Подписаться на обновления
11 декабряСреда

usd цб 63.5788

eur цб 70.3881

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Екатерина Сальникова   среда, 26 мая 2010 года, 09:00

Что общего между Михалковым и «Глухарём»?
Они делят одну идею на двоих


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Ксения Собчак теперь появляется везде, где надо начинать новый проект. Прямо как в страшном сне про красную ленточку, которую никак не перережут.

Идя после «Предстояния» Никиты Михалкова на «Глухаря в кино», я чувствовала, что между ними обязательно должно обнаружиться нечто общее.

Хотя бы потому, что фильм Михалкова претендует на художественное и идеологическое лидерство, но не подтверждает своих претензий.

А «Глухарь…» в некотором смысле уже стал новой рейтинговой удачей на НТВ, хотя ни минуты не претендует на художественность.

Студийная тусовка на ТВ утомляет и раздражает 9 мая в разы сильнее, чем 31 декабря. Ничего более контрастного Дню Победы невозможно себе представить. Когда в «Достоянии республики» я увидала опереточную «тесную печурку», в который «вьётся огонь» посередь блистающей и сверкающей сцены, в обрамлении всё тех же дежурных по телевидению лиц, мне стало всерьёз стыдно. Вдруг какой-нибудь умный иностранец это увидит. Свои-то уже привыкли и расставили кресты на целых программах и каналах, давно поняв, что от них не надо ничего ждать и ничего требовать.

Это, конечно, абсурд в духе Кэрролла. Очумелый заяц спрашивал, что общего между вороном и письменным столом, чтобы потом издевательски признать полное отсутствие объединяющих моментов. Я же мысленно спрашивала себя, что общего между Михалковым и «Глухарём».

Мне пришлось пережить шок, потому что общее там обнаружилось в буквальном смысле.

В «Предстоянии» кремлёвские курсанты, только прибывшие на боевые позиции, падают на землю при звуках салюта, который случайно приводят в действие штрафбатовцы. Мнимый салют предшествует танковой атаке фашистов.

В «Глухаре…» машина, в которой мчатся герои, въезжает в киоск пиротехнических товаров. Гремит и сверкает салют — снова незапланированный, не под настроение и без повода.

Если бы фальшивый салют появился только один раз, в одном премьерном фильме, не важно, каком именно, его можно было бы счесть творческой находкой средней паршивости.

Но когда сразу у Никиты Сергеевича и совсем не звёздного Владимира Виноградова — это уже полноценный кризис творческого мышления. Одна придумка на двоих, дожили.

Это даже печальнее, чем цитата в «Утомлённых солнцем-2» из «Титаника» Джеймса Кэмерона. Там после того, как корабль затонул, на воде оставались мёртвые тела — плавали они так долго оттого, что были в спасательных жилетах.

У Михалкова после затопления баржи с ранеными на воде тоже безмолвные неподвижные тела. Только совершенно не ясно, почему они держатся на поверхности без спасательных жилетов или кругов, в тяжёлой одежде, в которой и живого здорового человека может быстро утянуть под воду.

Но так изволил желать режиссёр ради красивого кадра по чужой идее. Может, догадались это вырезать хотя бы из той версии, которая фигурирует в Канне, — неприлично ведь.

На телевидении с жизнеспособными идеями тоже негусто. Можно, конечно, считать «Девчат» на «России-1» ребрендингом крайне неудачного проекта «Отчаянные домохозяйки». Но честнее просто признать, что формат «Прожекторперисхилтон» поставлен на поток — второй экземпляр выдан в женском варианте. И это тоже не раз апробировано на ТНТ в блоке женского юмора, тянущегося за Comedy Club и «Наша Russia».

И вот сидит за длинным столом типа кухонного разделочного очередная четвёрка якобы склонных к остроумию персон. То, что среди них Ксения Собчак, даже не считывается ни глазом, ни сознанием.

Эта дама теперь появляется везде, где надо начинать новый проект. Прямо как в страшном сне про красную ленточку, которую никак не перережут.

То, что в какой-то момент Ксения Собчак исчезает и вместо неё появляется кто-то другой, тоже уже не воспринимается как нечто существенное, потому что все сидящие по линеечке острят абсолютно одинаково и даже с теми же интонациями, с которыми выдают остроты Гарик Мартиросян, Иван Ургант или Сергей Светлаков.

И чтение новостей, и гость в студии, и вокальные номера, и даже наличие одного участника постарше и пополнее остальных: на Первом это Александр Цекало, на «главном втором» Марина Голуб — всё срифмовано, как у бездарного поэта.

Есть только одна большая разница. В «Прожекторперисхилтон» получается смешно, а в «Девчатах» не смешно.

Обновление программ на «Культуре» тоже не всегда говорит о повышении градуса новаторства.

Была нормальная передача «Магия кино», которую вело всё-таки не медийное лицо, а хороший режиссёр Василий Пичул. И зачем-то его заменили писателем Олегом Шишкиным и ещё Михаилом Борзенковым.

