А то, что отечественное образование тяжело болеет уже вполне очевидно: и по уровню абитуриентов, которые приходят на подготовительные курсы, и по все усиливающимся протестам профессуры — начиная от проекта «ЕГЭ. Белая книга» (2010 г.), продолжая открытым письмом ученого совета филологического факультета МГУ (2012 г.) и не заканчивая, уверен, а все еще продолжая заявлением Ю.В. Громыко (2013 г.).

* * *

Настораживает вот что: среди авторов «Белой книги» не слишком много молодых преподавателей. Равно как в ученом совете филологического факультета. И на брифинге молодых людей было мало, а те, кто был — откровенно скучали, несмотря на животрепещущую, очевидно, тему.

То, что высшее образование в России страдает геронтофилией — ни для кого не секрет. Только у нас молодым считается доктор наук, защитившийся в пятьдесят лет. Складывается впечатление, что нынешний конфликт минобразования с академическим сообществом — суть еще одна форма конфликта поколений. Но ведь я своими глазами видел абитуриентов, которые не знакомы с произведениями Оруэлла, Бредбери, Замятина, Стругацких, Шварца... Абитуриентов, которые пытаются угадать, что хочет услышать преподаватель, вместо того, чтобы формулировать свое отношение к действительности. Абитуриентов, владеющих отличными гаджетами, и не имеющими представления о львиной доле возможностей своих устройств. При этом поступать они собираются на журфак.

Иными словами, проблемы не выдуманы уважаемыми патриархами образования, как, возможно, хочется думать министерским чиновникам, но существуют на самом деле. Даже в такой сомнительной (с научной точки зрения) специализации, как журналистика.

* * *

Самая существенная, пожалуй, проблема средней школы — технический детерминизм. Он проявляется не только в технологизме пресловутого ЕГЭ, но вообще в «бухгалтерских характеристиках качества образовательного процесса» (здесь и далее цитируются фрагменты выступления Ю.В. Громыко 21 января 2013 года). С одной стороны усиления технологической составляющей можно только приветствовать, ведь «общество, усложняясь, переходит к новому техно-промышленному и социокультурному укладу». Но это не означает, что основой образования должно быть элементарное удовлетворение сегодняшних потребностей рынка. Прежде всего потому, что сегодняшние ученики выйдут на рынок не сейчас, а в каком-то совсем другом «завтра». И потребности рынка могут измениться. Точнее — не могут не измениться. Так что снова трудно не согласиться с одним из центральных утверждений Ю.В. Громыко: «образование обязательно должно быть избыточным по отношению к существующим формам жизни, но при этом востребованным в долгосрочной перспективе». Например, знакомство с произведениями упомянутых выше авторов не только формирует способность к критическому мышлению (оное необходимо, в частности, для эффективной работы на руководящих должностях, так как способствует принятию самостоятельных решений), но и готовит учащихся к столкновению с принципиально новыми устройствами, выходящими за рамки современной технологической реальности.

В этом уверен декан Sammy Ofer School of Communications (Герцлия, Израиль) д-р Наума Лемелстрих Латар (Dr. Noam Lemelshtrich Latar). Поэтому, в частности, изучение научной фантастики включено в обязательную программу студентов этого учебного заведения — одного из самых дорогих в Израиле.

А высшей школе, напротив, часто не хватает технологичности. Парадокс: интерактивные доски стали обыденным явлением в школах, и не только в Москве. На прошлой неделе, например, я общался с завучем одной тульской школы. Небрежно озвученный в разговоре перечень закупаемого для образовательного процесса оборудования вызвал у меня — преподавателя МГУ — приступ жестокой профессиональной ревности.

Теперь признайтесь, коллеги, многие ли из вас имеют представление о возможностях интерактивной доски? Многие ли регулярно используют их в работе или испытывают в них осознанную потребность? Вообще часто ли вы видите в аудиториях интерактивные доски? Особенно в регионах? Я бываю во многих вузах за пределами МКАД: Краснодар и Челябинск, Тула и Казань, Самара и Уфа... Ни в одном я не видел в полной мере оборудованного аудиторного фонда.

