Алексей Сиднев: «Я мечтаю, чтобы у каждого человека была достойная старость»
Достойная, безопасная, активная и здоровая жизнь пожилых людей во всем мире – ключевая задача HelpAge International, существующей уже более 30 лет. Как с помощью Global AgeWatch Index измеряется уровень жизни пожилых людей нашей планеты, как НКО могут повлиять на государственную политику и как узнать, кому действительно нужна помощь? «ЧасКор» поговорил с Кьярой Фабрицио (Chiara Fabrizio), менеджером по развитию в странах Восточной Европы и Центральной Азии, базирующейся в региональном офисе в Бишкеке, Кыргызстан.
— Кьяра, расскажите, с чего всё началось?
— Отдельные разрозненные организации, занимающиеся проблемами пожилых людей в разных регионах, существуют уже достаточно давно. Но до определенного момента они не пытались стать единым целым, чтобы решать вопросы совместными усилиями. Идея всемирной сети организаций родилась во время встречи под председательством сэра Лесли Кирклея (Lesley Kirkley), члена Международного комитета по делам престарелых, в 1980 году. Это было время войн в Эфиопии и Сомали, и довольно скоро стало понятно, что ни одной организации нет дела до присмотра за пожилыми беженцами. Так возникла мысль о необходимости лоббирования их интересов и развитии всяких специальных программ, начиная с социальной защиты и заканчивая заботой о зрении.
В ноябре 1983 года 5 организаций из Англии, Индии, Кении, Канады и Колумбии объединились для создания международной сети, получившей название HelpAge. В 1988 году Марк Горман (Mark Gorman), на данный момент являющийся советником по международному стратегическому развитию HelpAge, взялся за развитие сети, которая сейчас насчитывает более 100 организаций непосредственно в своих рядах и ещё множество партнёров в 65 странах по всему миру.
— В чём принципиальное различие в работе организаций, проводимой до объединения и после?
— Совместная работа делает тебя частью общемирового движения. Раньше это были организации, преследующие различные цели, но их представители периодически собирались вместе, чтобы обсудить возможные действия в конкретных условиях и странах. Быть часть общего движения означает разделять единые стремления и ценности и иметь одинаковый взгляд на положение вещей. Это способствует самосовершенствованию путем обмена информацией и опытом и увеличивает шансы на охват наиболее нуждающихся в поддержке пожилых людей по всему миру, а также облегчает поиск инновационных подходов к улучшению их жизни.
— Какие достижения вашей организации вы считаете самыми значимыми?
— Мы очень многого достигли в 2012-2013 годах:
673 000 пожилым людям была оказана помощь в проблемах, связанных со здоровьем, ВИЧ-инфицированием и общей заботой
624 000 пожилых людей стали получать более высокие пенсии или иные социальные льготы
230 000 пожилым людям была оказана экстренная помощь и поддержка в восстановлении
2 000 организаций помогли 200 000 пожилым людям отстоять свои права и добиться оказания положенных им услуг
Самая крупная компания по привлечению внимания к нуждам пожилых людей прошла в 62 странах с общим числом участников в 94 000 человек
Наша мировая сеть стала насчитывать 103 членов в 66 странах
Кроме того, в 2013 году мы отпраздновали свой 30-летний юбилей запуском программы «Старение в XXI веке: Триумф и Вызов» совместно с фондом народонаселения ООН (ЮНФПА). Мы участвовали в заседаниях рабочей группы ООН открытого состава по проблемам старения, а также лоббировали включение интересов пожилых в разработку новой глобальной программы Целей Развития Тысячелетия (Millennium Development Goals). Наградой за наши старания можно считать последовавший рост социальных нестраховых пенсий в Латинской Америке. Мы будем и впредь содействовать увеличению социальных пенсией по всему миру.
— Какая страна предоставляет наилучшие условия для пожилых людей и почему?
