Подписаться на обновления
23 маяЧетверг

usd цб 64.4156

eur цб 71.8427

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Вячеслав Шадронов   пятница, 12 августа 2011 года, 11:00

Человек у окна
19-й российский кинофестиваль «Окно в Европу», проходящий в Выборге, получил подзаголовок «Прогноз на завтра»


Кадр из фильма «Елена»
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Прогнозируют погоду в российском кино здесь по всем направлениям - анимация, документалистика, а игровой блок разделен на две категории: «Осенние премьеры» - фильмы, которые впервые представлены на суд публики и жюри, а так же «Выборгский счет» - картины, уже имеющие фестивальную судьбу и отмеченные призами.

Среди первых особое место занимает «Елена» Андрея Звягинцева - произведение, которое даже не самых ярых поклонников этого режиссера (меня в том числе) заставляет говорить о том, что в русскоязычном кинематографе произошло событие мирового значения.

Криминальная притча

При том что Звягинцев остается самим собой, просто вместо выморочной условно-абстрактной метафорики он предлагает на первый взгляд вполне житейскую историю, герои которой живут не неизвестно где и неизвестно когда, а в конкретном городе по конкретным, точно обозначенным в кадре адресам.

Участвовал в антрепризных спектаклях «Игра в классики» и «Месяц в деревне». Снимал коммерческую рекламу. Мелькал в проходных фильмах и сериалах. Самостоятельно изучал киноклассику, став завсегдатаем Музея кино. Дебютировал в режиссуре, сняв для REN TV короткометражки «Бусидо», Obscure и «Выбор» (цикл «Чёрная комната»). Первый же полнометражный фильм «Возвращение» (2003) принёс ему фестивальный успех. Западные критики увидели в Звягинцеве продолжателя традиций Тарковского: «эскзистенциальное» кино с изысканно построенной картинкой - таким, на взгляд иноземного интеллектуала, и должен быть «настоящий русский фильм».

Герои Звягинцева смотрят по телевизору «Малахов плюс» и «Давай поженимся», и заняты тоже вполне конкретными делами.

Бывшая сиделка, а ныне жена богатого господина Елена (Надежда Маркина, актриса «Малой Бронной» времен Женовача) озабочена тем, чтобы выпросить у мужа (Андрей Смирнов) деньги и отмазать внука от армии.

А у того есть родная дочь (Елена Лядова), и тратиться на чужого парня он не намерен, и тогда, забрав мужа из больницы после сердечного приступа, Елена подсыпает ему в морковный сок виагру, чтобы спровоцировать смерть. И, таким образом, не допустить составления завещания не в свою пользу.

Как и следовало ожидать, метафоры, отталкивающиеся от конкретики, а не от умозрительных абстракций, оказываются и более внятными, и более доходчивыми.

При этом кино не теряет, а выигрывает и в глубине мысли, и в зрелищности - а «Елена» получилась захватывающим криминально-психологическим триллером, оставаясь вместе с тем, что характерно в целом для Звягинцева, философской притчей.

В этой притче нет противостояния добра и зла, поскольку герой Андрея Смирнова определенно не тянет на воплощение разумного, доброго и вечного - это желчный жлоб, которому не жена нужна, а такая сиделка, с которой еще и спать можно по совместительству.

Дочка же его, сознательно выбирающая жизнь ради удовольствия и так же сознательно отказывающаяся плодиться и размножаться, и подавно не внушает надежды на будущее человечества.

Но Елена и ее потомство на людей не похожи тем более - им в их бессознательном состоянии вполне комфортно, ее сын-бездельник с женой-хрюшкой случайно заделали старшего сына, потом, спустя годы, так же случайно родили младшего, и теперь жена беременна в третий раз.


Дочери-наследнице все по барабану, и после смерти мужа Елена с сыном, невесткой и внуками въезжают в унаследованную «элитную» квартиру, воспользовавшись похищенными из сейфа деньгами, чтобы жить той прежней жизнью, которую влачили на задворках, разве что в новых декорациях.

