Подписаться на обновления
21 июняЧетверг

usd цб 63.6175

eur цб 73.6118

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Артем Пудов   среда, 21 января 2015 года, 16:00

Четыре дня на «Возвращение»
В Москве прошел XVIII фестиваль камерной музыки «Возвращение»


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В начале января в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского состоялся XVIII фестиваль камерной музыки «Возвращение» - событие, ставшее уже традиционным в мире музыкальной Москвы. При подготовке фестиваля впервые авторы идеи и художественные руководители фестиваля, скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков, прибегли к системе краундфандинга – коллективного сотрудничества людей, объединяющих свои средства ради какого-то одного общего дела. Был создан аккаунт на российском сервисе краундфандинга «Planeta.ru», и совместными усилиями удалось собрать нужную сумму на дальнейшее развитие «Возвращения».

Состоялись четыре тематических концерта – «Шостакович», объединяющий музыку композиторов, так или иначе связанных с Дмитрием Шостаковичем (6 января), «Автоцитаты» (8 января), состоящий из музыкальных произведений авторов, неоднократно использовавших свои ранние наработки, «Эффект Вертера» (10 января), посвященный сложной теме самоубийства и финальный «Концерт по заявкам» (12 января).

Вечер 6 января открыло «Трио для кларнета, скрипки и фортепиано» (1949) композитора Галины Уствольской в блестящем исполнении Антона Дресслера (кларнет), Аси Соршневой (скрипка) и аргентинской пианистки Ингрид Флитер. В раннем сочинении Уствольской затейливо сплелись воедино медитация, тревога, возвышенная грусть и религиозная отрешенность, что, впрочем, свойственно и другим, более поздним работам композитора. Трио музыкантов смогло ярко передать своеобразное задумчивое настроение произведения Галины Уствольской, дух ее строгой, внутренне сосредоточенной музыки.

Мы всегда возвращаемся к нескольким программным принципам фестиваля. Это 3 тематических концерта (на этот раз их темы мы сформулировали как «Путевые заметки», «Война» и «Исход») и традиционный «Концерт по заявкам» исполнителей. Все так же на Фестивале не повторяется музыка - все произведения исполняются только один раз. Ну, и так получается, что в четырех концертах каждый год принимает участие 35-45 музыкантов. Это количество никак не «программируется» - просто оказалось, что это необходимое число артистов. Собственно, из правила не повторять темы концертов и произведения и состоит новизна каждого следующего Фестиваля.

Несколько слов необходимо сказать о личности композитора, которая, как и творчество Галины Уствольской, до сих пор не до конца изучена, исследована, однако музыку композитора нередко включают в концертные программы академической музыки, и выходят новые записи ее произведений. Так, в 2014 году на одном из престижных лейблов академической музыки ECM New Series вышел диск с тремя произведениями Уствольской. В его записи приняли участие знаменитые музыканты – скрипачка Патрисия Копачинская, пианист Маркус Хинтерхаузер и кларнетист Рето Биери.

История взаимоотношений Галины Уствольской и Дмитрия Шостаковича весьма интересно и ярко передает личностные качества обоих композиторов. Шостакович восхищался музыкой своей способной ученицы, посылал автографы сочинений и всячески отмечал творческую силу Уствольской, однако сама Галина Уствольская впоследствии отзывалась о Дмитрии Дмитриевиче с явной неприязнью. В книге «Галина Уствольская. Музыка как наваждение» петербургский музыковед Ольга Гладкова предлагает читателям собственную трактовку такой дружбы-неприязни: «Учитель не привил ученице своих главных качеств: умения лавировать, всеядности и плодовитости. И не преемницей Шостаковича, скорее, его антиподом кажется Уствольская не только по содержанию музыки, но в языковом отношении... Шостакович был многоликим, Уствольская – монолитной, он обращался к массам, она – к своему внутреннему «Я». Философское начало музыки Уствольской имеет явный оттенок солипсизма: мир существует во мне, и он богат и самодостаточен».

