26 апреля со дня аварии на Чернобыльской АЭС исполняется ровно 24 года. Страх перед радиацией постепенно рассеивается, а чернобыльский синдром всё чаще сменяется немотивированной удалью и желанием заработать на уникальности зоны отчуждения.
Ранним апрельским утром около киевского вокзала собираются туристы — их ждёт большой автобус с табличкой Рripyat.com. Детям до 18 лет бывать на загрязнённых территориях запрещено.
Чтобы настроить пассажиров на нужный лад, в автобусе показывают фильмы об аварии 1986 года и её ликвидации. C контрольно-пропускного пункта «Дитятки» начинается зона отчуждения, где проверяют паспорта.
Дальше почти сразу начинаются покинутые сёла. Тёмные окна полуразрушенных хат выглядят угрюмо. «Весной дома ещё видно, а летом они практически полностью скрываются за листвой деревьев. О том, что едешь по бывшей деревне, можно узнать только по дорожным знакам», — рассказывают организаторы.
Покинутое людьми место облюбовали животные. Сейчас здесь живёт крупное поголовье лошадей Пржевальского, есть много кабанов, лосей и косуль, появились даже рыси.
Процветание чернобыльской фауны не осталось незамеченным для браконьеров. Бороться с ними местной милиции нелегко, поскольку среди любителей поохотиться в этих лесах немало высокопоставленных чиновников, в том числе из МВС и МЧС, ответственных за сохранность Зоны. Как отмечают провожатые, нередко в группах задержанных нет никого ниже майора милиции.
В Чернобыле живут люди, работающие на ЧАЭС и других предприятиях зоны отчуждения. Городок небольшой, почти весь частный сектор заброшен, много мусора, практически всё местное население одето в камуфляж. После остановки организаторы предупреждают: «За пределы двора не выходить — по Чернобылю ходит патруль. Всех, у кого нет специального разрешения здесь находиться, сажают в изолятор». Это, очевидно, и является причиной своеобразной моды на камуфляж.
По санитарным нормам находиться здесь можно только четыре дня в неделю. Хотя немногочисленные жители деревень зоны (а их осталось около трёх сотен) на эти нормы особого внимания не обращают. Кроме того, они очень обижаются, когда их называют «самосёлами», потому что живут на своей родной земле.
Несколько лет назад в эти деревни приезжал Президент Ющенко и даже подарил одному из жителей Зоны свой мобильный телефон. Теперь тут шутят, что обладатель «президентского телефона» имеет прямую связь с главой государства и может непосредственно жаловаться ему, если что не так.
Информацию о том, что «ловить рыбу здесь категорически запрещено», непринуждённо опровергают своим видом два местных рыбака на небольшой лодке. Кроме того, хоть официально вырубка леса здесь запрещена, почти всё время вдоль дороги видны какие-то лесозаготовки, а мимо проезжают нагружённые чем-то машины. И хоть официальные власти знают о подобных нарушениях, мало что делается для их устранения.
Рассказывают о том, как весной задержали машину с половиной тонны «чернобыльской рыбы», когда подняли документы, оказалось, что один из задержанных — владелец лотков на Оболонском рынке.
Туристов приводят на мост через речку Припять, неподалёку от бывшего села Парышево. Отсюда открывается великолепный вид, как на саму реку, так и на лес вокруг, среди которого кое-где выглядывают всевозможные ржавые конструкции. А вдалеке на горизонте виднеется та самая Чернобыльская АЭС во всём своём зловещем величии.
Когда экскурсия доходит до 10-километровой зоны, гиды не рекомендуют курить, что-либо есть или пить — есть риск, хоть и не очень большой, попадания радиоактивной пыли в организм. Хотя многие, включая самих же провожатых, продолжают дымить сигаретами.
В покинутом детском садике в одной из деревень — запустение, старые советские игрушки, прогнивший потолок и треск дозиметров. На стенах до сих пор висят старые стенды, при входе — траурный венок.
На подъездах к ЧАЭС предупреждают, что снимать её запрещено, фотографировать четвёртый энергоблок можно только с одного ракурса. В помещении для экскурсий, где находится макет реактора со всеми его разрушениями, гид рассказывает о подробностях аварии.