Звягинцев не делает скидок для «униженных и оскорбленных», он лишний раз подчеркивает: не политическая система, не экономический уклад, не социальная среда и даже не моральный климат приводят к деградации человека до животного.

Семейке Елены деградировать некуда, и невозможно осуждать их за то, что такова их природа. Животное не может подняться до человека - но человек способен упасть до животного.

По отношению к человеку Звягинцев безжалостен. Он не питает никаких иллюзий насчет его будущего.

Обычно приберегая ударный эпизод, связанный со смертью одного из главных героев, ближе к финалу, здесь он кульминационным моментом делает не смерть - смерть пожилого и нездорового человека происходит хоть и не вполне естественным, но все же отчасти закономерным и ожидаемым образом.

Более символична в этом плане сцена, когда в доме семьи Елены после того, как она приходит с украденными из сейфа деньгами, гаснет свет.

Точнее, свет гаснет во всем квартале: конец света - единственно желательный конец для них для всех. Но жестокий - и честный - режиссер и от такого выхода отказывается.

Между «Ассой» и Хуциевым

Вот по поводу «Безразличия» Олега Флянгольца вызвавшего фурор на недавнем «Кинотавре» присоединиться к овациям сложнее.


Фильм, который снимался двадцать лет назад и не был завершен, а в этом году смонтирован и доработан, почему-то у многих вызывает восторг.

Но мне этот с трудом натянутый на полнометражный формат опус смотреть было совсем невмоготу. То есть поначалу - занятно, все-таки Федор Бондарчук двадцатилетней давности настолько непохож на нынешнее свое состояние, что даже зная, кто играет главную роль, его узнаешь далеко не сразу.

Веселят первое время и байки про собак-космонавтов. Но дальше вся эта черно-белая претенциозно-эстетская пустышка утомляет и выматывает, ничего не предлагая взамен, потому что гибрид «Июльского дождя» Хуциева с «Ассой» Соловьева заведомо неплодовит.

От Хуциева здесь - вся внешняя форма, виды старой Москвы, которая в фильме начала 90-х собрана и реконструирована прямо-таки с археологической скрупулезностью, особенно что касается окрестностей станции метро «Сокольники».

От Соловьева - сюжетно-композиционный строй. Фрагментарность. Использование анимационных вставок. Фантастика, пронизывающая быт. Ну, и сюжетная интрига, волей-неволей к «Ассе» отсылающая.

Петя - автослесарь, самостоятельно собравший автомобиль, и заочно обучающийся в институте культуры на дирижера народного хора, случайно загремев в каталажку, на полчаса оказывается сокамерником ухажера девушки Жужи, которую встретил на танцах и полюбил.

Жужа, получившая имя в честь возлюбленной венгерского поэта-революционера Петефи - девушка опытная, и постепенно отвечая на притязания Пети, от прежних привязанностей тоже отказываться не спешит.

Что и ведет к роковой развязке: перестрелке на поле и взрыву машины, после чего вылизанная черно-белая картинка превращается в цветную и обычную.

Конечно, в «Безразличии» заложена немалая доля иронии и по отношению к шестидесятникам, и к их киногероям, что проявляется и в интонациях картины, сугубо «перестроечной» с этой точки зрения, и в фантасмагорических поворотах сюжета вроде летающей над облаками машины-самоделки или постоянно возникающего автомобиля-радиопеленгатора, не говоря уже о космических собаках.

И все-таки сегодня, двадцать лет спустя, кино воспринимается совсем не так, как его смотрели бы в начале 90-х.

Казалось бы, у этой картины сложная судьба - но это тот случай, когда, что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Двадцать лет назад фильм такого рода вряд ли был бы понят и имел успех, даже если допустить, что его увидели - а по тогдашним реалиям это совсем не гарантировалось.

Однако дорого яичко к христову дню. И теперь, когда вместо разоблачения в ходу ностальгия, а монополия на открытый пафос - у пропагандистских поделок (двадцать лет назад их не было вовсе, не стало - нечего было пропагандировать и некому), тогда как в т.н. «авторском» кино есть мода на иронию, такой иронично-ностальгический фильм, как «Безразличие», неизбежно востребован.

