Подписаться на обновления
29 маяПонедельник

usd цб 56.7560

eur цб 63.6689

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияНоосфера. Запуск
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Востребованное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Анна Яковлева   пятница, 29 апреля 2011 года, 18.00

Чьих будем?
Принято считать, что первобытный человек отличался аморфностью собственного «я»


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Ответ на вопрос «Ты чьих будешь?» предполагает то, что учёные сегодня называют идентификацией. Вопрос, задававшийся и себе, и незнакомому человеку, — из самых древних на земле, однако сегодня он неожиданно приобрёл небывалую остроту. Из первых, казалось прежде, незыблемых признаков идентификации — пол, возраст, образование, а и те, поди ж ты, как-то расплываются.

Пол теперь можно сменить, с возрастом бывает, что «сзади пионерка, спереди — пенсионерка» или наоборот, корочки об образовании ныне по прейскуранту приобретают, даже и не очень умея читать и писать, что уж говорить об остальных признаках.

Принято считать, что первобытный человек отличался аморфностью собственного «я», невыделенностью из рода. Причём наличествовала слитность с родом как синхроническая — жизнь человека неотделима от жизни соплеменников, так и диахроническая — человек даже физически чувствует себя частью цепи предков. С распространением христианства формируется личность в современном смысле слова: она ощущает свою уникальность, однако эта уникальность может реализоваться только в неком значимом целом. Самоидентификация — базовая потребность человека чувствовать себя частью более широкой общности и воспринимать эту принадлежность как ценность.

Однажды утром нежданно-негаданно мы проснулись в обществе постмодерна. А в этом обществе все (или некоторые, как в России) виды идентичности стали считаться репрессивными, а её сторонники — лохматыми ретроградами. Иваны, как внезапно выяснилось, должны не помнить родства не потому, что сироты или беспамятны, а потому, что это объявлено аморальным.

В США, например, идентичность требуют отменить, поскольку она «унижает» других, не имеющих таковой, и тем самым их дискриминирует. В России ситуация несколько другая: особо маркированными и подозрительными считаются самоидентификация «я русский» (чаще всего последует вопрос: «Значит, вы антисемит?») и «я еврей» («Значит, вы жидомасон?»). Зато референтными группами социально одобряемы самоидентификации типа «я татарин» или «я дагестанец». Можно предполагать, что из российских паспортов убрана графа «Национальность», в частности, и по этой причине. Но потребность в самоидентификации неистребима, и при дефиците оной возникают «придуманные традиции» — «воображаемые сообщества», конструируемые идентичности, imaginary communities, «пародийные симулякры», то есть изобретаются означающие без означаемого. Но сколько ни говори «халва»…

В зеркале социологии

С 1989 года ВЦИОМ, далее Левада-Центр, проводил пять волн исследования массового сознания, касающегося, в частности, и темы самоидентификации граждан. В 1989 году первое место заняла родительская самоидентификация, идентификация по признаку «советскости» оказалась на втором месте: гордились прежде всего тем, что «я — отец/мать такого-то», гордились тем, что «я — советский человек». Идентификация со своим местом проживания была лишь на восьмой позиции, а идентификация с общностью верующих — на двенадцатой.

В Российской империи этническая принадлежность подданных не фиксировалась. Главными социально-учётными группами были сословие и вероисповедание, этничность отмечалась только в переписи. Это не значит, что не было этнического самоопределения, размежевания и межэтнических конфликтов: ещё как! В Российской империи существовало чрезвычайно сложное «законодательство об инородцах», которое находилось в прямом противоречии с обычаем. По обычаю, то есть в народе, инородцами считались практически все нерусские в обиходном смысле слова. По которым это было видно (азиаты), про которых это было известно (поляки, немцы, евреи), а также вообще все, говорящие не на великорусском языке (даже украинцы, когда они настаивали на своей самобытности). Но в юридическом смысле к инородцам не относились ни немцы, ни грузины, ни татары, ни поляки. Инородцы составляли особое «этническое сословие», куда входило 13 категорий — от туземных племён Сибири до евреев.

Но далее, уже в России, «59% респондентов связывают себя с небольшим административным образованием, в котором проживают (городом, селом). С Россией в целом себя связывают лишь 28%, с одной из республик бывшего СССР — <1%, с Европой также — <1%».