Вероятно, это связано с отсутствием спроса на оборудование со стороны профессорско-преподавательского состава. А спрос, в свою очередь, связан с возрастными особенностями высшей школы: преподаватели (в массе) старше школьных учителей. А значит, менее восприимчивы к новым высокотехнологичным «игрушкам». Из личного опыта: попытку организовать занятия по программе «Новые технологии в работе преподавателя и исследователя» в одном из столичных вузов можно смело считать провалившейся: регулярно в аудитории появлялись четыре человека.

От того, что коллеги не имеют представления о возможностях актуальных ИКТ (про многие рука не поднимается писать «новые». Это как «молодой ученый» в сорок лет), иногда возникают проблемы. Впрочем, чрезвычайно низкий уровень цифровой грамотности характерен не только для высшей школы. Журналисты, например, не меньше страдают от отсутствия информации о высокотехнологичных инструментах коммуникации, планирования времени, организации документооборота. Правда это досадное обстоятельство привлекло к себе внимание специалистов, и недавно журнал «Журналист» ввел рубрику, посвященную новым технологиям, которую с некоторой натяжкой, но все-таки можно назвать «учебным пособием по цифровой грамотности для журналистов».

Я еще понимаю, что требовать от вузов наличия политики по борьбе с плагиатом, дееспособных этических кодексов, независимых контрольных органов, механизмов обратной связи со студентами и тому подобных атрибутов западных университетов было бы слишком жестоко: тогда в список эффективных вузов не попал бы почти никто. Но почему в списке критериев не оказалось хотя бы количество публикаций, ранжированных по самым щадящим критериям? Не потому ли, что вузы-представители почтенной Ассоциации (некоторые из коих, как утверждают злопыхатели, получили особый статус не самым честным и прозрачным путем) не считают этот показатель сильным местом своей работы? Далее, так ли уж безусловно влияют на качество даваемых в аттестуемом вузе знаний доля кандидатов и докторов наук (надо полагать, испеченных преимущественно в диссоветах того же самого вуза), количество иностранных студентов, прибыльность вуза (то есть последовательная политика неотчисления платников как бы они не учились) и даже средний балл ЕГЭ у поступивших студентов (что, на русской филологии качество образования по определению хуже, чем на юриспруденции?).

Для высшей школы незнание такого рода оборачивается прямыми убытками. Не секрет, что финансовые показатели выходят на первый план при оценке эффективности работы вузов. Также не секрет, что спрос на дистанционное образование растет пропорционально развитию каналов связи и расширению охвата Сети. Среди моих знакомых двое — инвалиды с сильно ограниченной подвижностью. Они смогли получить высшее образование только благодаря существованию на рынке образовательных услуг технологически актуальных дистанционных программ. Обращаю внимание читателей на то, что дистанционное образование в высшей школе законодательно приравнено к заочному.

* * *

Отсутствие знания о технологиях взаимодействия со студентами в режиме реального времени, например, оставляет дистанционное образование без «вирутально-аудиторной» составляющей, по сути — превращает в форму самообразования. Роль педагога сводится к отбору и публикации документов и регулярному контролю знаний через системы письменных заданий и/или с помощью набора тестов. В частности, эта проблема (отсутствие в учебных планах некоторых дистанционных курсов форм обучения, предполагающих взаимодействие с преподавателем в режиме реального времени) в очередной раз проявилась на круглом столе, посвященном преподаванию иностранных языков в рамках Третьей научно-практической конференции «Интерактивное образование» (ЦИОТ МГУ, декабря 2012 года). Огромный пласт методических наработок, сделанных последователями коммуникативного подхода к образованию, не используется в дистанционных курсах из-за недостатка технической грамотности у их разработчиков.

В этих условиях выигрывают частные учебные заведения, так как «начинают действовать денежные системы защиты качества образования». Например, образовательный проект УНИК предлагает большой ассортимент дистанционных образовательных программ с использованием «виртуальных классов». И учащиеся имеют возможность как прямой коммуникации с преподавателем в режиме реального времени, так и отложенного просмотра видеозаписи занятия. При этом можно, конечно, спорить о качестве программ, жаловаться на недостаток научной школы у молодых (и не очень) частных вузов. Но факт остается: раз есть спрос, и этот спрос не удовлетворяют классические вузы, значит, будет альтернативное предложение. В Москве можно однозначно говорить о «девальвации образовательных сертификатов».