Главный пункт назначения — расположенный в трёх километрах от ЧАЭС, покинутый город атомщиков Припять. Проросшие сквозь асфальт берёзы, обвалившиеся этажи школ, сосульки на оборванных проводах в отеле, пожелтевшие газеты за 25 апреля 1986 года, пианино в пустых квартирах, детские противогазы, эхо падающих капель в пустом спортзале, папоротник в школьной столовой, фамилии давно покинувших это место детей на шкафчиках в детском саду.
После аварии учёные ещё несколько лет работали над тем, чтобы вернуть жителей в город, и только в 1989 году стало понятно, что это невозможно.
В городе много современного мусора: пустые бутылки от пива и водки, пачки сигарет, пакеты из-под сока. На годовщину аварии сюда приезжают несколько тысяч бывших жителей, которые не всегда убирают за собой. Бывают и нелегальные туристы — любители экстремального отдыха.
Кроме того, в Припять наведываются мародёры, причём нагружённым радиоактивным металлоломом грузовикам удаётся спокойно проезжать через несколько КПП. Множество разбитых окон и отсутствие канализационных люков является последствием визитов охотников за металлом. Туристам кажется, что эти разрушения вызвал взрыв на ЧАЭС.
Самыми популярными местами для экскурсий в Припяти являются отель, дворец культуры, бассейн, чёртово колесо, школы и детские сады, причал и отделение милиции. Знаменитое колесо так никогда и не крутилось — начало его работы было запланировано как раз на 1 мая 1986 года. Кабинки из жёлтого пластика до сих пор смотрятся как новые. Гид рассказывал доверчивым туристам из США, что каждый год он лично лезет на колесо и подкрашивает каждую кабинку, зарабатывая по 100 долларов за каждую.
Мох — самая радиоактивная субстанция в Припяти, и провожатые настоятельно советуют по нему не ходить. Тем не менее, одна туристка летом устроилась загорать на этом мхе. Она где-то вычитала, что загар при радиации получается лучше и держится дольше.
Туристов предупреждают о возможной встрече с кабанами и о том, что если не выказывать агрессию, они не нападут. Был также случай, когда одна из групп наткнулась в Припяти на стаю одичавших псов — от них пришлось прятаться в машине.
В результате аварии на Чернобыльской АЭС в окружающую среду было выброшено много радиоактивных элементов. Наиболее радиологически значимыми из них являются: йод-131 (период полураспада 8,04 дня), цезий-137 (30,1 года), стронций-90 (28,8 года), плутоний-239 (24 000 лет), плутоний-240 (6 540 лет), плутоний-241 (14,4 года) и америций-241 (432, 2 года).
Сейчас основной вклад в дозу облучения людей, проживающих на загрязнённых территориях, вносит цезий-137 — его доля более 90%. Так что оправданным посещением зоны можно считать лишь профессиональный интерес. Ведь чернобыльские условия искуственно не воссоздашь.
Радиофобия, наблюдавшаяся в первые годы после аварии, постепенно проходит. Зато по-прежнему часты случаи так называемого ландшафтного генезиса, когда люди, отселённые из загрязнённых зон в другие области в новые дома с коровниками, газо- и водоснабжением, всё-таки возвращаются в свои брошенные деревни.
На новом месте они чувствуют себя плохо, даже болеют, а стоит вернуться — всё прекрасно: сеют, пашут, никаких хворей. Патриархальный уклад, психология, сформированная на протяжении веков, не дают им оторваться от своей земли.
Тема Чернобыля легко и часто эксплуатируется. Люди постепенно забывают об аварии (это очень хорошо, лишь бы государство о ней не забыло), но каждый год к очередной годовщине начинается «шухе». Идут слухи, что где-то там потекло, просочилось и т.п. Хотя официально это опровергают, мол, ничего там не сочится.
За неделю до очередной годовщины аварии украинский парламент обсуждал чернобыльские проблемы и принял постановление о состоянии, мерах и перспективах преодоления последствий катастрофы.