Таким образом, идентификация с местом проживания перешла с восьмого места на первое.

Произошли также радикальные изменения с количеством россиян, идентифицирующих себя как верующие. Исходя из сопоставления ряда данных, возьмём примерную цифру, которая представляется адекватной: порядка 63—64% населения России можно считать верующими. Скачок самоидентификации по религиозному признаку с 4% (пусть это были данные по СССР, а последующие — по РФ) до 63—64% очень впечатляет, то есть с 12-го места этот способ самоидентификации перешёл на одно из первых.

Итак, есть все основания констатировать, что чувство общенациональной идентичности, основополагающее для полиэтничных, поликонфессиональных государств, рухнуло. Все параметры государственной идентификации отходят на задний план (в то время как «я француз» или «я американец» предполагает прежде всего именно гражданство). Вместо них выступают традиционные способы самоидентификации: территория, традиции, часто претерпевающие метаморфозы типа «я культурно православный, но в Бога не верю».

Исходя из социологических данных, подтверждаемых моими наблюдениями в Сети, большинству россиян действительно дороже всего обитание в своём небольшом административном образовании (региональная идентификация локального типа) и религиозность. «Дальний круг» идентификации, постепенно перерастающий в «ближний» и «дальний» «круги» негативной идентификации («чужие»), составляют: Россия в целом (всего 28% ассоциируют себя с Россией в целом!); одна из республик бывшего СССР; Европа и Америка — к ним россияне относятся хуже всего. Чужими и враждебными видятся многим россиянам Москва и Санкт-Петербург («зажрались», «по золоту ходят»). Несколько роднее оказываются такие же некрупные поселения, как «свои», но и они считаются обычно «хуже», потому что «мы пскопския», а в других местах, по слову Феклуши из пьесы Островского, живут «люди с пёсьими головами», или, как определяют этот феномен учёные, «стигматизированные чужие». Под стигматизацией в современной социальной психологии понимается наделение кого-либо определёнными чертами, признаваемыми обществом отрицательными, стигматизированные чужие — это отклонения от «нормы», они нежелательны, их следует бранить и дискриминировать. Иными словами, уровень солидарности между россиянами низок чрезвычайно.

Однако процесс стигматизации постиг и нынешнее своё «целое», по которому и проходит основная самоидентификация, — свою территорию. Люди ощущают, что и свой городок «стал чужим», «лица вокруг другие, не родные», «люди стали злые», и желанный образ тёплого приютного места не складывается. Прежние мифы городов и посёлков советского происхождения разрушены: «город-герой», «колыбель революции», «места боевой славы», «колхоз-миллионер», «автоград», «город физиков» и пр., а новые сами собой не складываются, ибо трудно нынче, глядя на наши места обитания, видеть вместо них эдем. И тогда в ответ на ощущаемую всеми потребность создаются новые мифы — мифы «малой родины», которые практически полностью замещают миф родины общенациональной.

Национально-государственная идентификация теперь отчётливо вытесняется этнической, сопровождаемой бурным этномифотворчеством.

Если прежние мифы городов и посёлков были связаны с их революционной или военной историей, с производственной специализацией, то нынешнее брендостроительство по разработке уникального имиджа поселений основывается, во-первых, на мифических, фольклорных персонажах или сувенирных традиционных русских символах. Родиной Деда Мороза с 1999 года объявляется Великий Устюг. Символом города Мышкина (Ярославская область) становится образ мыши, связанной, по легенде, с основанием города, и Музей мыши, там же — Музей льна и Музей валенка, старых символов Руси/России. Киров объявляется родиной кикиморы: уже отстроена резиденция кикиморы вятской, весной назначена свадьба кикиморы с домовым, в числе приглашённых — Колобок и Дед Мороз из Великого Устюга.

В стремлении сформировать привлекательный имидж города используется, во-вторых, обыгрывание букв русского алфавита, имеющих отношение, например, к названию города (проект в Перми в марте — июне 2010-го — очертания буквы П), или просто типично русских. Пример последнего — Ульяновск и пышная кампания по возвращению в употребление буквы «ё».