Теперь на него есть спрос, он вызывает ответные чувства у значительной части далеко не самой бестолковой публики.

Новый Говорухин явился

Среди фильмов программы «Выборгский счет», так или иначе значительных, заметных, выделяется «БАгИ» Андрея Богатырева - участник конкурса «Перспективы» ММКФ, заслуживший «особого упоминания», но успеха не снискавший и поклонников не приобретший.

Это почти бессюжетная открытка, посланная из 60-х в 80-е и дошедшая до адресата только сейчас. Бондарчук, очень молодой и ещё с довольно густой шевелюрой, играет автослесаря Петю, пытающегося пригласить на свидание девушку Жужу, с которой он познакомился на танцплощадке. Место действия - Москва конца 50-х - начала 60-х, по улицам и ресторанам слоняются стиляги и карикатурные бандиты в красивых шляпах, а под ногами у героев путается пёс Тузик, сбежавший из лаборатории, где его готовили к полёту в космос.

Хотя «Баги» - тоже своего рода симптом, а следовательно, »прогноз». Юрий Андреевич - военный пенсионер. Антон - банковский служащий. У Юрия Андреевича тяжело больна жена и врач, презрев клятву Гиппократа и общечеловеческие ценности, безжалостно требует 7 000 долларов, чтобы сделать операцию.

Старик готов продать все, машину-развалюху, ордена за Афганистан, квартиру даже, чтобы оплатить лечение - безуспешно, все его обманывают, кидают, избивают.

К Антону обращается любимая девушка, которая давно его бросила, и просит 7 000 долларов на операцию для бабушки, и хотя у Антона есть уже другая женщина, но и та, прежняя, ему дорога.

Чтобы найти нужную сумму, он, на работе не хватая звезд с неба, а скорее наоборот, пробует себя в роли наркокурьера, тоже, впрочем, без особого успеха.

Воину-герою требуется жалкая сумма, но всем плевать на ветерана, всех волнуют только деньги - эта нехитрая мысль так настойчиво и тупо проходит через весь фильм, что я в темном кинозале полез за каталогом, чтобы посветив мобильником, уточнить, сколько лет этому новому «говорухину».

И обомлел, когда прочитал, что Андрей Богатырев - 1985 года рождения и всего-то в 2007 году закончил ВГИК.

Ну, а других мыслей в фильме продолжительностью почти два часа нет совсем - вообще никаких, только об утрате патриотических ценностей в мире чистогана.

Перечисление названий Богатырёвских короткометражек тоже впечатляет: «Евдокия - последняя русская царица», «Предзнаменования - послания из будущего», «Творить благое дело», «Наноазбука для всех» - ну просто пророк, сегодняшних дней Заратустра!

Впрочем, обсуждать то, что не видел, не буду, а вот «БАгИ», его полнометражный дебют - это, конечно, вещь, при всем своем убожестве весьма показательная.

Говорухин, если уж на то пошло, что-то подобное в свое время и снял, называлось - «Ворошиловский стрелок», но тот, не будучи шедевром, в контексте момента выглядел по меньшей мере уместно, а Михаил Ульянов в главной роли многое оправдывал.

Главную роль в «БАгИ» играет Евгений Карельских - тоже актер театра им. Вахтангова, но, увы, не Ульянов, да и Богатырев - не Говорухин даже.

К тому же его Юрий Андреевич, когда-то доблестно убивавший афганцев, давно отстрелялся, он настолько отчаялся, что уже не надеется на справедливость, а только лишь на удачу, потому, потеряв машину, орден и едва сохранив квартиру (да и то потому, что на нее документы не в порядке и покупателей нет) идет играть на автоматах, рассчитывая пополнить бюджет.

Разумеется, проигрывает - и все-таки удача ему улыбается - владельцем игрового клуба оказывается бывший его сослуживец по Афганистану, и после определенной дозы выпитого дает, без всяких условий, нужную сумму.