Этот говорильный дуэт усаживают за стол серебристо-стального оттенка, приглашают третьим какого-нибудь гостя — и получается мужской вариант программы «Треугольник» на «3 канале».

С той только разницей, что там аналогичный стол имеет очертания, соответствующие названию программы, а в «Магии кино» стол напоминает инсталляцию на мотив дыни с отрезанными макушками.

Разговоры в нынешней «Магии кино» иногда удивляют своим сходством с беседами на любых других каналах, корпоративно не связанных с высоким искусством.

Особенно это ощущалось в процессе беседы с Александром Гордоном. Он, конечно, снимает кино, но к кинематографу всё-таки пока не имеет прямого отношения.

Поэтому смешно не только то, что Гордон не любит Тарковского, но и очень серьёзный заинтересованный взгляд ведущих. Мол, объясните, пожалуйста, свою оригинальную позицию.

Но не может ведь Александр Гордон произвести аналитические процедуры и сделать вывод, что не любит Тарковского, потому что сам он не Тарковский и даже не Митта.

Нет, Александр Гордон вступает в сложные объяснения, что у Тарковского много символов, а не образов, а он, Гордон, любит, когда образы.

То, что символ и образ могут образовывать синтез, не укладывается в голове, похоже, ни у кого из присутствующих в студии. Поэтому ничто не мешает Гордону бросать пренебрежительные фразы о том, что у Феллини, боже мой, ну какие могут быть идеи, у него там нет никаких идей.

Чем слабее теплится неавторская форматная мысль, чем более стандартные клише она рождает, тем сильнее на ТВ звучит фамильярное пренебрежение к большому авторскому искусству.

На ТВ очень хотят доказать самим себе, что ничего там такого особенного не было, поэтому переживать о недосягаемости тех вершин совершенно не стоит.

Никита Михалков, сам когда-то снимавший авторское кино, более искренен сам с собой. Он явно желал бы вернуться к тем вершинам, хотя бы своим.

На формальном уровне он владеет тем языком, и в «Предстоянии» пытается его активировать. С многозначительным зависанием камеры перед какой-нибудь семантически насыщенной деталью вроде яблока.

Или с нарочитой символикой событий, как во время эпизода в церкви, когда вражеская бомба зависает на несколько мгновений на цепях лампады, позволяя Котову и немецкому солдату выбежать наружу.

Или с многозначительными воплями о смысле жизни в самые неподходящие экстремальные моменты.

Все эти приёмы, в которых угадывается стилистика авторского кино 1960—1980-х, опоздали на несколько десятилетий. Европейский авторский кинематограф лишь на первый взгляд сплошь построен на индивидуальном видении мира великими творческими персонами.

Их авторский взгляд неотделим от исторической реальности послевоенной эпохи, когда перед человеком стояли прежде всего проблемы мирной, неэкстремальной жизни.

Как правило, жажда смерти и тенденции суицида развиваются не тогда, когда в тебя стреляют, тебя бомбят, а тогда, когда никто на тебя, вроде как, не ведёт агрессивных атак.

Никто тобой сильно не интересуется. Живи себе, пока не надоест. И тогда человек мучительно соображает, как сделать, чтоб не надоело.

Время Феллини и Антониони, Бунюэля и Бергмана, Тарковского и Хуциева было той эпохой, когда у людей имелось достаточно сил и времени, чтобы ощущать вакуум жизненных ценностей, искать личные мотивации для жизни и вести личные поиски смысла бытия.

На взгляд многих сегодняшних студентов, больше погружённых в борьбу за выживание, а не в постижение истории искусства, герои того кинематографа просто маются дурью. Им просто делать нечего — жизнь у них слишком лёгкая и благополучная.

Реальность рубежа второго-третьего тысячелетий поставила крест на этой многотрудной деятельности по поискам смысла бытия. В сложных смыслах разочаровались.

А традиционные и простые не требуют доказательств, когда само право на относительно приемлемую жизнь надо каждый день отчаянно доказывать. Экономические проблемы сделали физическое выживание более серьёзной проблемой, чем выживание духовное.

Обилие новых форм социальной агрессии создаёт в мире атмосферу латентной экстремальности, которая всегда с тобой: и дома, и в метро, и в супермаркете, и в крутом внедорожнике, и в самолёте, и на скромном дачном участке. Смысл жизни — в её максимальном продлении, несмотря ни на что.

Страна снова пытается уйти на праздники, снова на долгие. Как свидетельствуют историки, на рубеже Ренессанса и Нового времени карнавальное буйство было прямо пропорционально тяжести ежедневного выживания. Чем хуже выдавался год, тем более отчаянно предавались праздникам. Видимо, люди не меняются с течением веков. Чем пуще кризис, тем плотояднее предвкушение праздничного загула.

Михалков и снимает своё кино про то, как страшно умирать и как хочется выживать. Но в режим дрожания за свою индивидуальную шкуру не вписывается то, что связано с поисками смысла жизни.

Когда герои авторского кино ХХ века искали подобные вещи, они это делали не только для себя и не для того, чтобы выжить. Беспокоиться за личную шкуру высокому герою вообще всегда было как-то неприлично.