Локальная идентификация получила распространение, в-третьих, и в виде «возвращения к истокам», где истоки — язычество и вообще «самое древнее = самое истинное = самое настоящее», о котором достоверно мало что известно даже специалистам. То столица Татарстана объявляется тысячелетним городом. То депутаты Улан-Удэнского горсовета решительно заявляют, что столица республики немножко младше Дербента, но уж точно старше Великого Новгорода, Москвы, а также и Киева. Пока что буряты отмечают 345-летие своей столицы, но градоначальники хотят отметить 2,5 тыс. лет.

Истоки придумываются также и в язычестве. Где-нибудь в деревне или в лесу во время отпусков ходят в портах и рубахах, специально пошитых для такого образа жизни, готовят пищу на кострах, проводят свои ритуалы, молятся в священных рощах и т.п. В Сети существуют особые новоязыческие «ордена» и «центры», огромное количество ресурсов, сайтов, блогов, на которых пропагандируется «настоящая русско-славянская духовность» или какая-нибудь «исконно тюркская духовность». Реактуализируется миф о том, что чем древнее культура, тем она лучше, «истиннее»: золотой век всегда позади и именно к нему следует вернуться, чтобы наладить жизнь.

Фольклорные персонажи, буквы алфавита и выдуманное язычество являют собой фантомные виртуальные копии, ибо ни таких людей, ни такого язычества в реальности нет и никогда не было, а буква — это лишь знак, и только. Превращение же фантомов в бренды — это уже фантом фантома, копия копии, то есть симулякр, как сказали бы постмодернистские пижоны. И очевидно, что из забавной сувенирности, создаваемой прежде всего для привлечения туристов, государственность, национальная идея, общая для страны идентичность не вырастают. Даже если всех этих кикимор, Дедов Морозов, Илью Муромца с Урал-батыром, Перуна с Верепазом, ослушников, превращённых богом Юмо в пни, выстроить в хороводы и водить их под ручку с малороссийским Вием или оборотнями.

Самое удивительное произведение русской литературы — «Мёртвые души». О чём эта, с позволения сказать, поэма, как назвал её автор? Это книга о рабовладельцах и работорговле. О том, как ловкий жулик хочет войти в круг уважаемых рабовладельцев. И для этого совершает несколько мошеннических сделок по купле-продаже рабов. Но не живых, а мёртвых, которые по отчётам числятся как живые. Гы-гы-гы. Смеяться после слова «мёртвые». Эта ужасающая книга живо рисует состояние русского общества до середины 1840-х годов. Сатира? Если и да, то бессознательная. Гоголь думает, что высмеял афериста Чичикова, прожектёра Манилова, кулака Собакевича, шалопая Ноздрёва и пр. и пр. На самом деле он жестоко высмеял сам себя. Самая мёртвая душа — это автор вкупе с большинством его читателей-современников. Ни ему, ни им не приходит в голову простая, в сущности, мысль: одни русские люди, христиане, продают за рубли с копейками других русских людей, тоже христиан. И что это — мерзость.

Атеистами и новоязычниками, в полном соответствии с законами функционирования массового сознания, высказывается и требование законодательно запретить печатание и распространение Библии на том основании, что там описываются «нехорошие» вещи: убийства, инцест, содомитство и пр., а следовательно, Библия именно их и «пропагандирует», «оправдывая всё это, а также порнографию и терроризм» (из блогосферы).

Таким образом, наблюдаются два взаимосвязанных процесса: чем больше люди идентифицируют себя как верующие и жители своей территории «шаговой доступности», то есть по локальным и частным признакам, интегрирующим отдельные группы, тем больше усиливается дезинтеграция с другими группами населения, распадение на «удельные княжества», на племенные сознания — при отсутствии того общего «цемента», который организует эти многочисленные идентификации в единое целое.

В таких условиях формируется очень примитивная, плебейская культура, а человек становится похож на кочевника и существует как элемент номады. То есть человек уже не является частью общества, он мыслится как некая среда, среда для функционирования той или иной территории, и как среда, употребляемая той или иной религией. Человек становится объектом, среда — субъектом. Возвращается синхронический симбиоз «я» и локальной группы, как, видимо, и диахронический, или «роевое сознание», по слову Л. Толстого, на самом деле совершенно архаического происхождения.