— Согласно статистике Global AgeWatch Index за 2014 год, лучшей страной для пожилых людей является Норвегия. Первая десятка полностью состоит из стран Западной Европы, за исключением Японии. Норвегия занимает первое место по гарантии дохода с наивысшим ВВП на душу населения в своем регионе. Она также занимает первое место по возможностям трудоустройства с уровнем занятости среди пожилых людей примерно на 15% выше среднего значения по региону (70.9%). В Норвегии также самые высокие показатели по уровню образования среди пожилых людей (99.4%), по обеспечению безопасности (86%) и обеспечению гражданских свобод (96%) для пожилых людей.
— Какая страна из тех, с которыми вы работаете, наиболее восприимчива к переменам?
— В регионе Восточной Европы и Центральной Азии страна, которая сейчас наиболее восприимчива к переменам, это Украина. Но политическая нестабильность смещает акцент в нашей работе на оказание чрезвычайной помощи и затрудняет разработку и реализацию долгосрочных проектов.
Еще одной страной, которая демонстрирует высокий потенциал к позитивным изменениям, является Молдова, где наш офис успешно присоединился к глобальной дискуссии по теме прав пожилых людей на уровне ООН и провёл с ними целенаправленную работу. Молдова также может служить в качестве платформы для тестирования новых подходов и тенденций в работе по обслуживанию сообщества, которые затем можно практиковать по всему региону.
— Какие страны и регионы на данный момент являются самыми проблемными для работы с ними?
— Работать со странами и регионами может быть трудно в силу ряда причин. В некоторых странах у нас нет офиса, и мы осуществляем работу через наши филиалы или партнеров. Даже тогда, когда с нашей стороны есть острая необходимость, наш партнер может не иметь возможности или заинтересованности участвовать в действиях, которые мы предлагаем.
В других случаях, политическая нестабильность и проблемы безопасности значительно снижают наши возможности для маневров, как например на Украине.
Ещё одна возможная проблема – это отсутствие финансирования, направляемого на нужды пожилых людей, в самой стране или от международных доноров в целом. С этой проблемой мы сталкиваемся в настоящий момент, например, в России.
— Откуда вы получаете деньги?
— Преимущественно, наш бюджет складывается из денег, поступающих от нашего великобританского партнера по привлечению средств Age International, за счёт помощи от правительства Великобритании, от Европейского союза и от Шведского агентства международного сотрудничества в области развития (SIDA).
Нижеследующий график отражает наши мировые финансовые потоки:
31% Age International
3% Фонд Большой Лотереи
6% Комитет Чрезвычайной Помощи
9% Европейский Союз
20% Прочие дотации
11% SIDA (Шведское агентство международного сотрудничества в области развития)
13% Помощь от правительства Великобритании
7% Подразделения ООН
Деньги, полученные со всех концов света, перераспределяются по регионам в соответствие с годовым бюджетом, планами и показателями.
В регионе Восточной Европы и Центральной Азии главным дарителем остается Европейский Союз с небольшими пожертвованиями от ООН и благотворительных организаций (Красный крест, World Jedish Relief).
— Как ещё люди могут помочь вам помимо перечисления денег на счёт? У вас есть какие-то волонтерские центры?
— Офис каждой страны и региона организует волонтёрское портфолио исходя из целесообразности и потребностей для данного места. У нас нет общего волонтёрского центра или реестра. Age UK (великобританский участник нашей организации) имеет широкую сеть благотворительных магазинов, розничных акций, финансовых услуг и прочих возможностей для найма волонтеров. В восточно-европейском и среднеазиатском регионах мы прибегаем к помощи волонтеров во время определенных мероприятий путем специально анонсированных запросов. Надо заметить, что большинство наших проектов опираются на сообщества пожилых людей (Older People’s Groups - OPGs) – группы пожилых волонтеров, которые заботятся о других членах сообщества и присматривают за ними. Вся деятельность, проводимая OPGs, является волонтёрской.
— Что для вас в приоритете – поддержка конкретных нуждающихся людей или попытка повлиять на законы и позицию государств в отношении пожилых людей?
