Подписаться на обновления
22 январяВторник

usd цб 66.3634

eur цб 75.5481

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Екатерина Асонова   четверг, 20 декабря 2018 года, 19:00

Шведская сказочница
Что сделала с детской литературой Астрид Линдгрен?


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Имя Астрид Линдгрен, конечно, знакомо всем. На ее родине, в Швеции, писательницу считают национальным героем. Вдумайтесь: Швеция — та страна, где есть детский писатель, признанный национальным героем. Когда Астрид Линдгрен умерла в 2002 году, вся Швеция безутешно горевала. Как вы понимаете, национальными героями так просто не становятся. Какую же роль она сыграла в детской литературе и культуре вообще?

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ШВЕЦИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Родилась Астрид Линдгрен в 1907 году, то есть, прожила она без малого сто лет. Считается, что с ее имени начинается детская литература в Швеции. Однако это совсем не так: в Швеции еще к моменту рождения Астрид Лидгрен уже были состоявшиеся детские писатели и прекрасная детская литература. Например, замечательная книга «Чудесное путешествие Нильса с диким гусями» Сельмы Лагерлеф. Это педагогическое произведение, классика детской литературы: оно довольно ярко иллюстрирует, для чего и почему писатели стали создавать нечто особенное для детей. Это было нужно, в первую очередь, взрослым — как способ объяснить нечто важное ребенку. Сельма Лагерлеф была учительницей, и именно для своих «служебных» целей она и придумывала интересные тексты. Посредством упомянутой сказки она, ни много ни мало, хотела занятно рассказать о географии своего края. Пока гуси перелетают из места в место, можно было рассказать, какие города есть в этом краю, какая природа, какие животные.

Помимо образовательной идеи в этой книге присутствовала и воспитательная, причем она была ничуть не менее важной. Нильс в начале и в конце сказки — два разных ребенка. Сельма Лагерлеф честно говорит: просто так, по волшебству, другими не становятся. Другими становятся, когда что-то переживают, когда проходят какие-то испытания. Только пережитый личный опыт дает человеку возможность измениться. И это, на самом деле, передовая мысль для того времени — да и для нашего тоже. Мы с вами до сих пор думаем, что если ребенку рассказать, что вот это хорошо, а вот это плохо, то он изменится. Но это не так. Пока ребенок не пережил нечто на своем личном опыте, у него нет причин меняться.

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ АСТРИД ЛИНДГРЕН

Что же изменила Астрид Линдгрен? Как известно, писать для детей она начала не в 16 лет, а тогда, когда у нее родилась дочь. До этого она была журналисткой, машинисткой, как могла зарабатывала на жизнь — ее талант раскрылся далеко не сразу. До появления Астрид — а это был золотой век шведской литературы — любой писатель, пишущий для взрослых, считал нужным писать одновременно и для детей. Астрид Линдгрен стала первой, кто начал писать только для детей. Это не значит, что она исключила из фокуса своего внимания взрослых — напротив, взрослые ее очень интересовали. Самой главной книгой для шведов, связанных с именем их национальной героини, является вовсе не любимый нами «Карлсон», а «Пеппи Длинныйчулок». На втором месте по значимости — «Эмиль из Лённеберги». «Карлсона» шведы так, как мы, не любят. Более того, есть мнение, что они его вообще не любят. Как бы нам ни хотелось представлять Швецию свободной и разудалой, шведским родителям этот хулиган и нарушитель спокойствия не нравится.

«Пеппи Длинныйчулок» — это история про необычную, сверхсильную девочку, которая нарушает все-все правила. Она неправильно одевается, живет одна, без родителей. Главная фраза в этой сказке содержится, на мой взгляд, в этом отрывке:

"Пеппи пошла вдоль по улице, одной ногой по тротуару, другой — по мостовой. Томми и Анника не спускали с нее глаз, но она исчезла за поворотом. Однако скоро девочка вернулась, но теперь она уже шла задом наперед. Причем шла она так только потому, что поленилась повернуться, когда надумала возвратиться домой. Поравнявшись с калиткой Томми и Анники, она остановилась. С минуту дети молча глядели друг на друга. Наконец Томми сказал:

— Почему ты пятишься как рак?

