18 лет, со дня провозглашения в 1991 году независимости нового государства, спорят Македония с Грецией. Переговоры между Афинами и Скопье, идущие все эти годы под эгидой ООН, не дают результата.
Греческих претензий к новому соседу три: во-первых, само название «Македония», которое Греция считает частью своего исторического наследия, а македонцы, по её убеждению, могут претендовать на большую часть Эллады, древнюю Македонию, родину Александра Великого. Во-вторых, на флаге новой страны было золотое солнце с 16 лучами, знак династии Филиппа II, отца Александра Македонского. В-третьих, в конституции соседей говорилось: «Республика проявляет заботу о статусе и правах людей, принадлежащих к народу Македонии и проживающих в соседних государствах…», что греки расценили как призыв славянам севера Греции отделиться и примкнуть к соотечественникам. Тогдашний греческий премьер Константинос Мицотакис писал: «Меня с самого начала беспокоило не столько само название. Мы не должны были допустить создания второй проблемы с нацменьшинствами в западной, греческой Македонии после первой, с турецкоговорящими греками Восточной Фракии. Моей главной целью было убедить Республику Македония заявить, что в Греции нет славянского македонского этнического меньшинства. В этом заключалось наше базовое разногласие со Скопье».
После многолетних консультаций в 1995 году в Нью-Йорке был достигнут компромисс: македонцы убрали с флага символ древних эллинских царей и вписали в конституцию, что Республика Македония не имеет территориальных претензий ни к кому из соседей. Греки же установили с ней дипломатические отношения и отменили экономическую блокаду. Уступая грекам, Македония приняла временное название — Бывшая Югославская Республика Македония (FYROM — Former Yugoslav Republic of Macedonia), с которым и вступила в ООН в 1993 году, после чего страну признали ЕС, ОБСЕ, НАТО и МОК. Греция же отказалась признавать Македонию, пока страна не выберет себе другое имя. Тогда обе стороны решили продолжить спор о названии под эгидой ООН. Датой устранения разногласий назывался далёкий 2008 год, когда экс-югославская республика должна была официально вступить в НАТО, приурочив это к 50-летию альянса, летом 2009 года. Не сложилось.
Эту территорию веками считали своей три страны: на юге 52,4% её территории, Эгейская Македония, входит в состав Греции; на востоке Пиринская Македония принадлежит Болгарии (9,6%), а на северо-западе в долине реки Вардар лежит Республика Македония, занимающая около 35,8% площади исторической Македонии. Современные македонцы этнически близки болгарам. А многовековая путаница происходит потому, что появившееся в IX веке название Македония смешивают с государством Древняя Македония, чьё имя унаследовал весь географический регион, или областью Македония в Греции, той самой, где находится большая часть территории, образованной Александром Великим в IV веке до н.э.
Кроме Древней Македонии, территория современной республики принадлежала Римской и Византийской империям, Болгарскому и Сербскому царствам, Османской империи. С 1014 года Македонию раздирали между собой Болгария, Византия и Сербия. В XIV веке её земли были завоёваны Османской империей. После победы в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов Россия подписала с Турцией Сан-Стефанский договор, по которому возникло государство Болгария, в чьи пределы входили части Македонии, населяемые южными славянами. Но это было невыгодно Европе, и последовавший за Сан-Стефанским Берлинский договор разрезал Болгарию на княжество Болгария и Восточную Румелию, а Македонию опять отдал туркам. В результате двух Балканских войн, 1912 и 1913 года, и падения Османской империи Македония, не имевшая собственной государственности, была разделена между Сербией, Грецией и Болгарией на Эгейскую, Вардарскую и Пиринскую провинции, вошедшие в состав этих стран.
В 1941 году захватившие Югославию страны гитлеровской оси разделили Вардарскую провинцию между Болгарией и Албанией, а в 1943 году было решено сделать Македонию республикой в составе Югославии. Её современные границы были установлены в 1947 году, когда президент СФРЮ Тито и премьер-министр Болгарии Димитров договорились, что Болгария станет составной частью Федерации балканских государств, а часть греческой и вся болгарская Македония войдут в союз с югославской Македонией. Этого не случилось, но в составе СФРЮ появилась Социалистическая Республика Македония. В 1991 году при распаде Югославии территория Македонии не изменилась, она единственная из субъектов СФРЮ получила независимость без кровопролития. Остались лишь споры с Грецией из-за названий «Македония» и «македонцы». 125 стран (среди них Россия, США, Китай, Италия, Болгария) признают страну как Республику Македонию, остальные — как FYROM. Все они готовы принять любое её будущее обозначение, хотя даже страны, признавшие республику как FYROM, в обиходе называют её просто Македонией.