Как рассказал глава комитета Верховной рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Анатолий Семинога, основными проблемами остаются экологическая безопасность, строительство укрытия над реактором и переработка ядерных отходов, а также социальная защита чернобыльцев.
На многих загрязнённых территориях по-прежнему живут люди, и сейчас стоит вопрос, как возобновить работу в этих зонах. В Киеве думают, как начать выращивать на грязных землях сельскохозяйственные культуры, которые «берут не очень много радиации».
Особое внимание уделяется судьбе жителей Славутича — города-спутника, в котором живёт 26 тысяч человек, работающих на ЧАЭС. Славутич, построенный посреди Черниговской области, административно подчинён Киевской области, а чтобы добраться из него на ЧАЭС, нужно проехать через Беларусь.
Сотрудники станции, живущие в Славутиче, четыре раза в день проходят таможенный и пограничный контроль. Проект белорусско-украинского соглашения об упрощении для них поездок давно готов, но встреча президентов Лукашенко и Ющенко, на которой оно должно быть подписано, всё время откладывается — после оранжевой революции главы двух соседних государств визитами так и не обменялись.
Но самая главная проблема жителей Славутича в будущем — после закрытия ЧАЭС они станут безработными. Как справиться с этой проблемой ещё не решено.
Снятие с эксплуатации занимает 100 лет
Весной была произведена выгрузка последней топливной сборки из реактора третьего блока ЧАЭС. открыт пусковой комплекс первой очереди комплекса по безопасному захоронению отходов «Вектор» — первого за годы независимости Украины.
После того, как в Чернобыле рванул четвёртый реактор на АЭС была масса отходов. Среди них не только отработанное, но и свежее ядерное топливо. 15 декабря 2000 года президент Кучма дал команду закрыть станцию и вывести из сети остававшийся на тот момент рабочим третий блок. Семь с половиной лет — до прошлой среды — длилась только выгрузка топлива.
Отработанное ядерное топливо сгрузили во временное мокрое хранилище. Следующим важным этапом будет сооружение нового хранилища, которое планируется ввести в эксплуатацию в первом полугодии 2013 года.
Сейчас ЧАЭС ждёт консервация оборудования, которое, естественно, тоже является источником радиации. После этого надо выдержать 80 лет, чтобы прошёл период полураспада основных элементов, — лишь после этого начнётся демонтаж оборудования, и станции не станет. Будут только отходы, которые захоронят там же, но это случится уже не при нашей с вами жизни.
Кроме того, есть ещё саркофаг, для которого нужно построить так называемый конфайнмент — укрытие, защитную оболочку. Работы по разметке будущего фундамента уже начаты французской компанией Novarka.
Как сообщил её представитель, для получения полной информации о размерах существующего саркофага было выполнено трёхмерное сканирование территории вокруг объекта. Защитную оболочку планируют построить за 53 месяца (отсчёт пошёл с сентября прошлого года).
На момент подписания контракта цена работ составляла 505 млн долларов — это 16-я часть того, что Украина уже потратила на ликвидацию последствий аварии.
Источник: natalbene
Текст публикуется с сохранением авторской стилистики и орфографии
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Хроника катастрофы: у Земли появится «черный ящик» на случай климатического бедствия.
Стальной монолит будет в следующие полвека записывать климатическую и политическую информацию об изменениях в мире. - Точка невозврата .
Как близко человечество к климатической катастрофе? . - Ливень в Ленобласти затопил Выборг и Сестрорецк.
В центре Питера в воде оказались парки и автомобили. - Jyllands-Posten (Дания): обзор нового доклада ООН по климату.
Датская газета предсказала природные катастрофы в следующее десятилетие. - Предвосхищая катастрофы.
Почему ответственность за будущие бедствия лежит на каждом из нас. - Die Welt (Германия): как гигантское цунами превратило Англию в остров.
И почему это произошло. - Не сгорим, так потонем .
Есть ли свет в конце тоннеля? - Началась война, что делать?
Инструкция для гражданских. - 7 запрещенных фильмов шестидесятых.
- Метафизика Гагарина.
В пасхальную неделю 1961 года сын плотника впервые в истории человечества преодолел земное притяжение.