А теперь и солдат Великой отечественной в «Предстоянии», и современные менты в «Глухаре…» прежде всего озабочены спасением собственной шкуры.

И это, увы, логично в духе времени.

Общество живёт страхом, что в принципе возможно взять и перестрелять вообще всех «хороших». И что будет тогда? Делать из этой идеи высокое искусство пока не научились.

Невозможность воспроизведения сегодня стилистики авторского кино второй половины ХХ века — последствие крушения неформальной личностной идеологии тех лет. Заменить её на что-то другое, не менее вдохновляющее, пока не удаётся.

Даже борьба с воровством идей, похоже, не актуальна. Когда в разные головы работников кино и телевидения своим ходом приходят одинаковые мысли, и воровства не надо.

Скудный ассортимент посредственных товаров советского времени заменяется в наши дни на скудный ассортимент идей. Общество не привыкло жить совсем без дефицита.




ОТПРАВИТЬ:       



 





Краткая история отечественного кино: от 1953 до 1991

От праздничной комедии до темы афганской войны

Продолжаем наш гид по истории отечественного кино. В этот раз разбираем вторую половину советской эпохи: от оттепели и «новой волны» до кооперативного кино и некрореализма.

07.12.2019 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Как вымышленные персонажи стали символами реальных протестов

С экранов в современную реальность

Джокер и Гай Фокс могут встретиться не только на косплей-вечеринке, но и на протесте! Рассказываем, как герои киноиндустрии превращались в главные знаки протестных акций.

30.11.2019 19:00, Павел Новиков, tvkinoradio.ru


Свобода и смысл жизни: наследие Сартра

15 величайших фильмов

В начале 20-го века в Западной Европе, особенно во Франции, обрёл популярность новый жанр литературы. Такие писатели, как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю начали писать о человеческом существовании и его кризисе, назвав это экзистенциализмом, философской теорией, в которой подчеркивается существование человека, определяющего своё собственное развитие и судьбу.

23.11.2019 19:00, cameralabs.org



Знаменитые советские актеры, которые умерли в нищете

Как спуститься с небес на землю

Даже самые яркие звезды гаснут. И здесь можно провести параллели со знаменитыми советскими актерами, которые блистали на экране, сыграли множество ярких ролей в кино, были любимы зрителями, но провели свои последние дни в нищете и умерли в забвении. Как же так получилось?

17.11.2019 19:00, Гузель Гайнитдинова, moiarussia.ru


Как это снято: «Девчата»

История легендарного советского фильма

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее.

16.11.2019 19:00, Роман Сорокин, tvkinoradio.ru


Со страниц произведений в визуальный мир

6 лучших зарубежных экранизаций отечественной классики

Авторский взгляд, попытки переосмыслить известные сюжеты и бережное отношение к источнику: вспоминаем шесть зарубежных фильмов по русской литературе, которые прошли проверку временем.

10.11.2019 19:00, Павел Новиков, tvkinoradio.ru


Убийство и психоделика

11 крутых фильмов от датского кинорежиссёра Николаса Виндинга Рефна

«Мне всегда нравились персонажи, которые под давлением обстоятельств должны трансформироваться, и в итоге неизбежно становятся теми, кем они должны стать», — говорит Рефн. Николас Виндинг Рефн — один из самых влиятельных режиссёров нынешнего поколения с уникальным стилем. Его фильмы сочетают напряжённость, захватывающий сюжет, акты жестокости и красочность с сюрреалистическим, артхаусным акцентом. Несмотря на то, что насилие стало неотъемлемой составляющей киновселенной Рефна, оно не разыгрывается хаотично или необоснованно. За ним всегда стоят оправдательные мотивы.

09.11.2019 19:00, cameralabs.org


«Джокер»: без любви человек впадает в безумие

«За всю свою жизнь я не чувствовал себя счастливым ни единого дня», — говорит Артур Флек и вскоре перевоплощается в сумасшедшего Джокера. И в этом главное послание фильма

Новый фильм компании «Уорнер бразерс» «Джокер» бьет рекорды популярности. Прежний персонаж второго плана, тот злодей, который противостоял Бэтмену, выходит из тени и делает это не только благодаря блистательной захватывающей игре Хоакина Феникса (Joaquin Phoenix).

07.11.2019 19:00, Марта Бжезиньска-Валещик (Marta Brzezińska-Waleszczyk)


Обратная сторона славы Вероники Лейк

Что скрывалось за фасадом благополучия ярчайшей звезды Голливуда

Вероника Лейк была одной из легенд Голливуда 1940-х гг. — она не только стала звездой экрана, но и ввела в моду стиль «пикабу» (длинные волнистые волосы, прикрывающие один глаз), которому позже подражали многие голливудские знаменитости. Однако вторая половина жизни актрисы стала расплатой за успех первой, а последние годы были по-настоящему страшными. Почему правительство США просило Веронику Лейк изменить прическу, из-за чего режиссеры отказывались с ней работать, и как она оказалась на краю пропасти, в полном одиночестве и нищете — далее в обзоре.

03.11.2019 19:00, kulturologia.ru






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.