— Почему я пячусь как рак? — переспросила Пеппи. — Мы как будто живем в свободной стране, верно? Разве каждый человек не может ходить так, как ему вздумается? И вообще, если хочешь знать, в Египте все так ходят, и никого это ни капельки не удивляет".

Собственно, на этом лекцию можно было бы закончить. Астрид Линдгрен сделала с детской литературой именно это: она сделала ее манифестом защиты прав детей на то, чтобы делать то, что им хочется. Дальше можно только проиллюстрировать, что же хочется детям, что Астрид сочла нужным защищать, и как это проявилось в детской литературе.

ЛИЧНАЯ ТРАВМА

Астрид родилась в семье крестьянина, и жизнь у нее была очень непростая. Пока Астрид росла, семье пришлось преодолеть довольно тяжелые времена. Детей было много, всех нужно было кормить. Будучи поначалу очень бедной, семья смогла так укрепить свое материальное положение, что со временем ей удалось кормить не только детей, но и всех наемных работников, которые к тому времени жили в доме.

Астрид родилась в той Швеции, которая голодала, но которая смогла взять себя в кулак и, благодаря молитве и огромному трудолюбию шведов, превратилась в процветающую страну. Это была очень религиозная страна (она, в общем-то, и сейчас очень религиозная) с очень строгими устоями, порядками, традициями, культом семьи и удивительным, невероятным трудолюбием и целеустремленностью.

В 16 лет Астрид становится журналистом в местной газете. Ее литературное дарование, умение писать, конечно же, было природным. Но, оторвавшись от корней, работая в совершенно другом мире, нежели тот, где трудились ее родители, она пережила то, что случается переживать молоденьким девушкам: она забеременела, будучи не замужем. Лично для меня это ключевой факт биографии Астрид, который, по-видимому, во многом перевернул ее жизнь.

Что тогда произошло? Астрид была вынуждена уехать из дома, где она не могла родить внебрачного ребенка. Она уезжает в Стокгольм, снимает там жилье, подрабатывает машинисткой. У молодой девушки не получается обеспечить свою жизнь. В определенный момент встает вопрос: где и как будет жить этот ребенок? Астрид знакомится с женщиной из Копенгагена, которая помогает ей найти датскую семью (в Швеции таких семей еще нет), готовую принять этого ребенка на некоторое время, кормить и воспитывать его, пока мама не станет на ноги. Это не приемная семья, это не отказ от ребенка, а это реальная помощь женщине, попавшей в очень трудную ситуацию.

Астрид недолго вытерпела разлуку с малышом. Когда ему исполняется 3 года, она забирает его из этой семьи и возвращается с ним в деревню к родителям. И абсолютно смело гуляет с ним по улицам. За эти 3 года она смогла стать на ноги, так, что можно было обеспечить себя и ребенка. Конечно, травма была колоссальной: разлука с ребенком для нее была такой же трагедией, как для любой другой женщины, и она боролась, чтобы не отдать ребенка, найти способ быть вместе с ним.

Дальше ее жизнь складывается вполне удачно. Она выходит замуж, у нее рождается дочь, семья живет счастливо. И только это семейное благополучие позволяет раскрыться ее таланту.

Есть фото Астрид, где она забралась на дерево. На нем ей около 70 лет. Для нее было очень важно показать, что она и в почтенном возрасте вполне умеет лазать по деревьям, что ее деревенское детство осталось вместе с ней. Существует монография И. Я. Новицкой «Становление художественного мира Астрид Линдгрен» (если вам хочется узнать о биографии писательницы, то стоит ее прочитать), которая весьма убедительно доказывает, что все герои-хулиганы Астрид Линдгрен списаны с ее собственного детства. Вероятно, так оно и есть, ведь с чего еще может списывать писатель, как не с собственного опыта?