Узнав про министерский мониторинг вузов на эффективность, ни секунды не сомневался, что эта история не затронет «альма матер», потому что ЧелГУ – сильный университет и выдержит любое испытание на прочность. Челябинск – город на подъеме, активно строится, растет, ему нужны университетские специалисты (пусть простят меня все «университеты» и «академии» Челябинска, но, с моей точки зрения, классический университет в городе всё-таки один – ЧелГУ, который возник в 1976 году именно как университет, в то время как все остальные нынешние «академии» и «университеты» были раньше просто политехническими, сельскохозяйственными и прочими институтами. Ни одного института в городе нынче не осталось – все сменили имена, но суть дела от этого не изменилась, что легко увидеть по спискам существующих специальностей.)

В регионах положение не столь однозначное. На Урале, в ЧелГУ, мне пришлось видеть отлично настроенную и эффективно используемую систему электронного управления образовательными проектами на базе Moodle, с интегрированными в нее возможностями платформы Adobe Connect. Там, правда, есть инфраструктурная проблема — каналы связи не во всех корпусах позволяют в полной мере использовать эти возможности. И, тем не менее, они есть.

* * *

Интересно, что многие утверждения Ю.В. Громыко, сказанные про московские средние школы, можно смело применить и к столичным вузам. Убедился в этом, пока писал статью. Следовательно, есть основания опасаться того, что образовательный дефолт в России, которым пугал журналистов и экспертов на брифинге директор НИИ инновационных стратегий развития общего образования, явление системное. Впрочем, как всегда в трудные времена, остается надежда на регионы. Все-таки Россия — это не Москва. И Москва — не совсем Россия. И я с нежностью вспоминаю Челябинск. И Казань. И Краснодар. И Самару... Но в первую очередь, все-таки, Челябинск. К счастью, некоторые административные инновации бегают медленнее, чем инновации технологические. А до Урала путь неблизкий. Вдруг и вообще заблудятся?




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Люди шоколадной лажи

Или Как превратить шоколад в говядину

Совершая все более и более глубокое погружение в океан вранья, лицемерия и наглого цинизма, - такое, каким обернулось для меня знакомство с индустрией фальшивых диссертаций и дутых ученых титулов, бурно расцветающей в сегодняшней России, - постепенно отучаешься удивляться. То есть - совсем отучаешься, вообще.

11.03.2013 09:11, Serguei Parkhomenko


Полицейский разворот

Отечественные законотворцы продемонстрировали способность вносить поправки к существующему законодательству, не задействуя экспертную оценку

Лихой каскадерский прием от голливудских копов, в мгновение ока разворачивающий автомобиль на скорости, знаком любителям фильмов категории B годов так с 70-х. Примерно такой же трюк пытаются проделать российские законодатели, развернув свою творческую мысль от «блицкрига» по принятию «черных списков» и законопроектной DDoS-атаки до всеобъемлющего «закона об Интернете». Формат новый, вектор – тот же.

21.02.2013 16:17, Ирина Левова, Глеб Шуклин, Кирилл Журавлев


Плагиат Лебедева

Блогеры продолжают доставать скелеты из ВАКа

Поисковая группа Диссерокопателей, в которую я тут с большим удовольствием влился, поинтересовалась докторской диссертацией Лебедева Игоря Владимировича. Помните, кто это такой? Это родной сын Владимира Вольфовича Жириновского и по совместительству – многолетний депутат Государственной Думы РФ.

18.02.2013 11:01, Сергей Пархоменко


Большая чистка в науке

Правительство делает ставку на открытые данные

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев встретился с экспертами открытого правительства и обсудил реализацию концепции открытых данных для оказания услуг в интересах гражданского общества и бизнеса, принципы раскрытия информации органами государственной власти. Открытые данные (Open data) — общедоступный вид данных, источником которых являются органы государственной власти и/или местного самоуправления РФ, представленные в машиночитаемой форме и раскрывающие деятельность органа власти в рамках исполнения им своих функций. Все данные, признаваемые открытыми, подлежат публикации в открытых источниках с целью обеспечения доступа к ним со стороны внешних технических средств.

