Если бы мы были нацелены на наш собственный внутренний рынок, если бы росло потребление алюминия внутри России, то и не было бы этих проблем, никакие санкции нас бы не волновали. Это и есть тот главный урок, который мы должны вынести из случившегося вчера «чёрного» понедельника.
В чем причина такого обвального падения акций ведущих российских компаний, да и рубля в придачу? Почему санкции против Олега Дерипаски и Русала оказались столь болезненными для всего нашего фондового и валютного рынка?
Казалось бы, Дерипаска не из самых приближённых к Кремлю олигархов. Русал — крупный холдинг, но не самый большой. Санкции против российских компаний действовали и ранее, но наш рынок так болезненно на них не реагировал до этого.
Глубинная причина такой реакции в том, что мы вынуждены сегодня поставить под вопрос саму модель экономики, которую долго строили.
В основе этой экономической модели был экспортёр! Создать экспортера — это создать компанию мечты! Если ты наладил экспортно-ориентированный бизнес, значит ты на правильном пути.
Этому были посвящены все 90-е, когда новоявленные младо-олигархи на залоговых и прочих аукционах выкупали у государства компании, ориентированные на экспорт. Собственно, только те из бизнесменов 90-х, кто сумел отхватить какого-нибудь «экспортера» и стали олигархами.
Дерипаска и Русал в этом плане — типовой пример создания такой компании-мечты.
В 90-х у бандитов и красных директоров он отвоевывал один за другим свои алюминиевые заводы, построенные ещё в советские годы.
Потом, в нулевые пришла пора консолидации, он собирал скупленные заводы в единый холдинг. Выкупались акции у одних партнеров, привлекались другие. Цены на алюминий то падали, то росли. Нужно было налаживать кредитные линии банков, обрастать трейдерами на Западе, расширять производство. На создание громадного набора активов ушло почти десять лет.
Тем временем пришел мировой кризис 2008-го года, когда неожиданно упало потребление и стали сворачивать кредитные линии западные банки и пришлось, засучив рукава и заняться эффективностью всего хозяйства, чтобы улучшить устойчивость и меньше зависеть от цен на мировом рынке.
За десять лет после 2008-го Дерипаске удалось справиться и с этим.
Выводя на IPO свою компанию En+ (в которою он объединил все свои металлургические и энергетические активы) он обозначил окончание этого этапа. Была создана глобальная вертикально-интегрированная структура, от производства самой дешевой электроэнергии на собственных гидроэлектростанциях, которые поставляют электроэнергию на свои же алюминиевые заводы, до логистики с железнодорожными составами, которые поставляют произведённый алюминий на внешний рынок.
Был проделан длинный тернистый путь, создана компания с длинной цепочкой электростанций, заводов и фабрик с десятками тысячами работников, с очень хорошей (маржа около 30%) эффективностью для производства и продажи алюминия на экспорт.
И вот оказалось, что в этой модели есть один большой изъян — тебе могут отрезать внешние рынки. Неожиданно и одномоментно.
Это и есть тот шок, к которому оказалась не готова наша модель.
Нам думалось до этого, что выстроив модель эффективного экспортера, ты победил.
Но оказалось, что это не так.
Это можно называть издевательством со стороны США, нарушением против правил ВТО, преступлением против всех рыночных принципов, форс-мажором, и т.д. и т.п., но факт остаётся фактом.
Русал встал перед фактом, пусть временной, но полной приостановки экспорта. Оказалось, что та экспортно-ориентированная модель бизнеса, которую десятилетиями настраивалась у нас, ДАЛА СБОЙ. И скажем честно, никто пока (за эти несколько дней) не придумал, как теперь с этим жить.
Потому и такое недоумение у игроков и паника на рынках.
Наверное, шок пройдёт, и рынок придумает, как тактически обходить эти санкции, как торговать в обход и прочее. Рынок что-то придумает, но, тем не менее, уже приходит и понимание порочности самой «экспортной» модели, по которой мы жили.
Если бы мы были нацелены на наш собственный внутренний рынок, если бы росло потребление алюминия внутри России, то и не было бы этих проблем, никакие санкции нас бы не волновали.
Это и есть тот главный урок, который мы должны вынести из случившегося вчера «чёрного» понедельника.
Алюминиевые комбинаты, построенные ещё в советские времена, которые вошли с основу Русала, создавались в основном для внутреннего рынка СССР, он был огромным.
Только 15-20% «советского» алюминия шло на внешние рынки. Экспорт был, но это был лишь добавок к внутреннему потреблению.