Но старик и тут попадает впросак - размякший от выпитого, он отрубается (не то засыпает, не то помирает) на троллейбусной остановке, собираясь везти деньги в больницу. И там пакет с деньгами находит и присваивает Антон.

Будь «БАгИ» выдержан от начала до конца в формате «фильма выходного дня», какие крутят на канале «Россия» по субботам в вечерний прайм-тайм, бабку, может, прооперировали бы и спасли.

Но из ВГИКа выпускаются не просто поборники и проповедники «традиционных нравственных ценностей» - свои «фильмы выходного дня» Богатырев, надо полагать, еще снимет, а тут продукция фестивальная, поэтому оптимизм неуместен.

И раздобыв деньги, Антон вовсе не собирается отдавать их бывшей девушке (ради которой он, между прочим, успел обворовать новую, но в тот раз денег не хватило).

А предпочитает отправиться на Бали, причем в одиночку. 26-летний режиссер, таким образом, с амвона выносит приговор своему «бездуховному» поколению, погрязшему в разврате, эгоизме и стяжательстве.

Им, видишь ли, по телевизору «Сталкера» Тарковского показывают (кроме шуток - есть такой эпизод в фильме), а у них, у бездуховных, только и забот, как бы «бабла» заработать и свалить из родной матушки-России куда подальше, потеплее да посытнее.

Сам режиссер, конечно же, всяких корыстных и карьерных притязаний чужд.

Некоторые осенние премьеры

Режиссер Валерий Пендраковский, будучи в возрасте и статусе мэтра, сделал фильм «Ушел и не вернулся», в котором все мы уже когда-то как будто видели.


Главный герой в условном состоянии ни жизни, ни смерти бродит по городу, где прошлое мешается с настоящим, сны с реальностью, жены с любовницами, живые с мертвыми - все это в течение полутора часов без всякого окончательного выхода в жизнь или в смерть.

Какому режиссеру не приятно вообразить себя Бунюэлем? Тем более, что воображали в таком духе и Абдрашитов, и Шахназаров, и Хотиненко, и совсем недавно - Анна Фенченко в «Пропавшем без вести».

Пендраковский, по счастью, чурается социального пафоса, что уже неплохо - его сюрреалистическо-кафкианское путешествие героя между двух миров претендует скорее на экзистенциальную притчу, чем на сатирический памфлет.

Увы, притча эта тоже - по меньшей мере второй свежести: «Направо пойдешь - парапет, налево пойдешь - парапет, так и заблудиться недолго».

Вот режиссер вместе с героем и заблудился прямо в центре Москвы: главной точкой, где пересекаются все пути, случайно или символично оказалась арка в 4-м Сыромятническом переулке, где по причине ее узости трамвайные пути, идущие параллельно, соединяются в одноколейку.

Но может в этом условном пространстве и условном сюжете с участием совершенно сказочной ведьмы, колдующей над сковородкой, приговаривая «только старые мужчины засыпают без причины», и не менее волшебной, феерической блондинки Ангелики, и не стоит искать конкретных привязок к месту, времени, а также характерам, мотивам и прочим категориям реалистической эстетики.

Правда, для сказки, для фантасмагории «Ушел и не вернулся» - слишком предсказуем.

А моментами, я бы позволил себе заметить, пошловат, особенно по части фрейдистских подтекстов: когда герой протягивает Ангелике футляр от сигары и та готова взять ее, а он оказывается пустым, после чего мужчина заглядывает в черную дыру граммофонной трубы... - но, быть может, я опять лукаво мудрствую?

Тогда со всем возможным простодушием готов отдать должное эпизоду, в котором герой встречается с одноклассниками, один из которых (его играет молодой актер МХТ) так и не повзрослел, потому что рано умер.

Одноклассники стоят на автобусной остановке с корзинками, полными грибов - они говорят, что едут эти грибы сажать, и когда к остановке подъезжает автобус с черной полосой, на вопрос, не шутят ли они, отвечают сурово: «С грибами не шутят!»