Кроме Греции. Предложив в качестве альтернативы названия «Республика Скопье» и «Вардарская Республика», отвергнутые македонцами, она категорически против употребления самого слова «Македония» в официальном имени страны — никаких «Верхней Македонии», «Новой Македонии», «Северной Македонии», «Македонии-Скопье», предложенных посредниками ООН. И пока идёт спор, Греция блокирует международную деятельность Македонии. С конца 2005 года Македония — официальный кандидат на вступление в ЕС, но её приём отложен. В 2008 году Греция наложила вето и на её включение в НАТО, хотя все члены альянса, включая саму Грецию, в принципе за это. Страна даже пожаловалась на Грецию в Гаагский международный суд за нарушение соглашения 1995 года, по которому нельзя препятствовать её членству в международных организациях, если Македония использует название FYROM.
Такой ожесточённый конфликт вокруг названия Македонии временами кажется преувеличенным, хотя и Скопье продолжает дразнить Грецию, называя именем Александра Македонского аэропорт и главный проспект столицы, и Афины категорически отказываются признавать язык и национальную идентичность своих соседей как македонцев. Несмотря на это, за 18 лет экономические отношения и кооперация двух стран активно развивались. И если беднейшая из бывших югославских республик из-за греческих санкций и эмбарго имела в 90-х большие потери в торговом балансе, то к 2008 году Эллада стала одним из крупнейших партнёров и инвесторов Македонии, а греческие предприниматели обеспечили республике 20 тыс. рабочих мест.
А пока две страны никак не могут поделить родину Александра Македонского, в регионе зреет более серьёзный конфликт. Сейчас население Македонии составляют две основных этнических группы. По данным переписи 2004 года, около 64,2% её населения — македонцы, а 25,2% — албанцы. Сами они называют цифру 44%. Основное политическое противостояние между партиями страны основано на этнических различиях. Проблемы баланса власти двух общин привели к скоротечной гражданской войне в 2001 году, когда албанская Национальная освободительная армия (НОА) развязала военный конфликт в районе Тетово. Противостоянию положило конец лишь вмешательство НАТО, после чего албанцам по Охридскому договору была предоставлена юридическая и культурная автономия, включая официальный статус албанского языка и албанскую полицию в албанских районах. В 2002 году был рецидив албано-македонского межэтнического конфликта, в период 2001—2008 годов в Македонии шёл захват албанцами местных общин, из которых вытеснялись неалбанцы. Албанцы в Македонии действуют по формуле «разведка боем — ползучее закрепление на местности — открытая борьба за независимость».
В 2004 году из-за референдума по отмене закона, расширяющего права албанского меньшинства, в отставку подал премьер Македонии Хари Костов. По его итогам закон остался в силе, усилив сепаратизм и облегчив установление контроля этнических албанцев над многими районами Македонии. По конституции право на особые привилегии (употребление языка, представительство в государственных органах) имеют все национальные меньшинства, численность которых больше 22%. Вот только, кроме албанцев, таких меньшинств в Македонии нет. За последнее десятилетие они создали с десяток политических партий, бойкотировали референдум о независимости Македонии, принятие новой конституции и перепись населения. Ни один важный государственный закон в Македонии нельзя принять без одобрения албанских депутатов, государственная власть не может функционировать без их участия. После провозглашения независимости Косова македонский проект албанского сепаратизма на Балканах активизировался и, как сообщило Албанское национальное движение Илирида (АНДИ), была принята декларация о федерализации Македонии и создании Республики Македония Илирида в качестве «федерального объединения двух государствообразующих народов». В 2008 году албанская оппозиция в Македонии вступила в открытую политическую борьбу, цель которой — кризис власти, формирование управляемого правительства и в итоге раздел страны.
Пока руководство Македонии вязло в спорах с Грецией, в марте 2008 года ключевой игрок македонских политических игр лидер Демократической партии албанцев (ДПА) Тачи потребовал от премьера Груевского исполнения «Шести пунктов», включая пенсии бойцам НОА и закрытие гаагских дел, обвинений Гаагского трибунала экс-министру македонской полиции, его заму и четырём албанцам — руководителям военных формирований НОА, поставившим страну на грань гражданской войны. И неважно, что македонские власти уже пошли на уступки, подрывавшие основы государственности страны, а премьер Груевский обещал принять закон об официальном употреблении албанского языка на территории всей Македонии, социальном обеспечении боевиков НОА, отказе от их судебного преследования, в том числе Гаагским трибуналом, увеличении представительства албанцев в государственных институтах. Всё равно лидер другой албанской партии, Демократического союза за интеграцию (ДСИ), Ахмети потребовал от премьера ни много ни мало распустить парламент. По мнению лидера партии «Новая инициатива» Оровчанца, «принятие предложения ДСИ означает уничтожение Македонии», а председатель Новой социал-демократической партии Митановски призвал сопротивляться албанским планам федерализации Македонии, «превращению албанцев в равноправных носителей македонской государственности и уничтожению вместе с Грецией как названия государства, так и македонского национального сознания».