— HelpAge работает в интересах пожилых людей во всем мире, стараясь дать им голос и добиться соблюдения их экономических и общечеловеческих прав, чтобы они могли жить достойно и активно. HelpAge выступает в качестве советника при правительствах, чтобы обеспечить надлежащие политические рамки, которые гарантируют социальную защиту в старости. Другими словами, приоритетом HelpAge является забота о нуждающихся пожилых людях, но это не означает, что мы принимаем враждебную позицию по отношению к властям. Как правило, мы состоим в рабочих группах и участвуем в дискуссиях по социальной политике под руководством правительства.
— Вы сами находите людей, нуждающихся в помощи, или они обращаются к вам?
— Мы разрабатываем проекты, руководствуясь, в первую очередь, анализом потребностей. Другими словами, мы определяем: а) есть ли потребность и какая именно; б) какое место в обществе занимают нуждающиеся. Для получения этих данных мы опираемся на местные власти, социальных работников и общественных деятелей, которые могут быть религиозными лидерами, учителями или медицинскими работниками. Эти люди знают свои сообщества куда лучше наших менеджеров по развитию и могут указать нам правильное направление для поиска маргинальных и наиболее уязвимых людей.
— На вашем сайте helpage.org очень много живых и красочных историй конкретных людей. Откуда они берутся?
— Это иллюстрации к тем проектам, которые мы осуществляем по всему миру. У нас есть информационно-пропагандистская команда в Лондоне и региональные менеджеры, которые следят за нашими публикациями, пресс-релизами, фотографиями, видео-материалами и активностью в социальных сетях. Мы также прибегаем к интерактивным методам, чтобы достучаться до сознания людей. К примеру, размещаем тесты, наводящие на размышления о демографических показателях, на которые мы закрываем глаза, хотя они касаются каждого из нас, а не только сегодняшних пожилых людей или тех, кто ими станет завтра. Вот пример одного из таких тестов: helpage.org
— Расскажите о ваших проектах, например, о Global AgeWatch Index, который уже упоминался, и прочих…
— Global AgeWatch Index является на данный момент единственным инструментом измерения уровня жизни пожилых людей нашей планеты. Он использует сопоставимые в международном контексте данные для оценки благополучия пожилых людей по четырем показателям: доходы, здоровье, образование и профессиональные навыки, и условия проживания. В версии 2013 года проект охватил 91 страну. Самый лучший показатель оказался у Швеции, а самый низкий у Афганистана. Россия заняла тогда 78-е место, в 2014 году поднялась на 65-е. Более полную информацию по статистике и профайлы каждой конкретной страны, включая описание политической среды и социально-экономической составляющей, можно найти на сайте www.globalagewatch.org. 1-го октября, в Международный день пожилых людей, была опубликована вторая по счёту версия Global AgeWatch Index с обновленными статистическими данными.
Другой интересный проект – это сайт PensionWatch, инструмент для измерения и сравнения нестраховых социальных пенсий в разных странах. С ним можно ознакомиться по этой ссылке: www.pension-watch.net.
— Расскажите о вашей деятельности на территории стран бывшего СССР?
— Тогда как в России и всех прочих странах региона мы осуществляем работу через наших партнеров, являющихся независимыми организациями или фондами, разделяющими ценности и миссию HelpAge, в Молдове и Кыргызстане мы уже довольно давно ведем наши программные работы через местные офисы нашей организации. Офис в Кыргызстане был открыт в 2003 году и занимался с момента своего создания решением различных проблем: социальная защита пожилых людей, миграция, профилактика неинфекционных заболеваний, сезонная бедность, чрезвычайные ситуации и жестокое обращение с пожилыми людьми.