В концерте, продолжавшемся два с половиной часа, прозвучали четыре произведения Иоганна Себастьяна Баха: «Прелюдия и фуга до-минор из I тома «Хорошо темперированного клавира», BWV 847 (1722) – Ксения Башмет, «Прелюдия и фуга соль-минор из II тома «Хорошо темперированного клавира», BWV 885 (1740) – Яков Кацнельсон, «Прелюдия и фуга си-бемоль мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира», BWV 867 (1722) - Михаил Мордвинов, «Прелюдия и фуга до-диез минор из I тома «Хорошо темперированного клавира», BWV 849 (1722) – Александр Кобрин.

Дмитрий Шостакович любил и высоко ценил музыку Баха, о чем напоминают «отзвуки» великого композитора в ряде сочинений из объемного творческого наследия Шостаковича. Мощный и сложный цикл «24 прелюдии и фуги» Дмитрия Шостаковича был написан по образу «Хорошо темперированного клавира» Баха.

Музыка Баха в наше время – универсальный язык, доступный и искушенному слушателю, и менее «подкованному» любителю. Количество интерпретаций Иоганна Себастьяна Баха на данный момент превышает все мыслимые значения, но лишь отдельным профессионалам удается привнести свое понимание Баха в давно известные мелодии. К числу таких исполнителей относится пианист Антон Батагов, в 2014 году исполнивший на сцене ММДМ программу из произведений Баха, а также, безусловно, четыре пианиста-участника концерта. Музыка Баха в версии Ксении Башмет приобрела проникновенные черты, Яков Кацнельсон сыграл этого композитора сдержанно и аристократично, Михаил Мордвинов сделал основной акцент на скрытые эмоции, содержащиеся в музыкальных работах Баха, а Александр Кобрин добавил романтическое начало, свойственное исполнительской манере этого пианиста.

Продолжило программу «Трио для флейты, альта и арфы, соч. 127» (1979) Мечислава Вайнберга, исполненное Марией Алихановой, Сергеем Полтавским (альт) и Татьяной Осколковой. Вайнберга широкая публика знает как автора музыки к фильму «Летят журавли» и мультфильму «Винни-Пух», однако основная часть его камерных и симфонических сочинений остается малоизвестной. Впрочем, последние годы отмечены новым витком интереса к музыке Вайнберга. В частности, знаменитый скрипач Гидон Кремер и его камерный оркестр Kremerata Baltica выпустили в прошлом году на том же лейбле ECM New Series двойной альбом с пятью большими произведениями Мечислава Вайнберга (номинация на премию Grammy) и исполнили на «Декабрьских вечерах-2013» в ГМИИ имени Пушкина новую «вайнберговскую» программу.

Мечислав Вайнберг близко общался с Дмитрием Шостаковичем, был его другом, музыкальным партнером и одним из самых верных последователей. Шостакович также очень высоко ценил дарование Вайнберга, относился к нему с большим уважением. О музыке Вайнберга спорят, обсуждают трагические подробности жизни композитора. Одни считают его оригинальным и самобытным композитором, другие – фактически лишь подражателем Дмитрия Шостаковича, но, какой бы точки зрения не придерживались зрители первого концерта фестиваля «Возвращение», они могли просто насладиться музыкой «Трио» Вайнберга, неординарного человека и талантливого композитора. Тревожная флейта, меланхоличные звуки арфы и эмоциональный альт составили основу этой композиции.