Запрет Греции на вступление Скопье в НАТО в апреле 2008 года стал одной из главных причин досрочных июньских парламентских выборов в Македонии, отмеченных инцидентами с человеческими жертвами, ответственность за которые лежит на соперничающих между собой албанских партиях. Победила на выборах правящая коалиция «За лучшую Македонию» в составе ВМРО премьера Груевского и Демократической партии македонского национального единства (ДПМНЕ), получившая более 50% и право формирования правительства, а проиграл оппозиционный блок социал-демократического союза «Солнце — за европейскую Македонию». Но из-за непримиримого антагонизма ведущих партий постоянным коалиционным партнёром ВМРО-ДПМНЕ является Демократическая партия албанцев, а социал-демократов — другая албанская партия, ДСИ. И пока македонские политики ведут межпартийную борьбу, албанские партии разрабатывают стратегию увеличения общественно-политического влияния албанцев в стране и раздела Македонии.
В январе 2009 года министр культуры Греции Самарас, известный своей радикальной националистической позицией, в интервью телекомпании ERT заявил, что «Македония скоро развалится и перестанет существовать как единый субъект международных отношений». Он убеждён, что поскольку в настоящее время Македония уже фактически разделена на две части — проживающих компактно, обособленно и полунезависимо албанцев и славян, то формальное закрепление сложившихся реалий только вопрос времени. Министр подкрепил свой прогноз уверенностью, что Евросоюз, заинтересованный в сохранении хороших отношений со странами — членами ЕС, не будет серьёзно давить на Афины в вопросе о признании названия «Республика Македония» и никаких уступок в долголетних переговорах Греция делать не должна.
Однако в Македонии на апрельских президентских выборах этого года победил 48-летний профессор права Георгий Иванов, кандидат от правящей ДПМНЕ, получивший 63,4% голосов избирателей. Что означает полную концентрацию власти в стране у Демократической партии македонского национального единства, имеющей большинство в парламенте и премьера Николу Груевского. Основным козырем Иванова было обещание добиться вступления страны в НАТО и ЕС без уступок Греции.
Естественно, Афины дали понять, что заблокируют вступление Македонии в ЕС ещё раз, а Брюссель под разными предлогами откладывает переговоры ЕС — Македония, опасаясь вето Афин. «Сохранение хороших соседских отношений, включая взаимоприемлемое решение вопроса о названии, остаётся жизненно важным», — говорится в заявлении лидеров ЕС, но многолетний спор не только вредит двусторонним отношениям, но и ставит под угрозу стратегию стабилизации ЕС и НАТО на Балканах.
Невмешательство ЕС может стать самым неприятным в этой истории. Греция входит в ЕС с 1981 года, Македония — официальный кандидат на вступление. Но после Лиссабонской декларации 1992 года Евросоюз больше не вмешивается в ситуацию, допуская, чтобы страна — член ЕС использовала явно недемократические и уж точно не направленные на помощь раздираемой этническими проблемами соседней стране меры. Уставшие от затяжного спора соседей Европа и США выжидают, хотя во вступлении Македонии в ЕС и НАТО заинтересованы обе структуры и соседи Македонии. Стабильность этого нервного центра Балкан является фактором стабильности всего региона, но борьба с албанцами и конфликт с Грецией парализуют Македонию, которая по пути в НАТО и ЕС может потерять государственность и половину своей территории.
Греция же заняла бескомпромиссную позицию: пока принципиальный вопрос об официальном названии страны не будет решён по желанию потомков воинов Александра Великого — не быть государству, именующему себя Македонией, членом НАТО и ЕС. Греки скорее согласятся поделить её между Болгарией (болгары никогда и не считали македонцев за самостоятельную нацию, а македонский язык всегда был для них диалектом болгарского) и Албанией, которая с радостью присоединит албанскую часть Македонии.
Македония сегодня — «детонатор порохового погреба Европы». Её территория, империя Македонского, для греков — родина Александра Великого, а для балканских славян — родина святых Кирилла и Мефодия, земля, где был создан Охридский монастырь, оплот славянского просвещения. С точки зрения демографии македонцами называют себя три народа: болгары и греки на региональном уровне, македонцы — на национальном. И вопрос об эксклюзивном праве называться Македонией практически неразрешим: как разделить землю, священную сразу для нескольких балканских этносов? Здесь нет ни одной государственной границы, которую два соседних государства могут считать справедливой. Каждая — или компромисс, или результат отсутствия выбора у одного из них. Два исторически близких народа, греки и македонцы, бьются из-за девяти букв. Кому принадлежит Македония? Историческая Древняя Македония, родина Александра Великого, простиралась на обе нации. Сегодня, вместо того чтобы объединять, она их разъединяет.
Читать @chaskor |