Кино кровью сердца

Еще труднее говорить о «Криминальных обстоятельствах» Владимира Карабанова.


Если бы речь шла о Питере Гринуэе, подрядившемся сделать развлекательную комедию по заказу канала «Рен», можно было бы назвать «Криминальные обстоятельства» халтурой.

Но режиссер-дебютант, возможно, сочинял свое кино кровью сердца, работал искренне, от души - как же осуждать его за это. А проблема фильма в том, что он, будучи, может, и пригодным для вечернего телепоказа, очень странно смотрится в фестивальной, да еще в конкурсной, программе.

Хотя отчасти режиссер сам к этому стремился - в «Криминальных обстоятельствах» имеет место стилизация под немое кино и используются, не постоянно, но местами, субтитры в фигурных виньетках, не брезгуют авторы и реминисценциями к киноклассике, но сегодня это - общее место и для самого разухабистого коммерческого кинематографа.

Карабанов же как будто попытался угодить всем, но насколько ему удалось потрафить целевой аудитории «Самого лучшего фильма» - судить не берусь, а фестивальная публика, кажется, пребывает от увиденного в замешательстве.

Герои фильма - банкир Леонид (Даниил Спиваковский), бандит Жека (Михаил Ефремов - куда ж без него) и мент Толик (Иван Охлобыстин) - становятся вольными или невольными жертвами похитителей: у Жеки пропадает жена Люда, любительница поговорить о кармах и чакрах, у Леонида - сожительница-секретарша Катя, у Толика - любимая дочка Варя.

Силой обстоятельств каждая из женщин оказывается в руках у одного из трех мужчин, но желает вернуться к своему отцу или мужу, и мужчины хотят того же, но поскольку все они привыкли решать вопросы через стрельбу, едва удается избежать всеобщего смертоубийства.

И все же, коль скоро обстоятельства хоть и криминальные, но комедийные, видение взаимного истребление удерживает мента Толика, а он тут, вовсе даже не Жека, главный «стрелок», от рокового выстрела, и все остаются в буквальном и переносном смысле «при своих».

Кастинг проведен с учетом последних тенденций новорусской комедии: секретаршу играет экс-солистка «Блестящих» Юля Ковальчук, а ее родителей - мэтры Александр Адабашьян и Раиса Рязанова.

Для пущей солидности родители по сюжету служат в музее, используя его как собственную резиденцию. Персонаж Адабашьяна то тараторит нечто невнятное, то изрекает философического характера цитаты на всевозможных иностранных языках.

Таким образом, режиссер отдает дать и интеллектуальному кинематографу, и фестивальному формату. Но ни на жанровой природе, ни, что совсем печально, на уровне фильма в целом это не сказывается, точнее, сказывается не лучшим образом.

Молодёжное, но не молодое

Фаворитом в программе «Осенние премьеры» на сегодняшний день оказались «Бездельники» режиссера Андрея Зайцева. В главных ролях - Антон Шагин, Андрей Шибаршин и Александра Тюфтей.


Шагин - лицо молодежного кино, Шибаршин и Тюфтей известны пока больше как театральные актеры, но тоже весьма популярны - один как актер СТИ Женовача, другая как актриса «Около Дома Станиславского» Погребничко.

В эпизодах - тоже сплошь известные театральные актеры нового поколения, как писали в стародавние времена – «артисты московских театров»: Ильяс Тамеев, Игорь Теплов, Лиза Мартинес, Полина Райкина, Ричард Бондарев.

И все-таки кино молодежное - но не «молодое», и дело не в том, что режиссеру под сорок, хотя тоже - не мальчик уже. Есть, то есть был, такой термин - «папочкино кино», использовался как антоним «новой волне».

Так вот «Бездельники» - это «папочкино кино», при том что российская «новая волна», какая-никакая, тоже имеет место.

Герои фильма - как бы сегодняшние молодые люди, но вместе с тем фильм строится на песнях Виктора Цоя, а образ жизни персонажей, характер их взаимоотношений, даже язык - характерны скорее для кинематографа 60-начала 70-х, то есть эпохи, в которую Андрей Зайцев не жил и которую знает лишь по другим картинам.