Первое отделение завершила «Соната №1 для скрипки и фортепиано» (1963) Альфреда Шнитке в исполнении Романа Минца - скрипача, одного из бессменных организаторов фестиваля и пианистки Екатерины Апекишевой. Вот что говорил сам Шнитке о влиянии Шостаковича на его произведения («Беседы с Альфредом Шнитке» 1994 года, составитель и автор вступительной статьи – Александр Ивашкин): «Ну, возьмем феномен его формы - первое, что приходит в голову. Долгие развития, длинные кульминации - все это присутствует у меня не потому, что я подражаю Шостаковичу, но потому что я вырос в среде, в атмосфере, связанной с его музыкой. И даже не вдаваясь в окончательную ценность этой среды - у меня не было выбора, когда я складывался!..» «Соната №1» Шнитке включала несколько музыкальных цитат из Шостаковича, соединяющего, по мнению Соломона Волкова, современников с «уже ушедшим миром и ушедшими людьми, еще продолжающими существовать в нем». Минц и Апекишева продолжили и без того непростую программу вечера сложнейшей камерной пьесой уникального русского композитора Альфреда Шнитке, преподнесенной мощно, напористо. Традиционно переполненный зал отблагодарил музыкантов громкими аплодисментами.

Во второй части концерта 6 января прозвучали «Песни странствующего подмастерья» (1885) Густава Малера, «Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели, соч.18/5» (1945/1955) Георгия Свиридова и «DSCH» для кларнета, тромбона, виолончели и фортепиано» (1969) Эдисона Денисова.

Первый вокальный цикл Малера исполнили Илья Кузьмин (баритон) и Яков Кацнельсон (фортепиано). Текст Малера, сама музыка и общая концепция произведения отсылает к романтическому, наивному мировосприятию малеровской эпохи, что вполне удалось передать музыкантам . Дмитрий Шостакович всегда относился к музыке Густава Малера с огромным восхищением и неподдельным интересом. Любопытно, что к Малеру через Шостаковича в свое время пришел и Альфреда Шнитке.

Выдающийся русский композитор Георгий Свиридов в молодости также испытал влияние музыки Дмитрия Шостаковича, создав под его влиянием ряд произведений, малохарактерных для своего позднего периода. К сожалению, после долгого и напряженного общения пути Свиридова и Шостаковича окончательно разошлись – и по композиторским, и по идейно-мировоззренческим установкам. Квинтет Свиридова, написанный в 1945 году и переработанный в 1955 году, сыграли Михаил Мордвинов (фортепиано), Алиса Маргулис (скрипка), Марьяна Осипова (скрипка), Андрей Усов (альт) и Евгений Румянцев (виолончель). Произведение, на равных сочетающее экспрессию и утонченный мелодизм, позволило творчески «раскрыться» каждому участнику квинтета.

Завершился концерт пьесой Эдисона Денисова «DSCH» - Игорь Федоров (кларнет), Аркадий Старков (тромбон), Петр Кондрашин (виолончель) и Александр Кобрин (фортепиано). Отношение Денисова к Шостаковичу менялось со временем: с одной стороны, Денисов всегда чувствовал себя благодарным Дмитрию Шостаковичу, так как именно он настоятельно посоветовал Денисову бросить карьеру математика и стать профессиональным композитором, с другой же – по свидетельству журналиста Валерии Ценовой, « в своих высказываниях 80-х годов, а также в записных книжках, которые Денисов вел в это же время и о которых не знали даже его ближайшие родственники , Денисов высказывался о Шостаковиче раздраженно и подчас незаслуженно резко» («Шостакович и Денисов: история взаимоотношений в документах и фактах»). В названии «DSCH» - зашифрованные нотами инициалы Шостаковича (ДШ), а сама пьеса содержит цитаты из «Восьмого квартета» и «Первой симфонии» Дмитрия Дмитриевича. Неоднозначный и сильный композитор Дмитрий Шостакович, безусловно, отталкивал и притягивал многих из его современников, и создателям фестиваля удалось передать эту противоречивость подбором произведений в первом концерте «Возвращения-2015».