КНИГИ

Итак, давайте вспоминать ее творения. Самая известная книга Астрид — это, конечно же, «Карлсон, который живет на крыше». Другие ее произведения тоже знакомы русским читателям: «Рони, дочь разбойника», «Эмиль из Лённеберги», «Расмус-бродяга», «Мио, мой Мио!». Это самые растиражированные в России книги писательницы.

Астрид писала очень много, отличаясь фантастической плодовитостью. Но что было для нее главной темой? Возьмем книги «Крошка Нильс Карлсон» и «Нет разбойников в лесу». Эти книжки о совсем маленьких детях, детство которых проходит в вынужденном одиночестве. Условно говоря, это истории про Ларса, ее собственного сына.

«Крошка Нильс Карлсон» (в Швеции фамилия Карлсон такая же популярная, как в России — Иванов) появляется задолго до любимого нами «Карлсона, который живет на крыше». Это история о мальчике, который вынужден все время, пока родители работают, проводить дома один. Его сестра умерла. И он целый день сидит дома взаперти и никуда не может выйти, но, тем не менее, должен себя как-то занимать. Так у него появляется волшебный друг. Друг очень маленький и живет за маленькой дверкой. Поэтому ему достается вся мебель для кукол, которая осталась от сестры.

Книжка удивительная. С одной стороны, она проникнута желанием показать взрослым, как тяжело живется в таких условиях ребенку, что такое жизнь одинокого ребенка. С другой стороны, она вся соткана из разговоров с ребенком о том, из чего состоит его быт. Мальчик и его волшебный друг сначала убираются в этой маленькой комнатке, потом ее обустраивают, то есть это медленный, практически бессюжетный, бесконфликтный рассказ о том, из чего состоит жизнь ребенка. Причем ребенка не из богатой семьи, а из такой семьи, в которой жила сама Астрид. Примерно о том же книжка «Нет разбойника в лесу», только там в качестве главной героини девочка.

Но самыми интересными лично для меня оказались книги «Мы все из Бюллербю» и «На острове Сальткрока». Здесь появляется тема семьи: фокус смещается с ребенка на взаимоотношения детей и родителей, на то, как строится семья, на то, как взаимодействуют между собой старшие и младшие. Эти книжки пока очень елейные, абсолютно беспроблемные, спокойные, размеренные. Если что-то происходит, то оно не выходит за рамки бытовых проблем: погас свет, укусила оса. Максимум, что происходит опасного, — дети уплывают на лодке и какое-то время не могут вернуться, но, естественно, в этой же главе все заканчивается хорошо. Это книжки, в которых есть базовая уверенность в том, что мир по отношению ко мне настроен хорошо. Родители, если и допускают ошибки и оплошности, то совсем чуть-чуть и нестрашные.

Благодаря этим книжкам в шведской литературе возникает понимание того, что ребенок — это не Расмус-бродяга, гуляющий сам по себе, не Оливер Твист, а это семья. Вы хотите помочь ребенку? Помогите семье. Это мысль семейная. Я не буду утверждать, что именно поэтому в Швеции такое глубочайшее уважение к семье, но мне кажется, что свою роль в развитии и поддержке этой ценности в обществе Астрид, несомненно, сыграла.

Астрид писала книги и для подростков, и с этой стороны мы ее знаем хуже. У нее есть серия книг о Кати, которая уже не ребенок, а достаточно самостоятельная молодая девушка. Кати путешествует по миру, бывает в Париже, Италии, Америке. В этой книге посредством географического сюжета, проживания новых встреч Астрид удается разговаривать с подростками о том, что их волнует. Как общаться с юношами? Как пойти на свидание? Как вообще реагировать на то, что с тобой происходит?

В этой книге уже присутствует целый ряд сцен, по поводу которых начинаешь сомневаться: а стоит ли об этом читать ребенку? Может быть, еще рано? Но позвольте, а когда надо говорить о том, что с тобой произойдет в 18, 19, 20 лет? Точно не в 18. На такой книжке не может быть маркировки 18+. Она должна быть адресована 13-летним — тогда, когда подростки начинают об этом задумываться. И это та мысль, которая впоследствии очень сильно повлияла на развитие шведской литературы.