06.02.2013 18:24


Фальшивые диссертации начали выявлять десятками

Решения и предложения комиссии Минобрнауки по экспертной оценке диссертаций

С 2007 по 2012 год в России ежегодно лишались степени не более одного-двух человек. На этом фоне впечатляюще выглядит первый этап работы комиссии Минобрнауки по экспертной оценке диссертаций в МПГУ. Среди 25 выявленных нарушителей — и директор СУНЦ МГУ Андрей Андриянов, чью диссертацию общественность разглядела буквально под микроскопом.

01.02.2013 09:39, Евгений Насыров


Социальные сети в России сегодня

Цифры, тренды, прогнозы

Социальные медиа в России отличаются от своих западных аналогов – аудитория, контент, основные площадки для дискуссий и многое другое у нас совершенно «своё». И западные тренды частенько не просто запаздывают, но и вовсе обходят рунет стороной. Мы решили поделиться с вами нашим видением отечественных социальных медиа и их трендов. При проведении исследования анализируются данные ВЦИОМ и ФОМ по количеству и процентному соотношению зарегистрированных в социальных сетях аккаунтов, а так же данные TNS Web Index и Brand Analytics по активности живых аккаунтов.

31.01.2013 16:45, Ай-Теко


Свободу знаниям и культурному наследию!

Предложения о реформе копирайта, представленные депутатом Европарламента Кристианом Энгстрёмом

Кристиан Энгстрём — шведский программист, активист и политический деятель. В апреле 2012 года вместе с Рикардом Фальквинге он представил Европарламенту книгу, в которой они рассматривают основные проблемы современного копирайта, вносят предложения по изменению текущего законодательства, и анализируют влияние, которое могут оказать эти изменения на культурный сектор.

28.01.2013 13:30, Кристиан Энгстрём


10 причин, по которым Вы бросите свою работу в 2013 году

Это перевод нашумевшей статьи с TechCrunch от Джеймса Альтушера — инвестора, программиста, автора статей и немного предпринимателя

Оставайтесь с боссом, который Вас ненавидит. С работой, которая держит Вас на цепи, соблазняя постоянными повышениями в зарплате и продвижениями по карьерной лестнице. Оставайтесь в культуре, которая тихо заменяет весь средний класс. Это не чья-то ошибка. Это тектонические плиты экономики, уничтожающие целую провинциальную культуру, которая продолжается почти 100 лет. Пока Вы не настроите себя на успех и на все, что этот выбор влечет за собой, Вы будете заперты в тюрьме.

28.01.2013 13:00, Джеймс Альтушер


Оправдались ли прогнозы?

«Часкор» публикует результаты исследования основных трендов, событий, форматов и нормативных актов образования будущего

С каждым годом «официальная» российская образовательная система ржавеет и становится всё бесполезнее и для обучаемых, и для нанимающих. Футурологи, педагоги, эксперты, ученые, технологи, студенты ежегодно собираются под крылом АСИ в рамках проектов форсайт и EduCamp и пытаются спрогнозировать и выстроить будущее. Один из первых опытов работы общества знания – итоги 2010 года.

24.01.2013 15:25


Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

24.01.2013 12:51, Илья Файбисович






 
Экономика знания

Новости

КФУ готовится опубликовать выпускные работы
14 ноября проект «Научный корреспондент» был представлен в Казанском (Приволжском) федеральном университете. Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский выступил с лекцией на тему научной коммуникации в открытом доступе перед студентами и преподавателями университета. Основная часть мероприятия была посвящена проблеме качества выпускных квалификационных работ студентов и открытой публикации ВКР как способу её решения. Участники мероприятия узнали также о возможностях участия в проекте «Научный корреспондент», открытых лицензиях и конкурсах учебных работ.
Северный (Арктический) федеральный университет опубликует ВКР в открытом доступе

АИИ подписала с университетом соглашение о сотрудничестве
10 ноября состоялась презентация проекта «Научный корреспондент» в САФУ имени М.В. Ломоносова, на котором президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта «Научный корреспондент» Наталия Трищенко рассказали студентам и преподавателям университета о научной коммуникации в открытом доступе, открытых лицензиях и возможностях по публикации выпускных квалификационных работ, а также участии в конкурсах, проводимых на платформе «Научкора».