На них он, возможно, и ориентируется в собственной работе. Во всяком случае, любовный треугольник, а точнее четырехугольник, поскольку у парня, который влюблен в девушку своего друга, тоже есть девушка, вырисовывается в компании, где все поют песни под гитару, в стране, говоря их собственными словами, «великобрибардии».

Может быть, в таком подходе был какой-то смысл изначально - посмотреть на отношения молодых людей не изнутри, с их собственных позиций, а со стороны, выявить в них не сиюминутное, присущее сегодняшним 20-летним, а вечное, всегдашнее.

Но до вечного «Бездельникам» - как до звезды, а вот пульс времени не прощупывается совершенно.

Сережа по прозвищу Соловей (Шагин) видит в метро девушку, и хотя не успевает заговорить с ней, влюбляется без памяти. Лучшему другу Саше Матросову (Шибаршин) он помогает покорить сердце его возлюбленной - вместе они, рискуя загреметь в ментовку, малюют под ее окнами на асфальте красной краской «Я люблю тебя», правда, Соловей смеха ради пририсовывает в конце знак вопроса.

Сработал прием или нет, но Саша своего добивается, приводит познакомить девушку, которую тоже зовут Саша (Тюфтей) с друзьями - и оказывается, что это та самая незнакомка, что Соловей видел в метро.

События развиваются не последовательно, а подаются отдельными эпизодами с большими временными лакунами. Вот девушка Саша требует, чтобы Соловей от нее отстал, а вот они уже и вместе. А вот друг Саша об этом узнает, застав Сашу с Сережей на той самой крыше, где когда-то им так хорошо мечталось и выпивалось, вот общий знакомый сообщает, что друг Саша разбился на отцовской машине.

Вот Соловей на кладбище, а вот он два года спустя с прежней подружкой Катей (Полина Филоненко) и собирается выходить на сцену как настоящий рок-музыкант, хотя снова и снова звучат песни Виктора Цоя.

А в одном из эпизодов еще и гитарный романс на стихи Анны Ахматовой про незавитую челку - такая вот ирония судьбы.

Общественная «фокус-группа» - один из фестивальных экспериментов: показывают тизер и трейлер, потом фильм, а зрители заполняют анкеты.

Я не стал заполнять, и не потому, что поленился - просто не знал, как ответить. По краткому вступительному слову режиссер Каримов показался мне человеком не вполне адекватным, но я могу ошибаться и вообще это не мое дело - его новую работу «Вдребезги» я шел смотреть с хорошим настроем.


Дебютные «Неадекватные люди» оказались если и не высшим пилотажем мастерства, то по меньшей мере одним из немногих адекватных русскоязычных фильмов прошлого года.

Возможно, из-за завышенных ожиданий «Вдребезги» я еле-еле высидел. Второй фильм Каримова не похож на первый - но это как раз хорошо, однако он при этом слишком похож на многочисленные попытки сделать русскоязычную молодежную комедию для не самой тупой публики.

В чем-то «Вдребезги» реализует ту же модель, что и «Шапито-шоу» - три новеллы, сюжетно и характерологически между собой связанные, киноманские штучки и проч. - но уровень этих фильмов несопоставим.

У Каримова в первой части две девочки-оторвы угоняют фургон маньяка, убивают его дорогой и дальше ведут себя как маленькие разбойницы;

…во второй известный радиоведущий становится жертвой розыгрыша с похищением, а его продюсер использует ситуацию, чтобы поднять рейтинги;

…в третьей к семейной паре в дом заявляется коллега жены, начинает стрелять в крысу, попадает в мужа подруги хозяйки, потом хочет подставить хозяина и стреляет в него тоже.

В итоге три линии окончательно сходятся на перекрестке автотрассы, где погибают все, кроме раскаявшегося радиодиджея и его беременной жены.