ЧЕСТНЫЙ РАЗГОВОР НА СЛОЖНЫЕ ТЕМЫ

Что еще мы должны знать об Астрид Линдгрен? Параллельно с написанием книг она участвует в съемке фильмов по своим произведениям, не упуская ни одного из форматов общения с детьми, возможности рассказывать о своих книгах, своих мыслях.

Она вообще очень щедро дарила себя людям, этот светлый, мудрый, хотя и по-своему жесткий человек. Если вы полистаете ее биографию, то увидите, что на ее долю выпала не одна война. Во время Второй мировой войны она работает — ни больше, ни меньше — в цензуре. Иначе говоря, она фактически работает на спецслужбы, и через нее проходит то, что обычно проходит через такие институты. У Астрид было очень жесткое отношение к фашизму, очень четкие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо в этом мире. И именно это привело к тому, что, будучи уже очень авторитетным, состоявшимся и зрелым человеком, она вступает в полемику с министром экономики по поводу налогов, и тем самым берет на себя ответственность по защите своих сограждан, тех, кто читает ее книги, кто разделяет с ней жизнь в стране. Такая активная позиция для детского писателя — это редкость на тот момент и, безусловно, заслуживает уважения.

Книга «Братья Львиное сердце» переведена на русский язык, но ее плохо знают. Она вызвала огромный скандал в Швеции. Эта книжка — первый честный и открытый разговор с ребенком о том, что такое смерть. О том, что смерть — это часть жизни. Книга довольно своеобразна. Смерть там представляется как Нангияле, некая страна, в которую ты попадешь. Фраза «Встретимся в Нангияле» — это эпитафия, которую используют шведы для надписей на надгробных камнях. Астрид, выросшая в религиозной семье, саму себя называла агностиком. По сюжету, один из двух братьев неизлечимо болен, а второй, старший все время его утешает, стараясь сделать, чтобы жизнь младшего брата была настолько светлой, насколько это возможно. Вроде бы всё говорит о том, что старшему потом придется плакать о младшем. Но жизнь распоряжается иначе: первым погибает старший брат. Они встречаются в другой стране. А в другой стране их ждут новые испытания, уже не болезнью или несчастным случаем, а другие. Пройдя эти испытания, они снова встречаются с тем, что называется смерть — с уходом из этого мира.

Таким образом, Астрид ввела тему смерти в детской литературе в качестве возможной темы для разговора с детьми. Это не значит, что дети раньше ничего не знали и не читали о смерти, нет. Но это тот разговор, который может состояться, если ребенок пришел к нам и прижал к стенке вопросом: «Мама, я умру?». Что и как ему отвечать в таком случае? Астрид говорит: нет таких тем, на которые мы не будем говорить с ребенком. Мы обязаны отвечать ребенку на любой его вопрос. Это обязанность взрослых перед детьми. И каждое поколение должно найти свои ответы — нельзя довольствоваться теми ответами, которые были найдены 100 или 50 лет тому назад, хотя на них можно опираться. Это вечная социализация: социализируются не только дети — социализируются и родители. И это тоже была мысль Астрид Линдгрен.

СОВРЕМЕННАЯ ШВЕДСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Шведы оказались благодарными читателями. Им сейчас довольно успешно удается развивать направление детской литературы. Первый из современных шведских детских писателей, продолжающих те идеи, о которых говорила Астрид Линдгрен, — это Свен Нурдквист.

Самая главная его книга — нет детей, которые бы ее не любили! — это истории про Петсона и его котенка Финдуса. Петсон — это старичок, который живет один в деревне, а Финдус — его котенок. Котенок все время попадает в ситуации, которые, в отличие, к примеру, от приключений Карлсона или дяди Федора и кота Матроскина, «разрывают шаблон». Например, одна из историй называется «Петсон грустит». Всю книжку у Петсона, который, как вы понимаете, олицетворяет собой родителя, плохое настроение. Он хандрит, ничего не хочет делать, не хочет идти работать. Котенок пытается всячески развеселить Петсона, предпринимает миллион попыток, чтобы этого добиться, но тщетно. Мысли у этой истории две: 1) грустить вообще-то нормально; 2) не всегда взрослые утешают маленьких, бывает и наоборот. Эти истории — книжный сериал, а Свен Нурдквист выступает и автором текста, и художником (собственно, он художник по образованию). Одна из моих любимейших его сказок — «Рождественская каша», очень добрая и красивая история.