Второй концерт «Автоцитаты», состоявшийся 8 января, начался с «Трио для скрипки, виолончели и фортепиано» (1911) американского композитора Чарлза Айвза в исполнении Алисы Маргулис, Анастасии Кобекиной и Фредерика д Ориа Николя. Об Айвзе с восторгом говорил Арнольд Шёнберг, по степени вовлеченности в музыку и серьезному отношению к сочинительству его сравнивали с Бахом, однако при жизни Чарлз Айвз, оригинал и новатор, вовсе не был так популярен. Как «Трио» 1911 года, так и большинство камерных и симфонических работ Айвза словно «пропитаны» духом разнообразных жанров народной музыки в сочетании с атональной и политональной гармонией. «Трио для скрипки, виолончели и фортепиано» содержало ряд отсылок к популярным американским песням и даже духовному гимну. Исполнителям удалось передать мятежное и парадоксальное настроение музыки эксцентричного Чарлза Айвза.

Продолжил вечер двучастный хорал английского композитора Джона Тавенера «The Lamb & The Tiger» («Агнец.Тигр», 1982 / 1987) на стихи великого поэта-визионера Уильяма Блейка. Музыка Тавенера, прямого потомка композитора и органиста Джона Тавенера, жившего в XVI веке, известна в России, пускай и не так широко: осенью 2014 года в Московской консерватории проходил фестиваль «От Тавенера к Тавенеру», в ноябре прошлого года на сцене Концертного зала им. П.И.Чайковского состоялась премьера позднего сочинения Тавенера «Смерть Ивана Ильича», его произведения звучали на международном фестивале «Великопостные концерты-2013» в Санкт-Петербурге. На фестивале «Возвращение» хорал Джона Тавенера исполнил вокальный ансамбль Intrada. Тавенер еще в 1977 году принял православие и всю жизнь искал вдохновение в разных источниках: от произведений Федора Достоевского и Льва Толстого до искусства американских индейцев. С английским метафизическим поэтом Уильямом Блейком, не получившим никакой известности при жизни и ставшим легендой после смерти, Тавенера роднит склонность к пониманию мира через мистику и тончайшую взаимосвязь символов.

С 6 по 12 января в Малом зале Московской консерватории уже в 17-й раз пройдет Фестиваль камерной музыки «Возвращение». Каждый год под Рождество фестиваль собирает в Москве выпускников специальных музыкальных школ России и стран СНГ, продолжающих карьеру за рубежом. В преддверии открытия фестиваля на вопросы Часкора ответил один из его художественных руководителей скрипач Роман Минц.

Далее состоялась российская премьера вокального цикла для сопрано, контратенора и инструментального ансамбля «Landscape With Three People» (2013). Исполнили новую работу молодого, но уже признанного композитора Елены Лангер англичане Анна Дэнис (сопрано) и Уильям Тауэрс (контратенор), а также Роман Минц (скрипка), Ася Соршнева (альт), Петр Кондрашин (виолончель), Дмитрий Булгаков (гобой) и Юлия Кузнецова (клавесин).

Современная академическая музыка по-разному воспринимается слушателями, она не всегда доступна и ложится на слух. Многие и многие из сочинений композиторов-современников как раз «захватывают» не с первого и даже не со второго раза, а после многократного прослушивания: понимаешь важные нюансы, звуковые хитрости и тонкости. «Landscape With Three People» - вещь, устроенная по-другому: с первых же аккордов она удивляет, если не будоражит слушателя. Композитор Елена Лангер, автор ряда оркестровых, камерных, хоровых, оперных сочинений родилась в Москве, окончила Московскую консерваторию, сейчас проживает в Лондоне. Ее моно-опера Ariadne уже звучала в рамках фестиваля «Возвращение», а скрипач и соорганизатор фестиваля Роман Минц записал произведение Лангер «Platch» для своего альбома «Violin».

Премьерный цикл из восьми песен был написан на стихи современного английского поэта Ли Харвуда и, по мысли композитора, изображал любовный треугольник: Он и Она (сопрано и контратенор) и гобой (другой мужчина). Клавесин, гобой, струнное трио и исполнители вокальных партий провели зрителей концерта по «закоулкам» человеческих отношений до благополучного финала цикла. Особенно стоит отметить звучание то яростного, то умиротворенного гобоя Дмитрия Булгакова, хотя, как обычно и бывает на «Возвращении», странно сравнивать исполнительский уровень его участников – он традиционно высок! После концертного исполнения цикла Лангер логично будет услышать эту же музыку на компакт-диске, что подразумевает более взвешенную оценку.