В настоящее время мы реализуем два проекта. Один из них направлен на предоставление экспертных знаний и поддержку Министерства социальной защиты в реформировании национальной пенсионной и льготной систем. Второй проект, финансируемый ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), направлен на снижение и предотвращение конфликтов на юге Кыргызстана за счёт посреднической роли пожилых людей в их сообществах и повышения уровня информированности о льготах и пособиях для пожилых людей и детей.
Молдавский офис работает над сходными задачами и в настоящее время реализует три проекта. Первый сфокусирован на проблемах ущемления и соблюдения прав пожилых людей, а два других направлены на решение вопросов здравоохранения в сотрудничестве с группами волонтеров и правительством.
— Как вы оцениваете положение пожилых людей в России?
— В соответствие с данными Global AgeWatch Index за 2013 год, пожилые люди в России хорошо образованы и имели или продолжают иметь хороший уровень доступа к рынку труда. Они, как правило, могут рассчитывать на гарантированный доход, даже с учетом того, что экономическое процветание привело к увеличению разрыва между пожилыми людьми и остальным обществом. Доступ к услугам здравоохранения, с другой стороны, ограничен или недостаточен и, как следствие, ожидаемая продолжительность жизни, а тем более здоровой жизни, в 60 лет довольно низкая. Кроме того, пожилые люди имеют ограниченный доступ к использованию транспорта, часто живут в изоляции и не чувствуют себя физически защищенными, что оказывает негативное влияние на их повседневную жизнь и социальное взаимодействие.
— Есть ли у вас планы по распространению своей деятельности в России? Что для этого необходимо?
— HelpAge International в настоящее время реализует в России финансируемый Европейской комиссией проект в партнерстве с общественным фондом «Доброе дело». Проект «Усиление сельских организаций пожилых людей в России» направлен на развитие и поддержание сети из 20 неправительственных организаций, работающих с пожилыми людьми в Каменск-Уральском и Рубцовском районах над развитием их потенциала для предоставления услуг, государственного мониторинга и влияния на власть. После первого года проекта общее число пожилых людей, воспользовавшихся новыми услугами или получивших информацию о доступных для них услугах, составило 2853 (2370 в Каменск-Уральске и 483 в Рубцовске). 20 НКО упорядочили свои организационные возможности и 3000 пожилых людей включились в проектную деятельность в качестве волонтеров. Мы будем продолжать работать в России через наш партнерский фонд «Доброе дело», который является членом мировой сети HelpAge. В то же время, мы заинтересованы в том, чтобы присоединиться к дебатам на тему старения в стране. Участие во 2-й национальной конференции «От стареющего общества к обществу для всех возрастов», организованной фондом Тимченко, является следующим шагом в этом направлении. В рамках конференции в ходе сессии «Негосударственные социальные программы для пожилых людей: практика и оценка эффективности» и на пленарном обсуждении национальной стратегии по проблемам старения мы представили результаты Global AgeWatch Index 2014.
Беседовала Анисия Борознова
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Cтарение неизбежно. Взросление выборочно.
Старые люди обычно не сожалеют о сделанном, они скорбят о том, чего они не успели сделать. - Жить дольше.
Ещё раз о теориях старения и старом рецепте молодости. - Ритмы обновления человеческого организма.
Известно, что клетки в нашем организме обновляются. Но как это происходит? И если клетки постоянно обновляются, то почему тогда наступает старость, а не длится вечная молодость? - О теориях старения и поисках вечной жизни.
- Город без ограничений.
Что делает городскую среду удобной для всех возрастов? - Кризис роли бабушки.
Выдержки из заметок «о новом быте». - Пролетая над гнездом Альцгеймера.
В Москве показали испанский социальный мультфильм «Морщинки». - 5 книг о либерализации старения.
Что читать об изучении пожилого возраста, рассказывает директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС Дмитрий Рогозин. - Разумная жизнь на стареющей планете.
Как шахматы и детские головоломки могут предотвратить болезнь Альцгеймера? - О старости.
Судьба благословила меня, дав мне дожить до седых волос, до времени, когда мой юный смех навсегда отпечатался глубокими бороздами на моем лице.