Следующий писатель очень непростой — Анника Тор. Она пишет для подростков. На русский язык пока переведена ее четырехчастная книга «Остров в море» — история о четырех еврейских девочках-подростках, которые были чудом спасены от гетто при помощи Красного креста и перевезены из Австрии в Швецию. Это история их жизни в Швеции в приемных семьях. Еще у нее есть очень жесткая подростковая повесть «Правда или последствия». Это уже очень возрастная писательница, но очень сознательно выбирающая сюжеты и темы, на которые нужно говорить с подростками.

Следующий шведский автор — абсолютно феноменальный и фантастический Ульф Старк. Он иногда приезжает в Россию, которую очень любит, и даже пытался переводить «Руслана и Людмилу» на шведский язык. Он продолжил идею Астрид Линдгрен о том, что с детьми нужно говорить буквально обо всем. «Моя сестренка — ангел», «Звезда по имени Аякс», «Маленький Асмодей», «Черная скрипочка» — это книжки для маленьких детей, в которых он так или иначе говорит о конечности жизни, о том, что смерть — это часть жизни. Он не говорит об этом прямо, но эта мысль прочитывается из текста.

Книжка «Звезда по имени Аякс», по словам самого Ульфа, выдавалась с Хеппи Милл в Макдональдс. Это малюсенькая, в 16 страниц книжка о смерти собаки. В одной семье родился мальчик, а в семье уже была собака, и она стала его лучшим другом. Когда мальчику было 7 лет, псу Аяксу пришло время покидать этот мир. Мальчик очень горевал, а потом ему приснился сон, как он на волшебной лошади путешествует на звезду по имени Аякс. Читать это без комка в горле, без слез невозможно, но это ровно то, что нужно переживать вместе с детьми. Это печально, но это правильно — горевать о своем друге, правильно, чтобы оставалась память об ушедших.

У Ульфа Старка есть совершенно потрясающие подростковые романы — «Пусть танцуют белые медведи» и «Чудаки и зануды». Это сложные истории о том, как распадаются семьи, но все-таки не распадаются жизни. О том, что если родители больше не могут жить вместе, жизнь все равно сохраняет свои прелести, что она на этом не заканчивается. Но развод родителей — это сложный период, он меняет людей, и его нужно пережить.

Замечательный шведский писатель Стефан Каста — это уникальный автор, который ставит перед собой задачу каждый раз написать книжку в новом жанре. Он создал учебные книги «Софи в мире деревьев» и «Софи в мире трав» для знакомства детей с природой, утопию «Зеленый круг», очень сложную повесть «Притворяясь мертвым», где ребенок из Вьетнама, усыновленный шведской семьей, влюбляется в девочку и ради нее начинает общаться с ее компанией. Однажды они, чтобы выполнить домашнее задание, отправляются в лес слушать птиц. В этом лесу нашего героя бросают, фактически, он рискует погибнуть из-за подростковой жестокости. Но книжка на этом не заканчивается: он не только спасается, но еще и прощает своих обидчиков. Это, по сути, христианская идея. Другие произведения Стефана Касты транслируют иное мировоззрение, то есть он все время экспериментирует. На русский язык также переведена его книжка-картинка «Какого цвета Мистер Лис?».Она о том, что ты можешь быть не похож на других, но это никак не влияет на то, принимают тебя другие или нет.