Второе отделение концерта открыл пианист Михаил Мордвинов, ярко и красочно исполнивший «Вариации и фугу ми-бемоль мажор, соч.35» (1802) Людвига ван Бетховена. Основная тема вариаций являлась фаворитом Бетховена. Людвиг ван Бетховен дает новую, углубленную трактовку этого старинного инструментального жанра. Бетховен автоцитирует в этом сочинении тему контрданса из балета «Творения Прометея», в целом намекая на некоего архитепического Героя, которым вполне может быть сам композитор.

Завершился вечер «Квинтетом для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели» (1904-1949) Николая Метнера. Исполняли Александр Кобрин, Алена Баева, Ася Соршнева, Тимур Якубов и Евгений Румянцев. Метнер – русский композитор и пианист, по мнению критиков, наряду со Скрябиным, Рахманиновым и Прокофьевым один из последних композиторов-романтиков. Николай Метнер широко интересовался русской традиционной и духовной музыкой, что нашло непосредственное отражение в его творчестве. Не стал исключением и «Квинтет», начатый в 1904 году и дописанный в 1949 году – мелодия отсылает к древнерусскому знаменному напеву, а некоторые церковные напевы внесены Метнером подтекстом в нотах. Зрители встретили финальные аккорды изысканного и многослойного «Квинтета» в исполнении замечательных музыкантов громкими аплодисментами.

В рамках третьего вечера фестиваля (10 января) «Эффект Вертера», посвященного теме суицида, прозвучали «Самоубийство в самолете» Льва Орнштейна, три произведения Джона Дауленда, сочинения Филипа Россетера, Анри Томази, Франца Шуберта, Иоганнеса Брамса, русские народные песни и городские романсы.

Четвертый концерт 12 января был озаглавлен как «Концерт по заявкам». Если темы «Возвращения» каждый год варьируются, то концерт по заявкам самих музыкантов – неотъемлемая часть этого ежегодного фестиваля. Начался концерт с пьесы Добринки Табаковой «Spinning a Yarn» для скрипки и колесной лиры. Исполнил ее скрипач Роман Минц, причем игра Минца сопровождалась видеорядом и фонограммой партии колесной лиры. Лейбл ЕСМ New Series в 2013 году выпустил большое аудиособрание Добринки Табаковой «String Paths». Диск номинировался на премию Grammy, а в его записи приняли участие музыканты фестиваля «Возвращение» - Роман Минц, Максим Рысанов, Кристина Блаумане. По словам Табаковой, «Sprinning a Yarn» целиком построена на взаимодействии скрипки и колесной лиры: «мелодия скрипки подчинена здесь пульсу колесной лиры, которая словно прядет фразу за фразой, и они передаются от одного инструмента к другому». Типичное для композитора соединение классической традиции и фольклора в данном сочинении приобрело новые краски на странной границе между тревогой и умиротворением.

Модернистское начало первого отделения неожиданно продолжили три большие работы великих композиторов: Вариации на тему Гайдна для двух фортепиано, соч.56 (1873) Иоганнеса Брамса в исполнении Александра Кобрина и Фредерика д Ориа Николя; трио для фортепиано, кларнета и виолончели си-бемоль мажор («Гассенхаэр-трио», соч.11, 1798) Людвига ван Бетховена в исполнении Игрид Флитер, Антона Дресслера и Бориса Андрианова; септет для трубы, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано ми-бемоль мажор соч.65 (1880) Камиля Сен-Санса в исполнении Владислава Лаврика, Алены Баевой, Алисы Маргулис, Тимура Якубова, Евгения Румянцева, Павла Стёпина и Якова Кацнельсона.