А сегодня цифры поменялись с точностью наоборот.
Сегодня 90% алюминия Русала идёт на экспорт и только 10% потребляется внутри.
В этом корень проблемы.
И чем быстрее мы запустим механизмы внутреннего роста, внутреннего спроса, тем быстрее мы защитим себя от подобных шоков.
Какой выход можно было бы предложить Русалу и российскому Правительству в сложившейся ситуации блокирования внешнего рынка для продукции Русала?
Первое.
Начать выкупать алюминий у Русала в государственный резерв и накапливать его на наших внутренних складах.
Русал — крупнейший в мире (после Китая) производитель алюминия. Выбытие с рынка такого объема алюминия будет только поднимать его цену или как минимум держать на прежнем уровне.
Алюминий — биржевой товар, это не скоропортящиеся продукты, он может спокойно храниться длительное время.
Примеры подобного решения вопросов у нас уже были. И краткосрочные и долговременные.
Скажем в 2009-м, когда резко упало потребление алмазов в мире и цена на него пошли вниз, Правительство приняло очень грамотное решение.
АЛРОСА полностью ушла с внешнего рынка, и все производимые алмазы государство стало скупать в Гохран.
Инициатором того решения, помнится, был Кудрин, тогда министр финансов. Это было очень верное решение. Во-первых, Правительство поддержало компанию, она не останавливала производство, и цена на алмазы ввиду этого решения пошла вверх, и уже через год АЛРОСА спокойна вернулась на рынок.
То правительственное решение не только спасло компанию, но и спасло сам алмазный рынок.
У нас есть и долговременный пример, еще более показательный — это рынок золота.
С начала нулевых Россия полностью ушла с внешнего рынка золота. Сегодня мы вообще не продаём добытое в России золото на внешний рынок, хотя являемся крупнейшим его производителем. Все добытое внутри золото у нас скупает Центральный Банк для пополнения своих золотовалютных резервов.
Действуя таким образом, начиная с нулевых мы накопили один из крупнейших запасов золота, у нас его больше сейчас, чем в резервах Китая.
Суммарно Россия накопила золота в составе золото-валютных резервов на сумму около 100 млр. долларов.
К слову, сегодня это сопоставимо с объемом вложений ЦБ в казначейские облигации США.
Разница лишь в том, что добытое золото хранится у нас внутри страны и никак не подвержено риску ареста или наложению каких то санкций, а американские ценные бумаги — как бельмо на глазу.
Все только и обсуждают риски, что их у нас могут как-то заморозить или арестовать.
В общем, у нас уже есть опыт создания государством крупных резервов «биржевых» товаров и умелое ими управление.
Вторым шагом после создания глобального госрезерва алюминия можно было бы рассмотреть запуск нашей собственной биржевой площадки по торговле этим товаром.
Технологии Московской биржи позволили бы легко и в короткий срок наладить такую площадку.
Если в мире есть желающие покупать алюминий — приходите на Московскую Биржу, торгуйтесь и покупаете. На эту биржу выходил бы со своими объемами сам Русал, Госрезерв с его объемами или кто угодно ещё.
Биржевая торговля — обезличенная торговля. Там нет конкретного «продавца». Продаёт Биржа.
Будучи страной, одной из крупнейших по производству алюминия в мире, мы могли бы занять ещё и одно из лидирующих мест по биржевой торговле этим товаром.
В общем, если искать решения, мы их найдём.
Любой кризис — это шанс стать сильнее и богаче.
Источник: facebook.com/sergey.vasiliev
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- 7 шагов к семейной финансовой грамотности.
«Если ваши дети просят у вас совета, а не денег — жизнь удалась» — народная мудрость. - Грядёт глобальный кризис водных ресурсов.
Исследования и перспективы. - Пандемия оставит кадры за бортом.
- Краудворкинг: как пандемия породила толпы онлайн-чернорабочих.
И как подрабатывать после коронавируса . - Главные риски конца лета.
Что может прервать восстановление экономики. - Как геополитика задаёт правила гонки за вакциной против коронавируса.
Рассматриваем мировые отношения в эпоху эпидемии. - Рубен Ениколопов. О последствии коронакризиса в бедных и богатых странах.
- Россия: каким будет ущерб для экономики от коронавируса?
Большинство экспертов говорят о серьезном падении ВВП и доходов населения, кризисе малого и среднего бизнеса, и переделе собственности. - Россия минус нефть.
Что в итоге останется? - Project Syndicate (США): анатомия коронавирусного кризиса.
Как эпидемия изменит экономику всех стран.