Наконец, сейчас в стране работают две прекрасных шведских писательницы — Пернилла Стальфельт, которая создает рисованные энциклопедии о самых разных вещах — например, о любви, о смерти, о толерантности, и Туве Аппельгрен (эта писательница живет в Финляндии) с ее книгой «Веста-Линнея и капризная мама». Это история о том, как мама идет с двумя детьми в парикмахерскую. Собираясь туда, мама со старшей дочкой повздорили — как часто вздорим мы, когда, например, собираем детей в детский сад. Писательница описывает, что из этого получилось. И главная мысль этой книжки – «Мне не всегда нравится то, что ты делаешь, но люблю я тебя всегда» – пожалуй, достойное уже не продолжение, а развитие идеи Астрид Линдгрен.

Что же сделала с детской литературой замечательная старушка Астрид Линдгрен? Она способствовала распространению среди детских писателей идей о том, что детская литература: 1) должна быть очень разной и предназначаться для всех; 2) должна защищать права детей, показывать взрослым, кто такие дети; 3) должна защищать права родителей, живых, допускающих ошибки. И самое главное — что детская литература может помочь родителю разговаривать с ребенком на очень сложные темы. Потому что спрятаться от этих тем вряд ли удастся.

Источник: Thezis.ru Гуманитарные дискуссии




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Распорядитель Средиземья

Невероятная преданность Кристофера Толкина, последнего из инклингов

Джон Толкин не был эскапистом. Скорее эквивалентом целого народа: он в одиночку создал миф. Он с легкостью вписал в него разные идеи и эпохи: Бэггинсы напоминают викторианских джентльменов, а ужасные машины Сарумана и изуродованные тела на Пеленнорских полях — это XX век. Созданное им фэнтези показывает: духовное рядом. Но мы не узнали бы об этом без вечного редактора Кристофера.

19.01.2019 19:00, Ханна Лонг (Hannah Long), inosmi.ru


Гипс на экспорт

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики. От мюзикла «Форма воды» Г. дель Торо до номинированного на премию «Оскар» «Собибора» К. Хабенского.

19.01.2019 16:00, Александр Чанцев


Звезда на шарнирах

Нескладная Фанни Брайс была звездой комедии начала XX века – двигалась, как на шарнирах, юмор выдавала популярный, «этнический», играя на своем еврейском акценте. Но над ней не только смеялись – ее личная жизнь была настолько провальна, что становилась сюжетом американских мелодрам. В последний раз – в фильме «Смешная девчонка», сделавшем Барбру Стрейзанд звездой.

18.01.2019 16:00, Алена Городецкая


«Обстановка приучила их смотреть на народ, как на навоз»

Паустовский о сталинской номенклатуре

Дело в том, что в нашей стране безнаказанно существует, даже, в некоторой степени, процветает новая каста обывателей. Это новое племя хищников и собственников, не имеющих ничего общего ни с революцией, ни с нашей страной, ни с социализмом.

17.01.2019 19:00


История любви в картинах

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

О первой жене Пабло Пикассо как-то не принято хорошо отзываться. Ольгу Хохлову откровенно недолюбливали многие друзья художника. Да и сам он не скупился на нелестные оценки. А биографы Пикассо, по сути знавшие о ней только с его слов, редко удостаивали Ольгу серьезным вниманием. Была балериной, вышла замуж, родила сына, сошла с ума. Но чем эта женщина так привлекла Пикассо? Была ли их семейная жизнь несчастливой с самого начала? И как чувствовала себя Ольга, перед глазами которой сменялись любовницы Пабло, в то время как она оставалась его законной женой до конца своих дней?

15.01.2019 19:00, Евгения Сидельникова, artchive.ru


7 лучших фильмов с неожиданной развязкой

Картины, которые держат в напряжении до последней минуты

Такие кинокартины хочется посоветовать друзьям: захватывающий сюжет (с крайне неожиданным финалом), известные актёры и живописные сцены нравятся даже самым строгим критикам. Это фильмы, которые не подойдут для веселого вечера, но станут отличным поводом к долгой дискуссии после просмотра.