Кобрин и д Ориа Николя мастерски показали лиричную сторону музыки Брамса, при создании Вариаций на тему Гайдна ориентировавшегося на опыт Бетховена, уходившего от простого видоизменения тем и гениально их преображавшего. Название «Гассенхауэр-трио» Бетховена, камерного сочинения, в котором композитор впервые в истории музыки обратился к столь нехарактерному ранее составу музыкантов, имеет необычное происхождение: форма трио – это вариации на тему из весьма популярной в свое время оперы Йозефа Вейгля «Морская любовь», поэтому-то Людвиг ванн Бетховен и назвал свое сочинение «Гассенхауэр», то есть «уличная песнь». Флитер, Дресслер и Андрианов предложили публике классическое произведение, посредством таланта исполнителей звучащее как нельзя более современно, тонко и к месту.

Септет Камиля Сен-Санса был создан в неоклассическом духе и ознаменовал собой интерес знаменитого композитора к музыке его предшественников, а именно танцевальным формам XVII века.

Во втором отделении «Концерта по заявкам» прозвучала музыка композиторов XX века: «Секстет для флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны и фортепиано» (1933) Лео Смита в исполнении Ольги Ивушейкиной, Дмитрия Булгакова, Игоря Фёдорова, Ярослава Кострыкина, Станислава Давыдова и Ксении Башмет; «Forced March («Марш-бросок») для флейты, бас-кларнета, тромбона, фортепиано, ударных, электрогитары, скрипки, альта, виолончели и контрабаса (2008) Дэвида Лэнга под управлением Филиппа Чижевского и в исполнении Марии Алихановой, Антона Дресслера, Аркадия Старкова, Михаила Мордвинова, Андрея Дойникова, Дмитрия Илларионова, Романа Минца, Сергея Полтавского, Петра Кондрашина и Павла Степина; «Amao omi («Война бессмысленна», 2005) (переложение для смешанного хора, саксофона, гобоя, альта и виолончели Кузьмы Бодрова (2014, первое исполнение) под управлением Петра Савинкова и в исполнении камерного хора колледжа имени Гнесиных, Леонида Друтина, Дмитрия Булгакова, Андрея Усова, Бориса Андрианова.

«Секстет» Смита, трагически погибшего голландского композитора, отмечен явным влиянием французской классической музыки. Слушатели концерта имели возможность проследить тончайшую взаимосвязь темпераментного звучания квинтета духовых и громогласного фортепиано Ксении Башмет. После композиции Лео Смита был исполнен «Марш-бросок» Дэвида Лэнга, крайне популярного современного американского композитора, лауреата Пулицеровской премии и «Грэмми» за неординарное музыкальное произведение «Страсти по девочке со спичками». В сосредоточенные партии акустических инструментов врывался могучий, яростный грув электрогитары, добавляющий конкретный элемент рок-звучания в общее эклектическое звучание. По словам Лэнга, в «Марш-броске» автор постарался соединить бесконечную мелодию с другими, более упорядоченными элементами, и, судя по восторженной реакции публики, музыкантам удалось полностью передать тревожное настроение и нешуточную мощь этого замечательного музыкального произведения.