Таким образом, локальная идентификация русских, осуществляемая прежде всего на основе символов русского фольклора (кикиморы и пр.), традиционных вещей — русских символов (валенки), символов праисторического прошлого и на основе букв русского алфавита, так или иначе претендует на статус новых памятников культуры и новой мифологии России, в совокупности — её «национальной идеи», ибо других претендентов на статус таковой не видно. Но претензии эти, как очевидно, несостоятельны.

Америка и Европа. Негативная идентификация

Согласно исследованиям Левада-Центра в феврале 2010 года, 73% опрошенных воспринимают США как агрессора. При отчётливо отрицательном массовом отношении к Европе отдыхают за границей один раз в год и чаще 6%, никогда — 82%.

Согласно другим исследованиям, эти цифры ещё меньше: хотя бы однажды за границей побывали всего 4% россиян. То есть российское массовое сознание Европы не знает и испытывает к ней амбивалентное чувство притяжения/отталкивания. При этом большинство россиян (71%) не считают себя европейцами, а почти половина опрошенных уверены, что ЕС представляет угрозу для России.

Если европейская модель развития россиянам не близка, то, быть может, им мила азиатская? Мы — не Европа, мы — Азиопа? Сегодня сторонников таких прямо противоположных утверждений в России поровну. Правда, непонятно, следует ли тогда нам перенимать ценности племенных кочевников, охотников и разбойников, мудрость Чингисхана…

Встречаются ещё и упоминания об «особом пути» развития России, но вполне невнятные. Нет единой Европы, как нет и единой Азии, а «особый путь» есть у всякого европоориентированного государства, как и у всякого азиеориентированного.

За последние полгода официальные лица Германии, Великобритании и Франции заявили, что проект мультикультурализма провалился и именно жёсткая национально-государственная идентичность способна удержать Европу в аутентичных традициях. У нас же новые мифы, связанные с узколокальной идентификацией, на фоне валом растущей неконтролируемой миграции при высочайшей коррумпированности милиции/полиции ведут лишь к развязыванию этнофобий и этноцентризма, религиозной розни и могут быть обозначены как социально-психологическая регрессия и идеологическая основа сепаратизма. Тут не действуют простые арифметические правила. Из отдельных частей, единичек, городков, пиарящихся как главные символы России, из отдельных верований, исходя из которых иные верования должны быть ассимилированы или уничтожены, не может сложиться общее национальное самосознание, то есть собственно главная для всякого государства идентификация: центробежные тенденции не создают центростремительных.

Цивилизационная плёнка в СССР оказалась слишком тонкой, а когда пропадает цивилизационный цементирующий фактор, в соответствии с принципом регрессии общество возвращается к феодализму или родоплеменному уровню развития, к трайбализму. Так чьих мы будем?




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Цифровая загробная жизнь

Как меняется культура памяти

Ученые до сих пор спорят о влиянии digital-технологий на память человека. С одной стороны, люди оцифровывают большую часть жизни — пишут посты и выкладывают фотографии — и должны лучше все запоминать. С другой стороны, когда любой факт можно найти за пару кликов, нет необходимости напрягаться и держать в голове лишнюю информацию.

28.05.2017 03:00, Anna Dokuchaeva


Свободна и счастлива

Правда о жизни после развода

– Как тебе не стыдно, ты же мать, – говорит одна подруга другой на одном дыхании, почти хэштегом. #Тыжемать (видела, кстати, на днях такую футболку) влюбилась в мужчину (который ей не муж) и хочет развода. Понятно, что все сложно: все замужем/женаты, у всех своя долгая история странных и корявых отношений, совместных домов, совместных детей, совместных собак.

27.05.2017 03:00, Арина Холина, beautyhack.ru


Отложенная жизнь

Завтра может не наступить

У мамы в серванте жил хрусталь. Салатницы, фруктовницы, селедочницы. Все громоздкое, непрактичное. Раньше так было принято: купить и ждать, когда начнется настоящая жизнь. А потом мама заболела…

26.05.2017 02:00, Ольга Савельева, olga.poputi


Продажа неба или лишение иждивенческой невинности

Мнения моих друзей по поводу «реновации» разделились, но на прошедшем 14 мая митинге можно было увидеть и услышать много любопытного, и самые лояльные граждане стали выказывать негодование по поводу действий властей. Значит, есть повод задуматься... Группа «Москвичи против сноса» в Facebook даёт возможность следить за развитием самосознания граждан онлайн.