12.01.2019 19:00, fraufluger.ru


«Я никогда не слыхал от народа выражений чувств патриотизма»

Запрещённые цензурой размышления Льва Толстого о лжепатриотизме

Это фрагменты из статьи «Христианство и патриотизм», которую Толстой написал в 1893-94 гг., но из-за цензуры не смог опубликовать. Впервые в России эта статья в числе других запрещенных статей Толстого появилась лишь в 1906 г. в издании Н.Е. Фельтена, за что тот был привлечен к судебной ответственности.

09.01.2019 16:43


«Наши друзья писали всегда вдвоем»

Воспоминания современника об Ильфе и Петрове

В 1983 году посмертно были изданы «Этюды к портретам» – мемуары Виктора Ардова (1900 – 1976), в которых он делился воспоминаниями о Маяковском, Булгакове, Ахматове, Зощенко и многих других. Квартира писателя-сатирика и сценариста на Большой Ордынке была местом, знакомым каждому выдающемуся литератору тех лет. Приводим отрывок о «мышлении близнецов» Ильфа и Петрова.

08.01.2019 19:00, diletant.media


Бриллиантовая кинорука

Великий Леонид Гайдай

Его фильмы – наш с вами общий культурный код: «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию». Мальчишка из Иркутска, сын батрака, любившего читать, Леонид Гайдай стал одним из самых кассовых режиссёров СССР и занял своё место в зале славы мирового кино.

06.01.2019 19:00, Алена Городецкая, jewish.ru


Бюджет в $200 млн, макет почти в натуральную величину и пять тонн динамита

Как снимали «Титаник»

Трагедией «Титаника» Джеймс Кэмерон заинтересовался в 1985 году, когда знаменитая экспедиция океанолога Роберта Балларда впервые обнаружила обломки корабля. Собственно, изначально режиссера увлекли только технологии исследования и съемки океанских глубин (что нашло отражение в фильме «Бездна»). Но прочитав книгу о «Титанике» исследователя Льюиса Эбернети и посмотрев классический документально-игровой фильм «Гибель „Титаника“», Кэмерон обнаружил основу для захватывающей истории. Эпический масштаб катастрофы режиссер решил совместить с любовной линией. Предлагая проект продюсерам 20th Century Fox, Кэмерон так и характеризовал будущую картину: «Ромео и Джульетта на гигантском корабле».

05.01.2019 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru






 

Новости

Список дня: 13 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит рождественские фильмы
Издание IndieWire составило список из 13 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит классические рождественские фильмы. «Мы позаботились о тех, кому нужна другая атмосфера, чтобы проникнуться духом праздника», — пишут критики.
Космическое Рождество с Doping-Pong в Санкт-Петербурге
Cosmic Christmas — именно так назывался таинственный трек самого психоделического альбома группы Rolling Stones, вышедшего зимой 1967 года. И космического новогоднего праздника желает арт-группа Doping-Pong своей публике, которая придет на их выставку в Санкт-Петербурге на рождественских каникулах. На втором этаже Планетария № 1, расположенного в круглой башне из красного кирпича, в старинном здании крупнейшего газгольдера России на Набережной Обводного канала, д. 74, лит. Ц, арт-группа Doping-Pong открыла персональную выставку, посвящённую космосу, которая продлится до 20 января 2019 года.
Съемки новой картины Никиты Михалкова начнутся в 2019 году
Кинокомпания «Золотой Орел» приступила к созданию новой картины режиссера Никиты Михалкова «Шоколадный револьвер». Сценарий картины написан в жанре «современной драмы». Съемки будут проходить при поддержке нефтяной компании «Роснефть».
100 лучших песен года по версии The Guardian
The Guardian представила список из 100 лучших песен года, который составили музыкальные обозреватели газеты. Всего в жюри вошло 50 критиков.
ICO-кампания фильма «Ампир V» успешно завершена

Hard Cap достигнут за несколько дней до окончания сроков проведения ICO
При сумме сбора 3,360,000 EUR собрано 32175 ETH, что на момент завершения ICO равнялось 3,506,801 EUR. Фильм поддержали 145 инвесторов. ICO-кампания проведена при технической поддержке WebMoney Transfer.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.