Пересказывать сюжет фильма мне не страшно, потому что если в нем есть какая-то прелесть, то не в сюжете точно. В чем - я не знаю, поскольку явно и не в актерах (в «Неадекватных людях» играл Илья Любимов, а в третьей части «Вздребезги» возникают, будто нарочно, Равшана Куркова и Артем Ткаченко), но в зале временами ржали - не постоянно, но иногда.

Каримов в начале спросил, сколько пришло местных жителей, убедился, что немало, и обрадовался: мол, нормальные люди. Ну я, должно быть, ненормальный тогда, неадекватный - да я и не претендую.

На всяком уважающем себя фестивале не только открывают новые имена и представляют новые названия, но и чествуют, или, увы, поминают тех, кто уже стоит выше всяких конкурсов.

В день 80-летия со дня рождения композитора Микаэла Таривердиева состоялся концерт его каменой вокальной музыки. 70-летие, которое празднует в этом году режиссер Роман Балаян, было отмечено специальным показом картины «Бюрюк», которую сам создатель «Полетов во сне и наяву» считает лучшей своей работой.

Был также показан и вызвал немалую волну интереса «Плюмбум» Вадима Абдрашитова, снятый ровно 25 лет назад. Но в рамках «Окна в Европу» состоялось также и совсем экстраординарное событие - режиссер продемонстрировал критикам черновик незавершенной картины, от которой его отстранили продюсеры.

«Голуби при потоках вод» - название рабочее, в сценарной заявке изначально был «Фейк», потом проект получил имя по фамилии главного героя - «Скрябин», а как и кто его назовет в итоге и назовет ли вообще - неизвестно.

В результате конфликта с продюсером Светланой Кучмаевой режиссер Эдгар Бартенев отстранен от проекта, и на фестивале показывал собственную черновую версию фильма, смонтированную на живую нитку.

История, поведанная режиссером о его взаимоотношениях с продюсером - сюжет для отдельного фильма. Конечно, в его изложении прав он. И к тому же Светлана Кучмаева, представлявшая на последнем ММКФ «Сердца бумеранг» Хомерики, лично мне, как бы это помягче сказать, не показалась ни обаятельной, ни высокоинтеллектуальной.

И при всем том - у меня не возникло ощущения, что я посмотрел изувеченный продюсером-казнокрадом шедевр непонятого гения.

Глафира - дочка владелицы сети «народных» гастрономов «Десяточка», она собирает значки, увлекается фотографией и любит животных, особенно экзотических жуков.

Живет она в роскошном доме, помыкает домработницей, но страдает, что нет у нее отца - мать говорит, что он умер, хотя на самом деле ее отец живет поблизости и ухаживает за своей парализованной матерью.

Скрябин - философствующий алкоголик и магазинный вор, устраивающий ритуализованные приемы для таких же маргиналов. Глафира и Скрябин сходятся на почве сиротства и выделенности из окружающей общественной среды.

За путаным сюжетом с множеством побочных линий (помимо отца и Скрябина у Глафиры есть еще любовник Костик, с которым спит и ее мать, а у матери - проблемы с бизнесом и новым компаньоном с рейдерскими замашками) следить непросто и, положа руку на сердце, не очень интересно.

Но трудно выносить суждение о фильме по черновику, да еще не вполне легальному. Вот про Хомерики я могу высказаться пусть субъективно, но однозначно: это мертвечина. А «Голуби» - не знаю, в завершенном, если так состоится, виде они могут и ожить, и загнить на корню.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля

Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любопытных и многообещающих новинок мирового авторского кино.

18.05.2019 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Любовь и смерть

7 фильмов о простых людях в Великую Отечественную войну

Фильмы про Великую Отечественную войну — стратегически важный жанр отечественного кино. Десятилетиями советские и российские кинематографисты снимали фильмы-эпопеи, в которых крупными мазками изображали события, проложившие путь к Победе. Однако показать не величие, а трагедию войны лучше всего удается картинам о личных историях обычных людей. Вместе с журналом «Искусство кино» T&P собрали 7 фильмов о том, как война повлияла на судьбу простых советских граждан.