24.05.2017 16:00, Юрий Нечипоренко


Обязательный ЕГЭ по истории

В чем проблема новой инициативы министерства образования?

18 мая министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что в 2020 году ЕГЭ по истории станет обязательным для выпускников всех российских школ. Известный историк Александр Каменский рассказал «Теориям и практикам», почему еще один обязательный экзамен может вызвать у учеников совсем не ту реакцию, на которую рассчитывают в министерстве образования.

24.05.2017 13:00, Olesia Vlasova


Сложное либидо

4 ответа Михаила Лабковского на вопросы об интимных отношениях

Стоит признать, что секс — важная часть отношений. Мы хотим нравиться, быть привлекательными и желанными, но так бывает, что это не всегда это взаимно. Известный психолог Михаил Лабковский рассказывает о способе поменять свое либидо, необходимости отказаться от стереотипной «женственности» и предотвращении измен.

24.05.2017 11:00, womo.ua



«Убедительно просим Вас остановить разрушение, происходящее в России...»

Открытое письмо президенту Российской Федерации В. В. Путину

Публикуем открытое письмо президенту России Владимиру Путину от отделений и членов Исполнительного комитета Международной Лиги защиты культуры по поводу уничтожения Музея имени Н. К. Рериха.

23.05.2017 14:00


Реновация, или игра в наперстки

Снос пятиэтажек в Москве и переселение 1,6 млн человек в новые дома — одна из самых обсуждаемых тем последних недель. Чаще всего говорят о нарушении прав собственности, о нарушении Конституции. Это все верно, и борьбу за права граждан необходимо продолжать. Но надо понимать и отдавать себе отчет в том, что в России этот самый главный документ не действует. Даже решения Конституционного суда у нас не исполняются едва ли не десятилетиями: на сегодняшний день не исполнено 35 постановлений, причем два из них — еще с 2008 года.

23.05.2017 13:00, Сайт Григория Явлинского, политика, экономиста, кандидата в президенты РФ


Элизабет Гилберт: «То, что вы ищете, ищет вас»

В чем разница между увлечением, работой, профессией и призванием

Я получаю множество вопросов от людей, которые ищут в своей жизни цель и смысл. Я также получаю множество вопросов от людей, которые просят совета в связи с профессией – особенно это касается творческих профессий. А еще я получаю множество вопросов от людей, которые пребывают в полнейшем замешательстве относительно того, куда и почему движется по жизни их энергия. И я подумала, что для тех, кто ищет в жизни цель, смысл и направление, сегодня будет полезно провести различие между четырьмя очень важными словами, относящимися к тому, как мы проводим свою жизнь.

23.05.2017 02:48






 

Новости

Взрыв на стадионе «Манчестер Арена» в Великобритании
На стадионе «Манчестер Арена» в городе Манчестер в Великобритании, где вечером 22 мая проходил концерт американской певицы Арианы Гранде, прогремел взрыв.
Фестиваль Day & Night от Organic People
20 и 21 мая на одной из площадок центра дизайна ARTPLAY состоится мероприятие Organic People Market Day & Night в рамках акции «Ночь в музее».
Путин подписал указ против анонимности в интернете и за регулирование похожих на СМИ сервисов
Перед правительством России поставлена задача заняться регулированием интернет-сервисов, похожих на СМИ, но ими не являющимися. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», подписанную президентом.
Приглашаем принять участие в конкурсе
Конкурс «Информация в открытом доступе и культура свободного использования» посвящен современным тенденциям авторского права в России и за рубежом и открытому доступу. В числе тем – национальные программы открытого доступа, применение свободных лицензий и правовые стандарты научной коммуникации.
С 1 по 12 июня в Москве пройдет исторический фестиваль «Времена и эпохи. Собрание»
В рамках фестиваля будут работать 5 парковых и 25 тематических городских площадок по всей Москве.

 

 

Мнения

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.