«Просто наша единственная надежда – что студенты будут писать качественные работы, которые начнут публиковаться открыто и с каждым годом становиться всё лучше»
7 ноября в Санкт-Петербургском государственном университете имени Бонч-Бруевича состоялась лекция президента Ассоциации интернет-издателей Ивана Засуркого, рассказавшего студентам о новых тенденциях научной коммуникации, принципах использования открытых лицензий и возможностях по открытой публикации учебных и научных работ на платформе «Научный корреспондент».
От согласия к решимости
27 сентября на международной конференции НЭИКОН состоялось специальное мероприятие, посвященное вопросам открытого доступа в России.
Sci-Hub возобновил свою работу
Спустя 4 дня после прекращения работы на территории России сервис, предоставляющий бесплатный доступ к научным статьям, снова начал функционировать.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Денис Драгунский

Заметки по истории современности

О прогрессе и его цене

В детстве мы все читали научную фантастику. Нам очень нравилось. Но, повзрослев, мы заметили, что у научных фантастов случаются смешные мелкие ляпы. Один научный фантаст описывал, как в каком-то далеком будущем веке астронавты идут по грандиозному космолету. Было так тихо, что только и слышно было, как стрекочет кинокамера в руках одного из героев. То есть космолеты-гравипланы научный фантаст сумел нафантазировать. Но при этом считал, что и в далеком будущем веке снимать всё равно будут на кинопленку, грейферной камерой с пружинным заводом. «Аррифлексом-16», венцом кинотехники 1960-х.

Пётр Сафронов

Голос академии

Российской академии нужны не новые реформы, а детальный перебор механизма

Почему многие преподаватели и ученые так настойчиво защищают саму идею государственного финансирования образования и науки? Потому, что представители российского академического сообщества до сих пор не подвергли осознанию степень своей зависимости от сталинских принципов организации «интеллектуальной» деятельности, основанных на (само)цензуре и страхе (возможных) репрессий. Следует задуматься, есть ли в России какие-то другие государственные университеты, кроме сталинских, какие-то другие научные институты, кроме сталинских.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Некипелов: «Растерянность и паралич охватили всю Академию наук»

Беседа с академиком РАН, директором Московской школы экономики МГУ

Теперь уже нет сомнений: так называемая «реформа РАН» негативно сказалась на состоянии фундаментальных исследований в стране. Многие даже считают, что наука современной власти в России не нужна. Это главный итог «реформы», задуманной и осуществленной чиновниками, которые постепенно набирают вес везде – от хозяйственных контор до кремлевских коридоров. Их не остановила даже славная 300-летняя истории Российской Академии наук, в судьбу которой они вмешались столь бесцеремонно.

Михаил Цфасман: «Опора на экспертов должна быть систематической»

О российском и французском опыте реформы науки

Разговор о разных подходах к решению проблемы с известным математиком, доктором физико-математических наук, заведующим сектором алгебры и теории чисел Института проблем передачи информации РАН, ведущим научным сотрудником Национального центра научных исследований (Франция; CNRS) Михаилом Цфасманом.

Сергей Капица: «Я не сторонник катастрофического взгляда на жизнь»

Великий учёный о демографической теории и состоянии отечественной науки

Сегодня на 85-м году жизни скончался крупнейший ученый, просветитель и телеведущий Сергей Капица. Один из самых интеллектуальных людей планеты, он способствовал тому, чтобы настоящая наука перестала быть уделом избранных. Автор популярной научной программы «Очевидное-невероятное» обладал уникальным талантом превращать рассказ о сложнейшем мире современной науки в увлекательное путешествие, которое длилось 40 лет. Совсем недавно – в феврале этого года – Сергей Петрович Капица был награжден первой Золотой медалью РАН за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний.

Наука по-русски и в картинках

В России будет издаваться Science Illustrated

Журнал о науке Science Illustrated пришёл в Россию — первый номер выйдет уже 26 сентября. Теперь читателям будут рассказывать о науке просто и понятно, к тому же с красивыми картинками, которые издательство Bonnier Group почитает за едва ли не главное преимущество журнала.

Юрий Котов: «Электрические системы могут выходить из строя из-за вспышек на Солнце»

Но солнечная активность пока минимальна

Американские ученые считают, что усиление активности на Солнце может повлечь за собой сбой всех космических спутников и электрических систем на Земле. Российские ученые полагают, что эта опасность преувеличена, но изучать вопрос продолжают. На днях будет запушен революционный спутник, который будет исследовать Солнце так, как его еще никто не исследовал.