11.05.2019 19:00, theoryandpractice.ru


Дорогу осилят

Уикендовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

06.05.2019 19:00, Александр Чанцев


Новая волна

20 течений, изменивших кинематограф

Любой, кто интересуется кино, наверняка слышал о французской новой волне и может быть даже смотрел что-то из Годара. Но даже те, кто смотрел условного Пак Чхан Ука или Ким Ки Дука зачастую не знают, что и они принадлежат каждый к своей волне, а таких волн кинокритика насчитывает множество и география их весьма широка: от весьма кинематографичных стран вроде Италии и США, до вполне неожиданных в подобном списке Румынии или Ирана. Попробуем разобраться в происхождении этих волн и что «нового» они принесли в мировой кинематограф.

04.05.2019 19:00, cameralabs.org


Юрий Быков: «Я бы талант поменял на смелость»

Режиссер о человечности и принятии своего пути

С Юрием Быковым я познакомилась на съемках сериала «Спящие», где работала ассистентом по работе с актёрами. Каждому, кто следит за творчеством Быкова, известно, что этот режиссер снимает в основном мужское кино, поэтому девчонке поработать с таким мастером — большая удача, но также и проблема. Помимо всего прочего, меня жутко интересовало, насколько честность и человечность, транслируемые в его работах, соответствуют его внутреннему миру и не является ли это обычным пиар-ходом.

27.04.2019 19:00, Анна Шкиль


Неутомимые «Мстители»

Гид по 41-му Московскому международному кинофестивалю

В 2018 году из-за футбольного чемпионата мира ММКФ сдвинули с июня на апрель 2019. Новые даты проведения прижились ── 41-й по счёту фестиваль откроется 18 апреля и продлится ровно неделю. Зрителей ждут предпремьерный показ заключительного эпизода блокбастера «Мстители: Финал», ретроспективы итальянского, венгерского и турецкого кино, программы Одесской киностудии, Ленфильма и ВГИКа, отмечающих 100-летие, а также спецпоказ считавшейся утраченной дебютной ленты Дзиги Вертова «Годовщина революции».

20.04.2019 16:00, Павел Пересветов


Говорите, вас слушают!

20 фильмов, построенных на гениальных диалогах

Искусство построения диалога – одно из самых непростых умений, которым необходимо овладеть сценаристу. Из-за недостатка информации события фильма могут остаться непонятыми, а избыток информации в диалоге лишает зрителя всякого интереса. На самом деле кинематограф богат картинами, в которых основной упор сделан на речевых актах героев. Мы предлагаем список 20 фильмов, которые фильммейкеры построили почти исключительно на диалогах персонажей. О визуальной составляющей и актёрском мастерстве тоже не забыли.

05.04.2019 19:00, Cameralabs


10 культовых фильмов, которые признали шедеврами мирового кино

Рейтинг неподражаемых картин

Зачастую культовые фильмы ассоциируются с низкосортными полуночными размышлениями эксцентричных режиссёров, работы которых — за очень немногими исключениями — трудно назвать настоящими шедеврами.

30.03.2019 19:00, cameralabs.org


Весенний киногид

5 самых ожидаемых кинопремьер весны

В детстве каждый из нас смотрел захватывающие мультфильмы. А теперь в мультипликационных героев превращаются звезды полнометражного кино. Этой весной нарисованные сказки станут реальностью. Кроме того, зрителей порадуют ремейки знаменитых фильмов. «Частный корреспондент» рассказывает о самых громких премьерах весны.

23.03.2019 19:00, Еркнапешян Марианна


«Гражданин Кейн» Орсона Уэллса

Прототипом главного героя — газетного медиа-магната Чарльза Фостера Кейна, послужил Уильям Рэндольф Херст, который придумал «желтую журналистику» и в свое время создал целую медиа-империю. К моменту съемок Херст уже знал о планах Уэллса и попытался силами своих СМИ помешать выпустить картину. Впрочем, молодому режиссеру удалось доснять материал и отправить его в прокат, пусть и без планируемого размаха.

22.03.2019 19:00, Мария Молчанова, diletant.media






 

Новости

Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.
Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.