Закончился четвертый, завершающий день фестиваля новой редакцией сочинения знаменитого грузинского композитора Гии Канчели «Amao omi» для смешанного хора и квартета саксофонов. В 2014 году специально для фестиваля «Возвращение» композитор Кузьма Бодров сделал переложение для смешанного хора и инструментального ансамбля – саксофон, гобой, альт и виолончель. Текст композиции Канчели составлен из отдельных словарных единиц грузинского языка, слов-символов, и, по словам самого композитора, откорректировавшего и одобрившего версию Кузьмы Бодрова, отражающих его понимание уже пережитого и непростые обстоятельства современной действительности. Глубокий и исключительно одаренный композитор Гия Канчели, чьи сочинения часто звучат в России – автор многих разножанровых музыкальных произведений, но композиции для хора и инструментального ансамбля занимают в его творческом багаже особое место. Достаточно вспомнить произведение «Angels of Sorrow” («Ангелы печали»), звучавшее в концертном исполнении хора и камерного оркестра «Кремерата балтика» под руководством Гидона Кремера. Смешанный хор, духовые и струнные звучали как единый организм, то в унисон, то будто переговариваясь между собою. Представленное зрителю двадцатиминутное сочинение Канчели имеет свою драматургию, своеобразное построение, поэтому интересно не только его слушать, но и следить за происходящим: «замирает» гобой Дмитрия Булгакова, «плачет» виолончель Бориса Андрианова. Затихает, взрывается, переливается многоголосьем высокопрофессиональный хор колледжа им. Гнесиных.

Четыре дня фестиваля, наполненные лучшими сочинениями академической музыки – от классики до современного авангарда, судя по традиционному зрительскому интересу и восторженному отклику, еще раз доказали: российский слушатель готов воспринимать трудную, оригинальную музыку в исполнении музыкантов - мастеров своего дела, а идея проведения фестиваля «Возвращение» остается актуальной.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com


И медные трубы

VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации – гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.

03.11.2017 00:45, Светлана Остужева


Медь дороже золота?

В Туле проходит VII Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS

«Вчера в Туле был такой классный концерт! Открыли фестиваль BRASS DAYS под руководством дирижёра и трубача Владислава Лаврика, а солировал пианист Борис Березовский», – услышали мы с дочерью, стоило лишь переступить порог родной музыкальной школы. Вот так-то! Пока мы доехали от Тулы до Москвы на машине со скоростью 120 км/ч, «сарафанное радио» уже известило в первопрестольной о том, что открытие фестиваля BRASS DAYS прошло на ура!

10.10.2017 15:00, Лилия Ященко


Пока я помню, я – живу

Два концерта-реквиема – посвященный жертвам геноцида армянского народа и в память погибших в Чернобыльской катастрофе – дал в конце апреля Российский национальный оркестр. Прославленный коллектив преобразил великую музыку в хранилище кода человеческой памяти.

02.05.2017 11:31, Виктория Пешкова






 

Новости

Фестиваль «Летние вечера в Елабуге»
С 12 по 16 июля Международный фольклорный фестиваль Бориса Березовского в формате open-air «Летние вечера в Елабуге» проведёт выдающийся пианист современности, пригласивший выступить своих друзей-музыкантов. Юрий Башмет, Никита Борисоглебский, Александр Князев, солистка оперной труппы Мариинского театра Айгуль Хисматуллина, Татьяна и Сергей Никитины – звёздный состав солистов приедет в Елабугу впервые! И, конечно, пять дней подряд будет радовать публику художественный руководитель фестиваля Борис Березовский.
Проект «Открытая библиотека» представлен в РГДБ
15 июня 2018 года в Российской государственной детской библиотеке состоялось мероприятие в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», на которой выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и участник проектов «Викимедиа» Анатолий Цапенко.
«Открытая библиотека» в Астрахани
14 июня в Астраханской областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской состоялась презентация Ресурсного центра «Открытая библиотека», в рамках которой исполнительный директор НП «Викимедиа РУ» и координатор проекта Наталия Трищенко рассказали присутствующим о том, как можно организовать взаимодействие между библиотечным и вики-сообществами, как библиотекари могут использовать вики-проекты, а также о возможностях участия в конкурсе, который проводит «Викимедиа РУ».
Умер режиссер Станислав Говорухин
Скончался Станислав Говорухин, сообщил спикер Госдумы Вячеслав Володин на пленарном заседании.
Юбилейная конференция в Крыму объединит более тысячи специалистов в области культуры, образования и науки
Конференция «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», с 2015 года ставшая частью международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование. Инновации», отмечает свое двадцатипятилетие. Главный организатор Форума – Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России).

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.